Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Где родился, там и пригодился.


Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47 ОАО «Р. Ж. Д.»

Выполнила: Силкина Мария, ученица 11 класса. 

Руководитель: Коцюба Светлана Николаевна, учитель истории.

Инголь 2006

Проблема исследования:

Объект исследования: Переселенцы – основатели д. Едет.

Предмет исследования: Судьбы моих родственников.

Цель: Изучить историю рода. Задачи: Узнать, как происходил процесс переселения из Пензенской губернии в Шарыповскую волость. Выяснить историю моих предков из живого источника – писем и рассказов родственников.

Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране;
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость, мысли здравость,
Юмор, жажда прав,
Добродушная лукавость,
Развесёлый нрав;
Политичность дипломата
В речи при чужом,
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;
Страсть отпетая к природе –
От степей и гор,
Дух, стремящийся к свободе,
Любящий простор;
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь,
Без предела и завета,
К Родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать, за что? Да как?
Стойкость, сердце золотое -
Вот наш сибиряк!
И.Ф. Федоров – Омулевский.
Сибирский поэт19 века.

Что заставило меня написать реферат? Почему я выбрала именно эту тему? «Где родился, там и пригодился» - такова тема моего реферата, в котором тесно переплетаются и старожильческая культура, и судьбы моих родственников, и мои комментарии по этому поводу. Объектом своего исследования я выбрала переселенцев – основателей д. Едет. Предмет исследования – судьбы моих родственников. Я поставила перед собой цель – изучить историю рода Кирясовых – Силкиных, и две задачи: узнать, как проходил процесс переселения из Пензенской губернии в Шарыповскую волость и выяснить историю моих предков из живых источников – писем и рассказов родственников. Проблема моего исследования: особенности заселения «земли Сибирской» пензяками, участие в этом процессе моих предков, как сложились их судьбы в дальнейшем.

 

История моей семьи корнями уходит в начало 19 века. Именно в это время мои далёкие предки «протоптали» дорогу из далёкой Пензенской губернии в Шарыповскую волость Ачинского уезда, Енисейской губернии. Обустроились в тайге, возвели деревню, назвав её Едет.

В Едет с обозом продвигались переселенцы-пензяки,
В дороге дети нарождались и умирали старики.
В Новосибирске предлагали земли наделы, калачи.
Но, не колеблясь, отказались, к мечте своей упорно шли.
Где в дымке девственного леса маячил девственный пейзаж.
На веки вечные мы вместе, тайга, ты хлеб насущный наш!
Вагаль Татьяна Грациановна.
(Местная поэзия).

«Мир старожилов-сибиряков составляли сельские общины, сообщества потомственных старожилов сибирских городов, старожильческие консорации нескольких типов. Мир старожилов воспроизводил себя в последующих поколениях благодаря устоявшимся традициям, обычаям, системе воспитания детей, замкнутости жизни, крайней слабости миграционных процессов». (1).

Кто же такие старожилы? Старожилы-потомки ранних переселенцев с Европейского Севера и Приуралья. Их культура коснулась моих предков: прапрадеда Антона и прабабушки, матери моей бабушки Евдокии.

Староверы: затундренские, колымане, поляки, камчадалы, марковцы, якутяне, каменщики.

Семейские староверы были соединены родственными связями. У семейских была очень сильная власть «дедовских заветов»: они вступали в брак только в своей среде. Велико было почитание старших, не допускалось курение и винопитие, поощрялось знание церковнославянской грамоты, без которой невозможно было читать книги «дониконовской» печати.

Староверов притесняли. Многие из них бежали от коллективизации и притеснения за веру.

Одним из таких беженцев был мой прапрадед Кирясов Антон. Родом из богатой семьи, поэтому его изба была одной из лучших в деревне.

Крестьянские жилища сибиряков с момента начала освоения Сибири и до середины 19 века претерпели значительные изменения. Русские переселенцы принесли с собой традиции тех мест, откуда были родом, и одновременно начинали их менять по мере освоения края и постижения характера погоды, природы, ветров, осадков, особенностей конкретной местности. Жилище зависело также от состава семьи, зажиточности хозяйства. В любой крестьянской избе, независимо от богатства присутствовали: печь, красный угол, стол, лавки, кровать. Печь всегда располагалась в красном углу. Печь могла располагаться двояко: по-старожильчески и по-новопоселенчески. Старожильческая печка была расположена устьем внутрь жилья к окнам, которые выходили на улицу.Между печью и уличной стеной существовало пространство, которое в д. Едет называлось переулочком. В нём стоял залавок – скамья, используемая для стряпни и посуды. По воспоминаниям одной из жительниц д. Едет, Колупаевой Матрёны Петровны, «жили бедно, но весело, много пели и одевались плохо».

«Богат» Антон был не только на домашних животных, но и на детей. Их было пятеро, хотя по тем временам большие семьи - не редкость. Одним из сыновей был Павел, о котором и пойдёт речь. Антон на селе славился своей силой, легко поднимал тяжесть в 16 пудов (256 кг). Маленький Павел гордился отцом и мечтал стать таким же. Родился он в 1896 г. уже в д. Едет. Когда мой прадед вырос, в деревне произошло восстание батраков. Боролись они за искоренение кулачества, боролись с пережитками прошлого в душах людей. Что повлияло на сознание Павла, неизвестно, но после восстания он перешел на сторону батраков. Может быть, то, что он с рождения видел издевательства над бедняками, над их детьми, не знавшими детства? История умалчивает этот факт.

Впоследствии Павел женился на крестьянке Новоженцевой Татьяне Васильевне. Антон отказался от сына и больше не впускал на порог своего дома. Братья и сестра Павла жили богато и вскоре обзавелись семьями. У старшего, Микешки (семейное прозвище, полное имя неизвестно) родились двое детей - Михаил и Марья, у остальных – Масея, Матвея и Анны – по трое детей. Старшие не общались с братом по настоянию властного отца и запрещали своим детям играть с детьми Павла. Это произошло потому, что прапрадед посчитал сына предателем, ведь тот перешёл на сторону бедняков, хотя мог остаться богатым. Я думаю, это повлияло на дальнейшие судьбы моих предков.

Стали жить мой прадед с женой вместе, вместе батрачить, родили восьмерых детей: Савелия, Ивана, Александра, Веру, Василия, Семёна, Валентину и Анастасию. Последние четверо умерли в младенчестве. В живых остались только старшие.

Дальше речь пойдёт о моём деде Иване и его дальнейшей судьбе. Родился Иван всё в той же д. Едет Шарыповской волости. Детство деда прошло в доме № 9 на Замостинской улице, названной так за то, что она находилась за мостом. Сейчас это Заречная улица. Затем семья переехала в дом № 5 на Продуваловку – улицу, название которой произошло оттого, что она обдувалась ветром со всех сторон - сейчас это Пролетарская улица. Так как жили они очень бедно, то ходили по домам, просили милостыню. В Сибири просить милостыню не поощрялось, но и не считалось позорным. Просящих щедро одаривали, ведь каждый понимал, что и с ним такое тоже может случиться. В школе Иван проучился только 4 года, а в 12 лет пошёл работать в колхоз Чапаевский. В д. Едет тогда было три колхоза: Чапаевский, Первомайский и Эд-Эрямский. Впоследствии присоединился Февральский колхоз д. Акатка.

Дед выполнял любую работу, лишь бы только заработать на хлеб себе и маленьким сёстрам и братьям. Ему было 17 лет, когда началась война. Ужасная, кровопролитная, унесшая миллионы человеческих жизней. В 1944г. двадцатилетним пареньком Иван ушёл на фронт. Несладко приходилось солдатам. Спали на снегу, сильно голодали. Бывало, проснёшься утром, а рядом - замёрзший товарищ. Служил мой дед в истребительно-противотанковом полку «им. Богдана Хмельницкого»-863 связистом. В метре от тебя взрываются снаряды, страшно, а связь прерывать нельзя, ведь от этого зависит не только твоя жизнь, но и жизни тысяч таких же солдат. Дед Иван вспоминал: «Однажды мне выдали две булки хлеба, и я, стоя на карауле, съел весь хлеб сразу. Думал, болеть буду, ведь голодали сильно, но ничего, обошлось». Пишет домой письмо: «Выдали мне двухметровые сапоги». Как? Ведь он сам «метр с кепкой», тут двухметровые сапоги. Лишь после войны узнали, что это…портянки! Всю войну проносил Иван эти портянки да ботинки потёртые, лучших не было.

До войны жил дед в деревне Едет с первой женой Верой, детей у них не было. А пришел с войны, не нашел своей Веры, и никто не знал, куда она уехала. Служил Иван в Бесарабии, встретил девушку, тоже Веру, звал в свою деревню, жениться собирался, да не согласилась она. Больше они не виделись.

А в это время в тылу трудилась моя бабушка Силкина Евдокия Михайловна, будущая жена моего деда. Родилась Евдокия в 1918г. в кержацкой семье в д. Акатка, находящейся недалеко от д. Едет. Мать Евдокии была христианкой, хотя в то время в Сибири преобладала кержацкая

вера. (Кержаки – староверы, бежавшие после раскола церкви в XVII веке в Сибирь). Девушка вышла замуж за Силкина Михаила Васильевича, заставившего её после рождения дочери принять их веру. Для этого нужно было искупаться в холодной воде реки Урюп ( местная река в районе Едета) в начале весны. От ледяной воды прабабушка заболела и умерла. Дочери в это время было три месяца. Михаил женился на другой женщине. Уже тогда в жизни маленькой девочки начались трудности. Бабушка рано привыкла к труду. Водилась с младшими детьми и пряла шерсть. В школе училась только один год. В 13 лет начала работать в детском саду нянечкой. До войны убирала хлеб вручную и на тракторе, работала на лесозаготовке. Вышла замуж за Щуренкова Ивана Петровича. В 1939г. родился сын Леонид..

Во время войны ушёл на фронт Иван, ушёл и брат Дмитрий. Остались в деревне одни женщины. У бабушки на руках маленький сын и две сестры.

«Всё для фронта, всё для победы!» - таков девиз тружеников тыла. Хлеб возили на конях на элеватор в г. Ужур. (Сейчас это градообразуюший районный центр, военный городок, специализирующийся на производстве колбас, переработке молока). Как выпадала свободная минутка – шили, вязали, пряли. Тёплые вещи, сушёные овощи – всё отправляли солдатам. Бывало, и ночью работали. Зажигали лучину и пряли. Если шерсти не хватало – просили у соседей. Весной копали лопатами землю, сеяли пшеницу, семена – у кого что было. Осенью убирали хлеб серпами вручную. И всё с песней, будто подбадривая своих мужей, сыновей, братьев, будто даря им частичку своего тепла, своей любви и надежды на победу. Рядом идёт война, а жизнь продолжается!

Окончилась война. И радость, и слёзы на глазах. Пришло извещение на Пролетарскую улицу, в дом моей бабушки. Не увидела Евдокия больше своего Ивана. Осталась лишь память о нем, фотография, маленький сын да листочек с надписью: «Щуренков Иван Петрович пропал без вести в 1943г.» Следом принесли похоронку на брата: «Силкин Дмитрий Михайлович погиб в бою 17 сентября 1942г.» Запись в «Книге Памяти Красноярского края»: «Силкин Дмитрий Михайлович похоронен в 5 км от ст. Лычково Новогородской обл. - 2-438» Перелистывая страницы «Книги Памяти», я горжусь тем, что мои предки, защищавшие Родину в ВОВ, отмечены в книге, ведь не каждый удостоится этой чести.

Нужно было поднимать разрушенное войной хозяйство. Девушки, женщины и оставшиеся в живых мужчины вручную копали землю лопатами, засевали поля. Бабушка вспоминала: «Думали, после войны легче будет, оказалось – хуже. Государство двойными налогами обложило». Быстро поднялись налоги на домашнюю живность. С одной овцы нужно было сдать две шкуры, а с одной свиньи – шкуру и мясо. Продукты уходили на восстановление быта городских жителей. В 1942г. для крестьян была установлена норма обязательного минимума трудодней в колхозе, закреплённая постановлением СНК СССР ЦК ВКП (б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». Колхозники, не выполнявшие установленный государством минимум без уважительной причины, привлекались к судебной ответственности и приговаривались к исправительно-трудовым работам на срок до 6 месяцев с удержанием 25 % заработка в пользу государства. Если в годы войны эти меры были понятны народу, то в послевоенное время появилось общественное недовольство. Так же строго правительство следило за расхищением государственного колхозного имущества. Кража каралась заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от 5 до 8 лет с конфискацией или без конфискации имущества. Но это лишь незначительно сократило количество краж. По воспоминаниям жителей д. Едет, их угоняли в тайгу и заставляли работать: рубить лес и сплавлять по реке Урюп. За уклонение от труда или побег жестоко избивали или сажали в тюрьму. Эти действия характеризовались как саботаж.

Пришёл с фронта Кирясов Иван. Познакомился с Евдокией, стали жить вместе, с ними маленький Лёня. Хоть и была бабушка старше деда на шесть лет, но прожили жизнь дружно и отметили золотую свадьбу.

Оба брата Ивана, Александр и Савелий вернулись с фронта. Старший, Савелий, уехал жить в г. Комсомольск, а младший, Александр, жил по соседству в той же деревне Едет. Сестра Вера уехала в п. Горячегорск Шарыповского района Красноярского края. Но всё равно, все семейные праздники отмечали вместе. Запевалой всегда была бабушка. Её любимыми песнями были: «Враги сожгли родную хату», «Бежал бродяга с Сахалина», «Отец мой был природный пахарь». Бабушка любила петь частушки:

«Говорила брату я: Говорила брату я:
Не бери богатую, На дорогу сяду я,
Бери, братец, бедную, Сяду, ноги протяну,
Мою подругу верную». Не дам дороги никому».

У меня братишка Мишка, У меня брат молодой
Уговаривал меня: Не любит славушки худой,
«Не ходи, сестра, с товарищем, Чуть маленечко стемняется-
Обманет он тебя». Пойдём, сестра, домой.

Ох, мой дорогой, а я дорогая,
Замечаю, за тобой ухаживат другая.

А любимой частушкой деда Ивана была:

Песни петь - нога хромая,
Плясать голос не даёт.
Я пошёл бы к тёще в гости,
Да не знаю, где живёт.

Евдокия стала работать дояркой, а затем – в течение 20 лет – телятницей. Иван устроился на должность кузнеца, в которой проработал 27 лет.

Бабушка любила шутить над дедом:

«У меня милёнок есть -
Срам по улице провесть:
Руки-ноги колесом,
Две сосульки под носом».

В 1949 году у Ивана и Евдокии родилась дочь Надежда, а через три года, 5. 12. 1952 г. родился сын Михаил. В сельском совете с. Ивановка Шарыповского района в свидетельстве о рождении записали: «Дата рождения – 02.01.1953 г.» В 1955 г. родилась ещё одна дочь Тамара.

Дети подрастали, в детский сад не ходили. В 7 лет пошли в школу. Учились в селе Ивановка Шарыповского района. Михаил и Надежда окончили 8 классов, Тамара – 10. До окончания школы подписывались под фамилией Кирясовы, и только при получении аттестата узнали, что Надежда и Михаил носят фамилию Силкины. Старший, Леонид, окончил 7 классов и поступил на курсы трактористов. Надежда уехала в Красноярск грызть гранит науки в торговом училище. Михаил пошёл учиться на крановщика. Тамара уехала в Красноярск – 26 (теперь это г. Железногорск).

Разлетелись из родительского гнезда. Каждый выбрал себе судьбу сам, по своему усмотрению. Парни отслужили в армии, и пошли работать, девушки вышли замуж.

Михаил, устроившись на комбайновый завод фрезеровщиком, встретил свою судьбу – мою маму, Загумённову Галину Викторовну, работавшую на том же заводе, и вскоре молодые сыграли свадьбу. В 1974 г. они переехали в д. Едет Шарыповского района. Михаил устроился в пожарную Военизированную Охрану, работал стрелком, затем начальником караула. Так начинается история моей семьи.

Отец работал на комбайне каждую весну и осень на полях Ивановского сельского совета, помогал в уборке урожая в Назаровском районе. Мама работала в интернате при школе, а затем и в самой школе уборщицей. В 1975 г. родился сын Сергей, а в 1977 г. – дочь Наталья. Жили у родителей отца, моих бабушки с дедом. Дети ходили в школу на ст. Инголь.

Спустя несколько лет переехали п. Инголь, стали жить в интернате. В 1989 г. родилась я. В это время отец наряду с другими жителями интерната строил дом № 6а, в котором мы и живём сейчас. Сергей, окончив школу, обучался в г. Ачинске по специальности шофёра, после чего был призван в ряды вооружённых сил в Приморский край на границу с Китаем. Наталья после окончания школы училась в Красноярском медицинском колледже. Работала в ШЦРБ (Шарыповской Центральной Районной больнице), в реанимационной лаборатории). Сейчас работает по своей специальности в г. Красноярске. Я учусь в 11 классе Общеобразовательной средней школы № 47 ОАО «РЖД» п. Инголь.

Существует мнение: «Каждый выбирает себе судьбу сам,…но и против судьбы не пойдёшь». На протяжении всей работы я пыталась в полной мере осмыслить, почему именно так, а не иначе сложились судьбы моих родственников, почему чужие на первый взгляд люди оказываются близкими. Виной тому произошедшие почти два века назад события. И раскулачивания, и «перестройки» имели место в жизни моих предков. Свою работу я писала с искренним недоумением: зачем людям понадобилось творить весь этот абсурд? Я рада, что родилась после всего этого, и мне не пришлось пережить то, что когда-то пережили мои родственники. Каждый из них внёс свою лепту в судьбу России, и я надеюсь тоже принести пользу своей Родине.

Приложение

В Сибири, в частности в д. Едет до сих пор употребляются слова, имеющие старообрядческое происхождение.

Используемая литература:

1. Б. Е. Андюсев. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв. Учебное пособие для учащихся и студентов. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003 г.

2. Материалы поисковых экспедиций Музея возрождения русских народных традиций СШ № 47 № 4,5 от 4. 11. 2003

3. История Сибири. Часть 2. Сибирь в составе Российской империи: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Новосибирск: ИНФОЛИО - Пресс, 2001. стр. 201 (схема).

Устные источники:

1. Силкина Евдокия Михайловна (1918 – 2000гг.)

2. Кирясов Иван Павлович (1924 – 200 ).

3. Колупаева Матрёна Петровна, жительница п. Инголь.

 


Силкина Павлина, моя прабабушка. Второй ряд
крайняя справа. Фото 1900 г.


Силкина Павлина. В центре фото.
1900 г.


Мой прадед Силкин Михаил
Васильевич и бабушка Силкина
Евдокия Михайловна. Фото 1930-х гг.


Первый муж Силкиной Е.М. Щуренков
Иван Петрович. Фото 1942 г.


Прабабушка Татьяна Васильевна Кирясова – в центре, справа –
дед Кирясов И.П., слева – бабушка Силкина Е.М. Фото 1960-х гг.


Бабушка рядышком с дедушкой! Фото 1997 г.
 Силкина Е.М.и Кирясов И. П.


Извещение «Пропал без вести». 
Щуренков Иван Петрович пропал без вести
в 1943 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»