Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История одной деревни


Автор работы: Соколовская Анна Александровна, 14 лет.
Образовательное учреждение: МОУ, средняя школа № 7,
г.Черногорск, 9 «А» класс.

Руководитель: Соколовская Ирина Леонидовна
Место работы: МОУ, средняя школа № 5,
г.Черногорск
Должность: учитель математики

Содержание

1. С чего все началось.
2. Достопримечательности д.«Красный ключ».
3. Герои наших дней.
4. Праздники и обряды.
5. Религиозные поверья жителей д.«Красный ключ».
6. Писатели.
7. Заключение.

1. С чего все началось

Я живу в Республике Хакасия. Население составляет около 600 тысяч человек. Из них примерно 80 тысяч человек – коренное население – хакасы. Как и много лет назад большинство хакасов живут в деревнях. Есть такие деревни, где жителями являются одни хакасы.

Чаще всего именно на селе люди дорожат своим прошлым и прошлым своих предков. И сегодня мне бы хотелось рассказать историю одной такой деревни.

Эта деревня или, как говорят хакасы, улус находится на Юго-востоке Хакасии в Бейском районе.

Здесь я встретилась с Байкаловой Маргаритой Гавриловной.

Маргарита Гавриловна родилась в 1943 году. Ее отец, Карачаков Гаврил Михайлович, был председателем колхоза.

С детства Маргарита Гавриловна мечтала стать учителем.

После окончания педагогического института приехала работать в деревню Красный Ключ учителем русского языка и литературы. Здесь же вышла замуж и родила двоих сыновей.

Сейчас работает директором Красноключинской школы. Много лет занимается историей своего аала, знает почти все о прошлом и настоящем родного села.

По ее инициативе в школе работает краеведческий кружок, где собран большой материал о жителях улуса Красный Ключ.

В своей школе старается поддерживать традиции хакасского народа и своей деревни в том числе. Она поддержала идею учителей, чтобы раз в неделю дети занимались в школе в национальных костюмах. Педагогический коллектив школы проводит большую работу среди родителей. Отмечено, что в школе никто из учеников не пьет и не курит. Из ее слов мне стало понятно, что в деревне пьющих практически нет. А если даже такие и есть, то с ними «работает» все население аала.

Маргарита Гавриловна — истинный патриот своей работы, своего села, своего народа. Для нее каждый житель аала не просто обыкновенный человек, а как часть истории, о которой не должны забыть потомки. Она рассказала мне много интересного из жизни своего села.

Из слов Байкаловой М.Г.:

«Деревня примерно основана в 1880 году. Основателем был мой предок Карачаков Мухолча - переселенец из деревни Маткечик.

Древние хакасы жили родами, молодое поколение во всем придерживалось традиций и обычаям своего рода, подчинялась старшему поколению. Род Карачаковых «Читi пyypi» - род «семи волков» отличался крутым нравом, тонким умом и метким словом. В семье Карачакова Мухолча оказался очень строптивым, крутым, дерзким, ему нужна была свобода, за что и был отделен от родительского очага. Ему пришлось обосноваться в Красном ключе. Семья поселилась на склоне горы, потому что место было таежное, болотистое. На горе «Тытыг хыр» было много лиственницы, она вырубалась для постройки домов. Возле деревни течет маленькая речушка под названием «Хызыл хара суг», что в дословном переводе означает «Красный родник». Поэтому деревня и получила название «Красный ключ».

Члены кружка «Краеведение» составили общую родословную деревни Красный Ключ и отследили годы заселения каждого рода.

Среди жителей этой деревни есть свои герои. Герои Великой Отечественной Войны, герои Афганской войны, герои Чеченской войны. Есть писатели, журналисты, врачи и просто хорошие люди.

Но я думаю, надо начать все по порядку.

Для начала составим план заселения деревни Красный Ключ:

1880 год - поселился первый житель деревни - Карачаков Мухолча.
1883 год - род Пилтiр - Тюкпиековы.
1887 год - род Сарыглар - Чебочаковы.
1900 год - род Сарыглар - Сагалаковы.
1905 год - род Чыстар - Миндибековы.
1910 год - род Хахпына - Кочелаковы.
1913 год - род Хахпына - Тохтобины.
1917 год - род Халар - Юктешевы.
В 1917 году насчитывалось 23 хозяйства.
В 1917 году - род Сарыглар - Сагалаковы.
1920-25 годы - Куюковы, Нербышевы.
1925-30 годы - Сагатаевы, Тюкпиековы.
1930-40 годы - Селигеевы, Тюкпиековы.
1940-50 годы - Сагалаковы, Тохтобины.
1950-60 годы - Кызычаковы.
1998-99 годы - Чистогашевы.
В 2000 году переселились из рода Чыстар - Иптышевы.
Последние в 2002 году переселились из рода Сагай - Ачитаевы.

Сейчас население деревни составляет около 350 человек. Все жители - хакасы. Говорят в основном на хакасском языке. Но в школе естественно изучают русский язык.

Есть своя школа, клуб, памятник героям войны, которым очень дорожат жители. В улусе сохранены многие народные традиции, проводятся праздники и различные обряды.

2. Достопримечательности д.«Красный ключ»

Самое главное здание в д.«Красный ключ» - это школа. Ей уже больше 50-ти лет. Но она очень уютная, чистая и теплая. Именно сюда приходят жители со своими бедами и радостями и именно здесь можно увидеть и найти интересный материал о своих жителях.

В каждом классе школы на стенах висят родословные жителей этой деревни.
А во дворе школы стоит настоящий раритет — юрта.

Из рассказа Байкаловой М.Г.:

«Когда я приехала в «Красный ключ» работать, то эта юрта была единственной в деревне и стояла возле одного из домов. Хозяин юрты хотел использовать ее на дрова. Мне стало очень жаль юрту, и я решила ее сохранить для потомков. Выписала на свои деньги дрова для хозяина этой юрты, а саму юрту забрала и поставила ее во дворе школы. Теперь это наш школьный музей. Вообще на территории Хакасии осталось всего две таких древних юрты, которые построили хакасы по своим обычаям и традициям, одна находится во дворе нашей школе, а вторая в Азкизском районе, из нее сделали настоящий музей жизни и быта древних хакасов.

Место для юрты выбрано не случайно. Мы выбирали его всей деревней по древним хакасским обычаям. А именно: необходимо стать к этому месту спиной и через плечо бросить хлеб. Если он падает корочкой вниз - значит место счастливое, если вверх к худу. Затем надо на ночь положить хлеб на пенек. Если на него заползает паук - к счастью, если жук - к худу».

Как рассказывает Маргарита Гавриловна, место для этой юрты было выбрано только с пятой попытки.

После того, как выбрали место для юрты, но, еще не поставив саму юрту, жители соорудили коновязь «сарачын». По традиции верх коновязи делается фигурным из трех или пяти зарубок «киртпек» для привязывания поводьев. Коновязь не принято срубать или сжигать, иначе уйдет счастье.

Коновязь являлась как бы двойником хозяина, могла отождествляться также с домашним очагом, с домом, с духами местности, со священным или родовым деревом, связывающим каждого члена рода не только с семьей и домом, но и со всем племенем и с той территорией, на которой он живет.

Двери жилища у хакасов были строго ориентированы на восток. Такой порядок был заведен еще со времен древних тюрков. Замков не существовало, но простейшие запоры были.

Если у русских над дверью прибивали подкову, то оберегом у хакасов являлась медвежья лапа.

Хозяин юрты или жилья был уверен, что из дома у него ничего не пропадет, и что воры не посмеют даже зайти внутрь жилья. И до сих пор почти в каждом доме у жителей над дверьми висит вот такой оберег.

Вот такова история этой юрты, которая сейчас стоит во дворе школы и является неким символом связующим между прошлым, настоящим и будущим.

Рядом со школой находится памятник, посвященный участникам Великой Отечественной Войны. Памятник был построен в 50-х годах прошлого столетия. Более ста фамилий запечатлены на нем.

В школе учатся внуки и правнуки тех героев, которые были на фронте. Вот некоторые рассказы о них.

Из рассказа Тюкпиекова Вани:

«Среди фамилий участников войны есть фамилия моего прадедушки Тюкпиекова Ивана Владимировича. Он родился в 1906 году. В 30-е годы со своей женой Марией Васильевной переехали жить в Красный Ключ. На войну мой прадедушка ушел осенью 1941 года. Служил пехотинцем на Ленинградском фронте. Весной 1944 года после ранения в области лица был признан не строевым, и его демобилизовали. Домой вернулся весь в ранениях, с осколком от гранаты в теле. Был награжден двумя орденами и медалями. Работая в колхозе, он выполнял всю самую тяжелую работу: сеял, пахал, поднимал целину на коне.

В семье выросло семь детей. Жена Мария Васильевна трудилась в тылу. Во время войны работала в колхозе. Рано утром еще до рассвета уходила на работу и возвращалась уже после заката солнца. Вся домашняя работа лежала на плечах детей. Умер Иван Владимирович в 1987 году 31 мая. Марья Васильевна пережила своего мужа на 15 лет и умерла в восемьдесят пять лет. После них осталось более двух десятков внуков и еще больше правнуков».

Из рассказа Миндибековой Оли:

«Наш земляк Сагалаков Олан Васильевич родился 15 апреля 1913 года. Когда началась война, ему было 28 лет. В армию призвали его в 1942 году. Дома оставались жена и двое детей. Служил во втором Белорусском фронте. Участвовал в освобождении города Смоленска. При освобождении города был тяжело ранен. После возвращения в 1944 году продолжал трудиться в селе Красный Ключ. Когда вернулся домой, он не сидел сложа руки, потому что война бывает не только на переднем крае, но и в тылу. Немного подлечившись, стал помогать на полях, сеять и убирать хлеб, который отправляли на фронт.

Он был частым гостем школы, где делился своими фронтовыми воспоминаниями. В своих рассказах вспоминает, как было тяжело особенно в первых боях. Были также минуты радости, когда с криками «Ура!» наводили панику в рядах противника. А также вспоминал, сколько друзей потерял на дорогах войны.

Последние годы это был единственный ветеран деревни. Учащиеся оказывали ему посильную помощь в хозяйстве. Умер Олан Васильевич в сентябре 2005 года».

К 60-летию победы над фашизмом в деревне был построен вместо старого новый памятник. Из белого мрамора.

Но он по-прежнему является местом, где вспоминают о тех, кто принимал участие в войне в те далекие годы.

Рассказывает Миндибекова Оля:

«У каждого из нас свое двадцать второе июня 1941 года. Для меня этот день тоже, как и для многих других ужасен и роковой. Хотя я не присутствовала в эти дни.

Война - тяжелое, суровое дело, и ни один человек не хотел бы, чтобы она была. И пусть в мире никогда не будет войны и пусть никто не испытает то, что испытали наши бабушки и дедушки, участники Великой Отечественной войны».

Но эти желания только пока остаются желаниями детей, потому что после этой войны для жителей села были еще войны и еще потери, но с этими потерями были новые герои, которыми гордится сегодня Красный Ключ.

3. Герои наших дней

Один из таких героев Тюкпиеков Сергей Семенович.

Сергей родился в 1962 году в деревне Красный ключ Бейского района, в семье крестьянина. Мать - Тюкпиекова Анна Афанасьевна домохозяйка, отец - Тюкпиеков Семен Аплович до пенсии работал чабаном. В красном Ключе Сережа окончил начальную школу, а затем поступил в 5 класс в М.Монокскую 8-летнюю школу. Закончив 9 классов, поступил в Таштыпское СПТУ. В 1980 году заканчивает его по специальности тракторист-водитель. 28 октября 1980 года был призван в ряды Советской Армии. Служил в Афганистане в воинской части № 51884 рядовым. В 1982 году, выполняя боевое задание, погиб, заслонив грудью своих товарищей и командира. За отвагу в бою был награжден орденом «Красная Звезда» № 3690308 от 17 ноября 1982 года указом президиума Верховного Совета СССР.

Награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» 23 февраля 1989 года указом президента Республики Афганистан от 15 мая 1988 года.

По его последним письмам из Афганистана стало ясно, что он мечтал стать лесником или охотником и поступить в Иркутский институт, когда вернется домой. Такую благородную мечту прервала автоматная очередь, которая оказалась роковой для Сергея. Похоронен в родной деревне 18 августа 1982 года. Его именем была названа улица, на которой он жил.

В 1996 году деревню потрясла гибель еще одного земляка - Чебочакова Сергея.

Он родился 20 сентября 1969 года в деревне Красный Ключ в простой крестьянской семье. Отец - Чебочаков Архип Алексеевич был опытным кузнецом, проработал до пенсии на ферме № 5. Мать - Вера Афанасьевна работала дояркой. В семье было 10 детей, все были трудолюбивыми, старшие воспитывали и заботились о младших. Родители, чтобы вырастить своих детей не покладая рук работали на ферме и дома по хозяйству. Отец своим сыновьям купил мотоцикл. Сергей был «механиком», он ремонтировал мотоцикл. Помогал детям соседей ремонтировать велосипеды. После окончания Бондаревской средней школы в 1986 году поступил в Таштыпское СПТУ-79, где получил профессию тракториста-машиниста и затем работал на ферме № 5 совхоза Бондаревой Бейского района.

В ноябре 1987 года был призван в ряды Вооруженных сил, в учебный полк в город Теджен Республики Таджикистан, где успешно освоил специальность механика-водителя средних танков. Длительное время находился в составе ограниченного воинского контингента в Демократической Республике Афганистан. После вывода войск из ДРА и увольнения из рядов Вооруженных сил вернулся домой. По направлению комитета комсомола совхоза «Бондаревский» пошел служить в милицию. За время службы в органах внутренних дел РХ, он показал себя дисциплинированным, грамотным работником, опытным, исполнительным специалистам. В апреле месяце руководство МВД отправило старшего сержанта в район боевых действий в Чеченскую Республику. За добросовестное отношение к службе, мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга ДРА, а также в отличную службу в органах внутренних дел старший сержант милиции Чебочаков С.А. неоднократно получал поощрения от командования. Он награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», медалью «70 лет Вооруженным Силам СССР», ценными подарками.

4 мая 1996 году в городе Грозном при выполнении правительственного задания он погиб от пули снайпера. Чебочаков С.А. посмертно награжден орденом Мужества № 16421 от 18 ноября 1996 года. Руководство МВД РХ и Азкизского РОВД, коллеги по работе, товарищи, друзья глубоко переживают трагическую гибель.

Но не только горькие воспоминания об ушедших присутствуют в рассказах жителей деревни. Бывают дни, когда в каждом доме «витает дух» праздника и радости. И на праздниках хотелось бы остановиться подробнее.

4. Праздники и обряды

Рассказывает Байкалова М.Г.:

«Школа - единственное культурное учреждение в деревне, поэтому педколлектив несет всю ответственность за культурно спортивно-массовую работу не только в школе, но и во всей деревне в целом.

Как вопрос первоочередной важности встала задача восстановления этнокультурных функций школы, возврата ей действительно национального характера».

Для традиционного мировоззрения хакасского народа характерно, прежде всего, осознание животворной силы Природы, живого начала в Природе, реалистическое восприятие которого облегчено в символы и образы, отраженные в реальной жизни ритуалами и обрядами, обычаями и традициями, которые составляют основу календарных народных праздников.

Одним из таких праздников является День весеннего равноденствия, означающий встречу нового года. Этот день был утром новотворения, утром возрождения Природы к жизни, утром Года. Границы зимы и лета называется хакасами Чыл Пазы - Голова Года. Ритуальные действия людей в этот праздник таят в себе сакральный смысл открывания закрытого, расстилания свернутого, оттаивания замерзшего и он происходил тогда, когда сок внутри деревьев начинает свой животворящий ход.

В праздник Чыл Пазы на березу повязывали многоцветные лоскутные Ленточки - чалама. Чалама должны быть белого, голубого, красного и зеленого цветов, не допускались черные, которые олицетворяли болезнь, горе, смерть, печаль. Белый цвет символизировал истину и чистоту, является символом верности и преданности; голубой цвет означает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, а также равновесие Космоса и Природы на земле; красный цвет - это жизнетворные лучи Солнца, как и языки пламени в очаге, дарующие обитателю Среднего мира тепло, пищу и спокойствие, зеленый цвет - цвет листьев, трав, любой растительности на земле понятен человеку как символы материальности и вечности живой и неистребимой Природы, начала всех начал на Земле.

В праздник Чыл Пазы хакасы вступали в диалог со стихиями Космоса, Природы, жилища своеобразными приемами - энергетическим языком, где предполагалось двусторонность: после благодарения ниспосылалось благословение, после почитания предполагалось заряжение силой стихии: после очищения даровалась радость жизни.

К празднику Чыл Пазы люди дарили друг другу подарки, которые заключали в себе глубокий философский смысл. Символом времени, замыкающего в кольцо, выступает в хакасском фольклоре змея. Змеи просыпаются от зимней спячки первыми, и перед выходом из своих пристанищ сбрасывают старую кожу, меняя ее на новую. Вероятно, именно это наблюдение послужило основой того, что в Чыл Пазы принято дарить новую одежду.

С праздником Чыл Пазы связано много надежд на будущее и для каждого в отдельности, и для всего рода в целом.

Здесь необходимо отметить, что по свидетельству ученых, в день весеннего равноденствия получение энергии солнечного излучения достигает предела, явление это человеком замечено с давних времен. По традиционному верованию хакасов тот, кто встретит первые лучи солнца в этот день дважды будет счастлив, так как получит большой заряд от золотого луча, т.е. положительные энергии и за гостеприимство.

Впервые коллектив школы решил провести праздник «Чыл Пазы» в 1997 году. Праздник получился на славу и в широком масштабе. Имею в виду то, что на этот праздник приехали гости из соседних деревень - из Малого Монока, Большого Монока, присутствовали представители из Беи, Куйбышева. А сколько было телекамер из районов Аскиз и Беи, республики! Сколько радости и удовольствия получило население. Были соблюдены все ритуалы проведения праздника: с почитания огня за верность и поддержку в зимние стужи, ритуал очищения души — сжигание черных чалама с тремя узлами (прошлые, настоящие, будущие болезни, несчастья, грехи), почитание священной Березе и завязывание светлых чалама.

На этом же празднике были представлены к награждению премиями старожилы деревни, ветераны войны и труда, многодетные матери за достойное воспитание своих детей. Организовали конкурс по национальным видам спорта, конкурс на блюда, рукоделия, прикладного искусства.

В школе еще традиционно проводятся такие календарные праздники, как Уртун Тойы — День Урожая, Ымай Ине - День богини Материнства, Чир Ине - День Земли.

Помимо праздников, учителя уделяют много внимания проведению с детьми национальных игр.

Очень популярной в этой деревне является игра «Хазых» - «Костяшки». Эта игра, судя по всему, была первой игрой хакасского народа. В школе ребятишки сами изготавливали костяшки из позвонков домашних животных.

В этой игре участвуют двое. Сначала с помощью жеребьевки определяют, кому первому начинать игру. Жеребьевки разные: «пусто или густо», с помощью палочки «кто выше», по счету и т.д.

Первый игрок бросает костяшки на стол, затем начинает выбивать те костяшки, которые лежат одинаково. Это продолжается до тех пор, пока игрок не промажет, или одна из двух костяшек ударится в третью. При выбивании без ошибок, одну костяшку первый игрок забирает себе. После ошибки первого игрока, вступает в игру второй. Игра заканчивается, когда остается всего одна костяшка. Побеждает тот, у кого больше выбитых костяшек. Если число костяшек у игроков одинаково, то засчитывается ничья. С победителем начинает играть следующий игрок.

Местные жители, пройдя через века, старались сохранить не только свою культуру, но особенности своего мировоззрения. Считается, что после присоединения Хакасии к России местное население приняло христианство. Но все-таки религиозные верования поддерживались социально-сословной группой шаманов (камов).

5. Религиозные поверья жителей д.«Красный Ключ»

Вообще шаманы делились на три категории.

Самые большие - «пугдуры» имели до 9 бубнов, особый костюм и огромную «армию духов».

Средние шаманы — «пулгосы» обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд.

Низшая категория - «чаланчики» обладали гипнозом. Они не были посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Чаланчики лечили от испуга, сглаза и т.д.

Из воспоминаний жителей деревни: «В нашей деревни всегда были шаманы, так как населенный пункт находится недалеко от места где обитает богиня Умай. По поверьям богиня Умай обитает среди небесных белых облаков на священной горе и простым людям не видна. Эта священная гора расположена в верховьях реки Енисей и в настоящее время здесь построена Саяно-Шушенская ГЭС».

Шаманы могли приносить как пользу так вред населению.

Рассказывает Байкалова М.Г.: «Я в деревне стала сильно болеть, врачи не могли найти причину болезни. Постоянно болела голова, лихорадило, появлялась тошнота. Однажды мама пригласила шамана хам Каюкова Сидора. Он посадил меня около печки и стал шаманить, размахивая моим же платком во все четыре стороны и что-то проговаривая про себя. Все эти обряды он проделал три раза, и каждый раз открывал дверь избы и как бы кого-то выгонял из дому. После этого я почувствовала облегчение и уснула. С этих пор отец постоянно посмеивался над мамой и мной: «Сидорова дочь, поэтому он наверное вылечил тебя».

Но шаманы так же могли не только вылечить, но и уничтожить весь род. Таким был Миндибеков Гырла. В Красный Ключ он приехал из Матай аалынан. Этой деревни сейчас нет. У него было 4 бубна. Он принял силу 18 братьев. Такого сильного шамана еще не было в этих местах. После лечения он брал все, что давали: одежду, скот, шкуры. О нем в деревне говорили, что, поссорившись, он истребил два рода Ихоха и Проньки.

Перед тем как кто-то в деревне должен был умереть, то люди ночью слышат бой бубна, бой начинался с того места, где он жил и доходил до того места, где жил его брат.

Вот еще интересный случай был с шаманом из рода Табан. Перед смертью этот шаман дал наказ родным, его тело не предавать земле, что он через 9 дней оживет. Когда он умер, его гроб понесли в лог «Одим». На скале росло дерево, и на это дерево его привязали. Через 7 дней ради любопытства пошли посмотреть. Он в гробу перевернулся на живот. А на 9 день увидели, что его разодрал медведь. Но жители были уверены, что если бы не медведь, то он бы ожил.

Тому примером еще один случай из воспоминаний жителей деревни. Рассказывает Чебочакова Г.Е.: «Моя бабушка была шаманом, но относилась к низшей категории - «чаланчики». Многих лечила от болезней, от сглаза. Так же лечила животных. Но перед смертью она попросила не хоронить ее 7 дней, так как она должна была ожить. Это было советское время, и больше 3 дней держать покойника было нельзя. Когда на третий день ее понесли на кладбище, ее муж увидел, как над ней поднялось белое облако».

Из рассказа Кызычаковой Н.Ф.: «В нашем селе сейчас нет больше шаманов. Последний шаман Тюкпиеков Окса умер 2 года назад. Но я видела, как он лечил людей, скот. Он умел выправлять головы людей. По глазам мог определить, какая часть головы повреждена. Обладал очень сильным гипнозом».

6. Писатели

Среди жителей деревни Красный Ключ есть также выдающиеся люди. Писатели и журналисты.

К таким относятся Нербышев Николай (Каркей) Трофимович - член Союза писателей РХ, и поэт Тиспиреков Яков Андреевич.

Я.А.Тиспиреков родился в деревне Красный Ключ в 1924 году. Закончил там начальную школу, семь классов закончил в Бельтырах. В те времена человек, закончивший семь классом, считался образованным. В колхозе Яков выполнял разную работу: пахал, работал на силосной яме, был кладовщиком, продавцом.

Юность Якова Тиспирекова опалена войной. На фронт он ушел в 1943 году. Войну закончил около реки Сунгари. Отслужил в армии 6 лет. Колхозные работы были тяжелыми, а на войне пришлось пережить еще более тяжкие испытания. После войны Яков Андреевич несколько лет живет в Хабаровске. Там и встречает свою судьбу Емельянову Евдокию.

Путь в литературу у Якова Андреевича был иным, чем у других. Умудренный жизненным опытом, уже в пожилом возрасте он пробует сочинять стихи, и они у него начали получаться. В нем проснулся поэт.

В его произведениях мы зримо ощущаем журчанье родника, шум тайги, песни хакасской степи...

Творчество Я.А.Тиспирекова тесно связано с хакасским фольклором, многие стихи написаны в ритме тахпанов, народных песен, поэтому на многие стихи написаны мелодии хакасским композитором Г.И.Челбораковым («Красавица», «Черемуха», «Весна» и др.).

Отдельные его произведения вышли в «Эстрадном сборнике» (1964), в сборниках стихов «Радуга» (1967) и «Серебряное кольцо» (1968), «В семье единой» (1992).

Нербышев Каркей Тимофеевич родился в д.Красный Ключ в 1938 году. Дом, где он жил стоит недалеко от школы. Сказки, легенды, предания, рассказанные бабушкой еще в детстве, остались надолго в памяти любознательного мальчика. Из этих рассказов он черпал вековую мудрость и историю своего народа. Еще учась в школе, он начал писать стихи.

Отслужив в армии, с 1958 года Каркей Трофимович начал работать в школе и продолжал писать. Встреча с писателем Н.Г.Доможаковым и его советы вселили уверенность в молодого автора и помогли найти ему собственный стиль.

С 1961 года Каркей работает корреспондентом газеты «Ленин чолы». Его произведения регулярно стали появляться на страницах этой газеты и альманаха «Ах тасхыл».

В 1973 году вышел первый сборник прозаических произведений талантливого писателя «Бурлящий родник», включающий повесть и рассказы. В 1978 году увидел свет сборник стихотворений «Песни счастья». Главный труд автора - роман «У синих утесов» - был опубликован в 1983 году.

Своеобразный стиль, сочный, колоритный язык, тонкий юмор отмечают произведения К.Т.Нербышева.

Продолжают славить свою деревню юные таланты - Нербышев Женя, который является чемпионом по рукопашному бою и участником конкурса «Час ханат», и Нербышев Саша, который является лауреатом премии главы администрации и учится в девятом классе Красноключинской школы.

7. Заключение

В конце своего рассказа Маргарита Гавриловна еще раз подчеркнула, что каждый житель ее деревни - это история, и поэтому то о чем она смогла рассказать мне всего лишь маленькая частичка того, о чем можно рассказать.

У каждого человека своя судьба, своя жизнь, и она связана с судьбами других людей.

У хакасского народа человек никогда не остается наедине с собой, своими проблемами. Ему всегда есть к кому обратиться, где ему всегда помогут. Поэтому каждый год весной собираются люди одного рода и решают свои внутриродовые проблемы. Кому помочь материально, кому морально, кому физически помочь с огородом и хозяйством. Пусть даже дальние родственники, но если эти люди одного рода, они всегда помогают друг другу, и не потому, что так надо, а по велению сердца. Эта связь поколений настолько прочна, что уничтожить ее вряд ли кому удастся.

Эта деревня поразила меня, не столько своей историей, сколько своими традициями, которые бережно хранит в своем сердце каждый. Столько всего интересного я узнала всего лишь за один день моего пребывания там. И, конечно же, это не все, ведь все узнать невозможно. Если приехать в эту деревню еще раз, то, наверняка, можно узнать еще очень много новых фактов о жизни и быте ее жителей. На выезде из деревни я решила сфотографировать ее издалека, так в душу она мне запала.

Казалось бы, маленькая простая деревня, но сколько истории она в себе хранит...

Литература

1. В.Я.Бутанаев. «Традиционная культура и быт хакасов».
2. В.Я.Бутанаев. «Происхождение хакасских родов и фамилий».
3. Г.Д.Сундуй. «Урта - традиционное жилище кочевых народов Азии».
4. Г.Г.Казачинова. «Чыл Пазы» - методическое руководство.
5. История Хакасии. Москва, «Наука», 1993 г.
6. Местный материал, собранный кружковцами «Краеведение».


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»