Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

VII Ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия - XX век" 2005/2006

Главная тема конкурса 2005/2006 года остается прежней: судьба человека в российской истории XX века.

Предлагаем участникам конкурса выбрать одно из следующих направлении исследовательской работы:

1. История семьи

2. Личность и общество

3. Человек и власть

4. Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения

5. Человек и малая родина

Цель конкурса - побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века. Ведь без понимания того, что принес XX век - один из самых драматических в истории России, невозможно понять настоящее или представить себе, какое нас ждет будущее.

Результаты прошедших конкурсов показали, что наибольшее количество присланных работ посвящено истории семьи или какой-либо человеческой судьбе. Это естественно - ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны, от которого нынешних школьников отделяют многие десятилетия.

Взаимоотношения личности, общества и государства огромная и очень разнообразная тема, которая заставляет задумываться над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над обществом в целом. Не менее интересно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу, как общественная самодеятельность противостояла государственному диктату.

Важно, чтобы вы обратили внимание на тему свои — чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям — вот одна из наиболее важных тем нынешнего конкурса. Работая по этой теме, чрезвычайно важно исследовать исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах становился «чужим» в вашем городе или деревне - в ту или иную эпоху.

В рамках темы «свои - чужие», как, впрочем, и в рамках любой другой из обозначенных тем. Вы можете обратить внимание на такую интересную и малоисследованную тему, как история российских и восточноевропейских евреев. Исследования в этой области - истории конкретных людей, общин и даже зданий, помогут Вам узнать много нового об этой части российской истории, до сих пор окруженной почти непроницаемой стеной из мифов.

Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из. прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса - эти улицы, эти здания, эти памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

Главное — мы не ставим участникам конкурса жесткие тематические рамки. Работа может быть посвящена любой другой теме, главное, чтобы она отвечала общей идее конкурса - человек в истории.

История повседневности - одно из ключевых слов этого конкурса и работа получится особенно удачной, если вам удастся наполнить ее живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшие эпохи -деталями быта, описаниями культурной среды, конкретными примерами языковой лексики.

Исследовательская работа, присланная на конкурс, может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.

Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания (просьба присылать копии, а не подлинные семейные документы), статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы сознательно не ограничиваем вас в выборе жанра и темы, однако просим не присылать работ на 3-4 странички типа школьных сочинений, рефератов, целиком состоящих из книжных и газетных цитат, или чужих текстов, «вынутых» из Интернета.

Мы также будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в. видео- или электронных вариантах. Однако работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму обязательно должен прилагаться сценарий.

Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:

фамилию, имя и отчество автора (полностью),

адрес автора с почтовым индексом,

класс и номер школы,

по возможности телефон (просьба писать печатными буквами).

Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью).

Просим также приложить аннотацию (краткое содержание работы); использовать сквозную нумерацию страниц ваших работ и прилагать список всех дополнительных материалов.

Желательно прислать два экземпляра работы.

Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.

Работы должны быть набраны на компьютере, или перепечатаны на машинке. Допустим и текст, написанный от руки, если он легко читается (просим не присылать ксерокопии с рукописных работ).

Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались в своих изысканиях и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Участники конкурса: мы приглашаем принять участие в конкурсе учащихся средних учебных заведений России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс - до 10 января 2006 (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2006 года. Для подведения итогов конкурса авторов 40 лучших работ пригласят в Москву, где им будут вручены ценные призы (компьютеры, видеомагнитофоны, фотоаппараты, диктофоны). По решению жюри и оргкомитета 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.

Авторы 200 работ, получивших высокую оценку экспертов и жюри, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте. Все приславшие работы на конкурс получат свидетельство участника конкурса.

Учителя и наставники, помогавшие конкурсантам, также будут отмечены. 3 лучших учителя, выбранных жюри, будут приглашены в Москву и награждены ценными подарками, 100 лучшим наставникам будут высланы благодарности и книжные подарки. 30 наставников, активно участвовавших в конкурсе, осенью 2006 года будут приглашены в Москву для участия в научно-практическом семинаре.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы будут опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории» на безгонорарной

основе.

* * *

Фонд «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), РОО «Открытая Россия» (РФ), Фонда Форда (США), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ)

* * *

Просим сообщить нам о намерении участвовать в конкурсе до 1 декабря 2005 г. Делать это необязательно, но, получив вашу заявку, мы вышлем вам методические и информационные материалы.

Заявки и работы следует присылать по адресу:

Россия, 127051 Москва, Малый Каретный переулок 12, Международное общество «Мемориал», «На школьный конкурс».

Тел.: (095) 299-65-04 (с 12.00 до 18.00)

Факс: (095) 973-20-94

E-mail: konkurs@memo.ru

HTTPS://www.konkurs.memo.ru

 

 

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ КООРДИНАТОРЕ

В Красноярском крае и Республике Хакасия организацией конкурса занимается Красноярское общество «Мемориал». Региональный координатор конкурса по Красноярскому краю – Алексей Андреевич Бабий (e-mail memorial@maxsoft.ru, Тел/факс (3912) 65-13-85), ул.Урицкого, 61 (Дом науки и техники), к. 4-27.

Вы сможете получить методические материалы, консультации, ознакомиться с работами победителей, поработать с архивом Красноярского общества «Мемориал», получить компакт-диск для учителей истории. Мы располагаем адресами репрессированных, остарбайтеров, у которых можно взять интервью.

Важно: если вы не успели отправить работу до 10 января 2006 года, не отчаивайтесь – ее можно до конца января 2006 г. передать непосредственно региональному координатору – он отвезет работы в Москву в начале февраля. Просим также выслать региональному координатору электронную копию работы для опубликования на сайте memorial.krsk.ru.