Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Моя семья на фоне истории России 20в.


Управление образования администрации города Канска
МОУ средняя общеобразовательная школа №18

Выполнила: Батракова Е.С. учащаяся 9 класса
Руководитель: Данилова Л. М. учитель истории

г. Канск
2007г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Коллективизация сельского хозяйства
1.1 Трагедия семьи в процессе раскулачивания
1.2 Переселение в Сибирь
Глава2. Суровая жизнь в 1930е гг.
Глава3. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
3.1 Героический труд на канском лесозаводе
3.2 Трудармия: между жизнью и смертью
3.3 Репрессии против немецкого населения
Глава4. Жизнь и быт в 1946-60е гг.
Глава 5. Моя семья в 1970х-1990е гг.
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Актуальность:
В современном Российском обществе много проблем. И одна из них - это проблема памяти. У нас говорят: на ошибках учатся. Значит, мы должны знать, помнить те ошибки, которые были совершены в прошлом, чтобы они больше не повторялись. Но, к сожалению, исторические события большинством не воспринимаются на должном уровне. Мы, как Иваны, не помнящие родства. Ведь многие не обращают внимания на свою родословную. В результате чего отсутствует осознание и сохранение связи поколений, а, следовательно, не формируется ощущение исторической эпохи. Ключевский сказал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть узнаем себя».

Мне сейчас 15 лет. Я могу назвать себя потомственной жительницей города Канска, здесь жили и работали, любили, были счастливы и горевали мои родные, начиная с прапрабабушки. Я живу в современном обществе, перед которым стоит много проблем. И одна из них - это проблема памяти. Так исторически сложилось, что с корнями была вырвана из душ людей вера в будущее. А чтобы вернуть веру, нужно вернуть людям память. За все, что сделаем мы, и что будет сделано после нас, несет ответственность наше поколение. Сегодня мы отвечаем за исправление старых ошибок, которые не должны повторяться. И я задумываюсь, могут ли помочь знания истории моего рода самоопределиться мне и самореализовать себя в будущем. Я решила подробно исследовать свою родословную. Мне захотелось узнать, какие черты характера (и слабые, и сильные) заложены во мне генетически, какая кровь течет в моих жилах, ведь моя родословная многонациональна. Мне интересно, могли ли мои предки что-либо изменить в своей судьбе или судьбами людей правят отдельные личности. История листает страницы жизни, и в этой истории есть частичка судьбы моей семьи.

Объект исследования: историческое развитие России на протяжении 20в.

Предмет исследования: события, происходившие в моей семье с 1920х гг.

Цель исследования: углубление и конкретизация представлений о ключевых событиях истории России на основе синтеза общеисторического, краеведческого материала, материалов семейного архива.

Задачи:

1. Систематизировать и проанализировать документы семейного архива.
2. Подобрать общеисторический и краеведческий материал.
3. На основе синтеза подобранного материала рассмотреть тему на уровнях: история человека – история города – история страны.
4. Оценить события недавно завершившегося 20в. с точки зрения уважения и обеспечения прав и свобод человека, его ценности и значимости в обществе.

Историю моей семьи по линии матери можно начать, к сожалению, только с 1920х гг., да и то, в большей степени опираясь, на воспоминания моей бабушки Безлер-Григорьевой Эрны Эвальдовны. В ее рассказах до сих пор проявляется страх и опасение за судьбу нынешнего поколения нашей семьи. Со временем я стала понимать, почему так скудны сведения о моих предках, людях польской и немецкой национальностей, всю свою сознательную жизнь стремившихся стать «своими». Но нашли ли они свое место в стране?

Франчишка Ивановна Белецкая с дочерьми: Зинаидой, Каролиной и Фридой в 1930г после раскулачивания были репрессированы и высланы в город Канск Красноярского края. Это был период, когда в СССР развивался тоталитарный режим. Под тоталитарным государством понимают такую форму государства, которая характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод. Сведений о раскулачивании семьи не сохранилось. Но на основании дела № 2-1453 (см. приложение), проживая, в селе Борейко Житомирской области во владении у них находилась земля, скот, инвентарь, пасека, кузня, большой дом и постройки. Все это имущество было конфисковано. Возникает вопрос: кто такой «кулак» и что такое раскулачивание. «Кулак» по Далю означает торгаш, сельский перекупщик, живущий обманом, обсчетом, обмером. После октября 1917года кулаками считали тех, кто использует труд наемных рабочих (Ю. Стецовский т.1 стр.40). Попадает ли семья под данные формулировки? Владели кузней. Но муж Франчишки Ивановны Федор Маркович сам был хорошим кузнецом, и сам работал на кузне. Инвентарь, лошади были необходимы для обработки земли. Напрашивается вывод: жить хорошо, добротно в те годы было нельзя. Почему?!

В 1928-29гг в деревнях началась «сплошная коллективизация», призванная коренным образом изменить психологию крестьянства, превратить его в класс, полностью контролируемый государственными инстанциями. Создавались колхозы. Крестьян, не желавших в них вступать и опасавшихся, что коллективная работа обернется для них полной потерей самостоятельности, объявляли врагами, раскулачивали. Муж Франчишки Ивановны Федор Маркович был репрессирован в 1929году. Данных о его дальнейшей судьбе не сохранилось. В этом же году 18 июля принимается постановление «о нецелесообразности приема кулака в состав колхозов и необходимости систематической работы по очистке колхозов от кулацких элементов, пытающихся разлагать колхозы изнутри» (История советских репрессий стр.41). Безусловно, даже если бы и было желание вступить в колхоз, дорога туда была закрыта. Такое постановление ставило зажиточную семью Франчишки Ивановны в безвыходное положение, лишало будущего. С конца 1929 до середины 1930 года в Украине, где проживала семья, было раскулачено свыше 90 тысяч хозяйств, конфисковано имущество стоимостью свыше 90 миллионов рублей. Если судить по секретной инструкции ЦИК и СНК СССР от 4 февраля 1930 года, устанавливавшей контрольные цифры ликвидируемых хозяйств: примерно 3-5 по району, то семья могла попасть под эти процентные показатели. Таким образом, видно, что поводов для раскулачивания могло быть множество. Интересен и непонятен факт отсутствия на сегодняшний день сведений о семье Белецких в Житомирской области, раскулачивании и конфискации их имущества. Что это: пренебрежительное отношение к документации или сокрытие фактов? А ведь были случаи, когда конфискованное имущество попросту расхищали те, кто занимался раскулачиванием.

Основную работу по выселению кулаков проводили исполкомы местных Советов. Они определяли, кто должен быть раскулачен, в каких размерах следует конфисковывать имущество, кого из раскулаченных и куда высылать, а кого оставить на прежнем месте жительства. На органы госбезопасности возлагались следующие обязанности: «обеспечение населения бывших помещиков и кулаков в места их поселения; ликвидация всех кулацких и антисоветских организаций и группировок, проводивших активную антисоветскую работу; борьба с вооруженными кулацкими выступлениями и бандитизмом». (История советских органов государственной безопасности. М., 1977. С.260) По воспоминаниям бабушки, семью Белецких предупредила о раскулачивании соседская девушка-комсомолка, которая присутствовала на сельском сходе, где и было принято решение о внесении Белецких в список кулаков. Благодаря этому предупреждению, дочери Франчишки Ивановны успели спрятать в лесу кое-какие драгоценные вещи, которыми они так и не смогут в последствии воспользоваться.

Правовую основу под выселение крестьян с мест постоянного проживания подводило совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1931 года «О предоставлении краевым (областным) исполкомам и правительствам автономных республик права выселения кулаков за пределы районов сплошной коллективизации сельского хозяйства».

Согласно директиве, лица, отнесенные к категории кулаков, разделялись на три основные группы. К первой причислялся так называемый контрреволюционный актив – кулаки, которые убегали с постоянных мест проживания и переходили на нелегальное положение. Во вторую группу включались наиболее зажиточные кулаки, местные авторитеты, составлявшие опору антисоветского актива на селе. В третью группу входила значительная часть наиболее зажиточных крестьян, а также середняки, бедняки и даже батраки, выступавшие против коллективизации и получавшие ярлык подкулачников.

Соответственно определенным разрядам выносились и наказания. Как правило, главы кулацких семей, отнесенные к первой группе, арестовывались и их судьбу решали «спецтройки» в составе представителей местных партийных органов, прокуратуры, ГПУ. Раскулаченные крестьяне из второй группы, а также члены семей кулаков первой выселялись в отдаленные районы страны. Лица, попавшие в третью группу, чаще всего переселялись в пределах области или края.

С 1930 по 1954г семья Белецких находилась на спецпоселении в городе Канске Красноярского края (приложение дело № 2-1603). Семья состояла из четырех человек: Франчишка Ивановна Белецкая и ее дочери Зинаида, Фрида и Каролина. Четвертая дочь Геня на поселение не попала, так как при раскулачивании отказалась, отреклась от своей семьи. Бабушка рассказывала о том, что в те времена некоторые люди специально так поступали, чем спасали себя и получали надежду на нормальное будущее. Но мне это трудно понять. Родные, близкие люди - это то, ради чего, кого нужно жить и что-то свершать. Почему кто-то ставит человека в рамки, когда ему приходиться делать такой страшный выбор, какой пришлось сделать Гене?

Они добирались до Канска в вагонах для скота, в нечеловеческих условиях. Подробного описания не сохранилось, но поскольку всех раскулаченных переселяли практически одинаково, у И. Т. Твардовского можно прочесть: «Всех нас погрузили в товарные вагоны, в которых были настланы доски в два яруса, как это делалось раньше для солдат. В каждом вагоне насчитывалось со стариками и детьми по полсотни человек. Очень неудобно было справлять естественные нужды: здесь же и женщины, и молодежь, и дети…Ехали мы семь суток…За это время кормили нас только два раза: в Казани и Свердловске приносили в ведрах прямо в вагон суп и кашу…»(Истории советских репрессий, стр.49).Прибыв в Канск, семья Белецких поселилась в бараке. В одной комнате 13 кв.м. проживало несколько семей до 1946 года. Кроме нар в комнате больше ничего не было. В 1930 году вся семья переболела тифом. Как известно, это заболевание начинается из-за плохих санитарных и гигиенических условий, в которых, судя по всему, и приходилось находиться.

Франчишка Ивановна, а позже и ее дочери стали работать на лесозаводе. Примечательна история этого предприятия. В декабре 1929 года было принято решение создать в Сибири мощную лесопильную промышленность. Канский е лесозавод – первое крупное промышленное предприятие в нашем городе – был построен в 1930 году. На предприятии работало 250-300 человек. Рабочие, как правило, имели образование не более четырех классов. В день выпуска первой большой партии пиломатериалов – 1 мая 1931 г.- на лесозаводе был лишь один специалист со средним специальным образованием. В 1933 году лесозавод начал поставлять продукцию на экспорт.

Бабушка говорит, что ей рассказывала мама Фрида Федоровна, в каком постоянном страхе они жили во второй половине 30-х годов и особенно в 1937 году. И не удивительно, ведь это был год массовых репрессий. По словам бабушки, каждый день кого-то «забирали», то есть арестовывали. И семья находилась в страхе от того , что их тоже арестуют и сошлют еще дальше, на север. О нагнетании общего страха в стране можно судить по заголовкам статей в газете «Красноярский рабочий»: « Кого мы громим и уничтожаем», «Вредители на Красмашвагонстрое»(« Красноярский рабочий» 20 декабря 1937 год.), «Беспощадно уничтожить врагов народа» («Красноярский рабочий» 9 сентября 1937 год.), «Собакам - собачья смерть» («Красноярский рабочий» 24 сентября 1937 год).Определенную роль сыграло событие, произошедшее в городе Канске 25 августа 1937 года. Сгорел мелькомбинат. В статье газеты «Красноярский рабочий» писали: « Его сожгли участники контрреволюционной диверсионной группы, организованной агентом одного из иностранных государств, бывшим белым офицером… Все участники диверсионной группы были раскрыты советской разведкой и расстреляны по приговору суда».

1941 год. Началась Великая Отечественная война, одна из самых трагических и одновременно героических страниц истории нашей страны. Спецпоселенцы продолжали жить и работать в городе Канске. Рабочий день продолжался 12-14 часов. Трудились с полной отдачей сил, ежедневно перевыполняли задания. После смены шли на погрузочную площадку и отгружали продукцию на фронт. Читая местную газету «Власть Советов» того времени, не устаешь удивляться тому, что было ценным для поколения 40-х. Пишет бригадир Мария Мосейчук: «Из станочниц меня перевели бригадиром. Настраиваю станки. Обслуживаю четыре циркульных и две контрольных пилы. В подарок 25 годовщине Октября все станочницы перевыполнили месячный план. Все силы отдали, чтобы помочь нашим дорогим защитникам Родины!» Люди выполняли и перевыполняли план не ради повышенной оплаты труда, а в подарок годовщине революции. Для нашего поколения это звучит, конечно, странно, так как такие ценности утратили свою значимость. Несмотря на исследование истории своей семьи, не могу обойти вниманием некоторые факты, связанные с героизмом моих земляков в годы Великой Отечественной войны. Свыше четырехсот работников лесозавода ушли на фронт защищать Родину. Каждый четвертый из них не вернулся. Станочница цеха деревообработки Анеля Кживонь в 1942 году добровольно ушла на фронт. В октябре 1943года в боях за освобождение Белоруссии Анеля, выполняя воинский долг, совершила героический подвиг, спасая раненых бойцов и секретные штабные документы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1943года Анеле Кживонь посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Память об Анеле и других героях хранят жители нашего города. Эти ценности, к счастью, остались неизменными и воспринимаемы современным поколением.

В годы войны в город Канск попадает в трудармию Безлер Эвальд Иванович. Он был призван в ряды Красной Армии до войны из Житомирской области. Но когда началась война, его как немца отправили подальше от линии фронта. И действительно, к началу 1942 года военнослужащие немецкого происхождения отзывались из Вооруженных Сил и переводились в трудовую армию. Трудармейцы занимались строительством, работали на лесозаготовках и других тяжелых работах. Их жизнь ничем не отличалась от жизни заключенных: бараки за колючей проволокой, нары. Голод. Болезни. Работали на износ, зимой на улице, на сорокаградусном морозе. В книге Г. А. Вольтера «Зона полного покоя» приводятся данные о количестве продуктов, выдаваемых трудармейцам в шахте за выполненную норму. Им полагалось:1кг. хлеба, 10г. масла, 1 ложечка сахара и горячее блюдо. Но редко кому такое перепадало, так как нормы были очень большими. На лесоповале получали 600г. хлеба и «суп из ничего», так как в нем кроме крошек брюквы или турнепса ничего не было. Все по немецкой пословице: «В суп смотрели два глаза, оттуда не глядел ни один». Рыба присутствовала в супе лишь запахом, иногда – парой острых косточек. Это с поправкой на немецкий акцент называли одним словом «палянта» (баланда). Хлеб выпекался с какими – то примесями, от чего он становился похожим на кусок глины. В результате многие трудармейцы слабели, умирали от недоедания и болезней. Эвальд был слаб и истощен. Познакомившись с ним, Фрида Федоровна буквально поставила его на ноги, спасла от голода.

«В лагерном запроволочном существовании «трудармии» в то военное лихолетье было два связанных между собой губительных фактора, - пишет Г. А. Вольтер, - намеренно рассчитанных на то, чтобы постепенно, но верно согнуть чело века в три погибели, а затем загнать поглубже в землю. Это и оправдываемый нехватками военного времени, а вернее – искусственно для немцев созданный, систематический, длившийся годами голод. И сформированное всей системой лагерной и внелагерной жизни чудовищное положение отверженных родиной людей».

Сознание этого незаслуженного унижения тяжким камнем давило на душу, сердце, психологию трудмобилизованных, вызывало мучительные безответные вопросы: «За что? Почему не фронт? Почему на нас со всех сторон глядят стволы винтовок и автоматов, которых так не хватает в тяжелых боях?»

Сегодня часто приходится слышать о преступно – равнодушном отношении к человеку. К человеку, как в обыденном его понимании, так и возвышенном. Когда было забыто, что человек – это величайшая из всех существующих ценностей? Не просто «живой организм, а неповторимая личность! Когда преднамеренное, насильственное уничтожение человека – это тягчайшее из преступлений – стало для нас не просто возможным, но и обычным?

Октябрьская революция была овеяна высокими благородными идеалами и целями, подхваченными народами огромной Российской империи. Позже эти идеалы и цели стали подменяться псевдореволюционными фетишами. Из России стало изгоняться знание, взаимоуважение, человечность. Индустриализация, коллективизация, все усиливающееся «обострение классовой борьбы», уничтожение человека во имя счастливого будущего. «Любой ценой» советский человек должен был взять высоту к празднику, если даже половина «личного состава» (а не людей!) останется на ее склонах. «Любой ценой» в кратчайшие сроки построить железную дорогу или завод, но ценой человеческой жизни, а не еды: человек был дешевле брюквы. В результате произошло самое страшное. Была утрачена человеческая душа.

Белецкая (Безлер) Фрида ФедоровнаНо, к счастью оставались вечные ценности. Например, любовь. Эвальд и Фрида полюбили друг друга и в 1944г. они поженились (приложение: Свидетельство о браке). Прежде чем зарегистрировать брак, необходимо было предоставить справку об отсутствии болезней. Видимо, это было тогда важно. Это был второй брак Эвальда Ивановича. Свою первую жену Безлер Альвину Адольфовну и дочь Евгению он потерял во время войны, искал, но не получал ответа, поэтому решил, что все погибли. Альвина Адольфовна приняла гражданство Германии накануне Великой Отечественной, вероятно собираясь уехать туда из СССР. Она с мужем и дочерью жила в селе Митровка Эмильчинского района Житомирской области. Когда в 1939-1940 гг. Красная Армия заняла Западную Украину, Прибалтику, Бесарабию и Северную Буковину, местному немецкому населению, согласно советско-германским договорённостям, разрешалось выехать в рейх. Альвина Адольфовна проживала в Восточной Украине, и, видимо, рассчитывала воспользоваться ситуацией, но не успела. После 22 июня 1941г. немцев стали высылать на восток.

Чтобы подготовить население страны к массовому переселению немцев, нагнетали антинемецкие настроения. В Указе о ликвидации республики немцев Поволжья который был подписан 28 августа 1941г. говорилось: « По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в населённых немцами районах Поволжья» (« История России. ХХ в» т.5стр.540). Писатель Илья Эренбург заявлял в «Правде», что, поселив на лучших землях России немцев, русский народ пустил за пазуху и согрел змею. Не удивительно, что одно из ярких воспоминаний бабушки о детских годах – состояние постоянного унижения. Дети обзывались «немка», «фашистка», издевались, наблюдалась неприязнь и со стороны взрослых.

Как стало возможно говорить о предательстве целого народа, включая и детей, и стариков?! Я считаю, что огульное обвинение всего немецкого населения, проживавшего в СССР, в сотрудничестве с врагом на деле представляло собой не более чем повод к насильственной расправе. Настоящая же причина состояла в постоянном «создании образа врага» сталинским режимом, который руководствовался «средневековыми категориями коллективной вины», насилием и устранением, осуществлял подавление любого сомнения.

Моя бабушка Безлер-Григорьева Эрна Эвальдовна родилась 9 февраля 1946 года. Но воспитываться в полной семье ей, к сожалению, не пришлось. Семейное счастье Эвальда и Фриды было недолгим. После войны один из сослуживцев встретил в Соликамском районе Молотовской (ныне) Пермской области первую семью моего прадеда. В 1946 году Эвальд Иванович демобилизовался туда из рядов Советской Армии на спецпоселение (приложение: документ 13/Г-28 от 26.04.1996г.), где находился до 31.12.1954г. Фрида Фёдоровна осталась с маленькой дочкой на руках. Все дальнейшие годы прадедушка писал письма (см. приложение), но она на них отвечала редко. Прабабушка одна воспитывала дочь, так никого больше не полюбив. Когда маленькая Эрна научилась читать и писать, она стала отвечать на письма отца, которого знала только по фотографии. В 1947 году Фриду Фёдоровну ожидал ещё один удар. От малярии скончалась её мать Франчишка Ивановна.

Что касается бытовых условий тех лет, бабушка вспоминает о тяжёлых, нищих временах. Когда ей исполнилось 10-13 лет, они по-прежнему жили в бараке, с той лишь разницей, что жить стали в одной отдельной комнате. Купили на заказ (в магазинах мебели не было) шифоньер, деревянный буфет и железную кровать. Это, по словам бабушки, было огромным счастьем. Построили на огороде летний засыпной домик, позже стали держать хозяйство: кур, поросенка. Завели на четыре семьи корову, доили и брали молоко по очереди. Но, несмотря на все это, жили по- прежнему тяжело. В 1950гг нужно было платить высокие налоги тем, что производили в своем подсобном хозяйстве: яйцами, маслом, молоком. На последние деньги заставляли покупать облигации. Поэтому не хватало элементарного: продуктов питания, одежды, обуви. Но, даже живя в таких условиях, люди продолжали надеяться на будущее и мечтать. Бабушка вспоминает о том, что в детстве она любила танцевать, ходить в кино, которое показывали в клубе, расположенном в здании барачного типа, билет стоил 30 копеек. Любимыми ее фильмами были «Человек амфибия» и «Золушка». Она мечтала о том, что так же, как Золушка, сможет встретить прекрасного принца и будет жить счастливо. В 17-летнем возрасте бабушка поехала в город Соликамск Пермской области в гости к своему отцу. У Эвальда Ивановича уже к тому времени была большая семья, которая встретила очень радушно. Альвина Адольфовна полюбила её как родную дочь. И позже, в письмах, так к ней и обращалась. Отец предлагал остаться жить с ними, но моя бабушка вернулась домой в город Канск. Здесь она закончила медицинское училище, вышла замуж, родила троих детей: Евгения, Ирину и Николая. И все годы бабушка поддерживала связь со своим отцом и его семьёй. Мой прадедушка Эвальд Иванович умер 7 мая 1993года. В настоящее время родные бабушки по отцу братья и сёстры вместе с Альвиной Адольфовной живут в Германии, на родине своих предков, по-прежнему пишут друг другу письма, поздравляют с праздниками, приглашают в гости. Но к сожалению, у бабушки нет возможности повидаться с родными, т.к. она сейчас на пенсии, которой едва хватает на жизнь.

Заключение.

Проводя исследовательскую работу по истории своей семьи, начинаешь понимать слова: «Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно считать полноценной». В результате проведенной работы я много узнала о своих близких и родных. Мои предки – сильные люди. Поистине я могу гордиться ими. Они прожили трудную и интересную жизнь. Но все же я считаю, что трудной она была не в силу их способностей и желаний, а в силу тех политических обстоятельств, сложившихся в стране, где они проживали.

В 20в. Россия дважды воевала с Германией, и это не могло отразиться на положении немцев. Депортация, лишение прав, запрет, и страх говорить на родном языке привели к тому, что их дети утеряли всяческие традиции и сознание того, что в них течет немецкая кровь. Это можно увидеть на примере моей семьи. Жили в окружении русских, заключали смешанные браки, старались поменять в паспорте национальность, имя, не было потребности в немецком языке как средстве общения. Язык хорошо знает только моя мама, да и то она его изучала в школе и в институте на факультете иностранных языков, а не в семье. Мы же с братом знаем его только в пределах школьной программы.

Кроме того, пройдя годы лишений, мои предки мало рассказывали о прошлом, родословной. В результате потерялась связь поколений, которую я надеюсь с помощью своей работы восстановить.

В процессе работы у меня появились разные чувства. Я почувствовала боль и страдания людей, потерявших работу, семью, дом. Возникло чувство неприятия насилия в любом его проявлении. Еще в январе 2005г.на торжествах по случаю освобождения Освенцима президент В.В.Путин принес перед международной общественностью извинения за антисемитизм в современной России. Это обнадеживает. Может быть, когда-нибудь мы дождемся, извинения за все, что выпало на долю советских немцев в 20 столетии. И не только за трудармию. За лишение гражданских прав, за уничтожение культуры, за депортацию, за спецпоселение, за ненависть к советским немцам, насаждавшуюся официальной пропагандой на большей территории нашей Родины, за то, что послевоенные советские немцы постарались забыть о своих корнях.
Я считаю, что нашему поколению необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить повторения тех трудных лет. А для этого нужно стремиться стать активной личностью, со своей гражданской позицией. Важно в любой ситуации не растеряться, не терять человеческого достоинства, с уважением относиться к людям и стараться заслужить их уважение и доверие. Попытаться сделать все возможное, чтобы найти свое место в жизни, внести достойный вклад в историю своей семьи, а, следовательно, и в историю своей страны.

Литература

1. Буднер Я. Эстафета поколений. Власть Советов №26 1980г.
2. Вольтер Г.А. Зона полного покоя М., «Инсан» 1991г.
3. Гришан И. В грозные годы. Власть Советов №26 1980г.
4. Гордина-Лит Б. Дорога российских немцев. «Возрождение» №2 2005г.
5. История России ХХв. т.2 «Аванта+» 2002г.
6. Красноярский край в истории Отечества Красноярское книжное издательство 2000г.
7. Стецовский Ю. История советских репрессий т. 1 Общественный фонд «Гласность» 2000г.
8. Фукс В. Роковые дороги поволжских немцев. Красноярский отдел Всероссийского Фонда реабилитации и помощи жертвам сталинизма и трудармейцам. 1998г.
9. Фукс В. Черный Ворон. Красноярск, Фонд реабилитации и помощи жертвам сталинизма и трудармейцам. 1998г.
10. Ченцов В.В. Трагические судьбы М., «Готика» 2000г.
11. Черенцов А. Подвиг. «Власть Советов» №26 1980г.
12. Эзуа Я. Цена победы. Богословлаг: как это было. «Возрождение» №1 2005г.

Документы


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»