Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Помилуй, Господи, Россию...


Выполнили: Бондаренко Настя,
Бондаренко Юля,
ученицы 7 «Б» класса,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С.Пушкина»
Проверила: Игумнова О.А.,
преподаватель истории, школа № 3
г.Минусинск - 2006 г.

 

Храни наш город, Господи,
Как горсть родной земли.
С окраины до площади
В свою ладонь возьми.
С базарами, погостами,
С венком живой глуши.
И путь его с обочины,
Из ложной колеи
До твоей
звездной вотчины
Храни, Господь, храни
А.Болотников

Наша мама Бондаренко Наталья Владимировна - служащая самой красивой церкви города — Спасского собора, о котором в 1827 году писал А.К.Кузьмин, назначенный окружным начальником в город Минусинск, «...в Минусинске до моего приезда только и было хорошего, что одна каменная - теперь единственная в целом городе - церковь, которая может называться городской...»

Нам с детства нравилось бывать в этом красивом, особенно в солнечную погоду, соборе. Его стены, выкрашенные в желтый цвет, отражая лучи солнца, создают атмосферу праздника, а нежный колокольный звон, подчеркивает Величие этого праздника.

«...Но стоит только солнышку проснуться
И ждем мы с нетерпение опять,
Чуть-чуть, хотя б немножко прикоснуться,
В Величие поверить и понять.
Соборный звон притягивает душу,
Ласкает церковь наш усталый взор...»

Соприкасаться с этой красотой нам хотелось чаще, и мы записались в Воскресную школу при Спасском соборе. Занятия здесь проводят любящие свое дело люди. Изучая историю собора, мы знакомились и с историями людей, служивших в нем. Особенно нас поразили события 30-х годов - страшных лет для верующих. И гонимые, и преследователи предпочитают не вспоминать то время. Первые - потому, что если рассказать все как было, то не выдержит сердце, а вторые - понятно почему.

Нам бы хотелось рассказать о трагических судьбах священников, спасших Спасский собор.

«...Цинготные, изъеденные вшами.
Сухарь, обглоданный в руке, -
Встаете вы суровыми рядами
И в святцах русских и в моей тоске»

В начале 30-х годов служба в соборе прекратилась. Здание Спасского собора было использовано под зерносклад. И только в 1943 году, благодаря усилиям известного в Минусинске священника - Всеволода Николаевича Баркова, служба возобновилась.

В.Н.Барков родился в многодетной семье диакона. Когда мальчику было 10 лет, умер отец. Мать была строгая, трудолюбивая женщина, много шила, чтобы дать детям образование. Старалась воспитывать у них терпение, деликатность и самостоятельность. Устроилась в Красноярское Епархиальное училище, чтобы её дети учились бесплатно в нем. Всеволод учился хорошо, имел превосходную память. Закончил Красноярское духовное училище и духовную семинарию с отличием. В 1916 году поступил в духовную академию, но успел закончить только первый курс - началась революция. Он вернулся в Воскресенскую церковь с.Кочергино, где прослужил людям верой и правдой до 1931 года. Он прекрасно пел. Всегда тщательно готовился к проповеди. Убедительно говорил. Учил прихожан добру и послушанию. Был необыкновенно старателен. В любую погоду спешил к умирающим. Мало заботился о себе, поэтому стал священником от Бога.

После получения сана протоирея в 1931 году В.Н.Барков был назначен в Сретенскую церковь г.Минусинска. Но недолго пришлось ему прослужить в церкви. Арест «за контрреволюционную деятельность» черным крестом перечеркнул благополучную жизнь.

Десять лет жизни отняли у него лагеря Хабаровского края и Колымы. Но вера и любовь помогали ему выстоять. Дома его ждала преданная жена - Мария Филипповна Спирина - и четверо детей.

«...В бараках душных, по дорогам Коми,
На пристанях, под снегом и дождем.
Как люди, плакали о детях и о доме,
И падали, как люди, под крестом»

Вернувшись после ссылки, он много сил потратил на то, чтобы открыть вновь Спасский собор. О пережитом он никогда не рассказывал, но верующие, помнящие его, говорят, что в свои 52 года он выглядел глубоким стариком. Свою жену он любил всю жизнь. Даже умерли (в 1963 г.) они почти вместе - сначала она, а через 40 дней - Всеволод Николаевич. Его хоронил весь город.

Второй человек о котором нам хотелось бы рассказать - это о.Дмитрий (Дмитрий Матвеевич Вологодский). Он родился 23 октября 1865 года в семье священника. Дмитрий рано остался сиротой, когда ему было пять лет, умерла мама - Татьяна Степановна. В 1876 году он поступил в Красноярское духовное училище. Затем учился в Томской духовной семинарии и, по окончании её, в 1887 году был назначен в сельский приход диаконом. День назначения - 6 августа - запомнится ему тем, что на следующий день в Сибири наблюдалось солнечное затмение. За две недели до этого он был повенчан с Марьей Алексеевной Глюкман, учительницей из г.Томска. Но спустя три года о.Дмитрий овдовел, после этого он полностью посвятил себя служению во благо Православия. Насколько трудно приходилось ему в трудный для страны период, можно судить по отдельным документам, попавшим в фонды Минусинского краеведческого музея. Например, в 1930 году, к нему на квартиру четырежды приходили то с обыском, то для описи имущества. В архивах музея сохранились четыре описи имущества о.Дмитрия, сделанные в 1930 году. В первой, проведенной 13 февраля, еще значилась хорошая мебель и церковное обличание (митра архиерейская, мантия). В последней - от 18 августа - только тюфяк, полотенце, подушка, половики, занавески и ряса. Было отмечено, что ничего предосудительного в квартире священника не обнаружено.

И, тем не менее, 28 марта 1933 года, его арестовывают, а 10 июня решением Особой тройки ОГПУ он осужден на 5 лет ссылки в Нарымский край, как «член контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации». Однако через год он был освобожден. 27 июля 1935 года вновь назначен епископом Минусинским и Успенским.

Но это была только видимость свободы. В 1937 году он вновь арестован. В этом же году он погибает в застенках Минусинской тюрьмы. Как это произошло, можно только догадываться или верить устным рассказам прихожан о том, что он был утоплен в нечистотах.

«...Вас хоронили запросто, без гроба,
В убогих рясах, в том, в чем шли,
Вас хоронили наши страх и злоба,
И черный ветер северной земли»

Похоронен он был на горе Лысуха на безымянном кладбище. Как узнали верующие о его могиле, неизвестно. Они тайно перенесли его тело на городское кладбище и похоронили по православному обычаю. Сейчас его могилу можно найти на кладбище, но это не так легко. Голубая оградка и два одинаковых металлических креста, к одному из них прислонен еще один небольшой старинный фигурный крест, на самой могиле лежит гладкая плита из черного песчаника.

Занимаясь в Воскресной школе, мы с интересом и великой благодарностью вспоминаем тех священников, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер. Многие так и ушли в вечность с номером.

Помилуй, Господи, Россию, Молитвами её святых,
И Сергия, и Серафима,
И Иоанна, и иных. Их неземною чистотою
На нас хоть чуть повеет пусть.
О, Русь, ты не была святою,
И все ж живет Святая Русь

Использованная литература:

1. Материалы из архива Краеведческого музей им.Н.М.Мартьянова.
2. Материалы из архива Спасского собора.
3. Периодическая печать: газета «Власть труда», газета «Надежда и Мы», газета «Православный Минусинск».
4. Стихи минусинских поэтов А.Болотникова, П.Подлекарева и др.
5. Материалы Минусинского Архива.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»