Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Российская повседневная жизнь 1945-1965 г.г.


Работу выполнила: Борзенко Е.А. Ученица 10Б класса Каратузской средней общеобразовательной школы №2.

Руководитель: Трубинова Т.М.  Преподаватель истории  Каратузской средней общеобразовательной  школы №2.

с. Каратузское. 2007г.

Исследуя тему: «Российская повседневная жизнь 1945-1965 гг.» я использовала воспоминания моей бабушки, Кавериной Марии Андреевны, являющейся свидетельницей событий в Каратузском районе в этот период жизни.

Она рассказала о жизни в селе в период правления И.В. Сталина, поделилась своими воспоминаниями о проходивших реформах и их последствиях, отразившихся на жизни крестьян во времена Н.С.Хрущева.

Я же попыталась увидеть положительные и отрицательные стороны этих преобразований и сформулировать свое отношение к этим событиям, сделать свои выводы на основе ее воспоминаний и тех знаний, которые получила в школе, а так же информации из газет и книг.

Жизнь русского крестьянина была тяжелой во все времена, а в особенности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и в годы восстановления экономики СССР в послевоенный период.

Моя бабушка, Каверина Мария Андреевна, очень уважаемый человек в селе Каратузском. Она работала машинисткой при райисполкоме, заведующей кадрами в автотранспортном предприятии, работала на маслозаводе. Принимала активное участие в общественных делах Каратуза: являлась депутатом райсовета; председателем комитета профсоюза на маслозаводе; принимала участие во Всесоюзной переписи населения; несколько раз была секретарём участковой избирательной комиссии; была народным заседателем в суде, а так же входила в состав школьного и классного родительского комитета. Мария Андреевна ярко и подробно рассказывает о периоде с 1945 по 1965 г.г.

Во время Великой Отечественной войны все заводы производили в основном оружие и боевые машины. Был лозунг: «Всё для фронта! Всё для победы!» Поэтому после окончания войны народное хозяйство страны было сильно ослаблено. Нехватало сельскохозяйственной техники, химических удобрений, а вследствие этого была низкая урожайность, низкая производительность. Руководство страны предприняло ряд необходимых мер: часть заводов стали выпускать запасные части и новую сельскохозяйственную технику.

«У нас в колхозе было один, два трактора, поэтому приходилось распахивать поля, перевозить сено, зерно, дрова на лошадях и даже быках. А в некоторых семьях этому обучали и коров».

Я даже представить себе не могу, что все те огромные поля, расположенные вокруг нашего села можно было вспахать и обработать таким примитивным способом. Зная о том, что в годы войны в селе остались, в основном, старики, женщины и подростки, я восхищаюсь их мужеством, трудовым подвигом, который они совершали ежедневно, чтобы выполнить эту работу.

«Когда война кончилась, стало полегче. Снизились сельскохозяйственные налоги. Если в войну мы вязали и отправляли на фронт варежки, носки, то теперь все это оставалось в доме. Постепенно стала появляться новая техника в МТС, использование которой приносило огромную помощь колхозам и совхозам. Не забывали старых, одиноких людей, вдов, колхозники помогали им – привозили дрова, сено, вспахивали огород.

В 1947 году отменили карточки на хлеб, в магазинах стали появляться продукты. В деревне было легче, чем в городе. У нас было свое хозяйство и корова, и овцы, и огород. Наш колхоз им. Димитрова обеспечивал город продуктами: молоком, зерном, а из города отправляли технику. Люди стали жить лучше. Если раньше в школах были чернила сделанные из сажи, то теперь привозили настоящие чернила.

В войну тяжело было учиться, все дети болели малярией. Вот, бывает, сидишь на уроке, и тебя начинает лихорадить, протрясет, а потом засыпаешь. Иногда сидишь, смотришь там, там спят ребятишки. По классам разносили порошки хины, а они такие горькие!»

Я согласна с бабушкой, что жить после войны стало немного лучше, по сравнению с военными годами. Но я считаю, что труд крестьянина оставался еще очень тяжелым и изнурительным, так как большую часть работы колхозники выполняли вручную. В магазинах был дефицит продуктов питания и промышленных товаров. Поэтому крестьянину необходимо было держать подсобное хозяйство, чтобы прокормить свою семью.

Со смертью И.В. Сталина, 5 марта 1953 г., закончилась целая эпоха в жизни страны. Велась борьба за власть среди наследников вождя носившая непрерывный характер вплоть до весны 1958 г.

«Я тогда в седьмом классе училась. Когда по радио сообщили, что умер Сталин, то я лично и еще много людей плакали, потому что он был нам как родной отец. Мы чувствовали его поддержку и во время войны и после нее. А про то, что борьба за власть шла, мы почти ничего и не слышали. Было, конечно радио, но по нему не все говорили. Никаких перемен мы сильно не почувствовали. К тому времени хозяйство поднялось на хороший уровень: наш колхоз стал миллионером, имел хорошую технику, чистокровных лошадей, птицеферму, свиноферму, пчеловодство. Вообщем работы всем хватало. Все каратузцы очень гордились своим селом».

Я считаю, что та идеологическая работа, которая проводилась среди населения, в том числе через газеты и радио, предоставляла, в основном, позитивную информацию о происходящем в стране. А удаленность сибирских сел и городов от Москвы не позволяла населению иметь другие сведения. Поэтому внутриполитическая борьба за власть особо не отразилась на жизнь в селе.

После прихода к власти в Н.С. Хрущева, в СССР началась новая сельскохозяйственная реформа. Значительным повышением государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрым расширением посевных площадей за счет целинных и залежных земель предполагалось обеспечить подъем сельского хозяйства. В 1954 году началось освоение целины.

«Как Хрущев пришел, так стали везде сеять кукурузу. Я считаю, что здесь допустили ошибку, когда осушили болота. Почва там не плодородная, только лес загубили. Но было и на пользу там, где разрабатывались заброшенные земли. Кукурузу в основном скармливали скоту, потому что она очень питательная. Стали сеять белые сорта пшеницы с хорошей клейковиной. Хороший доход хозяйству приносили новые сорта картофеля, колхоз выполнял государственный заказ по выращиванию махорки.

Улучшалось социальное положение людей. Если работали в промышленности, то получали зарплату каждый месяц, а если в колхозе, то получали в конце года по количеству заработанных трудодней. Люди стали жить лучше, поменялась обстановка в доме, появилась мебель.

В это время в кинотеатрах особенно много показывали фильмов про стройку, про целину, а перед каждым фильмом показывали киножурнал о новых достижениях в науке, промышленности, сельском хозяйстве. Пропагандировали передовой опыт и рационализаторские предложения в разных отраслях народного хозяйства. Призывали молодёжь творчески относиться к труду, прививали культуру».

Я согласна с бабушкой в том, что увеличение посевных площадей за счет осушения болот нанесло экологический урон флоре и фауне, хотя больших урожаев эти поля не давали. А распаханные степи стали причиной пылевых бурь.

Некоторые меры, предпринятые Хрущевым, позволили увеличить прирост сельскохозяйственной продукции за счет экстенсивного развития сельского хозяйства и объединения мелких колхозов и совхозов в крупные, улучшило жизнь крестьян. Однако в связи с укрупнением хозяйств жизнь маленьких деревень пришла в упадок, часть крестьян выехала жить в более крупные села, а часть уехала в город.

Я считаю, что в правление Н.С.Хрущева проявлялся волюнтаризм, который не позволял крестьянину самому решать, что и когда сеять в поле. Жесткие указания сверху не всегда совпадали с объективной возможностью и реальными условиями колхозов.

В период с 1945 по 1965 г.г. жители всей страны прилагали огромные усилия для повышения производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности. За высокие производственные показатели трудящиеся награждались орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени», присваивались звания Героя Социалистического Труда.

Оснащение современным оборудованием и техникой в сельском хозяйстве и промышленности, повышение урожая на полях, сохранение и увеличение приплода в животноводстве, подготовка квалифицированных специалистов и трудовой энтузиазм - все это позволило поднять экономику страны и улучшить благосостояние народа.

Сегодня я живу совсем в других жизненных условиях и далека от тех событий. Но современные фильмы, исторические книги, рассказы моей бабушки помогают мне понять события того времени и по-другому их осмыслить.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»