Автор: Борзенко Елизавета, ученица Каратузской средней общеобразовательной школы №2.
Руководитель: Трубинова Т. М.
В 2004 г. у нашего района и края – юбилеи, в 2005 г.- 60 летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Этим событиям я и посвящаю собранный мною материал по теме: «Дети Каратуза в годы лихолетья».
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Каратузский район далеко находился от фронта, и снаряды не разрушали дома и школы, но горе приходило в каждый дом. О том времени можно узнать из книг, сохранившихся документах и фото-графиях, из воспоминаний.
Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата. Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда, так как наш район в основ-ном сельскохозяйственный. Необходимо, было, как можно больше отправить хлеба и продуктов на фронт. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!»
С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие школьники собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.
Но не только в поле работали ребята в свободное от учёбы время. Они работали на ферме, помогая выращивать телят, поросят, птицу. За работу школьникам начисляли трудодни (форма оплаты колхозников).
В документах районного исполнительного комитета депутатов трудящихся (райисполкома) за 1941 – 1942 годы говорится: «По не-полным данным уже в октябре 1941 года в девяти неполных средних школах 1215 учеников имеют выработанных 37 569 трудодней в уборочную кампанию. Учителя ежемесячно отчисляют 2-х дневный заработок, что составило 21 750 рублей».
В первые месяцы войны, 18 июля 1941 года, райисполкомом было принято решение использовать в колхозах в качестве живого тягла крупного рогатого скота - низкоудойных коров и бычков. Обучить 880 голов ходить в упряжке. В своих воспоминаниях учитель Александра Радионовна Ашмарина рассказывала, что главной задачей мальчишек 12 - 13 лет было обучить ходить в упряжи бычков, которые должны заменить забранных в армию лошадей. Девочки же вязали из шерсти носки, варежки, шарфы, шили кисеты для махорки, собирали на фронт посылки. В документах райисполкома говорится, что к концу 1941-1942 учебного года « …отправлено в Красную Армию 161 посылка, выкармливают для армии 469 голов птицы, 7 поросят, 11 телят. Заработано учениками 76 569 трудодней, учащиеся школ внесли на постройку самолета имени Виктора Талалихина 6158 рублей. Собрано чёрного металла 29 712 кг, цветного - 424 кг».
Всё было подчинено войне - учёба и труд. В школе изучали военное дело, занимались спортом, особое внимание уделяли старшеклассникам, многие из них, окончив школу, ушли на фронт. Так, из « 4 895 учащихся всего района 2 645 человек имеют оборонные значки, 2107 человек сдали нормы на значок ПВХО».
Школьники изучали не только военное дело, но и сельскохозяйственную технику, чтобы заменить ушедших на фронт трактористов и комбайнеров. «Подготовлено 20 трактористов, 27 прицепщиков и 294 школьника для работы на простейших сельхозмашинах».
Школьникам доверялись важнейшие участки работы. И ребята относились к порученному делу очень серьезно, ответственно. Они помогали семьям погибших фронтовиков, вели большую переписку с солдатами и особенно уделяли внимание тем, у кого погибли семьи, либо были в оккупации на занятой врагом территории. Частыми гостями на полевых станах были школьные агитбригады с концертами и информацией с фронта, читали газету «Сталинский путь». В одном из номеров газеты за 28 июля 1942 года сообщалось, что «На доску Почёта занесены по представлению правления колхоза «Большевик» Каратузского сельского Совета: Пунышев Григорий Гаврилович, 15 лет и Семенов Петр Николаевич, 15 лет вспахавшие на сменных лошадях за 15 часов работы по 3,36 га однолемешным плугом. А Вязовин Леонид Андреевич, 15 лет за 16 часов работы вспахал 4,2 га». И это при тех условиях, когда дети не доедали, были плохо одеты и обуты.
Моя бабушка, Каверина Мария Андреевна, вспоминает о своих школьных годах. Дети были очень плохо одеты и кто в чем. У многих не было возможности сшить даже шаровары на физкультуру и девочкам в платьицах приходилось делать упражнения на кольцах, лазать по канату.
В те годы, многие из ребят и в том числе и она, болели малярией. Приступы случались и на уроках и по дороге в школу или из неё. И, несмотря на то, что ученикам раздавали лекарство - порошки хины,- приступы случались очень часто - детей лихорадило, знобило, а после приступа многие из них засыпали прямо на уроке. Но требования к выполнению школьной программы были строгими и ребята старались учиться хорошо.
Особое отношение к войне было у детей видавших своими глазами ужасы войны - это дети из блокадного Ленинграда, дети, приехавшие к нам в район из территорий, занятых врагом. Они своими глазами видели смерть близких, над их головами рвались снаряды и бомбы, они голодали и замерзали.
В сентябре 1942 года прибыл в Каратуз из блокадного Ленинграда детский сад № 26. Пятьдесят мальчишек и девчонок со своими воспитателями сильно истощенные и больные поселились в бывшем пионерском клубе в селе Каратузском. Их окружили тепло-той и заботой, выделив им кров, одежду и питание, закрепив за детским садом № 26 сенокосный участок и 5 га земельного участка для ведения подсобного хозяйства. Купили двух лошадей и четыре коровы, обеспечили дровами, керосином и мылом.
Еще в селе Каратузском по улице Колхозной, 51 находился интернат из города Ленинграда.
Попков Лев Александрович, учившийся в годы войны вместе с ленинградскими школьниками рассказывал, что дети прятали часть завтрака или обеда по укромным местам - боялись, что на завтра продукты не выдадут и они снова будут голодать. Эта привычка запасаться впрок едой ещё долго не покидала ленинградских школьников.
В 1943 году в Верхнем Кужебаре и Колеватовке были организованы детские дома для детей спецконтингента (немцев), прибывших из Поволжья. Родители этих детей были в трудовой армии или погибли. Вместе с немецкими ребятами в этих детских домах жили русские дети-сироты.
Несмотря на тяжёлое положение на фронте райисполкомом принимается решение «Открыть пионерский лагерь с контингентом 120 человек в деревне Колеватовка с 1 июля 1943 года, преимущественно для детей фронтовиков и эвакуированного населения». В районе создаётся фонд дополнительной помощи семьям погибших воинов и детям-сиротам.
По итогам 1942-1943 учебного года школы района активно участвовали в мероприятиях, направленных на помощь фронту «На танковую колонну учащиеся внесли 15 375 рублей, учителя - 21 273 рублей. Собрано чёрного металлолома 29 452 кг, цветного - 485 кг.
Собраны лекарственные растения: малины - 54 кг, черники - 31 кг и других трав.
На колхозных полях работало 2 502 учащихся, выработано 108 086 трудодня».
Прошли годы…
Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.
1. Каратузский краеведческий музей. Каратузский райисполком в годы
войны.
2. Каратузский районный архив. Ф. 511 оп.1 д.236 л.1
3. А.Р. Ашмарина. Воспоминания учителя о школе в годы войны.
4. М.А. Каверина. Воспоминания о детстве в годы войны.
5. Л.А. Попков. Воспоминания о эвакуированных ленинградцах.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»