Красноярский край,
Тюхтетский район,
д. Двинка
МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа»
Фильм «Два сердца в два века (или когда 1+1=7)»
Тема: история семьи Анатолия Ивановича и Софьи Константиновны Бурдз как отражение истории деревни, страны.
Фильм представляется на всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век».
Направление: история семьи как история своей малой родины.
Автор: Бурдз Елена Николаевна, ученица 11 класса «Двинской средней
общеобразовательной школы»
Руководитель: Тимотыш Анна Николаевна, учитель истории, кл. руководитель Елены
2007г
(От редакции сайта: см фильм пока не выложен по техническим причинам)
1.Представление Бурдз Елены, постановка темы фильма.
2. История Двинки.Рассказ Лены об освоении Двинки.
По таёжным тропкам от станции Боготол, на поиски хорошей жизни, а зачастую и скрываясь от преследования, в глубь лесов потянулись с котомками за плечами, первые жители нашего посёлка. На месте, где стоит посёлок, раньше была сплошная берёзовая роща. Очарованные берёзовой красотой, музыкой шелестящих листьев первые переселенцы назвали посёлок Берёзовкой. Случилось это в 1895г., но так и неизвестно, кого можно назвать первопроходцами этих мест, первопоселенцами нашего посёлка, это могли быть Серых, или Матусан. Основное заселение началось с 1905-906 годов – по Столыпинской реформе. Люди потянулись сюда, в объятья матушки тайги, уже по проторённой дороге, по Столыпинскому тракту. Деревни рядом с ним росли, как грибы: Леонтьевка, Соловьёвка, Смирновка, Ивановка. Вольной жизни захотелось и жителям западных губерний, и они тянулись в наш район, их дети и внуки стали нашими односельчанами. В 1901г. здесь появились семьи латгальцев Спогиш Петра, Смоль Иосифа, Тукишей, Матусан, Бурдылисов. Через деревню протекал большой ручей, заселение проходило по обе стороны ручья. На левом берегу – белорусы, на правом – латгальцы, их родина – северные области Латвии, близ Северной Двины. Хотя берега были соединены мостом, левобережцы и правобережцы постоянно враждовали, не смотря на это, название посёлка закрепилось латгальское – ДВИНКА.
Молодую деревню окрестил поп вот эти крестом (держишь его в руках) «Да стоять этой деревне долгие годы, да будут счастливы жители её многие лета, да будут плодовиты их семьи, да будет успешна их работа. Храни Бог деревню и её жителей. Аминь».
С историей деревни переплелась история семьи Софьи Константиновны и Анатолия Ивановича Бурдзов, моих дедушки и бабушки.
3. Вступление. (Во дворе или на крыльце дома) Внук приносит безмен:
- Дед, это что за штука?
- Штука… С этой штукой мой дед приехал с Белоруссии. Это безмен, весы то есть.
- А как им вешать?
Взвешиваете что-нибудь.
4. История семьи.
В доме.
- Знакомство.
Лена представляет Анатолия Ивановича, Софью Константиновну и прабабушку.
Рассказ А.И.
Рассказ Проскови
Рассказ А.И.
Лена роняет и «разбивает» вазу:
- Ой!
С.К. – Леночка, этой вазе в прошлом году исполнилось 100 лет. Ее и еще эту (показываете вторую вазу) купили мои дедушка с бабушкой в первый год жизни здесь, в Двинке. Видимо, пришло время рассказать о моих родителях.
- как живете сейчас? Приоритеты.
- Что хотелось бы изменить, повернув время вспять?
То, что сегодня рассказали о своей жизни Анатолий Иванович и Софья Константиновна – это важно не столько для вас, сколько для нас, их внуков, ведь это наши истоки. Причем это только вершина айсберга их жизненного пути. А что вы знаете о своих родных? Ведь если мы не будем знать свою историю, историю своей малой родины, то о ней никто не узнает, и тысячи жизней уйдет в прошлое бесследно.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»