Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Стахановец № 97694


Красноярский край Ермаковский район
МОУ «Верхнеусинская СОШ»

Исполнитель: Никита Александрович Деделькин, ученик 11 «а» класса

Руководитель: Александр Васильевич Екимов, преподаватель истории

Верхнеусинское 2006

Оглавление

Введение

Глава I. Афанасий Екимов – человек, кующий счастье
1. Появление Екимовых на Усинской земле
2. Жизнь Екимовых в первые годы после революции
3. Становление семьи и укрепление собственного хозяйства

Глава II. Крушение
1. Выброшенные из жизни
2. Стахановец № 97694

Глава III. Надежда длинною в тридцать лет
1.Недолгое счастье
2. Путь к реабилитации

Заключение

Список источников
Приложение 1
Приложение 2

Введение

Труд в СССР – дело чести, дело славы,
дело доблести и геройства.
И. Сталин

Двадцатые и тридцатые годы прошлого века вошли в историю страны миллионами искалеченных судеб советских людей. И чем больше изучаешь жизнь своих предков и односельчан, тем лучше познаешь влияние крупных исторических событий на судьбы людей в далекой сибирской глубинке. Коллективизация, раскулачивание, массовые репрессии – эти слова сегодня с горечью и дрожью в голосе произносят дети тех, кто стал жертвой сталинского режима. Когда на уроке истории шел разговор о тех трагических годах я впервые узнал, что почти 120 усинцев были репрессированы и расстреляны по надуманным обвинениям. Это те, о ком сегодня уже известно из архивных данных, а о скольких еще предстоит узнать, ведь по отзывам работников архивного отдела г. Минусинска крестьяне населенных пунктов Усинского края в начале ХХ века были наиболее зажиточными по югу Енисейской губернии. В то же время сегодня в Усинске проживают родственники лишь 9 семей, пострадавших в то трагическое время.

То, что я узнал о своих земляках, заставило меня по-новому взглянуть на историю своей малой Родины, на судьбы людей, живших в этих изумительных по красоте местах.

Предки мои по линии отца проживали в деревне Нижне-Усинское, некогда Усинской волости, и мне захотелось узнать как можно больше о семье, потерявшей своего кормильца в 30 – е годы и проживавшей именно в одной деревне с моими родственниками. Узнать о судьбе человека, который, как цинично это сегодня не звучит, имел на руках книжку ударника исправительно-трудового лагеря.

Екимов Афанасий Андреевич в 1936 году был стахановцем № 976941. Живы двое из пяти его сыновей. Алексей, которому в этом году исполнилось 82 года, наверное, многое мог бы вспомнить и рассказать об отце, гораздо  больше, чем его самый младший брат Василий, которому было всего восемь месяцев, когда вторично арестовали отца. Но полковник в отставке Екимов Алексей Афанасьевич живет в далеком Калининграде, а Василий Афанасьевич остался в родной деревне, и его воспоминания, справки, официальные ответы из Прокуратуры Красноярского края, Управления внутренних дел Администрации Красноярского края, Управления КГБ по Красноярскому краю, военного трибунала Сибирского военного округа и архивные документы, по крупицам собранные им за десятилетия, стали главным источником моей исследовательской работы. Остальной материал собирался в районном архиве в с. Ермаковское, в нашем школьном краеведческом музее, а также из выпусков Красноярского краеведа в газете Красноярский рабочий.

В своем исследовании я хотел не просто понять и описать трагическую судьбу Екимова А.А. ( в книжке ударника его фамилия записана как Якимов), но и увидеть в ней истоки трагизма сотен семей Усинска и миллионов семей по всей сталинской державе.

Глава I. Афанасий Екимов - человек, кующий счастье

1. Появление Екимовых на Усинской земле

Известно, что Екимовы на усинской земле не были коренными жителями. У Афанасия в анкете арестованного указано следующее место рождения: Абаканский железный завод Абаканского уезда Хакасской области. Именно там проживала семья Екимова Андрея, когда 7 июля 1892 года родился Афанасий2. Предположительно, он был вторым в семье ребенком, после Кондратия. Позднее родились Гаврила, Мария (Марфа) и Егор.

В начале ХХ века, видимо во время столыпинской реформы, в поисках лучшей жизни семья Андрея Екимова перебралась в Усинский край и поселилась в деревне Нижне-Усинское.

Из записок Ф.Я. Кона, служившего в Красноярском подотделе Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, и изучавшего в начале прошлого столетия Усинский край, видно, что еще в 1850 –е годы люди искали край Беловодья3. В его поисках и осели в долине реки Ус первые 47 семейств раскольников. В 1876 году московский мещанин, миссионер Николай Путилов, побывавший в Усинском крае, пишет в своем рапорте уже о наличии деревень Нижне-Усинское, где проживали безпоповцы и Верхне-Усинское, где жил в основном православный люд. 4

Слухи о сказочных местах быстро распространялись по югу губернии и переехать в Усинский край было немало желающих. Одними из них и стала семья Андрея Екимова, хотя, если верить статистическому отчету 1920 года, фамилия его была Якимов. Видимо отсюда надо искать и дальнейшую путаницу в первоначальной букве фамилии самого Афанасия Андреевича и его сыновей, так как третий сын Григорий, родившийся в 1927 году, был записан тоже как Якимов.

Из рассказа Екимова Василия Афанасьевича, как я уже упоминал – самого младшего из сыновей, его отец призывался в армию и был отправлен на фронт в 1914 году именно из деревни Нижне-Усинское. Это еще один аргумент в пользу того, что прибыли Екимовы в Усинский край еще до Первой мировой войны. Кроме Афанасия воевал и его брат Кондратий. Оба брата выжили, но судьба у каждого сложилась по-разному.

2. Жизнь Афанасия Андреевича в первые годы после революции

Недолго пришлось повоевать Афанасию, так как в одном из боев его, оглушенного взрывом, взяли в плен. Повезло в том, что вместе с другими пленными был отправлен на сельскохозяйственные работы к немецкому помещику. Там и застала его весть о революции в России. Вскоре начался процесс обмена военнопленными и Афанасий оказывается в числе тех, кому посчастливилось вернуться на Родину.

Минуя различные преграды идущей Гражданской войны, «обходя» и белых и красных, Афанасию в 1919 году удается добраться до своей деревни. Живя в родном доме, имея уже кузнечный довоенный опыт, он, будучи подручным у отца, уже самостоятельно начинает принимать различные заказы от сельчан: Якимовы имели свою кузницу (одну из двух в деревне). Нельзя сказать, что семья была уж слишком зажиточной, ведь кроме кузницы, согласно архивным статистическим данным 1920 года, у Андрея Якимова в хозяйстве было две дойных коровы, две рабочие лошади и … девять человек взрослых. 5

Афанасию было уже 28 лет, а семьи своей еще не было. И вот однажды заприметил он Александру, переехавшую в Усинск со станцию Иджим, что стояла в 16 верстах от деревни на Усинском тракте. В свое время ее предки-староверы, скрываясь от властей, жили на Малом Енисее. На рубеже веков отец на плотах переплавил свою многочисленную семью до Урянхая, а уже оттуда они добрались до Иджима. Начиналось строительство Усинского тракта и это место было оживленным. Разведя маралов (а панты продавал и в Монголию, и в Китай), отец мог обеспечить семье нормальную жизнь. Но все изменилось после его смерти. Разбросала братьев и сестер жизнь по разным уголкам (маленькие оказались в приютах), а Александра пошла работать к известному минусинскому купцу Сафьянову.

Долго не рядили, получив отцовское благословение, Афанасий привел Александру в дом. Так стала Васильева Александра Артемьевна, родившаяся в 1898 году, женой Екимова Афанасия Андреевича.

3. Становление семьи и укрепление собственного хозяйства

Большая семья Андрея увеличилась еще на двоих, а вскоре у «молодых» родился первенец – Михаил. Через год дождались девочку, но недолгим было родительское счастье – дочь умерла. Правда, в 1924 году на свет появился еще один мальчик – Алексей, который совсем не походил на рассудительного брата и был очень озорным и непослушным. Но радость жизни вновь сменяется горечью утраты. Умирает отец и все хозяйство, в том числе и кузница, по наследству достаются старшему в семье – Афанасию.

Перемены в жизни крестьян страны, связанные с новой экономической политикой, начали происходить и в Усинской волости, преобразованной в 1924 году Приказом № 52 Енисейского Губернского Исполнительного Комитета в Усинский район6. Крестьяне вновь получили возможность развивать свое хозяйство, вести торговлю. Умеющий работать, стал постепенно укреплять подворье и Афанасий. Кузня отца, стоявшая на горке, рядом с бурным ручьем, давала неплохой заработок. Жизнь налаживается. В 1927 году родился у Афанасия с Александрой третий сын – Григорий. Забот с детьми добавилось, да и в хозяйстве завели третью корову и третью лошадь. Пришлось перестроить коровник и конюшню. Шестилетний Миша любил играть с кроликами, для которых построили теплую избушку. Односельчане по-прежнему в любое время шли со своими нуждами в кузницу к Афанасию, который вскоре на ручье соорудил маслобойню, а также небольшой цех для обработки круп.7

Хозяйство расширялось, увеличивалась и семья. В 1930 году рождается четвертый сын в семье, его назвали Костей. В этом же году до Усинского района докатилась и коллективизация. Где были крепкие заимки и хутора – там стали создавать колхозы. Вступает в колхоз и Афанасий.

Глава II. Крушение

1. Выброшенные из жизни

В стране шел ускоренный процесс колхозного строительства и никакого снисхождения к нежелающим идти одним с партией большевиков путем не могло быть. За опоздание на работу, за несобранные колоски, за то, что у тебя три коровы, а у соседа-пьяницы ни одной – за все это можно было попасть под статьи Уголовного кодекса или получить «клеймо» - кулак. А если так, то последствия для этих людей не трудно было предугадать.

В анкете арестованного Екимова Афанасия Андреевича, заполненной 9 февраля 1938 года, в графе «социальное происхождение» написано: «из кулаков». Но самое интересное то, что в графе «социальное положение до революции» написано: «кулак, имел в хозяйстве 6-8 лошадей и 6-8 коров, сельскохозяйственные машины, кузнечную мастерскую и т.д.8». Это притом, что до 1914 года никакого своего хозяйства у Афанасия не было, а потом был призван в армию. Каким же цинизмом надо было обладать вершителям судеб людей, как же надо было люто ненавидеть свой народ, чтобы сочинять подобные пасквили. К тому же хозяйство Екимова Афанасия отнесено к явно кулацким еще в 1929 году, а сам Афанасий был лишен избирательных прав9. И вот после этого Афанасий решает вступить в колхоз имени Ворошилова, надеясь, видимо, таким образом избежать худших последствий. Но для него и для его семьи партия уже отвела роль: в списке кулаков по Усинскому району Екимов Афанасий Андреевич и Екимова Александра Васильевна числились под номерами 35 и 36. 10

Как видно из архивной справки, на собрании Нижне-Усинской ячейки ВКП (б) с привлечением актива колхозников, состоявшегося 31 марта 1932 года, было принято решение «просить райисполком о разрешении вычистить из колхоза замаскированного кулака Екимова Афанасия Андреевича, который вел агитацию за выход из колхоза, а в настоящее время срывает подготовку к севу». 11

После такой «рекомендации» в дело могли вступать уже правоохранительные и судебные органы. Афанасия осудили на 5 лет лишения свободы по статье 79 УК, а имущество, дом и хозяйственные постройки были реквизированы. Александра с четырьмя детьми вынуждена была жить то у родственников, то у знакомых. Как рассказывает Василий Афанасьевич со слов своей матери – на многие дни жилищем для них становилась баня у знакомых. Тяжелая доля выпала в эти годы женщине, на руках которой остались четверо пацанов. Чтобы прокормить детей ей пришлось работать и на кирпичном заводе Промартели, и в прачечной Погранотряда, и наниматься к односельчанам на сельхозработы, благо, что Миша и Алеша уже могли помогать матери в этом. Такая жизнь их не сломила, а лишь крепче закалила, и не случайно они вместе с миллионами таких же мальчишек менее чем через десять лет будут защищать свою Родину от немецких захватчиков, преодолевая неимоверные трудности, сохраняя в своем сердце светлый образ своей матери.

2. Стахановец № 97694

Исследуя период нахождения Екимова Афанасия Андреевича в исправительно-трудовом лагере, я познакомился с уже указанным выше документом – книжкой ударника исправительно-трудового лагеря за № 97694. Правда, на третьей страничке слово ударник заменено словом стахановец, наверное, чтобы идти в русле развернувшегося тогда по стране стахановского движения. Думаю, что в данном случае строки из официального документа не будут выглядеть «сухими», а как раз дадут полную информацию о человеке, попавшем в жернова карательной машины, запущенной людьми, удовлетворявшими собственные властные амбиции, и шедшими ради этого на уничтожение миллионов людей.

Вчитаемся в эти строки: «З/к Якимов Афанасий Андреевич за время нахождения отбытия наказания в 3-м Орлово-Розовском ОЛП Сиблага Н.К.В.Д. работая мастером кузнечного дела на 2-й свиноферме, благодаря исключительного внимательного отношения к работе добился выполнения свыше 200 %. Этим самым окончил досрочно ремонт сельско-хозяйственного инвентаря и гужтранспорта к первому Стахановскому севу 1936 г. За четкую работу и высокое выполнение работы премирован Штабом С. и У. л/п денежной премией в 50 руб. В культ-массовой работе всегда был активен. Поведение примерное, хорошо дисциплинирован.
Нач. КВЧ 3-го Орлово-Розовского ОЛП
Сиблага Н.К.В.Д. /Василец/
16 апреля 1936 г.» 12

Глава III. Надежда длиною в тридцать лет

1. Недолгое счастье…

После досрочного освобождения из Сиблага Афанасий Андреевич возвращается к семье и работает кузнецом Усинского ОМХа13. Казалось, что все беды позади и можно заново обустраиваться. Хорошим предвестником новой жизни было рождение пятого сына – Василия. К тому же старший сын Михаил хорошо учился в школе, успевая при этом работать и помогать семье материально. Но шел 1937 год. Страну захлестнула шпиономания. После громких процессов над некогда первыми лицами государства очередь дошла и до рядовых граждан. А уж кто, как ни «бывший кулак и вредитель» может в первую очередь стать участником контрреволюционной повстанческой шпионской организации. К тому же Афанасия Андреевича обвинили в проведении среди населения контрреволюционной агитации, распространении клеветы на руководителей партии и правительства. 14

Чем мог оправдаться кузнец, лишь недавно вернувшийся из Сиблага, пусть даже и стахановцем? Судьба его была предрешена. 9 февраля 1938 года Афанасий был необоснованно арестован по вышеуказанному обвинению. Несколько месяцев находился в Минусинской тюрьме под следствием и только 2 сентября 1938 года решением комиссии НКВД и прокурора СССР осужден и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Ровно через месяц приговор был приведен в исполнение15. Так многомиллионный список политических репрессированных в СССР пополнился еще одной фамилией – Екимов Афанасий Андреевич.

Беда не приходит одна. Как детей врага народа исключают из школы Михаила и Алексея. Но мир не без добрых людей. Учителя занимались с ними дома, и братьям дали возможность сдать экзамены за десятый класс. Михаил как мог помогал матери, устроившись еще и работать на метеостанцию. Будущее представлялось совсем не в розовом свете. Но… грянула война. В 1941 году Михаил, а через год и Алексей призываются в Красную Армию и идут на фронт защищать Родину. На этот раз Бог уберег Александру от нового горя и несправедливости: сыновья вернулись победителями.

2. Путь к реабилитации

Наступившие в стране в середине 50-х годов перемены привели к процессу реабилитации невинно пострадавших в годы массовых репрессий. Но близкие Афанасия Андреевича долгое время ничего не знали о его судьбе. Никаких официальных документов после февраля 1938 года Александре Артемьевне не приходило. В середине 60-х годов сыновья решили обратиться в соответствующие органы и выяснить все о своем отце. И вот в августе 1966 года Василию Афанасьевичу, единственному сыну, не уехавшего из родной деревни, и в семье которого проживала его мама, почтальон принес конверт с «тревожным» оттиском – «Военный трибунал Сибирского Военного Округа»16. В короткой справке было немного строк, но перечитывали их снова и снова, а горькие слезы капали на белый лист бумаги, размывая четкий оттиск советского герба на печати. 

«Дело по обвинению Екимова Афанасия Андреевича… пересмотрено военным трибуналом Сибирского военного округа 16 августа 1960 года. Постановление от 2 сентября 1938 года в отношении Екимова А.А. отменено, дело производством прекращено. Екимов Афанасий Андреевич по настоящему делу полностью реабилитирован». Но главное слово было в конце – «посмертно».17 Вот она – вся жизнь перед глазами. Сколько горя пережито, сколько слез по ночам, тайно от детей вылито в подушку. И теперь рухнула последняя надежда, все еще теплившаяся в измученном сердце.

Доброе имя отца было восстановлено, но где его могила? К сожалению, и следующий ответ, пришедший уже из архива Красноярского Управления КГБ, не был утешителен, так как «в связи с отсутствием документации место захоронения установить не представляется возможным».18

А как быть с конфискацией имущества в годы раскулачивания? Ведь по-прежнему считалось, что Екимовы тогда были кулаками и эксплуататорами. С согласия братьев Василий Афанасьевич продолжил восстанавливать истину. Он и сегодня помнит в какие учреждения неоднократно писал и сколько раз настойчиво требовал не формальной отписки, а ответа законного, восстанавливающего справедливость. И лишь в марте 1997 года решением Ермаковского районного суда было признано, что «…в отношении Екимова Афанасия Андреевича…была применена политическая репрессия в виде раскулачивания…»19. Хотя не узнала уже об этом «баба Шура», как ласково называл ее внук, сумевшая пережить и смерть своего четвертого сына Константина, погибшего в конце 60-х и дожившая до 81 года. Не узнали об этом Михаил и Григорий. Да и что бы изменило это решение в их жизни? Все изменилось тогда, в далекие 30-е.

Заключение

Вглядываясь в пожелтевшую от времени фотографию Афанасия Андреевича Екимова, в иссеченное морщинами, уставшее, но по-прежнему красивое лицо его жены Александры, в добрые глаза их сыновей (Алексей Афанасьевич сфотографировался в 2005 году и очень похож на мать), я невольно ловил себя на мысли, что если бы сегодня Афанасий Андреевич узнал о том, какую жизнь прожили его жена и дети, он бы гордился ими так же, как и они им. Они – его самые близкие люди - всегда любили его, помнили и никогда, ни при каких условиях не предавали. Сыновья не затерялись в жизни, все они прожили ее достойно, добившись многого, и передали добрую и светлую память о своих родителях детям и внукам.

Закончить свою работу хотелось бы словами из поучения Павла Александровича Флоренского: «Не забывайте рода своего, прошлого своего. Изучайте дедов и предков, работайте над закреплением их памяти… Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто».

Список источников

  1.  Книжка ударника исправительно-трудового лагеря. Издание ГУЛАГ НКВД.
  2. Анкета арестованного от 9 февраля 1938 г.
  3. Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества; Ф.Я. Кон. Усинский край. – Красноярск. – С. 30-31.
  4. Путилов Н. Кем был учитель благочестия, построивший село Усинское.//Сибирский архив.- 1914. - № 1.
  5. Справка Архивного отдела Ермаковского района. Экономическая характеристика Усинской волости в 1920 г. л. 118.
  6. Приказ № 52 Енисейского Губернского Исполнительного комитета. г. Красноярск. 4 апреля 1924 г
  7. Архивная справка Минусинского филиала Красноярского государственного архива от 05.01.1990 г. за № 13-Ет.
  8. Анкета арестованного от 9 февраля 1938 г
  9. Решение Ермаковского райсуда Красноярского края от 10 октября 1995 г.
  10. Архивная справка Минусинского филиала Красноярского государственного архива от 05. 01. 1990 г. за № 13-Ет.
  11. Там же.
  12. Книжка ударника исправительно- трудового лагеря. Издание ГУЛАГ НКВД.
  13. Из рассказа Екимова Василия Афанасьевича.
  14. Из ответа заместителя начальника РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю Н.М. Новоселова от 25. 04. 1996 г. за № 10/Е-13.
  15. Там же.
  16. Справка Военного трибунала Сибирского военного округа от 23 июля 1966 г. за № 749-60/312ж.
  17. Там же.
  18. Данные из архива Красноярского Управления КГБ.
  19. Решение Ермаковского райсуда Красноярского края от 14 марта 1997 г.

Приложения

 


Увеличить


Увеличить


Увеличить


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»