Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Женская доля


Выполнила:
Евтюгова Ольга, воспитанница  КГОУ "Чечеульский детский дом",  ученица 8 класса

Руководитель: Сивова Светлана Ивановна (воспитатель КГОУ "Чечеульский детский дом" )

2006-2007г.

Есть женщины в русских селениях
С спокойной важностью лиц,
С красивою силой в движениях,
С походкой, со взглядом цариц…

Эти строчки Н. Некрасова вспоминаются мне, когда я думаю о своей прабабушке. Её звали Елена Андреевна. Она родилась в 1923 году в большой крестьянской семье. Деревня Ашкаул, в которой они жили, находилась совсем недалеко от города Канска.

Время было тяжёлое. В 30 – е годы здесь образовалась коммуна «Заветы Ильича». В неё вступали жители близлежащих сёл. Но не всё проходило так благополучно, т. к. не все крестьяне стремились войти в коммуну. Были единоличники, которых называли кулаками и выселяли. Их вина была лишь в том, что у них было небольшое хозяйство. Вот один из документов того времени:

«Опись имущества жителя деревни Ашкаул Бурмакина Петра Ивановича (кстати, близкого родственника моей бабушки).

Дом, баня, два амбара, самовар, чайная посуда (3 шт.), ухват, лопата, два плуга, две бороны, жнейка, пара рабочих лошадей, пара молодых лошадей, трое саней, телега, два хомута, три коровы, три овцы, четыре курицы, скамейка, недостроенный амбар и конюшня».

Родители бабушки держали тоже хозяйство, но то же время вступили в коммуну. Может, поэтому их не коснулась волна раскулачивания. Вот что рассказывала бабушка о работе колхозе. Каждый отработанный трудодень отмечается крестьянину палочкой в особой книге. По числу трудодней каждому выдавалось его доля урожая. При выработке 50 трудодней в «Заветах Ильича» колхозник получал по 100 кг зерна и 63 рубля деньгами. Семьи были большими, поэтому колхозникам не хватало ни хлеба, ни денег. Трудно приходилось и детям, которые с малых лет трудились рядом со своими родителями.

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война резко изменила уклад жизни сельских жителей. На фронт ушли мужчины, вся тяжесть сельского труда легла на плечи женщин и детей. Кроме обязательных поставок продуктов для фронта, колхозники организовывали и «красные» обозы. Так, например, 12 декабря 1942 года по инициативе председателя колхоза «Заветы Ильича» Н. Н. Горбача было отправлено 1500 подвод с продовольствием. Бабушка вместе со всеми трудилась, не покладая сил. Она была трактористкой, и дояркой, и телятницей, пока её в 1943 году по решению сельского скода не отправили в г. Красноярск. По окончании ФЗУ её приняли заточницей на красноярский машиностроительный завод. На этом заводе бабушка работала до 1946 года. Там встретила свою любовь и родила сына Витю. Но недолго продолжалось счастье: отец Вити был родом из Подмосковья, и у него там оставалась семья. В 1947 году он тайком уехал домой. Через несколько лет он прислал бабушке письмо, в котором просил простить его и принять его назад. Для того, чтобы приехать он просил денег на дорогу. Бабушка гордо ответила: «Ты нашёл деньги, чтобы уехать. Если любишь – найдёшь деньги на дорогу». Трудно ей пришлось: молодая женщина с ребёнком на руках, тяжёлая работа в колхозе. А в колхозе после войны действительно было очень трудно: по-прежнему не хватало сильных мужских рук. В такое время с бабушкой познакомилась Авдеева Мария Григорьевна: Я Лену первый раз увидела в августе 1946 года. В тот год снег выпал в конце лета. Уборка зерна только начиналась. Косили вручную, а тут вдруг это несчастье. Придавило толстым слоем снега спелые колосья. Колхозники упали духом, не знали, как поступить. А Лена стала настойчиво убеждать в том, чтобы обтря сами колосья от снега, а взрослые следом косили. Я, как бригадир, поддержала её. Только благодаря Лениной задумке мы спасли урожай. Тогда-то я познакомилась с ней поближе, стали мы с ней подружками до самой её смерти.

В 1948 году бабушка стала работать дояркой. Доярки должны были вручную доить 15 коров по 3 раза в день. Потом молоко увозили в Канск на конях, а извозчиками были подростки 14-15 лет. Через 3 месяца мне исполняется 15 лет. Мне даже страшно представить, что мои ровесники в 40-градусные морозы возили за 15 км на санях молоко. А доить-то, как было тяжело. Почти целый день приходилось бабушке находиться на ферме. Нужно было вручную носить сено, силос, опилки; почистить в стайке у каждой коровы. Да и опасностей хватало. Коровы стояли неспокойно, лягались. Однажды бабушка чудом осталась жива: корова ударила её в висок ногой. Но никогда бабушка не жаловалась, всегда вспоминала только хорошее. Хотя работа была тяжёлая, она успевала бегать на спевки. Она очень любила народные песни и часто мне их пела. Я всегда удивлялась её памяти: песни очень длинные, а она ни одного слова не теряла.

В 1950 бабушку познакомили с молодым, красивым, добрым, парнем. Он был родом из Белоруссии, а здесь отбывал ссылку. У него тоже трудная судьба. После войны его мать арестовали, якобы за то, что она была на стороне немцев. Иван, так его звали, служил в это время в войсках. Он служил недалеко от своей деревни и просил командира отпустить его, чтобы вызволить мать. Его не пустили – он самовольно ушёл из части. После этого его отправили в ссылку в Красноярский край. Правда, скоро выяснилось, что мать ни в чём не виновата.

Так вот, познакомились Лена с Ваней, а 24 января 1954 года они сыграли свадьбу. Из воспоминаний Авдеевой М. Г.:

«Свадьба была очень весёлая. Звучали песни, частушки, я играла на балалайке. Из гостей многие были родом из-под Пскова (скобари). Я тут же сочинила частушку:

Скобари меня учили
По - скобскому говорить;
Скобарям, какое дело—
Лишь бы свадьба звенела.

Когда я запела частушки, молодые вышли в круг. Лена плясала по кругу, а Ваня на коленях, держась за её подол, прыгал. Ох, и весело было на той свадьбе, целых два дня гуляли».

Бабушка приняла фамилию мужа и стала Смальцер Елена Андреевна. Иван принял сына Лены, как своего. Он любил его, учил всему, что положено знать мужчине. Витя полюбил отчима, не отходил от него ни на шаг, советовался только с ним.

Я часто спрашивала бабушку, любила ли она дедушку Ивана. Она всегда отвечала, что не любила. Он ей очень нравился, она его жалела. Я удивлялась: «Как же так?!». Сколько себя помню, всегда видела только добрые отношения между ними. Не слышала раздоров, ссор; всюду они были вместе: и в радость, и горе. Общих детей у них не было из-за болезни бабушки, но это нисколько не повлияло на их отношения.

Подруги бабушки вспоминают, что даже на обеденном столе всегда стояли две кружки, две ложки и одна чашка. Когда у них спрашивали, почему они едят из одной чашки, они отвечали: «У нас общее всё: чашка, кровать и одна жизнь на двоих». На деревне они слыли образцовой семьёй. У них был высокий добротный дом, хозяйство, большой огород. Бабушка была очень хорошей хозяйкой, в доме царила идеальная чистота. Всё успевала бабушка: и на работе была передовой колхозницей, и хорошей певуньей. Хор, в котором она пела, не раз занимал призовые места на конкурсах. Каждый год она приносила подарки, которыми награждали участников художественной самодеятельности. До сих пор в переднем углу висит иконка Пресвятой Богородицы, а в зале тихонько тикают часы, украшенные красивой росписью из цветов. Бабушка почти до самой смерти пела в хоре, а дедушка Иван ездил с нами, с правнуками, на эти концерты.

Мне всегда казалось, что бабушке досталась тяжелая доля. Совсем молодым умер сын, потом жена внука, оставив троих правнуков, меня и моих двух братьев. Но от неё, я этого ни разу не слышала. Она всегда говорила, даже перед смертью: «Я прожила счастливую жизнь». Хотя последние годы её жизни никак счастливыми не назовёшь. Умирает жена внука, наша мама. Мы остаёмся совсем меленькими. Отец наш – не поддержка и опора: он потихоньку спивается. Колхоз на грани развала: работы нет, поля нечем засеивать, коров на ферме нечем кормить. Молодёжь уезжает в город, где есть возможность найти работу. А здесь, в Ашкауле, настоящий хаос, беспорядок. Бабушка говорила, что такого даже не было во время войны. Я чувствовала всем сердцем, как ей трудно и стыдно, когда мы её правнуки, попали в детский дом. Вспоминаю одну историю. 7 октября 2003 года бабушке исполнилось 80 лет. Меня отпустили ее поздравить. Я так радовалась, что увижу бабушку с дедушкой, меня просто переполняло от счастья. Подхожу к дому, а бабушка в это время в окно выглядывает, от радости плачет. У нее было такое доброе, большое сердце. Если бы могла, она всех обогрела бы своим теплом.

В 2005 году судьба преподнесла ей еще одно испытание. В июле дедушка, заготавливая веники, сорвался с березы. Его парализовало, бабушка не отходила от него. А через месяц, 31 августа, его не стало. После похорон бабушка каждый день плакала, все разговоры были только об Иване. Это не прошло бесследно для нее: у нее стал развиваться лейкоз крови.

Она так мужественно переносила адские боли, что мы ни разу не слышали от нее жалоб.

Мы приезжали к ней из детского дома, она встречала нас доброй улыбкой. Она и о скорой смерти говорила как-то обыденно, спокойно, потихоньку готовила нас к тому, что скоро уйдет. Она говорила, что ей обязательно нужно справить годовщину Вани, а уж потом уходить самой. Последние месяцы жизни она постоянно твердила, что мы должны учиться, вырасти хорошими людьми, достойными. Умирала она в больнице, в последний вечер она просила соседок по палате не тревожить медицинский персонал. «Мне не больно, мне хорошо», – тихо говорила она. Вот такая была моя прабабушка, Смальцер Елена Андреевна.

31 декабря 2006 года исполняется годовщина её смерти. Соберутся многочисленные родственники. Я опять услышу много добрых слов о бабушке.

За этот год, что прошёл после её смерти, мне посчастливилось встретиться со многими родственниками. Очень много я услышала того, что не успела мне рассказать мне бабушка. Оказывается, бабушка славилась своими хлебами, испечёнными в русской печи. Заводила не на дрожжах, а на хмелю, поэтому тесто получалось такое пышное, воздушное, что все удивлялись. Хлеба она пекла в русской печи не в формах, а на листах, деревянной лопаткой снимала хлеб. Хлеб был такой вкусный, что редко кто проходил мимо их избы, не испробовав кусочек.

Её племянница вспоминает, что бабушка никогда не расставалась со своей прялкой. Обвязывала всю родню. Может, от неё передалось умение вязать и мне. Я с удовольствием вяжу и спицами, и крючком.

Изумительной красоты дорожки бабушка ткала на станке, который был её приданым. Дорожками были застелены все комнаты их большого дома. На праздниках, где демонстрировались изделия народных ремёсел, её домотканые дорожки всегда занимали видное место.

Рассказали мне и то, что бабушка всегда славилась гостеприимством. Когда встречала гостей, стол ломился от яств: и разносолы, и мёд со своей пасеки, и моченая брусника, и пироги с хариусами (самой вкусной рыбкой, по мнению местных жителей). И обязательное, после обильной еды, пение старинных песен.

Я всегда помню её слова о том, как надо жить. Иногда мне так становится нестерпимо стыдно за то, что у меня не всё получается, как хотелось бы. Не хватает мне силы воли, твёрдости духа, уверенности в себе, чтобы быть хоть чуть-чуть похожей на бабушку. Но буду стараться! Я должна быть достойна её памяти!

Библиография

1. Интервью с М.Г. Авдеевой от 22 декабря 2006 г. в с. Ашкаул.
2. Крамной В.А.: «История Канского района» (опубликован).
3. Краткий справочник по районам Красноярского края. Красноярская краевая плановая комиссия 1935 из 2.(опубликован)
4. Прокушев В.: «Канск – Красноярск» , 1988г. (опубликован).
5.Справка о работе на Красноярском машиностроительном заводе. (семейный архив).


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»