Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

…И стали на родной земле чужими


Всероссийский конкурс исторических
исследовательских работ Человек в истории. Россия XXвек.

Работу выполнил: Коротких Антон Сергеевич, ученик 8 класса  МОУ Благовещенской СОШ

Руководитель: Коротких Людмила Васильевна, учитель

Аннотация работы

Работа отражает основные этапы жизни Коха Егора Фёдоровича, репрессированного в годы Великой Отечественной войны по национальному признаку. Кроме этого она содержит анализ документальных источников, свидетельствующих о том, какие тяготы пришлось пережить простому человеку с непростой судьбой. В основу работы вошли документы, сохранившиеся в семейном архиве, фотографии, устные свидетельства родственников. Также в работе прослеживается мысль о связи поколений.

Роль руководителя

Роль руководителя заключалась в оказании помощи при оформлении работы, выборе темы и структуры изложения, систематизации материала, а также при решении организационных вопросов.

Введение.

«Уважение к минувшему – вот черта,
отделяющая образованность от дикости».
А.С.Пушкин.

Среди суеты и забот мы порой не замечаем самого простого и в то же время главного. Совсем недавно умерла моя прабабушка Кох Анна Ивановна, её было 84 года. Я любил её слушать, когда она рассказывала о прошлом. И вот теперь я понял, что о многом не успел расспросить её, и спросить уже не у кого. Поэтому, пока время ещё не ушло, и живы мои близкие и дальние родственники, я решил проследить историю нашей семьи. На кружке «Краеведение», который я посещаю два года, я составил генеалогическое древо нашей семьи (Приложение). В данной работе я хочу проследить историю жизни своего прадедушки, Коха Егора Фёдоровича. А так как он был репрессирован «по национальному признаку», то и тему - «…И стали на родной земле чужими» - я подобрал соответствующую.

Целью работы является сбор материалов о моём прадедушке и не только для участия в конкурсе, но и для того, чтобы о нём побольше узнать.

В ходе работы я опирался в основном на устные источники. Чаще это были рассказы не из первых уст, что является недостатком данных материалов, но в их достоверности я уверен. Кроме устных источников были использованы фотографии, документы, книги из семейного архива, а также материалы (в электронном виде) общества «Мемориал», предоставленные кружку «Краеведение» на встрече с региональным координатором Бабий Алексеем Андреевичем.

Руководителем работы является моя мама Коротких (Кох) Людмила Васильевна.

Большую помощь в работе оказала моя бабушка, Кох Валентина Александровна, она же руководитель кружка «Краеведение». Валентина Александровна сочинила стихи и посвятила их жертвам политических репрессий.

Вас совсем молодыми сослали,
От родных оторвали мест.
Здесь, в Сибири вы семьи создали,
Не совсем по любви выбирали невест.

Вы старались прибиться к хозяйству,
Чтоб хоть как-то себя содержать.
По Кунгусу сплавляли баланы,
Чтоб баландой желудок держать.

Унижения все вы стерпели
Ради малых своих детей.
И в лесу годами корпели,
Не таили обид на людей.

Вас сегодня почти оправдали,
Стали книги о вас создавать,
Но об этом не все вы узнали –
Пусть хоть дети смогут понять,

Что ошибки трудно исправить.
Пусть они воспитают внучат,
Чтобы было им чем гордиться,
Не стыдясь, свои корни искать.
2005.

Нам не давали крестов на войне,
Музыкой нас не встречала столица…
Что же такое рассказывать мне?
Чем перед вами хвалиться?
М.Исаковский «География жизни».

Детство.

Родился Егор 3 февраля 1924г. в семье обрусевших немцев Фёдора Андреевича и Екатерины Крестьяновны Кох, что подтверждается свидетельством о рождении (Приложение). В семье между собой разговаривали на немецком языке, и дети с рождения слышали только немецкую речь. Когда они подрастали, на улице с русскими детьми учились говорить по-русски. Так родители пытались сохранить национальные корни, что было нелегко среди русского населения. Из рассказа внучки (Л.В.Коротких): «Прабабушка рассказывала, что когда родился дед Егор, она хотела назвать его Георгий [х,ор,х,и] – так произносила по-русски, но в сельском совете её не поняли, (она говорила с сильным акцентом) и записали Егор. Впоследствии была путаница, так как дома деда звали Георгий, а по документам – Егор» (В приложении есть грамота, выданная на имя Кооха Георгия Фёдоровича, свидетельствующая о том, что не только с именем была путаница, но и немецкая фамилия была непривычна для русского написания). Кроме Егора в семье было два сына и две дочери.

«Дедушка не очень любил рассказывать о своём детстве. Возможно, хорошего было немного, а о плохом он не хотел вспоминать. Но всё же кое-что он поведал. Когда он был маленьким, его семья жила в с. Астахово Матюшанского района Сталинградской области, где почва была песчаной. После любого дождя, даже ливня, ребятишки бегали босиком по земле, и ноги оставались чистыми» (Из рассказа внучки Л.В.Коротких).

Егор Фёдорович не рассказывал о том, что был голод, нечего было одеть, не было возможности учиться, он закончил всего 4 класса. Люди до того были озлоблены, что желали зла даже своим близким. Возможно, была виновата государственная система, а может быть, от голода и безысходности люди лишались рассудка. Из воспоминаний жены Кох Анны Ивановны: «Свекровь (Екатерина Крестьяновна) рассказывала, что её муж Фёдор (отец Егора) украл немного зерна, чтобы накормить детей. Понёс зерно через двор своей матери и немного просыпал. Утром мать узнала, что её сын украл зерно, пошла и донесла на него. Фёдора посадили в тюрьму, и домой он уже не вернулся».

Когда Егору было шестнадцать лет, его отправили в ФЗО, но он оттуда сбежал. После этого в принудительном порядке он был отправлен на строительство моста через Северную Двину. Жить пришлось в овощехранилище, кормили очень плохо.

В 1941 году по Указу ПВС СССР от 28.08. 41г. «признан социально опасным по национальному признаку» (справка №К-30, Приложение ). По этому же указу семья Егора была переселена в Казахстан, в Семипалатинскую область Ново-Шульбинский район. Егор был оторван от семьи.

Трудовой путь.

…А жизнь меж тем учила круто,
С размаху била по зубам.
В.Солоухин «Разрыв-трава».

В трудармии, где находился Егор во время войны, к людям относились не лучше, чем в концлагере. «Нам не давали есть два дня, потом принесли тухлой селёдки. Голодные, мы наелись этой селёдки, но воды нам не дали. Много людей умерло тогда» - вспоминал прадедушка (со слов сына Василия).

Ещё об одном случае рассказывает невестка Егора Фёдоровича (В.А.Кох): «Папа рассказывал, что в трудармии жили в бараках по два человека на нарах. Когда умер сосед по нарам, отец укрывал его с головой и говорил, что он спит. Так приходилось спать с мертвецом, чтобы получить его пайку и выжить».

Свирепствовала дизентерия. Люди умирали каждый день. Трупы никто не хоронил, их складывали на сани, увозили и сбрасывали в реку.

Далее Егор был отправлен в Сибирь. В трудовой книжке есть запись от 15.02.1944г. о зачислении рабочим в Канское сплавное отделение У-235 Красноярского ИТЛ (Приложение). «Выселялись немцы со своих мест с августа 1941г., руководство страны считало, что советские немцы окажутся пособниками фашистов, и дабы этого не допустить, в срочном порядке они выселялись. Но почему-то кажется, что изменников и предателей немецкий народ не дал бы больше, чем любой другой народ СССР. Они также защищали бы СССР, ведь это была их родина, их земля, они уже жили на ней почти 200лет» («О моих земляках и немного о себе» Оберман В.Я., Красноярск 2000 с58-59).

Ходили на лесоповал пешком, пилили лес вручную пилой-двуручкой. Спали в бараках. Кругом грязь, вши. Однажды заставили сдать полушубок из овчины на прожарку от вшей, а после прожарки полушубок сбежался, сел. Надеть его было уже невозможно, пошёл на работу раздетый. Потом кто-то пожалел и дал рваную шинель.

«Среди заключённых внедрялось социалистическое соревнование, позволяющее без экономических стимулов поднять производительность труда и увеличить объёмы заготовки леса. Например, на утреннем разводе объявлялось, что бригада, занявшая 1-е место на сплаве, получит на ужин сбор черемши или улов рыбы, на заготовку которых отряжались специально несколько человек (возможно, ослабленных). Кроме того, регулярно подводились итоги работы через стенную печать. На каждого заключённого составлялась характеристика на полгода, где отражались виды работ, число отработанных дней, дней по болезни, средняя производительность труда в %. Число рабочих дней обычно составляло в месяц 27-29, т.е. приходилось работать и в выходные». («Из святого колодца памяти» Очерки истории Ирбейского района. – Зеленогорск, 2001г., с.123).

А.Сент-Экзюпери писал: «Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери». И это действительно был последний ключ. Люди, оторванные от родных мест, потерявшие семьи, голодные, униженные продолжали терпеть и трудиться. Не ради удовлетворения от работы, а ради того, чтобы наполнить желудок лагерной баландой. Они терпели и надеялись на будущее. И это будущее наступило – лагеря распустили. Кох Егор Фёдорович был снят с учёта спецпоселения 28.01.1956г. (Приложение. Справка № К-30) и даже в 1964 году поставлен на воинский учёт, о чём свидетельствует военный билет (Приложение).

Теперь можно вернуться домой. Но где он, дом родной? Связь с семьёй Егор потерял ещё в начале войны, поэтому остался жить в Сибири. Устроился на работу в сплавную контору «Кансклес» рабочим сплава, как свидетельствует запись в трудовой книжке. Сплавляли лес по рекам Кунгус, Агул, Кан. До 1970 года работал на сплаве, потом перешёл в Тальский совхоз, где и доработал до пенсии в качестве конюха. За добросовестный труд был награждён почётными грамотами, благодарственным листом, денежной премией, о чём свидетельствуют записи в трудовой книжке. Несмотря на то, что он был немец или как тогда называли «фашист», он работал и старался на благо своей Родины, которая почему-то так неласково и несправедливо отнеслась к нему.

Семья.

Ещё работая на сплаве леса, в деревне Минушке приметил Егор девушку, Глушкову Анну, которая ходила пешком с отчётом в с.Талое, и Егору приходилось переплавлять её на лодке через реку Кунгус. Познакомились, стали встречаться.

«Гоша (так дедушку звала бабушка) говорит: «Давай сойдёмся (т.е. поженимся)», я говорю: «Давай. А как жить будем? Ведь нет у нас ничего». (Из рассказа внучки Коротких Л.В.). Дедушка принёс с собой ложку алюминиевую и котелок – всё, что у него было. Это было в январе 1947г. Жить стали вместе с отцом Анны и двумя её братьями (Анна осталась сиротой с 13 лет), которых она вырастила. Подошла суббота, надо идти в баню, а Егору переодеться не во что. Сшила Анна ему кальсоны из полотенца, а майку дали на работе. Вот так начинали жить.

Егор не умел вести хозяйство. Мальчишкой остался без отца, рано был оторван от семьи. Тесть, Иван Сафонович Глушков, был строгий, но понравился ему зять своей сноровкой. Присматривался Егор со стороны, пробовал сам всякую работу выполнять и научился всему понемногу: и за скотиной ухаживать, и с древесиной работать.

В январе 1947 года родился сын Василий (мой дедушка). Потом стали жениться братья Анны, и пришлось молодой семье искать свой угол. Жили на квартирах. «Первый раз переезжали на квартиру, Гоша взял люльку (детскую кроватку) под мышки, я узелок с вещами, Васю за руку и пошли. Другой раз переезжали, так на телеге уже перевезли пожитки. А как третий раз пришлось переезжать, так весь день возили вещи», - вспоминала прабабушка Аня.

«У неумечки не болят ни ручки, ни плечики» - гласит пословица. Не были «неумечками» ни Егор, ни Анна. Всё приходилось делать своими руками. Когда в семье родилось ещё двое сыновей (в 1952 году – Виктор, а в 1957 – Александр), Анне нужно было детей присматривать, некогда было на работу ходить. Стала она учиться шить, вышивать, вязать крючком. Выбила себе шторы (так бабушка называла вышивку Ришелье), женщины увидели и захотели себе такие же. Стали просить Анну на заказ делать им шторы, и Анна делала – всё какая-то копейка в семью. Кто попросит юбку сшить, кто рубаху на смерть (бельё на случай смерти готовили заранее, складывали в узелок и хранили) – никому не отказывала.

Егора привлекала рыбалка, и он научился ловить рыбу. Захотел разводить пчёл – и вот уже свежий тягучий мёд течёт из медогонки на радость детям и внукам (хотя до этого не один раз пришлось испытать на себе укусы пчёл). Надо было срубить баню – рубил с сыновьями. Всё научился делать, до всего доходили руки и душа. Но особенно любил во всём порядок.

«Весной, как только сойдёт снег, дедушка убирал во дворе все щепочки, соломинки, принесённые за зиму ветром, приговаривая при этом: «Надо всё убрать, мусор [в,ик,инут,], чтобы [трав,ичка] росла» (из рассказа внучки Коротких Л.В.).

Растили сыновей, обустраивали жизнь. И на первый взгляд всё было хорошо. Но не давала покоя немецкая фамилия ни Егору, ни его детям. Особенно обозлёнными были фронтовики. Почему они не понимали или не хотели понять того, что мой прадед не воевал против них, не убивал их родных и товарищей? Он сам пострадал от этой войны. Наверное, так было всегда на Руси – нужно было кого-то обвинить во всех бедах, и находили, и обвиняли - немцев, евреев, татар.

Когда подросли сыновья и пошли учиться, им приходилось ездить в школу в другую деревню. По рассказам сына Василия, к ним относились с ненавистью, даже сбрасывали с грузовой машины, на которой всех учеников подвозили к школе. Терпели, хотели учиться.

Случались и радости – нашлись родные Егора. Мать с детьми жила в Казахстане (с начала войны), а родной дядя, Штеймец Егор Крестьянович, жил совсем рядом, в городе Канске. Но так как прошло много времени, не так-то легко было узнать друг друга. Одна из сестёр Егора – Ольга, работала парикмахером, и Егор знал об этом из письма. Приехав в гости к родным, он сразу пошёл в парикмахерскую, постригся у родной сестры, а она его не узнала (из рассказа Кох А.И.). Но всё-таки связь с родными была налажена. Сохранились семейные фотографии (Приложение). И даже сейчас, когда прадедушки уже нет, связь с родными поддерживается. Брат прадедушки – Яков и его дети пишут письма из Германии, куда они уехали во время «Перестройки». Внуки Штеймеца Егора Крестьяновича приезжают в гости.

Семейные традиции.

Несмотря на то, что прадедушка был оторван от своих родных совсем молодым, он сохранил семейные традиции уже в собственной семье. Если у кого-то был день рождения, то собирались всей семьёй – сыновья, невестки, внуки. На 8 марта с утра прадед Егор с заранее купленными подарками шёл поздравлять невесток и внучек, причём подарки были одинаковые, чтобы не было обидно. «Дедушка подарил всем внучкам, а нас было четверо, по большой кукле. Куклы были одинаковые, только платья у них были разные. А маме и двум тётям - по бусам» (из рассказа внучки КороткихЛ.В.).

Любил Егор Фёдорович своих детей, внуков, невесток. Помогал иногда советом, а порой и делом.

Часто просто собирались всей семьёй, чтобы просто обсудить какую-то проблему, принять важное решение. Взаимоотношения в семье были построены на взаимоуважении. Вспоминает невестка Кох В.А.: «В семью Коха Е.Ф. я попала в 1972 году, выйдя замуж за Василия. Свёкор мне очень понравился за честность и справедливость».

На собственном примере мой прадед показывал, что нельзя забывать родных, он часто ездил в Казахстан к своей матери и братьям. Свозил туда сыновей и даже внучку, мою маму. Его брат Яков с семьёй и мамой Екатериной Крестьяновной приезжали в гости в Сибирь. Правда общаться пришлось только на русском языке. «Дедушка хорошо говорил по-русски, без акцента, а его мама и братья между собой разговаривали по-немецки. Я спросила у него, понимает ли он своих родных, а он ответил, что почти нет» (из рассказа внучки Коротких Л.В.).

К сожалению, я не видел своего прадеда, он умер 2 января 1990 г., так и не узнав, что его реабилитировали на основании п. «в» статьи 3 и (или) части 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991г. № 1761 «О реабилитации жертв политических репрессий» (Приложение).

Заключение.

Мои прадедушка и прабабушка вырастили троих сыновей, которые обрели собственные семьи, у них родились дети, а теперь уже и мы, внуки. И все мы знаем друг друга, поддерживаем и будем держать эту связь поколений, чтобы не получилось так, как пишет французский писатель Экзюпери в своём произведении «Маленький принц», когда Маленький Принц спрашивает у Цветка: «Где же люди?» И цветок отвечает: «Их носит ветром. У них нет корней…»

«Быть без корней! Не помнить о преемственности поколений, не испытывать почтительного уважения к тем людям, которые жили до тебя, к тем местам, где ты родился! Возможно ли такое? Говорят, возможно. Но это противоестественно…» («Мудрые заповеди народной педагогики» З.П.Васильцова, Москва, 1988г., с31).

Я хочу продолжить работу по сбору материалов о своих родственниках, а их у меня много, чтобы знали о них не только мы, но и наши дети, и внуки, чтобы не потерять свои корни. Ведь история страны складывается из историй жизни обычных людей, каким был мой прадед Кох Егор Фёдорович.

Список использованной литературы.

1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста). -2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 180с.: ил.
2. Оберман В.Я. О моих земляках и немного о себе. – Красноярск, 2000. – 140 с.
3. Из святого колодца памяти. Очерки истории. – Зеленогорск: Издательство «Зеленогорская типография», 2001 г. 344с. ил.
4. Материалы из семейного архива Кох В.А.
5. Материалы общества «Мемориал» из школьного кружка «Краеведение».
6. Устные свидетельства Кох А.И., Коха В.Е., Кох В.А., Коротких Л.В.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»