Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Мы с тобою связаны навеки


Подтесовская средняя общеобразовательная школа № 46 имени В.П. Астафьева Красноярского края

Выполнила: Кудрук Наталья, ученица 9 «Б» класса

Руководитель: Змейко Зоя Федоровна, учитель русского языка и  литературы I категории школы №5 г.Енисейска

Енисейск - Подтесово
2007 г.

Оглавление.

Введение
Глава I. Поселок с неречным названием
§1. На пути к большой реке
Глава II. В Казачинском пороге
§2. Немного истории.
Глава III. В Ярцево. Добро пожаловать!
§1. Они жили и работали, как люди, и для людей.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Введение.

Долго жили человек и река.
Дружили человек и река.
Заботы пополам делили,
И был у них, наверняка,
Завет, которым дорожили.
Испытанный такой завет:
Нести другим тепло и свет,
Себе лишь крохи оставляя.
А если будет в том нужда,
И этим малым без труда
Пожертвовать, не размышляя.
(«Ивану Назарову» Аида Федорова)

Моя научно-исследовательская работа посвящена 400-летнему юбилею с. Ярцево, на дебаркадере которого в течение 26 лет работали герои моего повествования – Чарушины Виктор Семенович и Надежда Константиновна, встречая теплоходы и их экипажи, а также многочисленных пассажиров.

Если спускаться от Красноярска вниз по Енисею, то на 430-ом километре по правому берегу неожиданно откроется в удобной бухте затон и большой судоремонтный завод – это посёлок Подтёсово, столица речников. Это моя малая родина. Здесь родилась я, здесь прожил долгую трудовую жизнь герой моей научно-исследовательской работы – Виктор Семенович Чарушин. Ее тема – «Мы с тобою связаны навеки». Цель исследования – рассказать о флотской биографии супругов Чарушиных. Задачи: выяснить, почему река стала образом их жизни, что повлияло на их профессиональный выбор, показать, как и где трудились Виктор Семенович и Надежда Константиновна.

В ходе работы я использовала газетные материалы и архивные (их я взяла в Енисейском краеведческом музее), различную литературу, интервью с речниками, женой Виктора Семеновича Надеждой Константиновной. Особенно ценным, на мой взгляд, является интервью главы нашего поселка, Сергея Федоровича Курбатова, который много лет работал капитаном теплохода «Ракета» и постоянно соприкасался с героем моей научно-исследовательской работы. Книга В. Аференко «Мой Енисей», посвященная 70-летию Красноярского края, познакомила меня с архивными материалами из фондов Красноярского Государственного Архива. Интересны, увлекательны рассказы речников об их флотской жизни, династиях речников (династии Тюменцевых, Матониных до сих пор живут в Подтесово). Меня увлекла история освоения плеса Енисея, Енисейского речного пароходства. Оказывается, «31 мая 1863 года из Енисейска отправился в первое плавание вниз по реке пароход «Енисей», построенный на местной верфи на деньги купцов Кытмыновых и Баландина. К этому времени русло реки было неплохо исследовано за два с лишним века плавания на плотах, дощаниках, парусниках, баржах».

Интересна и историческая справка, дающая представление о пароходстве в конце 21 века, «Обзор Енисейской губернии за 1892 год – приложение к всеподданнейшему отчету» (она дана в приложении) В ней указано, какие, куда и откуда ходили пароходы, сколько сделали рейсов, сколько и как переведено грузов. Из этой же книги я узнала о династиях Еремеевых, Тюменцевых и Матониных.

Сборник «Летопись Енисея» рассказал мне о наиболее интересных событиях на Енисее за многие десятилетия судоходства. Это рассказы о капитане Чечкине, который перегонял пароход «Родина» из США на Енисей, и о капитане Мецайк Константин АлександровичМецайке Константине Александровиче, отдавшего жизнь флоту, написавшего книгу «Лоции реки Енисей», которая является «своеобразной энциклопедией для судоводителей». Это и рассказы о зимовках судов, попавших в ледовый плен. Познавательна и 2-я часть «Летописи Енисея» - «Хронограф Енисея», где раскрываются наиболее важные события, начиная с 1001 года и кончая 1996 годом. О Енисее, его людях, их самоотверженном труде, о времени и событиях в нашей стране рассказывается в книге И.Булавы «Флотская судьба». Особенно запомнилось мне, тронуло за душу размышление В.П. Астафьева в книге о речниках: «Ими (теплоходами) управляют … люди особой ответственности и отваги, да ещё выучки и умения особого, которым река и жизнь речная ставят задачи одну другой мудрее». Рассказывая о своей флотской судьбе, И.Булава повествует и о своих коллегах, сложностях работы на Енисее. Хорошим помощником в работе мне стали статьи из газеты «Речник Енисея», повествующие о речниках и теплоходах, на которых они работали. Из статей «История глазами механика» М.Валко и «Суда и люди связаны судьбой» мне стало известно о том, какие суда работали в Казачинском пороге, в чём сложность судоходства в нём.

Интересно, что же писали о великой реке в прошлом?

«Величайшим же украшением …служит Енисей, река – море, которой нет равней ни в Европе, ни в России …столь же величаво, как и быстро, катит он прозрачные, как стекло, студеные струи свои…» (Филипп Филиппович Вигель, государственный чиновник, 1805 г., Быконя Г.Ф. « Город у Красного Яра»).

Неоценимую помощь оказали мне сотрудники Енисейского краеведческого музея, которые предоставили исторические данные о селе Ярцево на 1 января 1911 года: «Число дворов - 45. Число душ: муж. - 158, жен. - 171. Расстояние от участковой лечебницы – 257 верст, от почтовой и телеграфной конторы - 248 верст, от железнодорожной станции - 581..». Из книги А.М. Бондаренко «Из прошлого в будущее», посвященной 80-летию образования Енисейского района, я узнала, что с. Ярцево основал Федор Царапаня в 1605 году, оно в те далекие годы называлось зимовьем. А сельский совет с центром в Ярцево образован в 1920 году, в него входят д. Напарино. Нижнешадрино. Никулино, Фомка. Очень интересна и легенда старожилов с. Ярцево о его образовании: «Был лихой атаман Ярцев, и вышел он с ватагой казаков из Кассу в Енисей. Дело к зиме шло, казачки за лето устали – воти потянулись вниз по реке, зимовье искать. Да нашли к вечеру место на крутом яру, за островом, и реку около, в Енисей втекающую, тут и заночевали. Старики бают, Ярцево с того атамана и пошло».

Глава I. Поселок с неречным названием.

Где-то вдали от городов,
В том краю таёжном между соснами,
Раскинулся посёлок речников
С неречным названием «Подтёсово»!
-----------------------------------------------
Нет прекраснее места на свете,
Чем поселок, в котором живу.
К Енисею приди на рассвете
И увидишь все сам наяву.

Подтесово. Здесь широкие асфальтированные улицы, большая современная трехэтажная школа, профессиональный лицей (здесь готовятся кадры для Речной Эксплутационной Базы флота: мотористы-рулевые, штурманы, электромеханики, повара, проводницы, кулинары, продавцы и кассиры), филиал Новосибирской Государственной Академии инженеров водного транспорта.

Здесь зимует и ремонтируется Енисейский флот: теплоходы, самоходки, лихтера, баржи, катера. Здесь «лечат» двигатели, меняют винты, красят теплоходы, катера. Но главное богатство поселка и РЭБ флота – люди.

Люди здесь отличные живут,
Водят корабли по Енисею,
Отдают ему свой скромный труд,
Сил своих и время не жалея.

Енисей занимает в их жизни важное место. С ним связана их трудовая биография и жизнь. Ведь поселок, расположенный на его живописных берегах, - их родной дом, малая Родина, близкая сердцу, любимая. О таких людях пойдет речь и в моем повествовании.

§ 1. На пути к большой реке.

Виктор Семенович Чарушин родился в Омской области
п. Усть-Тара в 1936 г. 25 сентября в крестьянской семье. Поселок стоял на берегу реки, где вместе с отцом часто бывал и маленький Витя. В 1941 году его отец Семен ушел на фронт и погиб в первый год войны. Мать жила с двумя детьми. Тяжело в годы войны было на фронте и в тылу. Тыл, как мог, помогал фронту, в том числе и дети.

Однажды его мать познакомилась с Денисовым Василием Дмитриевичем, вышла за него замуж. Он был участник Великой Отечественной войны, ленинградец. Во время войны попал в плен, где ему отрубили несколько пальцев. За то, что был в плену, его сослали в Сибирь в с. Галанино Красноярского края. Семья последовала за ним. В Галанино был небольшой затон. Василий Дмитриевич устроился туда работать. Сначала был шкипером на баржах, потом на лихтерах. Он воспитывал троих сыновей. Старшего Виктора часто брал с собой, постепенно приучал его к нелегкой профессии шкипера, воспитывал в нем трудолюбие, учил все делать на совесть. Когда Виктор подрос, отчим взял его, шестнадцатилетнего паренька, в навигацию матросом на деревянную двухэтажную баржу.

После ликвидации затона в Галанино весь флот: баржи и лихтера – перевели в Подтесовскую Речную Базу Флота. В Подтесово поначалу трудились по-прежнему на деревянных баржах, а в 1965 году приняли старый деревянный дебаркадер и отправились в село Ярцево. Василий Дмитриевич и его жена Ксения Тимофеевна (родители Виктора Семеновича) работали там несколько лет. Дебаркадер был синего, как чистое небо, цвета. Здесь всегда было чисто и уютно. Виктор Семенович работал в РЭБ флота отдельно от родителей.

Глава II. Работа в Казачинском пороге.

Как-то в селе Казачинское пришлось ему ненадолго остановиться (он ехал из Красноярска в Подтесово). Был трескучий сибирский мороз. «Тетенька, пустите погреться»,- шутя обратился он к худенькой девушке-горничной. Та обиделась: «Нашел тетеньку!» и ушла. Но молодой шутник пошел за ней, повинился, взял адрес, стал писать ей теплые, полные нежности письма. ( Это была Надежда Константиновна, будущая жена Виктора Семеновича. Надежда Корниенко приехала в 15 лет в Казачинское к тете из Белоруссии и работала в гостинице при автовокзале). Весной он сделал ей предложение. «В апреле,- вспоминает Надежда Константиновна, - он переносил меня через промоины по ледовой переправе, так как я была в ботинках с опушкой. Шел 1957 год. Вскоре мы вместе отправились в первую совместную навигацию на деревянной барже: он - шкипер, я – матрос. Баржи были очень старые, постепенно вышли из строя. В базе флота появились финские лихтера. Нам доверили лихтер - 1049. Это был стоечный лихтер, работал в Казачинском пороге. Стоял выше села Казачинское в месте под названием Два Свистка.

Катит воды Енисей
С гор Саянских,
Извиваясь вдоль степей
Прихакасских.
Но Казачинский порог
Чертом злится,
Только смелому он мог
Покориться.
Семафор у Двух Свистков
Открывают,-
Теплоходу путь в порог
Разрешают.
Выбрав якорь, он спешит
По течению,
Где вода в камнях кипит
В желтой пене…
( Н.Скобло «Казачинский порог»)

На берегу Енисея стояла будка, где находились дежурные женщины, работавшие по 12 часов в сутки, пропускали теплоходы. Была деревянная вывеска, ее поднимали на веревочке вместе с таблицей двух цветов:

1. Белой – открыто, то есть можно проходить. 2. Красной – закрыто, то есть проходить запрещено.

Тогда теплоходы останавливались, шкипер помогал им прицепиться к лихтеру и ждать, когда путь будет свободен. Часто было много теплоходов, им приходилось ждать сутками. Теплоходы туер «Ангара» и «Енисей» проводили суда через коварные бурные пороги, самоходки тащили вверх по Енисею.

Следует подчеркнуть, что Енисей – самая многоводная горная река России, протекающая по территории Красноярского края, Тувы и Хакассии. Она изобилует множеством труднопроходимых порогов и перекатов с быстрым течением, что препятствует нормальному судоходству. Одним из труднопреодолимых участков реки является Казачинский порог, расположенный ниже Красноярска на 25 километров, где и сегодня прохождение судов одностороннее, регулируемое. Порог своими скальными камнями, как плотина, перекрывает русло Енисея, уменьшая ширину судового хода приблизительно в 10 раз по сравнению с обычной шириной плеса, из-за чего скорость течения увеличивается здесь в 3-4 раза, то есть до 19-20 км/час. Преодолеть такое стремительное течение самостоятельно могут только мощные суда.

§1. Немного истории.

Первая попытка преодолеть Казачинский порог была сделана в 1882 году пароходом «Москва» мощностью 160 лошадиных сил, принадлежащим Красноярскому купцу А.Н. Гадалову. Но порог был преодолен не своим ходом, а с помощью береговых ворот. Этим положено начало возможности судоходства на линии Енисейск-Красноярск. А в следующую навигацию, в 1883 году, своим ходом преодолел Казачинский порог пароход «Дальман» мощностью 500 лошадиных сил, также принадлежащий купцу А.Н. Гадалову.

В 1903 г. из реки Ангара на Енисей был осуществлён перегон туера «Святой Иннокентий», который стал работать в Казачинском пороге (построен в 1887г. золотопромышленником М. Сибиряковым, мощность туера – 240 лошадиных сил). Впоследствии его переименовали в «Ангару», он проработал в пороге до 1963 года, т.е. 60 лет. По воспоминаниям речников, это было уникальное паровое судно, спроектированное и построенное русскими умельцами. В 1964 году ему на смену пришёл туер «Енисей» (в 2004 г. ему исполнилось 40 лет). М.П.Валко был начальником ОТК, когда «Енисей» строился. Он говорит: «Работая в пороге, судно почти всегда находится в экстремальных условиях. Чтобы проводить судно в постоянно бурлящем фарватере, в стремительно меняющемся потоке воды, среди камней, требуется большой опыт и умение речников. Причём им приходится обеспечивать безопасность не только туера, но и буксирных судов. Немало здесь зависит и от команды лихтера, работающего в пороге».

Много сил и нервов отдавали супруги работе. Ведь главными в Казачинском пороге великой реки были дизель-электроход туер «Енисей» и лихтер, на их плечах лежала большая ответственность за безопасность плавания, за людей и перевозимый груз.

«Когда минуют пороги, отцепляют суда или самоходки, дальше они продолжали путь самостоятельно своим ходом (Только «Метеоры», «Восходы» и «Ракеты» проходили этот опасный участок сами ). Нелегко приходилось нам. Нужно было принять теплоход, подать трос, учалить, причалить, основательно закрепить, чтобы не утащило судно в порог. Ведь погода бывает разная. Особенно тяжело было в шальные пронизывающие насквозь ветра, штормы, когда волна достигает 2 метров. Некоторые суда вставали на якорь. Виктор – человек трудолюбивый, ответственный, добросовестный. Пользовался заслуженным авторитетом среди речников. Работал на совесть. Я старалась не отставать от него. Но он жалел меня, берёг от тяжёлой работы. Мне с ним ничего не страшно было: он человек надёжный!» - рассказывает Надежда Константиновна Чарушина.

Глава III. В Ярцево. Добро пожаловать на берег!

«Ярцево – одно из старейших поселений Енисейского района. В 2005 году оно отметило свое 400-летие», - читаем мы в книге А.М. Бондаренко «Из прошлого в будущее». Там же находим историческую справку: «Июль 1605 г. Заложено зимовье Ярцево промышленником Федором Царапаней». По словам Алексея Марковича, «на карте ученого историка и первого сибирского картографа сына боярского Семена Ремезова показано, что уже с 1680-1690-х годах существовало с. Ярцево с церковью Благовещенской…» Этот факт подтверждается данными из книги «Краткое описание приходов Енисейской епархии» вышедшей в 1916 году.

Именно здесь проработали 26 навигаций Виктор Семенович и его жена. В 1976 году сменили родителей на дебаркадере в с. Ярцево. Это был старый деревянный дебаркадер. А в 1977 г. получили новый современный дебаркадер и трудились на нём до 1998 года. «В Ярцево проработали 26 лет, - продолжает Надежда Константиновна, - я ни к чему никогда не касалась – везде он ходил, добивался всего. Настойчивый, деловой, человечный, он всё делал для людей. Заботился, чтобы пассажирам было тепло и уютно на дебаркадере ожидать теплоход. Шустрый, энергичный, весёлый, он был любимцем многих. У нас было много друзей в Ярцево. Мы жили с ними, как родные. Помогали друг другу, чем могли, и делом, и советом.

Кого только ни принимали мы на дебаркадере! И туристы, и пионеры, и высокие гости. Постоянно ночевали у нас «Метеоры», команды отдыхали на дебаркадере. Конечно, тяжело было работать, отдохнуть некогда. Виктор Семёнович - шкипер. Стоял вахту, помогал мне убирать дебаркадер. И я тоже стояла вахту, встречала теплоходы по времени. И часто бывало так, как в стихотворении поэта Н. Скобло:

Который день идут дожди,
Который день – ветра шальные
И холод гонит из воды
Тумана полосы седые.
Волна качает теплоход,
И судно кренится отлично
Локатор каторжно поёт-
Он надоел нам всем прилично.
А пассажиру всё равно,
Какая за бортом погода:
Он к Северу привык давно
И притерпелся к непогоде.
И к каждой пристани корабль
Придёт в назначенное время;
На дебаркадер бросят трап-
Добро пожаловать на берег!
И вновь уходит судно в ночь,
А пристань тает за кормою
И продолжает песню дождь
Над беспокойною рекою».

§1. «Мы жили и работали, как люди, и для людей!»

«Выполняли часто и чужую работу. В Ярцево ведь пристань. Теплоходы возили грузы в село: вещи, продукты, контейнера. Их часто доставляли по ночам. Нам поручали получить их. Мы также принимали грузы от населения. В те времена требования к нам были жёсткие. Мы работали с людьми. Трудно угодить каждому - люди ведь разные. Сами оборудовали каюты для команд «Метеоров», «Восходов». Сделали стол, холодную и горячую воду, на кроватях белоснежное бельё, т.е. все условия для полноценного отдыха. Вначале они приняли это новшество в штыки, но потом поняли всё и остались довольны: всё покрашено, кругом чистота и уют. Себя не берегли, жили для людей. Виктор Семёнович - человек неугомонный, ни минуты не сидел без дела. Свой добрый век мы прожили, как люди и для людей.

В редкие минуты отдыха ездил рыбачить на песчаный берег Енисея подальше от села. Очень любил он сидеть с удочкой, наблюдать, как шумные игривые волны, набегая друг на друга, плескались у его ног, слушать шум ветра, пенье птиц, дышать чистым таежным воздухом.

Сидел над древним Енисеем,
Глядел на дальний плес реки.
Вокруг него, зарёй алея,
Горели яркие жарки.
Кругом таёжные просторы
Очарования полны.
Ведут деревья разговоры
Под рокот плещущей волны.
Несут полуденные ветры
Смолистый аромат тайги.
И дремлют вековые кедры
Могучей северной реки.

Ни разу за всю жизнь не был на больничном. Сильный, волевой человек, он очень любил семью, дочерей, внуков. Очень тяжело перенес смерть младшего внука Витюшки. Внуков научил рыбачить, разбираться в технике, приучил к труду, научил чутко и внимательно относиться к родным и близким».

§2. Он к Енисею приходил, как к другу.

В 1999 г. Виктор Семенович тяжело заболел. Ему как опытному шкиперу, мастеру своего дела, предложили принять новый дебаркадер, но он отказался из-за тяжелой болезни. Перенес очень тяжелую операцию. После нее прожил один год и два месяца. «Не мог жить без флота, без Енисея, - говорит Надежда Константиновна, - Иногда тайком от родных с палочкой уходил на берег Енисея, сидел там, слушал шум волн, о чем-то думал.

Я опять к Енисею иду.
Специально с зарей просыпаюсь
Где такой еще край я найду.
Здесь ликует душа, наслаждаясь.

А боли были страшные. Но он, превозмогая ее, уходил к своему другу Енисею. И дома никто не слышал от него жалоб и стонов». Огромной силы воли человек – Виктор Семенович, сильный, терпеливый.

И вот однажды человек
Глаза свои закрыл навек.
И руки положил в покое.
Река теперь одна насет
То белый пароход, то плот,
То солнце рыжее такое.
Ее волны наклон-поклон
Тому, кто был всю жизнь влюблен
В приволье этих плесов милых.
И вот теперь ему верна
Без устали вершит она
Работу ту, что с ним делила.
Известно, что живет река
Не годы на земле – века.
Невечен человек на свете.
Не будь у них такой судьбы,
Не отдали бы без борьбы
Они святые узы эти.

Глава IY. Они с Енисеем связаны навеки.

Постойте над рекой родной,
Доверьтесь только ей одной,
Коснитесь волн руками.
И вам она в ночной тиши
Подарит часть своей души
И светлую такую память…
(«Ивану Назарову» Аида Федорова)

Виктор Семенович и Надежда Константиновна с Енисеем словно единое целое. Оба любили Енисей не только потому, что здесь работали. Они любили встречать рассветы на реке, отдыхать на ее живописных берегах, вместе ездили рыбачить, любоваться неповторимой красотой Енисея.

Они прожили вместе 45 лет. Оба имеют звание «Ветеран Труда России», награждены медалью «300 лет Российскому Флоту». За время работы – ни одного нарекания, только масса почетных грамот и благодарностей. Их жизнь не назовешь легкой: детство в тяжелые годы Великой Отечественной войны, юность – в нелегкие послевоенные годы.

Виктор Семенович и Надежда Константиновна были приучены к тяжелой работе с детства. Виктор Семенович в родительской семье был старшим ребенком и на его плечи ложился груз ответственности за младших братьев и хозяйство в доме. Они всегда работали добросовестно, с любовью относились ко всякому делу. Но они прожили достойную жизнь, были поддержкой и опорой друг другу. Воспитали двух прекрасных дочерей. Внуки: Иван и Евгений – очень любят своих деда и бабушку, Иван закончил ПУ-5 и получил профессию штурмана, Евгений – учащийся 3 курса ПУ-5. Река для супругов Чарушиных – образ жизни. С ней, как говорил Виктор Семенович, они связаны навеки.

Заключение.

В ходе научно-исследовательской работы я выяснила, что на выбор профессии речника Виктором Семёновичем повлиял пример отчима Василия Дмитриевича, который часто брал его с собой на баржи, стоял с ним вахту, рассказывал ему о Енисее, речниках, устройстве баржи.

Надежда Константиновна стало речником по необходимости. Их флотская биография началась на старой деревянной барже в Казачинском пороге, а закончилась на дебаркадере в селе Ярцево.

Причём, здесь они проработали 26 лет. Глава поселка, Сергей Федорович Курбатов (бывший капитан теплохода «Ракета») в интервью подчеркнул: «Где бы они ни трудились, их всегда отмечали огромное трудолюбие, ответственное, добросовестное отношение к своим обязанностям, чуткое, внимательное отношение к людям».

Енисей стал их образом жизни, потому что на реке они проводили в навигации полгода, добывая нелегким трудом каждый трудовой рубль. Прикипели душой к реке. Она стала их вторым домом, в котором всегда царили тепло, чистота и уют.

Оба за долголетний высокопроизводительный труд не раз награждались почетными грамотами и благодарностями. Самые высокие их награды – медали: «Ветераны Труда» и «300 лет Российскому Флоту».

43 года жизни отдал РЭБ флота – Чарушин Виктор Семенович, 41 год – его жена Надежда Константиновна. Их отношение к реке, к работе можно выразить словами поэта Игнатия Рождественского:

Я к Енисею прихожу как к другу,
Мне трудно жить без голубой реки.
На всю необозримую округу
Поют разноголосые гудки.

Инспектор нефтеналивного флота, Рябчиков Алексей Александрович так отзывался о Викторе Семеновиче Чарушине:

«Он был приятным, исполнительным, ответственным человеком, с небольшой хитрецой. Судно всегда содержал в очень хорошем состоянии. Сделал много полезного для РЭБ флота, для людей. Претензий к нему никогда не было».

РЭБ флота – второе по значению ремонтно-эксплутационное предприятие в системе Енисейского ордена Ленина речного пароходства. Делами и заботами РЭБ флота живет весь поселок, самый крупный населенный пункт Енисейского района. Землей традиций и прекрасных перспектив назвал Енисейский район губернатор нашего края А. Хлопонин. «Зная трудолюбие енисейцев, их любовь к родной земле, можно не сомневаться в том, что Енисейский район (а я осмелюсь добавить: и п. Подтесово в том числе) в ближайшем будущем станет одним из благодатных уголков нашего замечательного края», - сказал он.

Ведь РЭБ флота – основное градообразующее предприятие поселка. И пока есть такие люди, как супруги Н.К. и В.С. Чарушины, будет он жить, будет работать речная эксплутационная база флота.

Свое исследование я проводила с Зоей Федоровной. Она учила меня работать с архивными, газетными материалами, другой литературой, отбирать нужные для работы сведения, рассказала мне, как правильно проводить интервью, оформлять работу, подготовила и провела встречу Н.К. Чарушиной со мной. Эта встреча помогла мне узнать многое о героях моего повествования, дала мне хороший материал, который я использовала в своей научно-исследовательской работе. Она познакомила меня с людьми, которые работали с Чарушиными.

Библиография.

1. Аференко В. Мой Енисей. Красноярск. Издательство «Красноярский писатель», 2004.
2. Бондаренко А. М. Из прошлого в будущее. Краткие исторические очерки. Красноярск: ООО ИД «Горница», 2005.
3. Булава Иван. Флотская судьба. Красноярск. Издательство «Буква», 2001.
4. Быконя Г.Ф. Город у Красного Яра. Красноярск, 1986.
5. Валко М.П. История глазами механика. Речник Енисея, 25 - 1 июня 2004
6. Елисеева И. Суда и люди повязаны судьбой. Речник Енисея, 18 -22 апреля 2001 г.
7. Елисеева И. Казачинский порог в его жизни. Речник Енисея, 5 -12 августа 2004 г.
8. Козаченко В.А. Летопись Енисея. Красноярское книжное издательство, 1997.
9. Назаров Иван. Были великой реки. Красноярское книжное издательство, 1996.
10. Размахина В.К. Слово родного края. Красноярское книжное издательство, 1997.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»