Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История семьи


VIII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»

Тема: судьба человека в российской истории ХХ века.
«Российская повседневная жизнь 1945-1965 гг.»

Автор: Морзовик Анна Викторовна

Руководители:
Усякина Наталья Борисовна – учитель истории
Скачкова Людмила Серафимовна – руководитель школьного музея «Наше наследие»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Кое-что из истории создания семьи. Военное время
2. Послевоенное время
3. Дети
4. Заключение
5. Приложения

Свою работу я посвятила исследованию семьи, история которой не только интересна и примечательна сама по себе, но и связана с моей школой, моим районом, моим городом – семьи Елизаветы Георгиевны и Петра Петровича Дьячуков. Эти люди не только прошли войну, но и проявили себя в мирное время в таком нелегком и поистине героическом труде – воспитание подрастающего поколения.

КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИИ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ.
ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Елизавета Георгиевна Дьячук

Елизавета Георгиевна Дьячук (Ананьева) родилась в Хакасии в 1923 г. в семье крестьянина-бедняка. Отец умер рано, и мать работал в колхозе день и ночь, чтобы прокормить четверых детей. Лиза была старшей – двенадцати лет, а младшей было только полтора года.

Несмотря на тяжелую жизнь, Елизавета Георгиевна все-таки окончила в 1939 г. восьмилетку и двухмесячные курсы учителей начальных классов. Ее два брата и сестра сумели получить только начальное образование

В 1941 г. началась страшная война с фашистской Германией. Молодые учителя днем работали в школе, а вечером собирали для фронта теплые вещи, облигации в фонд обороны.

Через год Елизавета Георгиевна была мобилизована в армию. Окончила школу младших авиаспециалистов, получив специальность парашютоукладчицы.

Война для Елизаветы Георгиевны – это прежде всего ее родной 953 авиаполк. Она хорошо помнит, как летом 1943-его вместе с подружками добирались пешком из штаба первой воздушной армии сначала до дивизии, а потом до расположения полка. Это было под Волокамском. Вскоре полк перебазировался в Витебск. За боевые заслуги личного состава ему присвоили наименование «Витебский», а на одной из площадок областного центра Белоруссии их полку поставили памятник.

В семейном архиве ветерана хранится маленькая любительская фотография: Шура Каренина в шапке-ушанке и солдатской шинели, а рядом в белом пуховом платке, прильнув к плечу фронтовой подруги, она – Елизавета Дьячук.

- Думаете, мы готовимся к показу очередного номера художественной самодеятельности? – рассказывает Елизавета Георгиевна – Да ничего подобного! До смерти надоела тогда вся эта солдатская амуниция. Вдруг захотелось просто попозировать перед фотообъективом в чем-нибудь гражданском.

Елизавета Георгиевна была награждена медалью «За боевые заслуги», орденом «Отечественной войны», медалью Жукова и др. наградами.

Петр Петрович Дьячук

В трудные дни в боях за Сталинград в тылу формируются новые части для дальнейших боев за освобождение Советской земли. В городе Чапаевске Куйбышевской области был сформирован 953 штурмовой авиаполк. В составе этого авиаполка сражался за правое дело защиты нашей Родины Петр Петрович Дьячук – старший летчик-штурмовик. Петр Петрович родился в 1921 г. Окончил Борисоглебскую лётную школу. Ушел на фронт. За мужество и героизм, проявленный в боях, он награжден многими медалями и орденами: «Красного знамени» и «Отечественной войны» 1 и 2 степени. Петр Петрович – участник исторического Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г.

Весной 1945 г. один из лучших летчиков полка, командир звена первой эскадрильи встретил свою однополчанку, самую красивую девушку эскадрильи, Лизу Ананьину, с которой у него создалась фронтовая семья.

Землянка, скромный ужин на двоих,
И песня под гармошку тихо льется,
А где-то вдалеке опять гремят бои,
И молодое сердце в небо рвется.
Ты скоро тоже сядешь за штурвал
И первый раз опробуешь прицелы…
Ты на земле уже повоевал –
Так в добрый путь, на праведное дело!
Пронзая высь серебряным крылом,
Благослови пылающую землю,
Там женщин несочтимое число
В заботах о друзьях твоих не дремлют.
Одно из них привидишься и ты –
Усталый, едким дымом закопченный.
Ей снятся с поля русского цветы
И тихий стон больного обреченный.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Закончилась война… Нужно было обустраивать свою жизнь в мирное время. Дьячуки оказались в Красноярске. Главная и единственная гражданская профессия Елизаветы Георгиевны и до войны, и после нее – школьный учитель. Петр Петрович же после войны окончил сначала Абаканский учительский институт, затем физико-математический факультет Красноярского педагогического университета. Тоже стал учителем.

Елизавета Георгиевна Дьячук

Начинала свою учительскую деятельность в средней школе № 48 г. Красноярска. Затем была школа № 44 (тоже Ленинского района). Здесь Елизавета Георгиевна работала по своей еще довоенной профессии – учитель начальных классов. Потом открылась школа № 65, и она ушла туда работать завучем начальных классов. Снова 44 школа, затем переход в 88 школу, потом опять в 44… В средней школе № 44 Елизавета Георгиевна работала до ухода на пенсию (была учителем домоводства). После, снова вернулась в школу № 44, где руководила «Комнатой Боевой Славы» и вела большую работу по патриотическому воспитанию. После выхода на заслуженный отдых Елизавета Георгиевна стала организатором музея в школе № 100 Ленинского района. Этому музею было присвоено звание «народный». Затем в школе № 54 снова организатор музея. Сохранились воспоминания А.П. Елесиной об этом периоде жизни Елизаветы Георгиевны:

«Старший товарищ, большой друг, наставник и просто добрый человек.
Елизавета Георгиевна Дьячук

Воспоминания об этом человеке

Всегда приятны, греют душу и возвращают во время активной, бурной деятельности по патриотическому воспитанию в школе № 54, куда Елизавета Георгиевна пришла будучи уже давно на заслуженном отдыхе. Но не могла лон сидеть дома, ее душа была переполнена заботой о том, что подрастающее поколение мало знает о Великой Отечественной, что забываются порой ветераны – участники войны, что патриотическое воспитание детей практически отсутствует в школах. Важным началом возрождения истинного патриотизма она считала создание на базе школы музея Боевой славы и была готова начать и возглавить эту работу в школе. Постепенно начала она собирать возле себя ребят, у кого живы были еще бабушки, дедушки – участники и очевидцы времен 1941 – 1945 гг. Появились первые экспонаты: медали, ордена, удостоверения участников войны, создавалась подборка фотографий, газет, книг, писем. Обладая прекрасными организаторскими способностями, имея за плечами огромный опыт работы с детьми, Елизавета Георгиевна создала актив музея и оформила первые стенды о ветеранах войны; появились альбомы, видеозаписи. Актив музея работал уже и на классных часах, родительских собраниях, рассказывая об истории военного времени. Елизавета Георгиевна была связана с Советом ветеранов района, с Краевым советом музеев; она находила время побывать на встречах ветеранов, праздниках, посвященных защитникам Отечества. Её инициативой был цикл поездок в Новгородскую область группы старшеклассников, которые, возвращаясь, привозили новые экспонаты: осколки снарядов, фляжки, ремни и т.п.

По предложению Елизаветы Георгиевны был создан эскиз оформления музейной комнаты, и, когда музей был наконец-то создан, деятельность его вышла за рамки школы. Готовила Елизавета Георгиевна лекторов, экскурсоводов, которые могли в любое время принять в музее посетителей: школьников своей школы и школ района, молодых педагогов, родителей, ветеранов войны. Жила своим детищем эта удивительно энергичная, целеустремленная, милая и обаятельная учительница. Проработала она в средней школе № 54 6 лет, оставив светлую память в сердце педагогов и учеников. Дело ее продолжают последователи, и это счастье, что смогла она передать огонь своей души молодым педагогам. Живет и действует музей Боевой славы в школе № 54, а значит живет память о прекрасном человеке, учителе – Елизавете Георгиевне Дьячук.»

За успешную работу в области героико-патриотического воспитания молодежи, поисковую работу Елизавета Георгиевна Дьячук отмечена знаком «Подвигов героев будь достоин».

Петр Петрович Дьячук

Учительская деятельность Петра Петровича ограничилась только двумя школами, в отличие от его жены. Начинал он, как и Елизавета Георгиевна, в средней школе № 48. А затем все оставшееся время работал в школе № 44 директором и учителем математики. Сохранились воспоминания благодарной ученицы Марии Васильевны Толстиковой, которая в последствии тоже стала директором той же 44 школы:

«Петр Петрович Дьячук!
Высокий, стройный, красивый, всегда подтянутый, аккуратный, чисто выбритый и очень строгий – таков портрет моего директора. Таким я его запомнила в возрасте старшеклассницы. В 1959 г. наша семья приехала в Красноярск, и я пошла учиться в школу № 44, где в это время был директором П.П. Дьячук. Он каждое утро встречал нас, учеников, при входе и здоровался с каждым. И это своеобразно действовало на нас: кто-то боялся, кто-то успокаивался. Петр Петрович своим внешним видом учил всех мальчишек быть всегда в форме. Он не любил, когда мальчики плакали, стонали. Говорил: «Утри нос!».

В школе было много «трудных» подростков. У Петра Петровича была какая-то воя манера общения с ними: он их приглашал к себе в кабинет, и никто никогда не рассказывал, что там было, но потом эти мальчишки вели себя значительно лучше, спокойнее.

Он никогда вслух не произносил о том, что был участником войны, имел награды и не носил их. Вероятно, потому что в те годы трудно было найти тех, кто не воевал. Но все знали, что он военный, т.к. Петр Петрович носил китель.

В школе у нас очень часто были вечера. Но мне запомнился на этих вечерах образ Петра Петровича в танце, в вальсе. Он великолепно танцевал. И все девчонки мечтали о том, чтобы хоть один круг пройти с Петром Петровичем, и поэтому все учились танцевать вальс, «кружиться». Мне не посчастливилось с ним потанцевать, т.к. я была очень маленькая ростом, а он высокий. Но во мне до сих пор живет эта мечта, хотя ей уже, увы, никогда не сбыться.

Помню еще линейки на втором этаже, где выступал перед школой Петр Петрович. Он всегда ходил, когда говорил и очень любил жестикулировать, как бы дополняя жестами свои слова.

В школе практически жила вся семья Дьячуков: Елизавета Георгиевна вела уроки трудового обучения, сыновья даже маленькие всегда были в школе, и мы с ними играли.

Очень добрые, теплые у меня воспоминания об этой семье».

Воспоминания учительницы начальных классов средней школы № 44 Моисеенко Галины Алексеевны:

«В школе № 44 Петр Петрович Дьячук работал с 1955 г., а до этого его трудовая деятельность проходила в школе № 48 Ленинского района нашего города.

Петр Петрович – коммунист, участник Великой Отечественной войны. Это эрудированный человек, хороший и отзывчивый товарищ, и в то же время требовательный. Он много знал и с удовольствием делился своим знаниями, помогал товарищам. Математику, предмет, который преподавал, знал отлично. Свободно владел высшей математикой.

Он был любим среди детей, уважаем среди учительского коллектива и родителей.

Как участник Великой Отечественной войны, он много раз выступал с интересными воспоминаниями о своем летном полке; о товарищах, с которыми служил, которых потерял; о тех тяжелых временах, которые достались на долю нашего народа.

Дьячук П.П. избирался депутатом Ленинского районного совета».

ДЕТИ

У Елизаветы Георгиевны и Петра Петровича три сына. Двое из них, средний и младший, пошли по стопам родителей – получили профессию учителя.

Старший – Дьячук Сергей Петрович окончил ВТУЗ (сейчас Сибирский государственный Аэрокосмический университет). Работает в Тюменской области газовиком. Постоянное место жительства – г. Краснодар. Имеет трех дочерей – Любовь, Юлию и Полину. Последняя живет в Красноярске, учится в Политехническом университете. С ней поддерживает связь музей «Наше наследие» моей 44 школы.

Дьячук Павел Петрович – средний сын. Профессор, доктор педагогических наук, физик, информатик. Проживает в г. Красноярске, работает в Красноярском государственном педагогическом университете. У Павла Петровича двое детей – сын Петр и дочь Ирина, окончившие также Педагогический университет (Ирина – информатик, Петр - физик).

Младший – Дьячук Евгений Петрович. Окончил Красноярский педуниверситет (физик), затем Торгово-экономический институт. Сейчас работает в г. Тура. Имеет трех сыновей: старший – Роман (живет в Красноярске), а Антон и Егор (средний и младший) живут с матерью в Украине (г. Чернигов).

Таким образом, Дьячуки – целая учительская династия, которая, надеюсь, будет продолжаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень интересно узнавать историю семьи, которую хоть и не знаешь лично, но чувствуешь с ней связь. Я с первого класса учусь в средней школе № 44 Ленинского района г. Красноярска, и у меня не было сомнений историю какой семью описывать. Конечно, Дьячуков. Ведь они столько сделали для развития моей школы, моего района.

У нас в школе тоже организован музей «Наше наследие», руководитель которого и помог мне с поиском всех материалов для проекта. А поэтому традиции, заложенные в нашей школе славной семьей Елизаветы Георгиевны и Петра Петровича Дьячуков сохранены и будут продолжать жить. Как, все-таки, приятно ощущать связь с историей!

Приложение 1


Елизавета Георгиевна Дьячук


Елизавета Георгиевна Дьячук

Приложение 2


Петр Петрович Дьячук


Петр Петрович Дячук

В работе использованы:

- фотографии из личного архива семьи Дьячуков;
- материалы из архива музея «Наше наследие» школы № 44.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»