Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Человек. Судьба, Характер


Управление образования администрации Шушенского района.
Муниципальное образовательное учреждение
Шушенская общеобразовательная средняя школа №1.

Выполнила: Падерина Кристина, ученица 10 «А» класса

Руководитель: Фисунов Сергей Семенович, учитель истории

Шушенское 2006 год.

Оглавление

1. Введение
2. Человек. Судьба. Характер.
3. Заключение
4. Источники
5. Приложение

Введение

Война – существительное множественного числа. Нет такой семьи, которая не услышала, не уловила ее тяжелое дыхание.

Каждый год 9 мая мы вспоминаем погибших в Великом бою, чествуем ветеранов, которые прошли тот нелегкий кровавый путь, благодарим тружеников тыла за их тяжелый труд и неоценимый вклад в победу страны. Но почему-то мы забываем о тех людях, которые ничего не смогли сделать на благо Родине. А не смогли только потому, что во время сражений находились в плену у безжалостного врага, в окружении. Они так же, как и все, были свидетелями устрашающих событий войны. Эти люди – жертвы гитлеровских палачей и убийц. Ведь бывшие узники навсегда остались инвалидами: их жизни, их судьбы покалечены. Пережитое в пути к лагерю и в самом лагере глубоко вонзилось в психику страдальцев, наложило тяжелый отпечаток боли. Были случаи, когда люди не выдерживали ужасов нравственных и физических пыток, сходили с ума. Огромное количество наших соотечественников не вернулись в родной дом: они погибли в страшных мучениях.

Эти страдания выпали на долю моего земляка, Александра Федоровича Гирина. Свое страшное детство он провел в немецком концентрационном лагере.

Сейчас мало кто из жителей нашего поселка знает о том, что обычному на вид пенсионеру, общительному и приветливому человеку, как Александр Федорович, когда-то пришлось пройти через боли и мучения, через жестокий режим фашистского концлагеря.

«Отомстите за нас! Пускай весь мир знает и поймет, как зверски уничтожали наших детей. Наши дни уже сочтены, прощайте!

Пусть весь мир знает и не забудет отомстить за наших невинных детей. Женщины всего мира! Вспомните и поймите все зверства, которые произошли в ХХ веке с нашими детьми. Моего ребенка уже нет…» Эти слова были написаны на стене здания концентрационного лагеря в городе Каунасе. Не думаю, что стоит комментировать эту и без того понятную надпись. Страшно представить, что пришлось пережить людям в «домах мучений». Трудно писать об этом, очень трудно.

Через судьбу Александра Федоровича я бы хотела показать существование людей за вражеской клеткой. И, наконец, задать вопрос всем людям: почему в радостный для всех нас день, мы очень мало говорим о тех, кто медленно погибал в фашистских застенках, кто непосредственно на себе ощутил жесткость нацистской машины. Почему мы не знаем истории тех людей, кто пережил те нелегкие испытания, а ведь они живут с нами по соседству.

Однажды мне на глаза попал лист, на котором находилась автобиография Александра Федоровича. Она была напечатана моим папой, когда он еще работал под руководством Александра Федоровича. Я видела этот листок и раньше, но почему-то никогда не обращала на него внимания. Но в тот день меня захлестнуло любопытство. Прочитала. Я была ошарашена тем, что человек, которого я знаю очень давно, во время Великой отечественной войны находился в концлагере.

Мне стала очень интересна его судьба. Мы договорились о встречи, от которой он, к счастью, не отказался, хотя и знал, о чем пойдет разговор.

Мне было очень неудобно расспрашивать Александра Федоровича о тех нелегких годах его жизни, лишний раз напоминать ему о них. От волнения он иногда путал года, города. Да оно и понятно: нелегко вспоминать те страшнейшие моменты, заново представить все то, что он насмотрелся в ребячестве. Но его рассказ был настолько искренний, что у меня сжималось сердце. В каждом его слове звучало глубокое страдание. Я вышла из квартиры Александра Федоровича настолько ошеломленной его рассказом, что какое-то время брела без направления, не думая о том, где я сейчас и куда иду. Но одно я знала точно: об истории мальчишки-героя (не побоюсь этого слова), а теперь уже взрослого человека должна узнать Родина.

Так и родилась идея о создании работы под названием «Человек. Судьба. Характер».

Человек. Судьба. Характер.

20 августа 1936 года в небольшом селе Сабурово Орловского района Орловской области в семье Гирина Федора Васильевича (1908 года рождения) и Марии Михайловны (1912 года рождения) родился маленький Саша. А через 2 года появился на свет его маленький брат Алексей, и еще через 2 года – сестра Нина.

Это была обычная семья. Мать и отец работали в колхозе, держали скотину и имели с этого какой никакой, но все-таки доход. Жили они очень дружно.

Но в один момент счастливая семья перестала существовать. Наступили страшные годы Великой Отечественной войны.

На второй же день войны отца Александра Федоровича призвали в ряды Советской армии. Вся остальная семья переехала в поселок Ильинский Уринского района Орловской области к родителям матери.

В начале 1942 года в дом Гириных пришла страшная весть: погиб отец под городом Киевом. Не успела семья отойти от одного потрясения, как наступили следующие испытания.

В августе 1942 года поселок Ильинский заняли немцы, а всех жителей под конвоем повели на железнодорожную станцию, которая находилась за 30 км от поселка. Там их посадили в скотские вагоны, закрыли и повезли в Германию. Александр Федорович помнит оглушительные звуки разрывающихся снарядов. Видимо, железнодорожная полоса, по которой и гнали состав, лежала неподалеку от военных действий. Долгая дорога. И вот, наконец, свет. Но если бы этот свет был желанным…

Их привезли в Германию и поместили в концентрационный лагерь. К сожалению, его название Александр Федорович не помнит, ведь ему на тот момент было всего 6 лет. Но в его памяти надолго и основательно засело то ужасное строение, что называется концлагерем.

Попробую описать вам его со слов Александра Федоровича.

Лагерь был расположен в 120 км на запад от Берлина. В нем находились ослабевшие русские солдаты, которых немцы взяли в плен, и женщины, которые не могли работать на военных заводах. Лагерь был огражден высоким забором и колючей проволокой в два ряда. На углах ограждения находились вышки, где стояли надсмотрщики. Вся территория концлагеря разделялась колючей проволокой на зоны. В этом лагере, как и во многих других, находился крематорий, где сжигали убитых и умерших людей. Лагерь окружали поля, где росла кормовая свекла. Туда заключенных гоняли на сельскохозяйственные работы. Александр Федорович вспоминает, как ему приходилось воровать свеклу через вырытый под колючей проволокой лаз, потому что есть было нечего. Что интересно, охранники, которые стояли на вышках, не трогали мальчонку. Видимо понимали: куда может убежать 6-летний ребенок. А маленький Саша таскал свеклу в барак и отдавал женщинам, а они уже натирали ее и варили баланду. Так и спасались они от голода.

«Когда я дома готовила дранники, - говорит жена Александра Федоровича. – он никогда их не ел, ссылаясь на то, что в войну наелся этих «тошнотиков» (так он называл дранники), я же его убеждала, что это не одно и то же».

Александр Федорович спас мать и своего брата с сестрою от голода и участием в соревнованиях по бегу, которые нацисты устраивали для детей. А «золотой медалью» в этих состязаниях были объедки, оставшиеся после обеда охраны. Но они были рады и этому, потому что это был один из способов выжить.

За время пребывания в концлагере Александр Федорович видел немало ужасающих картин, которые всплывают у него перед глазами каждый раз, как только он вспоминает о своем заточении. Он вспомнил жуткую картину: молодые девушки, работающие на германских заводах, не выдерживали жестокости со стороны немцев. Они бросались на проволочное ограждение, которое находилось под высоким напряжением, и погибали Их сжигали в крематории, который, как я уже говорила, находился на территории концлагеря.

Из рассказа Александра Федоровича я поняла, что в лагере, где он находился, не было такого жесткого режима, какой мы наблюдаем в Бухенвальде, Дахау, Заксенхаузен. Из истории мы знаем, что концентрационные лагеря были созданы в Германии после захвата власти фашистами в 1933 году и являлись неотъемлемой частью фашистского террористического режима. Они были созданы для принудительной изоляции и массового уничтожения реальных и предполагаемых противников нацистского государства.

По фашистской классификации все концлагеря делились на три категории:

1. для совершивших незначительные преступления и даже для пожилых людей, использование труда которых было ограничено;

2. для опасных преступников, имеющих надежду на перевоспитание;

3. для особо опасных преступников без надежды на исправление.

С 1934 года управление и охрану концлагерей осуществляли органы СС.

По разработанному еще до войны специальному генеральному плану «Ост» предполагалось уничтожить 30 млн. русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. По этому же плану население Восточной Европы, сопротивлявшееся политическому режиму нацистской Германии, депортировали в концентрационные лагеря.

Во время II мировой войны в немецких лагерях содержались военнопленные стран, оккупированных фашистской Германией, в том числе и СССР. Подавляющее большинство узников было обречено на смерть. Лагеря располагали обязательными атрибутами массового уничтожения людей с применением современной техники – газовыми камерами, крематориями, лабораториями для преступных медицинских экспериментов. Чего только не пришлось пережить узникам: их беспощадно эксплуатировали, держали в постоянной душевной депрессии, морили голодом, использовали для всевозможных медицинских опытов. Словом, с ними обращались, как со скотом. Труд узников на предприятиях Германии приносил огромную прибыль.

Но, несмотря на всю тяжесть положения, несмотря на всю жесткость режима в лагерях, узники разных национальностей и политических убеждений создавали организации Сопротивления фашизму.

Мне бы хотелось привести в пример письмо узника Заксенхаузена А. Д. Русанова своим соотечественникам . Оно настолько принизано чувствами боли и горечи, что, читая его, на глазах наворачиваются слезы, но в тоже время оно так патриотично:

Победа наша. В эту победу я вложил свою лепту, но не пришлось посмотреть плоды своей работы, ибо страданию должен быть предел: пытки невыносимы.
Прощай, Родина и соотечественники.
Твой сын А. Русанов
Родину не предал, секретов не выдал. Да здравствует  Родина!

Также, в стихотворном письме, случайно попавшем в Советский Союз уже после войны, Русанов бросает в лицо палачам гневные строки:

Урод! Кровопийца! Чего же ты хочешь?
Ведь я ничего не скажу,
Будь доволен тем, что забрали
Планшетку и карту мою.
Напрасно вы будете время терять…
Честность мою много знает людей,
Листовке они не поверят.
Не страшно погибнуть… Мне жаль одного:
Служил я для Родины мало,
Хотелось еще бы лет сорок прожить.
Для нашего края родного.

Через этот стих чувствуется бесстрашие, неодолимая воля этого солдата, попавшего в цепкие грязные лапы фашистов. И таких людей, которые не продали свою Родину даже под пытками, было немало.

После того как была уничтожена фашистская Германия, были уничтожены и концентрационные лагеря, созданные ею.

Всего через концентрационные лагеря, включая уничтоженных сразу после прибытия в лагерь без регистрации, прошли 18 млн. человек, из которых погибло свыше 11 млн. граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Нидерландов, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран.

Среди этого огромного числа узников был и Александр Федорович Гирин.

В 1945 году всех заключенных концлагеря, где находилась семья Гириных, освободили американские войска. Их посадили в грузовые машины, дали сухой поек и увезли в Берлин. Оттуда русских граждан передали советским войскам, а те в свою очередь раскидали теперь уже бывших узников по городам, селам и деревням, где они жили до заключения. Свобода!

Когда семья вернулись в поселок Ильинский, то застала ужасную картину: от поселка, можно сказать, ничего не осталось. Фашисты сожгли все строения. На местах, где раньше стояли дома, теперь торчали только печные трубы. Бедной женщине, двум старикам и трем детям жить было негде, поэтому пришлось выкопать небольшую землянку, чтобы не спать под открытым небом.

Но и на свободе пришлось несладко. Даже на воле им пришлось бороться с голодом, постоянно искать способы выжить.

9-летний мальчишка работал пастухом в колхозе, собирал щавель, который потом продавал на рынке, находившийся за 18 км от поселка, или обменивал на хлеб. «По дороге домой я даже никогда щепотку от булки не отщипывал и не ел, потому что знал, что дома меня ждут младший брат и сестра». Александр Федорович вспоминает, как он ходил побираться в соседние села. Меня удивило то, что люди, несмотря на собственную нужду, делились с ребенком. Сейчас очень мало таких людей. Но тогда было другое время: всех объединяло общее горе – война.

Александр Федорович помнит, как он тяжело заболел тифом. «Каким чудом только выжил?» - говорит он. - «Ходить-то приходилось босиком и в холодное время или в обудках размера в пять больше своего, а ходил за десятки километров».

Только в 10 лет (1946 год) Александр Федорович пошел учиться в школу в первый класс, в 11 лет он научился читать и писать.

В 1949 году мать завербовалась на Южный Сахалин. Вся семья переехала туда жить.

Лишь на Сахалине Александр Федорович получил свидетельство о рождении, с пометкой: возраст восстановлен .

Семье выделили комнату пусть нешикарную, но все же не землянка. Учась в школе, он параллельно работал на Томаринском ЦБК. В 1954 году Александр Федорович окончил семилетнюю вечернюю школу. А уже на следующий год он поступил в училище механизации №1 Сахалинской области, которое окончил в этом же году, и был направлен на работу на Томаринскую МТС трактористом.

В 1958 году Александра Федоровича призвали в Советскую Армию. Во время службы он окончил школу авиамехаников и получил специальность «механик авиационный».

В 1960 году был демобилизован из рядов Советской Армии на основании закона о новом значительном сокращении ВВС.

Вернувшись на Сахалин Александр Федорович продолжил учебу и уже в 1962 году окончил 10 классов вечерней школы. Поступил в Южно-Сахалинский лесной техникум, затем перевелся в Ачинский индустриально-педагогический техникум, который окончил 27 июня 1968 года. Ему была присвоена квалификация «механик, мастер производственного обучения». Согласно распределению Александра Федоровича направили в Ачинское ГПТУ-40 мастером производственного обучения. И уже на следующий год был назначен заместителем директора по учебно-воспитательной работе ГПТУ-40.

С 1971 года Александр Федорович живет в поселке Шушенское Красноярского края. Он был переведен краевым управлением профтехобразования в Шушенское ПТУ-44 на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. С 1973 года он обучался заочно в Ленинградской Высшей профсоюзной школе культуры, которую окончил в 1978 году с отличием.

24 мая 1974 года Александра Федоровича назначили директором ТУ-6 (в будущем ПТУ-28) п. Шушенское. Он стоял у истоков создания профессионального образования в Шушенском, он смог организовать слаженную систему подготовки кадров. В июле 1981 года он был переведен в распоряжение краевого объединения межколхозных пионерских лагерей и здравниц и назначен начальником Шушенского пионерского лагеря «Зеленый бор».

В декабре 1981 года Александр Федорович был переведен в распоряжение краевого управления бытового обслуживания населения и назначен начальником Шушенского районного управления бытового обслуживания.

В 1985 году Александр Федорович снова вернулся на должность директора ПТУ-28 п. Шушенское, где проработал до января 2005 года . Он помог молодым людям найти себя в таких профессиях как повар, кондитер, бухгалтер торговых предприятий, контролер, кассир.

При Александре Федоровиче учащиеся ПТУ-28 защищали свой alma mater на различных краевых конкурсах художественной самодеятельности и занимали призовые места, что говорит о всестороннем развитии учеников . Мои слова подтверждают и коллеги, работавшие вместе с Александром Федоровичем на протяжении долгих лет .

В домашнем архиве Александра Федоровича очень много почетных грамот за его долговременный и добросовестный труд на благо поселка и района .

В октябре 2004 года училищу исполнилось 30 лет. За эти годы было выпущено более 5 тысяч учеников-специалистов. К такому знаменательному событию в местной газете «Ленинская искра» была опубликована статья под названием «С днем рождения, училище!» .

К вышеперечисленному могу добавить: как бы я хотела обладать такой силой воли! Несмотря на то, что детство Александра Федоровича закончилось в 6-летнем возрасте, несмотря на то, что в концлагере ему пришлось пережить моральное и физическое насилие, он не сломался.

Работая для семьи, он нашел в себе силы на учебу. Как вы уже смогли проследить Александр Федорович получил специальное и высшее образования. Это помогло ему и в освоении профессии. При Александре Федоровиче училище процветало: оно смогло выйти не только на районный, но и на краевой уровень.

В 2001 году Александр Федорович обратил внимание на газетные статьи, где было сказано, что «официально зарегистрированные жертвы нацизма вскоре получат причитающиеся им деньги за работу на Германию во время второй мировой войны. Нью-йоркский суд принял решение, позволяющее международному фонду «Взаимопонимание и примирение» начать выплаты бывшим узникам немецких концлагерей» .

Александр Федорович начал собирать документы, свидетельствующие о том, что в период с 1942 по 1945 год он находился в немецком концентрационном лагере. Очень долго шел этот процесс . И только в 2004 году Александр Федорович получил полагающеюся ему денежную компенсацию от Германского Федерального фонда «Память, Ответственность и Будущее», который был учрежден Германским Федеральным законом от 2 августа 2000 года.

Сейчас Александр Федорович находится на заслуженном отдыхе. Живет со своей женой Валентиной Константиновной (1942 года рождения). Он познакомился с ней на Сахалине в танцевальном клубе ДК при целлюлозно-бумажном комбинате.

Вместе они вырастили двух сыновей: старший – Сергей и младший – Александр. Он дал им обоим высшее образование. Сейчас они работают в МЧС.

Александр Федорович и Валентина Константиновна помогают своим детям в воспитании внучек: Кристины, Ирины и Анны .

Уже давно миновало время самой разрушительной войны в истории России - Великой Отечественной. Но на сердцах людей остался глубокий шрам, который не зарубцуется никогда. Глубокая рана осталась и в сердце Александра Федоровича. Хоть он и старается не показывать свою слабость перед тяжелыми воспоминаниями, но это чувствуется в его дрожащем голосе, в его грустном и глубоком взгляде.

«Еще помню в детстве, - говорит его старший сын Сергей Александрович, - как он в свой день рождения иногда расслаблялся, ставил пластинку «Враги сожгли родную хату», и у него надвигались слезы, а я плакал навзрыд. Мама его ругала за то, что он меня расстраивает, говорила, что война кончилась, и, Слава Богу».

Заключение

Какими же все-таки тяжелыми были четыре года постоянного унижения и насильного труда в немецком концлагере, где находился Александр Федорович Гирин. Он этого никогда не забудет. Так же как и я никогда не забуду его рассказ.

К сожалению, современное поколение не интересует жизнь людей, которые подарили им свободу. В первую очередь я имею ввиду свидетелей устрашающих страниц огромной книги русской истории – свидетелей Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Хотелось бы, чтобы мои сверстники знакомились с живой историей своей страны, пока это еще возможно. Я бы хотела, чтоб по всей стране проводилось как можно больше конференций, семинаров не только на тему войны, но и другие немало важные темы. Думаю, что нашлось бы немало желающих присутствовать на них для того, что бы на живых примерах почувствовать историю своей страны, заполнить некоторые пробелы, которые невозможно восстановить с помощью книг, пережить те переживания, которые когда-то пришлось испытать на себе самим рассказчикам душещипательных историй.

Когда я смотрю или читаю книги о войне, то в моем воображении всплывает такая картина: маленький босоногий мальчик в грязном, порванном пальтишке стоит один, прижатый к углу старого, полуразрушенного, обшарпанного здания. Он ничего не говорит. Но это и не нужно: его лицо, его мимика передает все его страхи и переживания.

Не знаю, почему в моем воображении война предстает в обличии беззащитного ребенка, думаю, что это связано с тем, что больше всего мне жаль детей. Ведь многие из них даже и не понимали, что происходит: они не понимали почему их отец должен уйти на фронт, почему их разлучают с матерями, почему его за руку взял незнакомый дядя и повел в непонятном направлении и почему все кругом рушится.

Через судьбу Александра Федоровича я хотела показать жизнь или, лучше сказать, существование людей, побывавших в когтях у фашистов. Своей работой я постаралась вызвать интерес к людям, которые были невольниками Германии в годы Великой Отечественной войны. Они заслуживают внимания и уважения как со стороны государства, так и со стороны людей, которые живут с ними в одной стране. Не стоит забывать их истории, какими бы тяжелыми и несчастными они ни были. Ведь, если мы не будем помнить их и не будем рассказывать эти истории последующим поколениям, то все может повториться вновь. Не думаю, что кто-то хочет войны. За себя могу ответить точно: я не хочу! А чтобы этого не повторилось, нам нужно чаще обращаться к тем людям, кто войну уже пережил и кто может рассказать о ее страшных истинах.
В процессе своей работы я еще больше заинтересовалась историей создания и действия концлагерей, потому что рассказ Александра Федоровича остался в моей памяти хоть и печальным, но ярким пятном.

Я начала искать информацию о концлагерях и обнаружила, что, оказывается, на территории нашего Шушенского района Красноярского края в 1935 году был организован Норильский ИТЛ и просуществовал до 1956 года. Надеюсь, что моя следующая работа будет повещена именно этому лагерю и его подчиненным…

Источники

Приложение

1. Комментарий к фильму «Человек. Судьба. Характер.» DVD
2. Фото А. Ф. Гирина (г. Ачинск 1964г.)
3. Фото А. Ф. Гирина (п. Шушенское 1982г.)
4. Извещение о пропаже Ф. В. Гирина (дубликат)
5. Свидетельство о рождении А. Ф. Гирина
6. Фото А. Ф. Гирина за рабочим столом (п. Шушенское, ПТУ-28, 2004г.)
7 – 10. Грамоты
11- 12. «Ленинская искра» 05.10.2004г. «С днем рождения, училище!»
13. Отзыв секретаря ПТУ-28 Т. Д. Мартыненко
14- 15. «Аргументы и факты» 17.03.2001г. «Жертвы фашистов – жертвы
бюрократов»
16- 17. «Комсомольская правда» 18.10.2001г. «Пострадавшие от нацизма
получают компенсации полностью и в срок»
18. «Шушенский курьер» 18.05.2001г. «Немцы начинают выплаты
жертвам нацизма»
19. Информация о решении по рассмотрению ходатайства на получение
компенсационной выплаты от Российского фонда взаимопонимания
и примирения. 18.02.2004г.
20. Информация о решении по рассмотрению ходатайства на получение
компенсационной выплаты от Российского фонда взаимопонимания
и примирения. 27.04.2004г.
21- 22. Письма Российского Фонда взаимопонимания и примирения
24. Заявление А. Ф. Гирина начальнику управления социальной защиты
населения администрации Шушенского района Красноярского края
Нор Л. А. от 12.04.2005г.
25. Ответ на заявление А. Ф. Гирина (см. 24) начальника управления
социальной защиты населения Л. А. Нор от 20.04.2005г.
26- 27. Заявление А. Ф. Гирина в Шушенский районный суд
Красноярского края
28- 29. Решение Шушенского районного суда Красноярского края
30. Удостоверение А. Ф. Гирина, которое дает право на льготы
на льготы и преимущества, установленные для бывших
несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и
других мест содержания…
31. Фото А. Ф. Гирина на дачном участке с женой Валентиной
Константиновной и внучкой Аней (п. Шушенское 2003г.)

Приложение 1

Комментарий к фильму «Человек. Судьба. Характер.»

В фильме «Человек. Судьба. Характер.» были использованы кадры из кинофильма «Судьба человека» (режиссер С. Ф. Бондарчук), документальные кадры, взятые из видеоприложения к «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. 2003»
Музыкальное сопровождение: W. Kowa «Relax»
Поющие гитары «Саласпилс»
Над фильмом работали: съемка и монтаж – Елена и Андрей Россихины
текст составила и читала – Падерина Кристина
интервьюер – Падерина Кристина


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 6


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»