Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История создания школы совхоза имени Щетинкина


Муниципальное образовательное учреждение
«Ойская средняя общеобразовательная школа» Ермаковского района

Выполнила: Петенева Анна, 11класс
Ермаковский район,
п. Ойский,
МОУ «Ойская СОШ»

Руководитель: Носова С. А.,
учитель истории

п. Ойский, 2006 г.

В 2006 году наша школа отметила 70-летний юбилей своего первого выпуска. К этому событию мы готовились очень серьезно. Были опрошены старожилы села, созданы видео- и аудиозаписи воспоминаний учеников и учителей разных лет, собраны старые фотографии, книги и другие вещественные свидетельства, рассказывающие о жизни школы. Обо всем этом рассказывалось в дни юбилея перед гостями школы и на страницах районной газеты. Все полученные материалы хранятся в школьном музее. Часть фотографий представлена в сопровождающей презентации.

Школа совхоза им. Щетинкина фермы №1 была открыта в 1935 году. В первый год открытия школы было два класса: первый и второй. Учитель был один: Григорий Антонович Васильков, детей было мало, человек 10-12, все разновозрастные.

Вот что вспоминает одна из первых учениц школы фермы № 1 совхоза им. Щетинкина Грибова Мария Федотовна.

Мы приехали в совхоз им. Щетинкина в 1931 году и поселились на Солдатихе – отделении совхоза. Родители работали в животноводстве. Поселок Солдатиха был очень маленький, не было ни школы, ни магазина. Продукты привозили на коне: хлеб, сахар, леденцы. Жили в тесноте, но не в обиде, очень дружно. Все село было, как одна семья.

Когда стали подрастать дети, надо было их учить, и наши родители попросили у директора совхоза Завьялова перевести нас на первое отделение, где открыли школу. Школа была в неприспособленном помещении: одна половина – контора, вторая – школа. Школьников было мало, человек 10-12. Первый учитель – Васильков Григорий Антонович. Он учил всех вместе, дети были разных возрастов. Мои первые одноклассники: Шкловский Николай, Картамышев Николай, Сигаев Петр, Сычева Мария.

Первый класс мы закончили в 1938 году. Григорий Антонович был молодой, красивый, мы его очень любили и слушались. Он был очень внимательным, добивался, чтобы мы хорошо учились, большое внимание уделял каллиграфии, и не случайно мы, его ученики, все красиво пишем.

В 1939 году его призвали в армию, и в 3 классе нас учил Владимир Иванович Костенков, а в 4 классе нас учила Матрена Владимировна Воронько. Она была молодая, красивая, мы ее тоже очень любили, слушались. Она добивалась, чтобы все хорошо успевали.

Учителя на селе в то время были самыми почетными людьми.

В 1936-37 годах было уже три класса: с первого по третий. А вот уже с 1937-38 учебного года, в школе было четыре класса и два учителя. Классы были сдвоены: 1-3, 2-4. В 4 классе сдавали экзамены: русский, арифметику, естествознание и историю. Школа была маленькая, классы не большие и учительница жила там при школе.

В этом году на помощь Григорию Антоновичу был прислан Григорий Яковлевич Ларькин (умер в 1942 году в колхозе Стахановка, называемом еще и деревней Павловка). В 1937 году было начато строительство начальной школы. Строительство вели два человека: прораб (фамилии и имени никто не помнит) и учитель школы. Расчетные работы вел Григорий Антонович.

Школа была готова к началу 1937-38 учебного года. В новой школе работали вместе Григорий Антонович Васильков и Григорий Яковлевич Ларькин.

Осенью 1937 году была посажена роща около нового здания школы. В этой работе принимали участие учителя и ребята постарше: учащиеся 3-4 классов. Вокруг школы руками самих ребят была сооружена красивая изгородь из штакетника.

В эти годы на плечах сельского учителя лежала вся организаторская работа на селе, а по вечерам еще вели ликбез.

Пионерская организация была организована в 1938 году, ее организаторами были первые учителя. В 1939 году Григория Антоновича перевели в село Крестиновское, а вместо него прислали Владимира Ивановича Костенкова, а затем Воронько Матрену Владимировну.

Скоро Матрена Владимировна уезжает в Ермаковское, а принимает школу Шахлевич Варвара Семеновна. Жила она там же, при школе.

Очень трудно пришлось школе в годы войны. Не было наглядностей, писали на газетах, на исписанных тетрадях между строчками. Не было чернил, их делали из сажи, ягоды крушины, тертой свеклы. Зимой было очень холодно, дров не было, все отправляли на фронт.

Учитывая тяжелое положение в стране и нехватку рабочих рук, в связи с военными действиями коллектив учителей и учащихся старался всячески помочь совхозу. Заготавливали местные удобрения: навоз, золу, птичий помет. Собирали верхушки клубней для посадки картофеля. Школьники помогали семьям фронтовиков, погибших на фронте (в годы войны и после), вскапывали огороды, мыли полы, кололи дрова, носили воду, нянчились с маленькими детьми.

Для фронта вязали носки, варежки. Девочки вышивали носовые платки, обвязывали их кружевами. Шили кисеты, тоже их вышивали. Все это отвозили в Ермаковское, а здесь их собирали со всего района и посылки отправляли на фронт. В посылки-подарки вкладывали письма, и получали благодарность от того, кто получал подарок.

Учителя во время отпуска для школы пилили дрова, белили школу. В школе была лошадь. Так для лошади косили и гребли сено. Все это без оплаты. Да никто и не требовал оплаты, все было для победы.

Кроме того, в выходные ходили вязать снопы, жали серпами, ночью скирдовали. Никто никогда не отказывался, всем хотелось скорее победы.

Первые учителя школы в 1935 – 40х годах:

В 1957 году Гордеева Валентина Ивановна – молодой специалист, по распределению попадает в начальную школу фермы №1, которую кстати, вновь ей пришлось открывать. До этого школа не работала целый год, т.к. не было учителя. Вот что она вспоминает.

Вечером пришли комсомольцы, родители, собрались ученики и навели порядок. Но парт было мало, пришлось ехать в РОНО просить, договорились взять в первой Ермаковской школе. 16 августа привезла парты, несколько художественных книг. Оформила маленькую библиотечку.

А ученики в школу все прибывали и прибывали. Так, что к первому сентября их было около 50. А классные комнаты были маленькие, и одна комната была для отдыха. Пришлось одну стенку выпиливать и сделать из двух комнат одну. Так в нашей школе стало две классных комнаты, и две комнатушки очень маленькие, одну из которых я переоборудовала под пионерскую комнату, а в другой жила техничка, она же и топила печи, здесь же была и учительская. 25 августа, после учительской конференции ко мне приехала работать учителем Екатерина Ивановна Толкачева.

Вот мы вдвоем в нашей школе. Распределили учащихся по классам. Я взяла себе 1 и 3 классы, а Екатерине Ивановне 2 и 4 классы. В 3 классе почти половина учащихся были переростки, четверым было по 12 лет. Мы прозанимались неделю и к нам приехали еще две учительницы, стали заниматься в две смены. К концу первого учебного года в нашей школе уже занималось 78 учеников.

Я с удовольствием передала заведование школой, а сама, кроме класса, занялась подготовкой ребят к вступлению в пионеры, вела делопроизводство, была библиотекарем. Всю эту нагрузку вела бесплатно. С ребятами быстро нашла контакт. Все свое свободное время проводила с ними, ходила на экскурсии в лес, на речку. А зимой на лыжах. Как хорошо ребята владели лыжами! Часто на лыжах уходили далеко от поселка. Ребята откровенно рассказывали мне про свою жизнь. От них я узнала, что родители им не разрешали носить галстуки. Приходилось много работать с родителями. На собрание приходили как на праздник. Ко всем учителям родители относились уважительно. У нас сложился крепкий учительский коллектив.

В 1959 году, в мае, мои первые ученики (выпускники), на память о школе, посадили маленькие тополя. Одно деревце садили два ученика, а потом они ухаживали каждый за своим. Какие огромные тополя выросли! Их спилили, когда строили каток.

Учителя в 1957 году:

В 1962 году в нашем совхозе была построена новая школа, восьмилетняя, директор школы – Магеря Петр Иванович.

Вспоминает первая выпускница восьмилетней школы Гордиенко Валентина Васильевна.

Село взбудоражено радостью: впервые дети 11 лет не будут уезжать из дома, мыкаться по интернатам. У нас в селе в новом здании впервые открывается 8-летняя школа! Мы, восемнадцать мальчишек и девчонок, в этой школе самые старшие – первые выпускники. Еще только половина здания отдана в распоряжение учеников, во второй полным ходом шли отделочные работы. На линейке нас объявили хозяевами школы, и мы старались подтвердить делами, приводя в идеальный порядок классы и двор. В первый же год посадили деревья и кустарники, которые все принялись. Может потому, что работали дружно, к саженцам относились потом бережно. С нами всегда были рядом учителя – молодые, веселые, трудолюбивые, требовательные. Всех нас – и учителей, и учеников – вдохновлял директор школы Магеря Петр Иванович.

В школе было введено соревнование между классами по чистоте, успеваемости, дисциплине, сохранности мебели. По каждому виду соревнования был вымпел. Существовала комиссия, проверяющая состояние учебников, хотя учебники были все личные, купленные на свои деньги. А как боролись за качество знаний! В коридоре вывешивали зеркало успеваемости и ежедневно туда вносились оценки. Раньше не было видео и компьютеров, и клуб был очень популярным местом отдыха, но учителя не пускали в кино тех, кто получил двойки. И дети старались учиться.

Учителя школы с 60х годов:

С 1966 года школа стала средней. И с тех пор является одной из лучших в районе. В 1982 году было открыто новое современное здание. Выпускники любят и не забывают свою школу. В настоящее время из 25 педагогов 12 являются ее выпускниками.

Долгой жизни тебе, школа!


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»