Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Человек – это звучит гордо!


Научно-исследовательская работа

Выполнила: Пирогова Елена, ученица 6 класса. Муниципальная общеобразовательная школа №5

Руководитель: Змейко Зоя Федоровна, учитель русского языка и литературы

г. Енисейск
2007

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Содержание реферата.
2. Приложения:
• Стихотворение и песня;
• Отзывы
3. Фотографии из семейного архива.
4. Анкета.
5. Маршруты ссылок.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

І. Тоталитарная система власти в СССР – характерная особенность развития страны в 1920 – 1950 гг. ΧΧ века.
1. Сталинский режим и репрессии.
2 Причины репрессий. Методы ведения следствия.
3. Репрессии против народа .
4. Норильлаг – часть системы ГУЛАГа.

ІІ. Репрессии – одна из трагических страниц нашей истории.
1. «Все начинается с корней»
2. «Враги народа»
Выселение в неизвестность.
Отец – опора семьи.
3. Новое испытание – вызов к коменданту.
4. Великая Отечественная война.
Жизнь без кормильца.
Предложение стать осведомителем .

ІІІ. «Человек – это звучит гордо!».
1. Послевоенная жизнь.
2. Софья Борисовна – учитель физкультуры.
3. В поселке Подтесово.

ІΥ. Жизнь прожить – не поле перейти.
Υ. Памяти жертв политических репрессий.
ΥІ. Заключение.
Библиография.
Приложение.

Введение.

І. Тоталитарная система власти в СССР – характерная особенность развития страны в 1920 – 1950 гг. ΧΧ века.

1. Сталинский режим и репрессии.

Репрессии. Судьбы репрессированных людей. Об этом я услышала из разговоров родителей и их друзей, из телепередач. Меня глубоко взволновало все, что я узнала. Мне захотелось больше узнать о репрессиях, о людях, подвергшимся этим карательным мерам, попытаться отыскать причины этой, по словам Роя Медведева, «необъявленной войны против народа».

В результате проделанной работы я могу утверждать, что репрессии были порождены складывающимся тоталитарным режимом в Стране Советов, зарождающимся культом личности Иосифа Виссарионовича Сталина.

Если говорить о тоталитаризме, то в первую очередь следует сказать об инакомыслии. Этот процесс коснулся как известных личностей – ученых, врачей, деятелей культуры. Так и простых людей. Выражение «искоренить» органы НКВД понимали буквально. Репрессировалась вся семья арестованного. На этот счет существовали подробнейшие инструкции, которые рекомендовали поэтапные действия в отношении самих репрессированных, а также их жен, детей. («О репрессировании семей политических заключенных», «Красноярский край в истории Отечества», с.211, №200).

По словам Роя Медведева (статья «Необъявленная война против народа»), «Сталин хотел иметь в стране не просто покорный его воли аппарат, хозяйственные и военные кадры, но и послушный народ и добивался этого с помощью изощренной лжи и террора. Оказывается, крутые и не слишком удачные «реформы» конца 20х - начала 30х годов привели не только к отказу от новой экономической политики, сплошной коллективизации, созданию основ тяжёлой индустрии, но и к значительному снижению жизненного уровня трудящихся, к введению карточной системы снабжения в городах, нищете и даже голоду огромных масс сельского населения. Чтобы предотвратить и задушить в зародыше все проявления недовольства, возмущения и протеста народных масс, Сталин и его ближайшее окружение без колебания прибегли к репрессиям». Одной из карательных мер, применяемых к сельскому населению, было раскулачивание. Из статьи «Письма из деревни. Год 1937» мы узнали, что кровавый террор против так называемых «врагов народа» и «Архипелаг ГУЛАГ», насильственные коллективизация и раскулачивание, голод 1932-33 годов загубили миллионы человеческих жизней и исковеркали судьбы еще большего числа людей. Репрессии обрекли на неисчислимые страданья народ в целом, каждого человека в отдельности».

Философ – публицист М. Капустин в статье «В очереди за правдой» повествует о том, что без всякого суда и следствия сотни тысяч женщин и молодых людей направлялись в лагеря на 5-8 лет, только потому, что был связаны узами родства с неугодными Сталину людьми. Об этом же пишут Зорий Апресян («Под диктовку вождя»), Ю. Феофанов («Ложь во спасение»), В.С. Лельчук («Историки спорят») и другие историки и публицисты. Оказывается, существовало такое понятие «политическое преступление», которое в 30-е годы расширилось до безграничных пределов. Нас поразило то, что в отдельных случаях аресту подвергались даже несовершеннолетние дети крупных деятелей государства.

Из различных источников о репрессиях мы узнали, что огромные масштабы репрессий среди простых людей были связаны с тем, что в кампанию по разоблачению «врагов народа» включались не только органы НКВД или партийно-комсомольский актив, но и широкие массы народа. Ядом подозрительности, смешанным иногда с добрыми побуждениями, были отравлены миллионы и миллионы людей. Они заразились «шпиономанией», и по этому кампания против «врагов» и «вредителей» приобретала характер массового движения. Даже школьников привлекали к доносительству. Миллионы доносов поступали в те годы в органы НКВД и другие инстанции. Как свидетельствует Рой Медведев, «среди доносчиков были люди запуганные и запутанные, были искренне заблуждавшиеся и желающие «помочь партии», были люди, стремившиеся отвести от себя беду».

2. Причины репрессий. Методы ведения следствия.

Причины массовости сталинских репрессий были различны. Недовольство политикой партии и правительства, неосторожное высказывание, критика в адрес властей, иногда просто анекдот могли послужить основой для подозрения в шпионаже, организации диверсионной группы, вредительстве. Особое место занимало участие в выпуске стенгазет. Выпуск стенгазеты в те годы – это занятие небезопасное, как и отказ от участия в ее выпуске. Пресса тех лет – непрерывные приказы: «Расстрелять!», «Уничтожить!», «Искоренить!» («Красноярский край в истории Отечества», с 203, №194). Больше всего меня поразило то, что среди тех, кто проводил репрессии, были те, кто стремился получить чужую квартиру, высокую должность, отомстить за обиду.

Иногда причиной репрессий становились курьезные случаи. Так, например, жительница поселка Подтесово Ермолаева Екатерина Васильевна попала в колесо репрессий из-за гадания. Она гадала перед Рождеством и выгадала, что Сталин – враг народа. Подруги проговорились, и Екатерину Васильевну посадили в лагерь здесь же, в Подтесово. Сама же она не была противницей Сталина и выгадала случайно. Подтверждение этого факта я нашла в Интернете.

В. Маслов, Н. Чистяков («Сталинские репрессии и советская юстиция») писали, что любая критика против Советской власти считалась преступлением, так как власть боялась таких людей, и для их выявления требовались осведомители. Во времена репрессий важнейшим методом руководства в административно – командной системе были законы чрезвычайно жесткие, а нередко жестокие. О. Хлевнюк в статье «26 июня 1940 года: иллюзии и реальности администрирования» пишет об этом. Методы ведения следствия и выбивания признаний также не отличались гуманностью. Людей лишали сна, пищи, даже хлеба, оскорбляли, запугивали, жестоко избивали. Подозреваемых шантажировали оставшимися на свободе родственниками, угрожали расправой над ними, друзьями подозреваемых. («Красноярский край в истории Отечества», с.200, №190). В таких случаях люди «ломались». Признавались в том, что и не мыслили совершить, надеясь на снисхождение и справедливость. Но, как правило, ни себя, ни своих близких этим оговором не удавалось спасти. Рой Медведев в своих статьях пишет о позорной практике ареста многих родственников: жен, детей, братьев, сестер, родителей так называемых «врагов народа».

3. Репрессии против народов.

Репрессиям подвергались не только отдельные граждане, но и целые народы. Особенно часто это наблюдалось в предвоенные и военные годы. Война привела к увеличению неподконтрольным «верхам» идейных и политических движений, в том числе и национальных Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг., где борьба против коллективизации продолжалась до начала 50-х годов. В Сибирь, в Красноярский край высылались чеченцы и немцы Поволжья, .латыши и финны. Эти нации обвинялись в предательстве Родины, назывались врагами народа. Судьбы этих людей были страшны и непредсказуемы. С малыми детьми, с немощными стариками, без запаса продуктов и теплых вещей, люди вынуждены были ехать в никуда, не ведая, что их ждет с суровых сибирских краях. Часто при переездах, в вагонах – теплушках для скота, приспособленных для перевозки людей, распадались семьи, матери теряли своих детей, никогда больше не имея возможности узнать об их судьбе. (Данилов А.А., Л.Г. Косулина. «История России. ΧΧ век, с.250).

4. Норильск - часть системы ГУЛАГа.

После первых процессов против «врагов народа» в тюрьмах не стало хватать свободных мест. Начала формироваться сеть концентрационных лагерей. Со второй половины 30-х годов аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и «потенциальные» враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима. Такая мера «социальной защиты» вела к «срезанию» целых слоев общества. Лагеря являлись неотъемлемым элементом социализма и основой его экономики. Красноярский край прославился как лагерный край, на его территории были выстроены крупные лагеря: Норильлаг, Краслаг, Стройка № 503 МВД СССР (строительство железной дороги Салехард – Игарка, в народе известное как «Сталинка», а позднее «Мертвая дорога). «Енисейстрой». (В поселке Подтесово силами репрессированных построена из огромных камней дамба, соединяющая и сейчас его с островом на Енисее. Там подтесовцы построили дачи.) В них широко применялся принудительный труд – один из важных источников строительства социализма. Все происходило просто: начальники лагерей посылала сведения о необходимом количестве рабочей силы, сведения суммировались в ГУЛАГЕ, затем это количество делилось пропорционально населению областей, республик и «спускалось» в областные НКВД. Те делали разнарядку для районных НКВД, а уж дело доблестных чекистов - наловить столько «врагов народа», сколько нужно для плана. Дело доходило до того, что начальник лагеря делал заявку на инженера-металлурга. НКВД отыскивало такого, «шило» ему статью и направляло в лагерь-заказчик. Лагеря были крайне выгодны для государства. Даже притом, что истощенные заключенные работали плохо, все расходы на з/к – три черпака баланды в день да два квадратных метра площади на нарах. А умрет – долго ли набрать новых? Не брезговали и детьми: уголовная ответственность за «политические» преступления (вплоть до расстрела) наступала с 12 лет.

Практически все крупные стройки Красноярского края стоят на костях заключенных: и бесславно прекратившая свое существование Стройка №503, и поныне действующий Норильский горнометаллургический комбинат, и Сорский молибденовый комбинат, золотая, лесная, урановая промышленность… Завод цветных металлов, Красмаш, ЦБК, порт в г. Красноярске – все это выстроено «дармовой» рабочей силой.

Без сомнения, ценнейшим источником знаний о подлинной жизни того периода служат воспоминания современников, особенно в тех случаях, когда речь идет о событиях чрезвычайных – арестах и казнях, разорении и голоде. Героиня нашего исследования – Новикова Софья Борисовна. Она одна из тех, кто испытал на себе, по ее выражению, «все прелести репрессий»

ІІ. Репрессии – одна из трагических страниц нашей истории.

Неоценимую помощь оказала нам Книга памяти жертв политических репрессий, из которой мы узнали, что «в конце 20-х годов на страну надвигалась беда, состоящая из трех составляющих: коллективизация, раскулачивание и ликвидация кулачества как класса. Мужичьей чумой внутрипартийное обсуждение темпов индустриализации, сроков и методов коллективизации, Генсек ВКП (б) Сталин со своими сторонниками назвал этот период писатель Александр Солженицын. Пока шло начал проводить политику жестокого раскулачивания и создание колхозов силовыми методами. Массовый характер приняло выселение крестьянских семей после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г. «О мерах по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» Следом за этим постановлением следует приказ от заместителя председателя ОГПУ Г. Ягоды «ОБ участии ОГПУ в проведении коллективизации, арестах кулаков и беспощадного подавления любого сопротивления проводимым мероприятиям». По словам Роя Медведева (статья «Необъявленная война против народа»),

Без сомнения, ценнейшим источником знаний подлинной жизни того периода служат воспоминания современников, особенно в тех случаях, особенно когда речь идет о событиях чрезвычайных - арестах и казнях, разорении и голоде.

В нашем районе проживает большее количество репрессированных людей. Мы расскажем о Новиковой Софье Борисовне. Она прекрасной души человек, талантливый учитель физкультуры, находящийся на заслуженном отдыхе. Меня заинтересовала ее судьба и Змейко Зоя Фёдоровна предложила мне принять участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия. ХХ век». Тема моей научно - исследовательной работы - «Человек- это звучит гордо!»

Цель ее - проследить, как репрессии, отразились на отдельно взятой семье, в частности, семье Новиковых, показать, что пришлось пережить людям, подвергшимся этим чудовищным мерам, заставить читателей задуматься над этой темой.

1. «Все началось с корней».

Вот что рассказала нам она: «Все пошло с наших корней: бабушки и дедушки, людей широкой души. Их семья состояла из семи детей: четырех дочерей, одного своего и двух приемных сыновей (Василия и Манама).

Имели дом, каменную мельницу. Отовсюду к ним привозили молоть зерно. Были лошади, корова, другая скотина. Семья была очень дружная, трудолюбивая, заботливо и бережно относилась ко всему: друг к другу, к людям, природе, земле.

Воспитали прекрасных детей. Старшая дочь получила высшее образование. Две дочери вышли замуж и уехали. На мельнице остались работать мой отец Борис Федорович, его сестра Антонина Федоровна с семьей и их брат Манам (башкир). Дел было много, рабочих рук хватало.

Когда умерли бабушка и дедушка (родители моего отца), ему было 9 лет. По завещанию отца он оказался хозяином мельницы. Опекуном его был муж сестры Марии. Работал он вместе со всеми на мельнице. Крестьяне-частники везли отовсюду зерно, потому что Мария Федоровна платила по 5 копеек за пуд, в башкирских городах платили меньше - всего 3 копейки. Все трудились не покладая рук.

Когда началась Гражданская война, ушел на войну Василий. В 1918 году он пропал без вести, и до сих пор о нем ничего неизвестно.

Борис подрос, основательно втянулся в работу. Он рано женился, стал самостоятельным, полноправным хозяином. Казалось, ничто не предвещало беды. Росли дети: я, Софья (мне было два года) и Герман, которому было несколько месяцев. Мои родители: Борис Федорович и Стефания Осиповна - жили дружно, в любви и согласии. Жили они тогда в Башкирской АССР Альшевском районе, станция Раевка, на хуторе.

2. «Враги народа»

Выселение в неизвестность.

Кулачка СоняНо в 1931 году началась полоса репрессий - раскулачивание. Моего отца как хозяина мельницы раскулачили, выдворили вместе с семьей из дома. Назвали «врагом народа»- кулаком. Дом разобрали, построили школу, в амбаре сделали моленный дом.

До станции шли долго с детьми и кое-какими вещами, связанными в узлы. Везли в неизвестность, т.е. не объяснили, куда и зачем. Сказали, что будут прудить Байкал кулачьем.

Выгрузили на станции Анжерка (теперь город Анжеро-Судженск). На окраине было озеро Алчедат и лесок. Оставили людей в чистом поле обустраиваться. Стояла хмурая осень, дул холодный ветер, шли моросящие дожди. Люди стали вкапываться в землю - строить землянки. Копали долго, в дождливую погоду работать было очень сложно. Делали из прутьев навесы, сверху укладывали пластами землю.

Отец – опора семьи.

Мой отец устроился кузнецом в железнодорожное депо. В свою землянку взяли из жалости шестнадцатилетнего мальчишку (во время раскулачивания его родители уехали с дочерью-калекой в надежде, что власти не тронут их несовершеннолетнего сына, но и его не пожалели, выселили). Отец с горечью сказал маме: «Пропадает один, эта хворостинка, возьмем его к себе». Условия были страшные: холод, голод. Зимой младший брат умер. Шура Басалаев (так звали парня) перезимовал и умер следующей осенью от чахотки. В таких нечеловеческих условиях умерло много народу, особенно детей.

В Анжерке существовало кладбище для переселенцев. Во время войны его отдали под картофель- кощунство это. Там были долгие фосфорные свечения.

Летом отец с соседями Никифоровыми построил добротную землянку из пластов дерна, сделал печку. Мебель в доме: стол, табуретки, кровать - были сделаны его руками. Позднее он выстроил засыпной дом с кухней и комнатой. Всеми двигала одна цель: выжить. Только сильные, трудолюбивые, волевые люди могли выстоять в то время.

Я помню, что у соседей была очень вкусная каша, я ходила со своей ложкой есть ее. Их сын Костя вышел в люди: стал главным инженером в тресте «Анжеро-уголь». Прошлое о репрессированных родителях тщательно скрывалось. Об этом боялись говорить.

Мама работала в детском саду, пока не родились другие дети: в 1933 году - Герман, в 1934 году – Слава, в 1937 году – Фая.

Отец мой был добрейшей души человек, такие встречаются редко. Очень много работал, был прекрасным кузнецом, помогал жене по дому во всем. Когда он копал или полол грядки, мама пела ему под гитару песни. Все женщины завидовали их любви и взаимопониманию. Отец работал, мама заботилась о детях. Он и чай согреет, и печку затопит, и сено принесет. Меня разбудит, если нужна помощь, но пожалеет маму. Брал меня садить с ним картофель, на сенокос. Косил сам, я отдыхала в шалаше. Очень много внимания он уделял нам, детям: беседовал с нами, играл, катал зимой на санках, делал с нами зарядку, совершал прогулки, закалял нас, купил козу, поил козьим молоком по утрам, заставлял пить сырые яйца, покупал для нас фрукты, учил правилам хорошего тона. Сам никогда не выражался нецензурно, грубо, был для нас образцом во всем.

3. Новое потрясение – вызов к коменданту.

В 1937 году впервые испытали дикий страх за него. Когда он, придя с работы, сел есть, его вызвали в комендатуру, бросили фразу: «Одевайся, пошли», ничего не объясняя. (Обычно уводили мужчин ночью, они не возвращались больше. А утром люди слышали крики, плач, понимали, что у кого-то снова беда). Когда забрали отца, с матерью было очень плохо, испугалась и я: больше не будет отца, как жить без него? Часа через два он вернулся: вызывали что-то ремонтировать. Я думаю: «Могли бы объяснить, зачем вызывали».

Мужчины в основном работали в шахтах, добывали уголь. Часто гибли под землей… Какие они враги народа?!

Кроме работы в депо, отец был уполномоченным по сбору платы за пастьбу скота, рассчитывался с пастухами, распределял пастбища. Весной в организации покупал заморенную лошадь, она к середине лета откармливалась, набиралась сил. Вывозил на ней сено, картошку с полей, привозил дрова, уголь на зиму, ездил за шишками. Осенью, когда уже лист облетал, брал меня с собой за черемухой. Поздней осенью продавал лошадь. Всю зиму были кедровые орехи, черемуха сушеная и мороженая. Одним словом, был прекрасный семьянин.

4. Великая Отечественная война.

Жизнь без кормильца.

В 1942 году в мае месяце взяли отца на фронт. Помню, отец, уходя на фронт, сказал: «Соня, ты дочка старшая, я тебя очень прошу: береги маму!» Его наказ я помню всю жизнь.

Жить без отца было всегда сложно: садили по сорок соток картошки, землю копали лопатами, выросшую картошку носили домой в мешках по ведру - два, много было работы с ней. Вывозили на тележках: одну - мать, другую - я, а остальные дети толкали сзади. Слава пытался помочь – повис на оглобле. Держали корову, колхоз давал покос: три копны - ему, четвертую - себе. Все лето мать вставала в пять утра, уходила на покос. Возвращалась поздно, так как до колхоза девять километров. На 12 году я стала работать как взрослая: на руках - трое детей, корова, поросята, огород, управлялась одна.

Моя мама была хрупкая женщина, от непосильного труда у нее опухли руки. Я встречала ее поздним вечером, наливала теплой водички, кормила ее, отправляла спать: ведь вставать в пять утра, ей возить сено. Младшие помогали мне, но при первой же возможности убегали на железнодорожную насыпь, что опасно для жизни. Чтобы они не убегали, я привязывала их за шею, соседи называли меня за это мучительницей. Пробовала привязывать за ногу – развязывали веревки и убегали снова.

В 1943 году мы пережили большой стресс. Я училась в шестом классе, была в школе. Пришел соседский мальчишка: «Иди скорее домой, у вас обыск!» (Отец тогда был на фронте). Пришли понятые, три представителя НКВД вытащили все из комода, сундука, шкафа. Увели мать вечером в 5, отпустили на второй день утром. Ей предлагали стать осведомителем, выяснить, кто против Советской власти (моя мама была женщиной образованной, пользовалась непререкаемым авторитетом, к ней часто приходили люди за советом). От предложения НКВД она отказалась. Жили в страхе, боялись каждого шороха. Мама все время помнила слова: «Иди и подумай, иначе своих щенков не увидишь». С этого дня мы боялись каждого стука, постоянно жил в душе страх. Жизнь осложнилась. Тетя Тоня работала на вилочном заводе директором, ее по ложному доносу обвинили во вредительстве и в 1937 году сослали на Колыму».

Не помню, в каком классе училась, произошел случай. Недалеко от нас была комендатура, а рядом с ней погреба. Кто-то вымыл три бочки и поставил их сушить. А мы, три малолетних дурочки, решили в них покататься. Нас оттуда зашиворот выволокли, притащили в комендатуру, грозились посадить. Мы плакали, просили пощады, обещали никогда этого не делать. Нас отпустили в конце концов.

По словам Роя Медведева, причины массовости сталинских репрессий были различны. Он пишет о позорной практике ареста многих родственников: жен, детей, нередко братьев и сестер, и даже родителей, так называемых «врагов народа».

Философ – публицист М. Капустин в статье «В очереди за правдой» повествует о том, что без всякого суда и следствия сотни тысяч женщин и молодых людей направлялись в лагеря на 5-8 лет, только потому, что был связаны узами родства с неугодными Сталину людьми. Об этом же пишут Зорий Апресян («Под диктовку вождя»), Ю. Феофанов («Ложь во спасение»), В.С. Лельчук («Историки спорят») и другие историки и публицисты. Оказывается, существовало такое понятие «политическое преступление», которое в 30-е годы расширилось до безграничных пределов. Нас поразило то, что в отдельных случаях аресту подвергались даже несовершеннолетние дети крупных деятелей государства.

Из различных источников о репрессиях мы узнали, что огромные масштабы репрессий среди простых людей были связаны с тем, что в кампанию по разоблачению «врагов народа» включались не только органы НКВД или партийно-комсомольский актив, но и широкие массы народа. Ядом подозрительности, смешанным иногда с добрыми побуждениями, были отравлены миллионы и миллионы людей. Они заразились «шпиономанией», и по этому кампания против «врагов» и «вредителей» приобретала характер массового движения. Даже школьников привлекали к доносительству. Миллионы доносов поступали в те годы в органы НКВД и другие инстанции. Как свидетельствует Рой Медведев, «среди доносчиков были люди запуганные и запутанные, были искренне заблуждавшиеся и желающие «помочь партии», были люди, стремившиеся отвести от себя беду».

Больше всего поразило нас то, что были злоумышленники, стремящиеся получить выгодную должность, чужую квартиру, отомстить за обиду. В. Маслов, Н. Чистяков («Сталинские репрессии и советская юстиция») писали, что любая критика против Советской власти считалась преступлением, так как власть боялась таких людей, и для их выявления требовались осведомители. Как сказала Софья Борисовна, таким человеком хотели сделать ее мать.

Во времена репрессий важнейшим методом руководства в административно – командной системе были законы чрезвычайно жесткие, а нередко жестокие. О. Хлевнюк в статье «26 июня 1940 года: иллюзии и реальности администрирования» пишет об этом.

«Когда моему брату Герману было 17 лет, он опоздал на работу на 15 минут и по указу от 26 июня 1946 года был осужден на три месяца исправительных работ. Для нас это было новое потрясение… Только здесь, в Подтесово, я задумалась над тем, что город Анжеро–Судженск заселен переселенцами (репрессированными): там были 1, 2, 3, 4 колонии. Были Анжерка и Судженка, впоследствии объединенные в один город. Из детства с горечью вспоминаю время, когда пошла в 5 класс. Нас оскорбляли сибулонцами (переселенцами), бросали в нас камнями, кочерыжками, крича: «Бей сибулонцев!» Научилась защищаться. Интересно: сейчас помогают малоимущим, а в войну у мамы была мизерная пенсия в 240 рублей на четверых детей и огромные продовольственные налоги на яйца, молоко, шкуры, мясо и т.д. Все надо было купить: уголь, дрова, одежду, продукты, книги, заплатить налог за строение. Нам никто не помогал – справлялись сами».

В те далекие времена не хватало рабочих рук, и Сталин и его окружение, как мы узнали, решили этот вопрос с помощью создания огромной сети исправительно–трудовых лагерей, созданных почти во всех, но главным образом отдаленных районах страны. Заключенные построили в конце 30х годов два канала – Беломорско-Балтийский и Москва-Волга, принимали участие даже в строительстве некоторых крупных зданий в Москве. К началу 50-х годов узники работали на многих шахтах Донбасса, на швейных фабриках, заводах.

Софья Борисовна продолжает: «Самое страшное, что выселяли семьи, разлучая родных. Тетю Маню отправили с тремя детьми в Хабаровский край, а ее мужа в Магадан. Не сразу она смогла уехать к мужу. Из Магадана по окончании срока они переехали жить в Алтайский край, это произошло в 1962 году.

Помню, двоюродная сестра должна была пойти в школу, ей купили ботинки и самокатки - валенки. Женщина из правящих потребовала: «Снимай, кулацкое отродье!» Сестра одела один валенок, один ботинок, так как не хотела отдать ни то, ни другое.

Играли мало, были все время в работе. Я – старшая, за мной – все младшие. Герман звал меня дядей, я злилась. Трудолюбие, огромная сила воли, настойчивость помогали нам выжить в то трудное время.

В 1944-45 годах, когда училась в медучилище (училась 3 года на фельдшера), проводились дни повышенной угледобычи. Собирали учащихся, которые окончили уже 7 классов, формировали из них группы и отправляли на работу в шахты №1-№7, №9-№15 Анджеросудженские шахты были более современные. Первомайская шахта была старая. В шахту спускали на клети. После спуска надо было идти по штреку до нужного забоя. Коридоры в шахтах разные по длине и ширине, по бокам штреки стоят, правда, не везде, иногда приходилось и на четвереньках пробираться по ним. Мужчины-забойщики бурили специальным буром угольные породы, сыпались куски угля. Мы, учащиеся, кидали уголь на конвейерную ленту, где лопатами, а где и руками. От грохота, казалось, лопнут голова и барабанные перепонки в ушах, страшно болела голова. Друг друга не могли узнать: лицо, руки – все было черное. Ни рожи, ни кожи! Одни зубы торчат! (Мне после перенесенных травм вообще противопоказано было там находиться, но отказаться никак нельзя!) Мы были очень горды тем, что работаем в шахтах на пользу Родине. Направляли туда по очереди: медучилище, химический техникум, горный техникум. Однажды произошел страшный обвал в шахте. К счастью, жертв не было. После этого нас перестали посылать на повышенную угледобычу в шахты. В шахтах нередки были обвалы. Сколько там мужчин погибло! Однажды весной погибло 36 человек сразу. Помню до сих пор большую траурную процессию, провожающую в последний путь своих близких. Но, самое страшное, в то же время продолжались по ночам аресты врагов народа, чаще всего, мужчин. Где крики, рев, там беда. Смотришь, дети кричат, женщина голосит, волосы на себе рвет. Чем помочь ей? Нечем.

Помимо этого нас отправляли и в колхоз (название не помню) Итатского района на уборку урожая. Жили на культстане в деревянном бараке, где стояли нары в два этажа. Рядом готовилась пища, на улице – столы под открытым небом. С раннего утра и до позднего вечера трудились не покладая рук. Бесплатно кормили. Трудились безо всякой оплаты. Комары и мошка не давали покоя, объедали нас страшно: мази никакой не давали, должно быть ее в те времена и не было. Работали и в подшефном колхозе «Лебедянка». Туда ходили пешком. Все вынесли, знали: это нужно Родине. Дело в том, что и свое, домашнее, надо было убрать (я – старшая, нас трое). Я медучилище закончила в 17 лет, пошла работать).

ІІІ. «Человек – это звучит гордо!».

1. Послевоенная жизнь.

В 1947 году мама вышла замуж Ивана Петровича Бабина. Он ходил за ней долго, приучил к себе детей, мы даже хотели уехать с ним. Мама любила своего умершего мужа, поэтому долго не соглашалась на второй брак. Отчим был тоже из репрессированных, овдовел он в 1933 году, его жена умерла во время раскулачивания. У мамы и отчима был общий сын Саша. Они прожили вместе 18 лет. Отчим помог маме вырастить нас, построил новый дом.

Братья получили среднетехническое образование: один закончил ГПТУ, другой – техникум. Сестра Фая окончила топографический техникум, начальник архитектурного отдела города. Герман – теперь заслуженный работник горной промышленности. Я окончила медицинский техникум, так как некому было помогать мне, была служащей. Работала в больнице медсестрой. Окончив вечернюю школу, поступила в Томский педагогический институт, на отделения физического воспитания, анатомии и физиологии человека. По окончании института я работала в Туве, в п. Хову-аксы. Была председателем профкома, первый год вела уроки физкультуры и уроки дарвинизма, а в 6 классе – геометрию, начисляли 820 рублей, 150 из них отправляла родителям на погашение ссуды.

2. Софья Борисовна – учитель физкультуры.

В 1955 году я переехала в город Анжеро-Судженск, где работала в двух школах, имея очень большую нагрузку: 12 часов+24 часа, секции, классное руководство. В одной из школ прибавили нагрузку, но отказаться было нельзя. Здесь же встретила мужа- Ковалева Юрия Ефимовича (он тоже из семьи репрессированных, его семья подверглась раскулачиванию, потому что отец держал пасеку. Его родителей выселили, когда ему было несколько месяцев. Бабушка и дедушка по линии его отца не отдали мальчика родителям, сослали их на север в Нарым. Встретиться с родителями он смог только через 17 лет). Родился у нас сын, который был неделю в круглосуточных яслях, потом в садике, а выходные приезжал с папой на стадион к маме на соревнования. Позже я стала организатором внеклассной работы, которая включала в себя и пионерскую, и комсомольскую, и работу с шефами. Посещала и классные часы, проводила общешкольные и внешкольные мероприятия.

Особенно запомнилась работа, связанная с открытием памятника Сергею Тюленину, герою Великой Отечественной войны. До этого проводился конкурс на лучший эскиз памятника. Лучшая комсомольская группа ходила выливать скульптуру на завод, шлифовать ее. Велась переписка с матерью Сергея Тюленина, потом пригласили ее на открытие памятника. Но она приехать не смогла, прислала телеграмму. На площади было много народу: школа, горком, шефы. Я была главным организатором торжественной линейки по случаю открытия памятника, испытала большое волнение. Мои воспитанники переписывались со школьниками из ГДР, обменивались открытками, книгами. Неприятный осадок остался от проверки этой переписки представителями госбезопасности.

Конечно, не все и не всегда складывалось, давалось легко в работе, в общении со школьниками; вспоминается один из первых уроков физкультуры, когда класс промаршировал на чердак школы. Позднее, на Новый год, ученик Нестеров С. спросил: «А Вы помните наш первый урок? Это было Ваше первое испытание. Тогда Вы отлично выдержали экзамен!» (Этот класс состоял из учащихся-переростков). Спортзала не было, занимались в коридоре (Софья Борисовна – человек организованный, требовательный, не боящийся трудностей: дети ценили в ней это, уважали ее и любили).

3. В поселке Подтесово.

Мой муж стремился жить у большой реки в тайге, купил ружье, уговорил меня переехать. После долгих уговоров я согласилась переехать жить в поселок Подтесово, находящийся на берегу большой сибирской реки Енисей. Здесь в первый же год купил резиновую лодку, стал ездить на рыбалку, но никогда не ловил много. «Мамочка, я не добытчик, а бродяга по натуре»,- объяснил он. Вместе мы любили бывать на реке, в лесу, трепетно относились ко всему, что встречалось нам в природе.

Мой сын Олег, успешно окончив школу, поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, закончил его. Работал в проектном институте ведущим инженером - затем начальником отдела, а сейчас работает в частной фирме. С детства приученный к самостоятельности, труду, дисциплине, он трепетно заботиться обо мне, жене, сыне, теще».

Из бесед с учителями - стажистами нашей школы мы узнали, что с первого года работы в поселке учителем физкультуры, имея большую нагрузку, Софья Борисовна вела спортивные секции, несколько лет возглавляла партийную организацию, еженедельно проводила спортивные соревнования по выходным. «С первых дней Софья Борисовна зарекомендовала себя как талантливый педагог, умелый организатор, ответственный работник, отзывчивый бескорыстный человек. Не требуя наград, особого к себе внимания, не жалея ни времени, ни сил, эта замечательная учительница отдала школе, детям 38 лет своей жизни, оставив в их душах добрую память о себе»,- говорит ее коллега Л.И. Мудрак.

«Умелый организатор, влюбленный в свою работу, она вместе с детьми построила на пришкольном участке спортивный городок, который существует до сих пор и приносит радость детям и летом, и зимой»,- отвечает Л.Я. Косматова.

ІΥ. Жизнь прожить – не поле перейти.

В заключение нашей беседы Софья Борисовна сказала: «Да, жизнь прожить – не поле перейти. Считаю: несмотря ни на что, мне в жизни во многом повезло. Везло на хороших людей, повезло с мужем, с сыном, с соседями; с коллегами были теплые дружеские отношения. И сейчас встречаюсь с коллегами как с родными. Поговорю с ними – и на душе светло и тепло. Встречаю с ними праздники, навещают они меня и в будни.

И в молодые годы, когда работала в больнице, и с коллегами, и с больными были хорошие отношения. Обычно просили: «Соня, подежурь в праздники». Я соглашалась, потому что платили вдвойне, а мне хотелось купить туфли-лодочки за 300 рублей, а зарплата – 375 рублей.

Обидно за родных, родителей, сестру, братьей, безвинно пострадавших. Ведь тогда попиралось и унижалось человеческое достоинство, уничтожалась духовность, рвались родственные связи.

Мы, должно быть, попали в безвременье, в очень трудную пору: люди собирали мерзлую картошку, но не воровали, копая чужую.

Досадно, что уничтожено много трудяг, интеллигенции, утрачена духовность, а лодыри, рвачи остались.

Да, сколько досталось нашему поколению!!! От работы никогда не отказывались – куда посылали, туда и шли, гордились тем, что приносим пользу Родине! К сожалению, многие оказались за бортом жизни. А ведь работали, когда и в школе учились, и когда в училищах, и в техникумах занимались, не считаясь со временем! Ни от какой работы не отказывались. Тогда это считалось в порядке вещей, считалось нормой. Время такое было: отмечать – так всех, никого не отбрасывая.

В День празднования 60-летия Победы, когда поздравляли ветеранов и тружеников тыла по телевизору, я сидела, как оплеванная. (Официальные власти Софью Борисовну даже открыткой не поздравили!). Было ощущение, что наплевали в душу. Помню, в 2000 году, когда праздновали 55-летие Победы, получила при Лебеде поздравление и премию в 400 рублей. В поселке в этот раз вручали кому – 1 тысячу, кому – 2. А самых работяг, кто трудился без нормальной одежды и обуви, просто забыли. Мне не столько важны деньги, сколько элементарное человеческое внимание. «Чего ты хочешь? - спрашиваю я иногда себя. – У власти сейчас те, кто не пережил того, что твое поколение, им нас не понять… В классе на глазах у всех пухли от голода, падали в голодные обмороки, потом отправлялись в больницу. Не дай Бог пережить такое никому!

Правда, в этот день вечером были поздравительные звонки от коллег и приятная встреча. Сижу, грущу. Слышу – звонок. Открываю двери: стоит высокий статный молодой человек. «С праздником Вас, Софья Борисовна!»... Оказалось, это мой ученик – Андрей Ушаков пришел с поздравлениями, благодарностью и коробкой конфет. Приехал к другу издалека. Не забыл и меня навестить! Значит, не зря я учила детей!

Хочется верить, что все это уйдет в прошлое, канет в лету, наступят добрые времена, когда в России будет порядок, законность, когда люди будут цениться по заслугам, а не по награбленному богатству».

Υ. Памяти жертв политических репрессий.

18 октября 2006 года в нашем городе Севастьяновском кладбище открыт мемориал жертвам политических репрессий. Открытие этого мемориала, созданного усилиями инициативной общественной группы, в которую вошли представители городского польского общества, музейные сотрудники, администрация города и, конечно, некоторые родственники погибших репрессированных. Идея открытия мемориала возникла еще несколько лет тому назад.

(В 1975 году при строительстве подстанции северных электросетей была обнаружена глубокая траншея с захоронениями людей. По свидетельству очевидцев, среди останков найдены некоторые признаки того, что это жертвы расстрелов, проводимых в Енисейске в период репрессий 1936-1938 гг. Прокуратурой было произведено расследование. Результаты никому не были сообщены). На его создание были выделены средства из городского бюджета, а также собраны добровольные пожертвования енисейцев. На открытие мемориала собрались не только те, кого коснулась эта беда в те далекие тридцатые годы, но и учащиеся школ, студенты педагогического колледжа и администрации города, горожане, приехал и руководитель общества «Мемориал» Бабий А.А., который ведет большую историко-просветительскую работу в крае. По словам енисейцев, трудно переоценить значимость этого события для города. Ведь сотни людей были казнены в годы репрессий, искалеченные судьбы их детей и близких еще и сегодня бередят сердца их потомков, всех, кто не может оставаться равнодушными и к бесчеловечности, жестокости, несправедливости.

Для меня, как и для многих других людей, это был момент истины, когда понимаешь, что за словом из школьного учебника стоят реальные люди со своими чувствами и переживаниями. Родственники погибших отчасти сами являются жертвами политических репрессий. Ведь их судьбы изменило одно предложение: «Дочь (сын) врага народа». Это Памятник, за которым стоит целая эпоха, который рассказывает о многих судьбах людей. Он так много значит для нас всех!

«Енисейск на протяжении всей своей истории связан с политической ссылкой. В 20 веке – это один из расстрельных городов края, - пишет в статье газеты «Енисейская правда» сотрудник Енисейского краеведческого музея Т.В. Игнатьева.- Поэтому не случайно в окрестностях города в середине 70-х годов было обнаружено захоронение, и оно, надо полагать, не единственное. Многие из тех, кто потерял своих близких в эти годы, долгое время жили с надеждой найти их останки. И потребность приходить на их могилы была всегда. Поэтому несколько лет назад по инициативе Станиславы Александровны Кобычевой, дочери расстрелянного в 1938 году руководителя Енисейского лесхоза, в музее началась постепенная обработка проекта памятника жертвам репрессий. В эти годы Енисейский краеведческий музей стал объединяющим центром и локомотивом, который двигал проект к реализации. В основу этой работы был положен труд не одного поколения сотрудников музея, а нескольких. И если такой памятник появился, значит, в обществе произошли большие перемены к лучшему». (Человек, влюбленный в свою профессию, Татьяна Вячеславна внесла большой вклад в работу над претворением в жизнь идеи открытия памятника. Благодаря неустанному труду сотрудников музея, людей неравнодушных, творческих, появилась возможность поставить Памятник. И люди благодарны им за их благородный труд)

Софья Борисовна со слезами на глазах читала статью об открытии этого Памятника. «Очень жаль, что здоровье не позволяет мне съездить к мемориалу, - с горьким сожалением говорила она. –- Я рада, что его поставили. Ведь в результате репрессий погибло так много народа. Это то, что всегда будет напоминать людям о тех страшных временах. Думаю, он не даст им вновь совершить то, что пережили мы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа над темой научно-исследовательской работы помогла нам больше узнать о репрессиях, их причинах, о людях, подвергшихся этим карательным мерам. Прочитанные нами материалы заставили нас ужаснуться масштабам репрессий и их жертв. Мы поняли, что прошлое надо знать, чтобы не повторить его ошибок в будущем.

Общение с Софьей Борисовной показало, как репрессии отразились на отдельно взятых судьбах людей, помогли увидеть ту боль и страдания, которые испытала она и которые не забыты ею до сих пор, хотя уже давно действует Закон о реабилитации (Закон РСФР «О реабилитации жертв политических репрессий»). С большим трудом удалось ей и ее родным доказать, что их семья подверглась репрессиям. Это пришлось им доказывать через суд. Об этом свидетельствует переписка ее с госучреждениями. Не раз она получала справки, что документы о ее рождении отсутствуют. (Об этом свидетельствуют документы нашего приложения).

Анализируя этапы ее жизненного пути, мы пришли к выводу: человек- сам творец своей судьбы. Ведь, не смотря на страшные испытания, выпавшие на долю этой замечательной женщины, она стала прекрасным специалистом, не озлобилась, а осталась человеком доброй души, пользующимся заслуженным авторитетом.

Анкетирование, которое мы проводили с ее бывшими учащимися, их родителями, ее коллегами, взятые у некоторых из них интервью помогли нам больше узнать о Софье Борисовне как об учителе физкультуры и просто о человеке, о ее работе. Фотографии и документы, представленные Софьей Борисовной, помогли глубже раскрыть тему исследования. У неё очень много Почетных грамот и Благодарностей. Есть даже благодарности, врученные ей родителями «за нелегкий труд, терпение и одержимость» (Благодарственное письмо от родителей 8 класса, выпуска 1983 года). Мы смогли отыскать даже стихи и песни, посвященные ей. Их и отзывы о Софье Борисовне мы прилагаем к своей работе.

Во всех благодарностях и Почетных грамотах содержаться слова: «За достигнутые успехи в деле воспитания и обучения учащихся», а так же «за многолетний и плодотворный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения».

В одном из благодарственных писем есть такие строки:

«Мы за Вас, дорогая коллега, горды!
Жаль, что время стремительно мчится.
Вы, как звездочка – символ кремлевской звезды,
На работе с детьми вся горите.
Вы несли ее славу сквозь жизнь и года
В ногу со временем, с честью высокою вместе.
Счастья Вам и удач, Героиня труда,
Добрый путь Вам, Страны Золотое созвездье!»

Уважаемая Софья Борисовна! Примите наши искренние слова благодарности за Ваш безупречный самоотверженный труд и пожелания творческих успехов, здоровья и долголетия».

«История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали Родине все силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву истории. Одна из самых трагических страниц нашей истории – политические репрессии», - читаем мы в Книге памяти жертв политических репрессий. Мы, действительно, горды этой славой. Ведь большинство людей, прошедших эти страшные испытания, не потеряли свое человеческое достоинство, остались гражданами своей страны, честно трудились на благо Родине всю свою жизнь. Именно таким человеком является и главная героиня нашего исследования.

Вечером 29 декабря 2006 года в жизни Софьи Борисовны произошло еще одно трагическое событие: ее едва не убил семнадцатилетний житель поселка Ермолаев за то, что она не дала ему ключ от квартиры своего соседа. Ее спасло чудо: соседку с первого этажа насторожил непонятный шум. Она позвала соседей и пошла к Софье Борисовне. Истекающей кровью нашли ее они. Их приход спас ей жизнь… Канун Нового года, звонят родные и близкие. Никого она не огорчила сообщением о том, что с ней случилось. «Зачем людям омрачать праздник?» - говорит она. Иногда задает себе вопрос: «За что все это мне?» И сама же отвечает на него: «Наверное, Бог послал мне еще одно испытание». Смотришь на нее и поражаешься ее огромной силе воли, твердости характера, трепетной заботе о родных и близких ей людях. Вся в гематомах, ссадинах, синяках, со сломанным носом, она еще находит в себе силы шутить над собой. Софья Борисовна говорит: «Пережила репрессии, пожар: хорошо, что вовремя зашел сосед и спас меня. Переживу, поправлюсь и сейчас. Тогда было тяжелее!» «Человек – это звучит гордо! Жаль только, что есть те, кто потерял свой человеческий облик и приносит немало горя другим».

«В 1991 году был принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и создана комиссия по восстановлению прав реабилитированных. Бывшие узники и спецпоселенцы стали получать льготы и компенсации за изъятое имущество. ( Ком. наш: Софья Борисовна получила чуть больше двух тысяч рублей). Конечно, ничто не может компенсировать ущерба, причиненного репрессированным и членам их семей. Однако государство тем самым признало вину перед своими гражданами, и это признание служит гарантией того, что в будущем политические репрессии не повторятся», - сказал губернатор нашего края Александр Геннадьевич Хлопонин.

Настоящее и будущее России напрямую связаны с прошлым. Поэтому мы не имеем права забывать о страшных уроках истории!

Библиография.

1. Апресян З. Под диктовку вождя. Молодой коммунист, №2, 1985.
2. История без «белых пятен». Лениздат,1990
3. Капустин М. В очереди за правдой.
4. Книга памяти жертв политических репрессий. Книга 1.– Красноярск.  Издательские проекты, 2004.
5. Лельчук В.С. Историки спорят. Политиздат,1988.
6. Маслов В., Чистяков Н. Сталинские репресии и советская юстиция.
7. Медведев Р. Необъявленная война против народа. Молодой коммунист, №2, 1985.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. Русский язык,1988.
9. Письма из деревни. Год 1937.
10. Феофанов Ю. Ложь во спасение.
11. Хлевнюк О. 1937 год: противостояние репрессиям.
12. Хлевнюк О. 6 июня 1937 года: иллюзии и реальности администрирования. Коммунист,1989.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ОТЗЫВЫ.

«Нам с учительницей повезло. Она всегда старалась придумать для нас что-то новое, интересное. И никаких скучных зачетов – мы не просто сдавали нормативы, а устраивали настоящие соревнования с Грамотами для победителей. От Софьи Борисовны зависело многое: как мы будем относиться к предмету, как будем расти, развиваться, наше самочувствие и даже настроение. Спасибо Софье Борисовне за то, что она заботилась о нашем здоровье, помогала нам стать красивее, крепче, лучше». (Долганёва Е.Г., Шукшина О.Н., Брокс А.В., Савенко В.В., Яковин И.)

«Мы и сегодня помним Софью Борисовну. У нас уже есть семьи, дети, но мы не прекращаем занятий спортом, посещая секции баскетбола, волейбола, настольного тенниса. Принимаем активное участие в спортивных соревнованиях, выступая за честь поселка, часто занимаем призовые места, благодаря тому, чему она нас научила. Мы ценили ее требовательность, строгость, влюбленность в свое дело, уважение к детям»…(Савыкин А.П.)

«После ее уроков мы не хотели идти домой, потому что нам нравились занятия физкультуры. Ежедневные утренние зарядки в школе, проводимые физоргами под ее чутким руководством, укрепляли наше здоровье» (Дудин А.М.)

«О здоровье можно говорить, о нем можно думать и даже тревожиться, но гораздо сложнее заниматься им. У Софьи Борисовны это получалось прекрасно, где бы она ни работала. Ежегодные осенние и весенние Дни Здоровья, турслеты, проводимые Софьей Борисовной, – яркое тому свидетельство. На ее хрупких плечах всегда лежала главная забота по их организации. Разжигание костра, установка палатки, преодоление препятствий, спортивные эстафеты, разбивка и подготовка бивака – каких только «трудностей» не предлагала она детям. Благодаря ее умению все четко организовать и провести, они оказались детям по плечу», - вспоминают родители ее учеников: Брокс В. М., Смекалина О.Я., Мудрак Л.И., Максимова Т.В.

«Целеустремленная, трудолюбивая, ответственная, она тщательно продумывала все соревнования и систему оценок. Времени скучать ни у кого не было. Мы любили физкультуру и свою учительницу. Главные качества, которые она воспитала в нас – это дисциплинированность, трудолюбие, ответственность. Я счастлив, что учился у нее, и хочу, чтоб у моих сыновей был такой учитель как она…»- говорит Марков В.В., бывший преподаватель физвоспитания в лицее, а ныне заместитель главы администрации поселка.

«Софья Борисовна была прекрасным наставником молодым педагогам. Я совсем молоденькой пришла в эту школу, это было в августе 1980 года. Ее мудрые советы, моральная поддержка, посещенные уроки физкультуры помогли мне в работе с детьми. И сегодня наш коллектив часто с благодарностью вспоминает ее. Она умеет разделить с человеком и радости. и горе…» (учитель русского языка и литературы Змейко З.Ф.)

«…Умелый организатор, влюбленный в свою работу, она вместе с детьми построила на пришкольном участке спортивный городок, который существует до сих пор и приносит радость детям. Каждое лето дети, посещающие детскую площадку, играют в нем, порводят интерсные эстафеты, спортивные соревнования, просто выполняют физические упражнения, развивающие их». (Косматова Л.Я.)

Песня.

1.
Путей вы легких не искали,
Вы шли дорогою прямой
И детям всем вы отдавали
Богатство сердца своего.
Богатство сердца своего.
2.
Иной раз сложности бывали,
Когда шел дождь иль снег зимой,
Но и тогда вы проявляли
Талант и мастерство своё.
Талант и мастерство своё.
3.
В вас влюблены все наши дети,
И коллектив гордится вами.
Вы – лучший педагог на свете,
Здоровья, счастья вам желаем.
Здоровья, счастья вам желаем.

Для Вас, Софья Борисовна.
Вы – непросто учитель школьный,
Вы – мастер дела своего.
Трудились много и с любовью
Дарили детям вы тепло.
Тепло души широкой, щедрой,
Вниманье, чуткость, доброту,
И дети будут помнить вечно
Вашего сердца теплоту.
Во имя этой светлой жизни,
Больших и маленьких побед
На благо школе и Отчизны
Трудились Вы так много лет.

Анкета.

1. Нравились ли вам занятия физической культурой? Почему?

2. В школе уроки физкультуры у вас вела Новикова С.Б., что особенно запомнилось из ее уроков (охотно ли посещали ее уроки, интересны ли были занятия)?

3. Считаете ли вы, что Софья Борисовна, действительно, преподавая уроки физкультуры, укрепляла здоровье учащихся, закаляла их, развивала физически? Почему?

4. Какую внеклассную работу вела с вами Софья Борисовна (спортивные соревнования, турслеты, Дни Здоровья, кроссы, лыжные и другие походы)?

5. Какие уроки, внеклассные мероприятия, проводимые Софьей Борисовной, особенно запомнились вам?

6. Какие качества Софьи Борисовны как учителя и как человека особенно нравились Вам?

7. Что из опыта Софьи Борисовны в своей работе используете, а в жизни?

8. Ваше отношение и отношение ваших одноклассников к Софье Борисовне?

9. Хотели бы Вы, чтобы вашего ребенка учил такой учитель, как Софья Борисовна? Почему?

Расскажите о наиболее запомнившемся эпизоде из школьной жизни, связанном с уроками и занятиями физкультурой.

Над исследованием работали Пирогова Елена и Змейко Зоя Фёдоровна. Они вместе собирали материалы о репрессиях, анализировали их, распределяли по главам, проводили исследовательскую работу, встречались с героиней исследования, беседовали с ней. Материалы к приложению предоставила она сама. Учитель дала Елене необходимые знания для работы над темой. Книгу жертв политических репрессий получили от краевого общества «Мемориал». Неоценимую помощь оказал нам его председатель А.А. Бабий. Он всегда охотно консультирует руководителя, помогает материалами. Конечно, в подборке материалов им помогали и библиотекари, а в наборе текста на компьютере – родители.

Фотографии и схемы

Маршруты ссылок Новиковой С.Б. (185К)


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»