Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Свои - чужие


Авторы: Прокопьева Анастасия, Голощапова Елена

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАРАТУЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
10 «Б» КЛАСС

Руководитель: Трубинова Татьяна Михайловна –учитель истории

декабрь
2006 год

Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.) причинила много вреда, много боли, не только солдатам, но и простым людям.

Первые месяцы войны были очень тяжелыми. Гитлеровцы рвались к Москве, много солдат попало в плен, много погибло, но русских немцев, веками проживавших в республике «Немцы Поволжья», на фронт не брали. Представители власти решили уготовить им другую участь.

28 августа 1941 года председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин подписал указ «О переселении немцев, проживающих в волжских районах». Как нам рассказали Швабенланд Елизавета Августовна и Александр Августович «Наше выселение началось 2 июля 1941 года».

Почему их выселение началось до принятия указа? Может быть, потому, что советская власть была напугана, тем фактом, что русские немцы перейдут на сторону фашистов. «Но как мы могли предать? Мы русские, хоть и немцы. Наши предки проживали в России со времен Екатерины II» - говорит Елизавета Августовна.

«Мы жили в деревне Штрауб, там было три колхоза, большое хозяйство, имели свои хорошие дома, много домашней живности, – рассказывают Елизавета Августовна и Александр Августович. Родители работали, а мы учились в школе, но война погнала нас в неведомые дали.

«Нам дали два часа на сборы. Из одежды не взяли ничего. Схватили топор, молитвенник, еду для себя и для младших братьев и сестер. Отец успел перед отъездом сдать корову и накормить кур». Как можно было выселять народ, дав ему всего два часа на сборы. Ведь путь, который им предстоял, был очень далек.

«15 сентября мы приехали в Абакан, откуда нас направили в Черепановку. С нами туда прибыли еще 4 немецкие семьи: Швабенланд, Винтер, Виль, Шефер» - рассказывает Елизавета Августовна.

«Нашу семью после прибытия в Абакан определили в Николаевку» - говорит Александр Августович.

В наш район прибыло всего 1070 человек (женщин – 585, мужчин – 485).
Но как их могли переселить на новое место без теплой одежды, без жилья? У нас это в голове не укладывается. И если бы не местные, то, скорее всего, переселенцы погибли бы. Местное население помогло, дали какую-то одежду, какой-то домик, немного еды.

Но почему выселенцы так долго добирались до Сибири? А главное - как?

«Сначала нас посадили на баржу. Потом привезли на станцию железной дороги и посадили в телячьи вагоны. А ехали мы долго, так как поезд часто останавливался. Часто мы стояли днями, в каком - нибудь тупике, всегда хотелось, есть», – говорит Александр Августович.

Да, дорога оказалась трудная. У Елизаветы Августовны младшей сестре было всего два месяца. И невероятно как она смогла выжить в этой «адской» дороге.

Жизнь в Сибири оказалась очень тяжелой. А в декабре всех мужчин забрали в трудармию. Оттуда вернулись всего три человека в Черепановку, и два в Николаевку. «Это было трудное время. Мы были детьми. Мне было всего 12 лет, но я пыталась найти работу. Что бы прокормить себя, маму (сильно больна), младших братьев и сестру. Плохо было из-за незнания русского языка. Я пыталась обустроить как-то нашу избушку, где раньше хранились лекарства», - рассказала Елизавета Августовна. Поражает то, что это старая женщина до сих пор с благодарностью вспоминает тех местных жителей, которые помогали им выживать.

«В 13 лет меня взяли работать в колхоз. Я должна была доить коров, кормить кур, ухаживать за свиньями. Брат Август пошел в колхоз в 12 лет. Через полгода нам дали 10 кг меда. Это было великолепно. Но зимой нам не хватало одежды и еды. Братьям я шила рубашки из старого ковра. Ходила зимой, в лаптях, собирала замерзшие ягоды, выкапывала съестные корения». Александр Августович тоже устроился в колхоз конюхом.

Все это время немцы были под «комендатурой» никакого права на выезды, каждый день нужно приходить отмечаться у коменданта.

Мы поражаемся тем фактом, что они не подняли бунт, что они не восстали против советской власти, а безропотно работали, не кляня Советскую власть.
Русскому языку учились очень долго, в основном, на работе.

«В 1953 -1954 гг. из Черепановки нас перевезли в Каратуз. А в 1956году отменили «комендатуру». Мы перестали отмечаться. Но перед этим, произошел один инцидент. Я задержалась в колхозе, мы косили сено, а когда пришла, думала меня посадят, так как я должна была отметиться в 8 вечера, а пришла в 10. Но все обошлось».

Хотя отменили «комендатуру», но жизнь не стала проще. «Я хорошо это помню. Я косила коровам сено из-под снега. Мать умерла. Нам дали новую квартиру, но она не отапливалась. Мы сами сделали печку, из глины, ее и топили».

После того как были приняты указы «о праве реабилитации» немцы почувствовали спад политического давления. Но самое несправедливое со стороны Советской власти, это признание на реабилитацию только тех людей, которые взяли с собой документы, но большинство немцев с собой документы не брали, да и зачем, ведь их же все равно забрали.

Новые документы выдали после того как отменили комендатуру, но на прошение о реабилитации они не годились. «Раньше всех из нашей семьи был реабилитирован брат Август, так как он стал передовым трактористом в колхозе имени Димитрова. Так и не получив образование, в школе, он сумел окончить курсы трактористов и стать передовиком. Получил много медалей за труд, и даже орден Трудового Красного Знамени. Сейчас его нет в живых, рано умер, так как весь изработался, но Сибирь любил, хотя в памяти всегда была родная Волга. Мы даже с братом в 1967 году поехали в путешествие, по стране, чтобы хоть из окна поезда, проезжая по Саратовской области, посмотреть на родные места.

Мы очень благодарим за помощь по получению документов К. Р. Германа. Он помогал немцам писать прошения, восстанавливать свои права как гражданин СССР».

Сейчас, в настоящее время, есть возможность уехать на историческую родину. Мы задали этот вопрос Елизавете Августовне и Александру Августовичу.

«Мы никогда не стремились переехать в Германию, так как своей Родиной всегда считали русскую землю, свою деревню Штрауб, помним всегда, хотя знаем, что она стала дном Волжского водохранилища. Да и это верно, ты никогда не будешь стремиться на историческую родину, если ты ее ни- когда не видел, ты будешь стремиться туда, где ты родился, где рос, туда, где ты считаешь, что это твоя Родина. «Обида на советскую власть была, в душе, нельзя нас было просто так выселять, без прав, как животных. Мы люди! Мы русские, хотя и немцы. Наши предки жили в России, мы родились в СССР, почему они с нами так поступили? Хорошо местные жители помогали нам выжить», – так говорят Елизавета Августовна и Александр Августович.

Да, мы согласны с ними. Так поступать с людьми просто бесчеловечно. В то время, когда у верхушки советской власти стояли тираны, простой народ страдал. Видели бы они те эмоции, с которыми Елизавета Августовна и Александр Августович вспоминали о событиях тех дней. На это было очень тяжело смотреть, а еще тяжелее слушать, но можно представить, как им тяжело было это вспоминать.

Тяжело жить немцам приходилось после переселения.

Во-первых, никто не знал русского языка, общались в основном жестами, но через какое-то время начали произносить какие-то слова, учиться языку. Учились в основном на работе.

Во-вторых, сначала были какие-то разногласия в религии, в культуре. Все немцы исповедуют католичество, а русские- православие, из-за этого во время празднований происходили некоторые казусы.

«За все это страшное время я ни разу не оставила молитвенник, который мне дала мама, я читала его младшим братьям и сестре. Хотя я не сильно религиозна, но обряды стараюсь соблюдать, праздники праздную католические. Например, Рождество празднуем 25 декабря, Крещение- шестого января»

Но погребальные обряды разные: « Мы ничем не покрываем умершего человека, его не поминаем, а только после смерти, на похоронах, горячий обед и все. Руки у умершего расположены на животе, соединенные вместе. Крест значительно отличается от православного и ставится в голову. Нет родительского дня».

«В годы войны мы хотели, чтобы победили русские», - говорят Елизавета Августовна и Александр Августович.

Многие немцы уже, здесь, в Каратузском районе, женились и вышли замуж за русских.

У нас в голове не укладывается, как люди смогли выжить в таких условиях, в которых находились «русские немцы», и у них нет никакой злобы и ненависти к Советской власти. Как мог выжить двухмесячный ребенок? Когда мы слушали рассказы Елизаветы Августовны и Александра Августовича о том как их везли, как они выживали. Даже у нас появилось какая-то ненависть к власти. Мы чувствовали, что вспоминать и рассказывать все, что с ними происходило, им было трудно и больно, хоть они и говорят, об этом где-то даже шутя. Мы не понимаем Советскую власть, как они могли так обращаться с ними, ведь они такие же люди, как и русские. Мы могли бы, может быть понять их, если бы выселенцы не работали или бунтовали, но ведь они работали не хуже русских, а может, и лучше. Сколько им пришлось натерпеться. Да и некоторые люди тоже не понимали, как плохо было немцам, и относились к ним с недоверием и высокомерием. А эти люди, не зная языка, не зная ничего о том крае, куда их привезли, стали работать и помогать русскому фонту, а не немецкому, и хотели, чтобы победил СССР. Поражает что, дети выселенцев, как Елизавета Августовны, сохранили до сих пор свои народные традиции, веру и стараются это передать своим потомкам. Мы думаем, что нужно отдать долги русским «немцам», навсегда покончить с геноцидом.В настоящее время очень мало осталось в живых русских немцев. Поэтому очень важно то, чтобы молодое поколение занималось этой проблемой, рассматривало и выражало свое мнение на те факты истории, которые характерны для нашей местности, для нашего района. Это наша история.

Используемые источники:

1. Статья Марины Константиновой «Немцы – переселенцы в 1940 -1950-х годах прошлого века». Газета «Знамя труда» 2002 год.
2. Статья Татьяны Константиновой «Поминальная земляника» Газета «Знамя труда»2006 год.
3. Статья Татьяны Константиновой «Сундук с малой родины» газета «Знамя труда» 2006 год.

Материал основывается на интервью Елизаветы Августовны и Александра Августовича Швабенланд.

Вклад в работу сделанный участниками:

1. Прокопьевой Анастасии Александровны: обработка интервью, подбор информации по пунктам биографии, печать данного материала, составление логического образа реферата.
2. Голощапова Елена Геннадьевна: обработка статей, подбор информации по пунктам биографии, предоставление фотографий по данной теме.
3. Трубинова Татьяна Михайловна: консультация, помощь в проведении интервью.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»