Сибгатулина Камиля Юнусовна
Красноярский край, Казачинский район,
с. Отношка
11 класс
Отношинская средняя общеобразовательная школа
Руководитель:Шагиахметова Саида Юнусовна – учитель начальных классов.
«Научи меня, дед, - как по-божески жить,
Как мне сад посадить, как мне деток растить,
Как из дому родимого в ночь уходить…
Научи меня, дед, - как молчать и терпеть,
Только кровью блевать да зубами скрипеть,
Только стоном стонать, только хрипом хрипеть…
Научи меня, дед, - как от всех не отстать,
Как те сосны валить, как те шпалы пластать,
Как, спиною к метели, могилу копать…»
В.Артемов
(героико-патриотический литературно-художественный альманах Подвиг №38
Москва «Молодая гвардия»1991 г.)
Амиров Фазулла Хисматулович родился 12 августа 1884 (в свидетельстве, которую он взял 13 ноября 1930 дана иная дата – 23 август 1884 и фамилия Хисматуллин) в деревне Качемар Казанской губернии Мамадышского района (уезда).
Две разные даты может быть потому, что сразу не брали свидетельство о рождении ребенка по разным причинам: неграмотность, далекое расположение сел. А в нашем случае причина другая – уйти от преследования. Мы пришли к такому выводу, узнав историю этой семьи. В семье Амирова Хисматулы было четверо сыновей: Хидиатулла, Хабибулла, Ахматшакир и Фазулла.
Семья была крепкой и очень богатой. Имели свой магазин со стеклянными окнами, двухэтажную кирпичную мечеть и медресе.
Окончив Татарскую духовную семинарию, Амиров Фазулла Хисматулович 1902 году совершил великий хадж в Мекку. Оттуда привез четки и Коран. Их бережно хранят в семье Хисматуллиных.
А в 1903 году его отправляют в село Мишабаш Сабинского района имамом (муллой), и в том же году он женился на Латыповой Бибиасме Махаматназиповне. У Латыпова Махаматназиповича (отца жены) много было детей. Рассказывают, что четыре раза женился, но жены умирали. Бибиасма была старшей дочерью (1886 года рождения), до трех лет не ходила, была очень слабеньким ребенком.
В то время невесту выбирали родители жениха.
Жених должен был заплатить «калым» (выкупить невесту). А невеста в свою очередь должна была приготовить приданое.
До сих пор хранятся в семье у Хисматуллиных вещи (приданое) бабушки Бибиасмы. Ими пользовались только на праздниках, они передавались как самое дорогое. Это: самовар 1898 года, изготовленный 10 апреля товариществом паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в городе Туле (бронзовая, никелированная), медный кувшин 1890 года, швейная машинка (год издания не узнали, но очень старая) рушники, полотенца, наволочки, накидки и т.д.
По праздникам украшали дом этими вышитыми рушниками, полотенцами. Взгляните сами, даже сейчас, через 100 лет они как новые.
Внучка Фавзия Равгатовна вспоминает, что у бабушки самыми дорогими из одежды вещами были: розовый платок из шифона (жифэк), пуховая шаль, платье из парчи. К сожалению, они износились и Бибиасма Махаматназиповна, эти старые вещи использовала при изготовлении «молитвенника» (коврик для молитв). Это показывает бережливость, экономность, но в тоже время то, что «лишних» вещей не было, всё пускали в дело, «отслужившие» вещи, могли снова обрести жизнь.
Возникает вопрос: «Как получали ткань»?
Выращивали коноплю. Она занимала больше площади, чем картошка даже. Конопля была двух видов: с семенами и бессемянная. Бессемянную коноплю собирали первой, чтобы она не мешала расти остальным. Ее потом замачивали на речке, затем на берегу выстраивали из них снопы, видимо, чтобы отбелить и удалить запах. Потом под навесом чесали. На специальном стане «ломали», после этого в ступе толкли. Ну, а затем пряли пряжу. Ткали на ткацком станке.
На фотографии внизу видим «катушку», на которую наматывали готовую нитку. Здесь же мы видим отдельные части от ткацкого станка.
Все это делали на посиделках. Вначале у одного, потом у другого. Хозяйка угощала кашей из пшеничной муки с конопляным маслом – это было самое вкусное угощение. А муку получали тоже очень интересным образом. На фотографии мы видим «яргыч» (мукомолку), с помощью которого можно было получить муку. Мукомолок в деревне было только три.
Из конопляных семян делали масло, добавляли это масло к вареной брюкве, картошке – это уже считалось роскошью. Варили из семян вареники, если была мука. А мука была только у богатых.
Всю работу и шитье тоже выполняли дружно вместе. Кто-то готовил щелок (раствор, полученный из березовой золы), чтобы отбеливать ткани, кто-то шил….
Мужчины-татары носили длинные широкие рубахи и длинную распашную (без застежек) верхнюю одежду. Непременно перепоясывались поясами – кушаками (билбау). Пояс (билбау) – обязательное дополнение национальной одежды татарина с древнейших времен. Чаще всего пояса были простые матерчатые. Богатые же – и мужчины, и женщины – любили из серебряных пластинок. Пояса «кэмер» имели массивные и богато украшенные пряжки.
Мужчины любили носить в нагрудных карманах часы.
Эти часы Хисматуллина Фазуллы.
Татарки украшали себя массивными нагрудными, накосными и наручными украшениями. Вот на фотографии видно накосное украшение Бибиасмы Махаматназиповны.
Наручные украшения – это браслеты, кольца (золотые браслеты Бибиасмы)
Носили камзолы, казакины (кэзэки), бишметы (бишмэт).
Камзол носили дома, на улицу в нем выходили редко.
Казакин носили весной и осенью. Молодым татарам больше нравились укороченные казакины, а старым - подлинее.
Бишмет шили длинными – ниже колена, его утепляли ватой или овечьей шерстью.
Вместо одеяла иногда укрывались чабулы туном (тулуп из овчины мехом внутрь).
Татары почтенного возраста носили халаты (чапаны) – просторные и длинные. Его одевали для посещения мечетей (имелось только у богатых).
Мужчины носили на голове небольшие полукруглой формы шапочки на макушке, сшитые из разных тканей и украшенные орнаментами (тюбетейки). И сейчас их носят.
В холодную погоду носят цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из меха овец - черного каракуля или серой мерлушки (кара бурек).
Татарки носили рубахи разного покроя. У богатых женщин они были сшиты из легкого шелка, тонкой парчи, тонкой шерсти, а у тех, кто победнее, - из ситца. Украшали рубахи разноцветными шелковыми и атласными лентами кружевами, вышивкой, оборками.
Даже сохранилось зеленое платье Ахметовой Шамсизохи (ей уже больше 100 лет)
Такого вида платья носили до конца 50-х годов.
Поверх рубах татарки надевали передники (алъяпкыч). Они, конечно, нужны для предохранения остальной одежды во время работы. Но часто они просто украшали повседневную и даже праздничную одежду, потому что на них вышивали орнаменты из цветов и других растений.
Популярны были и вышитые нарукавники (жинсэ). Их одевали во время сенокоса, жатвы. Вместе с передником нарукавники превращали татарку в расписную красавицу!
Татарки заплетали волосы в две косы и отпускали их на спину. Чтобы собрать и закрыть волосы, они носили «волосники» в форме калфака, чепца, капюшона, прямоугольного куска ткани, платка.
Замужние женщины носили головные уборы, закрывавшие шею, плечи, спину.
Хочется рассказать немного и про обувь.
Кожаную обувь носили состоятельные татары – высокие (до колен) сапоги из мягкой кожи на мягкой подошве (читек). Женщины любили носить ичиги, украшенные кожаной мозаикой.
Кожу достать было трудно. Шкуры сдавали, но порой удавалось скрыть и потом ночами ее обрабатывали. В деревянный, большой чан наливали воды, клали туда ивовую кору, овсяные отруби и ждали, пока она заквасится, потом бросали туда шкуру. Она должна была там лежать до тех пор, пока шерсть не полезет и не покрасится. Затем ее вытаскивали и соскребали остатки шерсти. После этого, растягивали на специальных растяжках. Если шкура обработана была очень хорошо, иногда ее увозили и продавали, чтоб купить самые необходимые в хозяйстве вещи.
Особой популярностью пользовались бродни. Вместо стельки подкладывали траву, она обеспечивала сухость и комфорт ногам.
Рабочей обувью являлись лапти (чабата), легкие и удобные при полевых работах.
Зимой носили татары валенки. Особенно были популярны белые валенки. Хисматуллин Равгат был мастером по изготовлению валенок. Его сын Шарифулла рассказывает, что было время, когда каждый грамм шерсти заставляли сдавать. И они ночами украдкой, не дай бог кто заметит, валяли валенки. До сих пор хранятся у них колодки (колып).
Ведь семья-то большая одевать–то нечего. Иногда по очереди на улицу бегали.
А колодками и до сих пор пользуются. Магазинные валенки насаживают на колодки и катают. Они становятся более удобными и красивыми.
Деревянные сандалии делали.
А когда первые колоши появились, радости было!!! Яичным белком намазывали, чтобы блестело и дольше чтоб, сохранилось.
Дочь Хисматулина Равгата Салима, рассказала, как впервые ей сшил отец тапочки из дерматина. А дермантин взял от спинки сиденья старой машины. Вы бы видели, как все девочки-подружки ей завидовали на празднике Сабан-туй. Говорит, они были легкие и удобные.
Что же дальше было?
Фазулла не раз видел девушку, дочь Махаматназиповича, которая приходила к девушкам из их деревни. И вот родители Фазуллы отправились сватать своего сына. Родители невестки согласились. У татар до «никаха» (до объявления мужем и женой) жених не должен видеть лица невесты. И какое же было удивление Фазуллы, когда он увидел не ту девушку, которую представлял. Оказалось, что видел он среднюю дочь, а сосватали ему старшую.
Бибиасма была невысокого роста, косолапая.
Хисматулин Фазулла так и сказал: «Если бы я тебя раньше видел, я бы не женился».
Эти слова не раз вспоминала Хисматулина Бибиасма, рассказывая истории из своей жизни внукам.
Но она оказалась верной, очень умелой, умной, грамотной, хозяйственной женой. Очень красиво вышивала, аккуратно и быстро ткала – и за какое бы дело не бралась, все у нее получалось. Но вот детей у них не было, при родах умирали (четверо мальчиков и четверо девочек). Видимо, сказалось то, что Бибиасма в детстве долго не ходила.
Врачи в 1920 году предложили сделать кесарево сечение, она была беременна в девятый раз уже. Эта операция проводилась в Казани впервые.
Фазулла боялся не согласиться и отказать. Боялся, что не отдадут потом, если ребенок останется жив. Боялся не согласиться, мог потерять жену при родах. К сожалению, мы не смогли связаться с архивом из Казани, просто времени было мало. Но мы надеемся, сведения об этом мы найдем, т.к нам самим стало интересно и решили собрать все, что связано с этой семьей.
И 5 апреля1920 году в городе Казани в роддоме, который расположен был на улице имени Г. Тукая родился первый ребенок при помощи кесарево сечения. Его назвали Равгатом.
Вскоре Фазулла Хисматулович в 1926 году был арестован как враг народа (из-за того видимо, что он заканчивал Татарскую духовную семинарию). До этого времени, мы думаем, у него была фамилия Амиров, затем, после тюрьмы он поменял на фамилию Хисматуллин
Итак, его посадили в тюрьму. Тюрьма была расположена в самом городе, в Казани. Называли «белой тюрьмой» (по воспоминаниям внучек). Видимо в это время сфотографировались жена, сын с родственниками. Сын Равгат стоит в первом ряду, за ним мать Бибиасма Махаматназиповна. Фотография 1929 года.
Однажды по дороге на работу Фазулла увидел сына Равгата. Сын сообщил, что больна сильно мать (жена Фазуллы). Начальник конвоя был добрым человеком и разрешил ему пойти повидаться, но с условием, что сын Равгат останется здесь до его возвращения. Он боялся, что арестант может сбежать, но он точно знал, что Фазулла никогда не бросит своего единственного сына. Фазулла Хисматулович согласился. Повидался с женой, вернулся в тюрьму и, прощаясь с сыном, незаметно сунул ему за пазуху тетрадь со своими стихами, которые он написал в тюрьме. Равгата не обыскали, и стихи оказались в семье. Эти стихи написаны в виде баетов. Баеты написаны были на арабском языке. Позднее их перевела соседка Бадрисафа на татарский язык. А ученицы 11 класса попробовали два четверостишия перевести на русский язык. Вот о чем в них говорится:
«Эти строки я написал,
Так как сердце мое горит.
Тот человек несчастным стал,
Кто из-за клеветы сидит.
У каменной стены сижу,
С утра во дворе тюрьмы.
В будущем я четко вижу,
Все страдания моей судьбы…..
Выйдя из тюрьмы, 1930 году он делает свидетельство, в котором у него фамилия Хисматуллин и что родился 23 августа 1884 году. Чтобы прекратили преследование. Но его арестовали снова и сослали в Сибирь.
В 30-40 года 20 века дорога от Красноярска до города Енисейска была плохой. И многих ссыльных, арестованных отправляли на строительство дороги. Туда же попал и Хисматуллин Фазулла. Фазулла Хисматулович участвовал в укладке накатника между населенными пунктами Пятково и Мокрушенское. В то время в соседней деревне Захаровка жили татары, приехавшие из Казани, и они, узнав, что среди арестантов есть татарин, решили выяснить, откуда он. Оказалось, что он родственник. Договорившись с конвоиром, Фазуллу родственники поздней ночью забрали к себе, накормили, помыли в бане, продезинфицировали одежду. Рассказывают что вшей, клопов в бараках было в таком количестве, что даже солома, на которой они спали, вся шевелилась как живая. С помощью родственников Фазуллу Хисматуловича удалось оставить в селе Отношка.
Что за деревня Отношка?
«Тяжела и безрадостна была жизнь крестьян в царской России. Огромные площади плодородных земель принадлежали государству, помещикам, царю.
В стране была плохая и осложненная обстановка. Чтобы немного разрядить волнения в крестьянских массах, царское правительство стало проводить переселения крестьян в Восточные районы России и в Сибирь, где плотность населения была, не так высока и большие массивы земель лежали не использованными.
В 1911 году из Казанской губернии направилась группа переселенцев. Путь их лежал в Сибирь, к городу Красноярску. Руководитель этой группы был Файзуллин Насибулла, который уже побывал, облюбовал те места, где через некоторое время появилась Отношка, и договорился с местными властями ближайших деревень о переселении людей из Казанской губернии.
40 семей – переселенцев остановилась летом в 1911 году в деревне Отношка.
Деревня Закемь, была образована раньше Отношки, и все земли от деревни до первого ложка были заняты. В деревне Закемь жили чалдоны никто не знает почему так их звали. Может из-за того, что они приехали с реки Дон.
Многим переселенцам земель не хватило и пришлось им снова, как и на родине, становится батраками. Батрачили в деревне Закемь во время уборки урожая, по договоренности, составленной заранее. За одну десятину (1,2 га) сжатую серпом получали 20 пудов зерна (320 кг).
Таким образом, большинство жителей Отношки готовили зерно на целый год, так как не имели собственных земель.
Странное название села
Новый Туркеш такое было прежде название Отношки, так как руководитель группы Файзуллин Насибула прибыл из Казанской губернии, где проживал в деревни Новый Туркеш. Он и решил дать первое название деревни – Новый Туркеш. И прежний адрес Отношки: Енисейская губерния, Бобровская волость, деревня Новый Туркеш.
Позже жители деревни Закемь стали называть деревню Отношкой, потому видимо, что перед самым въездом в деревню имеется ложок, от которого дорога поворачивает направо, то есть на север, напоминающая своим очертанием ногу. У русских эта дорога называлась «ножкой». Деревня, расположенная недалеко от «ножки», получила название «Отножка». Но из-за безграмотности населения деревни, они писали Отношка, как слышали. Это название сохранилось и до сих пор.
Жизнь налаживалась мало-помалу.
Приехав, переселенцы стали строить землянки, дома, времянки в глубине огороженного участка, надеясь, что со временем будут построены добротные дома и определится улица.
Лес рубили вокруг будущего фундамента и клали срубы.
Такие дома строили первые переселенцы, и долгие годы жили в нем».
(Юсупов Н.Х. История села Отношка //Альбом по истории села).
Потихоньку обзаводились хозяйством, покупали лошадей, коров у чалдонов в деревне Закемь.
Рассказывают, что коров доили, запуская прямо домой. Просто помещения другого не
было видимо. Куры, овцы, телята находились под лавками в доме.
Очищали сенокосные угодья в тайге, в местах «Бахор» и «Яннык». Распахивали новые
земли.
Так Фазулла Хисматулович попадает в село Отношка.
Место для жительства не было, жил вначале в бане, которая топилась по белому. Эта считалась самой хорошей баней. В деревне в то время все бани топились по-черному. Из камней складывался очаг, в нем разжигался огонь. Весь дым выходил через отдушину и чуть приоткрытую дверь.
1932 году за ним вслед приезжают жена с двенадцатилетним сыном.
Несколько лет они жили в этой бане. Днем в ней мылись, а ночью спали.
Помаленьку стали обживаться. У чалдонов купили маслобойку. Она и сейчас у них
хранится.
Дом смогли купить только через некоторое время.
Вскоре семья их пополнилась.
Сосед Нигматулин Махаматжан во время перевозки урожая в село Галанино по дороге скончался. В доме его возвращения ждали жена Галима, двойняшки Хасан и Хусаин. Жена часто болела и не перенесла смерть мужа, умерла вскоре. Хасан и Хусаин остались одни. Очень трудно было справляться семилетним ребятишкам с хозяйством. Нигматулин Хусаин вспоминает: «Воду нужно было с колодца таскать, а нам детям это было тяжело. Вскоре живность наша вся пропала, умерли от голода. Одни прожили мы год. Соседи обворовывали нас: кто полотенце унесет, кто кусок сукна унесет, кто веревку унесет. Хисматуллины захотели нас взять, но им сказали, что нужно делать все «по закону». Хорошо, что по решению сельского совета нас передали Хисматуллиным, иначе и мы бы пропали.
Спасибо Хисматуллиной Бибиасме, она заменила нам мать. Научила печь хлеб, готовить еду. Ночами она рукодельничала, а утром работала в поле. Все уходили на работу. Я оставался вместо домохозяйки. Я страдал анурезом, из-за этого Бибиасма аби (бабушка) меня будила ночью, чтобы сходил я в туалет, но утром все равно постель была мокрая. Она меня жалела, поэтому я оставался дома. В «свою» семью никто не хотел брать, потому что боялись (подумают, что из-за имущества берут). Я и сейчас со слезами благодарности вспоминаю их».
«А между тем Отношка увеличивалась. В 1930 годы проживало 65 семей. До 1929 года в деревне не было магазина, даже за мелочами приходилось ехать в деревню Кемское за 15 км. В 1929 году был открыт первый магазин в деревне.
В 1927 году переведен в Отношку сель/совет из Закема. Первым председателем бал избран Мухамедзянов Насых. После него был председателем Насибулин Минхаз, затем его сменил Низамутзинов Шагиахмет, затем Ислентьев Максим.
Должность первого секретаря исполняла Токарева Нина, которую сменил Сабитов Ахун. С 1941 по 1960 секретарем работала Хакимова Фатыма.
В 1934 под руководством Мухаметрахимова Ибрая активного строителя советской власти, в деревне был организован колхоз «Кызыл Юлдуз». В состав колхоза вошли жители деревень Отношки и Рассихина с земельными угодьями в 570 га.
Входили в состав колхоза переселенцы, сдавали коней и хозяйственный инвентарь.
Писали, что добровольно входили, но это было вовсе не так. Их заставляли вступать.
Первым председателем колхоза был избран Шакиров Кадыр, затем работал Исмагилов Ульдан. В колхозе жизнь сразу пошла в гору. С образованием колхоза, правление колхоза помещалось в этом здании
Первые три года колхозники занимались землепашеством. Животноводства еще не было. Пахали на лошадях, вручную сеяли. А осенью уборка была механизирована: были две конные жатки и одна конная молотка, но и немалая площадь зерновых убиралась вручную – серпами: 10 – 12 центнеров зерна с 1 га получал колхоз».
(Альбом по истории. Юсупов Н.Х.)
Хисматулин Фазулла работал пастухом, затем пасечником.
В деревне грамотных людей было мало. Они работали в местном сельском совете. Им старались угождать.
А так как Фазулла Хисматулович был грамотным, владел русским языком то, к нему приходили за советом. Никому не отказывал, всем помогал, кто приходил за помощью, взамен ничего не требуя. Это не понравилось сельсовету. Они сделали запрос в вышестоящие органы: «Кто такой?
Через некоторое время пришел ответ-вопрос, о том, что проживают ли в селе
Газимзянов Фазулжан, Хисматуллин Фазулла и еще Галляммула, к сожалению, фамилию никто не помнит.
Про Газимзянова Фазулжана сказали, что такой не проживает.
И 30 мая 1938 года были арестованы органами НКВД Хисматуллин Фазулла и Галлямула.
Хисматуллин Фазулла Хисматулович был необоснованно обвинен в том, что, якобы, будучи враждебно настроенным, к советской власти, среди населения проводил контрреволюционную агитацию, используя при этом религиозные предрассудки отсталой части населения.
Несколько дней после ареста, 2 июня 1938 года, Хисматуллин Фазулла Хисматулович написал письмо домой. Письмо было написано на арабском языке.
В нем он советует своей семье уже ближе к осени постараться уехать обратно в Казань. Просит на общем собрании села узнать мнение народа о его аресте. 5 июня 1938 года на общем собрании написали характеристику, в которой указали, что он работал очень хорошо, добросовестно, безотказно.
Но, к сожалению, это решение собрания не принесло никакой пользы.
Решением тройки УНКВД Красноярского края от 15 июня 1938 года Хисматуллину Фазулле была назначена исключительная мера наказания – расстрел, который приведен в исполнение 3 сентября 1938 года в городе Енисейск. О месте захоронения Хисматуллина Ф.Х. сведений не имеется.
Сын Хисматуллин Равгат неоднократно обращался в Казачинский ЗАГС с просьбой дать хоть какую-нибудь информацию об отце, но никакого ответа не получил. Лишь в 1959 году Хисматуллину Равгату в Казачинском ЗАГСе выдали свидетельство о смерти отца, указав причину смерти «Паралич сердца» и дату смерти- 4 августа 1942 год.
Внучка Хисматулина Фаузия Равгатовна хотела узнать место захоронения дедушки Хисматуллина Фазуллы и поэтому написала в Управление по Красноярскому краю. Ей пришел такой ответ:
Через 30 лет семья Хисматуллиных узнала из новостей по радио и из газет «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50-х годов» и вновь попытались что-то узнать о своем дедушке. Они получили справку из прокуратуры Красноярского края от 27 июня 1989 года о его реабилитации.
В 1990 году Хисматуллина Фазуллы, Хисматуллина Фавзия, обратилась в Казачинский ЗАГС и получила повторное свидетельство о смерти своего деда. Причиной смерти было указано – расстрел и дата смерти 3 сентября 1938 года.
Судьба отца повлияла и на судьбу сына Хисматуллина Равгата.
1940 году открылись курсы в селе Казачинское (на счетоводов). Из деревни направили учиться шесть юношей, в том числе и Хисматуллина Равгата, сына Фазуллы Хисматуловича. На первой фотографии Хисматулин Равгат и его мать Бибиасма.
На второй фотографии слева Хисматуллин Равгат и справа Гибадулин Фазлыахмет. Мы уже говорили, что Хисматуллина Бибиасма была хорошей швеёй. Поэтому у сына Равгата было две рубашки (рабочая и праздничная). У друга Фазлыахмета не было рубашки, тогда Равгат дал новую рубашку другу, а сам сфотографировался в старом. На фотографии можно увидеть, как Равгат аккуратно стянул проволокой воротник рубашки, чтобы не заметили изношенность. В детстве сильно болел ветрянкой, поэтому всё лицо в шрамах.
Когда началась война, его оставили в городе Красноярск, потому что он был сыном врага народа, на фронт не пустили. Определили в трудармию в городе Красноярск. Отправили на кирпичный завод №2. Он рассказывал, что рядом с заводом находился хлебозавод. Работа на кирпичном заводе была тяжелая, не все выдерживали. Работники хлебозавода жалели их и кидали им через забор хлеб. В казарме есть «не положено» было. Приходилось прятать в туалете, делить и есть в цеху.
Сохранилась ложка, которую Равгат Хисматулович всегда носил с собой в трудармии.
Рассказывал, что выдавали полукатанки для работы в цеху. Они выдерживали только две смены (сгорали). Была очень высокая температура, видимо из-за этого, многие рабочие кирпичного завода не прожили до 60 лет.
На заводе Хисматулин Равгат познакомился с Мезит Эдгардом (отчество не узнали). Его отец поляк тоже был репрессирован и расстрелян. У Равгата много было друзей, но про Эдгарда чаще вспоминал. Долгое время поддерживали переписку. Сохранились фотографии, где Эдгард с женой, дочкой в Сухуми 1962 году.
Работа была тяжелая, но Равгат Фазуллаевич знал, что его дома ждет больная мать, что она живет только ради него. 1942 году, приехав в отпуск, он женился на Ахметовой Фатыме Исмагиловне. В то время она выглядела вот как.
Красавица, передовица (сфотографировалась в селе Казачинское, когда возили на собрание).
Родителями Хисматулиной Фатымы были Ахметов Исмагил Ахметович и Шамсизоха Шахабэттиновна, к сожалению, фамилию не узнали (семья Фатимы не была богатой, и они сами решились на смену места жительства, ведь в Татарии в то время (1911 г) была засуха и в последствии их ждала верная смерть – голод).
Шамсизоху (мать Фатымы) рано выдали замуж за Шахабэттина, одиннадцатилетней девочкой. Она часто говорила: «У меня даже грудей не было, когда родился первый ребенок». Шахабэттин рано умер, жена его вышла снова замуж. Отчим невзлюбил падчерицу. В то время женщинам земельной доли («имана») не было. Поэтому, видимо, выдали рано замуж, чтобы не «объедала».
До рождения Фатымы у Шамсизохи и Исмагила Ахметовых пятеро детей умерло поэтому, шестого ребенка они «выкупили». Бабка повитуха после родов забрала младенца и заставила выкупить ее. Затем отдала ребенка через окно. Семья Ахметовых была большая – шестеро ребятишек.
Ахметов Исмагиль работал конюхом. Как-то раз соседи уехали в гости к родственникам и попросили Ахметовых присмотреть за их домом, дочери были у них взрослые и к ним часто приходили «женишки». Исмагиль бабай заметив, что парни задержались, стал их выгонять. Те, стали дразнить деда. Дед за одним погнался. Парни, спрятавшись, сзади ударили его палкой по голове. Хорошо, что подоспела бабушка Шамсизоха, иначе бы деда забили до смерти. Пострадавшего увезли в больницу в село Казачинское, бабушка поехала с ним. Но его оттуда отправили в город Красноярск, Ахметова Шамсизоха вернулась в деревню. Долго, мучительно шло время. От Исмагила Ахметовича не было вестей. Через полгода он вернулся, но немым уже. Теперь, узнав сведения о семье невесты, продолжим свой рассказ.
Почему же он, приехав только на несколько дней, женился?
Женился так быстро по причине – нуждалась в помощи мать.
Когда пришли сваты, мать Ахметовой Фатымы сказала: «Так, говорят, Бибиасма очень строга?! Не знаю, что даже сказать». Тут выскочил немой отец Ахметовой Фатымы и начал «мычать», показывая рукой: «Зато жених отличный, во!!!»
Фатыма Исмагиловна рассказывала: «Женились, а через три дня муж мой уехал опять, а я осталась со свекровью. Приехал тогда, когда первенцу было уже четыре месяца. Он же хорошо работал, вот и сжалилась директор кирпичного завода. Директором была женщина, не знаю, как ее зовут, но муж рассказывал, что была «человечной»». Сохранилась фотография 1943 года, где впереди сидят слева направо Шамсизоха Шахабэттиновна, Бибиасма Махаматназиповна, сзади Фатыма Исмагиловна и Равгат Фазуллаевич.
«Весной 1945 году после Победы Хисматулин Равгат, мой отец, приехал в отпуск на один месяц. В 1946 году 26 апреля сгорели соседи, бабушка была сильно напугана и 28 апреля умерла – порок сердца. Отец приехал только на сорок дней, это потому, что связь плохая была. Мама родила в конце мая моего брата Хуснулу. Представьте, каково было ей», - рассказывает дочь Хисматулина Фаузия.
«Мою маму за месяц до родов переводили на легкий труд, а так она сопровождала обозы в село Галанино. А через две недели, после родов, отправляли на обработку зерна в зернохранилище. Можно было покормить младенца во время обеда. А обед – это не такой обед, как сейчас.
Картошка была не у всех, хорошую картошку сушили, а из гнилой картошки делали крахмал.
Масло, молоко, мясо, шерсть, яйца кур, шкуру домашнего скота, картошку - все эти продукты сдавали. Вот и представьте, что можно было, есть», - объясняет Хисматулина Фаузия Равгатовна.
Из района приезжали специально люди - «начальство», которые ходили по домам и делали опись скота. На основании этих документов приходилось платить налоги. Семья Хисматулиных была многодетной и приходилось, чтобы прокормить такую семью, прятать скотинку. В темной бане под полоком прятали овечку с ягненком или какую-либо другую живность. Так поступали многие семьи, иначе невозможно было прокормить семью.
Лошадей было мало (на фронт забрали) и приходилось запрягать коров, были случаи, когда у коровы замерзало вымя. Люди приловчились: они обматывали половиками коров. На коровах возили дрова, пахали землю, возили воду с речки, пока не было колодца, заготавливали сено.
Сеяли пшеницу, овес, ячмень, рожь, брюкву. Жали серпом, затем эти снопы вывозили в овин, где молотили вручную. Использовали палку на конце которой висела на кожаном ремешке деревянная колотушка («чабагаш»).
Вручную веяли. Для этого использовали деревянные легкие корытца («юлпыч»).
Сушили в овине. Они были двухэтажные, состояли из полок. Разжигали огонь прямо на земле. Печек, сушильных камер не было.
Железных вещей, предметов было мало, редкость. Все делали из подручного материала - дерева. Взгляните на фотографию.
На таких «зыбках» укачивали младенцев. Эта зыбка передается из поколения в поколение Хисматулиных. Она сделана без единого гвоздя. Но теперь, доставшись четвертому поколению, пришлось закрепить проволоками и подвесить пружину.
Что же дальше?
Когда Хисматулина Фатыма родила пятого, ее отправили на прополку пшеницы. Она не смогла вовремя покормить дочь Сонию, возвратившись вечером, покормила, забыв сцедить молоко. Всю ночь, проплакав, девочка умерла, ей было только три месяца. Очень трудно приходилось в то время сельским жителям. Днем нужно было работать для советской власти на полях, а ночью себе. Даже косить приходилось иногда ночью.
Вот на таких прялках пряли пряжу. Эта прялка действует и сейчас. Хисматулина Фатыма Исмагиловна много часов провела за ней.
В то время детских садиков, яслей не было, маленьких детей оставляли чуть старшим братьям и сестрам. Кроме этого старшие братья и сестры должны были выполнять домашние дела.
Кто-то мыл полы (а полы мыли болотной травой, натирая песком до блеска и желтизны). За сбор этой травы на зиму тоже отвечали ребята. Кто-то заготавливал лучину (освещение). Для лучины использовали корень сосны, ствол ивы.
Никто не оставался без дела. У всех были свои обязанности.
Родители уходили на работу, а ребятишек не с кем было оставить, и как-то раз, Фатыма Исмагиловна отказалась сопровождать обоз. За это, по приказу председателя, колхозным судом осудили на работу в лесу. Нужно было заготовить, 20 сарженей дров. Вместе с ней на этой работе работали две сестры, им было по 14 лет всего. Осудили их за то, что они взяли клок сена для своей коровы с мимо проходящих саней. Они должны были подготовить кубики для машины, которая ездила в город. Вместо бензина использовали дрова-кубики. И вот беременная шестым Хисматулина Фатыма отправилась в лес. Хорошо, что приехал в то время «уполномоченный», разобрался и заменил другой работой, более легкой.
В 1956 году обварился кипятком сын Ильдус (седьмой ребенок). Этот случай так врезался детально в память всем, потому что никто не предполагал, что ребенок останется жив.
Двухлетний малыш упал с лавки в ведро с кипятком. Отец не растерялся. Быстро набрал в корыто холодной воды, разбавил марганцовкой и опустил туда ребенка. Вместе со штанами снялась кожа. Ребенок потерял сознание, перестал плакать. Затем намазали обожженные места рыбьим жиром. Над кроватью, где лежал больной, сделали такой ободок, чтобы не проникал свет, и не прилегала шаль к телу мальчика. «Почему шаль»? – спросите вы. Да потому, что другого материала огромных размеров не было.
А в пять лет опять тот же Ильдус упал в подполье и укусил сильно язык, что болтался лишь на нескольких кровеносных сосудах. Поили его из чайника одним кипяченым молоком. Так два раза спасся от смерти сын их Ильдус, но смерть поджидала его в армии.
Он служил в строительной части города Красноярска. Один раз, когда патрулировали в городе, заметили драку между гражданскими парнями и солдатом. Подошли, разняли, они были пьяны, стали выяснять личность солдата. Он оказался из ракетной части. Хотели задержать – оказал сопротивление, вырвался и побежал. У него оказался нож. Рядового ранил в живот, Хисматулина Ильдуса ранил в левое бедро.
От потери крови он скончался на месте же.
Родителям остались лишь телеграмма, два письма сына, которые он успел написать родителям до смерти и свидетельство о смерти.
Сколько пришлось вынести тягот и невзгод Равгату и Фатыме, чтобы вырастить 11 детей.
Хисматуллин Равгат Фазуллаевич умер от рака желудка 1978 году 2 ноября, Хисматулина Фатыма Исмагиловна умерла 2005 году 5 декабря.
Сохранилась единственная фотография, где изображены с детьми родители (здесь не все дети).
Хисматулина Фатыма награждена медалями и орденами за заслуги перед Отечеством.
Вот и всё, что удалось нам собрать по рассказам внучек Хисматулиных. Но точку на этой теме мы не собираемся ставить. Про национальную кухню, что стали есть, изменив место жительство, мы не стали писать (это совсем другая история и очень большая). Хотим собрать информацию в архивах г. Казани, г. Красноярска. К сожалению, мы впервые участвуем в таком большом, серьезном и трудном конкурсе, но мы надеемся, что чем-то помогли. Хотели показать жизнь семьи, быт, отношения и т.д. Нам приходилось часами сидеть и внимательно слушать, одновременно кропотливо все записывать. А сколько пришлось ездить из-за фотографий, вся деревня помогала. Теперь интерес появился у всех к старинным вещам, даже в школе решили открыть исторический музей. Пишем «МЫ» потому что и участник и руководитель работали вместе. Кто-то слушал, а кто-то записывал. Потом менялись, ведь со стороны виднее. Рассказывали нам Хисматулина Фаузия Равгатовна и Сибгатулина Салима Равгатовна. Нам вдвойне было интересно самим, т. к. Хисматуллин Равгат Фазуллаевич наш дед, сколько фактов узнали. А сколько, оказывается, есть старинных предметов у нашей семьи!!!!!!!!!
Мы мукомолку и ткацкие принадлежности (возле амбара которые) сфотографировали у соседей.
Использовали неопубликованные устные рассказы, фотографии, письма, документы из семейного архива, старые предметы и вещи семьи.
Жалеем только об одном – МАЛО было дано ВРЕМЕНИ!
Мы про конкурс узнали через районный центр детского творчества в октябре.
Извините, за вид документов, за текст, что так набран. У нас недавно появились компьютеры в школе. Нам очень трудно пришлось, но мы старались, т.к. в селе учителя информатики нет.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»