Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поляки в Сибири (люди земли Казачинской)


Никифорова Татьяна,
Удалова Анастасия
(МОУ−средняя общеобразовательная школа №11,
11 класс, п. Енисейск-15

Научный руководитель:
Шмидт Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы

Трудно быть поляком – стоит быть поляком.
Иоанн Павел ΙΙ

По данным переписи населения за 1989 год в Красноярском крае проживают около 3500 поляков, которые в результате различных исторических событий попали в Сибирь. Среди поляков было много ученых-исследователей сибирских земель, которые внесли определенный вклад в изучение нашего края, его географии, геологии, истории, этнографии и культуры.

Архивные документы, воспоминания, эпистолярное наследие многих поляков-сибиряков открывают нам все новые страницы этой интересной истории. Многие полусказочные карты Сибири, составленные 300-400 лет назад, доходили в Западную Европу через поляков. На них была обозначена и Приенисейская Сибирь.

Первым польским миссионером в Сибири был Бенедикт Поляк, который в 1245 году совершил с дипломатической целью поездки в Монголию и в Каракорум – резиденцию монгольского хана Гуюка, которая находилась в глубине Азии близ озера Байкал. Его спутником был итальянец Джованни де Плано дель Карпино. В 1246 году они вручили великому хану Гуюку послание от папы Иннокентия ΙV.

Одной из основных целей их миссии было обращение в христианство персов и монголов. Есть предположение, что во время обратного пути они были замучены.

Многие полусказочные карты Сибири в последние 300–400 лет доходили в Западную Европу через поляков. Это были карты, составленные в 1517 году профессором Мацеем из Мекова, в 1526 году Б.Вановским и в 1675 Известным Спафарием, состоявшем на русской службе. На них обозначена и Приенисейская Сибирь.

Поляки появились на территории Зауралья в ХVΙΙ веке, их называли «литва», «черкасы», «поляки», «казаки литовского списка», что свидетельствовало о принадлежности этого нового сибирского населения по подданству к Речи Посполитой. Среди 800 человек отряда Ермака записаны поляки, немцы, «литовские люди».

По исследованиям красноярских ученых-историков выявлены интереснейшие факты: острог Красный Яр основал в 1628 году выходец из польского шляхетства боярин Андрей Дубенский, предки которого выехали из Польши в Россию «служить при державе великого князя Василия Васильевича в 1425 году».

11 декабря 1660 года из Москвы за Урал был сослан первый католический священник Енджей Кавечиньский. Он отбывал ссылку в Тобольске и Нарыме. По данным архивных документов, на территории Сибири в ХVΙΙ веке проживало несколько тысяч поляков.

Позднее, уже в ХVΙΙΙ веке, поляки попадают в Приенисейскую Сибирь как пленные офицеры, выступившие на стороне противника России в Северной Войне 1700-1725 гг.

В конце ХVΙΙΙ века большая часть Польши была присоединена к Российской империи, и в Сибирь стали попадать поляки самого разного происхождения – шляхта, ксёндзы, крестьяне, мещане. В 1749 году были сосланы участники восстания Тадеуша Костюшко, затем члены обществ «Филоматов» и «Филаретов», участники восстаний в 1830, 1863-1864 гг., переселенцы столыпинской реформы, заключенные и ссыльные советского времени с Западной Украины и Белоруссии.

В глубине сквера напротив автовокзала в селе Казачинское стоит красивое здание. Это Казачинский краеведческий музей. Сегодня это здание – гордость и основная достопримечательность района.

А началось все в далекие послевоенные годы. Тогда, в числе репрессированных, приехала из Прибалтики в Сибирь молодая и симпатичная полька с необычным для местного населения именем− Генриетта, Генри′ка.

После окончания балетной школы в городе Вильнюс Голимонт Генриетта работает в театре, а муж служит офицером в польском войске. Но в 1941 году, попав в плен к немцам, он погибает. Вскоре Вильнюс оккупируют немцы. Генриетта остается без работы, без куска хлеба. Чтобы не умереть с голода, она вынуждена была танцевать перед немцами.

После освобождения Вильнюса советскими войсками Голимонт Г.К. попадает в концертную бригаду, которая двигается по линии фронта с концертами.

Вместе с Клавдией Шульженко Генриетта Голимонт выступает перед бойцами советской Армии.

А после войны Голимонт Г.К. была сослана в Сибирь в деревню Пятково по статье 58 как враг народа.

В 1960году 13 мая Генриетта Голимонт выходит замуж за сосланного украинца Шарлай Василия Федосеевича.

В 1966 году семье Шарлай (с семилетним сыном Владимиром) разрешили переезд в село Казачинское.

Быстро освоившись на новом месте, взялась пани Генрика обучать казачинскую детвору искусству танца, ведь сама она была отменной танцовщицей. Для этого организовала она в районном Доме пионеров хореографическую студию.

Полюбила Генриетта Шарлай Сибирь, а особенно людей. В благодарность сибирякам за их гостеприимство, радушие, за доброе человеческое участие в ее нелегкой судьбе, решила пани Генрика узнать все возможное об истории Казачинского района, о вековых традициях его жителей. Казачинцы охотно помогали Генриетте Шарлай, понимая, что пишет она историю их малой родины.

Молва о казачинской собирательнице древностей шагнула далеко за пределы района. Со всего края везли сибиряки Генрике предметы быта, доставшиеся им в наследство от прадедов. Делились воспоминаниями о событиях прошлых лет. И все без исключения благодарили польскую пани за её доброе дело, за неоценимый вклад, внесенный в историю родного края.

Шли годы… Материалов по краеведению собралось такое количество, что пришло время подумать об их достойном размещении. В марте 1994 года был открыт Казачинский музей, директором которого, конечно, была Генриетта Константиновна Шарлай, отметившая в этом же году свое 72-летие.

А в 1999 году Генриетта Шарлай помогла группе польских священников отыскать утраченную могилу ксёндза Василевского, похороненного на кладбище села Казачинское.

В 1945 году в Казачинское был сослан из Минска настоятель кафедры, ученый-теолог, профессор Ян Василевский. В марте 1948 года он заболел и умер. Жители села похоронили его на своем кладбище.

У католиков священники дают обет безбрачия, и Василевский, не нарушая обещания, становится отцом троих мальчиков. Они, как оказалось, тоже стали священниками, и один из них – ксёндз Михаил – прибыл в 1989 году в село Казачинское, чтобы забрать и перезахоронить останки своего приемного отца и учителя в Минске. По воспоминаниям Генриетты Константиновны Шарлай, группа священников поляков приехала летом 1989 года. Они остановились в гостинице «Тайга». Молва о приезде иностранцев быстро облетела село.

После беседы Генриетта Константиновна Шарлай и приезжие отправились на сельское кладбище, но поиски могилы Яна Василевского были тщетны. Исходив кладбище вдоль и поперек, уставшие, они вернулись в поселок. В этот же день гости уехали домой.

А Генриетте Константиновне не давала покоя услышанная история о польском священнике. Она стала посещать старожилов села, искала тех, кто знал и помнил Яна Василевского. Нашла одну женщину, которая в то время работала в столовой. Василевский иногда приходил туда голодный, он просил разрешения доесть после посетителей оставшуюся пищу на тарелках. Сердобольная женщина накладывала и выносила ему остатки еды с кухни. Встретила Шарлай еще одну женщину, которая во время его болезни работала санитаркой в больнице. Голод сломил его окончательно, надежды на выздоровление не было. Он знал об этом, потому вскоре стал ее просить: «Когда умру, положите мне в руки молитвенник с иконкой, только обязательно свяжите руки».

Просьбу Яна Василевского исполнили. Кто его знал, все говорили, что был он очень умный, учил ребятишек читать и писать.

Говорили, что написал он книгу, только где она – никто не знал. На следующий год эти священники приехали опять, но не одни, а с сестрой Яна Василевского Вандой Ливчане, проживавшей в то время в Латвии.

По дороге к кладбищу приезжие обратились к Егоровой Марии, стоявшей у своих ворот, с вопросом, правильно ли они идут и есть ли короткая дорога к кладбищу, и тут они услышали любопытный для них рассказ.

– Моя старшая сестра Нина Маркив, которая сейчас проживает в селе Предивинское на правом берегу Енисея, часто рассказывала, что, посещая могилу бабушки, они с мамой всегда клали цветы на могилу какого-то ксендза.

Группа людей опять не смогла и на этот раз после долгих поисков найти могилу. Уезжая, ксёндз Михаил Бадовский попросил Генриетту Константиновну Шарлай найти Нину Маркив и договориться о встрече с ней.

Спустя несколько месяцев польская группа, Генриетта Константиновна Шарлай и Нина Маркив быстро нашли то место, где находились неподалеку друг от друга три могилки. Они были сильно заросшие травой, не было ни памятников, ни крестов. Но Нина не помнила, которая могилка была ксёндза – поляка. Народу было много, нашлись люди, которые вызвались помочь приезжим. Докопались в первой могилке до гроба, он тут же рассыпался.

Показался человек в одежде священника, но как только к нему притронулись, – остался один только скелет. Из связанных проволокой рук выпала книжка. Это оказался молитвенник на польском языке, обложка и первые листики превратились в труху, а середина книги, в которой лежала иконка и небольшая фотография, сохранились.

С трудом Нелла Ливчане – племянница – узнала на фотографии свою тетю Яну – сестру Василевского.

Все кости очень бережно собрали в урну, сделанную местным умельцем – мастером. В администрации получили разрешение на вывоз праха. Затем заказали деревянный крест, поставили на могилке ксендза, а Г.К.Шарлай оставили деньги, чтобы она заказала и поставила оградку.

Из Польши ксёндз Михаил Бодовский сообщил в письме Генриетте Константиновне, что урну торжественно захоронили под одним из костелов. Событие это, конечно же, вошло в историю католической церкви и надолго осталось в памяти казачинцев. Несколько лет Бодовский еще писал Г.К.Шарлай. Уже в преклонном возрасте он ушел со службы, приход и все имущество отдал молодому священнику, а сам уехал в Канаду. Больше писем ей не приходило.

А на кладбище в селе Казачинское на одной из могилок стоит до сих пор деревянный крест с фамилией Ян Василевский. И ухаживает за ней теперь уже семья сына Генриетты Константиновны – Владимира Шарлай. Низкий поклон этим людям за доброту, заботу и память о польском священнике далекой и загадочной страны Польши.

Итак, поляки попадали в Сибирь в разные исторические эпохи и по разным причинам. Факты – вещь неоспоримая. С именами поляков связаны многие культурные достижения Сибири. Они прекрасно понимали: чтобы снова найти себя, чтобы жить, надо было много работать и быть полезным окружающим людям и новой родине.

Список используемой литературы:

1. «Дом Польский» польское культурное общество // Содружество культур на Енисее, - Красноярск, 1995. – С.31.
2. Лалетина Н. Четыре века на Енисее // Енисей, июль-август, 1999. – С.110.
3. Шинкевич С. Поляки в Сибири // Zgod, 16 июня. 1988. – С.1.
4. Записи сделаны научным руководителем Шмидт Г.В.
5. Записи сделаны авторами работы.
6. Из архивов семьи Шарлай В.В. и Казачинского музея. По записям и письмам Шарлай Г.К. Совместная обработка материала авторов работы и научного руководителя.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»