Вдовенко Екатерина, МОУ «Средняя общеобразовательная школа148», ученица 11 класса, литературно-краеведческий музей «Наследие».
Руководитель: учитель русского языка и литературы Боковикова Татьяна Александровна.
В 2004 году, во время работы над темой «Сталинский режим – время порядка или ужаса», я обратилась как к анализу ситуации в стране в 30-50-ые годы ХХ века, так и к судьбам незаконно репрессированных, проработавших в нашем крае не один год. Это директор завода «Красмаш» А. П. Субботин, ученый И. Я. Башилов, директор леспромхоза И. М, Пизикс, учительница Л. И. Зайцева. Да, все они – жертвы сталинских репрессий.
И вот осенью 2005 года в зале «Строка за колючей проволокой» Красноярского краевого литературного музея рядом с портретом дочери Марины Цветаевой, писательницы Ариадны Эфрон, отбывавшей ссылку в Туруханском районе, я увидела портрет красивой девочки-школьницы с огромными задумчивыми глазами (приложение №3). Во мне всё содрогнулось. Её-то за что?!
Да, Люба Рубцова, ученица 7 класса Канской школы №4, была арестована вместе со своими друзьями: Зининой Анной и Уфаевым Николаем. Официальная версия причины ареста: «составление и распространение листовок контрреволюционного содержания, распространение их в предпраздничный день. Арестована по доносу матери, Дарьи Дмитриевны Рубцовой, которая при уборке комнаты обнаружила под матрацем у дочери листовки, отнесла их в Канское РО НКВД.
По воспоминаниям М. М. Корякова, в Сибири в 1928-29 годах было два громких дела по поводу знакомства старшеклассников с творчеством С. А. Есенина. Его стихи так же, как и А.А.Блока, были запрещены для изучения в школе. Но были учителя-сподвижники, рискующие своей свободой, раскрывающие ученикам сокровища русской литературы. В Канске это – Иван Анахов, его арестовали, а 47 старшеклассников были исключены из школы. Потом некоторых приняли обратно, но в аттестате об окончании школы поставили пометку-клеймо: «Увлекался есенинщиной».
Прочитав об этом, мы подумали о том, что, возможно, существует какая-то связь между делом Любы Рубцовой и Ивана Анахова. Сделав запрос в ФСБ по Красноярскому краю и ,пользуясь материалами Красноярского общества «Мемориал», мы выяснили, что, действительно, Люба писала листовки, возмущаясь арестом троих учителей её школы (в это же время был арестован и её родной отец). Среди этих учителей в самом деле был учитель литературы, но это был Кронин Петр Гаврилович.
Справка Красноярского общества «Мемориал».
«Кронин Петр Гаврилович, 1885 г. р., русский, уроженец села Березино Псковской
губернии. С 1914 по 1920 – офицер царской армии Колчака. С 1917 вступил в партию
эсеров. В 1920 вступил в ВКП(б), исключен как эсер и офицер. В 1935 арестован за
контрреволюционную деятельность. Преподаватель литературы в школе №4 в Канске.
Руководил литературным кружком, в котором занималась Рубцова Л. Г., позднее
арестованная. С 6.11.1937 в Канской тюрьме. 4.12.1937 тройкой УНКВД КК, протокол
№143, осужден на 10 лет по делу №10362, проходило 3 человека 30.05.1959
реабилитирован крайсудом КК.
Данных о том, что произошло с учителем Анаховым Иваном после ареста, мы пока не нашли, но в дальнейшем будем работать и в этом направлении.
Итак, дух свободомыслия царил в Канской школе, и оба учителя литературы, Анахов и Кронин, были тому причиной. А Люба занималась в литературном кружке, знала хорошо литературу, восхищалась героическим характером Овода, главного героя романа Э.-Л. Войнич, особенно тем, как он держался на суде. По данным ФСБ по Красноярскому краю, именно так же Люба вела себя после ареста и на суде сказала, что всегда мечтала о подвиге. Подвиг Любови Рубцовой заключался в защите чести своего учителя. Но себя она не сберегла…
Страшна дальнейшая судьба будущего поэта. За короткими строчками приговора - 16,5 лет! (приложение 4)
Что происходило в это время в душе Любы? Какой вышла она из этого ада? Сломленной, обозленной на весь мир или духовно выпрямленной?
Эти вопросы и стали целью моей работы: дать анализ жизненной и поэтической судьбы Л. Г. Рубцовой как выразительницы прав человека на внутреннюю и физическую свободу.
В процессе работы над данной темой я решала следующие задачи:
В процессе работы мы обращались к данным Краевой научной библиотеки, Литературного музея, общества «Мемориал», в ФСБ по Красноярскому краю, благодаря чему постарались как можно ближе подойти к истине, а также показать, отразились ли жизненные перипетии в творчестве Л. Рубцовой, и как оно вписалось в общий литературный процесс периода «оттепели» 60-ых годов ХХ века.
Обратимся к биографии Любови Григорьевны Рубцовой. Сведения очень скудны. Так по официальной версии, она родилась 4.10.1922г., «русская, уроженка с. Дрокино Емельяновского района Красноярского края. Ученица 7 класса школы №4 г. Канска. Вместе с ней арестованы ученики: Зинина Анна Александровна, 1923 г.р., и Уфаев Николай Владимирович, 1920 г.р. Причина ареста: составление и распространение листовок контрреволюционного содержания, распространение их в предпраздничный день. Арестована по доносу матери, Дарьи Дмитриевны Рубцовой, которая при уборке комнаты обнаружила под матрацем у дочери листовки, отнесла их в Канское РО НКВД. 20.05.1939 ВС Красноярского крайсуда по ст.58.10 ч. 1, 58-11 УК осуждена на 10 лет ИТЛ+5 п/п. 20.08.1939г. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РСФСР приговор оставила в силе, убрав 5п/п. Отбывала в Абанской сельхозколонии. 19.09.1939 совершила побег с Шиманским Валентином Андреевичем. Задержаны через 2 дня, доставлены в колонию. 30.09.1939г. нарсуд Абанского по ст. 82 ч.1 УК осуждена на 1,5 года + оставшийся срок наказания. Отбывала в УИТЛ завода п/я 169 (Красноярск), работала каменщиком. 21.05.1948 направлена в Озерлаг. По отбытии срока отправлена на поселение в Богучаны с 15.10.1949. Болела. Переведена 2.08.1950, благодаря хлопотам матери в с. Устьянск Абанского района (приложение №5). В январе 1955 переведена в г.Канск. 29.10.1955г. освобождена»
Выход Любови Григорьевны из заключения 29.10.1955г. совпал с праздниками, которые напрямую касались и её жизни: 29.10. – День рождения Ленинского комсомола, а она о своей юности сказала так:
Перед врагами на колени
Мне не позволило упасть
Твоё простое имя, Ленин!
(«В сердце навсегда»)
И хотя это слова лирического героя стихотворения о гражданской войне, кажется, что поэтесса проводит параллель между его чувствами и лично пережитом.
Второй праздник, также выпавший на осень 1955 – День поэзии. С этого года он стал праздничным. По всей стране в одно из сентябрьских воскресений читались стихи, поэты выступали в клубах, книжных магазинах, кафе. Читали стихи с импровизированных сцен на городских площадях .Вся страна жила поэзией! Приближался 1956 год – год ХХ съезда КПСС, на котором Н.С. Хрущев развенчает культ личности И.В.Сталина. Все невинно репрессированные будут реабилитированы, восстановлены в правах. Писателям предоставится возможность сказать правду о тех годах.
Но ... ненадолго. В 1963 году Н. С. Хрущев произнесет обличительную речь в адрес советской интеллигенции, и эпоха, которая вошла в историю страны как время «оттепели», сменится десятилетиями «застоя».
У всех поэтов «поэтического бума», поэтов – «шестидесятников», было обостренное чувство справедливости.
В своём романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Исаевич Солженицын пишет: «Благодарю тебя, тюрьма, что ты была в моей жизни». И далее: «Был Божий указ, потому что лагерь направил меня наилучшим образом к моей главной теме». Большой писатель, писатель - пророк, стал писателем именно в тюрьме.
А хрупкая девочка Люба? Я думаю, что такой же «ужас неволи» сделал из неё поэта, так как уже через три года, в 1958 году, вышел первый сборник её стихов «Стихи».
Уже в первых её стихотворениях мы видим гражданскую позицию поэта, свято верящего в правое дело Ленина. Она воспитана в советской школе, и воспоминания о детстве связаны с летними пионерскими кострами, с красным знаменем:
Я помню свое пионерское детство
и знамени знойный и радостный вихрь...
Не знамя, а пламя!
Оно мне согреться не раз помогало в дорогах моих.
(«Знамя»).
Эти воспоминания, может быть, и согревали её в неволе, помогали выжить. Что было до ареста?
Начало комсомольской юности:
Яркие косыночки из шелка
развевает ветер озорной...
Снова уезжают комсомолки
По призыву партии родной.
(«В добрый путь».)
Первая, несостоявшаяся любовь:
Ой, за Каном, за рекой,
на тропинке на лесной
повстречался мне мальчишка
недогадливый такой!
(«Недогадливый мальчишка».)
А дальше – работа, работа до изнеможения, которая впоследствии приведет к тяжелой болезни и ранней смерти.
Стихов о труде очень много, и везде – это труд на благо Родины, а не подневольный, в заключении. Не зная биографию поэта, ни за что не поверишь в это! Она ощущает себя частичкой своей страны, гордится своим народом:
Они не за награды
Украшают землю –
И свой труд
Просто так
Дарить, как песню, рады!
(«Лесок в степи»).
Именно в процессе труда человек начинает ощущать себя свободным духовно.
И везде, где бы она ни была, о чем бы ни писала, поэтесса встречает простых людей, кого-то любит, уважает, кого-то порицает, но нет в стихах ни капли озлобленности. Особенно это заметно в стихах о матери, где родной образ сливается воедино с образом Родины:
… всегда с тобою.
Мама да Родина…
Только в разлуке
Мы узнаем, как теплы их руки.
(«Как небо».)
В творчестве Л. Г. Рубцовой с поразительной поэтической силой раскрываются богатство и чуткость её натуры. Размышления о счастье человека реализованы в стихотворениях о любви:
Как почка, что взрывается
Листком весенним.
Может, взорванная нежностью
Душа до дна раскроется цветком
И выпеснится утреннею свежестью?
(«Цветы навстречу солнцу раскрываются».)
В этих строках слышится ожидание. Ожидание той любви, которая озарит жизнь Любови Григорьевны, прольётся лучом света на безысходные дни ежедневного труда в колонии.
Нельзя не восхищаться её несломленности духа, искренности, которые выражаются в стихах:
Всё жалобнее, все покорней,
Почуя мёртвую росу,
Шумят, озябшие до корня,
Осины на крутом мысу…
(«Твоя улыбка».)
Здесь, наверное, Любовь Григорьевна сравнивает себя с одинокой осиной, что очень символично, ведь деревцу не вырваться из земли, иначе оно погибнет, и хрупкой девушке Любе не сломить сталинских порядков и жить в неволе долгие годы.
Все стихи Л. Рубцовой написаны открытой душой и горячим сердцем. Их отличает ярко выраженная гражданственность, широкий охват жизни, высокий, почти патетический слог и обыденные, простые слова. В своём творчестве поэтесса обращалась практически ко всем темам, волновавшим молодое поколение 60 -ых годов XX века: освоение целины, покорение космоса, борьба за мир, исследование подземных глубин, труд на благо Родины, борьба с мещанством – поэтому её стихи часто несут на себе публицистическую экспрессию. Но темы любви, дружбы, пейзажные зарисовки придают нежный колорит, особый лиризм её стихотворениям.
В её стихах нет обвинений тем, кто причинил ей зло, нет мщения и ненависти. За всеми её стихами стоит жажда и вкус жизни, стремление успеть сделать что – то, что было отнято.
Похоронена поэтесса Любовь Григорьевна Рубцова на Троицком Красноярском кладбище. Писатель И. Уразов с трудом разыскал могилку и показал её сотрудникам Литературного музея. Каждую весну они приходят к ней. Где сейчас её несломленная, мятущаяся душа?
Я думала, что рай – всего лишь миф.
Всегда по горло занятая делом,
я очень хорошо жила с людьми
и к ангелам, ей – богу, не хотела.
«Рай небесный».
1. Аксенова М, , «Энциклопедия для детей. Русская литература», т.9, ч. 2, М.,
«Аванта»,2003г., 685 стр.
2. Евтушенко Е., «стихотворения и поэмы» М., «Молодая гвардия», 1990г., 189 стр.
3. Кожевников В. М., Николаев П. А., «Литературный энциклопедический словарь»,
М., «Советская энциклопедия», 1987г., 751 стр.
4. Кузнецов Ф. Ф. «Русская литература ХХв. Очерки. Портреты. Эссе.2ч.», М.,
«Просвещение», 1994г., 383 стр.
5. Рубцова Л., «Лирические стихи», «Красноярское книжное издательство», 1960г.,
88 стр.
6. Рубцова Л., «С песней в сердце. Стихи», «Красноярское книжное издательство»,
1962г., 111 стр.
7. Рубцова Л., «Стихи», «Красноярское книжное издательство»,1958г., 80 стр.
8. Росси Ж., «Справочник по ГУЛАГу», «Просвет», 1992г.
9. Тимофеев Л., Тураев С. «Словарь литературоведческих терминов», М.,
«Просвещение», 1974г.
10. memorial.krsk.ru//martirol/rub - rui/ htm
11. М.М. Коряков « Красноярская газета»,30.09.2005г.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»