Автор работы:
Убиенных Мария Марковна,
ученица 10 г класса, гимназии № 2, г. Красноярск
Руководитель работы:
Петрова Надежда Абрамовна,
учитель истории гимназии№ 2, г. Красноярск.
Красноярск, 2007
Я поняла, что история это интересно только тогда, когда стала глубже изучать различные периоды из жизни нашей страны.
Каждый этап исторического развития может уместиться на страницу (если сильно постараться) или две, но, сколько интересного, грустного весёлого, печального, трагичного скрывается за скупыми строками книги.
В одном фильме о школе учитель истории говорит об этих скупых сведениях в учебнике: «Всего 15 строчек в учебнике, а что за ними…»
А за ними судьбы людей, их жизнь, радости, победы, поражения, неудачи. Но история – это люди, люди, которые жили в то время и создавали свою историю, сами того не ведая…
Судьба людей, о которых я хочу рассказать, может заменить многие сухие строчки из учебника история. Это период становления советской власти, гражданской войны, годы «великого террора», война и послевоенная жизнь. Большая жизнь, полная самых разных событий…
Один из этих людей – Ползунов Михаил Петрович. В апреле 2007 года ему бы исполнилось 105 лет.
29 октября 1918 года – день открытия I съезда РКСМ. По всей стране тогда было всего 22 тысячи 100 комсомольцев. РКСМ пополнялся за счёт рабочей и крестьянской молодёжи, увлечённой коммунистическими идеями, и рассматривался как боевой резерв партии большевиков. С 1918 по 1920 год численность РКСМ возросла на 460 тысяч человек.
Ползунов Михаил был избран председателем первой в Коми крае ячейки РКСМ (был участником комсомольского собрания 28 октября 1919 года в городе Усть-Сысольске).
« Один из зимних вечеров. В клуб коммунистов, где недавно проворные приказчики Дербенёва юлили перед дамами «высшего общества», собираются люди. Дам «высшего общества» среди них нет. Всё больше молодёжь.
Кучками толпятся в зале. На сцене зажигают лампу. Полумрак. Слышны возгласы: «Сегодня Елисеев говорит что-то новое о молодёжи.» среди молодых видно много пожилых людей, которые тоже пришли послушать.
На сцене появляется Елисеев (Василий Тимофеевич Елисеев, политработник штаба Пинего-Печёрского края, находившегося в описываемое время в г. Усть-Сысольске.). Понемногу всё стихает. Пробиваясь сквозь табачную дымку, свет лампы разноцветными огнями лежит на выжидающих лицах.
- Товарищи, я сегодня буду говорить об объединении молодёжи… - режут слова воздух и тонут в тёмных углах.
Молодёжь пробирается в первые ряды.
Слова всё летят. Красивые, но непонятные. Не понимает голова – понимает сердце: где-то молодёжь пользуется гражданскими правами…, где-то умирает за эти права…
В голове рождаются образы, картины, мысли.
Душно. Накурено. Но этого не замечают. Глаза напряженно следят за оратором, уши ловят слова, которые летят со сцены в полумрак, а мозг лихорадочно их воспринимает.
Слова красивы, но непонятны – зажигают не многих. Речь кончается. (После доклада В.Т. Елисеева выступали члены бюро Усть-Сысольского укома РКП (б) А.А.Маегов, В.А.Савин и В.П.Юркин. данные факты взяты из книги «Юность огневая», Сыктывкар, 1958 год)
Открывается запись в члены Союза Молодёжи. Тянуться к лампе записываться. Зал пустеет. Остаётся маленькая кучка. Это уже новые члены. Выбирают бюро. Проходят Кедровский, Ползунов, Лукашевич. После выборов расходятся.
- Ребята, айда к нам, в Политотдел, - говорит член бюро Григорук, заведующий Политотделом, человек уже далеко не молодой…
В политотделе совместно вырабатывают план первых шагов новой организации. Молодые члены бюро говорят неуверенно, ,неясно. Политотдельцы – коммунисты их ободряют.
Расходятся удовлетворённые, с мыслью, что они приобщились к чему-то новому. С завтрашнего дня начнётся работа.
Так родилось новое звено в Коммунистическом Союзе Молодёжи. Теперь это звено, эта клеточка выросла в мускул» . (Взято в архиве. Газета «Югыд туй» (Светлый путь), № 170, 29 октября 1922 года. Автор статьи М.Ползунов)
Гражданская война стала результатом столкновения сил с различными интересами – сторонников и противников советской власти. Взаимная нетерпимость, неготовность к диалогу, нежелание искать компромиссные решения привели к величайшей трагедии в российской истории, унесшей жизни более 13 млн человек.
Война на севере началась в марте 1918 года, когда в г. Мурманске и Архангельске высадился английский экспедиционный корпус. Вскоре к нему присоединились французские и американские войска.
Страны Антанты планировали разделить Россию на сферы влияния, вернуть утраченную собственность своих граждан на её территории, обеспечить возвращение долгов.
На севере было создано эсеро-меньшевистское Временное правительство северной области, которое возглавил генерал Е.К.Миллер. В начале 1920 года власть Советов была восстановлена, а правительство вместе с Миллером эмигрировало.
Не малую роль в его разгроме сыграло партизанское движение, которое было в Северном крае. Среди партизан были и комсомольцы, которые сражались на всех фронтах Гражданской войны.
Презирая смерть во имя жизни,
Верные присяге до конца,
Верные незыблемо Отчизне
Бились комсомольские сердца.
Эти строки появились в газете «Светлый путь» в номере, который рассказывал о
первых комсомольцах, ушедших на фронт. Среди них был и Михаил Ползунов.
Он был не только председателем первой ячейки в Коми краю, но и командиром
партизанского отряда, состоявшего из комсомольцев.
И хоть сейчас не принято вспоминать об этом человеке (не актуально), но всё равно приходит сравнение его с Аркадием Гайдаром, который тоже в 16 лет партизанил. Об Аркадии Гайдаре собрано много материала, архивного и художественного, одним красноярским журналистом. Но поскольку многие события из истории нашей страны трактуются по-другому, об этих страницах истории Хакасии не упоминают.
Меня всегда это удивляло. Такое впечатление, как будто взяли и вырвали страницу из учебника истории, ведь не так нужно сейчас думать, а потом эти же события переписали по-другому, расставили ударения над другими словами и историческими персоналиями ,и получилась история России, но другая… И возникает вопрос: мы и дальше будем всё время переписывать?! А, по-моему, необходимо просто дополнить или заполнить пробелы в истории, рассказывая беспристрастно о людях, о времени…
Но вернёмся к Михаилу Ползунову. После того, как отгремела гражданская война, он уезжает в Тверь и работает там, в газете, где и свела его судьба с Борисом Полевым (кстати, это имя теперь тоже почему-то упоминается редко, а ведь он был необыкновенно талантлив).
Журналистская деятельность в Саратове объединила жизненные пути Михаила Петровича и Льва Кассиля. Кассиль жил в Энгельсе, на другом берегу Волги и очень часто приходил в гостеприимный дом семьи Ползуновых, где проводили они интереснейшие вечера. Сейчас не многие школьники могут сказать о том, что читали великолепные произведения Льва Кассиля: «Кондуит и Швамбрания», «Ход белой королевы», «Великое противостояние», а ведь когда-то ими зачитывалось большинство школьников. И неправда, по-моему, что они устарели, в них есть то, чему хочется подражать, во что хочется играть (в младших классах) и вообще это просто интересно.
А затем саратовская газета «Коммунист». В 1928 году Михаил Ползунов стал членом Коммунистической партии.
Работая в Твери, он познакомился и со своей будущей женой Фанни Гиттис. В Твери родилась их старшая дочь. Сама Фанни родилась в большой семье (7 детей) и уже в старших классах гимназии занималась репетиторствованием, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Окончив гимназию, она уехала в Киев и поступила учиться в Планово-экономический институт. А в Саратове стала директором планово-экономического техникума, депутатом Горсовета и тоже коммунистом. Судьбы типичны для многих, кто жил в то время в СССР. Возможность учиться в институте, работать, занимать определённые должности была для многих открыта. И если бы судьба в лице вождя всех народов не распорядилась по-своему, так и жила бы семья в Саратове.
Михаил Петрович, работая в Саратовской газете, выделялся из дружного боевого коллектива своим талантливым пером и знанием латинского языка.
А сколько народу бывало гостями семьи Ползуновых, какие праздники, детские и взрослые, устраивали они. Их дети (3 дочери) вспоминают об этом с большой теплотой.
1938 год…
Историки называют 1937-1938 годы, годами большого террора. Новые архивные документы о государственном терроре 1937-1938 годов не только подтвердили это определение ,но и позволили уточнить его суть и механизм. Совершенно очевидно, что массовые репрессии тех лет представляли собой серию карательных операций против различных категорий населения, рассматривавшихся руководством СССР в качестве потенциальных или реальных врагов режима.
По мнению В.М.Молотова (одного из главных организаторов террора) массовые репрессии были «профилактической чисткой» без определённых границ. Главное в ней – «не упустить врагов», количество же безвинных жертв – вопрос второстепенный. «Сталин, по-моему, вёл очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны». ( Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф.Чуева. М., 1991, с.390,391,416)
И вот, в 1938 году, всем творческим составом саратовской газеты «Коммунист» они были объявлены польскими шпионами и во главе с редактором газеты брошены за решётку. Среди них был и Михаил Петрович Ползунов.
Согласно приказу, все репрессированные разбивались на две категории: первая – подлежащая немедленному аресту и расстрелу, вторая – подлежащая заключению в лагерь или тюрьму на срок от 8 до 10 лет. Для каждой области, края, республики были определены свои «лимиты» по обеим категориям репрессируемых.
С 1937 по 1938 год было арестовано более 1,5 миллионов человек, из которых 87% были привлечены по политическим статьям.
Так Михаил Петрович попал в Сибирь. Сначала был Норильск, где он чуть не умер от истощения и болезни. Хорошо, что заключённые Норильлага на «воле» работали в разных местах и обладали знаниями, превышающие средние по многим профессиям. Были среди них и врачи, которые и помогли Ползунову не просто не умереть, но и вылечиться в тех условиях. А затем его послали на поселение в более мягкие климатические условия – в Нижнеингашский лагерь.
У Фанни (жены Ползунова) из-за ареста мужа разрушилось всё. Она сама оказалась под угрозой ареста и спешно увезла детей к свекрови. Без работы, без всяких прав и надежд на будущее. Выручали друзья. Миновала угроза ареста, опять дети были вместе с мамой. Несмотря на трудности, Фанни учится в пединституте на историческом факультете.
1942 год… И.В. Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать наступление на всём советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Советское командование ошиблось и в оценке стратегических планов вермахта. В мае 1942 года советские войска потерпели серьёзное поражение. Германские войска прорвали фронт севернее Курска и вышли к Воронежу. Красная Армия израсходовала резервы, предназначенные для летнего наступления. Вермахт вновь перехватил инициативу. В итоге в августе одна группировка войск противника вышла к брегам Волги и не дошла до Саратова всего около 200 км. Многодетным было разрешено выезжать, и начинаются мытарства по стране.
Добравшись до Нижнего Ингаша, Фанни обрела работу – стала директором школы, а Михаил Петрович – учителем географии.
Ползунов обладал энциклопедической памятью и без учебников и пособий преподавал свой предмет. И до сих пор выпускники тех лет помнят дивные литературные вечера, которые он устраивал, читая на память великое множество стихов. Ученики любовно прозвали его Паганелем, из-за высокого роста и худобы. ( Один из героев романа «Дети капитана Гранта» )
А Фанни стала не только директором, но и учителем истории. Удивительно добрый и отзывчивый человек: кому сено косит для коров, кому помогает вырастить овощи (хлеб в деревнях не давали вообще). Она была мудрая и грамотная, на удивление многим свободно владела французским и немецким языками, знала украинский.
Одна из дочерей вспоминает, как тяжело было жить в деревне во время войны: сами огородничали (вместе с отцом стерегли урожай по ночам), ходили на рыбалку – Ползунов был заядлым рыбаком, помогали на уборке урожая.
Совершенно потрясающий день – 9 мая. Когда узнали о Победе, то директор школы построила всех в колону, взяли флаг и пошли в другую деревню поздравлять всех с Победой. А потом встречали поезда, которые увозили солдат-победителей на восток для разгрома японской армии. Это был праздник.
После войны семья переезжает в Абакан и там, до самой пенсии Фанни Абрамовна преподавала в Абаканском педагогическом училище.
Ещё в Нижнем Ингаше Ползунов опять начал писать в газете, в Нижнеингашский «Победе». Талантливое перо тут же заметили коллеги красрабовцы. В те времена журналистский хлеб был не самый лёгкий. Но аналитические статьи собкора Михаила Ползунова отличались аргументированностью, объективностью и правдивостью. Не к каждому журналисту люди стоят в очереди за советом. К нему прямо домой приезжали за советом директора совхозов, большие начальники, не раз попадавшие в поле объективной критики. После горячих дебатов о производстве, о возрождении села, о перспективах восточных регионов края – понятиях, которые только в перечисление звучат сухо, разговор продолжался долго, а потом переходил на темы вечные – о смысле жизни. И, не заглядывая в поэтические сборники, Михаил Петрович читал стихи, много и многих. Он и сам был поэтом-любителем. Но печатался крайне редко.
За десять лет до смерти он начал учить немецкий язык. И уже через некоторое время читал Гёте и Гейне в подлиннике. Он так и умер – с незачехлённой печатной машинкой на рабочем столе. Как и у всех журналистов, личных фотографий у Михаила Петровича было немного. У дочери его сохранилось всего несколько фотографий, на которых Ползунов снят уже в немолодую пору своей жизни. Мне понравилась фотография с собакой по кличке Пират. Михаил Петрович был не только журналист по призванию, но и просто талантливый человек, а ещё заядлый охотник.
Говорят, что человеческая жизнь быстротечна, но ничто и никто не уходит в никуда, это я знаю точно.
Что позволило мне утверждать это? Какие факты из жизни этих людей свидетельствуют, что не пропало заложенное родителями, что осталось здесь и продолжается дальше семья Ползуновых?
Как я уже писала – в семье было три дочери. Первая окончила медицинский институт и стала прекрасным врачом-кардиологом, вторая – окончила педагогический институт (наверное, решила идти по стопам мамы) и стала учителем русского языка и литературы. А вот младшая…
О ней я и хочу немного рассказать. Я знаю, что на этом конкурсе приоритетным были взяты года – 1945 – 1965. Именно поэтому я не закончила свой рассказ о семье Ползуновых, но продолжила его.
Алла Михайловна Ползунова: родилась в 12 апреля 1937 года (в этом году ей исполняется 70 лет).
В 4 года читает себе и детям, с которыми вместе была в детском саду (подменяла воспитательницу).
В 6 лет села за парту в школе (в этот период в СССР в школу принимали только с 7 лет) и в 1953 году окончила школу с медалью.
Ещё училась во втором классе, было всего 8 лет, когда в руки попала первая книга «Коневодство». Организация, занимающаяся разведением разных парод животных, делала ремонт, а ненужную, по их мнению, литературу выбрасывала. Семья Ползуновых жила у них за забором, и Алла взяла эту книгу. Книга на долгие годы стала настольной. Кони жили в книжках, в фильмах, в рассказах и в Аллиных мечтах.
Тщательно изучались все художественные произведения, где речь шла о лошадях: Улове, Сметанке, БарсеI, Барсе II.
Она твёрдо решила, что свяжет свою жизнь с конным спортом, и выбрала Тимерязевскую академию.
С лета 1953 года руководство СССР взяло курс на реформирование экономики, который благотворно отразился на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ, вошедших в историю как «реформы Хрущёва», состояла в том, что они были начаты с сельского хозяйства, возродили экономические методы руководства и получили широкую поддержку масс.
Появились надежды на постепенное возрождение сельского хозяйства, села, а следовательно, понадобились специалисты своего дела и студенты Тимирязевской академии стали востребованы как ни когда.
Ко времени поступления в Академию Алла Михайловна знала всё обо всех знаменитых рысаках от графа Орлова и до последних дней. Может, конечно, показаться, что коневодство не та отрасль сельского хозяйства, которой надо было придавать особое значение, но возрождение русских рысаков, но бережное отношение к коневодству было частью политики. Во многих странах мира понимают, что конный спорт – это не только красота и престижность, но и здоровый образ жизни, и приучение детей к заботе о животных, бережное к ним отношении. Наша страна, стремившаяся выйти на международную арену, тоже не была исключением.
В 1953 году поступила в Академию без экзаменов. Занялась научной работой в студенческом обществе, в группе профессора Витта.
Проехав после окончания I курса домой, на ипподроме консультирует всех по «лошадиным » вопросам, сама садиться в качалку, а в Москве выступает в студенческих соревнованиях верхом.
В 1955-56 годах знакомится с матером-наездником Щельцыным, с которым и проработала до его ухода из жизни.
С 1956 до 2001 года работала на Центральном Московском ипподроме, сама выступала до 1997 года.
Рысистые бега требуют большого умения. Стоит увидеть хоть раз, как мастер усаживается в качалку… Вот тогда и станет понятно, почему его зовут маэстро, почему хлыст у него, как палочка у дирижёра. А если мастер – женщина, то это ещё более захватывающее зрелище. Настоящий наездник – это международная ценность. А когда женщина побеждает на соревнованиях, всегда считавшихся мужскими, от этого захватывает дух…
Успех приходил постепенно. В 1972 году первая блестящая победа – первая место на соревнованиях Дерби на 3-х летке Гугенотке (впервые за 40 с лишним лет этот приз выиграла женщина).
1971 год – первый выезд за рубеж – в Финляндию. Потом год за годом победы на Властном, Идеале, Галифаксе, Глицинии. 4 раза завоёвывала Приз Мира. «… Женщины вторглись в святая святых ипподрома – стали участвовать в бегах. Особенно знамениты советские наездницы Евгения Лихобаба, Алла Ползунова и Мария Бурдова ».
Уже 15 лет – руководитель школы наездников, вице-президент ассоциации рысистого спорта России, кандидат наук, награждена правительственным орденом Знак Почёта за свои успехи в развитии конного спорта.
У неё есть продолжатель, её внучка Ольга, которая стала врачом-ветеринаром и наездником. Она может не только ухаживать за лошадьми, тренировать их, но и лечить, если возникнет необходимость.
Никто не уходит в никуда…
1. Архив. Газета «Светлый путь» № 170, 1922 г.
2. Воспоминания из семейного архива семьи ,2004-2005 гг
3. История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР. М.,
Мосгорархив, 2002
4. История России XX – начала XXI. М., 2004
5. Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф.Чуева. М., 1991
6. Б.Алмазов. Прощайте и здравствуйте, кони. Л.,1978
7. Беговые ведомости и конный спорт. М., 2002
8. Коневодство и конный спорт, 1974
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»