Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Первый композитор Хакасии А. Кенель


 Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории.
Россия - XX век» 2007-2008.

Автор: Бебриш Кирилл Евгеньевич,
9 А кл. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19
с углубленным изучением отдельных предметов»
Руководитель: Морженакова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы шк. № 19

Содержание

1. Введение
2. « Родной язык - русский...»
3. Пробел между двумя датами.
4. Рыцарь чаши святого Грааля.
5. Осуждён по антисоветской статье.
6. Творческий путь композитора в Хакасии.
7. Жизнь после смерти.
8. Черногорцы – победители Республиканского конкурса им. А. А. Кенеля.
9. Заключение.
10. Список использованной литературы

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Введение

Население Хакасии в эпохи уже до нашей эры достигло значительного культурного уровня. Существовало и его музыкальное искусство. К сожалению, весьма скудные сведения о музыкальной культуре племен, населявших Абаканскую долину.

Роль музыки и её значение в быту хакасов огромны. Значение музыкального искусства сознавали и баи, хотя и сложили насмешливую поговорку: „сироты бывают сказителями, а бедняки певцами". Князьки и баи пытались даже фальсифицировать древние сказания в своих целях („Ханза-пиг") и до самой революции содержали бедняков-музыкантов для восхваления их.

В советское время, в период коллективизации, кулаки убивали певцов, сочинявших песни о новой жизни—например, П. Шулбаева в Таштыпском районе.

Царское правительство бытом и искусством „инородцев" не интересовалось, хотя иногда и рассылало на места анкеты-вопросники, как, например, в 1852 г. Ответ гласил: „песен у качинских татар никаких нет, а если и поют, то просто самое что только вздумают и видят, поэтому и написать таковых невозможно".

Такое положение с записями народного творчества продолжалось до Великой Октябрьской революции.

Весной 1945 года вновь образованный Хакасский научно-исследовательский институт организовал первую экспедицию по записи музыкального фольклора в улусах среди качинцев, сагаев, бельтыр, шорцев и кызыльцев. Экспедиции организовывались затем ежегодно.

Всего в фондах Хакасского научно-исследовательского института имеется около 900 записей песенных и инструментальных мелодий и более 1500 песенных текстов. Записи мелодий сделаны А. А Кенелем, тексты частично записаны другими собирателями. С голоса было записано более 90% песен, чатхана—10%.

Не узнать о жизни и творчестве первого композитора в Хакасии невозможно, так как до сих пор материалы его работы востребованы, вскрываются новые сведения о жизни и творчестве А.А. Кенеля, чем и определяется актуальность исследовательской работы.

Объектом исследования является: жизненный путь и творчество А.А. Кенеля в Хакасии.

Цель данной работы заключается в следующем: изучить причины переезда А.А. Кенеля в Хакасию из Ленинграда, познакомиться с работами композитора.

В соответствии с поставленной целью нами были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические
2. Исследовательско – поисковые.

Теоретически данная проблема рассматривалась с декабря 2006 года. Практическая значимость работы: результаты могут быть использованы в музее нашего города, на уроках современной Хакасии.

Кенель Александр Александрович
(1898—1970 гг.) — первый композитор Хакасии.

« Родной язык - русский...»

Жизнь замечательных людей, а Александр Александрович Кенель, несомненно, к таким относится, раскрывается перед потомками во всей полноте постепенно.

Начало жизненного пути Александра Кенеля совсем не предвещало его окончания в Сибири. В своей «Автобиографии», написанной в 1944 году, хранящейся в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, он пишет: «Кенель, Александр Александрович, родился в городе Ленинграде в 1898 г. Отец - гражданский инженер-архитектор, работал в городской управе, во 2-й Российском страховом обществе, архитектором. Умер от паралича в марте 1918 г. Мать (из мещан) - домохозяйка, умерла в Ленинграде в 1942 г. во время блокады. Дед - академик архитектуры, прадед-учитель французского языка, осел в России после нашествия Наполеона.

Родной язык - русский, знаю хорошо немецкий, французский, английский языки, плохо (читаю) итальянский и шведский. В семье был единственный сын...».

Гимназистом начал заниматься музыкой, игре на фортепиано учился с семи лет. Но поступил на юридический факультет Петербургского университета, а, закончив его, - на третий курс экономического факультета Политехнического института. После революции служил делопроизводителем, «был корректором и помощником секретаря марксистко-политического, журнала облкомхоза «Новый путь». Затем был призван в Красную Армию, «принимал участие в отражении Юденича». По возвращении стал учиться одновременно в Институте сценического искусства и в Ленинградской консерватории по композиторскому отделению. Работал музыкальным руководителем в коллективах «живых» газет «Синяя блуза», «Сатирикон», Балтфлота, композитором в Новом театре, Интернациональном театре. Знакомства и сотрудничество связывали его со многими известными людьми того времени. Перед ним разворачивались блистательные перспективы...

Пробел между двумя датами.

Почему же в его «Автобиографии» есть пробел между двумя датами?

1927 год - окончание консерватории. И затем - «в 1930 г. уехал в Воронежский Театр рабочей молодежи...» До недавнего времени существовали разные версии. В содержательной статье об А.А. Кенеле, написанной его ученицей, народной артисткой Хакасии Кларой Сунчугашевой, читаем: «В 1927 году им была закончена учеба в консерватории, и по совету друзей он поехал на периферию...».

В недавней публикации музыковед Тамара Гигуашвили пишет: «В 1929 году покинул родной город. Что называется, «наудачу»...».

Увы! Не было ни совета друзей, ни поиска «удачи».

8 июля 1927 года постановлением Коллегии ОГПУ Александр Кенель за участие в «нелегальной и антисоветской» организации был в числе других осужден по статье 58-5 УК РСФСР. Приговор - три года концлагерей.

Рыцарь чаши святого Грааля.

Первым рассказал об этом неизвестном эпизоде жизни пионера музыкальной культуры Хакасии замечательный русский писатель Анатолий Иванович Чмыхало. Известно, что композитора и писателя связывала дружба. Они вместе создавали либретто оперы «Чанар Хус».

Молодой музыкант в двадцатые годы прошлого столетия был озабочен не только ростом профессионального мастерства, не только добыванием средств к существованию. Он находился в духовном поиске, его волновали проблемы нравственного совершенствования.

Тайна, которую он хранил всю последующую жизнь, заключалась в том, что единомышленников он нашел в Ордене рыцарей Чаши Святого Грааля. В Санкт-Петербурге с 1916 года во главе его стоял француз Александр Габриэлович Гошерон-Де-лафос. Неизвестно, когда произошло знакомство руководителя с Шарлем Луи де Кенелем (таково было имя музыканта, доставшееся ему от его французских предков), но к 1927 году он уже был одним из старших членов ордена. Александр Кенель был посвящен в степень - «внемерный луч», ближайшую к высшей (из семи) - «учитель».

«Братья» и «сестры» были образованными людьми и происходили из дворян. По роду занятий в Советской России они принадлежали, в основном, к людям творческих профессий: художница М.А. Пуаре-Пур-гольд, артистка театра А. И. Фогт, археолог Г.В. Михновский, композитор и музыковед Ю.А. Зингер, студентка ЛГУ Н.Тарновская. Правда, руководитель работал сотрудником финансового контрольного отдела Губфо.

Цель ордена - «усовершенствование мыслительных и нравственных способностей» рыцарей Чаши Святого Грааля (легендарной Чаши, в которую стекала кровь распятого Христа после того, как римский центурион пронзил копьем его грудь) по мере их продвижения по лестнице степеней. Но это самосовершенствование не было самоцелью. Основная идея: «Индивидуализм - знамя и двигатель прогресса. Масса, толпа - символ грубой силы, застоя, косности...» Следовательно, задача рыцарей - нести творческую энергию в массы.

Осуждён по антисоветской статье.

В Ленинграде в те годы существовало несколько организаций, которые на языке следователей именовались «антисоветскими», а по признанию участников - «оккультными». Большой политикой они не занимались, но поскольку существовали нелегально, то, по определению, представляли угрозу существующему режиму. Магистру А.Г. Делафосу было определено 10 лет концлагерей, по пять лет получили входившие с ним в руководящий «треугольник» Николай Цуханов и Михаил Бицютко. Вместе с А.А. Кенелем три года назначили М.А. Пуарэ-Пургольд. Некоторые были отправлены в ссылку (Сибирь, Средняя Азия). Суровость приговора, явно не соответствующая тяжести содеянного арестованными, исходила из самого факта происхождения членов ордена - «из дворян».

Осужденным по антисоветской статье после отбытия срока было запрещено жительство в столицах. Если мы бросим взгляд на то, как распределились годы жизни Кенеля, то увидим, что без малого тридцать лет он прожил в Санкт-Петербурге - Ленинграде, пятнадцать - в перемещениях по стране (концентрационные лагеря, затем - Воронеж, Сталинград, Ташкент, Фергана, Урал, Новосибирск, Красноярск). Тридцатые годы прошлого века прошли в приобретении житейского опыта, непрерывном пополнении и совершенствовании творческого и профессионального багажа.

И, наконец, Хакасия, на которую выпали оставшиеся ему три десятилетия. Счастливая мысль пригласить заведующего музыкальной частью и дирижера Красноярского драматического театра имени Пушкина Александра Кенеля в Хакасию принадлежала драматургу и режиссеру Александру Топанову. Он работал тогда над постановкой комедии «Одураченный Хорхло». Композитор Кенель написал музыку к постановке, получившей большой общественный резонанс. «С февраля 1942г., - пишет Кенель в «Автобиографии», - работаю заведующим музыкальной частью Абаканского областного драмтеатра и областного государственного хакасского национального театра... Дополнительно сообщаю о себе: отношусь к Военной службе - нестроевой, забронирован, беспартийный, холост, никого из родственников не осталось в живых».

Творческий путь композитора в Хакасии.

В начале второй половины 30-х годов в 38-летнем возрасте, имея за плечами три высших учебных заведения, немалый опыт музыкально-творческой работы в драмтеатрах и различных театрально-зрелищных предприятиях Ленинграда, Воронежа, Ташкента, Свердловска, Александр Кенель переезжает на постоянную работу в Сибирь. В Новосибирском драматическом, позже в Красноярском театре он заведует музыкальной частью, пишет музыку к спектаклям, аккомпанирует, руководит оркестром. И находит время записывать и обрабатывать народные мелодии...

Когда хакасский драматург и режиссер А. Топанов предлагает переехать на работу в Хакасию, он согласился. Оставляет театр, где все шло гладко... А ведь у него была возможность устроиться в крупных городах, даже столичных, хотя бы в том же Ленинграде, где он родился, рос, учился. Где у него было много друзей, в числе которых и Дмитрий Шостакович, с которым познакомился еще в консерваторские годы. Совсем еще юный Шостакович в 1922 году подарил Александру Кенелю рукопись только что созданного им фантастического танца № 2 для фортепиано, предпослав надписью: «Дорогому другу, талантливому композитору на добрую память от Д. Шостаковича».

И вот с 1942 года Александр Александрович Кенель работает в Абакане. К этому времени у хакасского народа еще не было профессиональной музыкальной культуры. Музыкальное искусство было выражено главным
образом народно-песенным музыкальным творчеством. В рождавшихся тогда первых спектаклях также использовались лишь народные песни без сопровождения или в сопровождении в основном национального музыкального инструмента чатхана. Развивающаяся музыкальная культура нуждалась в человеке, обладающем профессиональными знаниями, энтузиасте национального искусства. Именно таким человеком и был для Хакасии музыкант Александр Александрович Кенель. О начале своей деятельности в национальном театре композитор позднее вспоминал: «Как раз в это время в национальном театре драматурги А. Топанов и Н.Зингеровский совместно с главным режиссером И. Самохваловым работали над комедией «Одураченный Хорхло». Пришлось и мне включиться в работу. В то время с хакасской музыкальной культурой хотя и был в какой-то степени знаком, но явно недостаточно для того, чтобы писать музыку к спектаклю. Вспоминаю, с какой товарищеской помощью шли мне навстречу артисты — А. А. Шурышев, Н. И. Коков, Е. П. Начинова и другие мои друзья-хакасы. Это они подсказали и напели мне мелодии хора, дуэта Ожена и Порчо, песни Чанара, это они были моими советчиками и критиками. Наш спектакль пользовался большим успехом и получил хороший отзыв в печати».

С этой музыкальной комедии начались первые шаги А. А. Кенеля в хакасское национальное музыкальное искусство и история хакасской профессиональной музыки. С каждым годом его творческая деятельность становится все многограннее. Он работает в театре, одновременно cотрудничает в Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, преподает в детской музыкальной школе.

Изучая культуру и быт народа, собирая и изучая народное музыкальное творчество, он за три десятилетия работы в Хакасии записал сотни хакасских народных песен, многие из них обработал, написал ряд теоретических трудов о хакасской народной музыке, создал десятки национальных музыкальных произведений различных жанров от песни до оперы. Благодаря этому, пополнился репертуар самодеятельных и профессиональных исполнителей, а сама хакасская музыка шагнула далеко за пределы области, стала достоянием многих любителей музыки.

Широко известен сборник записей народных песен «Музыкальное народное творчество хакасов» А. Кенеля. Всесоюзное музыкальное издательство «Советский композитор» выпустило «Енисейские побаски», хакасскую песню для фортепиано, а также монографию «Семен Кадышев» — о выдающемся хакасском сказителе-хайджи. Песни «Цвети, Хакасия» на слова А. Топанова, «Белый цветок» М. Кильчичакова, «Возвращение» А. Ахпашева, наряду с другими популярными песнями, изданы в различных репертуарных сборниках в Абакане и Красноярске. Некоторые из них выпущены в грамзаписи Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия». Крупные музыкальные полотна на хакасские темы, как «Квинтет» для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, «Драматическая фантазия» для фортепиано с оркестром, сюита «В горах Алатау» для скрипки с фортепиано и другие неоднократно звучали на пленумах Сибирской композиторской организации, в филармонических концертах. Большой резонанс получили его музыкальные драмы и комедии — «Акун» М. Кокова (переработанное и дополненное композитором в конце- 50-х годов), «Одураченный Хорхло» А. Топанова и Н. Зингеровского, «Всходы» и особенно «Медвежий лог» М. Кильчичакова. Оперетта «Красноярское море» на либретто Г. Сысолятина исполнялась ансамблем «Жарки», а два акта трехактной оперы «Чанар Хус и Ах Чибек» (либретто А. Кенеля и А. Чмыхало) было поставлено силами преподавателей и учащихся Абаканского музучилища в 1967 году. Музыка А. Кенеля к хакасским танцам составила музыкальный фундамент национальной хореографии.

Плодотворным оказалось сотрудничество Александра Александровича с хакасским народным ансамблем песни и танца «Жарки», возглавляемым в те годы Сарой Даниловной Словиной. Танец «Рукавицы любимому» становится лауреатом конкурса Всесоюзного фестиваля советской молодежи 1957 года и участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Покорили зрителей и мелодии к танцам «Сбор кедровых орехов», «На аркане», «Танец охотников».

Вершиной творчества музыканта стала первая хакасская опера-легенда «Чанар хус», созданная по мотивам народного эпоса. Клара Сунчугашева вспоминает: «В то время я училась в Красноярском музыкальном училище. Проездом, хоть на минуту, забегала к Александру Александровичу перемолвиться с ним хотя бы словом... Потому что он и певица Людмила Ивановна Балтыжакова в свое время благословили меня в мир музыки. На одной из таких встреч он ознакомил меня с наброском музыки будущей своей оперы «Чанар хус». Поинтересовался диапазоном моего голоса. В другой раз я уже прослушала увертюру, хор девушек, арию Ах Чибек из 1 акта оперы. Меня он попросил выучить арию Кюмюс Арыг. Я охотно согласилась. Эту арию часто просила исполнить его жена Мария Петровна. Помню, на стене у них висели три портрета: Марии Петровны, А.А. Кенеля и их сына, который погиб на войне. И ария, выражавшая стойкость, страдание и терпение мужественной женщины Кюмюс Арыг, ей напоминала о ее неутешном горе, и она не скрывала слез. Я сама еле допевала от волнения. И потом мы долго сидели молча....

Либретто оперы готовили писатели А.Чмыхало и Н. Доможаков. Опера писалась на хакасском языке. В основу были положены хакасские легенды, которые А.А. Кенель прекрасно знал как фольклорист. Но он посчитал нужным привлечь и Анатолия Чмыхало - журналиста, писателя.

В Хакасии тогда было всего несколько музыкальных школ, профессиональных исполнителей – единицы. Однако настал период, когда само существование музыкального произведения такого масштаба ускорило подготовку национальных кадров, сплотило всех заинтересованных людей.

Член Союза советских композиторов, Александр Александрович Кенель был страстным пропагандистом хакасской музыкальной культуры, вел большую музыкально-просветительскую работу среди населения. На различных областных совещаниях и конференциях, пленумах и конференциях Сибирского отделения Союза композиторов СССР он нередко выступал с докладами о хакасской музыке, по проблемам развития музыкальной культуры Хакасии, выезжал с лекциями о музыке в далекие улусы.

Более половины творческой деятельности композитора отдано строительству музыкальной культуры Хакасии. Правительство, высоко оценив его вклад в развитие советского музыкального искусства, присвоило в 1960 г. А. Кенелю звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

«Я счастлив и горд тем, — говорил композитор, — что могу внести свою скромную лепту в дело развития нашего народного музыкально-поэтического искусства, и это приносит мне новый прилив бодрости и сил».

Жизнь после смерти.

В 1970 году его не стало. «На могиле, - вспоминает К.Е. Сунчугашева, - тихонько пели его любимые мелодии и дали клятву, что обязательно осуществим постановку оперы «Чанар Хус». И она состоялась в 1980-м. Подготовили ее преподаватели и студенты музыкального училища. Это был большой праздник хакасской культуры. Но это был и праздник Кенеля...».

Выступая в 1996 году на I Международном симпозиуме «Чатхан: история и современность», прошедшем в Абакане, В.В. Глаголев очень точно сказал о нем: «Композитор знал, что работает, в основном, на будущее, и это будущее он как бы программировал...»

Недаром Абаканской детской музыкальной школе присвоено имя А.А. Кенеля. И один раз в два года по всей республике проводятся музыкальные конкурсы имени А. Кенеля.

Была в фигуре этого человека определенная «нездешность», какая-то необычность, «инородность» для встречавшихся с ним в обыденной жизни. Но за внешней простотой невысокого, лысоватого человека в скромной одежде, в круглых очках, каким его запомнили в Хакасии, была скрыта личность высокого духовного полета. С молодости и до последних дней он оставался рыцарем служения светлым идеалам. Наверное, в этом ключ к разгадке его жизненного пути...

Черногорцы – победители Республиканского конкурса
им. А. А. Кенеля.

Год Место Ф. И. победителя Инструмент Преподаватель
1998 1 Ганзяков Денис фортепиано Штефан Т. С.
  2 Линдт М. фортепиано Казачук А. Г.
  2 Чепа Д. по сольфеджио
  2 Полюхова Ольга по сольфеджио Сергиенко З.И.
  3 Хор   Кириллова Т. Н.
  3 Ксенжепольский Денис духовые инстр. Самрин К.К.
  2 Ансамбль виолончелистов виолончель Попова Т.В.
2000 1 Бакшутов Коля духовые инстр. Самрин К.К.
  3 Гаврюченко Олеся виолончель Попова Т.В.
  1 Коржнева Марина баян Мосина Т.А.
  3 Мандрыкин баян Штефан В.А.
  2 Гигани Кристина фортепиано Большакова Г.В.
  3 Гомзяков Денис фортепиано Штефан Т. С.
2004 3 Тряпкин Сергей духовые инстр. Самрин К.К.
  3 Гаврюченко Олеся виолончель Попова Т.В.
  3 Шахторина Геля баян Мосина Т.А.
  3 Моисеенко Андрей аккордеон Мосина Т.А.

Заключение

Несомненно, что идеи просветительства, служения высоким целям, воодушевлявшие Кенеля в молодые годы, не были растоптаны в результате репрессий. Потом, в зрелые годы, когда он уже был членом Союза советских композиторов, наверное, у него была возможность вернуться в родной город, но он сохранил верность Хакасии. Для него главным были не внешние достижения, а внутренние духовные накопления. Он лучше, чем кто-либо, понимал, что «не место красит человека...», и остался в памяти знавших его как человек удивительного трудолюбия, доброты, бескорыстности.

Список использованной литературы

1. Анненко А. Тайна композитора Шарля Луи де Кенеля // Газета «Шанс», 2006, 16 ноября.
2. Асиновская А. Опера А. Кенеля «Чанар Хус и Ах Чибек». Учёные
записки, вып. 19, №5, ХакНИИЯЛИ, Абакан, 1974, с.88.
3.Стоянов А. Кенель Александр Александрович, в кн.: Зажги свою звезду.- Абакан, 1975, с.80.
4. Шварцбург А. Юбилей композитора: к 40 – летию творческой деятельности Кенеля //Газета «Красноярский Рабочий», 1958, 22 ноября.

Фотографии предоставлены Хакасским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории.

Приложение 1.


Александр Александрович Кенель

Приложение 2.


А.А. Кенель с молодыми композиторами в гостях у Кадышева С.П.

Приложение 3.


А.А. Кенель и К. Кокова, народная артистка Хакасии.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»