Красноярский край, город Канск
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18.
Исследовательская работа
Выполнил: Данилова Екатерина, учащаяся 9 класса
Руководитель: Данилова Лариса Михайловна, учитель истории
г. Канск
2008
Введение.
Глава 1. Период процветания
1.1. Описание деревни.
1.2. Счастливое детство.
1.3. «Школьные годы чудесные».
Глава 2. Повседневная жизнь и быт в 1950-60х годах.
Глава 3. Политика «ликвидации неперспективных деревень».
3.1. Последствия реформ в сельском хозяйстве.
3.2. Культурная и общественная жизнь деревни в 1970х годах.
3.3. Народные праздники.
Глава 4. Упадок деревни.
Заключение.
В конце июля 2007 года наша семья поехала на малую Родину моей бабушки Шкляр Любовь Васильевны (в девичестве-Хихол) в деревню Новокиевлянку Абанского района Красноярского края. Мы ездим туда каждый год на Троицу, посещаем могилы умерших родственников. В деревне в этот день собирается много людей, приезжающих с разных концов Красноярского края и России. В субботу, накануне Троицы, все посещают кладбище, а в воскресенье едут на пруд и там веселятся, вспоминают, как жили раньше в деревне. Но на этот раз повод для поездки был иной. Члены семьи Литус, проживающие в Новокиевлянке, решили организовать праздник «День деревни» и с этой целью дали объявление в местную газету, обзвонили всех, чьи номера телефонов у них были. В итоге весть о том, что объявлен «общий сбор», облетела весь Красноярский край.
Праздник начался с концерта, организованного силами жителей деревни. Первым номером концертной программы было выступление восьмилетнего мальчика, прочитавшего стихотворение «Поставьте памятник деревне». Затем было еще много номеров, воспоминаний, рассказов. Во всем сквозила ностальгия по утраченной малой Родине, той, какая она была раньше, боль от того, какой она стала сейчас. Все это произвело на меня неизгладимое впечатление. Казалось бы, о чем могут сожалеть самодостаточные люди? Уехав, каждый состоялся в какой-либо профессии, получил комфортные условия для жизни. Все говорили о том, что жизнь удалась. Удалась благодаря чему? Тому, что уехали или тому, что было заложено деревенскими событиями, явлениями, отношениями? Что является основополагающим для определения жизненного пути человека, который «сознательно или невольно воздействует на ход истории» (А. Гуревич)?
Мой род по материнской линии уходит корнями в Белоруссию, Гродненскую губернию Волковысский уезд, деревню Колядичи. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Бурдюк Марыля и Бурдюк Иван с детьми: Данилой, Степанидой, Лукерьей, Софьей, Надеждой – выехали в Сибирь. Софье Ивановне (моя прапрабабушка) было десять лет. Бабушка Любовь Васильевна помнит ее рассказ об этих событиях: «Запрягли лошадей, усадили детей, погрузили кое-какие вещи, домашнюю утварь. Ехали на лошадях, шли пешком под бомбежкой немцев. Наконец добрались до Сибири, приехав в Канский уезд, деревню Безурань».
В 1927 году Софья Ивановна вышла замуж за Щукина Луку, в 1928 году у них родился сын Анатолий. Через два года они развелись, и Софья вышла замуж за Хихол Георгия Степановича 1910 года рождения, уроженца Абанского района с. Березовка. 10 сентября 1932 года родилась дочь Валентина (моя прабабушка). В 1930-х годах семья Бурдюков переезжает в деревню Богомолово, позже переименованную в Покровку-3, еще позже переименованную в Новокиевлянку.
К огромному сожалению, исследовать архивные документы, с помощью которых можно было описать и проанализировать историю деревни, не представляется возможным, поскольку они сгорели во время пожара. Поэтому в своей работе я буду опираться на воспоминания жителей, их семейные фотографии, документы.
В деревне Покровка-3 насчитывалось 105 дворов на трех улицах. Старожилы вспоминают красоту этих улиц: «Всегда чистые, зеленые, с белеными палисадниками, в которых весной белым снегом цвели черемуха и рябина, благоухала сирень». От районного центра деревня находится в 20-ти километрах, до города Канска – 55 километров. Жители работали в колхозе «Красный восход», в котором была пасека, мельница, коровник, телятник, овчарня, птицеферма, свинарник, сушилка, где перерабатывали зерно, молоканка. Что касается объектов культурного и социального назначения, в Покровке-3 были: клуб, библиотека, средняя школа, интернат, детский сад, медицинский пункт, магазин. В интернате жили дети, обучающиеся с пятого по восьмой класс из близлежащих деревень: Баланчука, Романовки, Захаровки, Ивановки, Троицка, Красного Яра. В колхозе выращивали пшеницу, овес, ячмень, рожь, гречиху, просо, подсолнух, кукурузу, картофель, турнепс. За деревней простирались не только ухоженные поля, но и разноцветные луга, земляничные и клубничные поляны, березовые рощи, сосновые боры с обилием черники и брусники, пруд, где плавали утки и гуси, болота с кочками, красными осенью от клюквы.
Дома в деревне были разные. У кого-то победнее, у кого - побогаче. Бабушка, Любовь Васильевна вспоминает: «Наш дом был небольшой, всего две комнаты. В первой справа стояла большая русская печь, к ней примыкала печка железная. В русской печи стряпали хлеб. Вытапливали ее березовыми дровами, угли выметали помелом (на палку привязывали сосновые ветки). Температуру измеряли рукой: если рука выдерживает жар, можно сажать хлеб. Делали круглые булки, сажали их на капустные листы». Бабушка до сих пор помнит запах этого хлеба с прилипшими поджаренными капустными листьями. Запах из далекого детства. Еще она любила медовую пареную репу, приготовленную в русской печи и жареную картошку. Жарили картофель так: ставили сковородку перед полымем (пламенем), тонкие круглые пластики картошки кипят в топленом сливочном масле, сверху образуется хрустящая золотистая корочка. Еще обязательно готовили запашистый борщ и румяные, хрустящие белорусские драники. Конечно, сейчас, живя в городе, невозможно приготовить все это по старым рецептам. Но драники до сих пор традиционно готовят в нашей семье.
Моя бабушка окончила музыкальное училище по специальности режиссер массовых мероприятий. Она очень интересный и творческий человек. Из ее рассказов о своем детстве я могу сделать вывод о том, что все эти способности закладывались и развивались именно тогда. Софья Ивановна при свете керосиновой лампы и отблесков огня от печки рассказывала ей страшные истории про ведьм и домовых, оборотней и привидений. Бабушка, в свою очередь, рисовала себе различные картины, что-то домысливала, сочиняла свои новые истории и рассказывала младшим ребятам. Еще одним развлечением в детстве являлось прослушивание радиопередачи «Театр у микрофона». Радио в деревне появилось в послевоенное время. Вот как об этом вспоминает Кухарчук Екатерина Сергеевна: «В начале 1950-х годов в деревню стали проводить радио. Я в это время колола дрова. Из дома выбегает испуганный дядька Якуб и кричит: «Катька, бросай дрова, беи в хату, там в ящике кто-то разговаривает!» Я бросаю топор, бегу в избу – тишина, «ящик» молчит. Я возвращаюсь во двор и продолжаю колоть дрова. Через некоторое время дядька опять кричит: «Катька, беги быстрей, ящик заговорил!» Я прихожу, опять тишина. В конце концов я перестала бегать. Когда закончила и зашла в избу, репродуктор «разговаривал». Оказывается, пока его подсоединяли, он то «говорил», то «молчал». Дядька Якуб все интересовался, подходя к нему с разных сторон, кто же сидит в этом ящике. Для всех в деревне радио было диковинкой».
В школе моя бабушка училась хорошо, была организатором многих дел. Когда собираются земляки, ее сверстники, всегда вспоминают о том, как они учились и чем занимались в свободное от занятий время. Школьники помогали колхозу: копали картофель, пололи, рвали турнепс, вязали веники для овец, собирали березовые почки и сдавали в медицинский пункт. В седьмом классе организовали тимуровскую команду. Стали помогать одиноким старушкам. Все делали тайно, чтобы никто не видел и не знал, кто это делает. Вспоминает один из тимуровцев Литус Геннадий Григорьевич (выполнял еще функции барабанщика): «Жила в деревне баба Настя. Женщина одинокая, безграмотная. Некоторые дети даже пытались ее обижать. А мы решили взять ее под свою опеку. Пока она уходила куда-нибудь, наша команда быстро принималась за дело: кто полол в огороде, кто дрова колол, кто мел двор. Вобщем всем находилось занятие. И как только наш наблюдатель сообщал, что приближается баба Настя, нашей команды как небывало. Она заходила во двор, видя такие преобразования, недоумевала, ссылаясь на нечистую силу». Вскоре о тимуровцах в деревне узнали. Но детей радовал не факт тайной помощи, а оказание внимания тем людям, которые в этой помощи нуждаются. Ребята продолжали помогать женам фронтовиков, погибших в Великой Отечественной войне, одной из которых и была баба Настя. Бывшие тимуровцы на вопрос: ради чего они это делали, отвечают: «Помогали не за какую-либо оплату и даже не за благодарность. Мы гордились своими земляками, мы, как и они, любили свою большую и малую Родину, восхищались подвигами наших земляков – фронтовиков».
Наше поколение практически ничего не знает о тимуровцах. В энциклопедии для детей читаем: «Тимуровское движение – массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 1940х годов под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Тимуровское движение – действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности». (Энциклопедия для детей. 2003г., стр.245)
В повести А. П. Гайдар описывает деятельность команды ребят под руководством Тимура. На домах красноармейцев они рисовали звезды, являвшиеся знаком того, что жителям этих домов будет оказываться помощь. Помощь они старались оказывать тайно, чтобы никто не знал. А. П. Гайдар пишет: «На покрытой мешками соломой вокруг Тимура, который разложил перед собой карту поселка, расположились ребята.
…Вскочил Саша Симаков и зачастил уверенно, без запинки:
- В доме номер 54 по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу – старуха девчонку колотит. Я кричу: «Тетенька, бить не по закону!» Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты проклята!» - «Да куда же она пропала?» - «А вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!»
- Погоди! Чей дом?
- Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка – его дочь, зовут Нюркой. Колотила ее бабка, как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
- Козу разыскать! – приказал Тимур. – Пойдет команда в четыре человека. Ты…ты и ты. Ну, все, ребята?»
В начале 70х годов для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах – республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходили традиционные сборы тимуровцев. В 1973 году в пионерском лагере Артек состоялся первый Всесоюзный слет тимуровцев. На слете присутствовали около 3,5 тысячи делегатов, принявших программу развития Тимуровского движения. Тимуровцы участвовали в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и пр. (Энциклопедия для детей. 2003г. стр.245).
На мой взгляд, показательна та эталонная группа, на кого хотели быть похожими школьники – подростки 1960х годов. Большинство моих сверстников хотят стать бизнесменами, жить богато, чтобы не беспокоится о завтрашнем дне, сделать карьеру, стать благополучными. При этом учитываются исключительно собственные, личные интересы. Сорок лет назад наши сверстники старались быть похожими на пионеров-героев, твердо веря, что если враг нападет на нашу страну, они без колебания встанут на ее защиту. Я не хочу в данном случае проводить какое-либо сравнение и делать вывод о том, что лучше, а что хуже. Думаю, большую роль в этом играет идеология. Кроме того, не так уж далеко ушла Великая Отечественная война от детства моей бабушки и ее одноклассников. Замечу, что среди современных подростков есть те, кто абсолютно бескорыстно участвует в акциях по благоустройству нашего города, оказанию помощи ветеранам и пожилым одиноким людям. Я являюсь членом городского парламента, по инициативе которого в школах города в октябре 2007 года прошла «Осенняя неделя добра», в рамках которой ребята принимали участие в вышеназванных акциях.
Судя по воспоминаниям бабушки и земляков, жизнь в 1960-70х годах не была такой уж безоблачной. Софья Ивановна и ее внучка Любаша жили на скромную пенсию – 8 рублей. Приходилось много работать как дома по хозяйству, так и летом в колхозе, чтобы заработать себе на обнову к школе. А хотелось еще и повеселиться. Вот как об этом рассказывает Любовь Васильевна: «Я вставала рано, а то и вовсе не ложилась, а сразу с вечорки (вечером устраивали на озере костры, играли в игры, пели песни) часа в четыре шла в огород полоть грядки, окучивать картошку. Пока бабушка встанет, у меня уже половина работы сделана. Чтобы заработать какую копейку, пололи турнепс на полях в колхозе. Летом доили коров вручную». Уже с конца 1960х годов молодые люди стали уезжать из деревни. Думаю, их можно понять. Труд в деревне и сейчас тяжелый. А в те годы по данным статистики тяжелым ручным трудом было занято около 70% работающих в сельском хозяйстве. (Глеб Елисеев. «СССР в эпоху застоя», М., 2003г., стр. 585) В мае 1966 года было принято постановление «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства». Согласно этому документу колхозники стали получать ежемесячную заработную плату деньгами. Крестьянам разрешили держать больше скота, выросли личные земельные участки. Безусловно, данные меры улучшили положение жителей деревни. Но, судя по воспоминаниям сторожила Григория Дмитриевича Литус, колхозники предпочитали усердно трудиться на своих приусадебных участках, а не на колхозных полях. Ответом на вопрос «почему?», могут стать слова академика Игоря Шафаревича, который утверждал: «Труд крестьянина, который наполнил смыслом жизнь неисчислимых поколений наших предков, теперь свою красоту и притягательность, очевидно, потерял… Причина же заключается в столкновении двух идеологий: одна, согласно которой землю обобществить необходимо, и другая, которая рождается из особого чувства, из любви к своей земле, столь же несовместимого с ее обобществлением как нормального чувства к своей жене – с обобществлением жен». (Глеб Елисеев. СССР в эпоху «застоя», М., 003г., стр.586)
В конце 1970х годов в связи с нехваткой рабочей силы на селе, был разработан новый план концентрации сельскохозяйственного производства. Было намечено ликвидировать 200 тысяч «неперспективных деревень». Данная политика коснулась и Покровки-3. Все близлежащие от села Устьянск колхозы соединили в один Устьянский совхоз. Хозяйства стали резко сокращаться. Деревню Покровка-3 переименовали в Новокиевлянку (по мнению жителей деревни, название определили в связи с тем, что в ней жили в основном выходцы из Украины и Белоруссии). Из хозяйства остались только коровник и телятник. В близлежащих деревнях Романовке, Баланчуке, Захаровке, Ивановке, Троицке, хозяйства рухнули, и деревни прекратили свое существование. Вспоминает Кухарчук Е. С.: «Работы не стало. Жители, бросив свои дома, уехали. Некоторые переезжали в деревню Новокиевлянку, где еще оставались восьмилетняя школа, клуб, библиотека».
И даже в такой ситуации деревня продолжала жить. Моя бабушка Любовь Васильевна работала в это время заведующей клубом. Сохранилась статья «Совет клуба в действии» из районной газеты «Красное знамя» от 17 января 1980 года, где говорится о том, что в деревне Новокиевлянка создан на добровольных началах совет клуба как коллективный орган управления клубной работой. Автор статьи методист районного дома культуры А. Цветкова предлагает познакомиться с опытом работы совета, в который вошло 7 человек: библиотекарь Л. В. Аксенова, преподаватели Л. И. Шкляр, М. Н. Литус, гуртоправ В. Ф. Короленко, бригадир Г. А. Семашкевич, механизатор А. Н. Глинский, техничка школы Т. Е. Малявская. Люди разных профессий, образования и разного возраста. И это особенно удивительно, если учесть чем занимались эти люди. Они рассматривали и утверждали тематику и программу вечеров, устных журналов, праздников, репертуарный план кинопоказа, просматривали и утверждали программы агитбригад, готовили и вносили предложения об улучшении работы клуба. Автор статьи пишет: «Каковы же были плоды нелегкого труда? 22 концерта поставлено за год. Участвуя в смотре, коллектив занял по Устьянскому совхозу третье место. Это была первая победа. До сих пор в памяти участников художественной самодеятельности и всех жителей деревни проведенные КВН, «Голубой огонек», веселые конкурсы» («Красное знамя», №8, 17января 1980г.).
Я считаю, что показательным для того периода истории является описание в статье агитационной работы членов совета клуба (2/3 статьи). А. Цветкова отмечает работу с животноводами, для которых проводились политинформации, беседы, обсуждались Постановления ЦК КПСС. Был составлен план работы с партийной организацией. Раз в месяц выпускали газету «Животновод», ежедневно заполняли экран социалистического соревнования, проводили книжные выставки, обзор литературы на тему: «Наука – сельскому хозяйству». В этой части статьи уже не встречается фраза как ранее: «До сих пор в памяти участников…». На основании чего можно сделать вывод о необходимости мероприятий с точки зрения идеологии с одной стороны и формализме с точки зрения восприятия колхозниками – с другой.
В это время в стране уже существовал конфликт между государственной властью и оппозиционной культурой в разных видах искусства. Например, рок-музыка, свободно развивавшаяся на Западе, в Советском Союзе была запрещена. Рок-музыканты выступали почти подпольно, на частных квартирах. Многие из них работали грузчиками или разнорабочими. Известный рок-музыкант и композитор Борис Гребенщиков назвал их «поколением дворников и сторожей». Конечно в деревне об этом тогда никто не беседовал, открыто не высказывались против примитивной партийной пропаганды. Но, судя по воспоминаниям, обсуждали обстановку в стране. В коммунизм мало кто верил, но все были вынуждены изображать преданность коммунистическим идеалам. Хочу в связи с этим привести высказывание анонимного советского автора. Писавшего об обществе 1970х годов в статье «Вестника русского студенческого христианского движения»: «Мы люди, привыкшие думать одно, говорить другое, а делать третье» (Глеб Елисеев. «Стабильность и инакомыслие», М., 2003г.).
И все же некоторые формы общественного воздействия давали свои результаты. В статье читаем: «В декабре стало известно, что на ферме дела обстоят неблагополучно: снизился надой молока вследствие халатного отношения к работе гуртоправов. Совет клуба побывал на ферме, побеседовал с животноводами, провел заседание депутатской группы, был выпущен специальный номер газеты «Животновод», где активисты выступили с критической статьей. Через неделю положение на ферме улучшилось». («Красное знамя», №8, 17 января 1980г.). Статья заканчивается словами: «Начался Новый год, хочется пожелать совету клуба новых творческих успехов, особенно в период подготовки к выборам и празднованию 110- й годовщине со дня рождения В. И. Ленина». («Красное знамя», №8, 17 января 1980г.). Но насколько я могу судить по рассказам моих родных и земляков, истинно народными праздниками в деревне были не выборы и годовщины политических деятелей, а праздники религиозные – Пасха, Троица, Рождество. Правда, для детей, в силу атеистической пропаганды, они не носили религиозно оттенка. Но в воспоминаниях остались как что-то яркое, интересное, веселое.
Вспоминает моя бабушка Любовь Васильевна: «Перед Пасхой бабушка стряпала куличи, булочки, красила яйца луковой шелухой. Все в доме мылось, чистилось, стиралось. По углам вешали пучки пихты, а на их нанизывали скорлупу яиц. Обязательно к Пасхе шили новое платье. И вот наступает утро. Вставали в пять часов утра. Дети брали сумки и шли по домам, сначала к родственникам, потом кто куда. Входя в дом произносили: «Христос воскресе!» Хозяин отвечал: «Воистину воскресе!» Затем хозяева угощали детей крашеными яйцами, булочками, конфетами. К обеду все возвращались домой, садились за праздничный стол. Затем шли на горку, выбирали сухое место и катали яйца с горки. Чье дальше укатится и не разобьется, тот побеждает».
В начале 980х годов в деревне закрыли школу. Добираться до села Устьянск и районного центра было не на чем. Дело в том, что в Новокиевлянку никогда не ходил автобус. А из транспорта на всю деревню был один мотоцикл. Это стало еще одним толчком к переезду жителей. В 1980 году умирает Софья Ивановна, и наша семья так же уезжает.
Сейчас в деревне Новокиевлянка осталось 15 дворов, магазин, медицинский пункт. Окружающие деревню поля заросли не только травой, но и молодыми деревьями. Березовые рощи и сосновые боры беспощадно вырубаются. Вот и все, что осталось от некогда процветающей местности.
Говорят, человек умирает не тогда, когда прекращается его физическое существование на земле, а когда его забывают. Думаю так же можно сказать и о моей малой родине. «Поставьте памятник деревне…». Вероятно, это должен быть памятник в виде памяти о людях, родственниках, земляках, которые там жили и трудились на благо своей семьи и, как это громко не звучит, на благо своей малой и большой Родины.
Многие, кто уехал, действительно на жизнь не жалуются. Но они говорят, что счастлив тот человек, кто пословицу «Где родился, там и пригодился», может применить к себе.
Сегодня моя малая родина, как и большинство других деревень – бесперспективна. Я считаю, что уход в небытие каждой деревни – это удар похоронного колокола по сельскому хозяйству (уменьшаются посевные площади, поголовье скота и пр.) Бесперспективная деревня. Таков диагноз. Таков «приговор». Каждый наш приезд туда волнующ и вместе с тем горек. Давит здешняя безысходность. Запустение. Заброшенные поля, захламленный, гектарами вырубленный лес, заросшие бурьяном луга. Куда, к чему приедем на свидание с малой родиной через пять лет?
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайдар А. П. Повести. Московский рабочий. 1986г.
2. Елисеев Г. СССР в эпоху застоя. М., 2003г.
3. Елисеев Г. Стабильность и инакомыслие. М., 2003г.
4. История России XX век. Т.5. М., 003г.
5. Кофман Я. М. Поиск путей реформирования советского общества (60-е – нач. 90-х
гг.) Красноярск, 1995г.
6. Цветкова А. Совет клуба - в действии. «Красное знамя». №8 1980г.
7. Энциклопедия для детей. «Весь». 2003г.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»