Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Свои - чужие (Российские немцы)


Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России ХХ век »

Выполнила Еранцева Татьяна.  МОУ Вагинская СОШ 11 класс

руководитель : Пестерева Л.А.- учитель истории высшей квалификационной категории, заслуженный педагог Красноярского края, отличник народного просвещения.

С.Вагино
2008г

Содержание

Введение

I.Плановое поселение немцев при Екатерине II, Павле I и Александре I.

§1.У истоков немецкой культуры в России.
§2. Причины эмиграции.
§3. Регионы поселения в России.
§4. Основные занятия колонистов Поволжья.
§5. Усадьба и село.
§6. Церковная жизнь и школьное дело.
§7.Ограничения и отмена привилегий.

II. Немцы в период между двумя мировыми войнами.

III. II Мировая война. Депортация и трудармия.

IV. Жизнь советских немцев в послевоенный период (1945-1972).
§1. Амнистия 1955г.
§2. Частичная амнистия 1964г.
§3. 70-80-ые гг.

V. Сегодняшнее положение российских немцев.

Заключение
Литература
Приложение

Введение

Пройдут года и на вопрос столетий
Ответят дети-
Наши дети.
Кто были мы? Кто более на свете
Любил Россию
И умер с этим…
А внуки… Что же… Внуки вспомнят, может…
Виктор Фезер. Германия. Кассель.

Проводимая краевым обществом «Мемориал» в 2006г. акция «Красноярский край в годы политических репрессий», посвященная Дню памяти жертв политических репрессий, заставила меня задуматься о судьбах наших соотечественников, незаконно подвергнутых наказаниям. Современный курс «История России XX век» не дает полной информации об этой трагической странице нашей истории. Тяжелая слава «Сибирской каторги» принадлежит Красноярскому краю, который стал местом, где люди отбывали незаслуженное наказание. Рядом с нами в наших селах и городах живут те, кто пережил репрессии. Их внуки сидят с нами за одной партой, иногда даже не подозревая о трагической судьбе своих родных и близких.

Целью моей работы стало изучение истории поволжских немцев, и исследование судеб депортированных в села Вагинского сельского совета, Боготольского района немцев из села Красный Яр, Энгельского района, Саратовской области.

Была поставлена задача собрать, и обобщить материал по теме исследования. При знакомстве с конкретными судьбами проанализировать повседневную жизнь людей: увидеть, из чего она складывалась, попытаться понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, соотнести частное существование человека с ходом исторических событий, попытаться представить быт разных эпох (XVIII-XXI).

В последние годы появились публикации, посвященные проблемам истории советских немцев, в частности по вопросам депортации. Но эти материалы не в полной мере раскрывают историю немецкого народа в СССР, его печальную и трагическую судьбу. Ведь именно по немцам пришелся основной удар репрессивной машины сталинского режима, вся вина которых заключалась в том, что они своими историческими корнями были связаны с государством, развязавшим войну против СССР.

Исторические источники работы: устные свидетельства тех, кто подвергся репрессиям; домашние архивы (фотографии, документы, награды, подшивки старых газет) семей Эккардт, Пин, Дамер; материалы музея г. Энгельса, Саратовской области и Центра Немецкой Культуры г. Энгельса.

I. Плановое поселение немцев при Екатерине II, Павле I и Александре I

§1. У истоков немецкой культуры в России.

Немцы жили в России еще задолго до планового переселения немецких крестьян. Уже в средние века купцы немецкой Ганзы селились на севере России в Новгороде. Во времена правления Ивана Грозного усиленно приглашались ремесленники, врачи, офицеры, служащие и т.д. в Москве возникло целое предместье (немецкая слобода). Петр Великий привлек много немцев в свое окружение. Его последователи также поручали немцам ответственные посты в дипломатии, управлении и в армии.

На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных и незаселенных земель. Чтобы освоить эти земли, Екатерина II издала Манифест от 22 июля 1763г., в котором иностранные граждане приглашались в Россию. В нем императрица обещала свободное отправление веры. Кто селился в необжитых землях, освобождались от налогов на 30 лет, в других областях – от 5 до 10 лет. Переселенцы освобождались от военной и гражданской службы. Все отведенные колонистам земли передавались им на вечные времена как общинная собственность, им предоставлялось право на общинное самоуправление. Они непосредственно подчинялись Престолу. Власти заверили переселенцев в том, что они в любое время могли покинуть царскую империю. Колонисты не были крепостными, они были свободны. Позднее Павел I и Александр I закрепили и расширили привилегии колонистов.

§2. Причины эмиграции.

Каковы были причины эмиграции немцев? Переселенцами стали жители земель Гессена и юго-западной части Германии. Хозяйственная нужда, неурожаи, голодные годы, ограничение вероисповедания, подати своим князьям и чужим властям, иностранная оккупация – все это заставило тысячи немцев покинуть родные места и переселиться в Россию.

§3. Регионы поселения в России.

Плановое заселение России немецкими крестьянами шло с 1763 года и длилось до 1842 года. Некоторые колонии складывались вплоть до 1862 года. После Манифеста Екатерины II началось массовое переселение немцев из Гессена, а также Прирейнских областей и Вюртемберга в Россию. Тогда не было железных дорог и пароходов, и путь переселенцев пролегал по суше до Любека, а затем по морю до Петербурга. Дальнейший путь оттуда проходил по суше через Москву или водным путем по Волге до Саратова, где на замкнутой территории было заложено 104 поселения.

В 1763-1768гг. в Поволжье поселилось около 8 тысяч семей общим числом 27 тысяч душ. На правом берегу Волги было основано 45 колоний, на левом – 57 колоний.

Немцы из других частей Германии основали колонии на Украине, в Бессарабии, в Крыму и на Южном Кавказе. Позднее немецкие поселения появились южнее Урала и в Западной Сибири, к концу XIX в. в Центральной Азии. Последнее поселение образовалось в 20-е гг. XX в. на Амуре.

Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения российских немцев. Численность немецкой национальной группы возросла за 150 лет от первоначальных 100 тысяч переселенцев до 1,7 млн. (данные на 1914г.), т.е. их численность увеличилась в 17 раз. (Немцы в России и СНГ (1763-1997), Германия, Штутгарт, 1998)

У всех немцев в России со временем развилось четко выраженное сознание Малой родины. В отличие от переселенцев в США или в Канаде российские немцы стремились оставаться немцами. Они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык, свои национальные традиции (народные песни и народное творчество, музыку, национальные костюмы и обычаи), заботливо передавали их последующим поколениям. Это помогло им на протяжении более двух веков сохранить свою национальную самобытность и успешно противостоять ассимиляции.

§4. Основные занятия колонистов Поволжья.

Сельское хозяйство.

Культуру российских немцев в сельской местности определяли в основном крестьяне. Ремесленники и коммерсанты поселились в колониях лишь в более позднее время. С большим упорством приступили жители колоний к поднятию целины. Колонисты привезли с собой плуги, косы-крюки, горбатые мотыги, необычной формы серпы, косы, веялки, жернова и даже молотильные камни. Заготовки каменных катков на различной стадии обработки, а также готовые изделия до сих пор встречаются в Поволжье.

Все приспособились к новым условиям и преодолели казавшиеся непреодолимыми трудности. Почвы оказались бедными и не очень плодородными. В первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овес и кукурузу. Немцы вывели также известную породу коров (немецкая красно-степная), которая пользовалась большим спросом.

В экономическом отношении переселенцы испытывали большие трудности. Однако их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к довольно быстрому подъему уровня жизни, закладывались новые села, за счет покупки новых земель расширялись территории колоний.

Ремесло и промышленность.

В поволжских колониях развивались различные виды ремесел. Самым значительным подсобным производством являлось тканье сарпинки. Почти до 1890г. это производство было чисто немецким. В домах колонистов одновременно находилось до четырех станков. Прядением и перематыванием нитей, ткачеством занимались все члены семьи в течение светового дня. Доход на одного ткача в год достигал 54 рубля (по данным Саратовского краеведческого музея). В основе всех промыслов и ремесел лежало кузнечное ремесло. В каждом немецком селе было 2-3 кузницы, полностью обслуживающие все нужды крестьянского хозяйства от пахотных орудий и деталей веялки до дверных ручек и гвоздей, подков и украшений сбруи.

Но самым необычным производством было изготовление курительных трубок. Оно зародилось в Самарской губернии в конце XVIII в. – начале XIXв., затем перекочевало в Саратовскую губернию. Сырьем служили корни и стволы березы и клена. Всего трубок насчитывалось до 19 сортов. От простых (по 4 копейки за штуку) до сложных с оправой из латуни и серебра. Многие виды трубок можно встретить в музеях г. Энгельса, Саратова, Самары, Пензы, Санкт - Петербурга.

С сер. XIX в. и до 1941г. в домах поволжских немцев наряду с мебелью местного производства мастерских и фабрик г. Энгельса, Саратова, Бальцера значительное место занимала мебель, изготовленная местными мастерами. Известным мастером был Андреас Иеронибус из Альт – Варенбурга. Его внуки оставили надпись на внутренней стенке дверцы настольного шкафчика в сентябре 1941г., адресованную новым жильцам, с просьбой сохранить их дом.

Из зеленого неочищенного прута изготовляли плетеные столы, стулья, коляски, вазы, шкатулки, этажерки. В начале XX в. надомным плетением занимались только в немецких селах около 4 тысяч человек (данные краеведческого музея г. Саратова).

Всеобщее развитие получила мукомольная промышленность, многочисленные кирпичные заводы поставляли необходимый строительный материал.

§5. Усадьба и село.

В Поволжье строились большие села, часто напоминавшие города. Вдоль длинных улиц в ряд стояли дома. Длинна улиц была от одного до трех километров, ширина 30-80метров. По обеим сторонам от проезжей части пролегали пешеходные дорожки, окаймленные рядом акаций. Уже при первичном замере наделов в центре села выделялся большой участок под бедующую церковь и школу. Все усадьбы были одинаковы по величине: 40м. в ширину и 120м. в длину. Дома были одноэтажные, поэтому высокая колокольня церкви доминировала над селом. Просторно и строго закладывались постройки на территории усадьбы. На одной стороне стоял вытянутый дом, отделенный от уличной ограды небольшим цветником. Две квартиры с четырьмя комнатами давали кров семье отца и старшему женатому сыну. Жилой дом одной стороной выходил на улицу. Напротив него, на другой стороне подворья, также выходя одной стороной на улицу, располагалась летняя кухня или дом для младшего поколения. Помещение для скота отделяли переднюю часть двора от задней. Через отверстие в стене конюшни навоз выбрасывали на хозяйственный двор, но ни в коем случае не в переднюю часть двора! Дома колонистов отличались чистотой и опрятностью. На строительство одного такого подворья из казны тратилось до 570 тыс. рублей! Лошадь в средине XVIII века стоила около 9 руб. (данные Краеведческого музея г. Энгельса, Саратовской области). В Поволжье дома строили из камня или дерева. Постройки были хорошо отделаны и чисто выбелены. Крышу покрывали жестью, черепицей или камышом. Зачастую на крыше можно было увидеть год строительства дома.

При закладке сел немецкие колонисты должны были высаживать деревья. Весной села утопали в цвету и благоухали ароматом меда. Часто за густыми акациями не видно было домов.

Для управления селом выбирался староста, который был подотчетен собранию села или района. Губернское управление колонистов было подчинено Саратовской Попечительной Конторе, которая напрямую подчинялась правительству в Петербурге.

§6. Церковная жизнь и школьное дело.

Церковь и школа были той основой, которая помогала сохранению самобытности немцев в России.

Многие немцы эмигрировали в Россию из-за религиозных преследований. Русское правительство обеспечивало свободу вероисповедания, и колонисты активно строили церкви. В каждом среднем и большом селе имелась церковь с высокой колокольней. Сад и ограда вокруг церкви содержались в образцовом порядке. Во всех церквях имелись органы, привезенные из Германии. Своим архитектурным стилем они напоминали далекую родину. Все колонисты активно посещали церкви, по воскресеньям они были переполнены.

В каждом немецком селе была школа, до 1891г. преподавание велось на немецком языке, затем началась русификация народного образования, и все больше школ переводилось на русский язык.

Безграмотных среди колонистов не было.

Кроме сельских школ возникали центральные школы, готовящие учителей, сельских писарей, коммерсантов. Большая роль отводилась немецкому языку и литературе.

После 1905г. появились учительские и правоведческие семинарии, гимназии, торговые и сельскохозяйственные школы.

§7.Ограничения и отмена привилегий.

Во II половине XIX века среди русского дворянства, политиков и интеллигенции параллельно с панславянизмом стала возрастать неприязнь к немцам в России, ко всему немецкому. Франко-прусская война и образование Германской империи послужили толчком к отмене в 1871г. данных при поселении «на вечные времена» прав и привилегий. В 1874г. на немцев была распространена всеобщая воинская повинность.

Началась эмиграция немцев в Америку. До 1912г. выехало около 300 тысяч. Новая волна эмиграции пришлась на 1918г. В двадцатых годах выехало около 150-200 тысяч человек. (Немцы в России и СНГ (1763-1997), Германия, Штутгарт, 1998).

II. Немцы в период между двумя мировыми войнами.

В годы первой мировой войны ненависть к немцам в России резко усилилась. В общественных местах не разрешалось говорить по-немецки, проповедь на немецком языке была запрещена, общественные собрания немцев были запрещены. В Москве 27 мая 1915г. был организован немецкий погром.

2 февраля и 13 декабря 1915г. правительством был принят Закон о ликвидации землевладения и землепользования. К 1917г. этот закон коснулся только немцев Волыни. Около 200 тысяч полностью разоренных волынских немцев были высланы в Сибирь.

В годы Советской власти преследования в отношении немцев резко усилились. В 1921/24гг. и в 1932/33гг. впервые за всю историю среди российских немцев разразился голод. В результате мировой войны, гражданской войны и голода численность немцев сократилась почти на 400 тысяч человек. (Данные краеведческого музея г. Энгельса).

В ходе коллективизации и раскулачивания в 1929/30 гг. мужчины-колонисты были депортированы на Крайний Север и в Сибирь. Особо жестоко по немцам ударили массовые репрессии 1937/38 гг., количество арестов на каждое селение планировалось сверху, жертвами в первую очередь становились граждане немецкого происхождения. У многих из них были родственники в Германии, США, Канаде. «Связь с заграницей», «шпионаж» становились причиной ареста. Последняя волна арестов и расстрелов пришлись на первые месяцы после германского нападения (22.06.1941г.) на СССР, когда первоначальные потери Красной Армии провоцировали поиск «виновных».

С введением колхозов, раскулачиванием и обобществлением земель в селах с прежде однородным (немецким) населением начался процесс смешивания наций. Изменился и внешний облик сел. Снесены были животноводческие постройки, дома стали короче. Появились длинные коровники и конюшни, принадлежащие колхозу. Вместо красивых каменных зданий стали строить глиняные «мазанки», особенно на окраинах сел. От былого великолепия колонистских поселков в едва узнаваемых деревнях не осталось и следа.

В период между двумя войнами немецкое национальное меньшинство еще раз пережило короткий, но бурный подъем. В 1918г. была образована «Трудовая Коммуна Немцев Поволжья», которая в 1924г. была возведена в ранг «Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья» (АССР НП). В 1924г. Съезд Советов принял Конституцию автономной республики. Ее часто официально называли «сталинским цветущим садом», т.к. по темпам внедрения современных методов производства она занимала ведущее место в ССССР. С небывалым размахом развивалась промышленность, сельское хозяйство, культура. В республике была большая сеть школ, 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабфака, 20 домов культуры, Немецкий Национальный и Детский театр. Выходило 20 местных и 5 областных газет. Республика обладала всеми признаками национального образования (2/3 населения были немцы), это был центр, где готовили специалистов для других национальных групп в других областях СССР. За жителями всех замкнутых немецких поселений признавались права культурной и административной автономии (преподавание в школах на немецком языке, немецкий язык в органах самоуправления и судопроизводстве). Но уже в 1938/39 учебном году все школы за пределами территории Республики немцем Поволжья были переведены на русский язык или украинский язык, а в 1939г. упразднены немецкие районы. В 1929/31 гг. были закрыты все церкви, богослужения запрещены. Еще до начала Великой Отечественной войны немцы были лишены всех прав национальных меньшинств.

III. Вторая Мировая война. Депортация и трудармия.

Немцы были первой этнической группой, коллективно высланной после начала германского нашествия. По данным переписи 1939г., в СССР проживали 1427000 немцев, это были по большей части потомки немцев, призванных Екатериной, тоже родившейся в Германии, в Гессене, на жительство в Россию для заселения больших пространств юга страны. В 1924г. советское правительство создало автономную немецкую республику на Волге. Немцы Поволжья насчитывали 370 тыс. человек, что составляло ¼ немцев России. Проживали они в районах Саратова, Сталинграда, Воронежа, Москвы, Ленинграда; 390 тыс. проживали на Украине. Немцы жили в Крыму, Грузии, на Северном Кавказе (Краснодар, Орджоникидзе, Ставрополь).

Передо мной уникальный документ. Это Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941г. о массовой депортации немцев.


Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года.

По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, полученному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.

О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям никто не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и советской власти.

В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами в республике немцев Поволжья или в прилегающих районах и случится кровопролитие, советское правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья.

Во избежание таких нежелательных явлений для предупреждения серьезных кровопролитий. Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах. Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей и Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности. В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение немцев Поволжья и наделить переселенцев немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах.

Председатель Президиума ВС СССР М. Калинин
Секретарь Президиума ВС СССР А. Горкин

(Ведомости Верховного Совета СССР, 1941, № 38)


Согласно этому закону, все немецкое население Автономной республики немцев Поволжья, районов Саратова и Сталинграда должно было быть выслано в Сибирь и Казахстан. Это решение было продиктовано якобы только гуманными соображениями и необходимостью не допустить проведение террористических акций со стороны немецкого населения. На проведение этой операции Л. Берия выделил 14 тыс. человек из войск НКВД. Действовали они под руководством заместителя народного комиссара внутренних дел, генерала Ивана Серова, который уже имел опыт «чистки» прибалтийских республик.

В это время Красная армия отступала вглубь страны, несла огромные потери убитыми и раненными, а тысячи солдат и офицеров привлекались для проведения подобных операций. Выселение немцев было проведено быстро и организованно. С 3 по 20 сентября 1941г. 446480 немцев были депортированы в 230-ти эшелонах приблизительно по 50 вагонов в каждом, примерно 2 тыс. человек в каждом эшелоне! Эти поезда шли до места назначения от 4-х до 8-ми недель. Направлялись они в районы Омска, Барнаула, Новосибирской области, в Красноярский край и на юг Сибири.

Согласно инструкции, «переселенные лица» имели «определенный срок, чтобы взять с собой пропитание минимум на месяц». Эти данные приводит «Черная книга коммунизма», изданная в 2001г. в Москве (перевод с французского языка).

Когда разворачивалась эта главная операция по выселению немцев Молотов, Маленков и Жданов предложили Сталину «очистить» Ленинград и Ленинградскую область от 96 тысяч лиц немецкого и финского происхождения. До подхода фашистских войск арестовать и вывести успели лишь 11 тысяч советских граждан немецкой национальности. В последующие недели были высланы: 14 сентября из Горького 3162 человека, 15 сентября из Москвы 9640 человек, 21 сентября из Тулы 2700 человек, с 10 по 20 сентября из Ростова 38288 человек, с 25 сентября по 10 октября из Запорожья 31320 человек и т.д. В общем итоге к 25 декабря 1941г. 894600 человек были высланы в районы Казахстана и Сибири. Эти данные приводит Николя Верт в «Черной книге коммунизма», Москва, 2001г.

В 1943-44гг. началась вторая волна депортаций. Шесть народов (чеченцы, ингуши, крымские татары, карачаевцы, балкарцы и калмыки) были выселены в Сибирь, Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Это коснулось около 900 тысяч человек. С июля по декабрь 1944г. Крым и Кавказ были «очищены» от греков, болгар, крымских армян, курдов и хемшинов. Выселение происходило под предлогом их «коллективного сотрудничества с немецкими оккупантами».

Часть ссыльных эшелонов, выгруженных в нашем регионе, сначала направляли в Казахстан, но там их, видимо, не принимали и заворачивали в Сибирь.

В наш регион попали депортированные поволжские немцы как из левобережной (степной), так и правобережной (горной) части немецкой республики.

В нашем крае оказались жители из административного центра г. Энгельса, из пригородного кантона Терновка, из второго левобережного города Марксштадта, из кантона Ультервальден, из южных левобережных кантонов Куккус и Зельман, из восточного степного кантона Красный Кут.

С горного берега АССР ПН в наш регион попали депортированные из кантона Бальцер и Каменка. На юге края оказались ссыльные из села Деннхоф и села Куттер.

Эти материалы из «Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края», Красноярск, 2005

Большинство ссыльных поволжских немцев расселили по колхозам края почти сразу, уже осенью 1941г.

С января 1942г. всех мужчин, кроме стариков и инвалидов, стали угонять в «трудовую армию» - в основном на лесозаготовки, в зоны Красноярского, Вятского, Усольского лагерей, на шахты Кузбасса.

А летом 1942г. многих женщин, кроме многодетных, угнали на «рыбную ловлю» на север: в Игарку, Эвенкию, Туруханский район, на Таймыр.
В 1943г. в «трудармию» угоняли подростков.

«Трудармия» представляла собой в действительности лагеря для принудительных работ, окруженные колючей проволокой и вооруженной охраной. По пути на работу их сопровождал солдатский конвой, имевший приказ стрелять при малейшем подозрении. В нищете, унижении, тесноте лагерей огромное число трудармейцев умерло от голода, холода, отчаяния и непосильной работы (Приложение 1).

Женщины на лесоповале в тайге на Севере, женщины-работницы в шахтах Урала и на угольных разработках за Полярным кругом, жалкие пайки хлеба, умирающие от голода дети, жестокие морозы, голод, нищета, отсутствие надежды на избавление и смерть как желанный спаситель – такова была судьба российских немцев после второй мировой войны. В этих условиях погибло около 300 тысяч человек.

Из лагерей тех поволжских немцев, которые остались в живых, освободили, а в 1946г. их отправили в те же места ссылки.

Тогда же, в 1946-1947гг., на всех взрослых завели в НКВД личные дела. Депортированных из АССР ПН, как и всех других немцев, освободили из ссылки в феврале и марте 1956г., но без права возвращения на родину.

Только в 1972г. представители депортированных народов получили разрешение свободно выбирать место жительства. (Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края - Издательские проекты: Красноярск, 2004)

IV. Жизнь советских немцев в послевоенный период (1945-1972).

§1. Амнистия 1955г.

С 1945г. существование немцев в Советском Союзе замалчивалось. О них не писалось ни в газетах, ни в журналах, ни в книгах, не говорилось в выступлениях и радиопередачах. Не было переписки с родственниками на Западе.

13 декабря 1955г. был издан Указ Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении». Была упразднена комендатура, но запрет на возвращение оставался в силе. Не были восстановлены национальные права немцев в СССР. Они должны были дать подписку о невозвращении на родину и о неимении претензий на конфискованное имущество. Несколько тысяч семей переехали в южные районы СССР, начали воссоединяться семьи, выходить газеты на немецком языке. Лютеране и католики устанавливали связи с братьями по вере на Западе. По переписи населения 1959г. в СССР проживало 1,6 млн. немцев. (Немцы в России и СНГ (1763-1997), Германия, Штутгарт, 1998).

§2. Частичная амнистия 1964г.

29 авг. 1964г. (через 23 года!) Президиум Верховного Совета СССР принял решение «ОБ отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 авг. 1941г. «О переселении немцев Поволжья». Это решение снимало с немцев позорное пятно измены. Однако то, что было обещано в Указе 1964г. на местах практически не выполнялось. Требования немцев о восстановлении автономной республики интерпретировалось как национализм. Немецкие школы не были восстановлены. Дети российских немцев говорили на диалектах, передаваемых родителями, а некоторые уже не могли говорить по-немецки. Лишь 3% немцев могли получить место в высшем учебном заведении. (Немцы в России и СНГ (1763-1997), Германия, Штутгарт, 1998).

§3. 70-80-ые гг.

Несмотря на частичную реабилитацию 1964г., немцы должны были оставаться в местах ссылки. Бороться за свои права было трудно. Тема немцев лишь краем затрагивалась в советской публицистике. Немногие газеты, передачи на немецком языке по радио и телевидению не могли решиться на критику государства и партии. Были проблемы с регистрацией немецких церковных общин. Преподавание немецкого языка было в застое. Многие немцы видели выход из ситуации в выезде на историческую родину своих предков, в Германию. Для российских немцев Германия была «голубой мечтой». Ради этой мечты они рисковали всем: профессией, будущим, здоровьем, материальным обеспечением, даже теми немногими свободами, которые приходились на их долю в условиях тоталитарного государственного режима. Выезд был затруднен многими препятствиями, чинимыми властями. Перемены наступили лишь с 1 янв. 1987г., с принятием закона о выезде и въезде.

V. Сегодняшнее положение российских немцев.

Села только с немецким населением, как это было до войны, не существуют. Согласно переписи населения 1989г. в СССР проживало около 2 млн. немцев. (Немцы в России и СНГ (1763-1997), Германия, Штутгарт, 1998). В действительности это число могло быть больше, т.к. в это время называть себя немцем было рискованно.

За последние 20 лет около 120-150 тыс. немцев выехали из Сибири и Урала в Европейскую часть. (Немцы в России и СНГ (1763-1997), Германия, Штутгарт, 1998). Остальные по-прежнему живут в местах изгнания. Те, кто не хочет ехать в Германию, переселяются в места компактного проживания немцев в Омскую область и на Алтай.

Во 2-ой половине 80-х гг. оживились дискуссии об автономии немцев Поволжья. Однако вопрос о восстановлении немецкого национального округа в Саратовской и Волгоградской областях не был решен.

Ассимиляция немцев в послевоенные идет нарастающими темпами. Согласно переписи населения 1989г. только половина российских немцев признавала немецкий язык родным. Преподавание в школах на родном языке практически не ведется: нет учителей, учебников, учебных пособий. В качестве иностранного языка изучается английский язык. Вот почему немцы озабочены возрождением и сохранением своих национальных традиций. С этой целью в Поволжье активно действуют Центры Национальной Культуры.

Такой центр функционирует в г. Энгельсе. Российские немцы имеют собственные представления о культурных ценностях, которые они хотят сохранить. В годы преследования и депортации их вера в Высшую справедливость давала им опору и вселяла надежду. Старшее поколение и сегодня религиозно. Сильное чувство принадлежности к семье приверженность с старым обычаям и привычкам, готовность помочь другому, непритязательность, огромное трудолюбие и старательность являются основными этническими чертами, которые своими корнями уходят вглубь общегерманской культуры. Сохраненные на протяжении веков особенности этой группы обогащают многообразие немецкой культуры: давно уже забытые культурные ценности – обычаи, песни, диалекты – воскрешаются в памяти народной.

В последние годы эмиграция из России не уменьшается. На это есть свои причины. До сих пор нет гарантии восстановления собственной государственности. Они хотят жить как немцы среди немцев, дать возможность своим детям ходить в немецкие школы, создать для себя и своих семей новый образ жизни. Старшему поколению приходится сложнее, но дети быстро осваиваются с разговорным немецким языком, легче усваивают новый образ жизни. Однако и на исторической родине российские немцы испытывают трудности. Их часто упрекают в том, что они чужие, «они же не немцы, они же по-немецки даже не говорят». В Германии распространяются слухи о том, что российские немцы приехали как «экономические беженцы» и «получают пенсии за наш счет». На них возлагают ответственность за нехватку жилья, рабочих мест, т.к. они довольствуются относительно маленькими квартирками и счастливы получить какое-либо рабочее место, даже если оно не соответствует квалификации. Непонимание вызвано массовым незнанием истории и судьбы российских немцев. Для их интеграции в Германии действует Землячество немцев в России и Совет по культуре немцев из России.

Станут ли они там «своими»?

Заключение

Работая над собранными материалами, я до конца не понимала историю и судьбу поволжских немцев, поэтому под руководством нашего педагога Пестерёвой Любови Алексеевны группа ребят решила совершить поездку в село Красный Яр, Энгельского района, Саратовской области. Мы хотели своими глазами увидеть те места, где жили немцы-колонисты, где была Республика поволжских немцев. Среди нас были потомки двух немецких семей Эккардт и Пин, депортированных в 1941г. в села Вагинского сельского совета, Боготольского района, Красноярского края. Эккардт Каролине и Смоляниновой Елене удалось восстановить историю своих семей в пяти поколениях! Мы установили связь со школьниками села Красный Яр и получили приглашение приехать. Из их письма мы узнали, что те, кто сегодня живет в селе, почти ничего не знают об истории поволжских немцев, об их депортации в Сибирь. Ребята с большим интересом отнеслись к презентации нашего материала, особенно их интересовали судьбы тех, кто по-прежнему живет в Красноярском крае. Нам было очень интересно общаться друг с другом! Интересны были мы сами, т.к. приехали за 4 тыс. километров из далекой-далекой Сибири. Им любопытно было узнать, чем мы увлекаемся, как учимся и отдыхаем. Мы показали слайды о природе Сибири, нашем селе, школе, доме культуры.

Мы совершили экскурсию по селу Красный Яр, некогда бывшее чисто немецким. Осмотрели все, что могло говорить об его истории – построенные на совесть кирпичные и деревянные дома с большими подвалами, бывший дом мельника, построенный более сотни лет назад, бывшее здание больницы. В них сейчас живут переселенцы из Сибири и Казахстана. Осмотрели центральную площадь, где когда-то стояла лютеранская церковь, превращенная в сельский клуб, но сегодня на ее фундаменте стоит полуразвалившееся здание кочегарки.

По ступенькам спусков, построенных еще до войны, спустились к реке Березовке, притоку Волги.

Жили мы в семьях тех, кто пережил депортацию, послевоенный голод, холод и унижения, тех, кто помнил все и не забыл ничего. Они охотно общались с нами, рассказывали о своей трудной судьбе.

Для нас была организована поездка в г. Энгельс. Мы посетили краеведческий музей, в котором подобрана прекрасная экспозиция о жизни немцев-колонистов. Побывали в Центре Немецкой Культуры. Ребята из студии Центра показали нам кусочек пьесы «Щелкунчик» на немецком языке. Они внимательно отнеслись к нашим рассказам о жизни депортированных поволжских немцев у нас в Сибири. Мы обменялись телефонами, обещали писать друг другу. Их удивила наша смелость приехать за тысячи километров и им рассказать об истории их народа. Удивила их и наша увлеченность темой истории поволжских немцев.

После поездки в Саратовскую область я по-другому отнеслась ко всему материалу, который мне удалось собрать. На все я посмотрела по-иному. Я сделала следующие выводы:

1. С XVIII в. и до 1941г. поволжские немцы имели свой особый уклад жизни, сохраняя традиции исторической родины. Говорили на родном языке, сохранили свою веру, свои обычаи. Были свои среди своих.

2. За 2 столетия происходило взаимопроникновение культур: обогащался язык, менялся костюм, вносились элементы русской, украинской культур.

3. Депортация 1941г. привела к уничтожению немецкой колонии на Волге. За последние 60 лет немцы растворились среди других народов, в основном среди русских. Они утратили язык, который молодое поколение совсем не знает. Забыты религия и традиции. В военные и послевоенные годы немцы стали «чужими».

С 60-х гг. те, кто родился и вырос в Сибири, стали чувствовать себя «своими среди своих». У них сегодня больше нет своих отличительных черт, кроме огромного трудолюбия и аккуратности.

4. Вернувшись в родные места, многие немцы долгое время надеялись на возрождение немецких колоний, но этого не произошло. Вернуть прежнюю жизнь не удалось, и немцы начали покидать Россию, надеясь, что на исторической родине они найдут себя. Но, уехав в Германию, многие там стали «чужими» среди своих.

Так где же они «свои», а где «чужие»?

5. Исследуя судьбы депортированных поволжских немцев, я пришла к выводу, что в них много общего. Из села Красный Яр немцев выселили 3 сентября 1941г. Эшелон 725 следовал от г. Саратова до ст. Боготол в течение 16 дней. Семьи потеряли свои дома, имущество и хозяйство. Их объявили «врагами народа». Людей везли под конвоем в вагонах для скота. Большинство семей распределили по колхозам Боготольского района. В колхозах не было излишков хлеба, и многие немецкие семьи были поставлены на грань вымирания. Сострадание к переселенцам проявляли простые русские женщины и даже дети. Естественные чувства и поступки – сострадание, взаимопомощь, доверие – были тогда не безопасны. Требовалось немалое мужество, чтобы помогать «врагам народа». Тяжело жилось всем, и выживали вместе. И выжили. Вопреки всему. Молодые обзаводились семьями, заключали смешанные браки. Росли дети, появились внуки и правнуки. Не ожесточились, не очерствели душой, не возненавидели всех и вся, научились прощать, не осуждали и не проклинали.

Старшие дети сразу пошли работать с 12-14 лет, младшие поздно пошли в школу, оканчивали начальную или неполную среднюю школу. Сегодня они говорят, что ни о чем не сожалеют. Не сожалеют о той жизни, которую они не прожили на Волге. Тогда почему же они так тревожатся в разговорах о прошлом? Почему поднимается давление, а в глазах слезы? Почему у сильных крепких мужчин дрожит голос, и красными пятнами покрывалось лицо.
Я поняла, что по их судьбам можно изучать историю нашей страны. Они сами и есть история…

Почему я выбрала эту тему для исследования?

Считаю, что мы, молодые, в долгу перед памятью миллионов невинно осужденных и погибших в машине репрессий, чтобы восстановить их честные имена для их родных, близких, потомков. Данная работа помогла мне понять историю страны через судьбы людей. Те, кто погиб в машине репрессий, имеют право на нашу скорбь и нашу память.

В этом году я оканчиваю школу, мне уходить во взрослую жизнь и нам, молодым, решать какими нам быть и в каком обществе нам жить. Я согласна с Евгением Евтушенко, который сказал: «Мы должны знать как это произошло, чтобы никто и никогда не смог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».

Литература:

1.Герман А.А , Курочкин А.Н. Немцы СССР в «Трудовой армии» (1941-1945гг), . Москва,( Три века истории ), 2001г.
2. Горобцова Е.А. .Хозяйство и быт немцев Поволжья.
3. Колосков А.Г. Хрестоматия России ХХ век. М., Дрофа, 2000г.
4. Книга памяти жертв политических репрессии Красноярского края. Красноярск, Издательские проекты, 2004г
5. Красноярский край в истории Отечества. Красноярск 2000г.
6. Медведев Р. Они окружали Сталина. Москва 1990г.
7. Немцы в России и СНГ. Германия, Штутгарт 1998г.
8.Орлова О.В. История Отечества ХХ век . Санкт –Петербург,2003г.
9.Хлевнук О.В. 1937-ий: Сталин, НКВД и советское общество. Москва 1992г
10.Черная книга коммунизма ( Преступления, террор, репрессии ) Москва,  (Три века истории ) 2001г.

Записано со слов Сысоевой (Пин) Доротеи Карловны, 1928г.р., проживающей в д. Дмитриевка, Боготольского района Красноярского края.

Сысоева Доротея Карловна (урожденная Пин) родилась 28 июня 1928г. в м. Константиновка (ныне г. Константиновка) Одесской (ныне Донецкой) области, на Украине в семье Пин Карла Андреевича 1906г.р. и Пин Доротеи Генриховны. Мать, урожденная Ауль Д.Г., родилась 16 июня 1904г в с. Красный Яр, Саратовской области и воспитывалась в семье Ауль Генриха Генриховича и Ауль Доротеи Андреевны.

В1937г. Пин Карл Андреевич с женой и двумя малолетними детьми переехал на жительство в с. Красный Яр, Красноярского кантона, АССР ПН (ныне Энгельский район Саратовской области).

Старшую дочь отец назвал в честь жены и бабушки Доротеей, сына – Андреем (Андреасом), он родился в 1936г. Родные жены помогли обзавестись домом и хозяйством. В доме было две больших светлых комнаты, стоял он торцом в улицу. В доме умелыми руками Доротеи Генриховны были созданы идеальная чистота и порядок. «Мама, - вспоминает Доротея Карловна, - была большая мастерица шить, вязать. В доме была ручная швейная машинка, и мама обшивала всю семью, в которой в 1940г. появилась младшая дочь Анна. Вязаная матерью скатерть украшала большой круглый стол, узорчатые подзоры видны были из-под покрывала на добротной деревянной кровати родителей и кроватках детей. Вокруг стола стояли плетеные стулья. На стене висело небольшое овальное зеркало. На окнах – тюлевые шторы, на полу – три полосы домотканых дорожек. Мама любила изящные вещи, в доме было два очень красивых столовых сервиза. Два больших плоских блюда удалось вывезти в Сибирь. Они напоминали о тепле родного дома, однако с ними пришлось расстаться, обменять на продукты».

Умелыми руками отца, Пин Карла Андреевича, образцово содержалось подворье. В хозяйстве была корова, бык, четыре козы, десять кур. Мать и отец работали в колхозе. Доротея, как старшая дочь, водилась с братом и маленькой Аннет. Зимой она ходила в школу. «Село наше было большое, - вспоминает Доротея Карловна,- стоит на самом берегу Волги. Украшением села было кирпичное здание школы в два этажа. Я училась хорошо, особенно любила арифметику. В первом классе проучилась полгода, и меня сразу перевели во второй класс. Преподавание шло на немецком языке. Мне было очень трудно, т.к. на Украине я говорила по-украински, пришлось приспосабливаться, часто путала украинские, русские и немецкие слова. В классе учились дети разных национальностей: русские, марийцы, мордва, было много еврейских ребят. В четвертом классе ввели курс медицинских сестер, и я пошла учиться. При первом виде крови я упала в обморок и больше на занятия не ходила».

«Играть-то особо некогда было,- вздыхает Доротея Карловна,- школа, уроки, работа по дому, помощь маме, занятия рукоделием. Родители всегда в заботах, лишь иногда мама и папа ходили в небольшой ресторанчик или кафе, я уж и не припомню теперь.Помню,- продолжает она, что к Волге был крутой спуск, и были сделаны ступеньки. Зимой они покрывались льдом, ходить было трудно. Каждый день я бегала к Волге за водой. В семье было принято кипятить чай только из волжской воды, а вот на варку использовали воду из колодца. Мама клала в чайник какие-то заготовленные у реки травы, корни и запаривала. Чай был очень вкусным! Магазинным-то чаем не пользовались, дорого было».

Мирная жизнь страны была нарушена 22 июня 1941г. О начале войны объявили по радио. Вечером жители села были собраны в клубе (здание бывшей церкви) для прослушивания важного правительственного сообщения. Народу собралось очень много. После выступления В. Молотова заплакали женщины, зашмыгали носами дети. Плакали почти все.

Начался призыв в армию. Уходили мужчины и молодые парни. Родители продолжали работать в колхозе. 1 сентября 1941г. дети пришли в школу, но занятия не начались, учителя всех отправили по домам собирать вещи, готовиться к отъезду в Сибирь, уверяя, что там будет всем хорошо. 3 сентября утром по местному радио сообщили об отправке в Сибирь. Каждой семье выделялась подвода или две, это зависело от количества членов семьи. На каждого человека разрешалось взять 25-30кг. вещей. О том, что в Сибири очень холодно ничего не говорили, но на дворе была осень и было понятно, что надо брать теплые вещи. Мама взяла матрас, три подушки, два теплых одеяла, простыни, полотенца, один сервиз, кастрюлю, чайник. Детям и себе – теплую одежду, смену белья, продукты

Через несколько часов к дому подошла подвода, отцу передали вожжи. Нагрузили телегу. Отец делал все молча, мама плакала. Плакали Андрей и маленькая Аннушка. Все нажитое своим трудом пришлось бросить: новый дом, хозяйство.

Кто теперь скажет, что было у них в душе?

В каждом доме и каждой семье шли спешные сборы. Раздалась команда об отправке. Еще громче заплакали и запричитали женщины. Обоз тронулся. «Вслед за нашей телегой увязались козы,- вспоминает Доротея Карловна.- Корову утром мама отправила в поле, а козы остались дома. Их прогоняли, а они шли и шли, едва удалось отогнать».

Обоз двинулся к городу Энгельсу, на железнодорожную станцию, расположенную от Красного Яра в 25километрах. По прибытии на станцию разгрузились. Ночевали под открытым небом. Отец укрывал Доротею и Андрея одеялом, сам дремал рядом. Жена с маленькой дочкой ночевали где-то в здании. Вечером и утром следующего дня ели то, что взяли из дому: хлеб, масло, яйца. В обед всех накормили супом и кашей. К вечеру подошли грузовые эшелоны, в каждом было 15-16 вагонов, в которых устанавливали двухъярусные нары. Наверху постелили кое-какие вещи, там спали мужчины, внизу – женщины с детьми, пожилые люди. Ехали 16 дней. Часто и подолгу стояли в тупиках, пропуская военные эшелоны. Один раз в сутки давали горячую пищу: в ведрах – чай, суп, каша, в мешках – хлеб.

На станцию Боготол эшелон подошел числа 19 сентября. Часа через два подали подводы. В д. Дмитриевку было направлено 11 семей: две семьи Пин, семья сестры отца Штайгервальдт, семья сестры матери Фельбуш, Феллер, три семьи Вальтер и другие.

Оказалось, что селить людей было некуда. Сибиряки оказались людьми сердечными и жалостливыми. В то время, когда мужья и сыновья уходили на фронт, женщины добровольно брали в свои семьи переселенцев – немцев. Большой души была Ольга Мальцева. Она приютила семью Пин. Другую семью взяла Харина. Берловы добровольно поселили у себя семью Штайгервальдт.

Доротея Генриховна и Карл Андреевич с детьми, две семьи Вальтер и родственница тетя Нюра поселились в пустующем доме. Вместе 12 человек прожили первую и самую трудную зиму в Сибири. Переселенцам привезли дров, затем стали готовить сами, из колхоза выделяли лошадь. Готовить дрова можно было в любом месте, ограничений не было. На второй день ссыльным выдали по мешку муки, картошки мешков по пять, дали немного мяса. Через два-три дня председатель колхоза Бугаев Петр Матвеевич созвал всех переселенцев в колхозе и объявил, что все выходят на работу. Определил кого на склад, подрабатывать зерно, кого на поля, часть определили на заготовку дров для школы и фермы.

Немцы были прекрасными исполнительными работниками. «Отношения с жителями деревни,- говорит Доротея Карловна, - были хорошие. Мужчин в селе оставалось мало, и рабочие руки были нужны. Всем было тяжело и русским, и немцам. Работали от зари до зари. Я тоже с 12 лет пошла работать, теперь имею удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны». Учиться мне больше не пришлось,- сожалеет Доротея Карловна,- а так хотелось…»

Младший брат Андрей пошел в первый класс. «Сильных конфликтов среди ребятишек не было. Помню, однажды Андрей рассказал, что учительница обозвала одного мальчишку «фашист проклятый», и вскоре она исчезла, больше не работала в школе. Немецких ребятишек не обижали. Все вместе играли в снежки, катались на санках. Иногда бывало и слышали, что обзывались, косо смотрели, но таких было мало».

Пин Карл Андреевич был мобилизован в трудармию в Свердловскую область, больше семья своего кормильца никогда не видела. Мать осталась одна с тремя детьми. Узнав о гибели мужа, Доротея Генриховна долго и тяжело болела. В 1998г. Доротея Карловна с большим трудом установила, что ее отец Пин К.А., немец по национальности, житель д. Дмитриевки, Боготольского района, Красноярского края умер 12 августа 1943г. в трудармии в Свердловской области. Запись о его смерти отделом ЗАГС Боготольской администрации внесена в книгу актов гражданского состояния 16 марта 1998г.

8 ноября 1947г. Доротея Карловна (в селе и доме ее звали Тоня) вышла замуж за Сысоева Павла Никифоровича, 08.08.1926г.р. Павел Никифорович из-за проблем со слухом не был призван на фронт и всю войну провел в трудармии в Бурятии. Работал на разных работах: готовил лес, разгружал вагоны, выжигал известь. Климат там суровый, было очень трудно: работа тяжелая, еда скудная. После войны приехал домой в отпуск и остался, за это хотели посадить, но месяца через четыре после ареста отпустили.

Павел Никифорович пошел работать в колхоз. Вначале был помощником у Сергея Чеботарева, потом самостоятельно стал работать, окончил курсы трактористов, учился шесть месяцев в г. Ачинске, получил права. 40 лет проработал трактористом, вышел на пенсию, но еще восемь лет работал. Павел для молодой жены построил дом, в котором они живут и сегодня.

Вырастили пятерых детей: дочь Люба, 1948г.р., живет в г. Ачинске, воспитала двоих детей. 20 лет отработала на глиноземном комбинате. Сын Владимир,1951г.р., жил в г. Ачинске, погиб. Сын Николай, 1953г.р. живет в д. Дмитриевка, растит сына Романа, у Александра, 1955г.р., трое детей. Младший Анатолий работал в совхозе, погиб. Родители очень тяжело пережили смерть сыновей, но находят силы радоваться внукам и правнукам.

Доротея Карловна и Павел Никифорович уже 60 лет вместе. Прожили трудную, но счастливую жизнь. «Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы нас не выслали в Сибирь,- задумчиво говорит Доротея Карловна,- может быть, я бы смогла учиться, получить профессию. Думаю, что и материально бы жили лучше. Да что об этом говорить? Я всю жизнь прожила здесь, здесь теперь мои корни, мои дети, внуки и правнуки, и я ни о чем не жалею. В душе моей нет осуждения никому. Как сложилась жизнь, так и сложилась. Что жалеть о том, чего не было? Конечно, мне бы хотелось взглянуть на Волгу, на свой дом, который построил мой отец, на школу, вспомнить те места, где была девчонкой, да уже годы не те. Видно не суждено уж увидеть их»,- тихо роняет она и смахивает слезу…

25.10.2007г.

Записано со слов Смоляниновой Веры Алексеевны, 1964 года рождения, (урожденной Ерёминой), жительницы с. Вагино, Боготольского района, Красноярского края.

Моя мама Еремина (урожденная Пин) Анна Карловна, родилась в августе 1940 г. в с. Красный Яр, Энгельского района, Саратовской области. Ее родители: отец - Пин Карл Андреевич, 1906 года рождения, мать - Пин Доротея Генриховна, 1904 года рождения.

Моя мама была младшей в семье. Родители ее очень любили и баловали, спокойная жизнь закончилась в начале сентября 1941 года, когда всю семью, всю деревню выселили из родных мест и отправили в далекую Сибирь. Мама была слишком мала, чтобы помнить о жизни в Красном Яре, о депортации всех немцев Поволжья, о тяготах войны. Обо всем этом она рассказывала нам со слов своей мамы, моей бабушки Доротеи Генриховны, моей тети Доротеи Карловны и дяди Андрея Карловича.

Помнит себя уже первоклассницей, как пошла в Дмитриевскую начальную школу, окончила 4 класса. Дальше учиться не пришлось. Отец не вернулся из трудармии, умер в 1943г, в Свердловской области. Нужно было помогать больной матери, и она пошла работать в колхоз. Со взрослыми работала на току, посла телят, работала в столовой, на складе молола зерно.

Родного языка не знала, ее родным языком стал русский. Свою бабушку Доротею Генриховну я помню. Она любили внуков, и всегда у нее для нас было припасено что-нибудь сладенькое - пряник, конфетка. Мама вспоминала, что после войны всем было трудно. Жили бедно, в доме было только самое необходимое, бабушка сама обшивала детей, вязала носки, варежки, вязала крючком. Плохо было с обувью, особенно зимой. Были одни валенки на всех: один снимает, другой одевает. Полегче стало в шестидесятые годы, когда колхозы объединили в совхоз. Колхозники стали рабочими совхоза, появилась зарплата в деньгах.

Но жизнь брала свое. Молодежь постоянно собиралась на «вечорки», «на складчину», на вечер откупался дом, собирались  незамужние девушки и парни. Заливисто пели под гармошку, плясали, умело выделывая коленца, но чаще девушки и молодые женщины, заглянувшие на огонек, работали- пряли, теребили шерсть, вязали спицами и крючком. На одной из вечорок мама увидела незнакомого парня. Звали его Алексей. От подруг узнала, что Алексей приехал в гости к своему дяде Сущенко Ивану из д. Козловка, Ачинского района. Алексею тоже приглянулась красивая, статная Анна. Заворожили его ее большие грустные глаза и густые темные волосы, красиво уложенные в две тугие косы. Девушка была скромная, работящая, и родственники Алексея сосватали ему невесту. Ее немецкое происхождение никого не смущало. За послевоенные годы, вместе перенося тяготы жизни, люди сроднились, сердца их не очерствели. Сибиряки чем могли помогали чужакам, которые с годами стали своими.

Отец увез маму в Козловку, но там молодые прожили недолго. Мама беспокоилась о больной бабушке, которая осталась одна. Старшая сестра Доротея и брат Андрей имели свои семьи.

По возвращению в Дмитриевку обзавелись своим домом. Строить его помогал брат. Завели хозяйство, а уже через год появилась дочка Надя, Надежда, затем Вера. Имена дочерей, наверное, имели для мамы какой-то ей известный смысл. Вера и надежда на счастье всегда жили в ее душе. К большой радости папы на свет появились сыновья Владимир и Андрей.

Всю жизнь Анна Карловна и Алексей Александрович проработали в совхозе. Имели уважение односельчан, любовь детей. Начальство к праздникам и юбилеям награждало грамотами и ценными подарками.

Мама образцово вела домашнее хозяйство: Всюду чистота и порядок. Вышивки, салфетки, выбитые шторы, все, сделанное ее руками, создало уют в доме. Сама чистая и опрятная, дети досмотрены, ухожены.

У дочек мамины волосы – густые русые косы, платье всегда украшал вязаный или вышитый воротник.

В доме Веры Алексеевны огромное количество салфеток, вышивок, такой же порядок и уют, как у мамы.

Выйдя на пенсию, Анна Карловна растила внуков. Грусть в ее глазах не исчезала никогда, веселой она была только в окружении своих родных. Почему в ее глазах всегда жила печаль? Никто это не знал и теперь, когда ее уже нет, никогда не узнает.

Брат Анны Карловны жив и живет со своей семьей в д. Дмитриевке. Всю жизнь проработала в совхозе. Вырастил детей, нянчит внуков.

31 октября 2007 год.
Еранцева Татьяна
Киль Евгений
Григорьев Александр.

Записано со слов Семеновой (Спириной) Тамары Борисовны, жительницы с. Вагино, Боготольского района, Красноярского края.

Моя мама Спирина (урожденная Дамер) Екатерина Фридриховна родилась 1 июля 1930года в с. Красный Яр, Энгельсского района, Саратовской области. Мой дед Дамер Фридрих Андреевич, 1906 года рождения, уроженец с. Красный Яр, бабушка Дамер (урожденная Ауль) Екатерина Фридриховна, 1905г., также уроженка с. Красный Яр, Саратовской области.

В семье было четверо детей. Старшим был сын Фридрих,1927г. рождения, затем родилась дочь Екатерина, моя мама. В 1933г.- сын Андрей, в 1939г. еще один сын Карл.

Бабушка часто вспоминала о своей жизни на Волге. Дом был большой, добротный, на два хозяина. Светлая просторная горница была «парадной» комнатой. Стояли аккуратно заправленные кровати, из-под покрывала выглядывали белоснежные кружева, связанные руками бабушки Екатерины. На полу лежали домотканые половики. На окнах весели тюлевые занавески из двух половинок. Они были аккуратно задернуты, и детям строго было запрещено раздвигать их, трогать руками. На небольшом столике стояла ручная машинка « Зингер». Бабушка была прекрасной швеей. Шила детям костюмчики и нарядные платья для единственной дочки.

Днем детям запрещалось сидеть и лежать на кроватях, чтобы не помять покрывала. На кухне всегда был идеальный порядок, тарелки сияли чистотой. В летнее время семья перебиралась в летнюю кухню. Кухня была небольшая, пол был глиняным, чисто подметенным. Вокруг дома был небольшой сад, в нем росли яблоки, груши, сливы. В огороде высаживали картофель, помидоры, лук, чеснок, морковь, арбузы. Климат мягкий, условия для занятия огородничеством и садоводством очень хорошие. Бабушка сравнивала обработку картофеля в Сибири и на Волге. Она говорила, что на родине они пропалывали картофель и не окучивали его так высоко, как это делают сибиряки.

В колхозе, где работали родители моей мамы, был большой сад. Осенью в большом количестве собирали сливы, яблоки, груши. Урожай были столь обильными, что колхозники могли брать фрукты из колхозного сада для домашних заготовок.

Дядя Фридрих и мама ходили в школу. Обучение шло на немецком языке. Дома говорили только на родном языке.

Мирная счастливая жизнь была нарушена войной. Страшным бедствием для всех поволжских немцев стал приказ о высылке в Сибирь. Наспех собирали кое-какие вещи. Взяли швейную машинку, ручной сепаратор. На подводах привезли в г. Энгельск. Дедушка что-то важное забыл дома, и его отпустили съездить в деревню. Бабушка вспоминала, что когда он вернулся, на нем лица не было, и он повторял: «Катя, что творится в деревне! Что творится!» Успокоившись, он рассказал, что страшно было смотреть на опустевшую деревню; двери, калитки раскрыты, бродили козы, овцы, куры, коровы мычали.

Всех немцев, согнанных в г. Энгельск, погрузили в эшелон №725 для отправки в Красноярский край. Ехали долго. Родственников не разделили. Все семьи Дамер ехали в одном эшелоне.

После высадки на станции Боготол на нескольких подводах отправили в д. Павловку. Вместе с моим дедом был выслан его брат Дамер Андреас с семьей, семья Эккардт.

Такого количества ссыльных в Сибири не ждали. Селить было некуда. Дали небольшой домик, было голодно и холодно, особенно в первую зиму.

За кусок хлеба, картошку нанимались на работу. На колхозном поле собирали мерзлую картошку. Бабушка терла ее, смешивала с небольшим количеством муки и пекла ребятишкам лепешки.

Хозяйства никакого не было, но в доме был сепаратор. Деревенские женщины приходили к нам и пропускали молоко. Рассчитывались так: с ведра молока один литр шел хозяину сепаратора. У детей иногда было молоко.

Бабушку поражала бедность, в которой жили сибиряки. Люди иногда не имели самого необходимого. Дома небольшие, заборы покосившиеся, а чаще их вообще не было. Удивляло местных жительниц то, что стираное белье бабушка крепила на веревке прищепками.

Тяжело семье пришлось тогда, когда моего деда Дамер Фридриха Андреевича забрали в трудармию в Свердловскую область. Больше жена и дети его никогда не видели. Как и когда он умер, где похоронен мы не знаем до сегодняшнего дня. Бабушка долго не знала о смерти мужа и, собрав с большим трудом посылочку, отправляла ему теплые вещи, кусочек сала, махорку. А потом пришло письмо от незнакомой женщины, вероятно работница или жительница рабочего поселка, в котором она писала, что Дамер Фридрих Андреевич умер, и посылать посылки не нужно.

Бабушка осталась одна с малолетними детьми. Из четырех детей моей бабушки и моего деда жив только младший сын Карл. Сейчас он живет в Германии в г. Бремене. Он приезжал к нам в гости. Мы поддерживаем с его семьей активную переписку.

От Тамары Борисовны Спириной мы узнали, что до 1956 г. все члены семей депортированных немцев, калмыков, литовцев должны были регулярно отмечаться в сельском совете. «Комендантский час снят»,- так говорили в 1956 году ссыльные.

Все дети, родившиеся до 1956г, имеют документы о реабилитации.

Всем реабилитированным предоставлены следующие льготы: бесплатный проезд на ж\д транспорте – один раз в год, бесплатная установка телефона, небольшая доплата к пенсии, 50% скидка на свет, газ, воду, льготный билет на автомобильный транспорт.

09.11.2007г.
Еранцева Татьяна
Фадеева Наталья.

Депортация поволжских немцев в села Боготольского района.

Записано со слов Семенихиной (Даммер) Анны Андреевны, 1936г.р., уроженки с. Красный яр, Саратовской области, АССР ПН.

Семья Даммер до применения репрессии проживала в с. Красный яр, Саратовской области, АССР ПН и состояла из: отца (Даммер Андрея Тарасовича, 1881г.р.), матери (Даммер Анны Фридриховны, 1895г.р.) и двух дочерей.

У родителей было 11 детей, выжили двое: Екатерина (1921г.р.) и Анна (1936г.р.). Семья жила в большом добротном доме, в достатке, вела свое хозяйство. Имелись коровы, козы, куры. Мать вела дом, где всегда было чисто и уютно. Дочери росли в любви и заботе. Отец работал на животноводческой ферме. В селе, населенном исключительно немцами, стояли большие, светлые дома, у каждого дома высокие тесовые ворота, цветники украшали палисадники и улицу. Во дворах аккуратных хозяев и на улицах села не было ни одной соринки. Скот на пастбище водили на поводке. В селе было радио, электрический свет. Дом семьи Даммер и сегодня стоит на своем месте в с. Красный яр, только живут в нем давно другие люди. (Посмотреть на родные места своей жены ездил муж сестры Екатерины). Анна, которой было всего 5 лет, беззаботно играла во дворе с подружками, любила своих родителей и старшую сестру. Екатерина работала в колхозе бухгалтером, уже была замужем, ее муж проживал в семье жены. Спокойная мирная жизнь была прервана войной. Ушел на фронт муж Екатерины. Теперь в доме было тихо и тревожно. Похоронка на мужа Екатерины придет уже в Сибирь после окончания войны. Однажды на улицах села появились плакаты, на которых большими красными буквами было написано: «Всем жителям села находиться в домах, никуда не выходить, закрыть ставни, т.к. через село проследуют воинские части».

Вечером послышался сильный шум, грохот двигающейся по асфальту техники, топот ног большого количества людей. Шли долго, вспоминала позднее Анна Фридриховна. Село оцепили солдаты. Поздно вечером с работы пришел отец. Ему срочно нужно было сдать все дела, отчитаться за вверенное ему колхозное хозяйство. Он сообщил, что они уезжают. Куда? Маленькая Аня ничего не понимала. Мать начала собирать вещи. Брали самое необходимое, большую часть нажитого добра пришлось оставить. Скот отвели в колхоз. На сборы был отведен один день. Взрослые молчали и хмурились, мать вытирала слезы, ночью никто не сомкнул глаз. Утром к домам жителей села подогнали подводы. Андрей Андреасович погрузил нехитрые пожитки, посадил жену и детей на телегу. Обоз из сотен подвод двинулся к железнодорожной станции, где их ждал эшелон их товарных вагонов. После размещения по вагонам состав двинулся на Восток, в Сибирь. Родственники старались держаться вместе, помогать друг другу. В дороге кормили три раза в день. На станциях отец ходил за едой, приносил котелок щей, кашу, хлеб. Пункт назначения – станция Боготол Красноярского края. После выгрузки на станции людей опять разместили по подводам, которые уже ждали у поезда. Обоз двинулся в д. Медяково, д. Павловка, с. Вагино, д. Ильинка, д. Корбейниково. Семья Даммера Андрея Андреасовича, семьи двух его двоюродных братьев и семья Феллеров были распределены в д. Ильинка Боготольского района Красноярского края. Ссыльных сопровождал конвой. В д. Ильинка переселенцев встретил бригадир Яков Пахомов. Семью Анны он определил на постой к Булайчик Анне Кирилловне, муж которой (Булайчик Артем) был на фронте. Дом был просторный, в комнатах были койки, ящик для одежды и белья, стол, лавки. Жили дружно, помогали друг другу. Бригадир разрешил на колхозном поле накопать на зиму картошки, объяснив, что в Сибири это второй хлеб. Через некоторое время переселенцы получили скот, взамен изъятого, жить стало полегче, но заболела мать, Екатерину отправили на Север, в трудармию. В 1944 году умер отец Анны. После хлопот матери, при содействии члена сельского совета Шишкова Николая Николаевича, домой вернулась Екатерина.

Мать и маленькая Аня хлопотали по дому, сестра работала в колхозе. Пахали поля, запрягая быков, женщины вручную сеяли хлеб, вручную жали. Работали с раннего утра до позднего вечера. Почти весь хлеб шел на нужды фронта. От голода спасал огород, картошка, да корова.

После войны Аня в 11 лет пошла в школу. Училась хорошо, увлеченно. Первой и любимой ее учительницей была Басова Мария Григорьевна.

Катя вышла замуж и уехала в Свердловскую область. Мама и Аня жили вдвоем. После окончания 7 класса Анна пошла работать в больницу с. Вагино. Работала прачкой, затем завхозом. В 1956 году вышла замуж за Семенихина Ивана Кузьмича. Родились дети. Было простое семейное счастье, но в 1972 году при пожаре погибли дети и мама. Анна едва смогла пережить это страшное горе, опорой и поддержкой были муж и родные. В 1973 году родилась дочь Оленька, любовь, надежда и счастье родителей.

Семья переехала в с. Вагино. Оля росла, ходила в школу, родители работали в совхозе. Всю свою любовь они отдавали дочери. Сегодня у нее своя семья, она живет в г. Боготоле, постоянно навещает маму, которая после смерти отца живет одна и очень скучает по дочери.

Сестра Анны Андреевны, Екатерина, после смерти мужа в 1992 году, выехала на постоянно место жительства в Германию, к приемной дочери Лидии Шварц. Проживала в г. Брауншвайг. Весной 2006 года Екатерина Андреевна Бауэр умерла, похоронена в Германии. Ее дочь Лидия от имени матери часто писала Анне Андреевне в Россию, присылала фотографии, иногда – небольшие переводы.

В 1991 году был принят закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Анна Андреевна в течение почти целого года добивалась реабилитации членов своей семьи. Эти документы она бережно хранит у себя. Иногда она их достает, надев очки, перечитывает по нескольку раз, вспоминает родителей, свое недолгое счастливое безмятежное детство на Волге, жизнь на поселении. Перелистывает фотоальбомы. Вот единственна фотография отца, а это – мама. Анна Андреевна гладит рукою лицо матери, голос немного дрожит, а сколько в нем тепла и любви к самому родному человеку. А вот на снимках муж Иван Кузьмич, дети. Глаза ее туманятся от слез, но вот она опять оживает. «А это Оленька,- говорит Анна Андреевна,- жду в гости, скоро придет навестить. Жизнь продолжается…»

В наших селах продолжают жить потомки депортированных немцев Поволжья. Это семьи Экардт, Гроо, Гросс, Фельде, Бопп, Фельзингер, Пин, Даммер, Шеффер, Киль.

 

Моей исследовательской работой в течение двух лет руководит Пестерёва Любовь Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории, Заслуженный педагог Красноярского края, Отличник народного просвещения. Это человек, увлеченный своим предметом. Любовь к родной истории она сумела привить и нам, своим ученикам. В 2006 году Любовь Алексеевна ознакомила нас с предложением краевого историко-просветительского, правозащитного, благотворительного общество «Мемориал» принять участие в конкурсе исследовательских работ. Приняв это предложение, группа ребят нашего класса изучала историю Красноярского края в годы политических репрессий и исследовала судьбы депортированных поволжских немцев, литовцев и калмыков. Работа была представлена на краевой форум «Молодежь и наука», удостоена Свидетельства лауреата конкурса, а я была приглашена в Красноярск для прочтения доклада на 21 краевой научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Работа была представлена на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в Москву.

В новом учебном году при поддержке Любови Алексеевны я решила углубить тему политических репрессий в нашей стране и исследовать судьбы депортированных в села Боготольского района поволжских немцев. Исследования я проводила через изучение повседневности в жизни немцев: быт, окружающая среда, поведение, культурный фон, язык. Любовь Алексеевна помогала мне в подборе необходимой литературы, исторических документов. Я получила навык работы с большими объемами информации, научилась структурировать отобранный материал. Большие трудности возникли при изучении документов, писем, фотографий. Она учила меня анализировать документы, делать необходимые выводы. Огромный опыт социального взаимодействия я получила при работе в архиве, музее, статистическом отделе г. Боготола. Неизгладимое впечатление я получила от общения с людьми, которых я знала многие годы, которые жили рядом со мной, были моими соседями и одноклассниками. Любовь Алексеевна учила меня выбирать собеседников, готовиться к интервью. Трудным было обдумать записанный рассказ очевидца, сравнить его с другими записями, найти общее, различное в них, сделать выводы. Она учила меня сопереживать судьбам людей. Я училась быть более внимательной к ним. Стала задавать себе вопросы: о чем бы мне мог рассказать этот человек? Какова судьба этого человека? Я поняла, что их судьбы – это и есть история.

Вместе с педагогом я побывала во многих семьях поволжских немцев. Любовь Алексеевна умеет располагать к себе людей, и они охотно шли на контакт с нами. Изучив литературу по теме исследования, я ощутила, что у меня нет единого, целостного представления о жизни немцев в России. Особенно слабо я представляла себе жизнь немцев-колонистов на Волге.

По предложению Любови Алексеевны, поддержке родителей мы смогли совершить поездку в село Красный Яр. Я не верила, что мы сможем это сделать, и никто не верил, но в декабре 2007г. она состоялась!

Благодаря Любови Алексеевне я научилась понимать, уважать других людей, чувствовать их радость и боль. И за это я очень благодарна своей учительнице.

Я учусь в 11 классе, мне не хочется расставаться со школой, учителями. Я всерьез думаю о том, чтобы поступить на исторический факультет университета. Но я уже знаю, что где бы я не училась, я сохраню любовь к истории, смогу сама организовать вокруг себя группу увлеченных ребят, и стать организатором проекта по истории или краеведению. Я научилась у Любови Алексеевны дисциплинированности, упорству, трудолюбию, доводить начатое дело до конца, хорошо выполнять любую работу. Это те качества, за которые ее любят ученики, уважают коллеги и родители.

Она умеет увлечь своими идеями учеников, их родителей, коллег, односельчан, учеников и учителей других школ района. Уже десятки семей начали собирать семейные архивы. Они пишут запросы в Украину, Германию, Канаду, Казахстан. С полученными документами они идут к Любови Алексеевне, спрашивают совета, помощи в дальнейших шагах. И она вникает в документы каждой семьи, помогает в поиске и оформлении полученных материалов.

Любовь Алексеевна - человек достойный высокого звания Учитель.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»