Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сильные верой - крепкие духом


Управление образования
администрации Шушенского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Казанцевская средняя общеобразовательная школа.

Краеведческая исследовательская работа.

Автор:  Федорченко Кирилл Валерьевич, ученик 9 класса Казанцевской средней школы

Руководитель: Кускашева Людмила Григорьевна, учитель истории высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея «История села».

с. Казанцево, 2008 год.

Аннотация

Автор: Федорченко Кирилл Валерьевич.
МОУ Казанцевская СОШ, возрастная номинация: 9-10 класс.

Историческая исследовательская работа «Сильные верой – крепкие духом».

Руководитель: Кускашева Людмила Григорьевна, МОУ Казанцевская СОШ, учитель истории.

Цель: определить характер развития Казанцевской церкви в советское время, её взаимоотношений с властью и народом; роль и место ее служителя - Тюдищева Г. Ф. Задачи: поиск информации, анализ, обработка. Проблема: восполнение информационного пробела, ликвидация противоречий для реконструкции исторических страниц жизни церкви, выяснение личности последнего священника, его роли; восстановление памяти о Тюдищеве Г.Ф. В работе доказывается изменение прихода в советский период, нелёгкий путь церкви до её насильственного закрытия, обосновывается уважение к ней односельчан, не смотря на запреты властей, восстанавливается история семьи Тюдищева Г.Ф.- псаломщика церкви, доказывается его влияние и трагичность судьбы. Проводится параллель ещё с одним священником, вступившим в диалог с властью, память о котором почти стёрта временем. В Заключении подводится итог. Большинство задач решено: уточнена дата закрытия церкви, установлен характер взаимоотношений церкви, власти и народа, восстановлена память о человеке. Доказана актуальность выбранной темы, обозначено значение работы. Были использованы методы: хронологически-проблемный, социологический метод, ретроспективный.

Практическим результатом работы стала ее открытая защита, восстановлены страницы истории церковного прихода и память о человеке, вручен исследовательский труд родственникам героя.

Вступление

В этом году темой нашего исследования стал период существования Казанцевской церкви Вознесения при советской власти. В нашем музее имеются исследования краеведов 90-ых годов об основании церковного прихода в селе Казанцево, его работе в период до установления советской власти. Деятельность же церковного прихода при советской власти не изучена. Почти не остаётся старожилов, вспоминающих церковь. Захотелось восполнить этот пробел и убрать ещё одно «белое» пятно в истории нашего села.

Старожилка нашего села Казанцево Толстова А.М., бывшая учительница немецкого языка Казанцевской школы, рассказала нам о том, что запомнившимся ей священником был Тюдищев Гавриил Федорович, репрессированный в 1931г. А старожилка Романюк А. А. уверяет, что священник, имевший четырёх детей, есть последний священник.

Работая над темой, мы выяснили из старых исследований, что наша церковь была закрыта в 1934г. Тюдищев Г.Ф. был арестован и расстрелян в 1931 году. Простая логика говорит о том, что Тюдищев Г.Ф. не мог быть последним священником. Тогда кто же был им?

Ещё одной проблемой, заинтересовавшей нас, было отсутствие полной и достоверной информации о жизнедеятельности Тюдищева Г.Ф., запомнившегося односельчанам и оставившего заметный след в истории нашего села. Мы решили исследовать наметившиеся противоречия и проблемы, и, по возможности, воссоздать историческую картину деятельности церкви и её влияния на население села Казанцево в советский период.

Таким образом, объектами нашего исследования стали деятельность Казанцевской Вознесенской церкви в советский период, и жизнедеятельность предполагаемого служителя церкви Тюдищева Гавриила Фёдоровича. Предметом нашего исследования стали разные источники информации: документы, ответы на запросы, интервью.

Цели нашего исследования:

Гипотеза: мы предположили, что церковь будет иметь трудный путь, так как советская власть, отделив церковь от государства и провозгласив свободу совести, часто нарушала свои законы. Это известно из курса изучения истории России XXвека. Нам сразу показалось, что Тюдищев Г.Ф. и его семья были порядочными и добрыми людьми, имеющими отношение к церкви и влиянию на мировоззрение односельчан, так как в старых исследованиях о церкви и её служителях говорится тепло.

Для разрешения этих целей и проверки нашей гипотезы были поставлены задачи: установить контакты с Минусинским и Ермаковским государственными архивами, Архивным Агентством Красноярского края, историко-этнографическим музеем им. Мартьянова в г. Минусинске, краевым отделением правозащитного общества «Мемориал», региональным управлением г.Красноярска ФСБ России. Кроме этого, было необходимо организовать поиск родственников Тюдищева Г.Ф., взять интервью у старожилов села, проанализировать полученную информацию, установить хронологическую последовательность событий и сделать выводы, которые помогли бы нам ответить на проблемные вопросы. убрать еще одно «белое пятно» в истории нашего села, восстановить память о добрых людях.

После проведенного поиска в нашем распоряжении оказались неопубликованные источники информации (акты о закрытии церкви, список изъятых церковных ценностей, ответы на наши запросы, интервью и др.) и опубликованные (пособие по истории Красноярского края, г. Красноярск, 1967г.; CD- диск, /Энциклопедия для детей/, ООО / КОРДИС & МЕДИА /, 1999-2005 год.© /АВАНТА/ 1999-2005г.). Были использованы следующие методы исследования: хронологически-проблемный метод, где мы на временном этапе первой половины XX века изучали комплекс проблем; социологический метод, позволивший нам составить свои опросники и взять интервью у старожилов; ретроспективный, позволивший нам использовать исследования наших краеведов прошлых лет с учётом новых данных и нового подхода.

В ходе исследовательской работы большая помощь нам была оказана членом школьного краеведческого клуба Шишовским Андреем, учеником 8-го класса, который взял несколько интервью. Общее руководство работой осуществляла учитель истории, руководитель школьного музея «История села» Кускашева Л.Г., которая направляла и корректировала наши действия. Мы вместе обсудили цели и задачи исследования, составили план действий. Работу выполнял я сам, опираясь на помощь членов клуба и руководителя.

Хочется выразить благодарность всем тем, кто откликнулся и согласился помочь нам, прислав ответы на наши запросы, дал нам интервью.

Глава I.
Роль Казанцевской церкви Вознесения в жизни села в 20 – 30-е годы XX века

В этой главе мы решили рассказать о Казанцевском приходе, описать внешний вид церкви, просмотреть отношения церкви и власти, церкви и народа в советский период истории.

Из исторической справки по Казанцевскому приходу, взятого из «Вестника Енисейской епархии» видно, что Казанцевский приход был открыт в 1868 году, и в него входили 6 деревень: Жеблахты, Казанцево, Козлово, Коя и Усть-Коя, Чихачево.

В селе имелась церковно-приходская школа, церковное обслуживание производили священник, дьякон и псаломщик с окладами в 300, 150, 100 рублей соответственно. Жили они в домах, принадлежащих церкви, которые требовали ремонта, так как были очень «холодны».(14) Церковь имела свои пахотные и сенокосные угодья. Деревянное здание было построено в 1871 году. Церковь представляла собой самостоятельную, но зависимую от государства единицу, так как государство платило церковникам, можно сказать, заработную плату. Так было до самого установления советской власти.

После отделения церкви от государства (23 ноября 1918 года; учебник А.А Данилова «История России XX – н. XXI вв., стр. 97) и установления советской власти в Сибири, число прихожан резко уменьшилось. Церковь в основном посещали старики и дети, зрелые люди храм посещали осторожно, можно было за это навлечь на себя неудовольствие местной власти. У неё отняли все земли и угодья, обозначив их как «поповские», подлежащие изъятию.(3) Но храм, по-прежнему, оставался самым красивым местом в селе: церковь была ухожена, радовала глаз. Вспоминает Толстова А.М: «Тогда я ходила в 4-й класс Казанцевской школы, и церковь посещала тайно, так как ученикам туда ходить запрещалось. Церковь была деревянная. У алтаря снаружи рос большой куст черёмухи. Она была огорожена черной железной оградой. Крыльцо состояло из 18 ступеней. Была дорожка, посыпанная песком. Кого попало в церковь не пускали. В ограде в 2 ряда росла ранетка. Колокол был настолько большой, что когда в него звонили, было слышно в Шушенском. Был у церкви иконостас, очень большой и красивый. Попы одевались в красивые одежды».(9) Надо полагать, что церковь для Анастасии Максимовны была святым местом, раз она её так подробно вспоминает. Нас поразило, что она помнит точное количество ступеней на крыльце церкви. Видимо, часто туда ходила. Идентичны и воспоминания Романюк Антонины Алексеевны: «Все жители относились к церкви благотворно, церковь любили. Государство же запрещало молиться, пришлось дома все иконы снять и спрятать их. За церковь судили, изгоняли с работы, наказывали. Когда церковь закрывали, все возмущались, плакали. Но что кому тогда можно было сказать?» (10)

Толстова А.М. как бы вторит Антонине Алексеевне, вспоминая о закрытии нашей церкви: «Местные жители относились к церкви положительно. Молиться приезжали из Ивановки, Козлово, Нижней Кои. Власти же относились к церкви враждебно. Ходить школьникам в церковь запрещалось, так как она была отделена от государства. Когда коммунисты хотели вручную снять колокол, то бабушки с ними дрались. Когда же из Нижней Кои привезли лебёдку и сняли колокол, он упал и разбился. Бабушки главаря коммунистов до того избили, что он еле ушёл. Когда церковь закрыли, из неё всё вынесли и засыпали её зерном. Потом здание церкви переделали в школу. Когда сделали деревянную школу, то церковь стала мастерскими, которые вскоре сгорели».(9)

Краеведы 90-х годов из воспоминаний старожилов составили описание закрытия церкви: «Зрелище было ужасным: колокола сбрасывали на землю, а когда лебёдкой снимали большой колокол, он тяжело упал. Раздался страшный звон, похожий на тяжкий стон. Поднялась пыль. Люди, присутствующие при этом погроме, упали на колени и слёзно молились». (4)

Исходя из воспоминаний старожилок, можно сделать вывод, что церковь в нашем селе почиталась населением и считалась главным в их жизни и, не смотря на запреты государства, пользовалась большим авторитетом у жителей села Казанцево.

В советский период истории значимость церкви для государства упала в связи с целенаправленной политикой советской власти, которая в 1918 г. отделила церковь от государства и стала преследовать церковнослужителей (по данным из СD - диска, /Энциклопедия для детей/, в главе «XX век», статье «Церковь и большевистская революция» за период 20-30-ых годов было физически уничтожено до 10 тысяч священнослужителей). (3) Не избежала таких преследований и наша Казанцевская церковь Вознесения.

В нашем распоряжении имеется «Список изъятых церковных ценностей» из документов исполкома Ермаковского волостного совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов от 1923 г., в котором упоминаются ценности, изъятые из нашей Вознесенской церкви. Это - 2 серебряных креста, 2 дарохранительницы, 1 дискос, 2 тарелочки, 1 кадило, 1 лжица (ложка), 2 оклада с двумя Евангелиями, 1 сосуд. (8)

А ведь церковь содержала себя сама на народные пожертвования и больше не зависела от государства. Какое право имело государство забирать у неё собственность?

Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, просто даёшься диву: зачем было изымать церковную утварь? Приходит в голову мысль, что советская власть просто нуждалась в серебре. Потому что, если предположить, что она изымала собственность и вредила церкви из идеологических соображений, чтобы разрушить религию, которую считала «опиумом» для народа, то тогда она противоречила своим собственным законам: объявленной свободе совести (человек по своему выбору мог верить или не верить) и отделению церкви от государства. (2, стр. 97). Последний закон предполагал невмешательство государства в церковные дела, и церкви - в дела государства, но никак не закрытие церквей и изъятие её имущества. А как же без церковной утвари вести службу? Вот и получается, что, фактически, советская власть подталкивала местные власти к закрытию церквей.

Наша церковь была закрыта на основании решения общего схода односельчан, который проходил в декабре 1935 года. Документ говорит о том, что на собрании присутствовало 729 человек, что это решение было общим.(5) Однако у нас это вызывает большое сомнение. Вряд ли нашлось в селе помещение, чтобы вместить такую массу людей. Собрание проходило под Новый год, в конце декабря, скорее всего, в мороз. Напрашивается мысль о насильственном сборе людей на улице. А что решишь в таких условиях? Только то, что хочет услышать начальство, да желание поскорее разойтись по домам. Но, судя по воспоминаниям старожилов, далеко не все казанцевцы хотели закрытия церкви. Откуда же это единение в декабре 1935 года? Никто таким вопросом тогда не озадачивался. Просто решение сельского схода утвердил райисполком, а решения последнего утвердил крайисполком 16 января 1936 года, и дело было сделано. (6)

Таким образом, подводя итог I главе, можно сделать вывод о том, что Казанцевский приход в 20 – 30-е годы изменился по составу, в отличие от состава прихожан конца XIX века, как по количеству, так и по качеству (обеднел). Но церковь продолжала оставаться быть ухоженной, аккуратной и пользовалась большим уважением у значительной части населения с. Казанцева до самого своего закрытия в 1936г. Взаимоотношения же церкви и казанцевских властей были весьма напряжёнными. Само существование церкви стало зависеть от решения советской власти, а не от прихожан, как это полагается в случае, когда церковь по закону от государства отделена.

Глава II.
Расплата за веру и человеческий долг

В этой главе мы решили восстановить хронологическую последовательность жизнедеятельности церковного служителя Тюдищева Гавриила Федоровича, составив его исторический портрет. Выяснить, какое место он занимал в Казанцевском приходе, и какое воздействие оказывал на свою семью и жителей села. Кроме этого, нам захотелось увидеть, как положение служителя церкви влияло на судьбу близких ему людей в тот период. И, наконец, мы решили выяснить: кто же был последним священником нашей церкви?

Анализируя имеющиеся материалы, мы выяснили, что наш герой родился в 1897 году в селе Табат Бейского района. Он имел хоть и «низшее» образование, но по тем временам в крестьянской среде считался грамотным человеком. Женился Гавриил Федорович на очень грамотной девушке, моложе его на 1 год. Она была дочерью священника и имела 6 классов гимназии за плечами. По нашим подсчетам женились они в 1919 году, когда им было чуть больше 20-ти. Из воспоминаний внучки героя, Трусовой Надежды Ивановны, мы знаем, что её бабушка Варвара Павловна преподавала в Минусинской школе для глухонемых детей и была глубоко верующим человеком. (11)

Где могли познакомиться молодые люди? Испокон веков, в Минусинске существовала православная церковь. Если предположить, что таким же верующим человеком был Тюдищев Гавриил Федорович, то вполне вероятно, что встретились и познакомились они на службе в Минусинской православной церкви.

Как же попал Гавриил Федорович в Минусинск?

Из сообщения, которое мы получили из РУ ФСБ России, мы знаем, что Тюдищев Г.Ф. служил в 1919 году в 29-ом Сибирском полку армии Колчака.(7)

Из истории Красноярского края мы знаем, что город Минусинск находился под властью армии Колчака до 13 сентября 1919 года (1, стр.166). А поскольку Гавриил Федорович был рядовым колчаковской армии, то он мог находиться в Мнусинске, где и произошла его встреча с будущей женой.

Каким же образом Гавриил Федорович оказался в лагере белых?

Его мог насильственно мобилизовать в свою армию сам Колчак, так как такие мобилизации в белую армию по его приказу проходили в Сибири повсеместно. Он мог быть мобилизован в своем селе Табат, но мог вступить в белую армию и добровольно, так как, возможно, считал себя обязанным защитить духовенство от притеснений советской власти (с октября 1917 года по конец 1921 года советской властью было уничтожено около 10 тысяч священников. Данные СD - диска, /Энциклопедия для детей/, глава «XX век», статья «Церковь и большевистская революция»). (3)

Однако, скорее всего, мы думаем, он был мобилизован, потому что по окончании гражданской войны не был репрессирован за участие в белом движении. Мы знаем, что советская власть преследовала белых офицеров, а рядовой состав прощала, так как он, как правило, призывался насильственно и был многочисленным. Всех ведь не расстреляешь! Мы предполагаем, что из с.Табата в наше село Гавриил Федорович вместе с женой Варварой Павловной и матерью Прасковьей Дементьевной приехали для того, чтобы у всех забылось их «белое» прошлое. Возможно, что в селе Казанцево они появились в начале 20-х годов.

Из ответа РУ ФСБ России мы знаем, что в нашем селе Тюдищев Г.Ф. жил не только с матерью и женой, но и имел 4-х детей – 3 сыновей и дочь. Работал наш герой счетоводом – помощником бухгалтера Ермаковского леспромхоза, контора которого находилась в деревне Чихачево, расположенной на реке Оя, притоке Енисея, в полутора километрах от села Казанцево. Семья жила в деревянном доме недалеко от церкви, имела свою лошадь, корову, огород.

Вспоминает их соседка Кузнецова (в девичестве Попова) Анна Степановна, которая часто бывала в гостях у Тюдищевых и была подругой их дочери: «Жили они очень дружно – бабушка, её сын Гавриил Фёдорович, его жена Варвара Павловна – очень добрая женщина, и у них было четверо детей: трое сыновей и дочь Оля, с которой я дружила. Нас поражали взаимоотношения внутри их семьи: никакой ругани, только доброе слово. Сам Гавриил Фёдорович часто работал в огороде, засучив штанины. Впечатления от них остались самые светлые. Очень красивый аккуратный был у них дом, они были очень приветливые люди. Их бабушка к нам приходила в гости. Я помню, что был проход «на задах» через баню. Она им всегда пользовалась».(13)

Анна Степановна предполагает, что Гавриил Федорович был хорошим семьянином и хозяином, так как часто работал в огороде, засучив штанины. Мы с ней полностью согласны в вопросах семейной жизни. Вероятно, что он был и хорошим отцом, и мужем, и сыном. Нас же очень напрягает некоторое противоречие в трудовой судьбе нашего героя: кем же он всё–таки был в жизни – церковнослужителем или гражданским лицом? Из официального ответа РУ ФСБ России, он работал счетоводом- кассиром (счетоводом-помощником бухгалтера). По воспоминаниям старожилов Гавриил Федорович служил в церкви.(7)

Анализируя и сводя воедино все источники информации, мы можем сделать вывод о том, что к церкви отношение наш герой имел точно. Все три наших респондента в своих интервью показывают, что Гавриил Федорович хорошо пел в церкви, играл на клавесине. Да и в письме из РУ ФСБ России говорится о том, что часть заключенных называли его псаломщиком. На наш взгляд, возле церкви он жил тоже не случайно. И жену глубоко верующую имел совсем не вдруг. И то, что его детей не принимали в комсомол, как детей церковнослужителя, тоже указывает на то, что Тюдищев Гавриил Федорович действительно в церкви служил. Другое дело, что в церкви больше не было денежных окладов. Приход резко уменьшился, доход был маленький. А жить-то на что-то было надо. Кроме всего прочего, мы можем сказать, что на людей, которые служили в церкви, власть смотрела косо.

Поэтому было необходимо иметь другое – официальное место работы. Скорее всего, что именно из-за этих соображений Гавриил Федорович и работал по гражданской специальности, а церковными делами занимался в свободное от работы время. Вероятно, что и его собственные дети подпевали в певчей группе вместе со своим отцом. Надежда Ивановна Трусова, внучка Гавриила Федоровича, вспоминает из рассказов матери, что все дети хорошо пели. (11)
Таким образом, наш герой имел отношение к церкви. Сам же Гавриил Федорович на допросах не показывал, что работал в церкви, наоборот, приписывал себе службу в ОГПУ с 1920 по 1925 год.(7)

Анализируя старые материалы, где упоминается, положенные царским правительством церковнослужителям оклады (священнику - 300 р., дьякону - 150; псаломщику 100), можно сделать вывод о том, что псаломщик занимал по значимости 3 место после священника и дьякона.(14)

Из интервью, взятого нами у псаломщицы Шушенской Петропавловской церкви Здеревой В. Д., можно сделать вывод, что без псаломщика в церкви никаких служб быть не могло. (12) А само то, что наша церковь имела необходимый «набор» церковных должностей, говорит о серьезности положения храма Вознесения в с Казанцево, относящегося к Енисейской епархии, его значимости для части населения Минусинской волости. Наше село Казанцево и право-то называться селом, а не деревней, получило потому, что в нем была церковь.

Рассуждая о показаниях самого Гавриила Федоровича, нам думается, что он себя оговаривал, для того, чтобы сохранить себе жизнь. Ведь на его плечах были четверо детей, жена и престарелая мать. Его внучка, Надежда Ивановна Трусова, рассказала нам, что родной дядя его жены Варвары Павловны Королев Николай, служивший священником в Субботинской церкви Ермаковского района (ныне Шушенского), был репрессирован и расстрелян еще до ареста Гавриила Федоровича, и, что ему об этом было известно. Скорее всего, что наш герой точно знал, какая участь его ждет, если узнают, что он служил в церкви, поэтому и оговаривал себя. Жаль, что это не помогло ему сохранить жизнь!

Арестован Гавриил Федорович был 14 февраля 1931 года за то, что якобы «создал на территории бывшего Минусинского округа контрреволюционную организацию, целью которой было свержение советской власти». Судила его Особая Тройка ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю 7 июля 1931 года, приговорив к высшей мере наказания. Расстрелян Гавриил Федорович был 20 июля 1931 года в г. Минусинске.(7) Казанцевская церковь Вознесения была закрыта 16 января 1936 года. Это мы установили совершенно точно, благодаря найденному в Ермаковском архиве постановлению о закрытии церкви в селе Казанцево, и присланной Архивным Агентством Красноярского края копии постановления президиума Крайисполкома, разрешающим закрытие нашей церкви. (5, 6)

Кто же был всё-таки последним священником?

Определенно ответить не получилось. Мы обращались к руководству Красноярской епархии, надеясь, что там есть архивы, где имеются списки бывших церковнослужителей. К сожалению, церковный архив ведется только с 1992 года. Не располагает такими данными и Архивное Агентство Красноярского края. Мы даже предположили, что поскольку епархия ранее называлась Енисейской, то центр её располагался в городе Енисейске, где имеется Успенский Кафедральный собор. Наш выпускник, посещавший летом г. Енисейск, по нашей просьбе побывал в Успенском соборе, но и там архива не оказалось.

Опираясь на воспоминания Толстовой А.М., мы можем с уверенностью определить, что священник такой был, но населением он не уважался, так как «…последний священник, прозванный «советским попом», запомнился тем, что был модно и коротко подстрижен, без бороды, он был очень молодой. Люди относились к нему, в общем, с недоверием. Вот старого священника любили, доверяли ему, ходили исповедоваться. А новому – нет. Хотя в церковь продолжали ходить, но скорее всего потому, что душа Бога просила. Он и с властью–то жил мирно, хотя она церковь не жаловала». (9)

Все наши респонденты дружно вспоминают именно Тюдищева Г.Ф., как человека примерного, богообразного человека, хорошего семьянина и хозяина. А в памяти на долго остаётся только очень хорошее или плохое, посредственное из неё стирается. Вот так и последний священник в памяти наших односельчан не сохранился.

Как же повлияли на семью Гавриила Федоровича его служба в церкви и, собственно, сам арест и расстрел?

Из воспоминаний старожилов села и внучки мы знаем, что семье приходилось не сладко. Детям сложно понять, почему к ним относятся не так, как ко всем. Вспоминает Толстова Анастасия Максимовна: «… дочь Ольгу, с которой я училась и которая была хорошей ученицей, но так как её отец был священником, то в комсомол её не пустили. От этого у Ольги произошёл нервный срыв, после которого она неделю не ходила в школу. Николай и Евгений вступили в коммунистическую партию и стали «директорами» колхозов, но это случилось много позже. Павел погиб во время Отечественной войны. Когда арестовали родителей, дети были маленькими и остались с бабушкой. Они терпели голод, презрение некоторых людей, даже, несмотря на то, что их родители были образованными людьми. Но так к ним относились только те, кто боялся советской власти. Большинство жителей им в душе сочувствовало». (9)

Это подтверждает и внучка нашего героя, вспоминая о нервном срыве своей матери, когда ее не приняли в комсомол. На наш вопрос о влиянии репрессии на судьбу семьи она ответила следующее: «Да мы особо на эту тему старались не говорить. Слишком это больно, да и страшно. Знаю, что дядю Колю не принимали в техникуме в комсомол, даже травили, что он страдал».(11)

С позиций сегодняшнего дня это просто возмутительно, но и в те времена большинство людей сочувствовало семье Тюдищевых, а плохо относились к ним лишь только те, кто прислужничал власти.

Тяжелее же всего, на наш взгляд, досталось Варваре Павловне, жене нашего героя. Её репрессировали тоже, но только через три недели после ареста мужа за то, что «не донесла о действующей контрреволюционной повстанческой организации, существовавшей в городе Минусинске».(7) По сути дела не донесла на мужа. Сегодня принят закон, позволяющий не свидетельствовать против своих родственников. Но Варвара Павловна жила тогда, а не сегодня. Судила её в тот же день, что и мужа Особая Тройка и в тот же день 7 июля 1931 года приговорила к 5 годам исправительно-трудовых работ в концлагере. Наказание она отбывала в БЕЛОМОРБАЛТЛАГЕ ОГПУ. Однако, через 2 года была отпущена и вернулась сначала в село Табат Бейского района, так как там находились её дети вместе с бабушкой, которые через полгода после ареста родителей уехали из села Казанцево. Можно только догадываться, что творилось в душе женщины, в одночасье потерявшей мужа и боящейся за своих четырёх детей. Пожив немного в Табате, забрав детей, женщина вернулась снова в Казанцево. Дети учились в нашей Казанцевской школе, страдали от того, что их не принимают в комсомол. Однако имели друзей и хорошие отношения к себе большинства населения. Варвара Павловна в годы Великой Отечественной войны и до 1950 года работала учительницей начальных классов в Казанцевской школе.

Подводя итоги этой главы, мы можем с твердой уверенностью сказать, что в нашем селе жил и трудился достойный, уважаемый селянами, доброй души человек, который оставил после себя большое потомство, любившее, не смотря ни на что, свою родную землю, не поминающее обид.

Гавриил Федорович и Варвара Павловна оставили по себе добрую память, показав, что значит быть образцовой семьёй. Они поддерживали у людей веру в Бога, помогали им образовываться и просто учили человеческому общению. Их запомнили потому, что они были искренними в своих делах и помыслах, им доверяли потому, что они были настоящими. А вот священника, который более был расположен к власти, чем к народу, люди забыли. Такова участь всех неправедных.

Заключение.

Завершена трудная, большая, но интересная работа. Что же удалось сделать? Что нового мы обнаружили? К каким выводам пришли, работая над темой? Удалось восстановить некоторые моменты истории существования Казанцевской церкви Вознесения в советский период, определить точную дату её закрытия. Определить характер взаимоотношения церкви и власти как напряжённый и опасный для самой жизни; церкви и народа как дружественный, основанный на необходимости взаимодействия. Удалось восстановить добрую память о хорошем, настоящем человеке, описав некоторые страницы из жизни псаломщика Тюдищева Гавриила Федоровича и его семьи в селе Казанцево. В работе приведены доказательства несправедливой его репрессии, обозначены последствия страшной трагедии. Также мы приводим доводы о незавидности роли последнего священника, которого никто почти не помнит, потому что он представлял больше не Бога, а власть.

Эта работа очень сильно поразила меня. Я даже и не предполагал, что в нашем селе жили такие достойные люди, полюбившееся всем, а так же проходили серьезные конфликты между церковью и советской властью. У меня даже и в мыслях не укладывается, что именно в нашем селе могли репрессировать и даже расстреливать людей. Это оказалось так близко от меня, что не могу никак опомниться до сих пор. Когда изучаешь историю страны, кажется всё от тебя далеко. Но вот оказывается рядом с тобой, в твоем селе проходит событие, которое очевидно имело место и во всей стране, и ты ощущаешь, что через село, судьбу сельской семьи складывается история твоих родных мест, а через нее - история всей страны.

Еще меня очень поразила то, с какой скоростью государство в лице местных властей решало судьбу человека: 14 февраля арестовали, 7 июля осудила Особая Тройка, а 20 июля 1931 года человека расстреляли, не сожалея о содеянном. Только в 1965 году решили пожалеть, реабилитировав за отсутствием состава преступления. Хорошо, хоть поздно, но это сделали. Однако отца и мужа уже не вернуть.

Зачем же советская власть принимала законы о свободе совести и отделении церкви от государства, если сама постоянно их нарушала?

Мне думается, что она хотела сделать свое лицо более демократическим и перед народом, и перед всем миром. На самом деле государство считала церковь своим врагом, потому что церковь могла повлиять на духовное мировоззрение народа не так, как надо было советской власти. Вот и наш герой, мне кажется, пострадал из-за своей веры в Бога и службы в церкви, а не из-за мифической контрреволюционной деятельности.

Почему мы выбрали эту тему?

Потому, что захотели восстановить память о добром человеке. Кроме того, нам показалось необходимым обозначить тему возможности государства нарушать или уменьшать права и свободы людей и возможности последних защищаться. Почему никто реально не заступился за хороших людей, которых все уважали? Потому, что было страшно или потому, что не умели защищаться? Мне кажется, присутствовало и то, и другое.

К какому же выводу я пришёл?

Надо учиться защищаться. Надо знать законы своего государства и видеть, где они нарушаются. Надо знать набор законных способов защиты и вырабатывать в себе смелость их применять. Надо уметь объединяться. Если эти «надо» претворить в жизнь, то такого, я уверен, больше не повторится.

Я думал, у нас обычное село, где нет ничего такого захватывающего и интересного. Все мирно жили и с властью, и друг с другом. Но все мои мысли эта работа опровергла. Я узнал, что в нашем селе все же были люди, которые очень много делали для простого народа и не ждали за это никакой благодарности. Как бы хотелось, чтобы таких бескорыстных людей было побольше сегодня.

Использованная литература

1. История Красноярского края (учебное пособие по краеведению для учителей истории), Красноярск, 1967 год.
2. А.А. Данилов и др. «История России. XX – начало XXI века» (учебник истории для 9 класса общеобразовательной школы), М, /Просвещение/, 2005г.
3. CD- диск, /Энциклопедия для детей/, ООО / КОРДИС & МЕДИА /, 1999-2005г.© /АВАНТА/ 1999-2005г.

Неопубликованные использованные источники информации

4. Церковь села Казанцева (выступление на районной краеведческой научно-практической конференции ученицы 10 класса Казанцевской средней школы Галкиной Юлии), Шушенское, 1999 год.
5. Постановление президиума Ермаковского исполнительного комитета от 29 декабря 1935 года.
6. Постановление президиума Красноярского Краевого исполнительного комитета от 16 января 1936 года.
7. Ответ РУ по Красноярскому краю ФСБ РФ руководителю школьного музея Казанцевской средней общеобразовательной школы Кускашевой Л.Г. от 26.07.2007г.
8. Список изъятых церковных ценностей по Ермаковскому району, 1923г..
9. Интервью, взятое у Толстовой А.М. от 6.08.2007.
10. Интервью, взятое у Романюк А.А. от 6.08.2007.
11. Интервью, взятое у Трусовой Н.И. от 8.10.2007.
12. Интервью, взятое у Здеревой В.Д. от 8.10.2007.
13. Интервью, взятое у Кузнецовой А.С. от 11.10.2007.
14. Краткое описание приходов Енисейской епархии, издание Енисейского церковного археологического общества, г. Красноярск, типография епархиального братства, 1917г., 3 лист. Лист 1 лист 2

Опросники и интервью

 Вопросы для интервью у старожилки с. Казанцево Романюк Антонины Алексеевны, проживающей в с. Казанцево

В: Антонина Алексеевна, помните ли Вы, что в селе Казанцево в №)-ых годах была церковь?
В: Помните ли Вы последнего священника?
В: Как жила семья священника, было ли у них своё хозяйство?
В: Как жители с. Казанцево относились к церкви и священнику?
В: Как относились к церкви власти с. Казанцево?
В: Обладала ли сама церковь какой-либо собственностью?

Вопросы составлял краевед Шишовский Андрей, ученик 8 класса

Интервью, взятое 06 августа 2007 года, у старожилки с Казанцево Романюк Антонины Алексеевны, проживающей  с. Казанцево

В: Антонина Алексеевна, помните ли Вы, что в селе Казанцево в №)-ых годах была церковь?
О: Помню. Церковь была большая и красивая. Священники одевались в красивые одежды. На их головах тоже было что-то красивое. Было много икон, очень красивые, некоторые на подножках. .Я в церковь ходила с мамой, молились, служба шла долго, потом подходил батюшка, ему целовали все руку, потом крест.
В: Помните ли Вы последнего священника?
О: Помню. У него было четверо детей, 2 сына и 2 дочери, одного вроде звали Михаил, но точно не помню.
В: Как жила семья священника, было ли у них своё хозяйство?
О: Жили в большом и красивом доме, у них была своя корова. Мы с мамой ходили к ним в гости. У них всё было дружно.
В: Как жители с. Казанцево относились к церкви и священнику?
О: Все относились благотворно, церковь любили.
В: Как относились к церкви власти?
О: Плохо. Государство запрещало молиться, пришлось дома все иконы снять и спрятать их. За церковь судили, изгоняли с работы, наказывали. Когда церковь закрывали, все возмущались, плакали. Но что кому тогда можно было сказать?
В: Обладала ли сама церковь какой-либо собственностью?
О: Я точно не помню, но кажется, что церковь жила на пожертвования, никакого хозяйства у неё не было.

Интервью взял краевед Шишовский Андрей, ученик 8 «а» класса


 

Вопросы для интервью у внучки Тюдищева Г.Ф.Трусовой Надежды Ивановны, проживающей в п. Иджа, Шушенского района

В: Надежда Ивановна, помните ли Вы своего дедушку, Тюдищева Гавриила Фёдоровича, который служил в нашей Казанцевской Вознесенской церкви в конце 20 –х годов?.
В: Вам что-нибудь известно про арест дедушки? Мы делали запрос в краевое отделение ФСБ России в г. Красноярске, нам ответили, что Ваш дедушка был незаконно репрессирован, в 1931 году расстрелян, а Ваша бабушка, Варвара Павловна была арестована, на 5 лет осуждена. Отбывала срок на строительстве Беломорканала. Но Гавриил Фёдорович не показывал на допросах, что являлся служителем церкви.
В: У семьи Тюдищевых было четверо детей, что же стало с ними, когда забрали их родителей?
В: Можете что-либо вспомнить о своей бабушке, Варваре Павловне?
В: Какова же судьба других детей?
В: Вам известно, что вся семья Вашего дедушки реабилитирована в 1965 году?
В: Может быть, Вам что-либо известно о том, как репрессии сказывались на судьбе ваших дядей.
В: Вы нам позволите их переснять?
В: Вернём всё в целости и сохранности. Чем занимаетесь Вы в настоящее время, есть ли у Вас братья, сёстры?
Вопросы составила руководитель школьного музея «История села» Кускашева Л.Г.

 Интервью, взятое 8 октября 2007г. у внучки Тюдищева Г.Ф.Трусовой Надежды Ивановны, проживающей в п. Иджа, Шушенского района

В: Надежда Ивановна, помните ли Вы своего дедушку Тюдищева Гавриила Фёдоровича, который служил в нашей Казанцевской Вознесенской церкви в конце 20 –х годов?
О: Конечно. Только я его не видела, знаю из рассказов моей матери Ольги Гаврииловны. А писались они не Тюдищевы, а Тюдишевы. Эту букву им позволили сменить после того, как мама вернулась с Беломорканала, который строила по приговору суда. Боялись, что их будут преследовать.
В: Вам что-нибудь известно про арест дедушки? Мы делали запрос в краевое отделение ФСБ России в г. Красноярске, нам ответили, что Ваш дедушка был незаконно репрессирован, в 1931 году расстрелян, а Ваша бабушка, Варвара Павловна была арестована, на 5 лет осуждена. Отбывала срок на строительстве Беломорканала. Но Гавриил Фёдорович не показывал на допросах, что являлся служителем церкви.
О: Дедушка с церковью был связан точно. Он хорошо пел, играл на клавесине, все их дети, рассказывала мама, тоже хорошо пели, рисовали, играли на музыкальных инструментах. Они были все грамотные воспитанные люди. Мама говорила, что их арестовали, что ей было очень тяжело на стройке, она ведь не была приспособлена к физическому труду, была учительницей начальных классов. Набила там себе много мозолей и шишек, но всё-таки выдержала. У меня ещё был один дедушка, это брат маминого отца, то есть её дядя, фамилия у него была вроде Королёв -деда Коля из с. Субботино. Вот он точно был там священником, его тоже арестовали и расстреляли, но только раньше, чем арестовали бабушку и дедушку. Может, деда Гавриил и напугался, стал отказываться от службы в церкви, но вряд ли он отказывался от Бога. Просто молчал и всё. Вся их семья была глубоко верующей. Бабушка вообще была родом из семьи священников, её отец, дядя были батюшками в приходах.
В: У семьи Тюдищевых было четверо детей, что же стало с ними, когда забрали их родителей?
О: Они оставались с бабушкой, матерью моего деда и моей пробабушкой. Звали её Параскева Дементьевна. Она некоторое время ещё пожила в с.Казанцево вместе с ребятишками, потом уехала в Хакасию ко второму своему сыну в с. Табат. Туда же и моя бабушка, их мама Варвара Павловна, уехала после того, как вернулась с Беломорканала. Пожив там совсем немного, бабушка со всеми детьми переехала снова в Казанцево, устроилась там работать в школу. Старшие дети учились в Шушенском сельхозтехникуме, а моя мама ещё училась в школе. Она мне рассказывала, что, как и все, хотела вступить в комсомол, когда ей исполнилось 14 лет. Не тут-то было. Её не приняли, сказав, что детям церковников там не место. Она неделю после этого провалялась в нервной горячке, в школу не ходила.
В: Можете что-либо вспомнить о своей бабушке, Варваре Павловне?
О: Только из рассказов матери. Бабушка переехала к ней из Казанцева где-то в начале 50-ых годов, потому что маму назначили в Белозёровскую начальную школу заведующей в 1948 году, заочно она училась в Минусинском педучилище, она тоже, как и бабушка была учительницей начальных классов, потом маму перевели в д. Труд, отделение Иджинского совхоза. Затем в с. Иджа, где она и проработала до пенсии. Бабушка же оставалось в Белозёровке, потом переехала к нам. Она вышла замуж за дедушку, уже будучи учительницей. Закончив гимназию, работала в школе глухонемых детей в Минусинске. Когда переехали в Казанцево, работала в простой школе. Варвара Павловна была доброй, отзывчивой, верила в Бога.
В: Какова же судьба других детей?
О: Павел во время войны закончил пехотное училище, в 1943 году его призвали на фронт, он погиб в первом же бою, Николай Гаврилович жив, живёт в Сухобузимском районе, в с. Шила, его на фронт не забирали. Он очень плохо видел. Работал в трудармии. Младший Евгений Гаврилович живёт у сына в с. Зелёном недалеко от г.Абакана, его сын Тюдищев Александр Евгеньевич работает в Хакасском государственном университете преподавателем. Дядя Женя ослеп из-за глаукомы.
В: Вам известно, что вся семья Вашего дедушки реабилитирована в 1965 году?
О: Да. Дядя Коля даже потом пользовался льготами для реабилитированных.
В: Может быть, Вам что-либо известно о том, как репрессии сказывались на судьбе ваших дядей.
О: Да мы особо на эту тему старались не говорить. Слишком это больно, да и страшно. Знаю, что дядю Колю не принимали в техникуме в комсомол, даже травили, что он страдал. У меня на память о них остались фотографии, правда очень некачественные, ведь снимкам около ста лет.
В: Вы нам позволите их переснять?
О: Конечно, но будьте осторожны
В: Вернём всё в целости и сохранности. Чем занимаетесь Вы в настоящее время, есть ли у Вас братья, сёстры?
О: Я работаю на почте. Раньше тоже работала в школе. У меня есть сестра. Она живёт Минусинске, работает на ТЭЦ.

Интервью взяла
руководитель школьного музея «История села» Кускашева Л.Г.


 

Вопросы для интервью у старожилки с. Казанцево Толстовой А. М.

В: Помните ли Вы, что до 1934 года существовала церковь в нашем селе? Были ли Вы верующей и ходили ли в церковь?
В: Помните ли Вы последнего священника, чем он Вам запомнился? По сведениям, полученным от Вас ранее, это был Тюдищев Гаврил Фёдорович.
В: Как к нему относились люди?
В: Была ли у него семья? Знаете ли Вы что-нибудь об их судьбах?
В: Как относились представители советской власти и местные жители к церкви?
В: Куда делась утварь из церкви?
В: Было ли у церкви хозяйство в советский период?.

Вопросы составил краевед Шишовский Андрей, ученик 8 «а» класса

 Интервью, взятое 6 августа 2007г. у старожилки с. Казанцево Толстовой А. М.

В: Помните ли Вы, что до 1934 года существовала церковь в нашем селе? Были ли Вы верующей и ходили ли в церковь?
О: Тогда я ходила в 4-й класс в школу и церковь посещала тайно так, как ученикам туда ходить запрещалось.
В: церковь ходила, потому что верующей была и есть. Церковь была деревянная. У алтаря снаружи рос большой куст черёмухи. Она была огорожена черной железной оградой. Крыльцо состояло из 18 ступеней. Была дорожка, посыпанная песком. Кого попало в церковь не пускали. В ограде в 2 ряда росла ранетка. Колокол был настолько большой, что когда в него звонили, было слышно в Шушенском. Был у церкви иконостас, очень большой и красивый. Попы одевались в красивые одежды.
В: Помните ли Вы последнего священника, чем он Вам запомнился? По нашим сведениям это был Тюдищев Гаврил Фёдорович.
О: Предпоследний «старый» священник был с бородой и длинными волосами. Последний священник, прозванный «советским попом», запомнился тем, что был модно и коротко подстрижен, без бороды, он был очень молодой.
В: Как к нему относились люди?
О: В общем, с недоверием. Вот старого священника любили, доверяли ему, ходили исповедоваться. А новому – нет. Хотя в церковь продолжали ходить, но скорее всего потому, что душа Бога просила. Он и с властью –то жил мирно, хотя она церковь не жаловала.
В: Кто же был «старым священником»? Говорят, это был Тюдищев Гавриил Фёдорович. Была ли у него семья? Знаете ли Вы что-нибудь об их судьбах?
О: Семья была. Жена Варвара Павловна, дочь Ольга, с которой я училась и которая была хорошей ученицей, но так как её отец был священником, то в комсомол её не пустили. От этого у Ольги произошёл нервный срыв, после которого она неделю не ходила в школу. Николай и Евгений вступили в коммунистическую партию и стали «директорами» колхозов, но это случилось много позже. Павел погиб во время Отечественной войны. Когда арестовали родителей, дети были маленькими и остались с бабушкой. Они терпели голод, презрение некоторых людей, даже, несмотря на то, что их родители были образованными людьми. Но так к ним относились только те, кто боялся советской власти. Большинство жителей им в душе сочувствовало. Бабушкин дом был на нынешней Октябрьской улице, но потом они уехали куда-то.
В: Как относились представители советской власти и местные жители к церкви?
О: Местные жители относились к церкви положительно. Молиться приезжали из Ивановки, Козлово, Нижней Кои. Власти же относились к церкви враждебно. Ходить школьникам в церковь запрещалось, так как церковь была отделена от государства. Когда коммунисты хотели вручную снять колокол, то бабушки с ними дрались. Когда же из Нижней Кои привезли лебёдку и сняли колокол, то он упал и разбился. Бабушки главаря коммунистов до того избили, что он еле ушёл. Когда церковь закрыли, из неё всё вынесли и засыпали её зерном. Потом здание церкви переделали в школу. Когда сделали деревянную школу, то церковь стала мастерскими, которые вскоре сгорели.
В: Куда делась утварь из церкви?
О: Куда всё это делось - неизвестно.
В: Было ли у церкви хозяйство в советский период?
О: В советский период хозяйства у церкви не было, она жила на народные пожертвования.
Интервью взял краевед Шишовский Андрей, ученик 8 «а» класса


 

Вопросы для интервью у Здеревой Валентины Данииловны, псаломщицы Шушенской церкви святых Петра и Павла

В: Валентина Даниловна, что из себя представляет должность псаломщика в церкви?
В: Он сам поёт?.
В: Где располагается певчая группа во время службы, и кто на службе старший?

Вопросы подготовила краевед Чудаева Наташа, ученица 8 «а» класса

Интервью, взятое 8 октября 2007 года у псаломщицы Шушенской церкви святых Петра и Павла Здеревой Валентины Данииловны

В: Валентина Даниловна, что из себя представляет должность псаломщика в церкви?
О: Псаломщик вместе с батюшкой ведёт службу и руководит ею, батюшка читает молитвы, псаломщик отвечает за пение псалмов, порядок их исполнения.
В: Он сам поёт?
О: Поёт, если нужно, особенно если в церкви нет хора или певчей группы, и, если праздничная служба. Если есть певчая группа, то есть ещё должность регента, который является как бы музыкальным руководителем.
В: Где располагается певчая группа во время службы, и кто на службе старший?
О: Старший, конечно, батюшка, но за певчую сторону головную ответственность несёт псаломщик, он руководит службой, находясь на клиросе, там же находится и певчая группа.

Интервью взяла краевед Чудаева Наташа, ученица 8 «а» класса


 

 Вопросы для интервью у старожилки с. Казанцево Кузнецовой Анны Степановны в девичестве Поповой, 1928 г.р., проживающей в п. Шушенском

В: Анна Степановна, Помните ли Вы Тюдищева Гавриила Фёдоровича из с. Казанцево, проживающего там в конце 20-ых годов?
В: Чем запомнилась Вам эта семья?
В: Что такое плит?
В: Мы знаем, что Гавриил Фёдорович служил в церкви. Вы что-нибудь можете рассказать нам про его работу?
В: Может быть, помните что-либо про Варвару Павловну, жену Тюдищева Г.Ф.?

Вопросы подготовил краевед Федорченко Кирилл, ученик 9 «б» класса

Интервью, взятое 11 октября 2007г. у старожилки с. Казанцево Кузнецовой Анны Степановны в девичестве Поповой, 1928 г.р., проживающей в п. Шушенском

В: Анна Степановна, Помните ли Вы Тюдищева Гавриила Фёдоровича из с. Казанцево, проживающего там в конце 20-ых годов?
О: Очень хорошо помню. С их дочкой я играла в детстве.
В: Чем запомнилась Вам эта семья?
О: Жили они очень дружно – бабушка, её сын Гавриил Фёдорович, его жена Варвара Павловна – очень добрая женщина, и у них было четверо детей: трое сыновей и дочь Оля, с которой я дружила. Нас поражали взаимоотношения внутри их семьи: никакой ругани, только доброе слово. Сам Гавриил Фёдорович часто работал в огороде, засучив штанины. Впечатления от них остались самые светлые. Очень красивый аккуратный был у них дом, они были очень приветливые люди. Их бабушка к нам приходила в гости. Я помню, что был проход на задах через баню. Она им всегда пользовалась.
В. Где был расположен их дом?
О: Прямо недалеко от церкви. Он был огорожен красивым забором из плита. Мы все любовались тем, как у них всё было аккуратно.
В: Что такое плит?
О: Это осколки камня, перемешанные глиной. Ими обмазывали изгородь. Получалась красота. А ещё меня удивлял их подвал. У всех были погреба, а у них – подвал. Там было чисто и ухожено, сделаны полочки. Их баня и амбар были тоже очень аккуратными, всегда там было убрано.
В: Мы знаем, что Гавриил Фёдорович служил в церкви. Вы что-нибудь можете рассказать нам про его работу?
О: Вот этого я помню мало. Знаю, что в молодости его случайно услышали две монашки, взяли в церковь петь. По-моему он и пел там. А люди ходили с удовольствием в церковь и слушали.
В: Может быть, помните что-либо про Варвару Павловну?
О: Она была моей первой учительницей. Вспоминаю её только добром. Была очень добрая умная женщина.

Интервью взял краевед Федорченко Кирилл, ученик 9 «б» класса



/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»