Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

На круги своя (История одной семьи, …)


Международное историко- просветительское
И правозащитное общество «Мемориал»,
Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева,
Союз краеведов России,
Кафедра региональной истории и краеведения
Российского государственного гуманитарного института

Выполнила: Галеева Римма Хамзяевна, ученица 11 класса, МОУ СОШ «Верхнепашинская №2»

Руководитель: Сукнасян Галина Павловна Учитель русского языка  и литературы

2007 год
с. Верхнепашино МОУ СОШ №2

Аннотация

1. Верхнепашинская средняя школы№ 2
2. Автор: Галеева Римма, ученица 10 класса «А»
3. Тема: «На круги своя ...» (История жизни моей бабушки, …)
4. Секция: Историческое Краеведение
5. Краткое содержание работы:

Рано или поздно у каждого человека появляется потребность воскресить в себе память о тех, кто был нами до нас, чьими продолжениями мы являемся, чьи имена порой носим и даже не догадываемся, до какой степени мы похоже на тех, кого зовем бабушками и прабабушками.

Эта возрожденная память помогает очень многое понять и объяснить в нашем собственном поведении, отношении к жизни и к людям.

Возрождение этой памяти - это долг, отданный ушедшим от нас и давшим нам жизнь родственникам.

Возрождение этой памяти - это способность обретения своего места в жизни, обретения собственного мироощущения, мировосприятия.

Как и когда это происходит, - ответить трудно: просто однажды возникает такое ощущение, что старые фотографии не просто смотрят на тебя со стен, они хотят тебе о чем -то рассказать. И это что–то непременно должно быть очень важным и решающим для тебя.

Понимание необходимости такого общения вызывает необходимость разговора с близкими, родственниками- с кругом людей, которых можно назвать одним словом - семья. И тогда семья по крупицам отдает тебе все, что знает- в науке этот процесс называется «сбор материала».

Материал «одевается» эмоциями- и рождается история бытия человека, история, знание которой лично для меня переоценить невозможно. И сколько бы хороших и добрых дел в этой жизни я ни сделала в будущем, это будет одним из лучших – я дарю своей любимой бабушке вторую жизнь- жизнь в истории нашей семьи и нашего рода

Я посвящаю свою научно- исследовательскую работу Галеевой Мукмине. Девичья фамилия у нее была Аксанова, эта фамилия произошла от имени ее деда Аксана, таков был и есть мусульманский обычай.

Известно также, что он был муллой, а значит, уважаемым среди мусульман и достойным человеком, и у него было 4 сына и дочь. Одного из них звали Мохаммад. Именно он приходился моей бабушке отцом, а мне- прадедом.
Мохаммад начинал свою трудовую деятельность разносчиком, ходил по деревням и предлагал краски и другие мелкие товары. Затем стал приказчиком у купца, а потом открыл свой магазин.

Первая жена Мохаммада Фарханья родила шестерых детей. Но вскоре после недолгой, но мучительной болезни она умерла.

Со второй женой Зарифой Мохаммад прожил до самой смерти, у них родилось трое детей. Итак с моей бабушкой у моего прадеда было всего девять детей, из которых пять трагично погибли. И у каждого, конечно, была своя история жизни.

Первым погиб старший сын Захир. Его мобилизовали в Белую армию. Когда в дом Мохаммада пришли красные и спросили, почему отец отдал сына, то он сказал, что его не спрашивали, забрали и все. Захир погиб на войне, на которой все защищали свою Россию, забыв, что на самом- то деле она одна. Не белая и не красная, а просто Россия.

Гражданская война и интервенция 1918- 20 в России, борьба рабочих и трудящихся крестьян под руководством Коммунистической партии в защиту завоеваний Октябрьской революции против внутренний и внешней контеррвенции. Социальной базой контеррвенции были бывшие капиталисты, помещики, чиновники, офицеры царской армии, кулаки и зажиточные казаки. Решающим фактором развертывания Гражданской войны явилась интервенция империалистических держав. Сопротивление свергнутых эксплуататорских классов в первые дни Советской власти благодаря поддержке революции широкими массами трудящихся было сломлено. Вторжение иностранных интервентов, организованных Антантой Чехословацкого корпуса мятеж оживили контрреволюционные силы и к лету 1918 привели к потере Советской республике ¾ территории страны, на которой возникли многочисленной белогвардейского и буржуазно- националистического «правительства». Коммунистическая партия во главе и В. И. Ленина обеспечила создания военно- политического союза рабочего класса и крестьянства, организовала оборону Советской республике. Страна была объявлена единым военным лагерем, введен всеобуч, проведены мобилизации в Красной армии, учреждены Реввоенсовет и Совет рабочее- крестьянской обороны. В области экономической осуществлялись чрезвычайные меры: введены продразверстка, всеобщая трудовая повинность, созданы продотряды, комбеды. Распределение помещичьих земель, подавление кулацко-эсеровских мятежей обусловили поворот колебавшихся крестьян- середняков на сторону Советской власти. Во2-й половине 1918 Красная Армия одержала первые победы на Восточном фронте, освободила территории Поволжья, часть Урала. После Ноябрьской революции в Германии Советское правительство аннулировало Брестский мир, были освобождены Белоруссия и Украина, восстановлена Советская власть в Прибалтике. Одновременно Антанта усилила интервенцию, при её поддержке возникли контрреволюционные режимы в Сибири, на Юге, на Севере и др., против которых развернулось широкое партизанское движение под руководством подпольных комитетов РКП (б). 8-й съезд РКП(б) взял курс на прочный союз с середняком, на укрепление Красной Армии. Летом 1919 оформился военно-политический союз советских республик. В марте- мае Красная Армия успешно отразила комбинированный поход белогвардейских сил на Советскую страну с Востока, Юга, Запада. В результате общего контрнаступления советских армий Восточного фронта в мае- июле были разгромлены колчаковцы, освобожден Урал, а в последующие полгода, при активном участии партизанских формирований, и Сибирь. Взятием Иркутска завершился разгром войск Колчака. В апрели- августе 1919 интервенты были вынуждены эвакуировать свои войска с юга Украины, из Крыма, Баку Средней Азии. Летом и осенью 1919 Красная Армия отразила новый и комбинированный поход, белогвардейцев, подготовленный Антантой. Войска Южного фронта разгромили армии Деникина под Орлом и Воронежом и к марту 1920 оттеснили их остатки в Крым. Осенью 1919 была окончательно разгромлена под Петроградом армия Юденича. В начале 1920 был освобожден Север и побережье Каспийского моря, в апреле восстановлена Советская власть Азербайджане. В Красной Армии сражались десятки тысяч добровольцев-интернационалистов. В результате побед Красной Армии, под давлением трудящихся своих стран, развернувших массовые забастовки, митинги и демонстрации под лозунгом «Руки прочь от России», государства Антанты полностью отозвали свои войска и сняли блокады Советской страны. В апрели- ноябре 1920 Советская республика отразила последний комбинированный поход, подготовленный Антантой. Вслед за поражением польской армии Красная Армия нанесла ряд ударов по войскам генерала П. Н. Врангеля и окончательно изгнала их из Крыма, завершив в осн. Гражданской войны. В 1921- 22 были подавлены белогвардейские, кулацкие и буржуазно-националистические мятежи в Кронштадте, на Тамбовщине, оставшиеся очаги интервентов и белогвардейцев в Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Благодаря победе советского народа в Гражданской войне было сохранено и упрочнено первое м в мире Советское рабочее- крестьянское государство, создана возможность перехода к строительству социализма.

В 1927 году мой прадед побывал в Мекке, а по дороге заехал и посетил мавзолей Ленина. В Мекке он поклонился пророку Мухаммеду- и выполнил свой человеческий долг, а в мавзолее увидел того, кому в то время поклонялись все- «вождя времен и народов».

Мавзолей В. И. Ленина, памятник- усыпальница у Кремлевской стены на Красной площади в Москве, в котором 27 января 1924 установлен саркофаг с телом В. И. Ленина. Сооружен по проекту архитектора А. В. Щусева. Первоначально деревянный, Мавзолей в 1930 был заменен каменным, облицован мрамором, лабрадором, гранитом, порфиром. Мавзолей, четкий и строгий по архитектурным формам, является одновременно правительственной трибуной во время демонстраций, военных парадов.

Вернувшись, он продолжил торговлю в лавке хозяйственными товарами. Торговлю он прекратил из–за высоких налогов и занялся крестьянским трудом.

Но зимой 1930-го года это его не спасло и его семью раскулачили из- за добротного кирпичного дома и зато, что он держал много скотины. Дом этот до сих пор стоит в Татарстане в деревне Таканеш. Семью сначала выселили в баню, затем погрузили в товарный вагон и отправили в Сибирь. Напомню, что это было зимой, в вагоне было холодно, а моей бабушке Мукмине был всего лишь годик, когда она вместе с тысячами несчастных ехала в этом ужасном вагоне. Первыми заболели дети, потом появились умершие. На станциях забирали трупы и на вагон давали только ведро воды. В Красноярске умер самый младший сын- Хамит. Прадед ночью забрал его из подвала, который был заполнен детскими трупами и похоронил его где- то рядом с бараком.

Затем всю семью отправили в Северо- Енисейск. прошел год в тяжелой работе по промывке золота, кормили плохо. О том, каким был этот год, лучше всего сказано в поистине народной песне. Одна эта песня говорит больше, чем тома серьезных книг. Это и есть описание быта приискателя; большинство из которых и были ссыльнопоселенцами

Мы по собственной охоте
Были в каторжной работе
В северной тайге.
Там пески мы промывали,
Людям золото искали,
Себе не нашли
Приисковые порядки
Для одних хозяев сладки,
А для нас- беда!
Как исправник с ревизором
По тайге прошли надзором,
Ну, тогда смотри!
Один с пьяну, другой с дуру
Так отлупят тебе шкуру,
Что только держись.
Там не любят шутки шутить,
Там работали мы в сутки
Двадцать два часа!
Щи хлебали с тухлым мясом,
Запивали жидким квасом-
Мутною водой.
А, бывало, хлеба корку
Встанет в горле, как распорка,
Ничем не пропихнешь.
Много денег нам сулили,
Только мало получили:
Вычет одолел.
Выпьем с горя на остатки,
Поберем мы все задатки-
И опять в тайгу

По воспоминаниям очевидцев, «старатели были удалены на сотни верст от человеческого жилья, с собой они должны были иметь все жизненные припасы, состоящих из соленых и сушеных веществ. Ночлег на сыром мху, частые дожди. Шуроровка в болотах….. бедствие людей доходило до высшей степени». На практике рабочий день состоял от 10 до 12 часов. В сезон, как правило, у рабочих не было выходных. Это был рабский труд, за рабскую плату.

Дражники отвечали еще и за заготовку дров (на всех приисках были свои лесосеки). На промывку 1000 кубометров горной массы требовалось в среднем до 20 кубометров ров. Ремонт драги они тоже вели сами. Дражники не имели возможности расслабиться и во время навигации. Ведь планы тогда довались протяжные, государство всегда нуждалось в валюте. Так что многие дражные коллективы вынуждены были продлевать промывочный сезон до конца декабря, прихватывая и первую декаду января. И если в трескучие сорокоградусные морозы люди выдерживали, то техника быстро выходила из строя. Но тем не менее настрой давать золото любой ценой преобладал. И те, кто его опускал, отлично знали, что имеют дело с врагами народа.
В результате страна получила то, что хотела «Москва. 4 марта 1929 года «Союззолото».

Первый пятилетний план развития золотой промышленности на 1928- 1933. Сибирский край в 1928 году дал 2275 килограммов золота, из них 425- старательского. В 1933 году старатели должны были добыть 2800 килограммов. Вот в этот то злополучный год моя семья и попала в североенисейский район. Злополучный, потому что в 1932 году (информация взята из резолюции 6 районной партконференции) говориться о плачевном состоянии старательства в районе (план 1931года был выполнен лишь на 10,5%), и одной из главных причин артелей называется огромная текучесть рабочей силы, вызванная плохим бытом, плохим обслуживанием. На большей части старательских участках не было ни столовых, ни прачечных, сложно обстояло дело с жильем. Так пишут в книгах. Когда я читаю прекрасно оформленную книгу «Золотое сердце Сибири»я знаю, что кроется за этими строками и что значит «плохой быт!. Один из сыновей Мохаммада Саид, страдая от голода, подделал продуктовый талон в столовую. Подделка была обнаружена. Саида забрали в милицию. Чтоб другим было неповадно, забили насмерть. Как пережила это семья представить не трудно. Но и это не все. И на этом испытания для семья Мохаммада не закончились.

Вместе с другими несчастными семью Аксановых отправили в д. Шайтанка Енисейского района. Название деревни говорит само за себя. Сначала все спецпереселенцы жили в одном бараке, и лишь тряпичные занавески отделяли одну семью от другой. Но прадед, чувствуя свою ответственность за семью, не позволял себе впадать в отчаяние: построил свой дом. Помогали всей семьей. Работали не жалея себя. Из- за холода, постоянно недоедания непосильной работы в Енисейской больнице умер третий сын Мохаммада Мирза. Могила его так не найдена родными. Хоронили, как безродного. Да и врятли слово «хоронили» уместно в этом случае. Время превращало людей в нелюдей и поступали они не по- человечески с братьями своими.

В Шайтанке была четырехлетняя школа, в ней на «отлично» училась любимица семьи Сахиб. Но и ей, умнице и красавице, не суждено было выбраться в люди. Туберкулез костей не дал ей возможности закончить школу. Моя бабушка Мукмина закончила четыре класса. Память у нее была отличная, она и в старости помнила наизусть все школьные стихотворения. Дальше надо было ехать в Енисейск, но кто возьмет дочь раскулаченных, да и денег не было на учебники и одежду.

Началась война, но сначала из семьи раскулаченных не забирали. За ударный труд двоих братьев Хабира и Хакима наградили одной парой кирзовых сапог, которые они очень берегли и одевали через день. Затем очередь дошла и до них, и в 1942 году их забрали на фронт. Прадед молился за них по 5 раз в день, может это их и спасло и братья вернулись живые.

После войны дела в колхозе шли плохо хозяйство давно пришло в упадок. Работать так, как работали в течении всей войны, женщины уже не могли. Стимул «Победа любой ценой» потерял свою актуальность- и силы иссякли. В одни семьи вернулись мужья, сыновья, отцы- и сами начали поднимать хозяйство другие навсегда остались в беспросветной нищете. На трудодни прожить было просто невозможно. Из деревни люди пытались выбраться любым способом, но это не всегда было даже возможно. Денег на руках почти ни у кого не было. Вот и моя бабушка будучи в семнадцати летнем возрасте взяла корову, которая досталась ей в приданое, пешком пошла с Шайтанки в Енисейск.

Путь был не то что нелегкий, а смертельно опасный. Живущие на Енисее знают, что представляет собой эта река весной. Переплавляясь по Тые, бабушка чуть не утонула вместе со своим приданым. Но и это уже не смогло ее остановить. В Енисейске она продала корову и поехала в Магнитогорск к дяде, который был выслан туда в 30- е годы, уже успел обстроиться на чужом месте и, конечно, сам был готов помочь родным.

В Магнитогорске Мукмина встретила своего будущего мужа. Стала матерью двоих сыновей и дочери. В Магнитогорске же, прожив до 2000 года она тихо умерла. Там и до сегодняшнего дня покоиться ее прах. Сама она возвращалась сюда только на похороны своего младшего сына, а вот ее сын Хамзя приехал сюда на заработки со своей молодой женой в 1981 году, остался здесь. История повторяется и часто дети проживают жизнь, похожую на жизнь своих родителей. А может, это было предназначено для этой семьи судьбой. Так же, как и Мохаммад, Хамзя открыл свой магазин и живет в Енисейском районе, а я дочь Хамзи и внучка Мукмины, помогаю, когда могу, в нашем магазине родителям. И сама готовлюсь вступить в эту непростую жизнь, которая слабых и малодушных не любит, упорных и настойчивых жестоко учит, еще более сильными Теперь Сибирь и моя родина.

Семья моя уже давно пустила здесь корни. В доме моего отца часто собираются родственники и иногда, под настроение поют татарскую песню на татарском языке. Я, как могла перевела ее на русский язык и часто думаю над ее содержанием. Умные слова сильных духом людей. Людей, которые не ждут милостей не от природы, не от окружающих.ни от судьбы. У моего народа твердый характер и справедливые законы. Он вынесет все, что ему уготовлено. Вынесет и будет жить.

На сабантуе веселом
Радостью все мы сияли.
Горя тогда мы не знали,
Беды не ожидали.

Но горе с бедою
Рядом ютились,
А мы не знали
А мы веселились

На лошади белой верхом
Начальник большой появился.
Вести недоброй
Гонцом он явился

Сказал нам начальник,
Чтоб с родными местами
Мы попрощались
И к часу ночи в дорогу собрались.

Месяц вышел из- за тучи,
Видно пришел час прощаться
Нас проводить в дальний путь
Весь аул наш собрался.

Слезы не спрячешь,
Родные места оставляя.
Никто и не знал,
Что в Сибири нас ожидало

И вот, оглянувшись,
Увидел я край свой в последний раз.
Увидел я слезы родных,
Не забыть мне печальных глаз.

Привезли нас куда- то в завод,
Закрыли в доме пустом.
Видно только глаза,
Сияющие тусклым огнем.

Неделя прошла,
Как скот, нас засунули в поезда
На всех, кто там был,
Дали только воды два ведра.

Кто это видел и пережил ,
Тот горе познал сполна
Мы ехали долго- долго
До станции Бутан

Что за край нехороший,
Не видать ни птиц, ни зверья.
Только горы кругом
Охраняют эти места

Мы к воде подбежали,
Но она была так горька
Ну а горы смотрели молча
Тогда на нас свысока.

Аксанов Мохаммад (Хази)

В прошлом году я выступала на НПК с работой о своей бабушке, Галеевой Мукмине. Когда об этом узнали мои родственники, которые живут за тысячу километров от сюда, они тут же заинтересовались ею. Ведь это же интересно узнать как жили наши предшественники. Ведь каждая семья- это отдельная история. Теперь и моя бабушка осталась в памяти многих, тех кто слушал мою работу и сопереживал вместе со мной членам семьи Аксановых.

Раньше я ни когда не задумывалась, до чего же эта женщина, с сияющими и вечно горящими глазами. Настрадалась, сколько горя перепало на ее нелегкую долю и долю ее семьи. Моя бабушка ни когда не унывала, она очень сильный человек. Я удивляюсь ее мужеству и стойкости. Это человек старой закалки, таких как она или уже нет, либо их очень мало.

Когда позвонили с Магнитогорска и попросили отправить копию моей работы. Я была удивлена и обрадована, что все что я сделала не пройдет бесследно, а может даже племянница продолжит начатое мной.

Родной племянник моей бабушки тоже заинтересовался моей работой и увез одну копию в Новосибирск, чтобы и там знали, как наши ближайшие родственники настрадались.

В жизни случается и так, что герои не только те, которых показывают по телевизору. Даже они не вынесли того, что пережили эти люди, с кем жила Галеева Мукмина. Они все бойцы невидимого фронта, которым по моему мнению, нужно было ставить памятник при жизни. А может. Все- таки главный памятник установлен в сердце. Для меня это созданный мною снимок: я и бабушка Мукмина- это одно целое.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»