Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Память сердца


МОУ Причулымская средняя общеобразовательная школа.

Галич Софья, ученица 8 класса МОУ Причулымской СОШ
Расказчикова Наталья, ученица 8 класса МОУ Причулымской СОШ

Руководитель: учитель литературы Кураленко Светлана Владимировна

п. Причулымский Ачинского района 2006 – 2007 учебный год.

 

Мы, Галич Соня и Расказчикова Наташа, ученицы 8 класса и руководитель Кураленко Светлана Владимировна, написали исследовательскую работу «Память сердца», посвященную истории Ачинского района и исчезнувших деревень Причулымского сельсовета.

Изучая произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» на уроках литературы, мы часто слышали слово «патриот». Нам стало интересно, что оно значит, и можем ли мы назвать себя патриотами. Мы обратились к этимологическому словарю М.Фасмера. Там было записано: «Патриот, впервые было использовано Петром I. Заимствовано из немецкого или французского, с XVI века означает «сын отечества» или «земляк».

В толковом словаре под редакцией Д.Н.Ушакова «патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». Сможем ли мы совершить подвиг во имя нашей родины сейчас? Пока, наверное, нет. Но время покажет.

Знаем ли мы историю своей малой родины? Скорее «нет», чем «да». Мы решили это узнать для себя, а помочь собрать и литературно обработать, скомпоновать материал мы попросили нашего учителя литературы Кураленко С.В.

Задача нашего исследования:

1. Изучить имеющуюся литературу по истории деревень на территории Причулымского сельского совета;
2. Выяснить осведомленность населения о причинах исчезновения деревень методом анкетирования;
3. Узнать отношение людей, проживавших в этих деревнях, к процессу укрупнения сельскохозяйственных предприятий;
4. Доказать, что деревни, как и люди, могут умирать, а их долголетие зависит от нашей памяти.
5. Подготовить материал для школьного курса «Краеведение»;

Объект — история отечества.

Предмет — история исчезнувших деревень территории Причулымского сельского совета;

Методы исследования - анкетирование, интервью, фото и видиосъёмка, работа с научной литературой и архивными документами.

Гипотеза: Если мы не будем изучать историю малой родины, то утратится связь поколений, начнется процесс духовного обнищания нации.

Составили вопросы, раздали одноклассникам, чтобы они сами и их родители ответили на них.

Выяснилось, что 7 человек из 14 знают о существовании исчезнувших деревень. У 4 там жили родственники. Тогда мы составили еще дополнительные вопросы, чтобы уточнить полученные ранее результаты и опросили учащихся 8-11 классов и жителей поселка Причулымский.

Первая глава является итогом обработки материалов анкетирования учащихся и жителей поселка Причулымский. Участие в исследовании приняли 64 человека. Знают, но информации не много.

В главах «Завоевание Сибири», «Из истории Ачинского района», «Вычеркнуть из списка» мы постарались сделать краткий исторический обзор: основание Ачинского острога как военного поселения, образование Ачинского района, хронологию исчезновения деревень в Ачинском районе. Мы основывались на материалах книги Людмилы и Геннадия Лопаткиных «Сказание о землях Ачинских», данных районных газет 1984 и 1974 годов.

Выяснилось, с 1966 по 1999 год, исчезли с лица земли 43 деревни Ачинского района.

В этот печальный список вошли и деревни современного Причулымского сельского совета: в том числе Гайсмайс-Старс, Усково (Куйбышевка), Журавли, Околино, Клубничная, Зеленцы, Озерки.

На месте многих и многих деревень – одни разрушенные фундаменты, поросшие бурьяном и крапивой. В Ачинском краеведческом музее данных об исчезнувших деревнях Причулымского сельсовета мы не нашли. Мы обратились к жителям поселка Причулымский и в школьный краеведческий музей.

В главе «Память сердца» помещены воспоминания наших односельчан. Швайковский Виктор Антонович, Беллер Марта Августовна, Капустина Валентина Антоновна, Шабловская Нина Федоровна, Иванищева Татьяна Ивановна охотно поделились с нами информацией. А Швайковский Виктор Антонович согласился провести экскурсию по тем местам, где более 15 лет назад были деревни Журавли и Околино.

В главе «Велика Россия» мы говорим о том, что велика Россия, широки ее просторы. Но для каждого из нас нет ничего роднее малой родины, где мы родились.

Прекрасна Ачинская земля во все времена года. Есть в ней особая, неброская красота. Для нас, жителей Причулымского сельсовета, таким местом является поселок Причулымский и его окрестности.

На территории современного Причулымского сельсовета находится 9 деревень, 4 из них считаются вымирающими, так как доживают в них свой век пенсионеры, в 3 детей школьного возраста уже нет.

В главе «Мы без корней расти не сможем» мы обобщили материалы местной газеты «Причулымский вестник» с августа по октябрь 2006 года, в которых рассказывается о национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», и пришли к выводу, что государству не безразлично будущее русской деревни. Но мы разделяем опасения главы Причулымского сельского совета Московцева Сергея Васильевича о том, что все самые лучшие начинания вряд ли дойдут до каждой отдельно взятой деревни, в том числе и наших.

Мы искренне считаем, и об этом мы говорим в главе «Где родился, там и пригодился», деревню поднимут с колен те дети, которые учатся сейчас в школе. Не сбегут в город за лучшей жизнью, а сделают жизнь лучше в родном поселке. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился». Нужны деревне молодые, сильные, красивые, умные, работящие, веселые.

Можно бесконечно много говорить о патриотизме и любви к Родине, но мы думаем, Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. Следовательно, очень важно не быть Иванами, не помнящими родства.

Для человека, у которого нет Родины, нет и истории этой Родины. А значит, он теряет невидимые нити, связывающие поколение с поколением, теряет часть себя, причем самую лучшую – нравственную, духовную.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Чем дальше время уходит вперед, тем меньше молодежь знает о событиях прошлого, истории своей малой родины. Молодое поколение мало знает историю той местности, где живет, потому что не соотносит историю края, района, своей деревни и историю своей семьи с историей России.

2. Каждый человек в жизни делает свой выбор самостоятельно и осознанно, только очень многое не зависит от желаний отдельно взятого человека.

3. Историю делают люди. И мы думаем, какой будет история, все же зависит от личности каждого из нас, от уровня воспитанности, образования и от представлений о патриотизме, чувстве гражданского долга и чести.

4. Каждое новое поколение будет воспринимать историю такой, какой она представлена в учебниках и произведениях литературы, поэтому важную роль играет чтение и уроки литературы, в том числе новый предмет «Литература Красноярского края».

5. Чаще всего только уроки истории и краеведения являются источником знаний о прошлом, поэтому мы намерены передать нашу работу учителю краеведения и провести классные часы для учащихся нашей школы об исчезнувших деревнях.

Список использованной литературы.

1. Сказание о землях Ачинских. Людмила и Геннадий Лопаткины.: Ачинск, 1994 год
2. Данные архивного отдела администрации города Ачинска Красноярского края.
3. «Красноярский край в истории Отечества».- Красноярское книжное издательство, 1996
4. Материалы из школьного музея МОУ Причулымской СОШ
5. «Ачинскому району 60 лет. 1984 год» (сборник статей, напечатанных в газете «За коммунизм» к 60-летию Ачинского района).- Ачинск: За коммунизм, 1984.
6. «Ачинскому району 50 лет. 1974 год» (сборник статей, напечатанных в газете «За коммунизм» к 50-летию Ачинского района).- Ачинск: За коммунизм, 1974
7. «Причулымский вестник» № 41 от 10 октября 2006 года, №38 от 19 сентября 2006 года, № 46 от 14 ноября 2006 года
8. «80 -летию Ачинского района посвящается…».: В.Е.Марачков

Введение

Плывут туманы белые над кружевом дубрав,
И кажется особенным настой медовых трав.
Как сладок воздух Родины: дышу – не надышусь,
А в речке отражается ромашковая Русь.
М.Пляцковский

Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о том говоря,
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая как век деревенька моя.

Нельзя утверждать, что любишь Родину, не любя своей деревни. Именно с малого начинается большое. А знаем ли мы историю своего края, района, своего поселка – места, где мы родились, росли, где живем, где жили наши родители, бабушки и дедушки?

Мы обратились к этимологическому словарю М.Фасмера за разъяснением слова «патриот»: «Патриот, впервые было использовано Петром I. Заимствовано из немецкого или французского, с XVI века означает «сын отечества» или «земляк».

В толковом словаре под редакцией Д.Н.Ушакова «патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

Можем ли мы, дети XXI века, назвать себя патриотами? Мы убеждены в том, что

1. человек, не знающий истории своей Родины, не может называться патриотом;

2. чтобы быть патриотом своей страны, нужно любить свою Родину и знать ее историю;

3. чтобы любить свою Родину и знать ее историю, мы должны любить свою малую родину и знать ее историю.

4. нельзя прерывать связь поколений. По традиции знания и умения должны передаваться из поколения в поколение, в том числе и любовь к малой родине.

Социологический опрос, проведенный среди жителей Причулымского сельского совета, показал уровень осведомленности жителей о наличии на его территории в разное время разного количества населенных пунктов.

В анкету входили следующие вопросы:

1) Знаете ли вы о том, что в 60-90 годах на территории Причулымского сельсовета деревень было больше, чем сейчас?

2) Назовите их, если знаете.

3) Откуда вы об этом знаете? (Читали, слышали, вам рассказывали, вы сами там жили)

4) Что вы о них можете рассказать? (Много ли проживало народу, сколько дворов? Чем славилась эта деревня? Кем славилась? Долго ли она существовала? Кто сейчас проживает в Причулымском из этих деревень?)

5) Как вы думаете, почему сейчас эти деревни не существуют? Нужны ли они были?

Было опрошено 60 жителей поселка Причулымский пяти возрастных групп. Мы получили следующие результаты:

Возраст/Вопрос 13-15 (12) 16-20 (12) 21-40 (12)41- 60 (12) Старше 60 (12)
+ - + - + - + - + -
1 8 4 10 2 9 3 9 3 12 0
2 4 8 8 4 10 2 6 6 12 0

На 1 вопрос 80% ответили положительно. Многие сумели назвать эти деревни (Журавли - 26 человек, Околино - 16, Озерки - 6, Гайсы - 19, Зеленцы – 22). В разряд исчезнувших попали деревни Крещенка, Ивановка, Слабцовка. Возможно, это и не случайно, так как в школе не обучаются дети из этих деревень. На третий вопрос подавляющее большинство ответили, что об исчезнувших деревнях они узнали от родителей - 28, на втором месте – уроки краеведения в школе, жили родственники – 6, сами жили – 7 человек. Точного количества дворов не назвал никто. Да и нет сейчас достоверной информации об этом. Но многие называли фамилии (Лацман, Нагель, Швайковский, Правители, Иванищева, Беллер, Скрапстынь, Макусевы, Козловские, Седневы, Дроздовы, Волковы, Хондошко). Этой информацией мы воспользовались и встретились с некоторыми из названных людей. Основной причиной исчезновения деревень местные люди считают отсутствие работы (17 человек) и тягу молодого поколения к благам цивилизации: люди старшего поколения умирают (14 человек), а молодежь уезжает в город (24 человека). В некоторых анкетах мы встретили такую точку зрения: политика государства по укрупнению с/х предприятий нанесла непоправимый ущерб маленьким деревням (3 человека).
Все респонденты едины во мнении, что деревни эти были нужны, так как в них жили люди со своими традициями, укладом жизни, они любили свою родину и мечтали о счастливом будущем, связывали его именно с тем местом, где они родились, росли, где все знакомо и любимо сердцу.

Как мы и предполагали, учащиеся нашей школы мало знают об исчезнувших деревнях. С каждым днем восстанавливать информацию об этих деревнях становится все сложнее и сложнее, так как прямые свидетели умирают, а в музеях информации на эту тему почти нет.

Поэтому нашу работу мы назвали «Память сердца» и постарались собрать в ней информацию об этих деревнях, насколько нам это удалось.

Содержание.

  Цели
1. Завоевание Сибири
2. Из истории Ачинского района
3. «Вычеркнуть из списка»
4. Память сердца
5.  Велика Россия
6. «Мы без корней расти не сможем»
7. «Где родился, там и пригодился»?
8. Выводы
  Литература

Приложения:
1. Компьютерная презентация MS Power Point.

Цели: приоткрыть для современников еще одну страницу истории Ачинского района.

Задача нашего исследования:

1.Изучить имеющуюся литературу по истории создания деревень на территории современного Причулымского сельского совета;

2.Выяснить причины исчезновения деревень через результаты анкетирования;

3.Выяснить отношение людей, проживавших в этих деревнях, к процессу укрупнения сельскохозяйственных хозяйств;

4.Доказать, что деревни могут умирать как люди и их долголетие зависит от нашей памяти.

5. Подготовить материал для школьного курса «Краеведение»;

Объект — история отечества.

Предмет — история исчезнувших деревень территории современного Причулымского сельского совета;

Методы исследования - анкетирование, интервью, фото и видиосъёмка, работа с научной литературой и архивными документами.

Гипотеза: Если мы не будем изучать историю малой родины, то утратится связь поколений, начнется процесс духовного обнищания нации.

1.Завоевание Сибири.

История чем-то напоминает огромное дерево. Прошлое, подобно мощным корням, уходит в глубь веков, как в толщину земли, и питает сегодняшний день опытом всех минувших поколений. В августе 1683 года был основан острог Ачинского военного поселения. Ачинским он стал называться по киргизскому роду «Ач». В ноябре 1782 года Ачинску был присвоен статус уездного города. На территории от Ачинска до Минусинска по данным 1892 года проживали сто две малые народности.

Крестьяне – переселенцы из центральных и западных губерний России, после отмены крепостного права стали обживать сибирские земли. До сегодняшнего времени на территории Ачинского района существуют немецкие деревни, латышские, татарские, марийские, белорусские, украинские.

Сюда же, в Сибирь, отправляли каторжников и ссыльных. В 1827 году именно они составили пятую часть населения Сибири. 4 апреля 1924 года был образован Ачинский район.

История Ачинска и прилегающих к нему деревень уходит вглубь времени более чем на три столетия. В 1632-1639 годах в Москве был задуман и подготовлен поход под предводительством Якова Тухачевского, с целью захвата земель Причулымья и южной части Сибири. На исходе лета 1641 года было создано сборное войско из ратных людей Томска, Тюмени, Тобольска, Красноярска. В течение трёх недель войско, возглавляемое Яковом Тухачевским, двигалось из Томска, Тюмени, Тобольска, Красноярска, постепенно углубляясь в территорию, занятую киргизами, которые оказывали упорное сопротивление. Русским удалось в жестоком бою разгромить улус князька Инежея.

В августе 1683 года в новый укреплённый пункт пришла царская грамота №12, в которой утверждался статус острога Ачинского как военного поселения. Эта дата и стала днём рождения города Ачинска.

В Ачинские земли продолжал нарастать поток переселенцев. Вначале этому способствовало и царское правительство. Оно направляло в Сибирь для освоения новых земель «пашенных» людей, вместе с жёнами и детьми, а так же «чёрных» и «охочих» людей, выдавая им денежную подмогу с одновременными льготами на уплату земельного налога. Охочие люди занимались торговлей, возили почту, гоняли ямщину (держали лошадей на яме – пунктах на тракте, где сменялись упряжки).

Девятнадцатый век был богатым на рождение деревень. Только в настоящих границах Ачинского района их возникло семнадцать: деревня Малый Улуй - 1806 году, село Преображенское – 1816, Ястребово – 1859, Игинка – 1875, Большая Салырь – 1889, Барабановка – 1894. В том же году были основаны деревни Ладановка, Заворки, село Велико-Княжеское (сейчас Козловка). В 1894 году построена станция Тарутино, в 1895 году: Лапшиха, Черёмушки, Окунево, Листвянка. В 1896 году украинскими поселенцами основано село Тимонино.

Таким вошёл в двадцатое столетие Ачинский уезд.

2. Из истории Ачинского района.

Ачинский район начинает свое существование с приказа №52 енисейского губернского исполнительного комитета от 04.04.1924. На основании Постановления Президиума ВЦИК от 4 февраля 1924 года и Сибирского Революционного Комитета от 19 марта 1924 года и во исполнение постановлений V Енисейского Губернского Съезда Советов и II Пленума Енгубисполкома от 25-27 февраля 1924 года, Енисейский Губернский Исполнительный комитет постановляет:

Районо-волостное деление Енисейской Губернии по карте №28, по порядку №3, район Ачинский, центр в городе Ачинске, волости, селения, входящие в состав данного района Новоселовская, Мало-Улуйская, Ястребовская, Покровская с селами Новоеловской волости: Секретарка, Листвянка, Стрелочное и Красновское и д. Викентьевка Назаровской волости и Плотбище Сережской волости.

С победой Октябрьской революции истории страны, в том числе Ачинского уезда, вошла в крутой вираж. Быстро следовали один за другим политические, военные, экономические события, менялись привычные жизненные ценности.

С Ново-Новоселовской волостью были включены деревни, села и хутора: Богатая, Счастливая, Васильевская, Журавлевка, Ивановка, участок Окольничий, Зубово, Крайняя, Крылова, Ладога, Кондат, Вознесенская, Митькина, Осиновка, Романовка, Спасская, Кралюссы (мордва), Никитина, Нагорная, Нововаршавка, Кольцовка, с. Ново-Новоселово (ныне, с 1926 года Бычки), Граничная, Олуг, Антипин хутор, Подтаежная, Кузино, Разуваевская, Слопцовка, Н.Крещенка, хутора: Северный и Резервный.

Через год, в 1925 году, в Ачинский район уже входил 71 населенный пункт с 35 сельскими советами.

Первого октября 1925 года был образован Ачинский округ, в который вошли 13 районов. Это восемь выделенных из прежнего уезда. Остальные присоединены из восточной половины Мариинского уезда Томской губернии. На первое января 1930 года в округе осталось уже 11 районов. Больше-Улуйский в 1929 году полностью вошел в Ачинский и отделился от него только в 1944 году Ачинский район вошел в Западно-Сибирский край. Позже округа были упразднены, а районы остались.

На Ачинских землях первые 16 сельскохозяйственных артелей возникли еще в 20 году. В основном они образовывались на хуторах, где было несколько единоличных хозяйств. Типичными для этих лет были артели в Ново-Новоселовской волости (Нагорновский куст).

По переписи 1925 года район состоял из 35 сельских советов и 71 населенного пункта, не считая хуторов, заимок, пасек, отдельно стоящих мельниц. В нем проживало 27457 человек. В 1929 году за счет объединения хуторов в коммуны, а затем в колхозы образуются деревни: Гайсмайс-Старс, позднее Сосновое Озеро, Борцы, Околино, Куйбышевка, Андреевка. (Курсивом обозначены деревни, относящиеся к территории Причулымского сельсовета).

В 1937 году была создана Нагорновская МТС, которая преобразовалась в колхоз «Путь Ильича». В состав колхоза входило 19 деревень, которые начали свои биографии еще в начале века, с садами, пастбищами, пахотными землями, околками и небольшими лесными полянками: Слабцовка (1900), Разуваево, Олуг, Калиновка, Ладог, Горелый, Гайсмайс-Старс (1929), Ивановка, Журавли (1903), Околино (1907), Клубничная, Куйбышевка (Усково) (1931), Зеленцы, Борец за свободу, Озерки, Сосновое озеро (1930), Курбатово, Крещенка, Нагорново (1912) и т.д. В 1959 году в объединенный колхоз «Верный путь» вошло 12 деревень, некоторые из них отошли к другим районам, появились новые.

На карте района появляются такие названия как Рябиновка, Березовка, Трактовый, Орловка, Малиновка, Горный, Ключи, Кирюшкино, Ельнино, Клубничное. Исчезнувшие в сороковые годы деревня Озерки Мазульского сельсовета, в которой был организован колхоз имени Стаханова, вновь возродилась в качестве подсобного мясокомбината под тем же названием. Со строительством железной дороги Ачинск - Абалаково в районе возникают станции: Улуй, Чулымка, Тимонино и Тулат. Бывшие учебные хозяйства селхозтехникума преобразуется в деревню Учхоз, а с 1961 года в станцию искусственного осеменения животных. Казалось бы, количество населенных пунктов и их жителей должно быть больше, чем при основании района. К сожалению, процесс разрушения шел гораздо активнее, чем процесс созидания.

3. «Вычеркнуть из списка».

Горько и больно писать об исчезнувших деревнях, когда-то наполненных заботами и хлопотами кормильцев России, сознавать, что часть уцелевших из них, ближайших к городу, превращаются в дачные посёлки. В чем причина гибели деревень России, ачинских в частности?

Еще в довоенные и сороковые годы исчезли небольшие деревушки: Медведевка, Слесаревка, Таунино, Митькина, Осиповка, Акимовка, Васильевка, Крылова, Романовка, Митрофановка, Дубровка, Спасская, поселки Стрелочный и Веселовский (бывшие свиносовхозы), в Листвянском сельском совете, ликвидированы в 1936-37 годах. Итак, первые 14 населенных пунктов открыли список погубленных в Ачинском районе деревень.

С 1966 года вводится практика снятия исчезнувших населенных пунктов с административно-территориального учета, которое подкреплялось соответствующим решением райисполкома.

Первое такое решение состоялось от 29 сентября 1966 года, согласно ему были сняты с учета 12 деревень: Куйбышевка (Усково), Журавлевка Мазульского сельского совета, Викентьевка, Яковлевка, Валежное, Конторка, Усть-Ольховка, Усть-Тулат, Катенки, Арга, Кирюшкино (Ельники), Андреевка.

17 марта 1972 года вычеркнуты из списка ачинских населенных пунктов семь деревень: Гарь, Айдашки, Трактовый, Ястребовский поселок лесоучастка, Рябиновка, Гайсмайс-Старс, Гавриловка.
12 марта 1973 года – три деревни: Затальская, Зеленичная, Средний Тулат. 27 мая 1973 года на всегда была изъята из списков деревня Озерки.

16 декабря 1982 года вычеркнуты с территориальной карты Ачинского района еще четыре деревни: Малая Черемушка, Околино, Таловка, Тулат.

20 апреля 1990 года сняты с учета Журавли (Журавлевка), Клубничная Нагорновского сельского Совета, вошедшая еще в 1959 в состав Белоярского сельского Совета

На первое января 1994 года в районе всего осталось девять сельских советов, 41 населенный пункт, где проживало 16135 человек. Тревожно, что процесс исчезновения деревень медленно, но продолжался.

В конечном счете, с 1966 по 1999 год 43 деревни Ачинского района исчезли с лица земли.

В этот печальный список вошли и деревни современного Причулымского сельского совета: в том числе Гайсмайс-Старс, Журавли, Околино, Клубничная, Куйбышевка (Усково), Зеленцы, Озерки.

4. Память сердца.

Наши предки любовно, со знанием дела выбирали места своего поселения. Потому маленькие деревеньки стояли на красивых, защищенных от холодных ветров местах. Каждое название, из несуществующих населенных пунктов, звучит, словно народная музыка, указывает на особые приметы тех мест, где стояла деревенька. Сколько с ними связано было судеб крестьян, сколько радости и забот. Они вычеркнуты из списка живых. Мы считаем, что район стал без них гораздо беднее. На месте многих и многих деревень – одни разрушенные фундаменты, поросшие бурьяном и крапивой. В Ачинском краеведческом музее данных об исчезнувших деревнях Причулымского сельсовета мы не нашли. Мы обратились к жителям поселка Причулымский и в школьный краеведческий музей.

Журавли.

«Сняты с учета», какая безликая фраза, но как грубо прошлась она по судьбам тех, кто жил в этих деревнях. Очевидец тех событий Швайковский Виктор Антонович, уроженец деревни Журавли, до сих пор с ностальгией вспоминает о годах прожитых в деревне и никак не может привыкнуть к жизни на центральной усадьбе. Он любезно согласился провести экскурсию по уже не существующим, но таким близким его сердцу деревням Журавли и Околино.

О том, что здесь жили люди, напоминают только заросли крапивы, кое-где оставшиеся столбы от ворот, да кладбище. Своими руками восстановил Виктор Антонович памятники на могилах своих односельчан. Оградку поставил вокруг. Траву выкашивает. Зачем это нужно человеку? Память сердца. Всех их знает, помнит и болит душа, потому что понимает, что за могилами уход нужен. И в первую очередь не им, а нам живым. И внукам об этом говорит, чтобы помнили и память хранили, и передали своим детям.

Швайковский Виктор Антонович рассказал: «В Журавлях жили украинцы и белорусы. Дворов 90 было. Звонорева Мария Александровна, Швайковские, Правитель Петр Андреевич, Макусевы, Козловские, Седневы.

В деревне был скотный двор, склады, магазин, клуб, начальная школа. В начальной школе было 4 класса и две учительницы. В 1946 году приехала Звягина Вера Михайловна с сыновьями из Тульской области. В клубе работала Софья Макаровна, и березы, и тополя с ребятишками вокруг клуба посадила. До сих пор стоят, а вот березу кто-то недавно под зарод спилил. Хороший клуб был, веселый. В центре деревни находился, все приходили. А молодежь встречалась на дороге между Околино и Журавлями под большой березой, костер разводили и сидели. Как вечером в Околино запели, значит, пора идти на встречу.

Памятник помню. Мы в нем в прятки играли. Он стоял на срубе. И хорошим тесом обшит. Невысокий, на конус, кверху заостренный, точно заостренный, со звездой. И табличка. Двое похоронены были: Макусев Митька и Сотников или Сотник. В деревне его Сотник звали. Имени не помню. Его тоже бандиты убили и бросили в колодец. А вот когда железный устанавливали, то отец Татьяны Ивановны Иванищевой Седень место показал. Он знал, где надгробье было.

В Журавлях славились работой, а в Околино песнями. Нет, в Журавлях не пели. Почему не знаю. В школу ребятишки ходили в Ивановку 9 км. Каждый день пешком туда и обратно. И в мороз и в дождь. Зимой дорогу переметало. Весной и осенью размывало дождями. Это потом уже в 60 годах дорогу отсыпали. И никто не прогуливал. Дети хотели грамоте научиться, потому и не прогуливали. А переезжать тяжело было. До сих пор помню, как жена плакала и просила воды из колодца попить на дорожку. Вода очень вкусная была. Была б моя воля, я и сейчас бы жил в Журавлях. Сердцем я прикипел к ним. Это же моя родина. Я до сих пор туда езжу и дети мои туда ездят: на кладбище, на покос, за пасекой присмотреть».

Иванищева Татьяна Ивановна. «Я родилась в Журавлях. Когда мы там жили, дворов 30 было. В каждом дворе по 4 человека, не меньше. А в деревне человек 150 жило. Помню, партизанам памятник был. А жили как? Весело, трудно, но весело. Нет я бы туда не поехала. От детей далеко. Да и нет там никого. Все разъехались кто куда».

Озерки.

Бывший житель бывших Озерков Беллер Марта Августовна. Раньше люди жили дружно, не ссорились, не ругались. Жили бедно, работали все. Дворов было мало, не больше 10-12. Людей было примерно 70. В нашей деревне был колхоз и ферма, где выращивали свиней и коров. Свиней и коров держали почти все жители. В Озерках была одна школа. В деревне было очень много немцев. Эта деревня славилась рабочими людьми. Существовала деревня долго, примерно около 22-30 лет.

Теперь в Причулымском проживаю только я. У меня осталась фотография дома, который и сейчас существует, его перевезли в Причулымский.

Околино.

Швайковский Виктор Антонович рассказал: «В 1907 году приехали сюда переселенцы из Беларусии и Украины. Жизни лучшей искали. Земли-то здесь было много. Хутор сначала здесь был, а потом уже деревня стала. В 60-тых годах дворов 35 было. Вот все, что осталось от деревни – это кладбище, но никто не приходит сюда, не ухаживает. Как будто безродные здесь лежат, а на самом деле, я то знаю, есть у них родственники. Жили здесь Герасимовы, Суханов Трофим Иванович, Волковы, Ткачевы, Шабловских несколько семей (Просковья Елизарьевна, Федор Елизарьевич, Федор Федорович), Зайцев Михаил с женой Татьяной Федоровной, Макусев, Ковалев, Дроздовы. От его двора только столбы от ворот остались. Некоторые дома вывезли, и в Причулымском сейчас стоят, в них люди живут. Хозяйство все большое держали. Государству нужно было сдать масла 11,600 кг., мяса - 40 кг., яиц- 75 штук, полторы шкуры с овцы. Успевали все: и в колхозе поработать, и по домашнему хозяйству управиться, и погулять, но на работу всегда выходили. Семьи многодетные в основном были.

Магазин был, клуб, школа. Школа была начальная, но учились в ней и взрослые, моя мама училась, читать научилась по слогам. Учительница была Фая Вавиловна Вощикова. С ребятами посадила кусты: лиственницу, черемуху, сирень, ранетку. На каждом была табличка. Очень ее уважали, почетной была, при встрече низко кланялись, она же учит уму-разуму детей, я ей детей доверяю. В семье воспитывали уважение к учителю. Только на «Вы» обращались. До 1969 года школа была.

Пели очень хорошо, но с характером были люди, вспыльчивые. Как запоют в Журавлях слышно. Все хорошо пели. На работу едут, поют, а мы слышим, что они на работу поехали».

Околино.

Капустина (Сивкова) Валентина Антоновна. «Я переехала в Околино, когда началась война. Работала учительницей в школе. Школа была одна, но очень хорошая. Проработала в ней я 36 лет. Начала свою работу с 1941 года. Раньше жили все одинаково. Не было ни богатых, ни бедных. Работали все: и женщины, и дети, а мужчины были на войне. В Околино народу было около 200 человек, 20-30 дворов. В каждой семье народу было много, жили большими семьями. Деревня славилась рабочими людьми, все друг друга слушали, дружили семьями. Были и те, кто пел песни. Люди были бедные, держали коров, так как это основная еда: и молоко, и мясо. В каждой семье была корова. Люди очень трудолюбивые, работали с утра до ночи. Когда я вечером зимой возвращалась с работы, то выли волки, и мне было страшно. Но все равно я провожала детей до дома после второй смены. Дети ходили тогда в школу пешком. Лапти снимали и сушили у печки. Деревня существовала долго. Теперь в Причулымском живут семьи Швайковские, Правители и сама я».

5. Велика Россия.

Велика Россия, широки ее просторы. Но для каждого из нас нет ничего роднее малой родины, где мы родились.

Прекрасна Ачинская земля во все времена года. Есть в ней особая, неброская красота. Окруженная отрогами Арги, она прорезана главной своей рекой – древним Чулымом, который когда-то, менее миллиона лет назад, был не рекой, а великим Чулымским стоком, морем средних размеров. Ачинские земли украшают и малые речки, озера, и светлые березовые леса, темные пихтовые, еловые, частые осинники – остатки могучей когда-то тайги. Пологие холмы плавно переходят в обширные долины, сверкающие снегом зимой, а летом на них колышутся волны золотистой пшеницы.

Для нас, жителей Причулымского сельсовета, таким местом является поселок Причулымский и его окрестности.

Самый молодой на территории Причулымского сельсовета – поселок Причулымский, центральная усадьба бывшего Нагорновского совхоза.

С 1976 по 1996 год поселок Причулымский был лидером в районе по благоустройству и озеленению.

Начальная школа была открыта в 1953 году. В ней было 4 класса. Размещалась она в обыкновенном жилом доме. Учащихся было немного.
Сейчас (в 2006 году) в состав Причулымского сельсовета входит 9 деревень: Сосновое озеро, Курбатово, Причулымский, Нагорново, Борцы, Ивановка, Крещенка, Слабцовка. 4 из них считаются вымирающими, так как доживают в них свой век пенсионеры, в 3 детей школьного возраста уже нет. На его территории расположено 4 сельских клуба, больница, 3 фельдшерских пункта, сельская библиотека на центральной усадьбе и 3 по деревням, 3 малокомплектных школы, детский сад и одна средняя общеобразовательная школа.

В Муниципальном образовательном учреждении Причулымской средней общеобразовательной школе в 1999 году обучалось 248 школьников, в 2005 году - 181 учащийся, а в 2006 году – 159 учащихся.

Родные поля! Они мертвы без умелых человеческих рук и постоянной о них заботы, душевной отдачи хлебороба. Не будет тучных нив и продуктивных стад, если молодежь своевременно не подхватит эстафету сельчан старшего поколения, не наполнится любовью к своей малой родине, земле отцов или отчине, как ее называли в старину.

Видно верно говорят, что история развивается по спирали. Вот он очередной виток гибели русских деревень. Выживет только сильнейший, так как с переходом к рыночным отношениям деревня не получила экономического пространства для своего развития.

С каждым годом все малолюднее в деревнях. Умирают старики, уезжает в другие края молодежь.

В деревне Крещенка живет молодая многодетная семья Бессоновых. В семье трое родных детей и трое опекаемых. Несмотря на то, что клуба и магазина в деревне нет, один раз в неделю приезжает автолавка, весело и дружно жила семья. Но осенью 2006 года в деревне закрыли ферму. Папа остался без работы. Не стало фермы, отрезали воду на водокачке. Колодца в деревне давно уже нет, поэтому воду приходится возить из соседней деревни Борцы. «Поживем до весны, а там видно будет, – говорит мама Юля. - Уезжать надо. Нам работа нужна, детям развиваться нужно, в кружки, секции ходить».

Тревожно, что процесс исчезновения деревень медленно, но продолжается.

6. «Мы без корней расти не сможем».

«Объявленный президентом России национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» - едва ли не первый случай за последние 15 лет, когда федерация обратила серьезное внимание на состояние сельского хозяйства. Наконец-то на самом высоком уровне официально признали, что оно развивается не такими темпами, как хотелась бы, и что без государственного регулирования объемов производства сельскохозяйственной продукции ситуация в отрасли не изменится. В Красноярском крае к решению проблем агропромышленного комплекса приступили задолго до президентских инициатив. «Наша задача – не сидеть и ждать, когда правительство «спустит сверху» готовое решение, а предлагать свои варианты, подготовленные на базе тех программ, которые уже успешно осуществляются в крае» - неоднократно заявлял губернатор А.Хлопонин. В проекте, посвященном селу, выделены два основных направления: ускоренное развитие животноводства и малых форм хозяйствования (фермеры, кооперативы, подсобные хозяйства). В крае поддержка этих форм началась три года назад. Как один из результатов – уже сегодня надои молока в регионе выше средних показателей по Сибирскому округу. Несмотря на спад поголовья, впервые валовка молока в крае увеличилась с прежних 709 тонн до 760 тонн в сутки. Для развития малых форм хозяйствования разработана краевая целевая программа развития предпринимательства, в которую составляющей частью входит и агросектор. В поддержку инвестиционных проектов в сфере малого и среднего бизнеса в краевом бюджете предусматривается по 100 миллионов рублей ежегодно на субсидирование процентных ставок по кредитам. Получают такие кредиты и сельхозпредприятия. По данным специалистов управления сельского хозяйства администрации Ачинского района, на сегодняшний день в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» взяли кредит на общую сумму 4 миллиона 193 тысячи рублей 11 глав личных подсобных и фермерских хозяйств. В основном Ачинские аграрии потратили деньги на покупку сельхозтехники». (Из газеты «Причулымский вестник» №38 от 19 сентября 2006 года).

«Желающих участвовать в нацпроекте еще много. Население достаточно активно себя проявило. Причем проблем с возвратом кредитов у сельчан нет, - подчеркивает начальник сельхозуправления Ачинского района Н.Тимошенко - думаю, к концу 2006 года в «Агропромышленный комплекс» вольются и наши коллективные хозяйства».

«Из доклада губернатора А.Хлопонина следует, что в ближайшие годы четыре направления будут основными: дети, демография, сельское хозяйство, жилищное строительство. Что надо человеку? Чтобы крыша над головой была, хлеб на столе, семья дружная.

Восстановить потребительскую кооперацию, чтобы сельчане могли на месте, хотя бы частично реализовывать продукцию. Объединение сельских производителей. В строительстве жилья деревня станет главной. Для специалистов в первую очередь.

Личные хозяйства будут поощрять и развивать. Более того, осознали, что корни наши – здесь, в деревне, и мы без корней расти не сможем.
В общем-то, нормальная программа, говорить нечего. И деньгами она обеспечена как следует. Федерация, опять же, участвовать будет, потому что край стал чуть не самым важным регионом для страны». (Из газеты «Причулымский вестник» № 41 от 10 октября 2006 года).

«31 октября в краевом парламенте состоялось совместное заседание секции по социально-экономическому развитию села и постоянной комиссии по аграрной политике, продовольствию и землепользованию. Проводил заседание руководитель секции и председатель постоянной комиссии Петр Миков. Он отметил:

- Сегодняшнее совещание имеет большое значение для края. Важно оказать действенную и реальную государственную поддержку тем хозяйствам и предприятиям агропромышленного комплекса, которые, не смотря ни на что, продолжают сеять и убирать хлеб, производить мясо и молоко, обеспечивать край и страну отечественной сельскохозяйственной продукцией.

Основным вопросом совещания стал проект закона «О краевом бюджете на  2007 год». Заместитель руководителя департамента финансов администрации края Руслан Щербатюк в своем докладе отметил, что государственная поддержка сельского хозяйства в 2007 году на безвозвратной основе составит более 1 160 млн. рублей. Из них на отрасль животноводства выделяется 657 млн. рублей, а растениеводства – 362,7 млн. рублей…» (Из газеты «Причулымский вестник» № 46 от 14 ноября 2006 года)

Глава Причулымского сельского совета Московцев Сергей Васильевич: «Почему люди уезжают из деревни? Почему я уехал на центральную усадьбу? Детей учить надо. Работать надо. Жить-то как-то надо. Какое будущее ожидает деревню? Вы знаете, что сейчас действует нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса». Много хороших надежд мы связываем и с краевой программой ускоренного развития животноводства и малых форм хозяйствования. Сейчас мы имеем то, что имеем. Считаю главной причиной вымирания деревни отсутствие рабочих мест, отсутствие возможности крестьянам реализовывать ту продукцию, которую они производят. Та же картошка, то же мясо. Сдать некуда. А скупщики за бесценок покупают. Против их цен ничего не предъявишь, они монополисты. Я сам вырос в деревне и знаю, что стоит корову выкормить, поросенка. Цены на комбикорм очень высокие. Не по карману сельскому жителю. Да и картофель вырастить, сколько труда и затрат, главное неизвестно, осенью сможешь реализовать продукт или пропадет. И уезжают от безысходности, и спиваются … У меня лично надежд мало, но я, как любой русский, всегда надеюсь на лучшее, а готовлюсь к худшему».

7. «Где родился, там и пригодился».

С чего начинается Родина? Живет школа, живет село, по вечерам родители и дети собираются вместе в уютном теплом здании школы и проводят совместные мероприятия. Течет река под названием Жизнь и шумят по ее берегам березы!

Нам всем было бы трудно прожить без деревни. Остается только надеяться, что деревню поднимут с колен те дети, которые учатся сейчас в школе. Не сбегут в город за лучшей жизнью, а сделают жизнь лучше в родном поселке. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился». Нужны деревне молодые, сильные, красивые, умные, работящие, веселые. Существует такая примета: слышно по вечерам гармонь в деревне, значит - жива она.
Во все времена, при любой власти российский народ жил нелегко. Все доставалось упорным трудом. Из сочинений учащихся Ивановской восьмилетней школы 1962 года.

Околино
Хондошко П. 7 класс.

«Наше село когда-то было очень большое. В нем было 58 домов. Раньше жители нашего села жгли свечи. Они покупали эти свечи в городе. Когда образовался колхоз, у нас в деревне построили школу, магазин. Свечи были заменены керосиновыми лампами. Впоследствии наше село становилось все меньше и меньше. И сейчас в нашей деревне всего 20 домов. Ее жители работают в крещенском отделении колхоза».

Журавли.
Козловский Н. 7 класс.

«Крыши домов нашего села сначала крыли соломой, потом стали крыть дранкой, а потом тесом, и жители считали, что лучше теса и нет ничего на кровлю. Но теперь у нас дома стали крыть шифером. Раньше наше село было совсем маленькое, всего несколько дворов. А теперь у нас построили клуб, провели радио, натянули провода на столбах: сейчас у нас электричество. Наше село изменяется с каждым годом: строятся новые дома, есть ферма - одним словом, деревня наша растет. Сейчас она состоит из 30 домов. Есть начальная школа. Люди нашего села дружно трудятся на ферме, на заготовке сена, силоса, дров, в посевную и уборочную. У нас раньше возили корм скоту на лошадях, а теперь на тракторах. Людям работать стало легче. Я родился в своем селе и прожил в нем 14 лет. За это время я привык к своему селу и очень полюбил его».

Зеленцы.

Белов С. 8 класс.
«Я люблю свою Землю,
Родные края,
Земля - моя радость,
Любимая песня моя.

«Я люблю свою Землю…» - так поется в русской песне. Я написал эти слова потому, что я очень люблю свой край. Мой край – это моя деревня, поля, леса, цветы. Мой край – это весь Советский Союз.

Моя деревня Зеленцы очень маленькая, но красивая. Я в ней родился в ней проходит мое детство. Я люблю купаться в знойный день в речке, хотя она у нас маленькая. Мне дороги не только деревня и река, мне дороги поля, луга, цветы, которые находятся за деревней. Лес у нас совсем рядом. В любое время года он очень красивый. Летом он изумрудно-зеленый, а зимой серебристый. Я еще я люблю свой народ. Он у нас трудолюбивый, дружный и веселый. За деревней расположена ферма. Там работают всеми уважаемые в деревне люди: СОЛОВЬЁВ П.И., Котляров А.М, Курзин М.И. Это они своим трудом создают богатство нашей Родины, и мы ими гордимся».

Антонов И. 8 класс.
«Зеленцы 5-6 лет назад были глухой таежной деревней. В наши дни в деревне есть электричество, радио, лесопилорама, конный двор. Недалеко от нашей деревни (в Слабцовке) находится клуб, магазин, контора, библиотека, а также ферма. Изменился облик деревни. Появились в нашей деревне и новые дома, около домов садики. Люди стали жить лучше. В комнатах появилась мебель, украшения. В деревне стало много образованных людей. Они работают на машинах, тракторах».

С чего начинается Родина? Можно бесконечно много говорить о патриотизме и любви к Родине, но мы думаем, Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. Из сочинений учащихся Ивановской восьмилетней школы 1962 года.

Ивановка.

Курачева Г. 8 класс и Корнеева Л. 6 класс.
«Деревня Ивановка была основана в 1903 году. Вначале в ней было 7 дворов. До 1905 года она называлась Доновкой. Она так называлась по фамилии жителя деревни Белый Яр Донова, который держал пасеку на территории деревни. А потом ее стали называть Ивановкой, потому что в ней жило много Иванов».

С чего начинается Родина? Учащимся был задан вопрос: что они бы сделали, если бы были волшебниками? Ответы были помещены в литературном журнале Ивановской восьмилетней школы «Родничок» в 1962 году.

Русинова В. 7 класс.
«Я бы деревню Крещенку превратила в большой красивый город. Я бы сделала, чтобы никто и никогда не болел и не умирал. Я бы сделала так, чтобы во всем мире был мир. Чтобы в Крещенке была большая пятиэтажная школа. И еще чтобы в Крещенке был не один магазин, 5 или 6 больших и современных. Я бы сделала так, чтобы в Крещенке был большой театр. Чтобы в Крещенке ходили поезда, троллейбусы, трамваи, такси. Чтобы в Крещенке был большой аэродром и трехэтажные дома. Я бы сделала так, чтобы Крещенка прославилась на весь Советский Союз своим передовым хозяйством».

Капустина Г. 7 кл. (Сейчас работает воспитателем в детском саду п. Причулымский)
«… все, что я написала это мои фантазии, но самое главное чего бы я хотела, это чтобы вся работа на фермах была автоматизирована: кругом чистота, работники ходят в белых халатах. В деревне Слабцовка свой парк, улицы асфальтированы и стоит деревня на речке. Сейчас у нас речка далеко от деревни.

Многое еще делается вручную. Но мы добьемся своим трудом, чтобы не только наши родные деревни, но и весь Советский Союз превратился в цветущий сад».

Не суждено исполниться мечтам школьников.

В чем же причины гибели деревень России, ачинских в частности? Они многообразны.

1. Главная из них, что крестьян хотели превратить в пролетариев, оборвав все многовековые связи с землей. Все делалось по указке сверху, даже определялись сроки сева.

2. Непродуманное укрепление хозяйств, их узкая специализация привели к пагубной теории о не перспективности деревень. Скольким из них в короткий срок был вынесен смертный приговор! Закрывались начальные школы, фельдшерские пункты, магазины, и деревни начали гибнуть.

3. Маниловские проекты хрущевских времен об агрогородах также нанесли невосполнимый урон селу. Выстроенные многоэтажные железобетонные жилые дома, без приусадебных участков, не вписывались в деревенский быт, породили массу новых проблем на селе.

Давайте же не будем Иванами, не помнящими родства. Пусть не под силу нам вернуть исчезнувшие деревни на карту района, но мы можем сохранить память о них в наших сердцах, о тех, кто строил наше «светлое» настоящее, там, в Журавлях, Зеленцах, Околино.

8.Выводы.

1.Чем дальше время уходит вперед, тем меньше молодежь знает о событиях прошлого, истории своей малой родины. Молодое поколение мало знает историю той местности, где живет, потому что не соотносит историю края, района, своей деревни и историю своей семьи с историей России.

2.Каждое новое поколение будет воспринимать историю такой, какой она представлена в учебниках и произведениях литературы, поэтому важную роль играет чтение и уроки литературы, в том числе новый предмет «Литература Красноярского края».

3.Чаще всего только уроки истории и краеведения являются источником знаний о прошлом, поэтому мы намерены передать нашу работу учителю краеведения и провести классные часы для учащихся нашей школы об исчезнувших деревнях.

4.Историю делают люди. И мы думаем, какой будет история, все же зависит от уровня воспитанности, образования и от представлений о патриотизме, чувстве гражданского долга и чести подрастающего поколения. Новое время формирует новый взгляд на историю.

5.Каждый человек в жизни делает свой выбор самостоятельно и осознанно, только очень многое не зависит от желаний отдельно взятого человека. Для хороших дел люди должны объединяться, и пусть выбор каждого из нас будет правильным.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»