Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Дорогами Вселенной Капели


IX Ежегодный Всероссийский конкурс
исторических исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории. Россия – ХХ век».

Направление: Личность и общество

Исследовательская работа:

Авторы: Куцак Татьяна, Королев Станислав ,
ученики 11 В класса, МОУ «Лицей», г. Черногорск,
Республики Хакасия

Руководитель: Коп Татьяна Васильевна,
учитель географии и краеведения
высшей категории,
Почетный работник общего образования Р.Ф.,
МОУ «Лицей»,г. Черногорск, 2008 г.

Содержание:

Вступление

1. Дорогами Вселенной Капели:
1.1. Краткая биографическая справка
1.2. Романтик, путешественник, бродяга
1.3. Мольберт и краски Владимира Капелько
1.4. Исследователь истории и природы Сибири (Археология и наскальное искусство)
1.5. Самобытный мастер прикладного искусства
1.6. Каждый пишет, как он дышит (Поэт)
1.7. Хранитель истории (Собиратель старинных  предметов, этнограф, музейщик)

2. Море надежды тонет в океане отчаяния (О проблемах сохранения культурного наследия)

3. Заключение

4. Список использованной литературы

5. Приложения
5.1. Документы В. Капелько
5.2. Картины
5.3. Книги, оформленные В. Капелько
5.4. Приглашение на выставки картин
5.5. Научные сборники и каталоги, оформленные В. Капелько
5.6. Приглашения на выставки петроглифов и археологических экспонатов
5.7. Каталог «Шахматный вестник»
5.8. Сборники стихов и стихи
5.9. Письма-просьбы
5.10. Книга отзывов «Музея Капели»
5.11. Книги, в которых дается информация о «Музее Капели»
5.12. Письмо-ходатайство» главе Республики Хакасия А. Лебедю
5.13. Фотографии

Вступление (актуальность проблемы).

Хакасия - край с необычайной природой: богатые леса, бескрайняя степь, потрясающие ландшафты и великолепные пейзажи дикой природы, целебные реки и озера - все это так манит, притягивает внимание и завораживает любого человека. Но не только природа, археологические памятники, памятники древнего искусства интересны и примечательные в нашем регионе. У нас живут необычные, талантливые люди: писатели, археологи, художники, о которых знаем не только мы - их земляки, но и люди, живущие за рубежом!

Один из таких выдающихся, одаренных людей, творец чистого искусства - Владимир Феофанович Капелько, внесший огромный вклад в развитие мировой археологии, живописи, этнографии...

С его творчеством нас познакомила классный руководитель Коп Татьяна Васильевна. Мы посетили выставку В. Ф. Капелько "Все будет хорошо" в "Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования" (ХРИПК и ПРО). Мы были восхищены творчеством Владимира Феофановича, его талантом, необыкновенным упорством, трудолюбием и преданностью своему труду и творчеству. Проявив огромный интерес к его художественным и поэтическим работам, мы решили провести социальный опрос и узнать, знакомы ли жители городов Абакана и Черногорска с этим художником. К сожалению, результат оказался плачевным: из 37 опрошенных черногорцев и абаканцев лишь четверо кое-что слышали о В. Капелько.

Этот тревожный факт насторожил нас. На республиканском телевидении транслировались передачи Заслуженного работника культуры Растощеновой Л. В. о В. Капелько, но, видимо, этой информации недостаточно для того, чтобы о нем знали земляки. Возникла необходимость в более глубоком изучении творческого пути Владимира Феофановича.

Объект нашего исследования: творческое наследие Заслуженного художника России В. Ф. Капелько

Предметы исследования: картины, эстампажи, выполненные на микалентной бумаге, стихи, предметы прикладного искусства, этнографическая коллекция.

Цель: выявить условия сохранения и использования оригинального наследия ушедшего из жизни – Капелько Владимира Феофановича.

Задачи:

- проведение социального опроса: «Что знает население о Капелько В.Ф.?»;
- знакомство с биографией и творчеством человека, который писал красивую Картину жизни - жизни прошлой, настоящей и будущей;
- рассказ о коллекциях, созданных руками искусного мастера;
- распространение собранного материала среди тех, кто интересуется творческой деятельностью художника, ученого, изыскателя и продолжателя культурных традиций Сибири;
- формулировка выводов и предложений по сохранению и использованию культурного наследия Хакасии;
- создание проекта по сохранению и использованию творческого наследия Заслуженного художника России В. Ф. Капелько;

В соответствии с целью нами были использованы методы:

- поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы),
-заключительно-обобщающий (систематизация материала исследования, обобщение результатов, формулировка выводов и рекомендаций).

Практическая значимость работы.

Материал нашей работы может быть использован для написания книги о выдающемся человеке В. Ф. Капелько с целью воспитания патриотизма, эстетического восприятия действительности, формирования нравственных качеств человека.

Работа будет интересна на уроках краеведения, классных часах, в музеях школ и городов.

Публикация «Письма-ходатайства» главе Республики Хакасия А. Лебедю в средствах массовой информации с целью привлечения внимания власти к обозначенной проблеме.


Капелько Владимир Феофанович
(19 июня 1937 – 28 сентября 2000 гг.)

Я буду спать на снегу.
Я вам принесу сквозь пургу
Кучу сердечных открытий...
Ну что же вы люди:
Берите!

1.1. Краткая биографическая справка.

19 июня 1937 - Родился в городе Красноярске в семье рабочих-печников.
1958 - Окончил художественную школу им. Сурикова В. И. в г. Красноярске.
1963 - Окончил Красноярское художественное училище им. Сурикова В. И. по специальности «Учитель рисования и черчения».
1964-1970 гг. - Работал в художественных мастерских г. Красноярска. Путешествовал по сибирским рекам. Лечился в Крыму.
1966 - Выдержал операцию на легких.
1970 - Принят в члены союза художников СССР (Приложение 1)
1971 - Гонял скот (сарлыков) из Монголии в Россию.
1972-1998 гг. - Работал в археологических экспедициях
М. Э. Дэвлет, Э. Б. Вадецкой, Э. А. Севастьяновой, самостоятельно изучал и копировал древние наскальные рисунки в Хакасии и Туве.
1977-1983 гг. - Оформлял археологические экспозиции «Древнее искусство Хакасии» в Хакасском областном музее краеведения г. Абакана.
1983 - Перебирается жить в г. Абакан.
1984-1985 гг. - Изучает и копирует петроглифы «Шишкинской писаницы»
на реке Лене.
1986-1989 гг. - Оформлял археологические экспозиции Минусинского краеведческого музея им. Мартьянова.
1990 - Участвовал в оформлении выставки "Советская Россия" в г. Эрберу
в Швеции.
1997 – Принят в члены союза художников России. (Приложение 1)
1997 - Получил звание «Ветерана труда». (Приложение 2)
2000 - Получил звание «Заслуженного художника России». (Приложение 3)
28 сентября 2000 года ушел из жизни.
2002 – Награжден медалью имени летчика - космонавта СССР Ю. А. Гагарина (посмертно) за заслуги перед отечественной космонавтикой.

1.2. Романтик, путешественник, бродяга.

Капеля и путешествия – это две параллели, которые неразделимы и слиты в единое целое. С раннего детства природа манила и завораживала молодого художника своей необычайной чарующей силой. Детство Владимир провел на живописных скалах под Красноярском, на всем известных Красноярских столбах. От них он получил заряд жизнелюбия и стойкости, которые помогли ему в дальнейшем преодолеть бескрайние хакасские и тувинские степи, проплыть по холодным рекам, пройти пешком по таежным дебрям, излазить по скалистым массивам в поисках следов древних цивилизаций.

Красноярские художники, поэты, учёные, соратники Владимира Феофановича помнят его, молодым, задорным, с серьгой в ухе, в кружевном джемпере, человеком необычайно интересным, неординарным. Вспоминают, как «он предложил своим друзьям - столбистам устроить чаепитие на вершине одной из самых высоких скал «Перьев». Обвязав себя верёвкой, обувшись в резиновые калоши, он затащил туда … самовар и все необходимое для того, чтобы испечь блины. Вот это был чай!!!» (Стрепетова Г. Я буду стучаться // Ратники отечества. 1 января 2003)

После окончания Красноярского художественного училища в 1963 г. Капелько отправился с научной экспедицией на Таймыр. Любуясь великолепными пейзажами гор, лесов, полей, Владимир создавал новые шедевры. После затяжного путешествия на Таймыр экспедиция отправилась в Крым, откуда были привезены великолепные предметы быта разных народов.

Шаровары, кушак, черные кудрявые волосы, светлые голубые глаза, полные загадок и непредсказуемости, загорелый, худощавый, длинный – таким был Капелько в путешествиях (Фото 2).

Страсть к путешествиям, к познанию культуры и быта предков, природного разнообразия и человеческого бытия заставила его побывать в разных уголках Советского Союза: в археологических экспедициях в Хакасии и Туве, во Владивостоке, Ялте, Риге, Бахчисарае, на Таймыре.

В этих далеких путешествиях Владимир находил не только диковинки древнего и народного искусства различных народов и национальностей, но и обретал новых преданных друзей. Все они говорят о нем лишь теплые и добрые слова, такие же солнечные, такие же, как Капеля (так звали его близкие и друзья). Из воспоминаний Я. А. Шер: «Вечером сидели у костра. Вдруг из темноты выступила странная косматая и бородатая личность в очках, многократно перевязанных веревочками и изоляционной лентой. За спиной рюкзак, в котором оказался чайник, пачка чаю, сигареты и несколько аккуратно свернутых эстампажей с древних наскальных изображений. Он их делал, работая в экспедиции А. И. Мартынова и Б. Н. Пяткина. Чем и зарабатывал на хлеб, чай и сапоги. Так и ходил в одиночку по хакасской степи, ночуя где придется и питаясь чем Бог послал» (Шер Я. А. Владимир Капелько // Вестник Сибирской Ассоциации Исследователей первобытного искусства. № 3, 2000.). Каждый человек, которому хоть раз приходилось сталкиваться с Владимиром Феофановичем и его творчеством при жизни, был очарован его духовной щедростью, распахнутостью, открытостью и простотой: «Этот художник всегда ходил в потрепанной походной одежде, на плечах — рюкзак выше головы, из которого торчали различные старинные вещи: корзины, прялки, самовары», - писала Ирина Бацанова - добровольный работник музея «Капели». (Бацанова И. Свет звезды // Аргументы успеха. 10 апреля 2002)

На какие только испытания он не шел ради того, чтобы побывать в новых широтах земли, и в 1971 году завербовался гонять скот в Монголию по Чуйскому тракту, где опять же таки создавал потрясающие картины (Приложение 4).

« Я скотский художник, - с юмором замечает неподражаемый рассказчик, - чтоб оленя нарисовать, я на Таймыр завербовался скот гонять. В Монголии изучал яков с чудными рогами, их надо видеть, слышать, как они хрюкают, точно поросята». (Бацанова И. Свет звезды // Аргументы успеха. 10 апреля 2002)

Он успел побывать и на Тунгуске, и на землях Херсонеса, на Сахалине и Прибалтике, но самым дорогим для него местом была Хакасия. Хакасию он исколесил целиком и знал все ее тайные уголки, ведь это археологическая Мекка, полная древнейших каменных изваяний, природных памятников, а также памятников наскального искусства (Фото 3). «Извечное любопытство… гоняло меня от моря до моря, от края до края… Вот так шатало меня по свету сорок лет без выходных и отпускных…»  (Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998.)

Всю свою жизнь он «колесил» по Сибири, знакомясь с жизнью и обычаями местных жителей тунгусов. Художник любил вспоминать об угрюмых берегах Подкаменной Тунгуски, о поиске рисунков первобытных людей на отвесных скалах Енисея, Лены, Ангары и других сибирских рек, о путешествиях по пыльным караванным тропам Монголии и Тувы, о раскопках древних степных курганов и о потерянных городах. «Много лет плаваю по рекам, брожу с торбой по хакасским просторам. Вижу, что с каждым годом становятся они все меньше и меньше, все однообразнее, скучнее, исчезают каменные изваяния, курганы… Иногда мне кажется, что шагаю не по земле, а по самой ткани истории, с которой слишком, пожалуй, жестко, а поэтому и успешно «борется современность» (Капелько В. Ф. Традиции создает история. Продолжаем тему, каким быть музею изобразительных искусств // Советская Хакасия. 6 января 1989.
). Во время поездок им было создано несколько тысяч петроглифов – копий наскальных рисунков, большая часть которых сейчас, к сожалению, хранится в рулонах и так и не нашла своего применения.

1.3. Мольберт и краски Владимира Капелько.

У каждого истинного художника,
у каждой его работы, если она искренна,
всегда найдется свой зритель!
В. Ф. Капелько

Владимир Феофанович, как говорят, обладал искрой Божьей, его индивидуальность и непохожесть на других определили судьбу художника, стержень творчества.

Картин так много, как щедрости у Капели. На полотнах крупными буквами, рядом с названиями работ, - подпись «Капеля». Многие спрашивали Владимира Феофановича об этой странной надписи, на что художник просто и незатейливо отвечал: «Да звали меня так пацаны в детстве, что ж, пусть так и будет». (Кобец Е. Все будет хорошо // Хакасия. 14 февраля 1996.) Его картины - это путешествия: в древность, в другие земли, в историю, в человеческую душу. Бесконечный искрящийся калейдоскоп эпох, настроений, сюжетов, манер…

С детства Владимира Феофановича манила и настораживала необычайная природная красота. Еще ребенком, Капелько рисовал незамысловатые картинки. Первым рисунком Владимира Феофановича был его любимый пес – Бобка.

По мере взросления, взрослели и картины юного художника, они приобретали загадочность, уникальность.

В 1963 г. Капелько – в числе первого выпуска красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова, где преподавали А. П. Лекаренко, получивший образование в Петрограде и принесший в Красноярск культуру рисования; ленинградец, выпускник института И. Е. Репина – Юкубовский, а также красноярцы И. А. Фирер и И. М. Давыденко.

Образцами великолепного художественного мастерства для Владимира Феофановича были Д. И. Каратанов и В. И. Суриков. Он никогда не употреблял выражений «писать картины» или «рисовать». Он говорил: «Красить». Потому что «писать могли только Репины и Суриковы, а мы еще красим». (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

Капелько всегда радовался детским работам: «Да что вы, художники, пыжитесь?! Смотрите, как дети рисуют! Вот оно искусство!» И заявлял: «И обезьяну можно научить технично, а вот рисовать душой!..» (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

«Искренность» - было его любимым словом. Искренность в чувствах, в творчестве, в жизни.

Становление В. Капелько как художника совпадает с периодом «оттепели» в Советском Союзе и бурными событиями в мире. Это время, породившее великих романтиков и мечтателей.

После окончания художественного училища Владимир Феофанович начал изучать просторы нашей необъятной Земли. Иначе, считал Капелько, не видя и не зная жизнь, художником не стать. В путешествиях он не расставался с этюдником. Насущной потребностью его было выплеснуть на полотна свой восторг перед увиденным (Приложение 4). Капелько говорил: «Художник – зеркало, что увидел, то и показал… Что внутри тебя, то и на холсте отразилось». (Кобец Е. Владимир Капелько: «Я не клевый» // Хакасия. 3 ноября 1999)

Все работы Владимира Феофановича выполнены в стиле классического реализма и авангардизма. Он не отдавал предпочтение какому-то определенному жанру, а стремился выразить себя как можно полнее в каждом их них. Создавая свои композиции, Капелько использовал и преображал находки древних художников, в его полотнах видны мотивы национального искусства народов севера и юга Красноярского края, Тувы, Хакасии и Монголии.

В творчестве соединились дерзость и ирония, озорство, насмешка и одновременно – огромная любовь и интерес ко всему окружающему.
Больше всего художник любил изображать в своих картинах пейзажи. Пейзажи художника - это портреты природы, которую он наделяет душой. Каждый пейзаж индивидуален, как человек («Моя первая картина», 1957, «За горами гроза», 1976) (Приложение 5).

Конечно, как и любой художник, Капеля прекрасно изображал натюрморты. Под его кистью простые, незамысловатые предметы казались причудливыми и живыми («Черемуха», 1996, «Фрукты. Крымский натюрморт», 1965, «Натюрморт», 1980, «Самовар», 1974) (Приложение 6).

Природа и животные – одна из главных тем художника. Природа, животные и люди живут у него в гармонии и взаимодействии («На водопой», 1979, «Лошади на осеннем пастбище в Саянах у села Верх-Усинск», 1995, «На водопой несутся кони», 1979) (Приложение 7).

Любимым животным Владимира Феофановича был петух: «Люблю все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин. Самый любимый зверь – петух!!!» (Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998.), ему же он посветил одно из своих поэтических произведений «Горланят над Россией петухи» (Приложение 33). Работы из серии «Петухи» написаны в разное время, но по стилю они различаются, однако, индивидуальная манера исполнения в каждом случае сохранена (Приложение 8). На художественных полотнах автор изображал его грациозным, ярким, словно В. Капелько восхищался его красотой и непредсказуемостью («Петухи»). Петухи на его картинах преображаются. «Иерихонский петух» (1976) выполнен в стиле «кубизма» (Приложение 9). Яркий цвет птицы говорит о могуществе, силе и фантастическом образе. К году Петуха была написана картина «Год петуха» (Приложение 10). На ней изображено 12 петухов - 12 месяцев в году.

Персонажи многих картин Капелько – это концепция реально-наблюдаемых явлений с мечтами, фантазиями и замыслами художника. В картинах кроется глубина, которую нельзя заметить сходу, сиюминутно. Они то радуют глаз и веселят душу своей яркостью и необычайностью (Приложение 11), то давят на тебя своей угрюмостью и печалью (Приложение 12). Какой бы не была тема картины – история Хакасии и Тувы или исторические полотна Монголии, или же легкая искрящая, как в потрясающих натюрмортах – и то, и другое отражает его разносторонность и образованность. Его многочисленные картины, созданные в путешествиях по стране: по Монголии, Таймыру, Сахалину, Средней Азии, в Крыму, Прибалтике, Туве, Алтае, Хакасии (Приложение 13), выполнены, несмотря на отнюдь не комфортабельные погодные условия, с безупречной точностью и безукоризненным профессионализмом.

Одной из главных тем, охватившей творчество Владимира Капелько, является Хакасия (Приложение 14). Хакасию Владимир Феофанович изъездил всю и знал каждый тайный уголок этой земли, который хранит множество секретов. Но не только необыкновенно красивая хакасская природа взволновала художника, его привлекли хакасские предания и легенды, которые обрели новую жизнь на полотнах автора (Приложение 15). Еще его волновала древнейшая история. Он часто работал в экспедициях и это отражено в его работах.

Познакомившись в Забайкалье, Туве, Хакасии с древними наскальными рисунками, которые часто исполнялись природной охрой, Владимир Феофанович стал осваивать живопись земляными красками. (Приложение 16).

В. Капелько гениально изображал автопортреты. В галерее автопортретов раскрывается внутренний мир художника, скрытый от окружающих (Приложение 17). Автор по-особому относится к своей личности и по-новому выражает собственное «Я». Практически на всех автопортретах В. Ф. Капелько изображает себя то чертом искусителем, то больным человеком… Друзья, художники тоже писали его портреты (Приложение 18).

Обнаженное женское тело – вечная тема искусства – занимает в творчестве Владимира заметное место. Вся его человеческая и художественная натура была пронизана любовью к жизни и женщине. Ее образ присутствует практически во всех работах Капелько. Он преподносится как символ мира и материнства (Приложение 19). Для художника женщина - источник жизни, даже Вселенную он представлял в женском образе, призывая тем самым оберегать ее от пошлости и насилия. В любых изображениях женщин у Капелько четко проявляется увлечение культом женского божества – праматери мира. Наскальные рисунки древних мастеров помогали правильно понять и выразить связь женщины с силой природы – плодородием. Многие посетители выставок не понимают, почему Капелько именно так изображал представительницу женского пола: большой, сильной и даже слегка грубоватой, но в силе, способности противостоять трудностям, автор видел женскую красоту (Приложение 20). «Женщина, - говорил он, - должна быть красивой, а не красивенькой. Сегодня она нежная, хрупкая, изящная, а через годы этакий внешний эффект исчезает и что остается? Часто такая вот нимфа может превратиться в Химеру, способную на черствость, зло и предательство». (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

Большое место в жизни Капелько занимала и художественно-оформительская деятельность. Четыре года «не вылазил» Владимир Феофанович из залов Краеведческого музея, оформлял залы каменных изваяний (Фото 4-5). В музее Мартьянова – археология, каменный век и вплоть до прихода русских на минусинские земли – этот период истории отражен в музее кистью Капелько (Фото 6-8). Он оформил лучшие в стране археологические экспозиции в Красноярском, Иркутском краеведческих музеях, а также интерьеры в гостинице «Красноярск» в городе Красноярске, фасады и подъезды к санаториям в Крыму, ледяные и снежные городки в Абакане. Капелько участвовал в оформлении выставки «Советская Россия» в Швеции, а также создал несколько выставок в Польше.

По эскизам Капелько сделаны десятки памятных значков. Владимир Феофанович - автор двух серий значков по древнему искусству Хакасии, а также значков, посвященных 50-летию Хакасской автономной области, 50-летию Хакасского краеведческого музея.

Как книжный график Владимир Феофанович оформил книги «Люди Красного Яра» (Приложение 21), «Древнее искусство Хакасии», «Лошадь ржала в железную дудку» (Приложение 22).

В 2000 году В. Ф. Капелько признали Заслуженным художником России, что еще раз подтверждает актуальность и востребованность его неповторимых и талантливых работ (Приложение 3).

Стремясь приобщить как можно больше людей к пониманию творчества художников, к пониманию серьезного, высокого искусства, Владимир Феофанович всю свою жизнь вел активную выставочную деятельность.

С 1956 г. до самой смерти участвовал в тематических, юбилейных, краевых, зональных, республиканских и союзных, во всех ежегодных городских выставках.

Кроме этого, он участвовал во многих выставках страны, готовил и проводил свои персональные выставки (Фото 9-12):

1963 – Художественная выставка «100 лет Енисейскому пароходству». г. Красноярск.
1965 – Выставка произведений красноярских художников.
г. Красноярск.
1965 – Красноярская художественная выставка «Наш край в семилетке».
г. Красноярск.
1966 – Краевая выставка молодых художников. г. Красноярск.
1966 – Выставка художников г. Красноярска.
1967 – 16-я Краевая художественная выставка. г. Красноярск.
1967 - 2-я Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». г. Омск.
1969 – 3-я Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая».
г. Красноярск.
1970 – 17-я Краевая художественная выставка. г. Красноярск.
1971 – Выставка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока. г. Москва.
1972 – Краевая выставка молодых художников. г. Красноярск.
1972 – Краевая художественная выставка, посвященная 50-летию образования СССР. г. Красноярск.
1975 – Краевая художественная выставка г. Красноярск.
1976 – Выставка художников г. Красноярска в Москве.
1976 – Краевая художественная выставка г.Красноярск.
1977 – Выставка художников г. Красноярска в Ленинграде.
1977 – Выставка живописи советских художников. пгт. Шушенское
1984 – Краевая художественная выставка «По родной стране». г. Красноярск.
1985 – 6-я Зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая»
г. Кемерово.
1986 – Выставка художников Хакасии, посвященная 27 съезду КПСС. г. Абакан.
«40 лет без войны».
1986 – Краевая художественная выставка, посвященная 27 съезду КПСС. г. Красноярск.
1987 – Персональная художественная выставка. г. Красноярск.
1989 – Выставка художников автономных республик, областей и национальных округов РСФСР. г. Москва.
1989 – Областная художественная выставка. г. Абакан.
1991 - Областная художественная выставка. г. Абакан.
1991 –Художественная выставка, посвященная открытию в г. Абакане Дома художника.
1993 – Персональная художественная выставка. г. Абакана.
1994 – Персональная выставка «Природа и женщины». г. Абакан
1995 – Республиканская выставка, посвященная 50-летию Победы. г. Абакан.
1996 – Персональная выставка г. Минусинск.
1996 – Персональная выставка «Все будет хорошо». г. Абакан (Приложение 23).
1997 – Выставка «Художники Хакасии в Москве». г. Москва.
1997 – Персональная выставка г. Абакан.
1998 – 8-я Региональная художественная выставка «Сибирь». г. Красноярск.

Очень многие авторитетные люди дают высокую оценку творчеству Капели на открытиях выставок. Произведения В. Капелько находятся в частных коллекциях Германии, США, Польши и России.

После смерти Капелько (в 2000 году) прошло уже около 40 выставок художника в разных городах России, которые организовывала и организует вдова Севастьянова Эра Антоновна (Фото 13):

2000 - г. Минусинск « Моя песня»
2000 - г. Абакан « Дорогами Вселенной Капели».
2002 - г. Томск «… Со мной. Без меня» (Приложение 24).
2002 - г. Абакан «Доброе тепло Капели».
2002 - г. Абакан «… И надо жизнь, как женщину, любить» .
2006 - г. Абакан «… Со мной. Без меня».
2006 - г. Красноярск «…Со мной. Без меня. »
2006 - г. Новокузнецк « Все будет хорошо!»
2006 - г. Абакан « Свободный, как ветер!»
2007 - г. Нижний Новгород « Вечность теперь моя!»
2007 - г. Минусинск « Творчество В. Ф. Капелько».
2007 - с. Ермаковское, Шушенский район « …Со мной. Без меня».

Картины Капели, среди работ других художников России, были представлены на выставке в Госдуме.

Работы В.Ф. Капелько находятся в собраниях художественных музеев Новосибирска, Усть-Илимска, Красноярска, Астрахани, Томска; в краеведческих музеях Красноярска, Абакана, Черногорска, Минусинска, Иркутска; в Москве - в музейно-выставочном центре РОСИЗО.

1.4. Исследователь истории и природы Сибири (Археология и копирование наскальных рисунков).

Мольберт и краски – благодать!
И черствый хлеб в пастушьей сумке.
Но так хотелось разгадать
На скалах древние рисунки.
В. Ф. Капелько

Владимир Феофанович не переставал удивлять нас своей одаренностью. Он зарекомендовал себя не только как замечательный художник, Капелько, постоянно рвущийся к знаниям, - археолог и исследователь искусства древних художников.

С 1972 года Капелько начал работать в археологических экспедициях, исследовавших древние курганы Хакасии (Фото 14-15). На предложение принять участье в новых раскопках, он ни секунду не раздумывая, мгновенно соглашался. Капелько исследовал большинство древних захоронений. Участвовал в экспедициях М.Э. Дэвлет, Э.Б. Вадецкой, Э.А. Севастьяновой и многих других (Фото 16). Из каждой он привозил различные предметы: остатки костей, осколки кувшинов и крынок и т. д. (Фото 17). Эти вещи составляют археологическую коллекцию Капелько. Хакасия настолько увлекла его, что он с головой окунулся в изучение ее истории. Ему удалось стать первооткрывателем многих памятников наскального искусства: Шишкинская писаница, Тепсейская писаница, Боярская писаница, Сулекская писаница, наскальные рисунки в Шалаболино, Шаманский Камень (Фото 18).

 Шаманский камень - это культовое обрядовое место, святилище особой формы Карасукской культуры, расположенное на северо - западной окраине Карасукского мира (13-18 в. до н. э.) из горнова массива Оглахты, урочища Кизань.. Это древнейшее каменное изваяние, которое находится в Хакасско-Минусинской котловине, было открыто Владимиром Феофановичем. На камне нанесено примерно 269 изображений, более 50 изображений из которых, изображения древних шаманов.

Для спасения наскальных рисунков Владимир Феофанович начал самостоятельные исследования и разработал наиболее рациональный на сегодняшний день метод эстампирования (копирования) петроглифов на особой микалентной бумаге (Фото 19-21). Впервые он использовал его в 1973 году на раскопках Камыштинского кольца (руководитель экспедиции Г. А. Максименков). Его изобретение повлияло на сохранение истории древнейших памятников искусства, благодаря ему в Хакасии и в Сибири были скопированы тысячи древнейших наскальных рисунков рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея, выполнены эстампажные копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских Боярских писаниц, возраст которых исчисляется с веков до нашей эры. Большая часть эстампажей — это древние народные наскальные рисунки, найденные в горах: Оглахты, Тепсей, Куня, Майдаши, Пора-Тигей, Бояры, Хызыл-Хая.

Копирование занимало достаточно долгое время, но Владимир Феофанович осознавал важность этого труднейшего занятия, оно совершалось с колоссальной точностью, что придавало его работам дух древности и чувство старины. Особенно это важно сейчас, когда сотни наскальных рисунков полностью уничтожены Красноярским и Шушенским водохранилищами, а многие и сейчас разрушаются под действием природных условий (ветра, кислотного дождя). За 25 лет копирования древних рисунков он собрал огромную коллекцию "Петроглифы древней Хакасии", ее же продемонстрировал на выставке в Швеции.

В 1990 году он работал в экспедиции археологического института Германской академии наук и Минусинского музея им. Мартьянова, где копировал найденные им древние космогонические изображения на каменных стелах Хакасии (Фото 22). Эта необычная коллекция была представлена на выставке Ирины Бацановой «Космос и человек в наскальном искусстве Хакасии» в Санкт – Петербурге (Приложение 25). За работы, представленные в Эрмитаже, он был награжден медалью имени летчика - космонавта СССР Ю. А. Гагарина (посмертно) за заслуги перед отечественной космонавтикой. Медаль Гагарина, в данный момент, хранится в Краеведческом музее Красноярска (Приложение 26).

Великолепные копии Владимира Феофановича были оценены экспертной комиссией, о чем свидетельствует экспертное заключение:

«… эстампажи этой коллекции имеют самостоятельную художественную ценность и являются объектами музейного значения. Коллекция создавалась в течение 30 лет (1963-1993), насчитывается 700 эстампажей, из которых 250 листов сделано с памятников, безвозвратно утраченных в результате их затопления Красноярским и Саяно-Шушенским водохранилищами (что переводит их на статус оригиналов-уникумов). 240 листов содержат изображения, которые никогда не публиковались. Таким образом, научную и историко-культурную ценность коллекции трудно переоценить…» (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

«…Ознакомившись с коллекцией эстампажей петроглифов Южной Сибири, выполненной художником В. Ф. Капелько, экспертная комиссия назначает её стоимость в размере 13131300000 — тринадцать миллиардов сто тридцать один миллион триста тысяч долларов США, и считает, что по своей научной, художественней и историко-культурной ценности она безусловно соответствует требованиям пункта 1 Указа Президента РФ от 30.11.92 № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и должна по праву получить статус особо ценного объекта культурного наследия. Настоящая коллекция передана в дар республике Хакассия от имени Фонда «Анастас Глоб Интеллектум» 11.10.1993 г. …» (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

Коллекция эстампажей петроглифов, выполненная художником на микалентной бумаге оригинальным методом не имеет аналогов (Фото 23-24). Этот метод обеспечивает не только точное воплощение наскальных рисунков, но и отличную долговременную сохранность отпечатка.
Используя материалы, полученные при копировании наскальных рисунков, Капеля сумел оформить несколько научных сборников и каталогов: «Древнее искусство Хакасии», «Изваяния Окуневской Культуры» (издан на немецком языке), «Изваяния и стелы Окуневской культуры» (Приложение 27), а также подготовить персональные выставки, посвященные древнему искусству:
1990 - Участвовал с копиями древних петроглифов Хакасии и Тувы в выставке «Советская Россия» в Эребру (Швеция), где его копии приобрел один из музеев Швеции.

2001 - пос. Подгорный ( Железногорск) « Шаманский камень» (Приложение 28)
2005 - г. Железногорск « Искусство во времени» (Приложение 29)
2006 - Татарстан « Лики земли» (проводилась в рамках программы « Музею Капели - жить».
2006 - г. Санкт- Петербург « Космос и человек в наскальном искусстве древней Хакасии»
2006 - Париж « Космос и человек»
2004 – г. Новосибирск «Лики древней земли Хакасии»

Опыт Владимира Феофановича по копированию произведений древнего искусства неопровержимо доказывает необходимость комплексного исследования древних петроглифов совместными усилиями археологов, художников и искусствоведов. Участие профессионалов-художников в изучении петроглифов делает возможным получение высокохудожественного научного материала, который необходим для истории не только нашего края, но и для всеобщей истории.

1.5. Самобытный мастер прикладного искусства.

Путешествуя из одного уголка земного шара в другой, Капелько знакомился с культурами разных народов: монголов, хакасов, латышей, эстонцев…

Он уважал и ценил каждую из них: «Знать культуру других народов – быть богаче», о национальностях запрещал говорить плохо: «Для меня все нации равны» (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru). Каждую нацию он считал уникальной, видел в ней лишь положительные стороны.

Будучи неординарным и неугомонным человеком, Капеля начал создавать предметы художественного промыла. Работая с деревом, берестой, он создавал удивительные вещи: берестяные туески, лукошки, игрушки, ложки, шахматы (Фото 25-26)…

Создавая комплекс шахмат из природного материала, художник опирался на древнюю символику - этим и объясняются причудливые названия фигур, которые близки к «таежным»: глухарь и тетеря (король и ферзь), медведи (слоны), важенки – оленихи (кони), чумы (ладьи), бурунзуки – местное название бурундуков (пешки) (Фото 27). Для того, чтобы создать такую красоту, Владимир Феофанович использовал природное свойство бересты – скручиваться под действием высоких температур.

Шахматное полотно так же выполнено из бересты и окрашено природной краской, путем вываривания лиственничной коры. Доска сплетена из отдельных полос бересты и укреплена деревом.

Эта потрясающая трудоемкая работа ни осталась незамеченной: в 1992 году шахматы были опубликованы в каталоге «Шахматный Вестник» из Российского этнографического музея (Санкт – Петербург) и «Музея шахмат России» (Москва), который был издан к Конгрессу Международной ассоциации шахматных коллекционеров (Приложение 30). В настоящее время они хранятся в музее шахмат России. Коллекция шахмат есть и в Абаканском музее, выполненная ни чуть ни хуже, чем предыдущая.

Великолепные костяные шахматы Капелько были преподнесены музею города Тинти в Германии, которые оцениваются в несколько тысяч долларов США.

На многих персональных выставках он преподносил заинтересованным его творчеством зрителям свои изделия из дерева, прутьев, кожи, лозы, а также замечательные фигурки из камня.

Большая часть этих работ была создана руками мастера в путешествиях по России и, безусловно, в археологических экспедициях.

Капелько не мог пройти мимо коряги, вязанки алюминиевой проволоки кем-то брошенной, оставленной. Любуясь ей, скажет довольный-предовольный: «Смотри, какая загогулина!» (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru), а потом и сам создаст из этой нелепой, на первый взгляд, никчемной вещи, произведение искусства (Фото 34).

Во всех работах непревзойденного творца ощущается связь времен и поколений. Сам автор неоднократно подтверждает это: «Для меня народное творчество, представляет интерес, прежде всего в сравнении с творчеством художников разных времен и народов, живших в отличных от теперешних природных и социально-экономических условиях». (Капелько В. Ф. Традиции создает история. Продолжаем тему, каким быть музею изобразительных искусств // Советская Хакасия. 6 января 1989)

1.6. Каждый пишет, как он дышит.

Хочу нести в горсти немножко чуда
И написать хочу стихотворенье!
В. Ф. Капелько

Яркая индивидуальность и талант художника отразились не только в живописи, этнографии и археологии. Владимир Феофанович зарекомендовал себя, как замечательный поэт. Стихи Капелько начал писать очень давно. Он не пытался печататься, так как был слишком строг к себе или, наоборот, небрежен к своему литературному творчеству. А может, цензура недавних лет тому препятствовала. Как говорил сам художник: «Не в дугу я им пришелся. Я хочу, как хочу. Живу да живу себе». (Кобец Е. Владимир Капелько: «Я не клевый» // Хакасия. 3 ноября 1999.)

Множество великолепных стихов Владимира Капелько опубликовано в различных сборниках: в альманахе «Енисей» № 6, «Встреча», «Лошадь ржала в железную дудку» и др.

Первый поэтический сборник «Встреча» вышел небольшим тиражом - в десять книг, которые он продемонстрировал, а затем подарил своим близким и друзьям. Сборник каждого получателя автор подписывал отдельно, добрые, лучезарные пожелания не оставили близких равнодушными (сборник не найден, поскольку выпущен малым тиражом).

Но на этом его поэтическая деятельность не закончилась, а лишь приобрела новые обороты. Второй сборник стихов «Лошадь ржала в железную дудку» вышел в свет в 1998 году под издательством «Кларетианум» в серии «Новинки сибирской поэзии» (Приложение 31). Эту книгу ему помог создать один из его друзей – красноярский художник Андрей Поздеев. Капелько был безумно благодарен другу в такой великодушной помощи и выразил свою признательность в стихах:

Книга была посвящена матери В.Ф. Капелько – Христине Ивановне: «Моей Маме Христине Ивановне (в девках) Рачицкой посвящаю. Это она научила меня словам…» (Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998) Сборник вышел, когда ему исполнилось шестьдесят лет, и насчитывал более шестидесяти произведений (Приложение 31). Ни секрет, что стихи самобытного мастера не всем близки и понятны, многим они казались слишком уж нестандартными и неординарными, «несерьезными», дерзкими, но настоящие знатоки искусства слова отмечают в произведениях озорство, иронию и безоглядный лиризм:

Добрые люди!
Верните мне веру в людей!
Радость верните!
Осень, верни мне моих лебедей!
Лебеди, не поверните…
(Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998)

Стихи написаны простым и понятным языком, но требуют глубоких размышлений. («Быть бы мне бы…», «Улетели гуси…», «По тайгам бродил я долго…»). Для того, чтобы понять их, необходимо уловить атмосферу автора, сосредоточиться на возникающих мыслях и чувствах. Каждое стихотворение – частица души автора, которую он нам приоткрывает:

Тоска, как перезрелая еврейка,
Подходит
Молчаливая ко мне
И шарит
У меня под телогрейкой…
(Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998)

«Лошадь ржала в железную дудку…» - авторская книга. Все представленные иллюстрации созданы Владимиром Феофановичем, гармонично сочетаются с его поэтическими строками, что придает книге яркую индивидуальность и законченность содержания. Э. Иванов подметил: «Стихи и графика В. Капелько органично дополняют друг друга, радуют глаз и веселят душу». И это действительно так: немногие остаются равнодушными после прочтения удивительных поэтических строк В. Капелько.

Помимо выпущенных сборников, Капелько публиковал свои произведения в краевых изданиях, в альманахе «Енисей» №6 (Приложение 32).

В своих произведениях автор выделяет тему одиночества, уныния, мятежности. Это еще раз подчеркивает то, что он чувствовал себя одиноким, чужим среди людей, которые стали враждебными, корыстными и алчными:

Я один. А город –
Людная пустыня…
Один .
(Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998)

Владимир Феофанович неоднозначный поэт. Его стихи проникнуты болью, переживаниями, необычайной тревогой (Приложение 33). Чувства автора легко объяснить - он каждой клеточкой души чувствовал взаимосвязь природы и человека, переживал за ее дальнейшую судьбу, видел ее хрупкой и незащищенной перед бурно развивающимся обществом.

1.7. Хранитель истории.

Запомни, когда мы выбрасываем старое,
мы забываем прошлое и поэтому строим дом на песке.
В. Ф. Капелько.

Капеля очень бережно относился к прошлому. Всю жизнь собирал материалы, которые пригодились бы для создания музея искусств и народного творчества Сибири на территории республики Хакасия. В его мастерской скопилось огромное количество старинных вещей: коллекция стремян, красивая бутыль, керамика, деревянные изделия, кости ископаемых животных, привезенных из экспедиций, корзины из ивовых прутьев, коллекция замков, самоваров, утюгов, лошадиных подков (Фото 28-29)…

В мастерской Капели было множество удивительных старых бочек, вещей народного промысла и крестьянского быта: прялок, лукошек, туесков, ложек, различных по величине и форме, некоторые из них были созданы самим Владимиром Феофановичем. Большую часть великолепной коллекции занимали вещи, привезенные из разных уголков страны: из Тувы и Хакасии, из Риги и Таймыра, из Бахчисарая и Владивостока... Все они кем-то брошенные, оставленные находили приют у Капели. Он сам реставрировал диковинки народного творчества и очень ими дорожил. «Заваливает свою квартиру всяким хламом и старьем, — ворчали все. — Мы это выбрасываем на помойку, а он подбирает и радуется, что нашел что-то интересное. Что может быть интересного в старой мебели, стоптанных ботинках, разбитых чайниках?» (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько // Золотое сечение. Эрмитаж. Санкт – Петербург. № 1,2006. с.3). Капеля хотел показать всем, что старые вещи хранят тепло и быт прошлого, которого многим сегодняшним творениям, безусловно, не хватает: «А ведь какие были сани! Какие телеги! Какие сбруи конские с цветными узорными чепраками! А какие деревянные сёдла с железной оковой, инкрустированной изящным и сложным серебряным орнаментом да с бронзовыми фигурными стременами! А как в прежнее время дуги гнули! А как волосяные арканы вили! А как кожи мяли, полотна ткали и ещё много-много «как»?…». (Капелько В. Ф. Связь поколений // Советская Хакасия. 25, 27 июня 1986.)

Капеля собирал все, что могло бы понадобиться для создания музея искусств, невзирая на мнение окружающих, а порой и близких людей.

«Помню, когда мы с ним сплавлялись по Абакану на лодке, он собирал в заброшенных деревнях всё, что только можно. Лодка была настолько забита, что я умоляла его, чтобы он больше ничего в неё не клал, иначе мы утонем» (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru), - вспоминает жена художника Э.А. Севастьянова.

Он делал это лишь из добрых побуждений, Капелько задумывался о значимости старинных предметов для будущего подрастающего населения нашей огромной страны, изо всех сил пытаясь сохранить непрочную нить, которая связывает предыдущие поколения.

Собрания Владимира Феофановича содержат тысячи его картин, созданных в путешествиях, в археологических экспедициях; огромное множество наскальных копий (петроглифов), выполненных с безукоризненной точностью на микалентной бумаге; предметы народного быта, которые создал «золотыми» руками гениальный человек.

Помимо своих работ, которые он бережно хранил, Капелько переживал о сохранности картин своих земляков-художников. В коллекциях Капели много живописных работ таких известных на территории республики Хакасии и Красноярского края художников, к сожалению, ушедших из жизни, как В. А. Тодыкова, А. В. Доможакова, В. Смертенюк.

Но после внезапной смерти В. Ф. Капелько судьба его коллекций обеспокоила многих известных ученых, деятелей культуры и людей, которые ценили его искусство и деятельность, которую совершал до конца своих дней. Впервые вопрос о сохранении громадного достояния Капели встал настолько остро. Эта большая ответственность пала на хрупкие плечи его друга, соратника и жены - Э. А. Севастьяновой, которая до сих пор борется за сохранение культурных ценностей мужа. Ведь созданные Владимиром Феофановичем работы собрали в себе всю историю Сибири и Хакасии.

2. Море надежды тонет в океане отчаяния О проблемах сохранения культурного наследия).

Не торопитесь отчаиваться, ведь известно,
что тому, кто стучится,
рано или поздно откроют.
В. Ф. Капелько

Всю жизнь Владимир Феофанович мечтал создать музей искусств и народного творчества Сибири на территории республики Хакасия. Капеля не раз повторял: «Всем людям нужен музей, чтобы быть культурней, осознать свои глубокие корни, утолить жажду знаний. Пусть будет Хакасия помнящей свое родство, пусть сохранит ценности, данные нам древней землей в наследство, пусть сбережет нить, связующую поколения!» (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

По своей натуре Владимир Капелько был очень доверчивым, бескорыстным, он верил в искренность и сочувствие людей, с которыми его сталкивала судьба, надеялся на их взаимопонимание, щедро давал деньги для воплощения своей мечты, хотя порой самому не хватало денежных средств на существование. «Пытался художник сделать музей творчества в селе Верх-Усинск, еще в 1994 году. Дал деньги администрации села на ремонт брошенного здания школы – для музея. Но администрация потратила эти деньги на покупку дизельного топлива, а школу по бревнышкам растащили для своих нужд сельчане. Вынести эту разруху села, художник не смог: в Абакан он вернулся совсем больным. И тут ему предложили подарить республике коллекцию древних изображений, собранную им за 20 лет, пообещав ему на их основе создать музей искусства Южной Сибири в полуразрушенном тогда здании бывшего управления «Хакасзолото». Поверив обещаниям, он подарил Хакасии эту коллекцию. Ныне она пылится в хранилище краеведческого музея и абсолютно не востребована», - с горечью вспоминает жена Э. А. Севастьянова, продолжатель дела В. Капелько. (Севастьянова Э. А. Крик души // Хакасия. 5 апреля 2005.)

При жизни Владимир Феофанович продолжал свою творческую деятельность в художественной мастерской, расположенной по улице Розы Люксембург (напротив Центра Дома Творчества) (Фото 30-31).

28 сентября 2000 года ушел из жизни этот необыкновенный человек и уникальный художник. Он оставил бесчисленное множество художественных и этнографических коллекций, которые собирал всю жизнь.

Союз художников настолько отрицательно относился к творчеству Капели, что его работы после его смерти были вывезены из художественной мастерской в Минусинскую художественную школу без согласия родственников. Им даже не сообщили об этом. Сейчас эту мастерскую занимает председатель Союза художников – А. Е.Ульянов. Тут возник вопрос – где и как будут храниться коллекции первого в Хакасии Заслуженного художника России. Судьба коллекций взволновала известных ученых-искусствоведов Томска, Новосибирска, Красноярска и других городов Сибири, которые обратились в правительство Хакасии с письмами-просьбами. Авторы писем ратовали за создание на основе мастерской художника В. Капелько мемориального музея его имени (Приложение 34-35).

Начало было многообещающим: многие решили посодействовать в создании музея художника. По замыслу инициаторов – художников, искусствоведов, археологов, в общем, всей культурной общественности Хакасии – это должен был быть даже не музей, а что-то вроде выставочной мастерской, где имели бы место и выставки современных талантливых художников, и рабочие зоны – мастерские – для всех желающих посвятить свое время творчеству. «В первую очередь о создании такого музея мечтали сам художник Капелько и жена-единомышленник Эра Антоновна Севастьянова. Ему всегда очень хотелось заинтересовать общественность, обратить внимание людей на то, что мы имеем огромные духовные богатства, которые бесценны, об этом он не раз писал в своих статьях. К заслугам Владимира Феофановича относится создание огромного количества копий наскальных рисунков – петроглифов, различных археологических находок, предметов старинного и современного быта. Немало он создал картин, которые отражают дух тех мест, где побывал художник – это Таймыр, Сахалин, Прибалтика, Крым, Монголия, Швеция, и, конечно же, Хакасия». (Михайлова Ж. Море надежды тонет в океане отчаянья // Хакасия. 10 декабря 2005.)

Попыталась воплотить мечту в реальность Эра Антоновна. Помогали ей в этом заместитель министра культуры Леонид Еремин, который нашел запущенное, тогда наполовину пустующее здание кинопроката, директор республиканского музея Т. Н. Феоктистова помогла организовать переезд в кинопрокат. Она обратилась за помощью в войсковую часть-2539А (пограничные войска) к полковнику В. Фертому и войсковой части 2543А к подполковникам В. Черных и В. Бусову, и они выделили транспорт, личный состав для переезда коллекций в кинопрокат. А подполковник Д. Гатияров железнодорожной военной части 01662 также не остался равнодушным и смог организовать транспорт и личный состав для ремонта помещений и переезда. До этого железнодорожные и пограничные войска помогали оформлять посмертную выставку В. Капелько в краеведческом музее, в Большом зале. Без их помощи не состоялось бы открытия «Музея Капели» 28 сентября 2001 года, в день годовщины смерти Владимира Капелько, музея интересного и талантливого художника, поэта, археолога.

«На открытии «Музея Капели» выставкой «Все будет хорошо» представители республиканской власти обещали всячески содействовать развитию и улучшению материально-технической базы музея. Обещать – это, конечно, хорошо, но для полного счастья еще и выполнять бы не помешало. Хотя в России знают – обещанного три года ждут, а после забывают». (Михайлова Ж. Море надежды тонет в океане отчаянья // Хакасия. 10 декабря 2005.)

За то время (с 28.09.2001 г.), что просуществовал «Музей Капели» по улице Аскизская 165, его посещали самые разные люди, оставлявшие самые разные впечатления и пожелания:

«Самая большая память о великом человеке Хакасии – создание музея им. В. Ф. Капелько. Мы будем жить памятью о нем, и многие поколения в будущем будут ему благодарны» - директор музыкальной школы Н. И. Федосеева и актриса театра «Сказка» В. Б. Тарасова;

«С благодарностью за встречу с художником, который открыл дверь к великой богине – Земле…» - Герда Крамер, Испания;

«Как хорошо, что побывали здесь! День превратился в светлое чудо – как картины Капели. На душе стало легко!..» - археологи из Санкт – Петербурга: С. Панкова, В. Архипов;

«Спасибо доброй Эре Антоновне за исключительно содержательный рассказ о творчестве В. Ф. Капелько. Жаль, что музей влачит столь скромное существование. Только подвижники сохранят для нас исчезнувшие цивилизации» - председатель велоклуба В. В. Черников, Красноярск (Приложение 36).

О музее Капелько дается информация в нескольких печатных изданиях, например, в путеводителе «Хакасия», выпущенном всемирно известной туристической фирмой «ЛЕ ПТИ ФУТЭ», а также в «Российской энциклопедии» том № 1 упоминается, что на территории республики существует и «процветает» «Музей Капели» (Приложение 37), хотя на самом-то деле, сейчас (в 2008 году) как такового музея нет, существует только «Картинная галерея», в которой представлено чуть больше 50 графических и живописных работ автора.

После четырех лет существования «Музей Капели» перестал принимать посетителей в 2004 году из-за ремонта кинопроката. Из воспоминаний Э. А. Севастьяновой: «После смерти художника от музея Капелько осталась лишь десятая часть: всего небольшая комната, и та очень нужна кинопрокату.

Мечта о необыкновенном музее Капелько остается неосуществленной». (Севастьянова Э. А. Крик души // Хакасия. 5 апреля 2005.)

В 2005 году по решению дирекции кинопроката было освобождено последнее помещение из ранее предоставленных от коллекций и картин художника. Часть коллекций была вывезена в небольшую комнату (где помещается сотая часть из всех работ), выделенную председателем Союза художников А. Е. Ульяновым, кое-что увезено в 22-ю школу на создание комнаты «Творческая мастерская художника», очень большое количество картин второй год «скитается» по подвалам Новосибирского художественного музея, где в июне 2004 года проходила выставка «Лики древней земли Хакасии». Кроме того, около 100 работ находится в Саяногорске в подвале художественной школы, где весной этого года проходила выставка под названием «Друзья его звали Капеля», до этого побывавшая в Шушенском историко-этнографическом музее и в краеведческом музее Саяногорска. Куда увезти эти работы – неизвестно.

Выставки – это все-таки временное явление, многие работы, представленные на них, нуждаются в изучении, реставрации, описании, а самое главное – в сохранении. Может ли все быть выполнено без материальной и моральной поддержки со стороны государственных органов?..

Узнав об этой трагедии сибирские ученые, художники, искусствоведы, литераторы, директоры художественных и региональных музеев старались помочь Эре Антоновне сохранить произведения Капели, отправляя многочисленные письма и просьбы по созданию нового музея в Абакане. Но, к сожалению, местные власти с безразличием отнеслись к поступающим просьбам.

Сейчас небольшая часть картин В. Капелько находится «Картинной галереи» при «ХРИПК и ПРО» (Фото 32-33). Здесь картины художника обрели новую жизнь, но это помещение, бывший спортзал, которое не может уместить все творения Капели. Множество картин было подарено музеям Красноярска, Минусинска, Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Абакана, Черногорска и др.

Очень жаль, что культурное наследие, достояние оставленное Владимиром Феофановичем, остается невостребованным, закрытым от людей в хранилищах музеев, которое с каждым годом неизбежно продолжает пропадать.

Капелько предвидел, что его работы могут остаться невостребованными, поскольку сегодняшнее поколение неизбежно катится в огромную пропасть, полную зла, негодования, фальши и безразличия: «Я вижу, что жизнь меняется и, возможно, все, что я создал останется закрытым для людей. Самое страшное - не когда человек умирает, а когда его забывают». (Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

Все это бесценное богатство осталось «на руках» жены и соратницы Владимира по археологическим изысканиям – Эры Антоновны Севастьяновой. Систематизация и обработка огромного наследия, составление каталогов по творческим работам и копиям древних петроглифов требует кропотливого труда, времени и денежных средств. Для одного человека, даже обладающего необходимыми знаниями, задача неподъемная…

Поэтому так хочется верить, что ситуация с полотнами, петроглифами Капелько – просто какое-то недоразумение. Ведь есть картины, есть люди, которые хотят их видеть, которым они нравятся, 1000 картин, тысячи копий петроглифов, этнографических предметов - огромное научное наследие ждет помощи. Владимир Феофанович подарил его людям, подарил каждому из нас. И для того, чтобы мир действительно был спасен красотой, надо беречь каждую ее частицу.

Необходим музей изобразительных искусств, о котором всю жизнь мечтал Владимир Феофанович, где были бы представлены собранные им коллекции, а также картины художников Хакасии, куда приносили бы жители республики вещи своих бабушек и дедушек, сохраняя память прошлых поколений, где могли бы дети и подростки заниматься научной и творческой деятельностью. Можно было бы организовать мастерские и по изготовлению сувениров, и здесь же проводить экскурсии.

В. Капелько пытался обратить внимание общества на то, что мы имеем огромные духовные богатства, которые бесценны. Сохраняя прошлое, мы должны думать о будущем - в этом смысл духовной памяти, сохранение которой является основой служения искусству и культуре России.

19 июня 2007 года (в год 300-летия присоединения Хакасии к России) у Заслуженного художника России юбилей – семидесятилетие со дня рождения. Это особая дата, о которой невозможно не упомянуть. К сожалению, в городе Абакане нет мемориальной доски на мастерской, где он работал многие годы. Очень обидно, что администрация города Абакана (где жил многие годы художник) и правительство Республики Хакасия не ценят дар и талант великолепного художника и замечательного человека…

Пытаясь хоть как-то помочь Севастьяновой Эре Антоновне, мы составили письмо-ходатайство главе Республики Хакасия А. Лебедю (Приложение 38). Ведь, если мы не будем беречь произведения искусства, наши мысли будут жестоки, а души превратятся в руины. Именно поэтому нужно беречь и всеми силами сохранять достояние наших предков, наших земляков, наших замечательных и талантливых творцов искусства.

3. Заключение.

В.Ф. Капелько с болью в сердце смотрел на то, что общество становится равнодушнее и равнодушнее к тому, что не приносит мгновенной прибыли.

28 сентября 2000 г. В.Ф. Капелько не стало. Он ушел вместе с ветром, его вечным спутником, который поселился в его карманах.

За 2 часа до смерти на коробке от папирос карандашом им были написаны строки:

«Сердце болеть за все устало,
Биться перестало
За все, все, все…»
(Из интервью с Э. А. Севастьяновой)

Он уснул и больше не проснулся…

Последний приют В. Ф. Капелько нашел в Хакасии, его могила находится на Подсиненском кладбище города Абакана (Фото 35).

«Видимо, действительно, ему не хватило места среди нормально живущих людей: создавал на миллионы и дарил всему человечеству свой талант, а умер в нищете», - с грустью и сожалением вспоминает Дина Бударина.(Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru)

Владимир Феофанович Капелько – легендарная фигура художественной, исследовательской, научной жизни Хакасии второй половины прошлого века. Его стихи и картины, вся его жизнь и работа – это свидетельство того, что человек призван быть уникальным.

Он был уникальным художником, уникальным поэтом, изобрел уникальный метод копирования наскальных рисунков, чтобы спасти хотя бы в отпечатках это древнее наследие, при всем этом, он был уникально естественным человеком. В наши времена подобные люди, абсолютно лишенные каких-либо, даже бессознательных склонностей к фальши, представляют собой огромную редкость.

Он был живым человеком и жизнелюбцем. Его влекло к красоте, и он умел ее преподнести людям. Владимир Феофанович талантливо прожил жизнь и внес огромный вклад в науку, искусство, в народное творчество. Он как свет далекой звезды, мерцает, согревает душу.

«Все лучшее, что может человек отдать этому миру, увидеть в этом мире, осуществить и осуществиться, Вам, удалось в высшей мере.

Низкий поклон Вам, дорогой Владимир Феофанович. Я посвящаю Вам свое стихотворение:

В. Ф. Капелько посвящается.

Ты ушел, но труд остался с нами.
Мы постараемся хранить его веками.
И нам по силам все задумки воплотить.
Ты будешь уважать нас и любить.
Ты знай, найдется человек, который
Сможет сохранить твой труд на сотни лет.
И совершит он лишь благи деянья,
Он сохранит все достоянья,
Он сможет достучаться до небес
И о тебе узнает сам «Рамзес».
Ты знай, что мир не без людей!
Тебя услышат, о тебе узнают,
Ты только верь!
Куцак Т. В.

Таким я запомнила Владимира Феофановича Капелько.

Таким он навсегда останется в моем сердце.

Чтобы воплотить мечту Владимира Феофановича о создании музея, я хочу продолжить обучение на факультете «Музейного дела и охраны памятников» в Санкт – Петербургском государственном университете культуры и искусств», в дальнейшем быть помощницей Эре Антоновне в сохранении и использовании культурного наследия Капели, создать музей искусств и народного творчества Сибири на территории республики Хакасия» (Куцак Т.В.).

Мы были восхищены творчеством Владимира Феофановича, его талантом, необыкновенным упорством, трудолюбием и преданностью своему труду и творчеству и разработали проект по сохранению и использованию творческого наследия Заслуженного художника России В. Ф. Капелько.

Проект по сохранению и использованию творческого наследия Заслуженного художника России В. Ф. Капелько:

- создать Музей искусств и народного творчества Сибири на территории республики, активно использовать его для туризма с целью знакомства с культурным наследием Хакасии;
- заинтересовать деловых, предприимчивых людей, которые бы захотели оказать помощь в развитии Музея искусств;
- увековечить память о первом в Республике Хакасия Заслуженном художнике России, снабдив мемориальной доской здание мастерской, где работал Владимир Феофанович многие годы;
- оформить постоянную экспозицию, посвященную В. Ф. Капелько
в Хакасском республиканском краеведческом музее (ХРКМ) города Абакана;
- привлекать школьников, студентов, взрослое население для того, чтобы проводить встречи с Творцом Вечного и Прекрасного;
- проводить в ХРКМ классные часы, встречи, внеклассные мероприятия, посвященные выдающемуся, одаренному человеку – В.Ф. Капелько;
- организовывать как можно больше передвижных выставок в Хакасии, посвященных этому необыкновенному человеку;
- печатать книги, альбомы, проспекты, буклеты для широкого круга читателей, знакомя их с Владимиром Феофановичем Капелько, который внес огромный вклад в развитие мировой археологии, живописи, этнографии;
- как можно больше публиковать сведений об интересных, творческих людях в средства массовой информации.

Разработанные нами мероприятия могут способствовать сохранению и использованию творческого наследия Заслуженного художника России В. Ф. Капелько.

4. Список использованной литературы:

1. Алимова Л. Последний Дон Кихот. Памяти Владимира Феофановича Капелько // Аргументы успеха. 29 ноября 2000.
2. Антипина С. Люблю свой город, как родительский дом // Абакан. 16 января 2002.
3. Ахпащева Н. Дело о неудобном наследстве // Взгляд. 22 февраля 2001.
4. Ахпашева Н. Щедрость таланта // Вестник Хакасии. 22 – 29 февраля 1996.
5. Бахман О. Доброе тепло Капели // Хакасия. 7 ноября 2003.
6. Бацанова И. Музей Капели может превратить Хакасию в Мекку // Аргументы успеха. 20 – 26 декабря 2001.
7. Бацанова И. Океан отчаянья – море надежды // Хакасия. 25 сентября 2002.
8. Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько // Золотое сечение. Эрмитаж. Санкт – Петербург. № 1, 2006. с.3.
9. Богданович К. Люди Красного Яра. Красноярское книжное издательство. 1977.
10. Васильева Л. Транзит в другую жизнь // Абакан. 18 января 2002.
11. Вестина Т. В каждой «капели» - сказка // Томский вестник. 9 января 2001.
12. Дмитриева В. «Леший с глазами младенца» рисует женщин // Абакан. 10 августа 1993.
13. Дроздов Н. Ректор КГПУ. Доктор исторических наук. Профессор, депутат Законодательного собрания Красноярского края. Заика А., заведующий археологическим музеем КГПУ, кандидат исторических наук. Музей Капели – народное достояние // Хакасия. 10 декабря 2005.
14. Золотухин А. член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник России, Ефимовский А. директор художественного музея имени В. И. Сурикова, Дроздов Н. доктор исторических наук, профессор, ректор Красноярского госуниверситета. Сохранить творческое наследие художника В. Капелько // Хакасия. 7 апреля 2001.
15. Зыкова Т. Друзья его звали Капелей // Надежда. Минусинск. 27 сентября 2002.
16. Искусство Сибири и Дальнего Востока. Альбом. Живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство. Ленинград. 1984.
17. Кайманова Л. Капелько никому не заменить // Хакасия. 11 апреля 2001.
18. Капелько В. Ф. Всеземная картинная галерея // Хакасия 26 апреля 2007.
19. Капелько В. Ф. Вы с нами, звери, птицы, люди // Советская Хакасия. 19 июня 1987.
20. Капелько В. Ф. Связь поколений // Советская Хакасия. 25, 27 июня 1986.
21. Капелько В. Ф. Традиции создает история. Продолжаем тему, каким быть музею изобразительных искусств // Советская Хакасия. 6 января 1989.
22. Капелько В. Ф. Эстампажный метод копирования петроглифов. Открытие и разработка метода // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Сборник научных трудов Института истории, филологии, философии Сибирского отделения Академии наук СССР. Новосибирск. 1986. с. 105.
23. Капелько В. Ф. Эхо веков // Хакасия. 1988.
24. Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998.
25. Капелько В. Ф., Леонтьев Н. В. Изваяния Окуневской культуры. Берлин. 2002.
26. Капелько В. Ф., Леонтьев Н. В., Есин Ю. Н. Изваяния и стелы Окуневской культуры. 2005.
27. Кобец Е. Владимир Капелько: «Я не клевый» // Хакасия. 3 ноября 1999.
28. Кобец Е. Все будет хорошо // Хакасия. 14 февраля 1996.
29. Корнеева Т. Вся жизнь игра // Черногорский рабочий. 2 сентября 1993.
30. Кызласова А., Тугужекова В. Писатели и Художники Хакасии. Абакан. 1997.
31. Кызласов Л. Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. Москва. Наука. 1980.
32. Ларина Л. Древние лики Сибири // Советская Хакасия. 1 января 1991.
33. Мастера кисти и резца. Красноярск, 1986.
34. Мир признал сибирские шедевры // Красноярский рабочий. 16 февраля 1993.
35. Михайлова Ж. Море надежды тонет в океане отчаянья // Хакасия. 10 декабря 2005.
36. Михайловская С. Я тепло своих рук дарю // Регион. 17 мая 1996.
37. Мишина Л. О женщине, о жизни, о любви… // Хакасия. 3 июля 2002.
38. Недведская Н. Природа и женщины по Капелько // Хакасия. 8 марта 1994.
39. Образцов С. Сибирское искусство. Альбом. Живопись, графика, скульптура. Красноярск, 2006.
40. Образцов С. Сибирское искусство. Альбом. Живопись, графика, скульптура. Красноярск, 2002.
41. Пермякова А. Глаза художника не умеют лгать // Сельская правда. 14 августа 2003.
42. Петренко Л. Владимир Капелько // Столбист. Красноярск. № 35, 2001.
43. Пряткина А. Вечно спешащий жить // Хакасия. 15 июня 2005.
44. Русаков Э. Здравствуй, Капеля, Свободный, как ветер… // Красноярский рабочий. 29 июня 2006.
45. Рябеченков Н. Я хочу нарисовать Вам // Хакасия. 24 декабря 1987.
46. Рябеченков Н. История одной картины // Сибирский промысел. № 3, 1993, с.134.
47. Рябеченков Н. Каждый пишет, как он дышит // Красноярский комсомолец. 8 декабря 1987.
48. Севастьянова Э. А. Древнее искусство Хакасии. Абакан. 1997.
49. Севастьянова Э. А. Крик души // Хакасия. 5 апреля 2005.
50. Седых О. И вливаются безумными ручьями эти краски прямо в кровь мою // Красноярский комсомолец. 4 апреля 1996.
51. Семенов Е. Свет на полотне – свет настроения // Абакан. 20 февраля 1996.
52. Сидоров В. Капеля никому не нужен? // Шанс. 27 июня – 3 июля 2002.
53. Солбанах Т. Кемдiр ол «Капеля» // Хакас чирi. 27 февраля 1996.
54. Стрепетова Г. Ну что же вы, люди, берите! // Ратники отечества. 27 июня 2002.
55. Стрепетова Г. Я буду стучаться // Ратники отечества. 1 января 2003.
56. Такпешев А., Пискунова Т., Растащенова Л. Республика Хакасия. Фотоинформационное издание. Г. Абакан. 2001.
57. Терентьев А. Первая «загугулина» о Капеле. Посвящается его детям и внукам // Хакасия. 26 сентября 2006.
58. Тропина Л. Да будет чудо! // Хакасия. 26 июня 1993.
59. Угдыжекова Л. Свободный - как ветер, свободный – как бог… // Хакасия. 9 декабря 2000.
60. Угольков Ю. Печальный странник // Красноярский рабочий. 6 апреля 1996.
61. Федотов С. Жизнь – искусство // Автодорожная транспортная газета. Еженедельник предприятий транспортного комплекса Красноярского края. 18 – 24 июля 1997.
62. Феоктистова Т. Н. К истории становления музеев в Хакасии. Абакан. Хакасское книжное издательство. 2006. с. 99.
63. Ховратович Б., кандидат педагогических наук, доцент Абаканского пединститута. Картинная галерея в Абакане // Советская Хакасия. 17 мая 1989.
64. Художники Красноярского края. Альбом. Живопись, график, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Москва. 1991.
65. Художники Красноярской организации СХ РСФСР. Справочник. Москва. 1991.
66. Чагин В. В. Три века. Триста лет вхождения Хакасии в состав России. «Платина»: Красноярск. 2007.
67. Чебодаева М. П. Художники Хакасии: Библиографический справочник. Абакан. Стержень. 2002. с. 112.
68. Шахматный вестник. Москва. 1992.
69. Шедевры мастеров // Хакасия. 12 февраля 1993.
70. Шер Я. А. Владимир Капелько // Вестник Сибирской Ассоциации Исследователей первобытного искусства. № 3, 2000.
71. Шумская Л. В., Миссинг О. И. Минусинские художники. Абакан. 2007.

Интернет-ресурсы: www.Kapelya.Khakasia.ru

Благодарим своего учителя географии и краеведения, классного руководителя Коп Татьяну Васильевну за помощь в написании исследовательской работы, а также Севастьянову Эру Антоновну - вдову художника В. Ф. Капелько за предоставленные материалы из семейного архива.

Приложения

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»