МОУ. «Кононовская средняя
Общеобразовательная школа».
Исполнитель: Мамадалеев Д.К.
Руководитель: Калислямова Т. П.
Кононово 2007г.
Я хочу написать о своей родной деревне, которая находится на берегу великой реки Енисей. И о том какую роль Енисей сыграл в жизни моих любимых Родителей.
Для начала я хочу рассказать немного истории о своей деревне.
1659г. В прикрасноярье появилась еще одна деревня – Кононово, основанная красноярским казаком Кононом Севастьяновым. Об основателях деревни и дате строительства первого дома доподлинно известно из документов.
240 лет деревня почти не росла, состояла максимум из 20 домов.
1900г. Прибыли ходоки из Могилевской губернии. Места понравились, но все пашни и сенокосы поблизости были запущены.
Пришлось распахивать земли в 20 верстах от Енисея.
К 1910г деревня выросла вдвое.
1914- 1918г. Первая мировая война. Во время войны все производство и стройка были приостановлены.
1929г. Практически все семьи вступили в колхоз «Герой труда», первым председателем которого был Завиркин Константин Михайлович. Колхоз был самым дружным из всех в районе, никого не раскулачивали, несмотря на нажим сверху.
1932г – уже 2-ой год в Вост. Сибири засуха губила урожай, а тут еще в конце октября грянул сильный мороз, поплыла густая шуга по Енисею, стало ясно, что до Красноярска пароходы не дойдут, тогда–то и приняли решение встать на зимовку около острова «Заячий» в 2км выше деревушки Кононово. Зимовка прошла успешно, очень помогли речникам местные жители, приютившие их на квартирах. Зимой и весной местные жители помогали выморозке судов, отмыли каюты. И весной 33года все суда покинули «бухту» Кононово.
1935г. Вновь вспомнили о Кононово, потому как лучшего места для отстоя судов не было. И речники стали осваивать берег и затон п. Кононово.
Построили школу.
Школа в районе всегда была в числе первых, будь то успеваемость, спорт. Соревнования, другие мероприятия.
Детский сад и ясли построены в те годы, аптека, библиотека, столовая – лучшая в районе, доступно и очень вкусно всегда можно было пообедать поужинать.
Жилые дома вырастали в улицы. Строили их не только столяры и плотники, но зимой и бригады капитанов и штурманов занимались строительством.
Никто не бедствовал, все работали.
Пункт отстоя судов в Кононово образовался в 1953году. До 1958года здесь базировался флот предприятий «Союззолото», потом «Енисейзолото».
Флот состоял из колесных и винтовых пароходов, газоходов и небольших 100-тонных барж.
1958г. Кононовский затон и мастерские были переданы Енисейскому Речному Пароходству, и на их основе была создана Кононовская РЭБ флота. Стал пополняться флот. Сначала это были 150-сильные теплоходы проекта 522, Т-63, 861А-МБВ, потом 500-сильные пароходы, теплоходы проекта 732- «Столетов», «Ушаков» и другие пассажирские суда ВТ-1, ВТ-2, ВТ-72, ВТ-74. Флот приписанный на хозтехобслуживание Кононовсой РЭБ работал на Ангаре, до Кежмы и выше водили суда наши капитаны.
1964 г. В Кононово были переданы сухогрузные суда «Хакасия», «Россия». Вскоре РЭБ пополнили девятью сухогрузными судами типа ГТ-600 и двумя СТ-700.
На фото: МБВ-183 на берегу Кононовского затона реки Енисей.
На палубе сидит
штурман Помазкин Н. этого теплохода,
а капитаном был Руссу Харлам Дмитриевич.
Кроме технической эксплуатации и ремонта флота, в Кононово было организованно судостроение нефтеналивного несамоходного флота, сборка сухогрузных барж, дебаркадеров проекта Р-70, которые становились на пристанях от Атаманово до Туруханска.
Кононовская РЭБ флота всегда отличалась качественным ремонтом и точным, своевременным выходом судов в навигацию. Хорошо работали специалисты береговых служб и плавсостава. Среди них работали мастера – судокорпускники: В. Г. Тёмных, А. п. Осетров, Ю. В. Щадрин, групповые механики: П. В. Горегляд, И. Е. Староватых, капитаны Г. И. Погодский, А. В. Кельнер, А. С. Микуть, В. А. Лемешев и многие другие.
Среди них работал мой отец выпускник Красноярского речного училища Мамадалеев Кябир Амирович.
Такая фотография выдавалась каждому выпускнику КРУ.
На этом снимке мой отец Мамадалеев К. А.
Родился он в 1957году, 19 декабря, в городе Барыше. В 7 лет переехали к тёте в Краснодар, прожили там зиму затем и переехали в п. Мокроус. Там он проучился до второго класса. Зимой 1966г переехали в Ачинск. В этом же году переехали в п.Суриково. Там проучился до конца школы. У него есть младшие брат и сестричка. Брата зовут Андрей, а сестричку Марина. Отец у него ушел от его матери еще до его рождения. Отца он ни разу не видел.
Учился хорошо. Любил играть в волейбол, участвовал в соревнованиях. Его команда часто занимала призовые места. Несколько раз ездил на соревнования по лыжному кроссу, занимал призовые места. Точно какие места - не помнит.
В детстве мечтал стать пожарником. Когда все его друзья мечтали быть космонавтами. Потом захотел быть лётчиком.
После окончания восьми классов в месте с друзьями пошел учиться в Красноярское речное училище. Там тоже старался везде участвовать. Играл в волейбол за команду училища на 3 и 4 курсе.
После третьего курса на практике получил за хорошую работу наручные часы. И окончил училище хорошистом!
На фото: Отец на практике. Моет палубу, на теплоходе Ангара.
После окончания КРУ в 1977г отца направили в Кононовскую РЭБ. Его поставили третьим штурманом на пароход «Ангара 24». На «Ангаре 24» он повысился до второго штурмана. Получил благодарность за хорошую работу.
Осенью 1978г его забрали в армию. Направили служить во Владивосток. Где служил по профессии «моторист электрик». на базе военно-морского флота.
На фото: Причал во Владивостоке, где служил отец. Сфотографировано с палубы
теплохода, на котором он служил.
После армии он опять вернулся в Кононово. с 1982 по1986 год. Работал первым штурманом на «Ангаре 52» капитаном был Зеликов П. С.
Сфотографировано с рубки «Ангара 24». На подходе к Бурмакинскому перекату.
На фото: Отец в рубке сухогрузного теплохода.
1987г. Отец повысился до капитана и поставили на «Ангару 24»
Работали в основном на реке Ангара. Водили плоты с деревом. Перевозили
сухогрузные баржи с разными грузами. Водили нефтянки…
1992 переведен капитаном «Ангара 48».
1994-1995г. При последнем рейсе на приток реки Енисей «Нижняя тунгуска» Пришлось остаться теплоходам на зимовку из-за резкого спада воды на реке и наступивших морозов. Зимовка людей заключалась в том, что они вымораживали теплоходы изо льда для того чтобы весною когда тронется река льдами не раздавило теплоходы. В этой великой зимовке так же зазимовал и мой отец.
1998 году. Отец стал капитаном «Ангара 66». Но навигацию так и не закончили так как, начался распад Кононовской РЭБ.
С момента распада Кононовской РЭБ много рабочих остались без работы так же, без работы остался отец… Отец был востребованный рабочий, профессионал своего дела. Поэтому к нему приехал капитан наставник Торопов Сергей Георгиевич с предложением рабочего места в «ЗАО Полюс» капитаном на теплоход «ангара 34»
1999г. Поступил работать в золотодобывающую компанию «ЗАО. ПОЛЮС» капитаном «Ангара 34», где работает уже девять лет.
Каждый год получает благодарности и премии за хорошую работу.
на фото: Отец в качестве капитана на «Ангаре 34»
В 1982 в ряды рабочих Кононовской РЭБ встала и моя мама Курилко Фаина Николаевна.
На фото: моя любимая мама на палубе теплохода «МБВ -191»
Родилась мама в 1962г 19 апреля, в д. Подпорог, которая находится на реке «Кан». В семь лет пошла в школу. Проучилась два класса. При распаде Усть-канского «леспромхоза» были закрыты школа, магазины, отключено электричество. В связи с этими обстоятельствами в 1971г родители отправили детей в Кононовскую среднюю школу в интернат. Через год и переехала в Кононово её мама, моя любимая бабушка Гузанова Мария Александровна, которая так же потом посвятила три года работе на флоте. В 1977г мама закончила восемь классов и поступила в Красноярское СГПТУ №31.
На фото: Однокурсники и мама в СГПТУ № 31
Мама участвовала в различных соревнованиях по волейболу, и олимпиаде «Учеба, труд и отдых», где зарабатывали призовые места и были награждены памятными подарками.
На фото: мамина команда на олимпиаде «Учеба, труд и отдых»
Закончила десятилетнее образование в училище в 1980г. приобретя профессию
«Токарь 3разряда». Выбранная профессия ей очень нравилась.
Началась взрослая жизнь!!! Направили работать по профессии на завод «Сибтяжмаш».
Через год уволилась и переехала в Кононово, где пообещал директор Кононовской РЭБ Стеблицкий А. М. предоставить место токаря, но почему-то не предоставил. Возвращаться в город не захотела и поступила мама на работу в Кононовскую линейную больницу санитаркой раздатчицей в столовую, проработала год и ей была объявлена благодарность с занесением в личное дело за хорошую и добросовестную работу.
На фото: Моя мамочка у дверей Кононовской линейной больницы.
По семейным обстоятельствам в 1982 году пошла работать на флот Кононовской РЭБ
Была поставлена поваром на теплоход «МБВ-191» капитаном, которого был Статкевич Анатолий Иванович.
В1985 году была переведена поваром на теплоход «ГТ-11». Капитан на судне был Погодский Геннадий Иванович. Была награждена денежной премией и её фамилию поместили на доску почета в сельском клубе.
В 1987 году переведена рулевым – мотористом на теплоход «Ангара 24» Капитаном, которого был Мамадалеев Кябир Амирович мой отец.
На фото: «Ангара 24» на которой работали мои родители. А ребенок, который сидит
на брезенте наш средний брат, который к глубокому сожалению умер маленьким.
1991г была отблагодарена производством за хорошую работу с занесением в личное дело.
1995г по семейным обстоятельствам осталась на берегу и переведена сторожем Кононовской РЭБ.
В начале 1998года была отблагодарена за хорошую работу, а в конце 1998года уволена по сокращению штатов производства.
Будучи безработная, всё равно старается находить хотя бы временную работу.
Вся беда (не только у моей любимой мамы, но и у многих жителей нашего посёлка) в том, что частные работодатели не принимают на работу по трудовой и платят очень маленькую заработную плату так называемую «зарплата в конвертиках» таким образом, скрываясь от налогов государству.
В данный момент я стою на пороге выбора своей будущей профессии.
Раньше я хотел, как отец пойти в КРУ и работать на флоте. Сейчас я уже не особо хочу работать на флоте, потому что практически всем флотом управляют частники. И это не радует. Будут ли в будущем возвращаться государственные предприятия на флот? Никому не известно…
Поэтому я решил получить высшее образование и пойти работать только в государственные предприятия. Жаль, что, на мой взгляд, пропала перспектива работать на такой великой реке Енисей.
1. книга Ивана Булавы « Енисей река жизни»
2. Интервью с моим папой Мамадалеевым Кябиром Амировичем.
3. Интервью с моей мамой Курилко Фаиной Николаевной.
4. Мои рассуждения.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»