Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Во спасение. (Поляки на Енисее)


Выполнила: Подлесоцкая Олеся, ученица 7 «Б» класса МОУ СОШ №3 г.Енисейск

Руководитель:
Жичинская Ольга Владимировна, учитель истории МОУ СОШ №3

Енисейск
2008г

Сибирь, называемая также в ХIХ в. тюрьмой без решеток, в ХХ в. стала для поляков вновь местом ссылок. Ничего удивительного, что только одно название «Сибирь» вызывает у поляков ощущения, связанные с мученичеством польского народа.

В городе Енисейске, на протяжении всей его истории, побывало много ссыльных, неугодных властям людей, которые оставили свой след в истории города.

В нашем городе существуют различные культурно–национальные общества, в том числе и общество потомков польских. Я и руководитель работы являемся потомками поляков, когда-то сосланных в Енисейск. Поэтому польская тема в истории города Енисейска для нас актуальна. Жичинская Ольга Владимировна- руководитель работы и Лысаковская Марина Альбертовна - председатель «Полонии Енисейска» не раз участвовали в межрегиональной научно-практической конференции «Поляки на Енисее», проводимой на базе Красноярского культурно-исторического музейного комплекса Красноярской региональной национально-культурной автономией «Дом Польский». Особый интерес у организаторов конференции вызывает тема польской ссылки1940 -1950гг - это и обусловило выбор изучения данной проблемы. Сейчас мы составляем родословные наших родов и занимаемся изысканием документальных свидетельств о том, каким образом и когда наши предки оказались на сибирской земле и почему они остались здесь, а не вернулись на Родину как герой нашего исследования.

Итак, целью нашей исследовательской работы является: исследование польской ссылки в Красноярском крае 1940-1950-х годов на примере спецпереселенца –поляка Марьяна Карловича Сторожа.

Предметом исследования является -судьба Марьяна Карловича Сторожа.

План

1. Политссыльный - поляк по происхождению.
2. Работа на енисейском хлебозаводе.
3. Знакомство с Лидией
4. Возвращение на Родину.
5. Судьба семьи Сторож в Польше.

Колонизация поляков в Сибири насчитывает более 400 лет. Старинные хроники пишут о поляках, принимавших участие в сибирской колонизации основание Красноярска, например, тесно связано с именем польского шляхтича Андрея Дубенского.

Сибирские семьи Поляковых, Ляховых или Литвиновых появлялись несколько веков назад под средством межэтнических браков. Естественно, что большая часть поляков, взятых в плен, могла вернуться из Сибири, но все-таки немало осталось на сибирской земле. Поэтому с уверенностью можно сказать, что многие сибиряки имеют частицу польской крови, хотя часто семейная традиция об этом умалчивает. Дела минувших лет из тех далеких времен, как XVIIв. и XVIIIв. стерлись из человеческой памяти. И лишь в архивах остались не многочисленные свидетельства тех далеких событий.

Нам удалось поработать со списками политических ссыльных (поляков) в Анциферовской области Енисейской губернии и состоящих под надзором полиции за 1866 год. Среди политических ссыльных мы встречаем фамилии Михаил Маевкий, Юзеф Осташевский, Альфред Васневский, Юлиан Мазавецкий, Владислав Чернявский, Карл Зелинский, Матвей Малиновский. Здесь же рукой полицейских сделаны пометки: откуда происходит данный человек, где отбывал ссылку ранее, черты характера, и даже поведение («Вел себя весьма хорошо», «Вел себя предосудительно»). Вот что нам, например, удалось прочитать с помощью лупы на пожелтевших от времени листах, красивым каллиграфическим, но едва разборчивым подчерком записано: «Альфред Васневский из австрийских подданных по его показанию из Галицких, дворянин, росту 2 аршина, 2 ½ вершка, волосы брови темно-русые, нос, рот, подбородок – обыкновенные. За участие в польском мятеже,…с Кракова сослан в Сибирь. Поселение октября 1864г д. Комарово, портной, отдан на поручительство Енисейскому… Кобычеву» (многоточие – неразборчивые затертые слова)

Польская ссылка в Сибирь имеет периодизацию (Алавердян Л.И.):

  1. 1 период: с начала ХVII в до вмешательства Петра 1 в 1715-1724гг во внутренние дела Речи Посполитой.
  2. 2 период: с Барской конференции 1768года до 1825 года (включены три раздела Польши (1772г., 1775г., 1795 г.))
  3. 3 период: борьба польского народа за независимость в XIX в Массовые репрессии с отнятых земель. Ссылка патриотов на Дальний Восток, в Сибирь в 1861,1864г. Сопротивление в ссылке. Возможность образования автономии в Сибири.
  4. 4 период: Столыпинские реформы, насильственные и «добровольные»переселения из западных губерний в Сибирь, беженцы Первой Мировой войны, ссыльные военнопленные, ссыльные социал-демократы, революционеры и др. категории перемещенных лиц в период с 1890-1918 годы.
  5. 5 период: репрессии поляков по национальному признаку, в частности граждан РСФСР, СССР, заключенных в ГУЛАГ, и на поселения (1920-1965гг).

Наша же работа относиться к последнему периоду ссылки поляков в Сибирь - это период 40-50 –е годов ХХ века, когда в Красноярский край хлынула очередная волна спецпереселенцев: немцев, латышей поляков.

Из материалов специальных фондов Государственного архива Красноярского края известно, что депортированные поляки проживали в 40 районах края (в том числе и в Енисейске). Их численность составляла от 15 до 25 тысяч человек по разным источникам. Депортированные были на положении ссыльных, на местах за ними осуществлялся надзор органов НКВД, где они брались на учет и направлялись на тяжелые работы в шахты колхозы, леспромхозы на лесосплав.

Герой нашего исследования жил и работал в послевоенный период на енисейском хлебозаводе вместе с другими военнопленными , отбывая ссылку в той самой далекой Сибири.

Марьян Карлович Сторож (1920 г.р.)– как это поляк попал в Енисейск, сегодня никто не знает.

В начале 50-х годов он ходил пешком из района улиц Тамарова и Перенсона на работу – енисейский хлебозавод. А еще основной его маршрут – на отметку в комендатуру НКВД, поскольку был политссыльным.

Нам удалось найти несколько человек , которые его помнят, несмотря на прошедшие полвека. Каково же было их удивление и – (что скрывать!) наше. Мы удивлялись, что отзывы о Марьяне Карловиче совпадают по степени превосходства.

Его коллега – Людмила Георгиевна Стыжных рассказала, какой он был основательный, эрудированный, спокойный, аккуратный. «Придет - говорит- сядет на корточки, слушает внимательно собеседника, а потом и сам вступает в разговор на любую тему. Работы не боялся. Подозрительных знакомств не водил. Его очень уважали в коллективе». Людмила Георгиевна и предоставила нам общую фотографию работников хлебозавода той поры, где, к сожалению, Марьян Карлович просматривается слабо: средний ряд – крайний справа (ксерокопия).

А работа у него была ответственной. В подчинении находились 25 человек (3 смены). Он следил за трудовой дисциплиной, контролировал отпуск продуктов со склада и выпечку хлеба. Хлебозавод был деревянным, маломощным. Топили его дровами. Пока не появились тестомесильные машины, всю работу делали вручную. Но - боже мой! - как нуждался в его продукции наш маленький изголодавшийся за войну городок!

Да ведь и сами ссыльные были чрезмерно стройны из-за хронического недоедания. Следует учесть, что на втором этаже одного из жилых помещений хлебозавода жили пленные «власовцы», которые строили енисейский аэропорт и улицу Чкалова. Это были разные люди, и отношения соседей тоже разные.

У нас есть приблизительная схема внутреннего расположения в старом здании, составленная со слов Елены Степановны Скурихиной (Мишаневой), тоже бывшей работницы хлебозавода. Она же рассказала, что при хлебозаводе была ферма и огород, на котором выращивали овощи на зиму, причем занимались этим нелегким, но ответственным делом подростки. На ферме было 90 голов свиней, 2 коровы, а также кони. В конце войны директором была Козулина , так вот, по ее распоряжению всех работников (а среди них были и подростки) кормили мясной похлебкой с овощами. Так спасали людей, и может быть, Марьян выжил, спасся, только благодаря счастливой возможности работать на хлебозаводе.

Воду в ту пору подвозили на лошадях в железных бочках из Енисея , доставали ее ведром, на палке приколоченным. Видел ли он такое у себя в Польше? Что думал, когда поневоле стал сибиряком? Наверное, что не сумеет вернуться на Родину, где его отец был владельцем электростанции, где жили его мама, два брата и сестра.

Пан Марьян неплохо говорил по- русски. И при всей его обходительности, изредка, если сердился, ругался : «мать родная..»

А его истинная Матка все эти годы продолжала искать его через «Красный Крест».

Но вернемся в Енисейск 50-х годов. Я никогда не знала, что есть такое слово дежа (по словарю С. Ожегова – на хлебозаводах: большой металлический сосуд, в котором замешивают тесто). Правда, моя собеседница называла это деж, говорила, что он размером примерно с комнату -так вот в него клали 2 куля муки (каждый по 70 кг), 1 ведро дрожжей, причем, дрожжи варили сами, потом добавляли воду и соль. Пока тесто подходило, в 3 часа ночи поднимали девчат (подростков), они к началу рабочего дня должны были «выблестить цеха», потому что уже и в те годы часто проверяли из СЭС.

Незамужняя Леночка Скурихина была сноровистой и шустрой, буквально «летала по помещениям – тесто на весах навесить, на нары поместить, в печь поставить формы, затем готовую продукцию смазать сладкой водой, сложить на стеллажи или в вагонетки после остывания ».

И совершенно не ошиблась девушка, когда стала замечать, что за ее старшей сестрой Лидией ухаживает пан Сторож. А вскоре это стало понятно и для всего коллектива хлебозавода. Лидия – немногословная, серьезная , с хорошенькой фигуркой работала бригадиром (на фотографии 1948 года она в верхнем ряду крайняя слева). О чем могли говорить влюбленные? У каждого в судьбе были отметины, наверняка, в первую очередь этим и делились. Лидия (крещенная Улитой, 1930 года рождения, уроженка старинного села Ялань в 30-ти километрах от Енисейска) тоже пережила тюремное наказание за побег из ФЗО. А ей было интересно в сотый раз слушать – какая же она далекая Польша?

Их любовь крепла. Марьян легко вошел в семью Скурихиных. Его и там все ценили. За характер мягкий, услужливый, за умение справляться с любыми бытовыми заботами, за чуткое отношение ко всем, к жене в первую очередь. Он очень мечтал о ребенке. А тут как раз начались в СССР известные перемены и встал вопрос о возможном возвращении. Марьян Карлович был в смятении. Лидия уже носила под сердцем его дитя. Решающим стало письмо мамы пана Сторожа - она звала их к себе (для них был готов родительский дом), и все мечтали о встрече. Уезжать надо было через Красноярск. И отважная Лидия собрала вещи, попрощалась с близкими. Она ехала знакомиться с далекими родственниками.

Их первенец - Чеслав – родился здоровеньким уже в Польше в 1956 году. Слышали бы вы отзыв тети: «ну, просто картина!» Отец все время его «кохал», будучи человеком чрезмерно семейным. Возвратившиеся некоторое время жили у родных, а потом им, как семье репрессированного, дали 3 –х комнатную квартиру (105 квадратных метров ) в самом Отмухове. Марьян Карлович дополнительно учился на Родине и работал там впоследствии в должности, равной примерно начальнику жилконторы. Лидия работала контролером ОТК на кондитерской фабрике.

Родилась в семье доченька Алиция (на фотографии все они вместе в 1959г.). До свадьбы своих детей пан Сторож не дожил.

Лидия же приезжала за этот период в Енисейск дважды – до и после того, как овдовела.

Горю ее не было, казалось, предела. И она осталось в Польше, где, по ее признанию, была счастлива.

В 1976 году Елена Степановна Мишанева воспользовалась приглашением. И убедилась лично еще раз, что совсем по- другому живет Лидия в окружении родных, друзей (там она нашла русских) и вообще остальных поляков. Чеслав закончил институт, работал инженером, купил и обустроил квартиру - он все хорошее перенял от отца. Аля закончила педагогический, работала заведующей детским садиком. В ту пору жив еще был младший брат Марьяна (Елена Степановна к сожалению его имени не вспомнила), тоже человек состоятельный, ему достался отцов дом. Все вместе они ездили отдыхать на границу с Чехословакией, где чудесный природный ландшафт.

«Знаете, что меня поразило? – спросила Елена Степановна в долгой волнительной нашей беседе.- Там у них в Польше принято ходить вечером на кладбище, зажигать свечи. Многие идут. Алька наша носила цветы и свечи отцу на могилу каждый вечер. И долго повсюду видны эти яркие огоньки – знак поминовения и нашей памяти».

И видится за ними: далекий- далекий город Енисейск в Русской Сибири, по-своему уникальный, где Матерь Божья спасала Марьяна там, за стенами деревянного хлебозавода. Он должен был вернуться домой!

ВЫВОДЫ:

1. Енисейск – это сибирский провинциальный город, о котором можно сказать «Все побывали здесь». В енисейской ссылке побывали люди со всех уголков Европы в том числе и поляки.

2. Тяжелые условия наряду с суровым климатом способствовали единению людей, которые совместно узнавали и осваивали Сибирь. Енисейцы помогали выжить спецпереселенцам, ссыльные несмотря на суровые условия труда смогли выжить и сохранить чувство собственного достоинства.

3. Сибирь исключительна с точки зрения истории, многонациональности и многокультурности. Ссыльные поляки не только внесли определенный вклад в развитие Сибири, ее культуры, но и связывали свою судьбу с местным населением, через заключение смешанных браков.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. «Поляки в Приенисейском крае» сборник материалов межрегиональных научно-практических конференций и семинаров 2003-2004 гг. Абакан, 2005г
2. «Поляки на Енисее» сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Дом Польский» г. Красноярск, 2005 г.
3. Алавердян Л.И.«Из отчета о работе в архивах города Красноярска по теме «Польская Ссылка» Абакан, 2005 г.
4. Кучинский А. «Поляки в Сибири» Абакан, 2005г
5. Именной список политических ссыльных (поляков) находящихся в Енисейской губернии за 1866г. Енисейский архив.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Пан Сторож М.К


1948г. 10 октября. Лидия с учащимися ФЗО.


1958г 20 июня. Польша


1959 г 4 декабря. Семья Сторож с детьми Чеславом и Алицией


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»