Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ (на примере города Ачинска)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

Выполнил:
Просин Анатолий Сергеевич
10 класс ”А”, МОУ “СОШ №16” г.Ачинск

Руководитель:
Крестобинцева Оксана Николаевна
учитель истории

г. Ачинск 2008

Оглавление

Введение

Глава 1.Должность Уполномоченного по правам человека
1.1.История возникновения должности Уполномоченного по правам человека в РФ, статус
1.2.Порядок назначения, аппарат и функции Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 2.Уполномоченный по правам человека в городе Ачинске – Зырянов Михаил Егорович
2.1.Биография
2.2.Из воспоминаний
2.3.Функции, порядок назначения Уполномоченного по правам человека в городе Ачинске
2.4.Интервью с Зыряновым М.Е. (по материалам местных СМИ)
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Введение

Учеными и общественностью активно обсуждается проблема формирования правового государства в современной России. Утверждаются идеалы, принципы, концепции, обсуждается соблюдение общепризнанных демократических прав и свобод граждан и реальность их судебной защиты. В Российской Конституции глава 2 (Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), полностью посвящена правам и свободам.

В настоящее время, проблемы законности приобретают особую актуальность, поскольку для реально складывающейся ситуации в стране характерны такие негативные явления как «девальвация роли закона» (Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.О. Эбзеева. М., 2000. С. 222) бездействие общеправовых принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между различными нормативными актами, наличие множества нормативно установленных федеральными, региональными и местными властями особых прав – привилегий, специальных правовых режимов разного рода правовых исключений и льгот в пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных слоёв, территорий.

История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Вступая в Совет Европы, Российская Федерация подписала перечень обязательств, среди которых есть пункт «Принять соответствующие стандартам Совета Европы законы о роли, деятельности и организации …, Управления Уполномоченного по правам человека…»

Выполняя обязательства, для преодоления правового беспредела в РФ была введена должность Уполномоченного по правам человека.  (Билл Боулинг. Вступление России в Совет Европы и защита прав человека: всерьез ли выполняются обязательства?// Российский бюллетень по правам человека. 1998. Вып.10. С.17-19)

Гипотеза: должность Уполномоченного по правам человека необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества, осуществления демократии и рациональной деятельности государственного аппарата.

Какие права есть у граждан РФ? Как их можно защитить? Кто может помочь в их защите? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы.

Целью данной работы является исследование особенностей деятельности Уполномоченного по правам человека в современной России (на примере города Ачинска).

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• Изучить историю возникновения должности Уполномоченного по правам в РФ, определить статус;
• Рассмотреть порядок назначения и функции Уполномоченного по правам человека в РФ;
• Рассказать о человеке, занимающем данную должность в городе Ачинске;
• Выявить особенности функций и порядка назначения Уполномоченного по правам человека в городе Ачинске.

Объектом исследования является защита прав человека. Предметом – деятельность Уполномоченного по правам человека в городе Ачинске.

Материалы данной работы могут быть использованы на уроках обществознания, основ регионального развития и права.

Для написания данной работы были использованы литература по праву; тексты Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека, федеральных законов и указов президента, закона края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае», положение о представителях Уполномоченного, работающих на общественных началах; автобиография и личные документы Зырянова Михаила Егоровича, его воспоминания.

Новизна данного исследования в освещении и раскрытии особенностей становления института представительства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на примере города Ачинска.

Глава 1. Должность Уполномоченного по правам человека

1.1. История возникновения должности Уполномоченного по правам в РФ, статус

В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся в 1990-1993 Конституционной комиссией, упоминание о Парламентском уполномоченном по правам человека появилось с 1991 года.

22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР по предложению Президента РСФСР Б.Н.Ельцина принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, последняя, 40-я статья, которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР» (Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра - М. НОРМА, 1997. С. 286. ). Полномочия Парламентского уполномоченного и порядок их осуществления должны были быть установлены законом. Это решение так и не было осуществлено.

Проект Конституции, обсуждавшийся с мая 1993 Конституционным совещанием и вынесенный, с некоторыми модификациями, на референдум 12 декабря 1993, содержал лишь одно упоминание об Уполномоченном по правам человека - в статье о полномочиях Государственной Думы.

Государственная Дума первого созыва назначила Уполномоченного по правам человека 17 января 1994 года в рамках пакетного соглашения, которым между думскими фракциями и группами были распределены также должности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов и Председателя Счетной палаты.

20 марта 1996 во втором чтении был принят закон с поправкой, предусматривающей утверждение списка кандидатов на должность уполномоченного двумя третями голосов. Авторы этой идеи подразумевали утверждение 300 голосами не каждой кандидатуры, а пакета взаимоприемлемых кандидатур, из которого уже простым большинством выбирается Уполномоченный. Однако в итоге поправка была сформулирована в таком виде, что 300 голосов должна набрать каждая отдельно предлагаемая кандидатура. После принятия в целом 17 апреля 1996 закон был направлен в Совет Федерации и им отклонен (основное требование сенаторов - заменить предусмотренное проектом право Уполномоченного создавать региональные представительства на право субъектов Федерации создавать у себя аналогичную должность, находящуюся на содержании регионального бюджета).

После нескольких раундов согласований закон был принят Государственной Думой 25 декабря 1996, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997, подписан Президентом 26 февраля 1997 под номером 1-фкз, опубликован в «Российской газете» и вступил в силу 4 марта 1997.

2 марта 1999 указом Президента Уполномоченный по правам человека РФ был внесен в список лиц, замещающих государственные должности, которым указом N309 от 9 апреля 1997 были установлены оклады. Оклад уполномоченного составил 6500 руб. С учетом повышения окладов в 1,5 раза с 1 сентября 1999 указом от 23 августа 1999 оклад Уполномоченного составил 9750 руб. ($350). Указом N1853 от 9 ноября 2000 все оклады повышены с 1 декабря 2000 в 1,2 раза.

На весенней сессии Государственной Думы 2003 года была предпринята попытка назначить нового уполномоченного по правам человека вместо О.О.Миронова, срок полномочий которого истек. Однако ни один кандидат не получил требуемого числа голосов.

13 февраля 2004 Уполномоченным назначен заместитель председателя партии Яблоко Владимир Петрович Лукин, кандидатура которого была предложена Думе президентом Путиным.

Должность учреждена «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами» (1-фкз, опубликован в «Российской газете» и вступил в силу 4 марта 1997. ). Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

1.2. Порядок назначения и функции Уполномоченного по правам человека в РФ

Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.

На должность уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной Думе и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.

Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:

- в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом;
- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
- ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
- в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правами юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно.

Уполномоченный утверждает структуру, численность и штатное расписание аппарата и утверждает положение о нем. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

При Уполномоченном может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Указ Президента РФ N1587 от 4 августа 1994 (Указ Президента РФ N1587 от 4 августа 1994. // Российская газета от 25августа 1994 г.), возлагающий обеспечение деятельности Уполномоченного на аппарат Комиссии по правам человека при Президенте был принят, а закона об Уполномоченном еще не было.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать

• фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;
• изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
• а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба не облагается госпошлиной.

Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

• принять ее к рассмотрению;
• разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
• передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
• отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).

Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

• обратиться в суд с заявлением;
• обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
• обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
• изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;
• обратиться в Конституционный суд с жалобой.

Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:

• при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
• в случаях, имеющих особое общественное значение
• в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня запроса. Уполномоченный обязан направлять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностное лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.

Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей деятельности (См. Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае за 2006г. // Консультант-плюс: Красноярский выпуск.) Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору . Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы.

Глава 2.Уполномоченный по правам человека в городе Ачинске – Зырянов Михаил Егорович

2.1. Биография

Зырянов Михаил Егорович (См. Приложение 1.), родился 1 января 1945 года в деревне Борцы, Ачинского района, Красноярского края. Образование высшее. Женат. Имеет двоих детей – сын и дочь, есть внучка восьми лет. Трудовую деятельность начал с 15 лет в Нагорновском совхозе. После окончания училища механизации работал трактористом, комбайнером.

С 1965 года участвовал в строительстве Назаровской ГРЭС (всесоюзная, ударная, комсомольская стройка), где работал монтажником-высотником, освоил смежные специальности газобензорезчика, газоэлектросварщика, слесаря-котельщика. Учился на вечернем отделении Назаровского энергостроительного техникума.

В 1974 году окончил Ачинский индустриально-педагогический техникум и был оставлен при нем мастером производственного обучения, заведовал кабинетом технического творчества. Работал в школе №6 учителем труда, черчения, рисования, факультативно обучал старшеклассников автоделу и вождению автомобиля.

С 1977 года работал в Ачинском пассажирском автотранспортном предприятии (АПАТП) инженером по безопасности дорожного движения, начальником колонны л/такси.

В 1982 году окончил Томский инженерно-строительный институт.

В 1984 году был избран председателем городского комитета ДОСААФ (РОСТО), где все свои силы, опыт и знания отдавал развитию военно-патриотического воспитания молодого поколения, совершенствованию и увеличению военно-прикладных и технических видов спорта. После ДОСААФ (РОСТО) работал главным инженером на Ачинской кондитерской фабрике, в Ачинском мехлесхозе.

В сентябре 2000 года избирался первым секретарем Ачинского местного отделения КПРФ, в том же году был избран депутатом Ачинского Городского Совета депутатов второго созыва. В Совете проработал по апрель 2005 года в должности председателя постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан, местному самоуправлению и связям с общественностью.

В апреле 2007 года был кандидатом на должность Главы города Ачинска.

В настоящее время занимается общественной деятельностью – представитель Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае по городу Ачинску, первый заместитель председателя Городского Совета Ветеранов.

2.2. Из воспоминаний

Михаил Егорович часто вспоминает о своей сложной, но интересной жизни: «Послевоенное детство было трудным. Питание было недостаточным, с одеждой тоже было напряженно. Но мы не унывали и с приходом весны надеялись, что природа нас прокормит. Появлялись дикорастущие съедобные травы, на речке можно было ловить рыбу, что мы с удовольствием и в течение дня делали.

С 6-7 лет начинали работать, помогать родителям в поле, а многие из нас помогали колхозу в заготовке сена, возили на лошадях копны, гребли сено и зарабатывали так называемые трудодни, которые в конце года отоваривались зерном и деньгами, и это была помощь всей семье. У моих родителей было 9 детей – 5 мужиков и 4 девки. Я из «мужиков» был самым младшим, а за мной была сестра. Младшим детям было легче с одеждой и обувью, т. к. оставалось от старших.

В 1953 году я пошел учиться в 1 класс. В Борцах была начальная школа (4 класса), а семилетка находилась за 12 километров, в д. Нагорново. В период обучения, каждый год на летних каникулах работал в колхозе. Мои старшие братья работали механизаторами, поэтому я уже в 10-летнем возрасте мог управлять трактором, автомашиной.

В 1960 году я окончил Нагорновскую 7-летнюю школу. В этот период был подъем сельского хозяйства – колхозы объединяли в более крупные хозяйства и преобразовывали в совхозы.

Наш колхоз «Путь Ильича» стал совхозом «Нагорновским».

Передо мною стал актуальный вопрос – учиться дальше или пойти работать. Я выбрал вторе, посколько семье было тяжело: отец инвалид (без кистей рук), да и сестренку нужно было учить. Меня приняли в совхоз и направили в училище механизации сельского хозяйства, по окончанию которого работал в совхозе трактористом, комбайнером (15-16 лет).

В тот момент я понял и осознал всю радость труда, своей полной независимости и самостоятельности. Я научился чувствовать, любить и уважать Землю, гордиться тем, что я умею обращаться с ней и управлять такой техникой. Я мог выполнять любые сельскохозяйственные работы: и пахать, и сеять, и пахать хлеба, косить кукурузу на силос и многое другое. Я не мог уйти с поля, не перевыполнив норму выработки – я был комсомольцем и должен быть примером, да и отец так учил и воспитывал.

Была мечта получить хорошее образование, но, увы.... Осенью 1963 года попал случайно и неожиданно в автоаварию. Искорежило меня, переломало, как только жив остался, спасибо Ачинским хирургам: сложили по частям, и жизнь спасли, но инвалидом стал. Но жизнь на этом не остановилась. Хотелось быть полноценным и полезным людям. Поэтому на перекомиссию не пошел, сам снял с себя инвалидность и в 1965 году, добившись в райкоме ВЛКСМ путевки, уехал на строительство Назаровской ГРЭС – Всесоюзной Ударной стройки.

Медкомиссию за меня у хирурга прошел похожий на меня парень, так я стал монтажником-высотником. Было очень тяжело, левая нога короче правой на пять сантиметров и в колене гнулась только на 90 градусов, но молодость и желание “не ударить в грязь лицом” сделали свое дело – я стал настоящим монтажником и параллельно освоил специальности газо - и бензосварщика, газорезчика, газоэлектросварщика.

Но тяга к земле не проходила, я каждую осень добровольцем от монтажного участка уезжал в один из совхозов Назаровского района на уборку урожая и, работая на комбайне, добивался не плохих результатов.

О строительстве Назаровской ГРЭС можно многое сказать, но подчеркнуть хочу только одно, с каким энтузиазмом и патриотизмом работала молодежь. Я в то хорошее время был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ строительного управления ГРЭС (на общественных началах по совместительству).

В моей памяти навсегда сохранится чувство ответственности комсомольцев, молодежи не только за работу, но и за организацию отдыха, досуга. Проводились всевозможные спортивные соревнования, организовывались походы в выходные дни, устраивались вечера, диспуты, работали секции кружки, велось шефство над школами и т.д. Молодежь стремилась получить образование.

Я тоже, поступил в энерго-стороительный техникум, после окончания 8 классов ШРМ (школы рабочей молодежи), но закончить его не смог, тянуло к земле и родители остались одни, больные и старенькие.

Я принял решение перебраться к ним поближе и, в 1970 году приехав в Ачинск, поступил в индустриально-педагогический техникум, который готовил техников-механиков для сельского хозяйства и мастеров производственного обучения для сельских профтехучилищ, по сути преподавателей.

Каждую весну и осень я приезжал домой в Борцы на практику, работал и был рядом с родителями. Зарабатывал хорошо, помогал родителям и учил сестру.

После окончания техникума оставили при нем работать. Работал заведующим кабинетом технического творчества, где студенты выполняли третью часть дипломных проектов, а сам я был склонен к техническому творчеству, как говорят “был на выдумки горазд” и еще одна черта была “от скуки на все руки” – я неплохо рисовал, играл на гармошке и баяне.

В 1976 году поступил в Томский инженерно-строительный институт. В1982 году успешно закончил, по окончанию предлагали остаться и заняться научной деятельностью, но я был женат, и дочь уже была, второй ребенок был на подходе, да и возраст мой уже был солидным – я отказался.

В 1978 году работал в Ачинском пассажирском автотранспортном предприятии (АПАТП), инженером по безопасности дорожного движения, начальником колонны.

В 1984 году избран председателем Ачинского городского комитета ДОСААФ (РОСТО).

Везде, где приходилось работать, работал не за награды, а за совесть. Всегда от них отказывался, считал, что не заслуживаю, работал как все. Всегда в работе опирался на людской потенциал, старшее поколение, не стеснялся учиться у них и перенимать опыт. Возглавляя ДОСААФ (РОСТО) вывел его в передовые – 3 года удерживали первенство в крае среди городов и районов. В этот период особое развитие получили военно-патриотическое воспитание молодого поколения. Работали со школьниками и студентами. В каждом учебном заведении и на предприятиях работали первичные организации ДОСААФ (РОСТО). Проводилось большое количество соревнований по военно-прикладным видам спорта с широким охватом молодежи, спортсменов – это мотокросс, картинги, багги, авторалли, автотрек, стрельба из пистолета и винтовки, радиоспорт, подводная охота, дельтапланеризм.

В 1986 – 1987 годах были проведены чемпионаты России, а затем СССР по спидвею (гонки на мотоциклах по льду).

Все это требовало напряженной коллективной работы, желания и организаторских способностей. Со временем считаться нет приходилось.

Кроме занятий спортом горком ДОСААФ готовил кадры и для армии – водителей автомобиля, мотоциклистов, теле -, радиомастеров, водителей маломерных судов и т.д.

Работа в ДОСААФ – это одна из ярких страничек моей жизни.

Далее по инициативе горкома партии (КПСС), работал главным инженером на Ачинской кондитерской фабрике, в Ачинском механизированном лесхозе. В этот период особо пригодились технические знания и навыки, способности к техническому творчеству. Внедряя новые автоматические линии и осваивая новую технику, приходилось выполнять работу разных специальностей – токаря, фрезеровщика, киповца (КИП и А), чертежника и др. Работа была творческой интересной и что характерно, всегда приходилось помогать людям в решении их житейских проблем. Я всегда был готов защитить интересы рабочего, отстоять их нарушенные права.

1990 год - в стране полным ходом шла перестройка, и начался хаос, из магазинов исчезли продукты, появились огромные очереди, стали давать талоны на продукты питания.

В этот период (осень 1990г.) я вновь попал в автодорожную аварию, был сбит автомашиной и попал с переломами в больницу.

Было сломано то, что оставалось целым после первой катастрофы. Год в больничной койке, перенес 6 операций под наркозом. Стал инвалидом II группы, а затем I группы. Ежегодно по 3-4 месяца лежал в больнице. Боли были адские и подолгу не проходили. Сильнодействующие обезболивающие не помогали. Я был в постоянной депрессии, никого не хотел видеть. Мне было предложено сделать операцию на позвоночник в нейрохирургическом центре, но я категорически был против. И не согласился на это. После этого стал часто задумываться над тем, что многие, находясь в худшем состоянии, находили в себе силы для борьбы и вставали на ноги.

В декабре 1994 года меня увезли в краевую больницу п. Тагарское, Минусинского района, где мне предстояло пройти курс лечения. И там я увидел юношу, который после перелома позвоночника и сделанной операции пришел в нашу палату на костылях и в скором времени его выписали. Это придало мне уверенность, что я тоже смогу встать и ходить. Я стал, превозмогая боль, заниматься лежа на койке упражнениями. Слезы катились из глаз, я в кровь кусал губы, но не отступал и через 2,5 месяца я уже сел на койке и спустил ноги на пол – боли не было, она отступила. В этот же день я взял у соседа по палате костыли и попробовал пройтись по палате – получилось, и боли не чувствовал, я уже смелее вышел в коридор, прошелся по нему, а затем спустился на первый этаж и вновь поднялся на второй. Радости не было предела! На следующий день я уже вышел во двор больницы (разрешили!) и прошелся по улице. Через неделю я стал проситься, чтобы меня выписали домой.

В конце марта 1995 года я был уже дома. Ходил на костылях, затем костыль, к лету перешел на одну палочку.

До 2000 года я был на инвалидности. Но весь этот период с 1995 по 2000 года, я активно включался в работу местного отделения КПРФ, я был членом КПСС с 1983 года. И после запрета партии партбилет не сдал и не выбросил, а в 1993 году зарегистрировался членом КПРФ.

В 2000 году 30 сентября меня избрали 1-м секретарем Ачинского горкома КПРФ и в декабре этого же года я был избран депутатом городского совета.

В городском Совете депутатов был избран председателем постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан и связям с общественностью. Работал на платной основе. Инвалидность была снята.

Работа депутата, а тем более председателя комиссии была не из легких, во всяком случае, для меня. В то время в России происходили невообразимые процессы, постоянно и цинично нарушались права человека. И эти права нужно было защищать, что я постоянно делал, будучи депутатом. С какими только вопросами не обращались люди и всем нужно было помочь.

Многим помог устроиться на работу, даже из мест лишения свободы освободившимся (10 человек). Приходилось защищать права людей и в судах, тоже успешно.

За 4 года депутатства было принято более 15 000 человек. Не всем удалось помочь реально, но каждый, кто был на приеме ушел удовлетворенным даже просто дружеской беседой или участливым советом. Спецкор «Красноярского рабочего» поучаствовав в приеме, писал: «К нему идут все униженные и оскорбленные из города и близлежащих деревень и всех Зырянов примет, выслушает и поможет…». Один бывший заключенный, вышедший из кабинета Зырянова, сказал: «…Есть же еще люди в таких кабинетах…». Эти слова лучше любой похвалы!

С января 2005 года я стал пенсионером, но по настоящее время занимаюсь активно общественной деятельностью. С июля 2005 года, по рекомендации городского Совета депутатов являюсь представителем Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае по городу Ачинску.

В 2006 году, осенью избран председателем городского Совета ветеранов войны и труда.

Обе эти общественные должности схожи по своей сути – защищать социальные гарантии и права всех ветеранов-пенсионеров и защищать нарушенные права всех остальных граждан города, в том числе и детей.

Работа требует определенного опыта, профессионализма, знаний и времени, которого всегда не хватает. Все это у меня есть и тем более есть желание оказывать безвозмездную помощь всем обратившимся, по любому вопросу».

Эти воспоминания не только интересно, но и полезно услышать, прочитать, чтобы осмыслить события недавнего прошлого и настоящего. Они учат не пассивно взирать на происходящее, а проявлять гражданскую активность.

2.3. Порядок назначения и функции Уполномоченного по правам человека в городе Ачинске

Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.

На должность уполномоченного назначается гражданин РФ, проживающий на территории города Ачинска, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

В соответствии со статьей 35-1 Закона края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» Уполномоченный по правам в Красноярском крае вправе назначать своих представителей в районах и городах, работающих на общественных началах (далее Представителю).

Представители назначаются приказом Уполномоченного на срок полномочий Уполномоченного в крае.

Кандидатура Представителя подбирается Уполномоченным и согласуется с городским (районным) Советом или определяется по рекомендации городского (районного) Совета.

Представитель Уполномоченного наделяется правом:

а) разъяснять населению порядок приема жалоб и обращений, компетенций Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае;
б) по поручению Уполномоченного встречаться с должностными лицами органом местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, связанными с исполнением правозащитных полномочий;
в) по запросу Уполномоченного получать в органах местного самоуправления, общественных объединениях, от предприятий всех форм собственности документы, другие материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления правозащитной деятельности;
г) по просьбе граждан проводить прием по вопросам соблюдения прав и свобод;
д) выполнять иные организационно-технические поручения Уполномоченного.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

• обратиться в суд с заявлением;
• обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
• обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
• изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;
• обратиться в Конституционный суд с жалобой.

Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:

• при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
• в случаях, имеющих особое общественное значение
• в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Основные вопросы, с которыми обращаются граждане

• Ремонт жилья;
• Получение жилья;
• Не законное увольнение с места работы;
• Не своевременная выдача зарплаты;
• Семейные скандалы, ссоры;
• Любые судебные дела;
• По любому нарушению прав;
• Иногда просто за советом, излить душу.

2.4. Интервью с Зыряновым М.Е.

(по материалам местных СМИ)

Интервью Михаила Егоровича с корреспондентом «Сегодняшней газеты»:

Михаил Егорович, омбудсменом вас выбрали депутаты горсовета. Но им было представлено две кандидатуры. Как думаете, почему они проголосовали за вас?

- Я сам был депутатом горсовета второго созыва, возглавлял комиссию по законности. Вел приемы, неоднократно оказывал помощь обратившимся. Поэтому о правозащитной деятельности знаю не понаслышке. Видимо, депутаты учли этот опыт и сочли мою кандидатуру наиболее подходящей. Кстати, вопрос об уполномоченном возник очень давно. Много лет назад эти обязанности исполняла Юлия Щелканова, но в связи с переездом в другую местность полномочия с себя сложила. В бытность мою депутатом мы в течение трех лет подыскивали кандидатуру на эту должность, да так и не нашли. Нет, достойные люди были, конечно, но ведь это общественная работа, которая не подразумевает никакого вознаграждения. А какой, простите за грубое слово, дурак в наше время пойдет трудиться бесплатно в такой ответственной должности?

- Как-то не очень лестно, получается, вы о себе отозвались...

- Я согласился, потому что и так всю жизнь помогаю людям! В свое время возглавлял в Ачинске коммунистическую партию. Защищал интересы простых граждан, частных предпринимателей - по мере возможности помогал всем. А когда стал депутатом, продолжил этим заниматься, ведь это прямая обязанность парламентария. Конечно, в связи с этим нажил немало врагов, ведь не каждому нравится, когда депутат может ударить кулаком по столу и потребовать работать по закону. А сейчас, когда мы видим, что творится в городе и стране, несправедливость и унижения человека... Кому-то ведь надо с этим бороться? Кто-то должен помогать.

- В качестве уполномоченного вы можете только по столу стукнуть или вам делегированы более обширные полномочия?

- Уже давно разработано положение об уполномоченном по правам человека, там все мои права оговорены. Могу обратиться во все инстанции: в прокуратуру, в суды - вплоть до президента страны.

- Не боитесь своей деятельностью нажить врагов? Справитесь с напряженным графиком?

- С врагами нужно разговаривать в открытую и решительно. А трудиться я привык с утра до вечера. С 16 лет работал в колхозе, с негнущейся ногой вкалывал монтажником-высотником. Так что чего-чего, а сил у меня хватит, если вы это имели в виду.

- Уже знаете, где в Ачинске ущемляются права человека?

- Да сплошь и рядом. Скажу так: любой закон, любое постановление, любая реформа опасны своей новизной, потому что пока, они не «обкатаны», местные власти могут интерпретировать их по-своему. Не нарушают, конечно, но используют по принципу: закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Например, взять Жилищный кодекс. С недавних пор обладатели квадратных метров являются собственниками и общего имущества дома: инженерных коммуникаций, крыши, чердака, подвала, придомовой территории, лестницы, мусоропровода, лифта. Раньше жители первого и второго этажа за лифт не платили. Теперь с них берут за это деньги. В квитке есть такая строка: «За содержание общего имущества дома». Согласно новому Жилищному кодексу туда входит все вышеперечисленное. Но почему-то отдельными строками в этом квитке значатся и плата за содержание мусоропровода, и содержание лифтового оборудования. Получается, мы оплачиваем эти услуги дважды? С этим, считаю, необходимо разбираться. К тому же в Красноярске за лифт берут два рубля 30 копеек с квадратного метра жилья, а в Ачинске - три рубля 70 копеек. Возникают вопросы: почему? На каком основании? Кто дал такое право? Получается, что в Думе принимают законы, а на местах они не работают. Казалось бы, у нас есть прокуратура, которая обязана следить за соблюдением законодательства, есть суды, милиция. Но, согласитесь, не каждый человек готов столкнуться с бесконечными хождениями по инстанциям, стоянием в очередях, бюрократией, унижением... Чтобы миновать эту волокиту, человек может прийти к нам.

- Куда конкретно можно обратиться?

- Несколько дней назад я встречался с уполномоченным по правам человека по Красноярскому краю Иннокентием Жмаковым. Мы обсудили все нюансы моей деятельности, поставили цели и задачи. На этой неделе представители уполномоченного должны приехать в Ачинск. Мы определимся с помещением, где будет вестись прием населения, скорее всего, это будет приемная администрации, которая находится на первом этаже. Как только будем знать точно, обязательно оповестим население через средства массовой информации.

Конечно, кроме работы с гражданами, мне нужно будет вести документацию. Думаю, глава города пойдет навстречу, и нам выделят небольшое помещение. А пока меня можно найти в совете ветеранов, поскольку одновременно я выполняю обязанности первого заместителя председателя совета ветеранов.
- На ваш взгляд, с нарушениями трудового законодательства на местных предприятиях часто придется сталкиваться?

- На муниципальных, наверное, таких нарушений поменьше, там есть, кому за этим следить. А вот на частных, особенно в сфере торговли, нарушений очень много. Например, часто принимают на работу без оформления трудовой книжки, без заключения трудового договора. Зарплату платят столько, сколько посчитают нужным. На рынках города процветают поборы за места торговли. В общем, работы в этой сфере - непочатый край. (Беседовал Павел СНИЖАНОВ)

Интервью Михаила Егоровича с корреспондентом «Ачинской газеты»:

- Михаил Егорович, была ли раньше попытка создать приемную Уполномоченного по правам человека?

- Попытка организовать приемную Уполномоченного по правам человека в нашем городе уже предпринималась. Но при всей сложности решаемых вопросов Уполномоченному за его работу никто даже не приплачивал. Нести же на своих плечах такую ответственность на общественных началах может не каждый.

- Работая в качестве Уполномоченного вы можете только по столу стукнуть или у вас более обширные полномочия?

- Уже давно разработано положение об уполномоченном по правам человека, там все мои права оговорены. Могу обратиться во все инстанции: в прокуратуру, в суды - вплоть до президента страны. Конечно, кроме работы с гражданами, мне нужно будет вести документацию.

- С какими вопросами к вам обращаются граждане?

- Люди идут с различными проблемами. Конечно, самые серьезные проблемы касаются жилья, гражданства, прописки. Также люди жалуются даже на депутатов, к которым они не всегда могут попасть на прием.

- Как вы думаете, правитесь с напряженным графиком? Не боитесь своей работой нажить себе врагов?

- Я считаю, что с врагами нужно разговаривать в открыто и решительно. А трудиться я привык с утра до вечера. С 16 лет работал в колхозе, с негнущейся ногой вкалывал монтажником-высотником. Так что сил у меня хватит, если вы это имели в виду.

Выходя и закрывая двери общественной приемной вот о чем я подумала: «Хватит ли сил, терпения, опыта и принципиальности Зырянову М. Е.? Должно хватить!»

Заключение

В заключении необходимо добавить то, что государство устанавливает гарантии реализации прав и свобод граждан.

Однако следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Об этом свидетельствуют ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Красноярском Крае. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества.

Права одного человека начинаются там, где заканчиваются права другого. А это очень тонкая грань, через которую очень легко переступить. Следовательно, кто-то должен за этим следить. И необходимо знать, где можно найти поддержку, к кому можно обратиться за помощью.

Несомненно, должность Уполномоченного по правам человека нужна. Для нашей страны создание такого института новое явление, тогда как в мировой истории он уже существует давно (был создан в 1809 году в Швеции ).

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. С июля 2004 года в 29 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека, в том числе и в Красноярском крае. Поэтому представитель Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае есть и у нас в городе. Занимает этот ответственный пост с июля 2005 года известный в городе человек – Михаил Егорович Зырянов.

Отметим, что для обсуждаемого института характерна высокая степень его индивидуализации – многое в его работе зависит от конкретного человека, от его жизненного и профессионального опыта, от авторитета.

Много ли найдется желающих бескорыстно отдавать свое время, здоровье, а может и жизнь этому святому делу – служению народу. У Михаила Егоровича Зырянова такое желание есть, хотя он сам, наверное, нуждается в поддержке и соучастии – дают о себе знать полученные травмы – по сути, он и сейчас инвалид, есть жизненный и профессиональный опыт, авторитет. Он находит в себе силы не обращать внимания на боли, умеет скрыть их от окружающих и, общаясь с людьми, он просто о них забывает. Его открытость, честность и порядочность, доверие к людям просто поражают! Он был депутатом горсовета второго созыва, возглавлял комиссию по законности. Вел приемы, неоднократно оказывал помощь обратившимся. Поэтому о правозащитной деятельности знает не понаслышке. Попытка организовать приемную Уполномоченного по правам человека в нашем городе уже предпринималась ранее. Но при всей сложности решаемых вопросов Уполномоченному за его работу не платят. Нести же на своих плечах такую ответственность на общественных началах может не каждый. Поэтому Михаила Егоровича, действующего представителя уполномоченного можно найти в совете ветеранов, поскольку одновременно он выполняет обязанности первого заместителя председателя совета ветеранов.

Михаил Егорович о себе: «Иду в ногу со временем, не пропускаю ни одной статьи, ни одного журнала, ни одной газеты». По-моему мнению у Михаила Егоровича один “недостаток” – он нетерпим к лукавству и лжи.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
3. Билл Боулинг. Вступление России в Совет Европы и защита прав человека: всерьез ли выполняются обязательства?// Российский бюллетень по правам человека. 1998.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае за 2006г. //Консультант-плюс: Красноярский выпуск.
5. Закон края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» // Консультант-плюс: Красноярский выпуск.
6. Интервью Михаила Егоровича с корреспондентом «Сегодняшней газеты».
7. Интервью Михаила Егоровича с корреспондентом «Ачинской газеты».
8. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993.
9. Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.
10. Общая теория права и государства/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
11. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.
12. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.
13. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра - М. НОРМА, 1997. С. 286
14. Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.
15. Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.
16. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.
17. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.О. Эбзеева. М., 2000. С. 222
18. Указ Президента РФ N1587 от 4 августа 1994. // Российская газета от 25августа 1994 г
19. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.
20. 1-фкз, опубликован в «Российской газете» и вступил в силу 4 марта 1997

Приложение 1.

Приложение 2.

Положение о представителях Уполномоченного, работающих
на общественных началах

1.В соответствии со статьей 35-1 Закона края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае» Уполномоченный вправе назначать своих представителей в районах и городах, работающих на общественных началах (далее Представителю).

2.Представители назначаются приказом Уполномоченного на срок полномочий Уполномоченного в крае.

Кандидатура Представителя подбирается Уполномоченным и согласуется с городским (районным) Советом или определяется по рекомендации городского (районного) Совета. Кандидат подает заявление о назначении его Представителем, личный листок по учету кадров, две фотографии размером 3х4.

После подписания приказа о назначении Представителем Уполномоченного на него заводится личное дело, которое хранится в аппарате Уполномоченного. Представителю Уполномоченного выдается удостоверение установленного образца, являющееся документом, удостоверяющим его личность и подтверждающим его полномочия.

3.Деятельностью Представителей руководит непосредственно Уполномоченный по правам человека, исходя из задач, которые решаются Уполномоченным в процессе его деятельности.

4.Представитель Уполномоченного наделяется правом:
а) разъяснять населению порядок приема жалоб и обращений, компетенций Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае;
б) по поручению Уполномоченного встречаться с должностными лицами органом местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, связанными с исполнением правозащитных полномочий;
в) по запросу Уполномоченного получать в органах местного самоуправления, общественных объединениях, от предприятий всех форм собственности документы, другие материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления правозащитной деятельности;
г) по просьбе граждан проводить прием по вопросам соблюдения прав и свобод;
д) выполнять иные организационно-технические поручения Уполномоченного.
5.Для выполнения поручений Уполномоченного Представителю может выдаваться Уполномоченным письменная доверенность с конкретным указанием действий Представителя.

6.Вопросы, связанные с условиями работы Представителей, решаются в порядке совместной договоренности Уполномоченного и руководителей местного самоуправления.

7.Фонд расходов, связанных с проездом, канцелярскими издержками и телефонными разговорами и иной деятельностью Представителя предусматриваются в бюджете аппарата Уполномоченного.

8.В своей работе Представители подчиняются только Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»