Агентство образования администрации Красноярского края Управление образования администрации Канского района МОУ «Браженская средняя общеобразовательная школа»
Выполнил: Шушпанников В.Ю, ученик 8 класса
Научный руководитель: О.Ю. Боровская, учитель русского языка и литературы
Бражное 2007
Введение
I.Жизнь, прожитая не зря
1 .Детство
2.Я - студент
3.Здравствуй, Браженская школа!
4.Бражное, открой свои секреты!
5. Красноярская архитектурно- строительная академия
П.Заключение
III. Литература
IV. Приложение
Мне хочется рассказать о человеке интересной судьбы, чтобы все, кто ещё не знаком с учителем истории Браженской средней школы, узнали о нем.
Знать историю своего села, замечательных людей, живших до недавнего времени, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего.
Ведь только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы преумножить славу Родной Земли.
Цель: изучение судьбы интересного человека, учителя-краеведа.
Объект исследования: жизнь, прожитая не зря.
Предмет исследования: Крамной Валентин Александрович.
Гипотеза: люди, о которых нужно помнить, будут забыты, если сейчас не доносить об их судьбах.
Судьба Валентина Александровича интересна не только как учителя истории, но как человека, который внес большой вклад в изучение истории села Бражное и Канского района.
Методы исследования: беседа с женой Валентина Александровича Н. К. Крамной, консультации с научным руководителем О. Ю. Боровской, руководителем научного общества М. И. Мухлыгиной, самостоятельная работа (подбор материала, компьютерная вёрстка).
Крамной Валентин Александрович родился 8 апреля 1954 года в Канском районе Красноярского края в селе Верхний Амонаш.
Семья была большая, жил с матерью, отцом, бабушкой и братьями: Иваном, Николаем, Петром, Виталием и сестрой Тамарой.
Жили очень бедно: мать работала дояркой, отец - водителем (возил молоко в соседние деревни).
Валентин Александрович учился хорошо, без «3». Очень любил читать художественную литературу.
В младших классах в библиотеку ходил каждый день. Библиотекарь даже засомневалась в том, что он их читает. Как - то однажды она заставила его пересказать содержание. Каково было её удивление, когда мальчик охотно пересказал ей все, причем очень подробно. С тех пор она перестала его проверять. А он все ходил и ходил в библиотеку.
Свои знания он получал отовсюду: книги, радио, встречи с людьми.
Когда Валентин Александрович учился в школе, учителя у него были, в основном, мужчины, и нет ничего особенного в том, что он в будущем станет учителем.
Он хотел стать или педагогом, или строителем. Валентин Александрович думал: « Если не поступлю в педагогический, буду поступать в строительный».
Детство проходило как и у всех детей: строили землянки, плоты, катались на велосипедах.
У друга Валентина Александровича был мотоцикл - дорогое удовольствие в то время, и он тоже захотел себе мотоцикл, но мама на математическом языке ему объяснила, что нет возможности его купить: ведь зарплата мамы- 28 рублей, отца пенсия -7 рублей. Денег катастрофически не хватало, а мотоцикл стоил 120 рублей, и его желание пропало.
В воспитании большую роль играл огромных размеров огород, почти 50 соток. Каждому выделялась территория для посадки и копки картофеля.
Дети старались выполнить поручения родителей в назначенный срок, знали, что работа будет ими обязательно проверена. Поэтому Валентин Александрович выполнял работу всегда хорошо. Родители хвалили сына и были им довольны.
Навыки, приобретенные в детстве, пригодились на всю жизнь. 10 класса в селе не было и поэтому он уезжает в 4 школу города Канска.
Сейчас это гимназия №4. В память о своем выпускнике, известном учителе истории, краеведческие чтения носят имя Валентина Александровича Крамного.
Окончив школу, Валентин Александрович поступает на историко-филологический факультет в Красноярский Государственный Педагогический Институт (см. прил.1)
В летнее время, когда начинаются каникулы, он работает в стройотряде проводником на поезде Красноярск - Москва. Валентин Александрович в это время не отдыхал, а зарабатывал деньги себе на жизнь.
Свободное время студент посвящал чтению не только художественной литературы, но и увлекался историческими романами, которые оставили глубокий след в памяти юноши и нашли отражение в дальнейшей работе на уроках с учениками.
Окончив Красноярский Государственный Педагогический институт в 1975 году, он по распределению приехал в Бражное. Тогда ему был 21 год. Симпатичный юноша- учитель сразу же приглянулся детям.
Уроки пролетали мгновенно. Он рассказывал увлекательно о самых разных событиях, причём очень доступным языком.
Валентин Александрович в течение нескольких лет заведовал учебно-консультационным пунктом (вечерней школой).
Выпускники тех лет очень тепло вспоминают своего наставника(см прил 2), который любыми путями убеждал даже взрослых юношей и девушек в получении среднего и высшего образования. До сих пор они благодарны ему за это.
В эти годы Валентин Александрович является пропагандистом среди учителей Браженской средней школы, специалистов совхоза «Заветы Ильича» (см. прил 3)
В 1979 году Валентина Александровича назначили директором школы. Работал он в новом качестве всего два года.
Не по душе ему пришлась новая должность. Он мечтал о создании музея боевой славы.
Валентину Александровичу полюбилась работа в архиве, где он стал своим человеком. Интересные исторические материалы требовали проверки и уточнения.
Он работает в Канском, Красноярском краевом архивах, ЦХДНИ (бывший партархив Красноярского края).
Часть материалов удалось уточнить в беседах с участником Великой Отечественной войны Иваном Каллистратовичем Рахмановым.
Фотоматериалы были получены от местных жителей и из фондов краеведческого музея Красноярска.
Богатейший материал по истории села Бражное и Канского района -заслуга Валентина Александровича.
Спустя 4 года материала было предостаточно, и на вечере встречи с выпускниками он сделал выставку собранного материала.
После этого в школе был открыт музей, который приехал снимать Виктор Решетень, корреспондент газеты «Красноярский рабочий».
Из всего материала он составил и напечатал две книги о селе Бражном: «Хмельное название - завидная судьба», « История Канского района».
Он стал известным краеведом благодаря своему терпению, усидчивости, упорству в достижении цели. А цель была такова: обобщить все собранные материалы и написать книгу об истории села и района.
И вот, наконец-то, мечта сбылась: в 1999 году жители окрестных сёл и деревень впервые увидели книгу «История Канского района», а в 2000году Валентин Александрович стал автором книги «Хмельное название - завидная судьба».
Все наши односельчане зачитывались этой брошюрой, так как она написана очень интересно. Многие находили там свои фамилии, фамилии своих матерей, отцов, известных земляков, прославивших своё село, оставивших глубокий след в сердцах людей.
Работая в школе, он не прерывал связи с университетом. Вместе с учениками ездил в лагерь «Юных археологов» (см прил. 4)
Там они изучали места, которые должны быть затоплены водами ГЭС. Находок было очень много. Но что находилось на территории, забирать было нельзя. Рядом было поле, где находили и оставляли на память свои «драгоценности»: иглы из рыбных костей, наконечники копьев, кувшины, сосуды.
За большую находку полагался приз ~ банка сгущёнки. Ученики с большим удовольствием ездили в археологические экспедиции.
Приехав в Бражное, Валентин Александрович нашел в Укладовом логу кострище и стоянку первобытных людей. Он отправил лучины из камней, которые нашел там же, в город Красноярск на экспертизу, где подтвердили, что это дело рук первобытных людей.
Летом следующего года приехали ученые из города Красноярска, которые также обнаружили остатки стоянки первобытных людей.
Спустя годы, ученики школы по примеру своего учителя занялись раскопками и принесли в школу остатки бивней мамонта, череп буйвола, которые Валентин Александрович поместил в музей как редкие экспонаты.
Огромное внимание в своей работе Валентин Александрович уделял написанию рефератов, учил детей собирать материал, обрабатывать, интересно доносить до слушателей. Его ученики были постоянными участниками на краеведческих чтениях в Канском районе и в городе Канске, где занимали призовые места, награждались почётными грамотами.
Интерес к науке у него постоянно возрастал, поэтому 15 ноября 2000 года он поступил в Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию. Он стал аспирантом заочной формы обучения по специальности «Отечественная история», глубоко занимался диссертацией (см. прил.5).
Её защита должна была состояться в ноябре, но сердце не выдержало. Из жизни ушел умный и прекрасный человек.
Но остались его работы. Они напечатаны во многих научных изданиях:
« У братского перевоза», 1996 год
«Межвузовская научно - практическая конференция»,2000год «Духовно - историческое
чтение»,2001 год «Межвузовская научно - практическая конференция»,2002 год
«Духовно - историческое чтение»,2003год
Валентин Александрович написал более 50 статей о селе Бражном и Канском районе.
Они были напечатаны в газете «Канские ведомости» и в краевой газете «Красноярский рабочий».
Валентин Александрович был не только учителем, но и другом. Оставил после себя две книги, большое количество статей и светлую память.
Очень жаль, что, он ушел из жизни так рано, не сделав еще так много интересного и полезного для истории своего села, района.
Судьба Валентина Александровича необычна. Ведь он родом из далекого, для многих неизвестного, села Верхний Амонаш. И кто знает, как бы повернулась судьба, если бы он не выбрал профессию педагога, а стал бы строителем.
Книги Валентина Александровича, написанные об истории села, его жителях, очень важны для молодого поколения, которое должно знать о своих корнях, о прошлом своих предков.
Валентин Александрович был интересным собеседником, мог запросто поговорить с любым человеком, на самые различные вопросы у него всегда был готов ответ, да ещё и с юмором, и с улыбкой, такой открытой и приятной.
В Браженской средней школе Валентин Александрович проработал 28 лет. За многолетний добросовестный труд он был награждён Почётными грамотами отдела образования Канского района, администрации Красноярского края. Министерства образования РФ.
А в трудовой книжке в записи «Поощрения и награждения» ещё 24 благодарности.
В 2002 году в нашей школе проходил конкурс - ребята выбирали лучшего учителя. Победителем в этой номинации стал Валентин Александрович. Это самая высшая награда для учителя, когда его ценят и любят дети.
1 «У братского перевоза», 1996г
2 В.А. Крамной «Хмельное название завидная судьба», 2000г
3 «Межвузовская научно - практическая конференция»2000г
4 «Духовно - историческое чтение»,2001г
5 Межвузовская научно - практическая конференция»,2002г
6 «Духовно - историческое чтение»,2003г
7 О.Ю. Боровская статья «Он был учителем и другом» «Канские ведомости», 2 июля
2003 г
Валентин Александрович- студент историке- филологического факультета
Красноярского Государственного Педагогического института
Валентин Александрович- пропагандист среди учителей Браженской средней школы,
специалистов совхоза «Заветы Ильича».
Единственный выпускной класс Валентина Александровича. Выпускники с теплотой
вспоминают своего любимого классного руководителя.
В поисках «сокровищ». Археологические раскопки.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»