Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Вся жизнь - подвиг!


IX Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории России – XX век». 2007-2008г.

Автор: Соколова Кристина Викторовна. 11 класс МОУ «Разъезженская СОШ»

Руководитель: Зайцева Надежда Михайловна – учитель истории Разъезженской средней образовательной школы.

с. Разъезжее – 2008г.

Оглавление

Введение.
Мои рассуждения о жизни
Глава 1. История жизни необыкновенного человека
1.1. Детство и юность моего прадеда
1.2. Начало педагогической деятельности
Глава 2. Палицын П.Т.- директор Разъезженской школы
2.1. Его творческая жизнь
2.2. Семья прадеда
Заключение.
Сохраним память навечно
Библиография. Семейный архив и воспоминания родственников.

I.Введение. Мои рассуждения о жизни.

У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете- есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой березки опушки нет родней.
Есть ветки у ручья…У каждого на свете
Есть Родина своя. А там, где мы родились,
Где радостно живем, края свои родные
Мы Родиной зовем.

Моей малой Родиной является с. Разъезжее, где я родилась в 1992г. и живу здесь до сих пор. Я учусь в 11 классе. Мне всего 16 лет, но, задумываясь о жизни, все больше убеждаюсь, что мое поколение больше волнуют материальные ценности, а никак не нравственные, не традиционные устои семьи. Мы все любим яркие и красивые вещи, которыми пользуемся какое-то время. Потом эти вещи нам надоедают, мы с ними безболезненно расстаемся, а вот с людьми, нашими родителями, бабушками, дедушками, хорошими соседями, задушевными подругами и просто друзьями, любовью и дружбой которых, мы очень дорожим, расставаться совсем не просто. Хочется быть с ними рядом каждый час, каждую минуту, каждую секунду.

II История жизни необыкновенного человека.

1. детство и юность моего прадеда.

24 года тому назад ушел из жизни старейший житель нашего села, о котором односельчане до сих пор вспоминают не только с искренним уважением, но и с глубоким почтением.

Говорят о нем как о человеке справедливом, душевном, ответственном, авторитетном и образованном. И я с гордостью могу сказать, что этим человеком был мой прадедушка- Палицын Петр Тимофеевич.

Со слов своих родителей и родственников, о нем знаю много. А чтобы узнать еще больше, я внимательно прочитала все его документы, которые бережно хранятся в нашей семье. Эти потрепанные, пожелтевшие от времени бумажки очень подробно рассказали о нелегкой, трудной жизни, которую мой прадедушка прожил достойно.

Мой прадедушка, Палицын Петр Тимофеевич, родился 18 июня 1903г. в с. Ермаковское, Ермаковской волости, Минусинского уезда, Енисейской губернии. Как свидетельствует справка крестиковского с/совета Ермаковского района от 1916г., у Палицына П.Т., кроме родителей (отца- Палицына Т.И. -1865г.р., матери- Палицыной В.П.-1863г.р.), было 9детей. Из этой же справки следует, что хозяйство Палицына Т.И. было следующее:1 изба,2 лошади,1 корова,4 га посевной земли. Социальное положение - бедное.

Трудно приходилось выживать такой большой семье, поэтому дети с раннего возраста батрачили. Сам Петр начал батрачить на зажиточных крестьян с 11-ти лет, чаще всего на сельхозработах. Очень хотел учиться, и сразу после революции заканчивает 2х классную начальную школу. Для того времени это был уже грамотный человек. И в 17 лет он работает в Ермаковском волисполкоме делопроизводителем. В этом же 1920м году он вступает в комсомол, активно участвуя в общественной работе.

Передо мной служебная книжка красноармейца, моего прадедушки, которая выдана ему 18.02.26г. в связи с его призывом в Красную Армию.

Службу проходил «во Владивостоцком батальоне местных войск с 1925 по 1927 год». По возращении из Армии он включается в работу по борьбе с кулачеством, принимает активное участие в организации табаководческого товарищества в с. Ермаковское. в 1929году мой прадед способствует организации коммуны им. Буденного Крестиковского с/совета, Ермаковского района и становится ее первым директором. В это же время он вступает в ряды КПСС. В 1930-1931годах Палицын Петр Тимофеевич направляется на борьбу с контрреволюционной кулацкой бандой Мишина, которая действовала в то время в Ермаковском районе.

Петр Тимофеевич принимает участие в боевых операциях по ликвидации остатков банды Мишина в следующих селениях Ермаковского района: Крестиках, Разъезжем, Саянске, Григорьевке, Покровке.

С гордостью об этом рассказывают в своем отзыве-справке Красные партизаны с. Ермаковского.

Далее он работает в Шушенском совхозе «Скотовод». В это время в с. Ермаковское действует районно-колхозная школа, куда Петра Тимофеевича назначают директором. Затем с 1934 по 1935гг он работает заведующим парткабинетом Ермаковского РК КПСС.

Род занятий моего прадеда удостоверяют ряд справок, выданных ему в ходе его трудовой деятельности.

2. Начало педагогической деятельности.

С каждым годом Петр Тимофеевич понимал, что знаний ему не хватает. И в 1934г он поступает в 5й класс Ермаковской общеобразовательной вечерней школы для взрослых повышенного типа, которую он заканчивает в 1939 году, получив 7-летнее образование с отличием.

И сразу же его назначают сначала учителем начальных классов, потом учителем биологии в Ермаковскую среднюю школу. В этом же году у него появилась семья: жена- Палицына Вера Александровна, которая впоследствии заканчивает с ним пед. институт. А в 1934г у него появляется сын Палицын Владимир Петрович. В это же время он заканчивает заочно Минусинское педагогическое училище и в октябре 1940г поступает в Абаканский учительский институт на исторический факультет.

Но закончить его помешала война. С 1942-1945гг, он является инструктором по химической защите сначала в г. Ачинске, затем- в г. Львове.

С войны вернулся в августе 1945 года и вновь продолжает работать в Ермаковской средней школе, но уже учителем истории и по совместительству директором Ермаковской вечерней школы.

II. Палицын П.Т. - директор Разъезженской школы.

Весной 1948 года заканчивает заочно Абаканский педагогический институт. Но за год до этого, т.е. 1-го сентября 1947года, моего прадеда переводят директором Разъезженской начальной сельской, а затем и семилетней школы, где он проработал 16 лет до 1 июля 1963 года, по достижении пенсионного возраста.

Все эти 16 лет работы в Разъезженской школе еще больше раскрыли неуемный характер моего прадеда; его неистребимую энергию, огромное трудолюбие, деловую хватку в реорганизации школы и создание дружного и сплоченного педагогического коллектива.

До 1935 года наша школа была небольшой. Она состояла из 3х классных комнат и находилась в бывшем поповском доме. В 1935 году при ее первом директоре Лавриненко П.И., была построена новая школа, но тоже небольшая.

Петр Тимофеевич Палицын сразу же понял, что необходимо срочно достраивать школу, что и было сделано в очень короткие сроки.

Новая пристройка к школе увеличила ее чуть ли не в три раза. В школе дополнительно появилось 7 больших учебных кабинетов с высокими потолками и большими окнами, двери которых выходили в широкий и длинный коридор. Но на этом его хозяйственная деятельность не закончилась.

В это время в соседних маленьких деревнях стали закрывать начальные школы с реорганизацией колхозов и детей стали привозить в Разъезженскую школу. Поэтому Петр Тимофеевич начинает строительство школьного интерната. В дополнение к нему были построены кухня-столовая, баня для детей, живущих в интернате, небольшая пекарня, мастерские и спортзал, два школьных амбара для различного хозяйственного имущества школы.

Очень жаль, что эти постройки не сохранились до сегодняшних дней. Некоторые здания остались только на старых фотографиях.


Школа в бывшем поповском доме.


Школьный интернат.

В качестве транспортных средств в школе при Палицыне П.Т. было 2 лошади , большой конный двор, была и автомашина. Для учителей было 4 школьных домов-квартир, которые давали им бесплатно.

Под руководством Петра Тимофеевича у школы заложили великолепный парк – сад, как его тогда называли. И сегодня этот парк радует глаз своей зеленью, шумом, свежестью, легкостью дыхания, хотя давно уже нет здесь ровных аллей с аккуратными скамейками.


Школьный парк-сад.

В начале 90-х годов 20 века в центре этого сада краевой администрацией было решено построить новую школу: вырыли большой котлован, установили шлакобетонные опоры, да и забыли о дальнейшем строительстве школы. Видимо, не нашлось больше такого хозяйственника, как мой прадед, который никогда не бросал на произвол судьбы начатое хорошее дело.

А какой прекрасный пришкольный участок был в то время!

Здесь можно было увидеть аккуратную теплицу, географическую площадку. В школе работал кружок «Юный натуралист» под руководством учителя биологии Ефремова С.А., который вместе с ребятами занимался различной опытнической деятельностью. Кружок насчитывал до 50-ти учащихся. Они собирали богатый урожай овощей, зерновых культур, а облепихи, ранета, полуяблок набирали для продажи до 2-х тонн. Не случайно в 1956 году школа стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в г. Москве. Каждый представитель школьной делегации был награжден медалью ВСХВ.

1. Его творческая жизнь.

А какие великолепные спектакли ставились моим прадедом! И не что-то простенькое , легонькое, а классику: «Медведя» А.П. Чехова, «Майскую ночь» Н.В. Гоголя, «Женскую долю» Н.А. Некрасова. Членами его драматического театра были как учащиеся, так и взрослые люди: учителя, доярки, механизаторы, специалисты колхоза. И ставились эти спектакли на сцене Разъезженского сельского клуба. Даже уйдя на пенсию, он остается по-прежнему режиссером- общественником. В районной газете «Ленинская искра» № 17, 8 февраля 1967 года Овсянникова Т., заведующая сельским клубом в с. Разъезжее, в своей статье «Смотрим серьезно» написала следующие строки о моем прадеде: «…В честь октябрьского юбилея нами поставлена большая пьеса Е. Анучина «Ветер на Иртыше». Руководил постановкой Петр Тимофеевич Палицын, который, будучи на пенсии, продолжает отдавать весь свой досуг художественной самодеятельности, культурному и эстетическому воспитанию молодежи».
Глубоко влюбленный в сценическое искусство, он каждое свое дело делает добросовестно, что помогло разъезженцам удостоиться диплома на краевом смотре художественной самодеятельности.

2. Семья моего прадеда.

Перебирая документальный архив моего прадеда, рассматривая его фотографии, слушая рассказы-воспоминания о нем наших односельчан, все больше убеждаюсь в мысли о том, какой же это был необыкновенный человек, хороший организатор, великий хозяйственник, отличный режиссер, одним словом, незаурядная личность. За свои трудовые заслуги Палицын Петр Тимофеевич был награжден почетной грамотой.

Была у прадедушки и семья. Большим помощником, советчиком была его жена, а моя прабабушка, Палицына Вера Александровна, которая, со слов моей мамы, а его внучки, всегда оставалась доброй, ласковой, нежной.
В 1950 году в семье прадеда появились две дочери-двойняшки. Как вспоминает моя бабушка Вера Петровна и ее сестра Надежда Петровна, мой прадед был не только внимательным дедом, но и любящим отцом. Несмотря на свою загруженность, Палицын Петр Тимофеевич находил время и для своих детей. Катался с ними на санках, ходил на лыжах, да и просто гулял с ними по школьному парку. А когда дети подросли, старался привить им любовь к природе, труду. В домашнем хозяйстве был большой огород, в котором приходилось много работать, по всем законам агротехники. Но эта работа никому не была в тягость. А вечерами, когда были сделаны дела, вся семья пела. Запевалой был прадед. И плавно неслись по дому слова песен: «По Муромской дорожке», «По диким степям Забайкалья».


1968.


прадед, прабабушка с моей 6-ти летней мамой и моим молодым
дедушкой.

И, конечно, прадед и прабабушка очень любили свою учительскую профессию, всегда с достоинством и гордостью говорили о школе и своих учениках, о клубе и о спектаклях. Не было конца этим разговорам и дома.

Возможно, они и повлияли на выбор будущей профессии их детей, особенно дочек. 35 лет уже работает в школе Вера Петровна учителем начальных классов; Надежда Петровна учителем русского языка и литературы. И так же, как отец и мать, они окружены вниманием, любовью и заботой своих учеников. Уже 15 лет своей жизни отдала школе и моя мама: Любовь Владимировна Соколова, она социальный педагог и учитель начальных классов. Учителем начальных классов работает в школе и ее родная сестра, а моя тетя, Елена Владимировна Роговая, муж которой- учитель физкультуры.

Любовь к педагогической деятельности и искусству родители привели и нам- своим детям. Старшая дочь Надежды Петровны работает в сельском клубе художественным руководителем, младшая учится в КГПУ на филологическом факультете. После окончания 11-го класса, думаю, осуществится и моя мечта - я стану студенткой этого же университета и этого же факультета.

III. Сохраним память навечно.

Пройдет время, мы станем взрослыми. У нас будут свои семьи, а значит, и дети, которым мы тоже будем рассказывать о самом замечательном человеке- Палицыне Петре Тимофеевиче, нашем прадедушке, и надеемся, что его жизнь, его любовь к школе, к свой профессии станет примером для последующих поколений нашей семьи.

Много лет прошло с тех пор,
Когда прадед жил на родной земле.
Шел от него такой задор,
Что на душе всем становилось теплей.
Гордость за деда осталась в семье.
Память о нем сохраним мы навечно.
Символом стал он в нашей судьбе
Жизнь продолжается, жить будем честно!


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»