IX Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских
работ старшеклассников
«Человек в истории России – XX век».
2007-2008г.
Автор: Соколова Кристина Викторовна. 11 класс МОУ «Разъезженская СОШ»
Руководитель: Зайцева Надежда Михайловна – учитель истории Разъезженской средней образовательной школы.
с. Разъезжее – 2008г.
Введение.
Мои рассуждения о жизни
Глава 1. История жизни необыкновенного человека
1.1. Детство и юность моего прадеда
1.2. Начало педагогической деятельности
Глава 2. Палицын П.Т.- директор Разъезженской школы
2.1. Его творческая жизнь
2.2. Семья прадеда
Заключение.
Сохраним память навечно
Библиография. Семейный архив и воспоминания родственников.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете- есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой березки опушки нет родней.
Есть ветки у ручья…У каждого на свете
Есть Родина своя. А там, где мы родились,
Где радостно живем, края свои родные
Мы Родиной зовем.
Моей малой Родиной является с. Разъезжее, где я родилась в 1992г. и живу здесь до сих пор. Я учусь в 11 классе. Мне всего 16 лет, но, задумываясь о жизни, все больше убеждаюсь, что мое поколение больше волнуют материальные ценности, а никак не нравственные, не традиционные устои семьи. Мы все любим яркие и красивые вещи, которыми пользуемся какое-то время. Потом эти вещи нам надоедают, мы с ними безболезненно расстаемся, а вот с людьми, нашими родителями, бабушками, дедушками, хорошими соседями, задушевными подругами и просто друзьями, любовью и дружбой которых, мы очень дорожим, расставаться совсем не просто. Хочется быть с ними рядом каждый час, каждую минуту, каждую секунду.
24 года тому назад ушел из жизни старейший житель нашего села, о котором односельчане до сих пор вспоминают не только с искренним уважением, но и с глубоким почтением.
Говорят о нем как о человеке справедливом, душевном, ответственном, авторитетном и образованном. И я с гордостью могу сказать, что этим человеком был мой прадедушка- Палицын Петр Тимофеевич.
Со слов своих родителей и родственников, о нем знаю много. А чтобы узнать еще больше, я внимательно прочитала все его документы, которые бережно хранятся в нашей семье. Эти потрепанные, пожелтевшие от времени бумажки очень подробно рассказали о нелегкой, трудной жизни, которую мой прадедушка прожил достойно.
Мой прадедушка, Палицын Петр Тимофеевич, родился 18 июня 1903г. в с. Ермаковское, Ермаковской волости, Минусинского уезда, Енисейской губернии. Как свидетельствует справка крестиковского с/совета Ермаковского района от 1916г., у Палицына П.Т., кроме родителей (отца- Палицына Т.И. -1865г.р., матери- Палицыной В.П.-1863г.р.), было 9детей. Из этой же справки следует, что хозяйство Палицына Т.И. было следующее:1 изба,2 лошади,1 корова,4 га посевной земли. Социальное положение - бедное.
Трудно приходилось выживать такой большой семье, поэтому дети с раннего возраста батрачили. Сам Петр начал батрачить на зажиточных крестьян с 11-ти лет, чаще всего на сельхозработах. Очень хотел учиться, и сразу после революции заканчивает 2х классную начальную школу. Для того времени это был уже грамотный человек. И в 17 лет он работает в Ермаковском волисполкоме делопроизводителем. В этом же 1920м году он вступает в комсомол, активно участвуя в общественной работе.
Передо мной служебная книжка красноармейца, моего прадедушки, которая выдана ему 18.02.26г. в связи с его призывом в Красную Армию.
Службу проходил «во Владивостоцком батальоне местных войск с 1925 по 1927 год». По возращении из Армии он включается в работу по борьбе с кулачеством, принимает активное участие в организации табаководческого товарищества в с. Ермаковское. в 1929году мой прадед способствует организации коммуны им. Буденного Крестиковского с/совета, Ермаковского района и становится ее первым директором. В это же время он вступает в ряды КПСС. В 1930-1931годах Палицын Петр Тимофеевич направляется на борьбу с контрреволюционной кулацкой бандой Мишина, которая действовала в то время в Ермаковском районе.
Петр Тимофеевич принимает участие в боевых операциях по ликвидации остатков банды Мишина в следующих селениях Ермаковского района: Крестиках, Разъезжем, Саянске, Григорьевке, Покровке.
С гордостью об этом рассказывают в своем отзыве-справке Красные партизаны с. Ермаковского.
Далее он работает в Шушенском совхозе «Скотовод». В это время в с. Ермаковское действует районно-колхозная школа, куда Петра Тимофеевича назначают директором. Затем с 1934 по 1935гг он работает заведующим парткабинетом Ермаковского РК КПСС.
Род занятий моего прадеда удостоверяют ряд справок, выданных ему в ходе его трудовой деятельности.
С каждым годом Петр Тимофеевич понимал, что знаний ему не хватает. И в 1934г он поступает в 5й класс Ермаковской общеобразовательной вечерней школы для взрослых повышенного типа, которую он заканчивает в 1939 году, получив 7-летнее образование с отличием.
И сразу же его назначают сначала учителем начальных классов, потом учителем биологии в Ермаковскую среднюю школу. В этом же году у него появилась семья: жена- Палицына Вера Александровна, которая впоследствии заканчивает с ним пед. институт. А в 1934г у него появляется сын Палицын Владимир Петрович. В это же время он заканчивает заочно Минусинское педагогическое училище и в октябре 1940г поступает в Абаканский учительский институт на исторический факультет.
Но закончить его помешала война. С 1942-1945гг, он является инструктором по химической защите сначала в г. Ачинске, затем- в г. Львове.
С войны вернулся в августе 1945 года и вновь продолжает работать в Ермаковской средней школе, но уже учителем истории и по совместительству директором Ермаковской вечерней школы.
Весной 1948 года заканчивает заочно Абаканский педагогический институт. Но за год до этого, т.е. 1-го сентября 1947года, моего прадеда переводят директором Разъезженской начальной сельской, а затем и семилетней школы, где он проработал 16 лет до 1 июля 1963 года, по достижении пенсионного возраста.
Все эти 16 лет работы в Разъезженской школе еще больше раскрыли неуемный характер моего прадеда; его неистребимую энергию, огромное трудолюбие, деловую хватку в реорганизации школы и создание дружного и сплоченного педагогического коллектива.
До 1935 года наша школа была небольшой. Она состояла из 3х классных комнат и находилась в бывшем поповском доме. В 1935 году при ее первом директоре Лавриненко П.И., была построена новая школа, но тоже небольшая.
Петр Тимофеевич Палицын сразу же понял, что необходимо срочно достраивать школу, что и было сделано в очень короткие сроки.
Новая пристройка к школе увеличила ее чуть ли не в три раза. В школе дополнительно появилось 7 больших учебных кабинетов с высокими потолками и большими окнами, двери которых выходили в широкий и длинный коридор. Но на этом его хозяйственная деятельность не закончилась.
В это время в соседних маленьких деревнях стали закрывать начальные школы с реорганизацией колхозов и детей стали привозить в Разъезженскую школу. Поэтому Петр Тимофеевич начинает строительство школьного интерната. В дополнение к нему были построены кухня-столовая, баня для детей, живущих в интернате, небольшая пекарня, мастерские и спортзал, два школьных амбара для различного хозяйственного имущества школы.
Очень жаль, что эти постройки не сохранились до сегодняшних дней. Некоторые здания остались только на старых фотографиях.
Школа в бывшем поповском доме.
Школьный интернат.
В качестве транспортных средств в школе при Палицыне П.Т. было 2 лошади , большой конный двор, была и автомашина. Для учителей было 4 школьных домов-квартир, которые давали им бесплатно.
Под руководством Петра Тимофеевича у школы заложили великолепный парк – сад, как его тогда называли. И сегодня этот парк радует глаз своей зеленью, шумом, свежестью, легкостью дыхания, хотя давно уже нет здесь ровных аллей с аккуратными скамейками.
Школьный парк-сад.
В начале 90-х годов 20 века в центре этого сада краевой администрацией было решено построить новую школу: вырыли большой котлован, установили шлакобетонные опоры, да и забыли о дальнейшем строительстве школы. Видимо, не нашлось больше такого хозяйственника, как мой прадед, который никогда не бросал на произвол судьбы начатое хорошее дело.
А какой прекрасный пришкольный участок был в то время!
Здесь можно было увидеть аккуратную теплицу, географическую площадку. В школе работал кружок «Юный натуралист» под руководством учителя биологии Ефремова С.А., который вместе с ребятами занимался различной опытнической деятельностью. Кружок насчитывал до 50-ти учащихся. Они собирали богатый урожай овощей, зерновых культур, а облепихи, ранета, полуяблок набирали для продажи до 2-х тонн. Не случайно в 1956 году школа стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в г. Москве. Каждый представитель школьной делегации был награжден медалью ВСХВ.
А какие великолепные спектакли ставились моим прадедом! И не что-то простенькое
, легонькое, а классику: «Медведя» А.П. Чехова, «Майскую ночь» Н.В. Гоголя,
«Женскую долю» Н.А. Некрасова. Членами его драматического театра были как
учащиеся, так и взрослые люди: учителя, доярки, механизаторы, специалисты
колхоза. И ставились эти спектакли на сцене Разъезженского сельского клуба. Даже
уйдя на пенсию, он остается по-прежнему режиссером- общественником. В районной
газете «Ленинская искра» № 17, 8 февраля 1967 года Овсянникова Т., заведующая
сельским клубом в с. Разъезжее, в своей статье «Смотрим серьезно» написала
следующие строки о моем прадеде: «…В честь октябрьского юбилея нами поставлена
большая пьеса Е. Анучина «Ветер на Иртыше». Руководил постановкой Петр
Тимофеевич Палицын, который, будучи на пенсии, продолжает отдавать весь свой
досуг художественной самодеятельности, культурному и эстетическому воспитанию
молодежи».
Глубоко влюбленный в сценическое искусство, он каждое свое дело делает
добросовестно, что помогло разъезженцам удостоиться диплома на краевом смотре
художественной самодеятельности.
Перебирая документальный архив моего прадеда, рассматривая его фотографии, слушая рассказы-воспоминания о нем наших односельчан, все больше убеждаюсь в мысли о том, какой же это был необыкновенный человек, хороший организатор, великий хозяйственник, отличный режиссер, одним словом, незаурядная личность. За свои трудовые заслуги Палицын Петр Тимофеевич был награжден почетной грамотой.
Была у прадедушки и семья. Большим помощником, советчиком была его жена, а моя
прабабушка, Палицына Вера Александровна, которая, со слов моей мамы, а его
внучки, всегда оставалась доброй, ласковой, нежной.
В 1950 году в семье прадеда появились две дочери-двойняшки. Как вспоминает моя
бабушка Вера Петровна и ее сестра Надежда Петровна, мой прадед был не только
внимательным дедом, но и любящим отцом. Несмотря на свою загруженность, Палицын
Петр Тимофеевич находил время и для своих детей. Катался с ними на санках, ходил
на лыжах, да и просто гулял с ними по школьному парку. А когда дети подросли,
старался привить им любовь к природе, труду. В домашнем хозяйстве был большой
огород, в котором приходилось много работать, по всем законам агротехники. Но
эта работа никому
не была в тягость. А вечерами, когда были сделаны дела, вся семья пела.
Запевалой был прадед. И плавно неслись по дому слова песен: «По Муромской
дорожке», «По диким степям Забайкалья».
1968.
прадед, прабабушка с моей 6-ти летней мамой и моим молодым
дедушкой.
И, конечно, прадед и прабабушка очень любили свою учительскую профессию, всегда с достоинством и гордостью говорили о школе и своих учениках, о клубе и о спектаклях. Не было конца этим разговорам и дома.
Возможно, они и повлияли на выбор будущей профессии их детей, особенно дочек. 35 лет уже работает в школе Вера Петровна учителем начальных классов; Надежда Петровна учителем русского языка и литературы. И так же, как отец и мать, они окружены вниманием, любовью и заботой своих учеников. Уже 15 лет своей жизни отдала школе и моя мама: Любовь Владимировна Соколова, она социальный педагог и учитель начальных классов. Учителем начальных классов работает в школе и ее родная сестра, а моя тетя, Елена Владимировна Роговая, муж которой- учитель физкультуры.
Любовь к педагогической деятельности и искусству родители привели и нам- своим детям. Старшая дочь Надежды Петровны работает в сельском клубе художественным руководителем, младшая учится в КГПУ на филологическом факультете. После окончания 11-го класса, думаю, осуществится и моя мечта - я стану студенткой этого же университета и этого же факультета.
Пройдет время, мы станем взрослыми. У нас будут свои семьи, а значит, и дети, которым мы тоже будем рассказывать о самом замечательном человеке- Палицыне Петре Тимофеевиче, нашем прадедушке, и надеемся, что его жизнь, его любовь к школе, к свой профессии станет примером для последующих поколений нашей семьи.
Много лет прошло с тех пор,
Когда прадед жил на родной земле.
Шел от него такой задор,
Что на душе всем становилось теплей.
Гордость за деда осталась в семье.
Память о нем сохраним мы навечно.
Символом стал он в нашей судьбе
Жизнь продолжается, жить будем честно!
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»