Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Жизнь и творчество моей первой учительницы - Артёмовой Раисы Павловны


Министерство образования и науки
Муниципальное Образовательное Учреждение «Кононовская средняя общеобразовательная школа»

ОЧЕРК

Исполнитель: Вайсброт Ю.А. ученица 11 класса
Руководитель: Калислямова Т.П. учитель истории

Кононово - 2007

План

1.Семья.
2.Юношеские годы Артемовой Раисы Павловны
3.Первая учительница
4.Жизнь, творчество и педагогическая деятельность Раисы Павловны после ухода из школы.

Счастье даётся тому, кто много трудится.
Нет ни чего выше и прекраснее, чем давать
Счастье многим людям.
Л.Бетховен.

Артёмова Раиса ПавловнаПо земле позёмкой жаркий чад
Стонет небо, стон проходит небом!
Облака, как лебеди кричат
Над сожженным хлебом.

Хлеб, дотла и всё дотла.
Горе? Нет,… Какое же это горе.
Полплетня осталось от села,
Полплетня на взгорье.
(С.С. Наровчатов)

Закончилась война, война, которая унесла тысячи жизней, искалечила судьбы людей, оставила глубокий след в истории и сердцах людей.

Я хочу рассказать о человеке, сумевшем приспособиться к жизненным обстоятельствам и непостижимым образом победившем естественный страх.

Её жизнь протекала на фоне послевоенного времени, нищеты, голода, страха - спокойный быт ассоциировался не с тупой сытостью духовного убожества, а с миром, покоем и достоинством человека. Ведь реальный быт для большинства складывался из брачно-коммунального жилья, из бесконечного стояния в очередях, из оторванных карточек, получения лимитов, талонов, ордеров и т.п.

Артёмова Раиса Павловна родилась в 1945 году в селе Мижеркассы Чувашской АССР.

Она воспитывалась в большой семье, состоявшей из восьми человек - жили бедно, но счастливо. Дедушка Раисы Павловны был богатым, занимался сельским хозяйством, но после «раскулачивания» семья обнищала.

В 1943 году с фронта вернулся раненый папа, который во время Сталинских репрессий был сослан в Сибирь за не выполнение «трудодней».

Глубиной предпосылок массовых репрессий были противоречия, возникшие в ходе социалистической модернизации.

Индустриализация изменила структуру советской экономики, способствуя быстрому увеличению городского ( в том числе рабочего) населения за счёт сельского. Однако вчерашние селяне не имели навыка труда в промышленности. Им было трудно приспособиться к жесткой трудовой дисциплине в заводских условиях, необходимости соблюдать чёткий ритм работы. Всё это влияло на качество производимой продукции, а за малейшее невыполнение ссылали в ссылку.

Сначала семья жила в селе Сухобузимском, а в 1953 году родители, вместе с переселенцами из Чувашии, переехали в село Хлоптуново.

В 1963 году Рая закончила Кононовскую восьмилетнюю школу и поступила в педагогическое училище имени М. Горького.

Период борьбы за власть между приемниками И.В. Сталина, начинающиеся разоблачением «культа личности», первые реабилитации, затронувшие тех деятелей искусства и науки, которые стали жертвами репрессий, вызвали бурный отклик у творческой интеллигенции.

Во время «Хрущёвской оттепели» впервые в страну, закрытую для свободного въезда и выезда граждан, приехали тысячи молодых посланцев разных стран. В Москве открылась персональная выставка работ испанского художника П. Пикассо. Значительные средства выделялись на развитие ракетной техники. В 1957 году был образован крупнейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки «закрытых» научных городков, работающих на военные цели.

Атмосфера духовной свободы и открытого обсуждения проблем развития общества царила во всех уголках нашей страны.

Раиса Павловна считает, что время правления Хрущева (период «оттепели») – это самый светлый период её жизни и жизни страны. Поступив в училище, ей дали бесплатное общежитие, была высокая стипендия. У жителей страны появилась вера в будущее и уверенность в завтрашнем дне. Крестьянам выдавали землю и бесплатные квартиры, было два выходных дня, пожилые люди получали достойную пенсию, бараки были построены на совесть (некоторые сохранились в очень хорошем состоянии и до наших дней), было бесплатное медобслуживание. Производство и промышленность так же не стояли на месте, уровень незанятого населения был минимален. Стабильность и сплоченность, наверное, останутся только в памяти наших бабушек и дедушек.

После окончания педагогического училища, в 1967 году, учительница была направлена в Балахтинский район Красноярского края на работу. Желание работать на корабле «Школа» - было огромное. На этом «корабле» она проработала 38 лет, о чём совсем не жалеет.

В 1986 году переехала жить и работать в село Хлоптуново Сухобузимского района.

В 1992 году закончила Лесосибирский педагогический институт. После его окончания продолжала работать в Хлоптуновской основной школе учителем начальных классов.

Учительница уверена, что «дети военных лет» воспитаны правильно, у каждого практически одинаковая судьба.

Молодёжь того времени считала, что настанет такое время, когда можно будет прийти в магазин и взять товар бесплатно, и искренне на это надеялась.

Что же касается нашего времени, то жители страны мечтают о понижении цен на товар или хотя бы стабильности. Некогда любимая работа перестаёт приносить радость, ведь работая не всегда можно прокормить свою семью.

Раиса Павловна всегда трепетно и заботливо относилась к своим ученикам.

Ребята обожали свою первую учительницу в меру строгую, но справедливую, за терпение, доброту, понимание их проблем. Она всегда находила взаимопонимание с родителями учащихся, которые и сейчас относятся к ней с большим уважением.

Раиса Павловна как-то сказала: «Я очень благодарна богу, что родители учащихся мною всегда были довольны, ведь я всегда переживала за каждого ребёнка и с большой ответственностью старалась оправдать доверие родителей».

Два года не доработала Раиса Павловна до сорокалетнего юбилея своей педагогической деятельности. В связи с сокращением численности учащихся Хлоптуновской Основной школы была уволена в 2004 году по сокращению штатов.

Чтобы продлить свою педагогическую деятельность, Раиса Павловна взяла на воспитание из приюта девочку шести лет. На вопрос жалеет, ли она о своём поступке, ответила, не думая ни минуты: « Сейчас нисколько не жалею и люблю Лену как дочку».

В школе среди коллег Раиса Павловна пользуется непревзойдённым авторитетом. Её молодые коллеги восхищаются её энтузиазмом, энергичностью, готовностью придти на помощь.

За многолетний добросовестный труд Раиса Павловна была не однократно награждена почетными грамотами администрации Сухобузимского района и районного совета депутатов.

Это удивительный человек! Она и сейчас продолжает работать с ветеранами, возглавляет Совет ветеранов села Хлоптуново, ведет активную работу среди населения. В 2002 году ею был создан на базе сельского клуба фольклорный ансамбль «Ивушка», который неоднократно занимал призовые места, за свои выступления, в районных конкурсах. Летом 2008 года мечтает организовать ансамбль фокстрота.

Раиса Павловна – творческая личность. В свободное время она занимается вязаньем, шитьем из лоскутков, шьет куклы. Она занимается цветоводством, её летний сад один из самых красивых в селе.

На вопрос: «Что бы вы пожелали молодежи?». Раиса Павловна – ответила: «Надо любить жизнь, какая бы она не была. Не вешать нос! Чтобы у каждого человека была цель, любить учиться. Хотелось, чтобы пришло то время, когда бы дети сознательно тянулись к занятиям».

Что же касается её нынешней жизни, то она убеждена - «период оттепели» это самый замечательный период её жизни и жизни страны. Когда был задан вопрос «если бы Вам пришлось прожить жить заново, Вы бы прожили её также или что-то изменили», она ответила – « Я человек партийный и ничего менять не хочу, жизнь того времени мне очень нравится ».

Не уверенность в завтрашнем дне, не стабильность - пугают учительницу и заставляют задумываться о будущем.

Жизнь после военных лет оставила глубокий след в истории страны и сердцах людей, а рассказ Раисы Павловны не оставил меня равнодушной.

Использованные материалы:

1. Интервью с Артемовой Р.П.
2. Фотографии из семейного архива Артемовой Р.П.
3. Газета «Сельская жизнь».


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»