Муниципальное образовательное учреждение «Тюхтетская средняя общеобразовательная школа №2»
работу выполнила ученица 10 класса Волокитина Вероника.
Руководитель: учитель русского языка и литературы Зинович Т.Н.
Память, стой, очнись…
То из жизни моей – не из книжки…
(О. Козырева)
Когда я родилась, моя прабабушка принесла маленькую иконку и передала моей маме. Эту иконку мои предки передавали из поколения в поколение. Но почему они из большого количества родственников выбирали того, кому передавать это - для меня остается большой загадкой. И глядя на нее, я чувствую связь с предками моей семьи.
Чем взрослей становишься, тем с большей ответственностью слушаешь истории, связанные с моей семьей. Говорят, что сейчас модно вспоминать прошлое. Не согласна с этим словом. Не модно, а необходимо! Ведь уходят последние живые свидетели войны, участники коллективизации, строители моего настоящего. Вот уже нет у многих прабабушек, а у меня уже не осталось ни дедушки, ни бабушки. Но моя мама всегда рассказывает, как будто боится потерять память о свих родных. Итак, я начинаю свой рассказ…
Прабабушку по маминой линии привезли в Сибирь в возрасте 2-х лет в 1902 году из Витебской губернии, когда шло массовое переселение без земельных крестьян. Для меня остается загадкой! Как в те далёкие времена они по бездорожью добрались в такие глухие места, где стояли боры, как говорили, стволы в три обхвата, селились семьями, рыли землянки, валили деревья. Бор и сегодня стоит в нашем селе, он- памятник природы краевого значения. Он многое помнит и знает, только поведать свою тайну не может.
И расположилась семья Капитоновых на берегу реки Курии, на хуторе близь деревни Нечаева, на границе с Томской областью.
Как во всех семьях, была куча ребятишек, трудились с утра до ночи, в хутор часто наведывались медведи, задирали скот, летом страшный гнус. Вспоминаю строки из стихотворения нашего сибирского поэта Казимира Лисовского строки о Сибири:
Говорят, что метели там песни заводят,
Да медведи по улицам бродят..
Но не унывали, потому что было кругом столько добра: дичь, звери, грибы, ягоды, орехи. Все, кто трудился, стали обустраивать крепкие хозяйство. Дети вырастали, женились, выходили замуж. Засватали прабабушку, заехал красноармеец прямо во двор на коне, и в 1922 году появилась на свет моя бабушка, после которой на свет стали появляться её братья и сестры. У нас в семейном архиве хранится свидетельство о рождении моего деда. Эта настоящая музейная редкость.
Рассказывала бабушка: «С 5 лет брали её в поле от младенцев гнус отгонять, разведут дымокур, подвесят на ветку в люльке младенца, и сидела день возле него, мать с отцом сено косят, покормят ребятишек и опять за работу».
…Подрастала бабушка, начали организовываться колхозы. Родители целыми днями в колхозе, а ребятишки в бору ягоды и грибы собирают. Моя бабушка повторяла всегда, что ногой копанешь в лесу, то зимой рукой возьмешь. Наберут зимой полные коробы ягоды, грибов, а домой не донести, отправляют за родителями вечером. Идут на помощь взрослые. Зимой зайцев ловили на петли.
Началось раскулачивание, хоть наши и жили зажиточно, не тронули, очень большая семья - и все трудолюбивые, а родственников раскулачивали и ссылали на Васюгань, порушили семьи, осиротели дети. Забрали к прадедушке и прабабушке детей дорастить.
Грянула война, осталась бабушка с кучей ребятишек, забрали мужа и старшего сына, нецелованного юнца 16 лет, которому не суждено было вернуться! Нелегко ей было, когда рассказывала, мама вспоминает, плакала моя бабушка. Ей даже вспоминать было тяжело, а сердце не забывало. И пришло горе в дом, да не одно. Муж от ран в госпитали скончался, сын Федя подорвался на мине в Эстонии на острове Эдзель. Прислали похоронку на новогодней открытке. Обидно и больно бабушке от такой весточки, да, видно, не на чем было написать, сетовала она. Не нашлось, наверное, чистой бумаги, чтобы людям беду сообщить!
Горюй, не горюй, а работать в колхозе надо с утра до ночи. Дети семью кормили, тайга помогала, и на фронт посылки собирали.
От нового горя не оправилась, как ещё подкралось: шли женщины с прополки домой, налетел ураган и сорвал с головы прабабушки косынку. Судьба, видимо, готовила ее к новой беде: пришла домой, а дома рёв - дочь двенадцатилетняя утонула в Чети.
Моей бабушке пришла повестка явиться в районный военкомат. Приехала, отправили учиться в районную комсомольскую школу. Затем определили должность главного зоотехника района. Деревень около 100, вот и приходилось на лошади ездить по колхозам, осматривать скот молодой девчонке, работала, всё братьям и сёстрам старалась помочь. Сколько вынесли эти женские плечи! Все смогли: в колхозе работать, в комсомольской школе учиться, зоотехником работать! И не сломились, не сдались – выдержали! Не может даже моя мама без восхищения и волнения об этом говорить!
Кончалась война, стали с фронта возвращаться солдаты , мало было здоровых . То без рук, то без ног. Побаловала судьба её на этот раз. Достался моей бабушке слепой инвалид Великой Отечественной войны 2 группы: разорвалась мина около лица дедушки, когда они шли в атаку под Ленинградом. Обожгло лицо, глаза ослепли. Вынесли из окружения дедушку два солдата, только трое и спаслись, остальные все погибли. Бабушка благодарит Бога, что хоть тут немного была отдушина – живой ведь, на ногах, пришел с войны, дождалась!
Пролежал в госпитале в Москве, и чудо- хирург вернул зрение, только видел плохо. Пришел с наградой, о ней тогда не думала, лишь бы было с кем век вековать.
До конца дней дедушка носил очки с увеличительными стеклами и умер с семью осколками голове от снаряда. Осталась у нас в семье вот эта фотография – это самая моя любимая, потому что именно таким я запомнила своего дедушку.
Как вспомнит войну, так слёзы накатывались у него на глаза. Много рассказывал про войну, как ходил в атаку за родину, за Сталина, он не любил, когда говорили о нем плохо. Ведь это его юность, его вера и жизнь. У него в сундуке хранился портрет Сталина рядом с военными наградами.
Дед часто вспоминал, как в1948 году сослали его, и еще одного больного туберкулёзом земляка Василия Сысоева в ссылку на Дальний Восток. Когда спросила: «За что?». Дед ответил, что не работал на восстановлении хозяйства после войны.
А как слепому инвалиду 2 группы работать! Написал письмо Калинину. Через полгода пришел приказ: «Вернуть из ссылки».
Про родителей деда мама очень мало знает, только то, что его отца сослали из Петербурга, до революции, а прабабушка жила всё свою молодость в деревне Ивановка и перед войной переехала в Тюхтет, село, которое я называю своей малой родиной.
Бабушка была очень доброй, всегда обо всех помнила, всех, кто к ней не зайдет, усадит за стол и накормит, и закон у нее такой: все лучшее гостям.
Ссылали немцев с Поволжья в Тюхтет после войны, а бабушка работала в столовой. Придут поесть люди, а после них остатки от еды собирала и тихонько выносила голодным ссыльным немцам, пока они не прижились на нашей холодной сибирской земле. Многим помогала бабушка в трудную минуту. Всю жизнь трудилась и жила честно. Вырастила пятерых детей, пережала смерть своих детей. Осиротело трое внуков - и их подняла, ни от кого помощи не ждала, сама старалась всем помочь, и отмерено ей было жизни 85 лет. О моей бабушке писали в газетах, о том, какая она добрая и трудолюбивая. Я очень горжусь своими близкими, и хочу быть такой, как они. Но не хочу, чтобы моя судьба была похожа на их судьбу.
Когда были живы дед и бабушка, они были живой историей
Не стало их, теперь я все узнаю от мамы, она мне рассказывает и пересказывает, что ей рассказывали её родители.
В книгах пишут и переписывают историю, но я делаю для себя вывод, что самая правдивая история та, которую пережили и пересказали из поколения в поколение мои предки.
Пусть я немного написала об истории российских поколений. Но многим она покажется очень знакомой, потому что судьбы наших дедов и бабушек была похожи: бедность, голод, война, работа и семья. О чем говорят наши бабушки? О тяжелой нелегкой доле, выпавшей на и плечи. Мало кто говорит с радостью, все, кто вспоминает, у того слезы на глазах. История моей страны, действительно, перемешана со слезами и кровью наших предков. Мы должны помнить об этом, хранить память о них и знать историю не только по книгам, но по семейным биографиям.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»