Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История моей семьи в истории страны


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»

Выполнила: Загвоздкина Мария
Руководитель: Снегирева Людмила Игнатьевна,  учитель истории и обществознания средней школы №7.

г.Черногорск - 2007г.

Введение

Счастлив тот, кто может
проследить свою родословную
одного предка за другим и облечь
седое время покровом юности»
И.Рихтер

Сегодня, « в эру разрушающихся и исчезающих традиций», когда «универсальные ценности приходят в упадок и все большее число людей охватывается чувством бесцельности и пустоты…, основная задача нашего поколения состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы…, принимать независимые решения». 1

Любезные сибиряки,
Жить нынче трудно, я не спорю,
Но почему мы равнодушны
К чужой беде, к чужому горю?

Наркотики, куренье, блуд
Помолодели до предела,
Наверно скоро грянет гром,
Но нам до этого нет дела.

Живем мы под единым небом,
Но каждый по своим углам,
Своя рубаха ближе к телу,
Плевать на будущее нам.

Забыв о детях и о предках,
Мечтаем о шикарной жизни
И кладах в золотых монетах
Но только счастье не в деньгах
В детях – будущем страны!
( Б. Поволоцкий )2

Необходимо, чтобы люди нашего поколения умели принимать исторические знания, которые тесно связаны с культурой и традициями своей Родины, народа, своей семьи, родных и близких еще живущих или живших когда-то.

На вопрос любимой песни старших поколений «С чего начинается родина?…» многие ребята уверено отвечают : «С семьи». История семьи, как в капельке отражается в истории страны. Капельки, сливаясь в ручейки, а потом в реки и составляют историю.

Представление о человеке его роли в развитии общества, а особенно существенное изменение роли и места человека в мироздании, в научной картине мира, истории, разумеется, тоже не могут быть незаменимыми для культурного человека. Пожалуй, именно поэтому научный уровень осмысления должен быть дополнен уровнем философским.

Философский уровень осмысления культурных ценностей, на мой взгляд, является предельно высоким уровнем. В процессе данного осмысления вырабатывается мировоззренческая позиция человека моего поколения, формируется умение мыслить самостоятельно.

Пройдя через историческую, культурную бытность, привычные и обыденные, казалось бы, понятия обретают смысловую многозначимость, становятся интересными, значимыми, а стало быть, и ценными для моего поколения детей, подростков и юношей. Ведь главной задачей личности является осознание своей исторической, культурной , национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию жизни, исполненной слежению Отечеству.3

Понятия «семья», «родословная», «фамилия», «малая родина», «этнос», «природа», «человек», «личность», становятся как бы узелками, связывающие в прочное единство фрагментарные знания из разных областей, полученные учащимися в процессе образования.

На примере одной семьи, родословной можно проследить исторические вехи развитие моей страны. А также развеять миф о том, что не все мы являемся «Иванами, непомнящими родства».

Меня всегда интересовало прошлое… Прошлое страны, в которой я живу, прошлое своего города, прошлое моих близких… Ведь когда меня еще не было на этой Земле, на ней существовали люди, города, государства, и у каждого была своя жизнь…

Я очень люблю рассматривать фотографии, особенно старые, на них налет времени напоминает налет пыли на древних развалинах… Люди, изображенные на этих фотографиях тоже жили, мыслили, чувствовали, любили и ненавидели, радовались и огорчались. Были в их жизни и свои проблемы, и свои переживания, и свои трудности, и свои обиды, и было горе, и было счастье, и была у каждого из них своя история жизни.

Открываешь старый альбом и видишь лица, лица своих близких, лица своей семьи. Чем эти люди занимались? Чем жили…?

А еще меня привлекало звучание своей фамилии(сочетание звуков, режущих слух, звонких согласных). Совсем не такая звучная фамилия, как Милославский, Кречетов, или не такая простая, как Иванов, Петров. Необходимо отметить, что моя  фамилия является единственной в своем роде, у меня нет однофамильцев, а есть только родственники, разбросанные по всем уголкам России.

И мне стало интересно, откуда произошла моя фамилия, и кто был одним из первых её носителей.

Основатель рода и фамилии.

Из рассказов бабушки и мамы я узнала, что основателем рода Загвоздкиных, был Герасим Ефимович Загвоздкин. Он попал в Сибирь примерно в конце XIX века, после знаменитого «Манифеста об отмене крепостного права» из Вятки. Это город в центральной части России, имеющий древнюю историю, находившиеся сначала во владении суздальско-нижегородских, а затем галлицких князей. Известный своими мастерами и ремеслами на Руси, здесь, в свое время, отбывали ссылку Герцен, Салтыков – Щедрин, архитектор Веберг.4

Из этих уникальных и древних исторических мест прибыли в Сибирь и мои предки, а значит, и фамилия пришла отсюда.

Исследуя именования и их судьбу в разные века, можно установить связи русского населения с другими народами, выяснить, как шло заселение тех или иных мест нашей страны, носители каких говоров русского языка: северных, южных или центральных – среднерусских – приходили на земли Урала, Сибири.

С помощью слов легших в основу многих современных фамилий, можно изучать особенности быта русских людей, живших в отдаленные эпохи, можно установить чем питались, во что одевались, чем занимались крестьяне и ремесленники в XVI – XVII веках – в период становления фамилий.

Фамилии на Руси образовывались по нескольким направлениям: одно из них по прозвищам. Прозвища в свою очередь давались из-за внешности (рыжий, рябой, кряжистый, кривой и.т.д.), по характеру (Добрыня, тихий, лютый и.т.д.), по ремеслу (коваль, бондарь, рыбарь и.т.д.), по принадлежности к той или иной области (вятской, псковской, волжский и.т.д.), по принадлежности к мужу, сын или дочь ( Алексеев сын, Ярославна – дочь Ярослава и.т.д.

«Чьих вы будете?» Петровых, Заречных. Фамилия на – ых определяла не к отцу, а ко всей семье такие фамилии встречаются в XVII – XVIII веках в Вятке, на Урале, Сибири.3 Если говорить о моих предках, о которых я могу знать лишь пять поколений назад, то можно предположить, что предок с фамилией на - кин в Вятку попал из других регионов России (иногда прадед называл себя «чалдоном» - это выходцы с юга России, а именно с рек Чала и Дона). Возможно, предки не являлись коренными жителями Вятки, а может просто к 19 веку сформировались и другие фамилии на территории Вятки.5

Чтобы выяснить, когда возникли фамилии, нужно найти такие памятники, которые показали бы, что семейные именования переходят по наследству. Именование, передаваемое по наследству, говорящее о том, какой семье принадлежит человек.

А главой семьи на протяжении всех тех столетий, когда формировались фамилии, был мужчина.

Изучая фамилии вятской губернии 16-18 веков могу сказать, что иногда встречаются фамилии с суффиксом –кин (Гараськин, Данилкин), это доказывает, что мой род принадлежит к северо-восточным славянам. А в корне моей фамилии слово «загвоздка». В словаре Владимира Даля слову «загвоздка», очевидно от которого и произошла фамилия, дается несколько значений.

1) предмет, что вколачивают заместо гвоздя, болта, чеки.
2) остолбуха – удар кулаком в голову, тумак, удар кулаком.
3) мудреная задача, над которой надо подумать.6

Вероятно предки, которые жили в районе Северо-западной Руси, заслужили подобную фамилию из-за непростого характера.

Если брать первое значение, то возможно это человек, который имел неуемный характер, упрямый и заносчивый. По-второму значению, человек драчливый, задиристый, всегда лезет в драку, или первый ее затевает по любому поводу.

По-третьему значению – человек, который озадачивал окружающих нестандартным мышлением, смекалкой. Так или иначе, зная своих родственников, можно уверенно сказать, что все эти качества им присущи, значит, фамилию они свою оправдывают.

Непокорная Сибирь

Переселенцы в Сибирь прибывали из западной части России, тремя волнами. Первая – после покорения Сибири Ермаком, вторая волна – политические репрессии царского правительства, ссылки в Сибирь уголовных и политических преступников при Александре II, и третья – после сталыпинской реформы. Герасим Ефимович был переселенцем второй волны, но был простым «ходоком». Еще молодым и не женатым юношей со своими родителями ,после отмены крепостного права он шел искать лучшей доли в этой суровой и такой загадочной Сибири.

Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким полулегендарным временам, когда потомки новгородских ушкуйников , отважные поморы, добирались сюда по Студеному морю вдоль северных берегов континента. В течение нескольких веков морской путь в Обскую губу и низовья Енисея оставался единственным. В 16 веке он уже был хорошо известен поморам, но в 1620 году правительство запретило ходить на Восток. И только во второй половине 19 века вновь был разведан и окончательно освоен «Поморский ход».

В начале 17 века русские пользовались еще, по крайней мере, двумя путями на Енисей: более древний путь была северная дорога, начинающаяся от основанной в 1601 году «златокипящей» Мангазеи, и шедшая по рекам Тазу и Турухану.

Другая дорога – южный путь на Енисей. Он проходил через основанные в конце 16 века городки Нарым, Сургут, Кетск, далее по реке Кети на приток Енисея реку Кемь.

Последним этапом освоения русскими берегов Енисея был их выход в хакасские степи и предгорья Саян. У подножья хребта шла в обход реки узкая тропа. В 1709 году был поставлен Саянский острог – последний путь на тысячеверстном пути русских землепроходцев.

С начала 17 века два параллельных людских потока постоянно вливались в население края. Первыми были «служилые», торговые, промысловые, «охочие, гулящие» люди, переселенцы-крестьяне, словом, те, кто был привлечен сюда богатством сибирской земли, кто искал здесь лучшей доли и шел «своею волею». Вторыми были «ссылочные люди».

Здесь, на берегах Енисея, человек далеко не всегда ощущал себя «царем природы», признавая, что он лишь малая частица её. Мы отдаем дань восхищения первым землепроходцам, славим тех, кто столетиями ратоборствовал с дикой стихией, силу которой не перестаем ощущать и сейчас. Я думаю, силу необузданной природы этого края ощутила и семья Загвоздкиных. Им тоже пришлось осваивать эти земли, расчищать землю под пашню, строить дом, обзаводиться хозяйством. Позже проводя аналогию тех мест, где селилась семья моих предков, я обратила внимание, что они сменили около десятка населенных пунктов на юге Красноярского края и Хакасии, это говорит о том, что люди искали лучшее место жительства. И значит лишь одно, что не все всегда устраивало людей, что-то мешало надолго осесть на одном месте. Может в силу трудных жизненных условий, а может в силу неуемного характера, который толкал искать чего-то такого, чего не даже не могли объяснить, но «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Искали они счастья, чтобы жить спокойно, в достатке, трудиться, не думать о завтрашнем дне, то есть всего того, о чем мечтает человек на протяжении всего своего существования.8

Семья Герасима Ефимовича была крестьянской, но они прибыли в край, который был богат лесами – знаменитой сибирской тайгой, которая так же наряду с пашней кормила и поила людей. Быт их был устроен неприхотливо, как у всех: во дворе – небольшой навес, амбар, банька. Внутри дома – только одна горница, кухня с русской печью, сени, кладовая. Герасим Ефимович был заядлый охотник, поэтому в их семье всегда было много охотничьего инвентаря, одежды, ружье, капканы, подшитые мехом лыжи, копье-рогатина, с которой ходили на медведя.

В старости, как гласит семейная легенда, к Герасиму приходили охотники узнать удачной ли будет охота? Герасим брал баранью лопатку уходил с ней в баню, возвращаясь, выносил свой вердикт. Говорят, предсказания всегда были верными, он никогда не ошибался. Обряд гадания носил культовый характер: Герасим брал старую баранью лопатку, она у него хранилась в бане завернутая в тряпицу, и прятал её в углублении, которое было выдолблено в матице (центральная балка на потолке строения, такое углубление было и в бане выстроенной прадедом Иваном Андреевичем по улице Фрунзе в городе Черногорске). Затем он опускал кость в горшок с водой, в котором заваривались какие – то травы, произносил какие-то слова. После вынимал лопатку, на ней выявлялись знаки, которые он трактовал. Кто его знает? Может, он обладал экстрасенсорными способностями, а может это всего лишь легенда?

Здесь, в Сибири в Ермаковском районе, он встретил свою будущую супругу, создал семью, здесь родилось его восемь детей.

Внешне Герасим Ефимович был не высокого роста, но крепкого телосложения, обладал недюженной силой. Он был человеком просвещенным, все его дети и потом внуки имели образование на уровне церковно-приходской школы, они были грамотными, что в то время было редкостью. Многие из них разъехались в разные уголки России (и поэтому часто можно встретить в Интернете научные работы Загвоздкиных, живущих в Западной части России). Достаток был средний, но денег копить он не умел, поэтому семья считалась не слишком богатой. Семья облюбовала для места жительства Красноярский край, а именно Ермаковский район.

В конце XIX века в 80-х годах у Герасима Ефимовича родился сын Андрей.

Андрей Герасимович Загвоздкин (один из восьми детей Герасима Ефимовича) родился в селе Григорьевка, где у него и его супруги Косаревой Алены Егоровны родилось, опять же, восемь детей: пять мальчиков и три девочки. Судьбы у них были разные. По возрасту, они располагались так: Акулина, Георгий, Степан, Петр, Иван, Сергей, Антонина, Наталья. Все дети были крепкие и здоровые. Сергей был очень добр по характеру и обладал недюжинной силой, мог пальцами рук вынимать забитые гвозди.

Все дети Андрея Герасимовича дожили до детородного возраста, (кроме Степана и Сергея – они пропали без вести во время войны). Сам Андрей Герасимович был крестьянин, хозяйство было не велико, семья была не очень богата по деревенским меркам, много детей, пятеро сыновей помогали вести хозяйство,

все они выучились читать и писать даже девочки, посещали церковно-приходскую школу в селе Григорьевка. Все они родились на рубеже 19-20-го столетия. Вместе со страной переживали события тех лет. Семья не подвергалась политическим репрессиям, трудилась, растила детей, не думаю, что политическая жизнь страны прошла мимо их. Репрессии коснулись другого предка по линии прабабушки Зубаревой Федосьи Макеевны (был репрессирован ее отец, но уже после того как она вышла замуж), но это другая история.7

Довоенный и послевоенный период.

Наступило тяжелое для всего народа, для всей страны время…Время страшного горя и бед

Во время Великой Отечественной войны все сыновья Андрея Герасимовича защищали нашу Родину. Сергей и Степан с войны не вернулись.

В бою за город Варшаву погиб Степан Андреевич – полный кавалер «Ордена Славы»

Сергей пропал без вести. Но существует семейная легенда, что в 50-х годах в село Усинское, где проживала старшая сестра Акулина, приехал незнакомец, он был одет очень элегантно и богато по-городскому: в длиннополом пальто и шляпе.

Долго беседовал с Акулиной, не называя себя, на прощанье оставил деньги, но деньги были иностранные и за ненадобностью были просто утеряны. Акулина решила, что это и был Сергей, только очень изменившийся, видимо была очень веская причина не называть себя. Дальнейшая судьба этого человека не известна, больше он не появлялся. 8

Думаю, что Сергей не назвал себя по двум причинам, может, он был разведчик и просто не имел права выдавать себя, ему просто позволили попрощаться со своей страной и родными, перед ответственным заданием. Или он сам эмигрировал в другую страну, что в те времена граничило с предательством, и сам решил попрощаться и чем смог помочь родным, теперь я уже об этом вряд ли узнаю.

Война сделала моего прадеда инвалидом, мою бабушку сиротой. Она оставила очень долгий неизгладимый отпечаток в сердцах людей, в том числе и в моей семье.

Жизнь моего рода словно разделилась на время до и после Великой Отечественной войны.

Сколько переломанных судеб, сколько незаконченных дел, сколько неосуществившихся планов и надежд, а сколько бессмысленных жертв! Я вообще считаю, что любая война – это бессмыслица! Есть такой замечательный фильм А. Митты «Сказка странствий», и там говорится, что «наш мир – это единый живой организм, представляете, что будет, если печень поссорится с селезенкой, если сердце заберет себе половину легкого!» нельзя чтобы страны враждовали между собой, такого быть не должно и не может быть!

Нас и так слишком мало для такой большой Вселенной! Но наш безумный мир, не взирая на все мыслимые ми не мыслимые нормы, все же продолжает поедать сам себя…

Прадед Иван Андреевич вернулся с войны в 1943 году. Война еще не окончилась. Так как он был грамотным, то его попросили поработать заведующим магазином на станции Черногорские копи. Эта работа совсем не соответствовала характеру прадеда, но он работал до тех пор, когда с фронта стали приходить другие мужчины, а потом ушел работать на Черногорский ЛМЗ. Его семья во время войны жила в поселке Тепличный. Четверо детей и жена работали в колхозе и вели свое скудное хозяйство. Прабабушка помнит как прибыли эвакуированные из голодного Ленинграда. Как их расселяли. Как вместе переживали нелегкое время.Когда вернулся с войны прадедушка, семья вернулась в город.

Антонина Андреевна (младшая дочь Андрея Герасимовича) очень любила выращивать цветы, она долгое время жила в Кызыле, выращивала георгины, к ней за редкими и красивыми сортами приезжали из самой Москвы. В 70-х годах 20-го века.

Георгий и его дети жили в марал-совхозе, где работали по разведению маралов для получения от них ценнейшего сырья – «маральих пантов» (рога молодого марала, которые покрыты шерстью и содержат в себе очень ценное вещество «панкатрин», из которого получают лекарство при лечении бронхиальной астмы, гипотонии и др.). Сам он работал милиционером.

Затем он с семьей переехал в Кызыл в Зверохозяйство, где занимались разведением ценных пород пушного зверя (песцы, норка, чернобурая лиса). К сожалению, 3 года, как это хозяйство не существует. Все три дочери Георгия Андреевича имеют высшее образование, трудолюбивые, порядочные, с тонким чувством юмора - фамильная черта.

О прадеде

Ближайшим мне продолжателем рода Загвоздкиных стал сын Андрея Герасимовича – Иван Андреевич, из всех детей Андрея Герасимовича у него у одного родился сын, который продолжил его род.

Иван Андреевич Загвоздкин родился 21.11.1906 года в селе Верхний Кебеж, Ермаковского района. В прошлом году ему бы исполнилось 100лет. Это был очень интересный, незаурядный человек. Прекрасный столяр и плотник, имел образование – четыре класса церковно-приходской школы. Прекрасно пел, рисовал, обладал прекрасной фантазией, сам сочинял сказки или переделывал известные уже сказки, (очень большое количество таких полуправдивых сказок до сих пор с трепетом вспоминает моя мама, и много из них я слышала с детства). Он много читал, собирал личную библиотеку. (у нас хранится очень старое издание «Трёх мушкетеров» А.Дюма, «Гулящие люди», «Овод» Э. Войнич» ) к сожалению многие страницы уже утрачены, но в нашей семье много книг к этим потрепанным книгам особое почтение.

Иван Андреевич обладал очень тонким чувством юмора, знал огромное количество прибауток, старинных песен. Он всегда говорил, что «хорошего человека судьба пожмет, пожмет и отпустит». Еще любил загадывать загадки: «Что на свете всего дороже, быстрее, милее, мягче, жирнее, роднее?» Ответы он всегда объяснял так: « Всего дороже родина, так как она всегда одна, где бы ты ни был, тянет на родину, лучше её не найти. Всего быстрее человеческая мысль, вот пока думала над ответом, сколько мыслей в голове пронеслось? Всего милее – сон, как бы человек не устал, поспит и вся усталость, дурные мысли уходят прочь. Всего мягче – рука, на какую перину не положи человека, он под голову руку подложит. Всего жирнее – земля-матушка, кормит и растения, и животных и человека. Всего роднее – мать, она вынашивает и рожает человека, она воспитывает, она поймет и примет своего ребенка, родней ее никого нет». Когда он возвращался с войны, его приглашали в Краснознаменный хор Александрова, но он отказался от предложения, так как очень любил детей, а дома его ждали четверо. В 1926 году он женился на уроженке села Ермаковское Зубаревой Федосья Макеевне 1909 года рождения. Поженились они в селе Ермаковском в 1936 году, Отец Федосьи Макеевны был репрессирован. В селе Ермаковском раскулачен и сослан на поселение в село Усть – Абаканское.

При вольной жизни семья Зубаревых была очень зажиточной, они имели большой дом, хозяйство, богатые пашни, зимой Макей Филиппович занимался извозом, скупал у рыбаков рыбу, формировал обозы, возил их в город Красноярск. После удачной торговли главным его занятием было посчитать вырученные деньги и сложить их в сундук, при этом все дети, а их было семеро, ходили в старье и напоминали нищих. Федосья Макеевна убежала от отца (она всегда так и говорила, что замуж пошла «убёгом»), и вышла замуж тайно за Ивана Андреевича, на тот момент ей было 17 ле, а ему 19. Познакомились они на пасхальных гуляньях, понравились друг другу: у него был кудрявый чуб, и он здорово пел, любила рассказывать прабабушка, но отец Федосьи Макеевны не хотел родниться с беднотой, был категорически против замужества дочери. После того, когда узнал, что Фенька все-таки вышла замуж, смирился и пригнал молодоженам крову, а мать Улита Михайловна подарила швейную машинку (которая до сих пор храниться в нашей семье и моя мама и я шьем на ней). Молодожены вынуждены были уехать сначала в город Минусинск, затем перед самой войной в город Черногорск, где они, и жили до самой старости, Федосья Макеевна умерла в 2000 году в возрасте 90 лет.

В течение их совместной жизни, у них родилось восемь детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Трое сыновей и дочь умерли, не дожив двух лет, это говорит об очень большой детской смертности тех лет, видимо медицинское обслуживание было на низком уровне, помощь оказывалась примитивная, не было не современного оборудования того периода, препаратов, дети могли умереть от любой инфекции, простуды, воспаления легких. До взрослого возраста доросли Антонина, Зинаида, Иван и Галина.

Прадедушка (Иван Андреевич) в 1941 году был призван в ряды Советской Армии, защищать нашу Родину от фашистских захватчиков. Служил он в артиллерии – «бог войны». Артиллеристам во время войны приходилось испытать не меньше, чем пехотинцам, и в грязь и в снег, в жару и стужу на себе тащить тяжелые орудия и боеприпасы, а в боях так же принимать на себя первые удары. Но прадедушка об этом говорил мало, видимо все это оставило неизгладимый след в его чувствительной, впечатлительной душе. Он говорил, что, сколько он убил фашистов, не знает, он их бил на расстоянии пушечного выстрела, но однажды ему пришлось убить «фрица», когда они были в разведке. Прадеду необходимо было снять часового. У него был финский нож, и в борьбе он немца ударил в голову этим ножом, да так, что прихватил собственную ладонь. После этого он заплакал, но не от боли в ране, а оттого, что представил, ведь у убитого немца тоже могли быть дети, мать, жена.

Это еще раз подчеркивает, что прадед был человек добрый, абсолютно не озлобленный, очень ранимый. Он вернулся с фронта после ранения, был комиссован по ранению, у него была вырвана икроножная мышца, то есть он был инвалидом войны.

Война для него закончилась под городом Ржевом в 1943 году из-за серьезного ранения. Он никогда не кичился ни своими наградами, не званием ветерана войны, ничего не брал без очереди, хотя нрав у него был задиристый, но не скандальный. После войны он долго трудился на Черногорском Литейно-Механическом заводе и ушел на пенсию, умер в1978 году после тяжелой болезни. Он умер в возрасте 72 лет, на фронте он заработал ранение легкого и умер от астмы легких. Материальные блага у прадедушки всегда были на втором или третьем месте, главное было общение с детьми, с друзьями, любимое дело.9

Имя моего деда высечено на городской «Арке Славы». Хочется сказать искренние слова благодарности в адрес городского «Совета ветеранов», они увековечили имена не только тех, кто погиб на войне, но и тех кто участвовал и вернулся живым, продолжая жить и работать на благо нашей Родины.

Каждый год мы с мамой в день самый главный для всех россиян, я думаю другого такого дня просто нет, 9 мая возлагаем цветы к «Арке Славы». Это наша семейная традиция. Я очень рада, что у нас есть в семье традиции, потому что именно они позволяют не забывать о тех, кто жил когда-то, трудился, для того чтобы жила я. В ходе моего исследования, мне пришлось обращаться за помощью в городской музей, военкомат, «Совет ветеранов». Я очень захотела узнать, в какой именно воинской части служил мой прадедушка. Он был инвалидом воины, и я надеялась, что хоть какие-нибудь документы сохранятся. Но во время «перестройки» все документы были переданы в Собесе и за ненадобностью уничтожены. Вот так «бережно» мы относимся к своему прошлому!

Жизнь продолжается!

Все остальные продолжатели рода жили в относительно мирное время.

Мой дед Иван Иванович Загвоздкин (единственный сын Ивана Андреевича, и единственный продолжатель фамилии) родился 04.01.1940 году. Учился в школе № 7, которую окончил в 1955 году. В 1959году был призван в армию, служил на Чукотке в обслуживании военного аэродрома, демобилизовался в 1962 году.

В 1964 году женился на Коршуновой Ирине Александровне 22.11.1939 года рождения. Родилась она в Селе Овсянка, Манского района, Красноярского края (родина знаменитого сибирского писателя Астафьева). Ее тоже не обошла Великая Отечественная война. Родители бабушки погибли: мать умерла в 1945 году от воспаления легких, которое заработала на сплаве леса, а отец пришел с войны живой, но его скосил туберкулез, который он приобрел на войне, и в 1946 году он скончался в больнице, и бабушка с пяти лет осталась сиротой. Выросла в детском доме в селе Семеново Красноярского края. С 12 лет её воспитывала тетка Боголюбова Аграфена Петровна – родная сестра её мамы Марии Петровны ( в честь её меня назвали Марией). Бабушка с 14 лет была вынуждена пойти работать: сначала в Овсянке учетчицей на сплаве, потом телефонисткой в селе Слизнево, затем в начале 60-х она приехала в Черногорск, где в 1964 году была депутатом городского совета. В этом же году она вышла замуж за моего дедушку.

В 60-е годы прошлого столетия государство обратило внимание на богатейшие полезными ископаемыми северные территории, и представило проект об освоении северных территорий. По этому проекту люди могли уезжать «на Север» жить там и работать. Многие уезжали в надежде заработать действительно большие деньги «за длинным рублем», некоторые ехали просто за романтикой.

Молодая семья Загвоздкиных тоже решила попробовать себя в этой программе. В 1964 году Иван Иванович и Ирина Александровна уезжают на север, там же, в республике Якутия на прииске Кулар, в 1965 году рождается моя мама, Загвоздкина Ольга Ивановна. Условия жизни были не легкие. Жили поначалу в огромных палатках из парусины и брезента, в качестве утеплителя внутри слой льда, который завешивался еще одним слоем брезента, спали на деревянных топчанах, жили по три семьи, затем каждой семье был выделен отдельный деревянный домик – балок, собранный из щитков. Каждый такой домик был типовым, имел сени, общую комнату, разделенную на кухню и спальню. В кухне стояла бочка для привозной воды, которую закачивали в машины-водовозки прямо из реки, поэтому нередко в чайниках варились мальки рыб, железная печка, стол, в спальни две кровати по бокам, вот и вся обстановка. Было трудно, но все компенсировала молодость. Дедушка мыл в шахте золото, бабушка была охранником инкассатора.

В 1969 году мои бабушка, дедушка и мама возвращаются в республику Хакасия, Больших денег эта поездка не принесла. Но зато дала большой жизненный опыт. В1972 году, появляется на свет младший сын, Андрей Иванович.

Оба ребенка ходили детский сад «Белочку», окончили школу №16 города Черногорска. Получили высшее образование: мама окончила «Абаканский Государственный педагогический институт», биолого-химический факультет, 6 лет работала по распределению на Дальнем Востоке, в Дальнереченском районе. В 1994 году вернулась в город Черногорск, сейчас работает заместителем директора по воспитательной работе в школе № 9.

Дядя - Красноярскую академию цветных металлов. Работает горным мастером на Абаканском разрезе.

В 1990году родилась я, в 1995 году у Андрея Ивановича рождается сын Ярослав, а в 2006 году дочь.

Заключение.

Пусть рвутся связи, меркнет свет.
Но подрастает в семьях дети
Есть в мире Бог, иль Бога нет,
А им придется жить на свете.10

На этом род Герасима Ефимовича, я надеюсь, не закончится. Потому что не заканчивается жизнь, не заканчивается время, которое не выбирают люди. Ведь сейчас, когда разрушены все ценности, многие исторические факты либо исковерканы, либо интерпретированы в угоду сегодняшнего дня, сиюминутных политических интересов, а где-то просто забыты, и только воспоминания ранее живущих людей их мироощущение могут восстановить истинную картину. Я понимаю, что мнения людей очень субъективны, ведь каждый судит по-своему, кому-то что-то нравиться, кому-то нет, кто-то в силу личных обид, кто-то просто из равнодушия.

Все же я считаю необходимо каждому ныне живущему молодому человеку знать о своих предках, хотя бы до третьего поколения, что бы его род не затерялся на задворках истории, чтобы уметь делать выводы, учитывать ошибки других, чтобы их было как можно меньше в твоей жизни.

Исследуя жизнь моих предков я столкнулась с немалыми загадками, может я еще найду ответы на них. Мне было очень интересно узнать о жизни переселенцев с запада в Сибирь, как они жили, как осваивали, эти земли, приобретали новые традиции и новые качества характера. Интересно происхождение фамилии. Но я сожалею о том, что охватить я смогла всего пять поколений, что многие загадки останутся не разрешимыми, но многие вопросы найдут продолжение моего исследования, надеюсь, удастся узнать, в каких частях служил мой прадед, где проходили военные действия этой части, кто командовал и многое другое. Мне не удалось выяснить до конца происхождение своей фамилии, это тоже направление для нового поиска. Но я сумела установить связь между поколениями, увидеть их быт, их нравы, традиции, и для меня это тоже очень ценно.

Я поняла, насколько им стали дороги эти края, где они обосновались, пустили корни, где они приобрели свою «малую родину», которая неразрывно связана с их судьбой, судьбой их страны. Родина и Государство - понятия разные, правительство и строй - все подвластно изменению, не меняется лишь чувство Родины.

А времена, они как река, несущая свои могучие воды, но человек их не выбирает, и он должен знать, что история – наука о свершившихся фактах, а человек творец истории.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают,
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме в полутьме?

Что не век, то век железный.
Но дымиться сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй ни кому.

Крепко тесное объятье.
Время – кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас черты его и складки,
Приглядевшись, можно взять.

(А.Кушнер)11

Список литературы:

1)Франкл. «Человек в поисках смысла» стр.23
2)Б Поволоцкий «Храните Красоту» Абакан – 2004 стр. 17
3) В.И.Лутивинов»Российский патриотизм: история и Современность» стр.6
4) «К& М – 2003» Статья «Киров(город в Кировской области
5) Е.Н Полякова «Из истории русских имен и фамилий» стр. 6.
6) В. Даль «Толковый словарь великорусского языка» том 3 стр. 328.
7) Б. В. Гнедовский, Э.Д.Добровольская» Вверх по Енисею» стр. 9,11,14,15,178.
8) Из интервью с И.И. Загвоздкиным
9) Из воспоитнаний Загвоздкина И.И., Загвоздкиной О. И., Загвоздкина А.И..
10)ж.Ровестник1998 №8 стр7
11)Дмитрий Сухарев «Антология Авторской песни» А. Кушнер «Времена не выбирают…»


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»