Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Появление немцев в России, Поволжье, Сибири, селе Кочергино


Исследовательская краеведческая работа

Номинация: «Свои - чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения»

Участник конкурса:
Дёмина Линда.
662921, Красноярский край,
Курагинский район, село Кочергино
МОУ Кочергинская СОШ № 19
9 класс.

Руководитель исследовательской работы
Новосельцева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Кочергинская СОШ № 19

Кочергино
2008 г.

Оглавление

Введение
Глава I. История появления немцев в России, Поволжье, Сибири, селе Кочергино.
1. Появление немцев в России и Поволжье.
2. Расселение поволжских немцев в Сибири.
3. История появления поволжских немцев на земле Курагинской, в селе Кочергино.
Глава II. Культурные традиции, обряды и обычаи немцев, проживающих на территории поселения.
1. Свадебный обряд.
2. Рождество – один из самых значительных праздников года.
3. Главный весенний праздник – Пасха.
4. Троица.
Заключение

«История предков всегда любопытна для того,
кто достоин иметь Отечество».
Н. М. Карамзин.

Введение

Темп современной жизни очень быстрый. Большинство людей много работают, чтобы добиться карьерного роста, заработать денег для достойной жизни. Времени для встреч и живого общения с родственниками, близкими людьми не остаётся. Даже письма в наши дни пишут редко, общаясь по телефону, электронной почте. При таком темпе жизни люди, к сожалению, забывают о своих корнях, не задумываются о своей родословной. Человек, не знающий своих корней, истории своих предков, малой родины, не может по-настоящему любить свой народ, свою Родину. Состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения разных народов, материальную и духовную культуру, особенности быта изучает наука этнография. И чем дальше уходит время, тем актуальнее становится тема исследования исторических корней моих земляков. Надо успеть, пока не поздно, поговорить с теми, кто всё видел «детскими глазами», кто сможет рассказать обо всём увиденном, прочувствованном.

Село Кочергино - старинное, основанное, согласно преданию, князцом Кочерге на берегу реки Туба. Это одна из административных единиц на территории Курагинского района. В нём проживает чуть больше тысячи человек разных национальностей, из них зарегистрировано 87 человек немецкой национальности.

Разными путями и по разным причинам появлялись люди в нашем селе. Во мне течёт немецкая кровь (моя бабушка – немка), поэтому мне стало интересно, как в далёкой Сибири, в частности моём селе, появились немцы, как вообще они оказались в России.

Целью моей работы является исследование появления немцев в России, Поволжье, Сибири и селе Кочергино.

В ходе работы постаралась решить следующие задачи:

1) изучить историю появления немцев в России, Поволжье;
2) выяснить причину и дату появления немцев в селе Кочергино;
3) исследовать культурные традиции и обычаи немцев, проживающих в селе Кочергино, сохранившиеся поныне.

Для исследования использовала следующие методы: анализ литературных источников, изучение архивных материалов, в том числе и семейных реликвий, интервьюирование жителей села немецкой национальности.
Эту исследовательскую работу я посвящаю моим родственникам и землякам немецкой национальности.

Глава I. История появления немцев в России, Поволжье, Сибири, селе Кочергино

В начале своего исследования постаралась выяснить, как появились немцы в России. Свои изыскания начала с изучения литературных источников по интересующей меня теме. Прочитав книги Альфреда Рамбо «Живописная история древней и новой России», В. О. Ключевского «О русской истории», выяснила дату и причину появления немцев в России.

В книге Рамбо написано, что «Иван Грозный, как и Петр великий, хотел, подобно ему, прорубить окно в Европу и завистливо взирал на гавани: Нарвскую, Ревельскую, Рижскую, которые были во власти Ливонского ордена. Около 1547 года Иван послал саксонца Шлитте с поручением пригласить в Россию инженеров и мастеров. Тот набрал около ста человек. Но ревность немцев пробудилась. Они боялись, чтобы Россия, став цивилизованною, не сделалась могущественною. Ливонский орден просил императора Карла пятого позволения задержать этих иноземцев. Ни один из них не достиг Москвы. Иван Грозный призывал в Россию иностранцев, и они появились…Он разрешил дерпскому священнику Веттерманну проповедовать в Москве, сам слушал проповеди Эберфельда, позволил построить кальвинистскую и лютеранскую церкви в двух верстах от Москвы» [8, с. 156]

Россия XVI и XVII века представляется нам восточным государством, которое не имеет никаких сношений с Европой. Ливонские рыцари, поляки, шведы и датчане понимали, что лишь варварство России ставило её ниже слабейших соседей, ревниво стерегли, чтобы в неё не могли проникнуть с Запада люди, оружие и науки. «Между тем Россия начала делаться европейским государством». Во время царствования Михаила западное влияние становилось значительным. В Москве было больше иностранцев, чем когда-либо. Голландец Виниус основал в Туле завод для отливки пушек, ядер и других предметов из железа. Немец Марселейн основал такие же заводы на Волге, в Костроме и Шексне. Даны были иностранным торговцам привилегии при условии, чтобы не скрывали от русских ни одного из секретов своего производства. Думается, что это стало началом появления первых немцев в Поволжье» [8, с. 207]

В царствование Алексея Михайловича (1676-1682 г.г.) усилилось европейское влияние. Особенно Россия населилась военными людьми, вызванными из-за границы для командования русскими полками иноземного строя: «…пара генералов, до ста полковников и бесчисленное количество офицеров. В 1684 году иноземный мастер Зоммер показывал Петру 1 гранатную стрельбу, любимую его потеху впоследствии» [8, с. 253]

Во время царствования Петра I Россия стало больше иностранцев, так как реформы Петра были подготовлены реформами Алексея Михайловича. Петр заимствовал всё у иностранцев, не всегда имея времени для критической оценки. Петр I, окружив себя голландцами, англичанами, шотландцами, швейцарцами и немцами, переносил целиком промыслы и ремёсла, приказывая переводить иностранные книги, а его речь была пересыпана иностранными терминами. Даже одежду носил он голландскую или немецкую. В числе его сотрудников были женевец Лефорт, занимавший пост генерала, шотландец Гордон, предводительствовавший войсками, шотландец Брюс, организовавший артиллерию и управлявший дипломатическими сношениями; Остерман - искусный дипломат; Миних, родом из Ольденбурга, хороший инженер, занимавшийся прорытием Ладожского канала.

В Москве, городе царей, иностранцы обязаны жить только в Немецкой слободе, а в Петербурге, городе императоров, русский и чужеземец живут друг возле друга и заводят знакомства.

Во время правления императрицы Анны Иоанновны «господство было в руках немцев». Страной управляли Бирон Эрнест Иоганн (1590 -1772 г.г.), фаворит Анны Иоанновны и Остерман Андрей Иванович (1686 -1747 г.г.), выходец из Германии, государственный деятель, дипломат, живущий в России с 1703 года. В1741 году Остерман сослан в город Березов, когда на престол взошла Елисавета Петровна, а Бирон находился в ссылке с 1740 по 1761год. Впоследствии ему разрешили жить в ссылке в городе Ярославле. Об этом пишет В. О. Ключевской в книге «О русской истории» [5, с. 571]

Плановое поселение немцев осуществилось во времена правления Екатерины II (1762-1796), Павла I (1796- 1801), Александра I (1801-1825).

На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных земель. Чтобы освоить эти земли, Екатерина II издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. В нём говорилось:

1. «Всем иностранцам дозволяем в Империю нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех наших Губерниях.

2. «Всем прибывшим в Империю нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно».

3. «Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию никаких в казну нашу податей платить и никаких обыкновенных служб служить».

4. Поселившиеся в России иностранцы во всё время пребывания своего ни в военную, ни в гражданскую службу против их воли определены не будут» [4, с. 4]

И действительно, немцы, поселившиеся на необжитых местах, освобождались от налогов сроком до 30 лет, а в других областях – на срок до 10 лет. Земли колонистам передавались во владение «на вечные времена», но наделы наследовал обычно младший сын. А вот продавать или передавать без ведома общинного управления нельзя было. Они имели право на общинное самоуправление, но подчинялись непосредственно Престолу. Колонисты могли в любое время покинуть царскую империю, они были свободными, а не крепостными. В то время, как на своей родине они испытывали угнетение иностранными и своими собственными правителями, хозяйственную нужду, ограничение свободы вероисповедания.

Манифест Александра I от 20 февраля 1804 года особо выделял «переселенцев, которые могли служить образцом в крестьянском деле и ремесле…хороших землевладельцев…» [4, с. 5]

Павел I во Всемилостивейшей Привилегии от 6 сентября 1800 года определил дополнительные права – «освобождение от военной и гражданской службы на все времена, от присяги перед судом, свобода ремесел» [4, с. 5]

Эти привилегии, обещанные царём людям, жившим в нужде и лишениях в Гессене, что на юго – западе Германии, казались привлекательными. Оттуда и ещё из Баварии в 1763/67 годах шла основная волна переселенцев. Они образовали колонии под Самарой и на Волге. Заселение России немецкими крестьянами началось в 1763 году и длилось до 1842 года, а некоторые колонии закладывались вплоть до 1862 года. Трудный путь был проделан переселенцами по суше до Любека, а потом до Петербурга на пароходе. До Москвы опять по суше и водным путём по Волге до Саратова, где на замкнутой территории было заложено 104 поселения. В 1763 -1768 годах в Поволжье поселилось около 8000 семей общим числом в 27000 душ. На горной стороне (правый берег Волги) было основано 45 колоний и на луговой стороне (левый берег) - 57. Таким образом, немцы Поволжья являются выходцами из Гессена, но есть и из Пфальца и Вюртемберга. Поселения были заложены строго по вероисповеданию: евангелическое и католическое (Горная сторона 31 и 14, луговая сторона 14 и 24). Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения российских немцев. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло 8 человек. У всех немцев в России со временем развилось чётко выраженное сознание Малой родины.

На новой родине переселенцы стремились остаться немцами (Приложение 1). Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык, традиции и передавали последующим поколениям. Культуру российских немцев в сельской местности определяли в основном крестьяне.

Занимаясь земледелием, в первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овёс и кукурузу. В экономическом отношении поселенцы испытывали трудности, но их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к подъёму жизненного уровня. Религиозная жизнь у поселенцев была активной. Своими силами строили церкви. Они были их гордостью, своим архитектурным стилем напоминали оставленные на родине образцы неоклассицизма XVIII и XIX веков (Приложение 2). Школы в немецких поселениях также способствовали сохранению самобытности немецкой культуры. Преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. Школы, как и церкви, строились на общинные деньги.

Таким образом, я пришла к выводу, что поволжские немцы – это выходцы из Германии, ставшие гражданами России.

В то время немцы в добром взаимопонимании жили с русскими. Но во второй половине XIX века в кругах дворян, политиков и интеллигенции стала возрастать неприязнь ко всему немецкому. Их привилегии и хозяйственные успехи вызывали зависть. Франко-прусская война и образование Германской империи стало толчком к отмене «на вечные времена» прав и привилегий. В 1874 году на немцев была распространена воинская повинность. Во времена первой мировой войны они служили санитарами.

В 1923 году была образована Автономная советская социалистическая Республика /АССР/ немцев Поволжья. Она занимала 28,4 тысячи кв. км. Центром являлся город Энгельс. Население составляло 605,6 тысяч человек (по другим данным – около 400 тысяч), процент немецкого населения – 60,5%. Сначала войны 1941-1945 г.г. в АССР проживало около 1, 4 млн. граждан немецкой национальности. Насильственное переселение немцев из европейской части СССР в Сибирь и Казахстан проходило в основном с августа 1941 по январь 1942 года.

28 августа 1941 года Президиум Совета СССР издал Указ о «выселении» немцев из Поволжья. В нём российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск. 34000 волжских немцев были размещены в вагоны для перевозки скота и в нечеловеческих условиях отправлены в Сибирь.

Но и до смерти своей едва ли
Я позабуду тот и день и год,
Когда в Сибирь или куда подале
Поволжских немцев выселяли.
Не тех, кто побывал в судебном зале,
Не хутор, не деревню – весь народ.
В. Савельев.

Женщины и дети определялись в убогие временные пристанища и были подчинены строгому надзору органов безопасности (спецкомендатуры). Мужчины в возрасте 15 - 60 лет и женщины, если у них нет детей до трёх лет, призывались в трудармию, где обращались с ними как с предателями Родины.

Трудармия - это лагеря принудительных работ, окружённые высоким колючим забором с вооружённой охраной. Её упразднили в 1946 году. И только в 1955 году от 13. 12. был издан указ «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и их семей, находящихся на спецпоселении».

И хотя депотрианты писали прошение правительству на разрешение вернуться в Поволжье, им было отказано.

Россия – великая держава, богатая страна, всегда была лакомым куском, поэтому многие страны хотели её завоевать. Так, в 1941 году 22 июня, без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну. И. В. Сталин дал распоряжение отправить «русских» немцев, живущих на Волге, в Сибирь и другие территории (Приложение 3).

Из рассказов жителей немецкого происхождения, моих земляков, я выяснила, как они были отправлены в Сибирь, а некоторые из них до приезда в Кочергино жили в Казахстане.

Из рассказа моей бабушки Дёминой Эммы Константиновны я узнала, что семью Беккер (родителей моего прадеда) отправили в деревню Пономорёвка Ярцевского района Красноярского края (потом он стал называться Енисейским), которая находилась в тайге. В семье было одиннадцать детей. Отца моего деда взяли в трудармию. Я выяснила, что «трудармия» - это мобилизация через военкоматы дееспособных мужчин и женщин, создание из них военизированных формирований, имевших трёхзвенную структуру (рабочие отряды – рабочие колонны – рабочие бригады) и сочетание в себе элементов военной службы, производственной деятельности, гулаговского режима. Условия содержания мобилизованных были похожи на тюремные: ходили строем под конвоем, отмечались в комендатуре.

А в это время мама моего прадеда растила детей одна. Из одиннадцати осталось четверо. Остальные умерли от болезней и голода. Мой прадедушка с детских лет работал, чтобы иметь кусок хлеба, а когда подрос, стал трудиться в кузнице. В 1956 году приехал в Кочергино. Здесь жили родственники его жены. Село понравилось, и семья переехала. Прадедушка был мастером на все руки: токарь, столяр, плотник, мог починить швейную машинку и многое другое. Его уважали односельчание. Он давно умер, но мои земляки, взрослые люди, его помнят. Моя прабабушка уехала в Германию. Семья прадеда многодетная – одиннадцать детей. Моя бабушка Эмма трудилась в колхозе свинаркой, дояркой, работала на комбайне, а перед пенсией несколько лет на комбинате «Ангара» лаборантом очистных сооружений. У неё есть благодарности за хорошую работу. Вышла замуж за русского парня и вырастила трёх сыновей, один из них мой папа, Дёмин Эдуард Валентинович (Приложение 4).

Изучая историю появления немцев в селе Кочергино, я выяснила, что ещё несколько немецких семей, проживающих в Поволжье в селе Бауэр, живут сейчас в нашем селе.

Брух Мария Андреевна (в девичестве Кригер) родилась в 1938 году в Саратовской области Энгельского района селе Бауэр. Она рассказала, что во время коллективизации отец вступил в колхоз и работал бригадиром. Было голодно, и он разрешил нашелушить гороха, чтобы накормить рабочих. За это его по доносу арестовало НКВД. Девять месяцев отец был в заключении. Русский учитель, с которым познакомился, когда заключённых отправили на место отбывания наказания, помог написать заявление на пересмотр дела. В результате отца Марии Андреевны освободили. А в 1939 году Кригера Андрея Яковлевича и его жену Елизавету Иоан-Яковлевну сослали в село Проневка Аркалыкского района Кокчетавской области. Затем отец был в трудармии в городе Тула. Вернулся домой в 1948 году. Из Кокчетавской области выехали в конце шестидесятых годов. В Поволжье семье вернуться не разрешили. В Кочергино жили земляки, поэтому сюда и приехали. Мария Андреевна здесь вышла замуж. У неё трое сыновей. Всю сознательную жизнь работала в колхозе дояркой. Она имеет награды за хорошую работу: знак «Победитель соцсоревнований» в 1975 и 1976 году за высокие показатели в работе. Ещё в юности, живя в Кокчетавской области, трудилась на освоении целинных земель, за что получила медаль. В августе 1986 года награждена медалью «За трудовую доблесть» (Приложение 5).

Наталья Фридриховна Тестова (в девичестве Шмунк) родилась в селе Николаевка Краснотуранского района, куда её родители приехали из Алтайского края в 1931 году. Отец был в трудовой армии с 1942 по 1946 годы. В семье было семь детей. Н. Ф. Тестова закончила педучилище, вышла замуж за русского. В нашем селе живёт с 1990 года. В её семье двое детей. Её очень любили малыши, когда она работала воспитателем в детском саде «Теремок». Сейчас она на пенсии.

Шнайдер Роберт Генрихович родился в городе Марксе Саратовской области. Он рассказал, как они были отправлены с родного места жительства: «В чём были, в том и повезли. Сначала на машине, потом на пароходе. Трое суток были в Минусинске, потом поехали в Шырыштык Каратузского района. Оттуда он ушёл в армию в 1958 году. Вернулся в 1961 и переехал в Кочергино. Всю жизнь работал в колхозе. Сейчас на пенсии.

Фертих Яков Яковлевич поведал, что его дед приехал в Россию триста лет назад. Их его семья поселилась в Саратовской губернии. Дед был грамотным человеком, но работал на разных работах днём, а ночью пас коней. Родители Якова Яковлевича жили в селе Бауэр. Они поженились в 1920 году, и в семье появилось трое детей. В июне 1941семью выслали в Красноярский край. В город Абакан приехали на поезде, а в Кочергино - на лошадях. Отца в ноябре сорок первого взяли в трудармию на лесоповал. До 1942 года семья жила в Кочергино, а потом выслали в Пономарёвку Ярцевского района Красноярского края, где проживали до 1956 года. Выехав оттуда после реабилитации, обосновались снова в Кочергино. Я. Я. Фертих трудился в колхозе разнорабочим, но больше по плотницкому делу (строил дома, фермы). Он имеет медаль за доблестный труд за качество работы, выполнение плана, медаль к 50-летию Победы за работу в годы войны. Вырастил четверых детей вместе со своей женой Екатериной. В селе к нему относятся с уважением (Приложение 6).

Вагнер Мария Фридриховна (девичья фамилия Манвейлер) родилась в 1937 году в селе Розенберг Ждановского района Волгоградской области. Её семью сослали в 1941 году в Тюмень. Отца взяли в трудовую армию в Свердловскую область в Краснотуринск, куда он потом вывез семью. В 1955 году приехала в гости к брату Александру в Курагино и осталась здесь жить. Вскоре познакомилась с будущим мужем и вышла замуж. Работала сначала разнорабочей, а потом в детском саду няней. Теперь живёт в нашем селе.

Родители Шмидта Якова Адольфовича до 1941 года жили в Саратовской области селе Бауэр. В сентябре 1941 года семью отправили в Сибирь, в Красноярский край. В то время учился в четвёртом классе, но сходил в школу только первого сентября. В Кочергино приехали в октябре месяце. В одиннадцатилетнем возрасте работал объездным, пас овец. Когда подрос, выучился в МТС в Курагино на тракториста. Так как немец по национальности, то в армию не брали. В 1950 женился на Карповой Анастасии Ивановне. Вырастили шесть детей. Анастасия Ивановна имеет медаль «Ветеран труда» и грамоты за хорошую работу. Яков Адольфович работал в колхозе на тракторе, выращивал картофель, кукурузу. За отличную работу и высокие показатели награждён грамотами, ценными подарками и медалями (Приложение 7).

Таким образом, из рассказов моих земляков выяснилось, что все они были депортированы из-за их немецкого происхождения в начале войны 1941 года. Однако все эти люди добросовестно трудились, честно жили и живут среди русского населения, создавали и создают интернациональные семьи. За примером далеко ходить не надо – такова моя семья. Эти люди сохранили традиции своих предков, но и чтят традиции той страны, в которой живут. Они давно считают себя русскими. В нашем районе проживают немцы и в других сёлах: Брагино, Байдово, Маринино, Загорье, Рощинском. И все они стали жертвами войны, развязанной Гитлеровской Германией.

Глава II. Культурные традиции, обряды и обычаи немцев, проживающих на территории поселения

Исследуя появление немцев в Сибири, я решила выяснить, сохранили ли они свою культуру на новом месте жительства. Поэтому, в беседах с пожилыми немцами-земляками, я расспрашивала их о культурных традициях, обычаях, которые они до сих пор соблюдают. Посещая их дома, я отметила, что немецкие усадьбы выделяются чистотой и порядком. В них есть хоздвор, где находится скот, и чистый двор: дом, летняя кухня, гараж. Дома украшены резьбой по всему фасаду, либо только на ставнях и по карнизу и окрашены в синий и зелёный цвета. В основном украшаются новые дома, построенные в 1970 – 1990 годах. Считать, что это традиционное, национальное, нельзя. Скорее, стремление создать уют и праздничность на усадьбе.

Немцы села сохранили свой национальный язык. В семьях в основном разговаривают родном языке пожилые люди, дети чаще всего не умеют говорить по-немецки, особенно, если смешанный брак (русский и немка или наоборот). Разговорная речь жителей отличается от современного языка - она более архаична. Отличается и произношение: например, коромысло («трагт» произносится как «трахт»).

Немцы старшего поколения сохранили не только национальный язык, но и традиции. Я постараюсь рассказать об обрядах немцев, проживающих на территории нашего села. В основу рассказа легли сведения, полученные от Фертиха Якова Яковлевича, Брух Марии Андреевны, Шнайдера Роберта Генриховича, Вагнер Марии Фридриховны, Шмидта Якова Адольфовича, Дёминой Эммы Константиновны.

Хотя переселенцы Кочергино были из Волгоградской и Саратовской областей, религиозная принадлежность была единой – лютеранство. Это наложило отпечаток и на обряды немецкого населения Кочергино. Большого внимания заслуживает свадебный обряд с национальным украшением венца (розенкрабц) и букетов (страусс). Делается венец так: на основу из проволоки вплетают цветы из цветной гофрированной бумаги, ёлочные украшения, а также капельки из воска на свиной щетинке. Таким же образом делают и букеты. Эти украшения хранятся и после свадьбы. Свадьбе предшествует сватовство (Фрейерен). Сватают обычно за месяц до свадьбы. Родители жениха снаряжают свата, который приходит к родителям невесты со словами: «У вас хорошая телочка, у нас хороший бычок», «У вас хорошая девушка, у нас жених неплохой». За несколько дней до свадьбы сват или дружка берёт посох и идёт по селу, заходит в каждый дом и приглашает на свадьбу. Принявшие приглашение привязывают ленточку к посоху свата. Накануне свадьбы для жениха и невесты устраивается вечер - прощание с юностью. Свадьба празднуется три дня. В первый день жених с дружками забирают невесту из родительского дома и ведут в свой дом, где собираются на свадьбу. Обычно молодых усаживали во время застолья на самое видное место, в центре. После первых танцев и речей в честь молодых начинается обряд дарения. Крёстные дарят молодожёнам деньги, подушки, ткани и т. п. Вручение сопровождается песнями, частушками, танцами. В ответ невеста угощает их вином.

Главным событием в свадебном обряде является снятие венца невесты. Молодых усаживают в центре, а гости встают вокруг и поют соответствующую обряду песню. С невесты снимают венок и надевают платок. Она становится молодой хозяйкой (Приложение 8).

На второй день свадьбы молодые угощают гостей блинами, а гости «чудят»: вновь пришедших мажут сажей, требуя откупа, переодеваются в жениха и невесту. Третий день называется «хвостик». В этот день угощают сватов, поваров и всех тех, кто помогал в устройстве свадьбы.

Свадебный ритуал. ( Из воспоминаний Амалии Беккер).

Невесту сватали, сразу договариваясь о дне проведения свадьбы. В день свадьбы невесту наряжали в белое платье, на голову надевали венок из мелких восковых цветов; он довольно тяжёлый. Фата длинная, на грудь прикрепляли веточку из белых восковых цветов. Белые туфли. Жених в чёрном костюме, белой рубашке. На груди с левой стороны длинная белая лента, завязанная бантом, и цветок. Во время дарения жених и невеста сидели посередине комнаты, принимая подарки. Деньги прикреплялись жениху к карману костюма. Невесте дарили подарки невестины родственники: вышитые полотенца, постельное бельё или что-нибудь из одежды. Родня жениха дарила подарки, предназначенные для мужчины: инструменты, одежду, домашних животных. После вручения подарков веселились: пели, танцевали. Друг жениха вёл свадьбу. На свадьбе столы накрывали в зависимости от достатка семьи. Обычно жаркое, котлеты, сладости, свекольное повидло, пироги (тынокуха) - самое любимое у немцев, кребли.

С наступлением ночи подруги начинали снимать с невесты свадебный наряд и надевали обычную одежду. Свадебный наряд невесты – рубаха, лиф, юбка, передник.

Особая обрядовая одежда шилась для новорождённых детей: крестильный чепец, рубашка, которую надевали на ребёнка перед крещением и хранили до конца его жизни.

Сейчас свадьбы справляют так же, как и русские, но похороны всё же отличаются. Бабушки поют молитвы на похоронах, а после погребения родные обходят вокруг могилы три раза, а женщины в это время поют молитвы-отпевания. Делают только горячий обед после погребения. На поминки готовят мясные блюда, стряпают сдобы печенья, но не пекут рыбных пирогов, на третье только компот.

Рождество – один из самых значительных праздников года. Слово Рождество (Вайнахт) означает «освящённая ночь». Рождеству предшествует четырёхнедельный пост – Адвент. Смысл его – подготовка к Рождеству. К празднику старались закончить все работы по дому. В доме устанавливалась ёлка, украшенная самодельными игрушками, сладостями: пряниками, конфетами. В честь ёлки пели песню «О, Танненбаум».

24 декабря, вечером, взрослые и дети шли на праздничную литургию. Ужинали после моления не очень плотно. Многие готовили детям нуклиз: резали хлеб небольшими кубиками, толкли мак с сахаром, всё перемешивали, а затем заливали кипячёным молоком, которое стояло в печке.

Из рассказа Фертиха Якова Яковлевича: «Из всех праздников всегда отмечаем Рождество (в конце декабря), Пасху (немецкую).

В Пасху утром рано молебен и поздно вечером тоже. Накануне Рождества уборка в доме, стряпня. Вечером садились за праздничный стол. Двенадцати часов не дожидались».

Главным весенним праздником по народному календарю считается Пасха (Остерн). Это подвижный праздник и отмечается каждый год в первое воскресенье после первого полнолуния, в начале весны, то есть в конце марта – середине апреля. Каждая семья перед Пасхой чистит и убирает в доме, во дворе и саду. Традиционно красили яйца. Говорили, что пасхальные яйца и подарки на Пасху приносит пасхальный заяц. В середину такого зайца помещали яйцо. Так возникла легенда о яйценесущем зайце, которую немцы, эмигрировавшие из Германии, принесли с собой в Россию.

Накануне Пасхи дети или взрослые мастерили гнёзда для пасхального зайца, куда, согласно легенде, он приносил и клал пасхальные яйца и подарки для детей. Для этого заранее в специальных ящичках, корзиночках высевали и проращивали семена пшеницы или овса. К Пасхе появлялись всходы. Туда втайне от детей выкладывались крашеные яйца, конфеты, печенье и другие сладости. Кто не высевал зёрна пшеницы, те делали гнёзда в шапке или вырывали в виде ямок во дворе, устилая сеном или мхом. В честь пасхального зайца пели песни или рассказывали стихи.

Среди детей в Пасху были популярны игры с пасхальными яйцами. Делали горку из песка и катали с них яйца. Тот, чьё яйцо катилось дальше, выигрывал. После пасхального обеда шли в гости к родственникам.

На пасхальном столе у немцев обязательно можно увидеть ревелькухе, пасху, а также композицию из пирога, испечённого в виде барашка – пасхальный агнец среди зелени (зелень искусственная).

Троица тоже является одним из великих церковных праздников. Дома к этому празднику преображались. Для этого их обмазывали жёлтой или красной глиной. Внутри белили стены известью, пол устилали травой и цветами, у кровати ставили берёзы с распустившимися листочками. Берёзы ставили и у ворот дома, во дворе. Устанавливали качели на улице, молодёжь водила хороводы, пели песни, на стол ставили кребли и сладкий суп.

Заключение

В ходе исследования я выяснила, что немцы относятся к большому по численности этносу на территории бывшего СССР. В настоящее время на территории села Кочергино проживает 87 человек немецкой национальности (Приложение 9). В советское время численность немцев была гораздо больше, о чём свидетельствуют записи в «Похозяйственной книге» - архивного документа Кочергинского сельского совета (Приложение 10). С начала 90 – х годов многие немецкие семьи выехали на жительство на свою историческую родину – в Германию.

История немецкого народа, проживающего на территории бывшего Советского Союза, во многом трагична и печальна.

Работая над темой исследования, я изучила литературу, встречалась с людьми немецкой национальности, которые делились со мной воспоминаниями, показывали семейные фотографии, награды. Я посетила краеведческий музей им. Н. Мартьянова в городе Минусинске, Архив и Центр немецкой культуры посёлка Курагино.

Из бесед с немцами Поволжья, приехавшими в наше село, узнала, что они помнят свои корни, соблюдают традиции и обычаи. Многое они пережили: репрессии, ссылку, голод, холод, унижение, но остались людьми добрыми, трудолюбивыми. Имеют высокие награды за добросовестный труд. Судьба многих из них может служить примером для человека любой национальности. Я горжусь своими предками и не стыжусь, что во мне течёт немецкая кровь.

В нашем селе живут люди разных национальностей, но никто не относится друг к другу враждебно. Немцы и русские создают семьи. Когда иду по селу, то вижу, что усадьбы моих земляков, пожилых немцев, ухожены, аккуратны.

В ходе исследования и анализа полученного материала, мною сделаны следующие выводы:

1. Поволжские немцы в Сибири обрели новую родину, и вот уже много лет мирно уживаются с коренными жителями и создают интернациональные семьи.
2. Несмотря на большие трудности, немцы из Поволжья добросовестно трудились, за что многие из них были отмечены наградами.
3. Немцы в Сибири сохранили свою национальную культуру, обычаи, язык и религию.

Поставленной цели по сбору и систематизации материала по истории появления поволжских немцев в нашем селе я достигла. Кроме того, в ходе исследования собрала материал по традиционным обрядам и праздникам немцев, проживающих в селе Кочергино.

Надеюсь, что моя работа станет экспозицией школьного музея, а школьники и взрослые узнают из неё много интересного и полезного.

Архивные документы

1. Похозяйственная книга с. Кочергино. Архив администрации Кочергинского сельского совета. Том 1, 1943 – 1945 г.г. Фонд Р-122, опись3, дело № 1.
2. Справка о реабилитации № 1/3 – 8587
3. Справка № 852 о регистрации на территории села Кочергино жителей немецкой национальности.
4. Документы из семейных архивов Дёминой Эммы Константиновны (в девичестве Беккер)1951г. р., Брух Марии Андреевны (девичья фамилия Кригер село Бауэр, Каменский район, Саратовская область 1938 года рождения, Тестовой Натальи Фридриховны (Шмунк), село Николаевка Краснотуранского района 1949 г. р., Шмидта Якова Адольфовича 1931г. р., Шнайдера Роберта Генриховича место рождения – город Маркс Саратовской области 1934 г. р., Фертиха Якова Яковлевича 1926 года рождения, село Бауэр Каменского района Саратовской области, Вагнер Марии Фридриховны (Манвейлер) 1937 г. р. селе Розенберг Ждановского района Волгоградской области.

Список литературы

1. Бехер И.А., Калюга А.Е., К вопросу от депортации советских немцев.
2. Бугай М., Комментарий. М., Готика, 2000 г.
3. Брюханова Е.А. Календарная обрядность у немцев в XIX – начале XX веков. Весенний цикл. М., Готика, 2000 г.
4. Винс Г. Немцы в России и СНГ 1763-1997., Москва - Штудгард 1998 г.
5. Ключевской В.О., О русской истории
6. Люди и судьбы. XX в. Тезисы докладов и сообщений научно – практических конференций, Красноярск, 2003 г.
7. Мартьяновские краеведческие чтения, Минусинск, 1999 г.
8. Рамбо А., Живописная история древней и новой России.
9. Сталин. И.В., Сборник документов (1940 –е г.). М., Готика, 2000 г.

Приложение 1.


Фрагмент карты Саратовской области, республики Поволжья

Приложение 2.


Слева: Собор св. Клеменса в г. Саратове
Справа: Лютеранская церковь св. Петра и Павла в г. Москве
(фото из книги «Немцы в России и СНГ…»

Приложение 3.


Фрагмент страницы сборника документов (40 – е годы) «Мобилизовать немцев в рабочие колонны…»

Приложение 4.


Свадебная фотография Дёминой (Беккер) Эммы Константиновны 1968 года (фото из семейного архива Дёминой Э.К.)

Приложение 5.


Родители Брух Марии Андреевны: Кригер Андрей Яковлевич
и Елизавета Иоанн – Яковлевна (фото 1960 года, из семейного архива Брух М.А.)


Медаль «За освоение целинных земель» Брух Марии Андреевны

Приложение 6.


Фертих Яков Яковлевич (фото 1970 года. Из семейного архива Фертих Я.Я.)

 

Приложение 7.


1980 год. Бригада картофелеводов колхоза «Заветы Ильича».
Слева: Шмидт Яков Адольфович (из семейного архива Шмидта А.Я.)

Приложение 8.


1956 год, свадебная фотография Вагнер Марии Фридриховны (из семейного архива)

Приложение 9.


Справка № 852 о регистрации на территории села Кочергино жителей немецкой национальности.

Приложение 10.

Страницы «Похозяйственной книги» администрации Кочергинского сельского совета. Фото 2008 года.
Лист 1
Лист 2


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»