Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Главный закон жизни


МОУ Машуковская СОШ

Научно-исследовательская работа

РУКОВОДИТЕЛЬ: ЗАХАРЦОВ М.Г.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ПЕДАГОГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОР: ЕРОХИНА К. 10 КЛАСС

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД» 2009 ГОД

Зло порождает и приумножает зло. Кроме того, оно имеет свойство возвращаться, поэтому одной лишь силой зла не остановишь. Непротивление злу насилием также бесполезно, но привнося добро в саму природу зла, растворяя его изнутри, избавляя от движущих сил – встречной ненависти и безнаказанности, его со временем, возможно, победить совсем.
Али Апшерони

В истории нашей страны было немало трагических моментов. Все они, конечно же, в первую очередь сказывались на судьбах простых людей, которым приходилось не просто выживать и продолжать работать, а еще и оставаться людьми несмотря ни на что. История нашей страны (особенно 20 века) – полна реформами, войнами, преследованиями инакомыслящих которые унесли миллионы жизней и покалечили судьбы еще большего количества людей.

Василий Васильевич Янов – один из тех, кто в полной мере ощутил на себе, какого это – жить в нескончаемую эпоху перемен и думать и главное говорить, делать, то, что велит тебе твоя совесть и сердце.

Он родился в 1897 году в деревне Большая речка Жиздринского района Калужской губернии (ныне в черте г. Кирова, районного центра Калужской области). В молодые годы он прочитал книги Л.Н. Толстого и стал последователем его религиозно – философского учения. Во многом это и предопределило ход его дальнейшей жизни, которая оборвалась в 1971 году в п. Машуковка Мотыгинского района.


В.В. Янов

Янов родился в обычной семье из пяти человек. Отец Василия Васильевича, по воспоминаниям его односельчан, был «добрый человек, чудесный рассказчик, который, пожалуй, один в деревне мог читать Евангелие», умер от чахотки через год после рождения сына. Все дела, связанные с воспитанием и обеспечением детей легли на плечи матери. Жилось этой семье , конечно, очень нелегко. Некоторые соседи, даже, по воспоминаниям самого Василия Васильевича, «очень не хотели, чтобы я жил на свете, и старались разными, будто невинными способами так, чтобы мать не знала, меня травить, чтобы я помер. Так хотели они пожалеть мою мать! Но все сходило благополучно, и я вырос до школьной скамьи1». Уже на десятом году жизни Янов сдает экзамены и оканчивает церковно-приходскую школу.


В.В. Янов (слева) с бывшим членом коммуны "Жизнь и Труд" крестьянином - толстовцем Литвиновым. п. Машуковка. 14.05.1971.

После этого он идет работать на завод. Здесь его задействовали на подноске литья, потом в кузнеце. Через некоторое время он становится сначала слесарем, а за тем и токарем.
Василий Васильевич любил читать. Его старший брат выписывал «Вестник знания», к которому шли произведения различных авторов, в том числе и Л.Н. Толстого. «Были и (произведения) других писателей, но я к ним был холоден, а вот Толстой сразу же мне по душе пришелся, как что – то родное» - написал потом Янов. (Янов В. В. "Краткие Воспоминания О Пережитом" 1979 с.12)

Началась Первая мировая война. На заводе, где работал будущий толстовец, начали делать снаряды. Понимая, что даже косвенно он не может принимать участие в убийстве других людей, он сначала ложится в больницу, а потом самовольно уходит с завода. Это был рискованный шаг, т.к. в свое время его не взяли на фронт только потому, что он работал на заводе. За самовольный уход он попадает в тюрьму, где он находился до Февральской революции 1917 года. Освободившись, он идет работать на завод, одновременно учится в техникуме. В это время духом перемен и ожиданий чего – то нового и лучшего был просто пропитан воздух бывшей империи. Неудивительно, что Василий Васильевич заинтересовался различными политическими течениями. Он посещает собрания эсеров, большевиков, знакомится с их идеями. Но здесь его ждало разочарование: «В политических партиях я не нашел правды»  (Янов В. В. "Краткие Воспоминания О Пережитом" 1979 с.23). Больше остальных ему приглянулись анархисты, и то, в основном только потому. Что у них были книги Толстого. Именно тогда, прочитав эти книги, взгляды Янова приобретают свою форму и четкость. Внутренний мир его во многом соответствовал тому, к чему призывал великий писатель и философ. Разочарованный в политических партиях, он к тому же был совершенно равнодушен к церкви, о которой говорил, что она не имеет ничего общего с тем, чему учил Христос. Янов писал: «главный закон жизни человеческой – это добро, разум, любовь, свобода. Этот – то высший закон жизни, который я знаю в себе, несомненно, я называю Богом» (Янов В. В. "Краткие Воспоминания О Пережитом" 1979 с.37). Он приходит к мысли, что каждый должен работать сам для удовлетворения своих потребностей, и что миром правит любовь, и поэтому любые проявления жестокости не имеют право на существование.

В 1919 году его все же забирают в армию. Но Янов, показав свою твердую веру в свои идеалы, в том числе и ненасилия, после тяжелых испытаний получает возможность вернутся домой. Здесь он строит свой дом, заводит хозяйство.

Уже тогда он не употреблял в пищу животных продуктов – мяса, яиц, молока, рыбы; не носил одежду и обувь из кожи и шерсти. Землю обрабатывал только вручную, не прибегая к эксплуатации животных.

Наступает 1935 год. Толстовцы, участники религиозного общественного движения, подвергаются репрессиям. Аресту подвергается и В.В. Янов.

«…Во всех краях страны были единомышленники Л.Н. Толстого, большинство из них жили на земле, кто работал коллективно, кто единолично. И почти у всех у них возникали трения с представителями местной власти… Кто просился в колхоз, а его не принимали как толстовца. Кто не хотел идти в колхоз, а его тащили, кто вступил, но столкнулся с разными сторонами колхозной жизни, идущими вразрез с их убеждениями…

Вины за этими людьми не было никакой, но они были виноваты в том, что не стриглись под одну общую гребенку, и каждый из них смел иметь какие – то свои личные особенности, свой взгляд на жизнь…(Хрестоматия по истории России 1917-1940. Москва «Аспект – пресс» 1995 с. 63)


Заседание правления толстовской коммуны "Жизнь и Труд".
Западная Сибирь. Начало 30-х годов.

Борис Васильевич Мазурин (род. в 1902). Первый председатель правления коммуны толстовцев "Жизнь и Труд". Борис Васильевич Мазурин (родился в 1901 году) – студент Горной академии (1918 – 1922 гг.), член, а затем руководитель толстовской коммуны (1922 – 1936 гг.). Репрессирован в 1936 году. Реабилитирован.

В тюрьме он категорически отказывается от пищи, считая, что не имеет права, есть хлеб, отобранный у голодных крестьян, когда сам может себя прокормить. После того, как закончились сухари присланные сестрой, он, не употреблявший тюремную пищу ослабел настолько, что «конвойным приходилось где нести, где волочь, и так до самого места, где были забиты колышки с надписью «Здесь будет строится город Воркута».

Строителям будущего города пришлось жить сначала в палатках, откуда их потом перевели в бараки. Вокруг, в тундре лежали человеческие черепа и кости. Условия пребывания заключенных-воркутян тридцатых годов хорошо отражены в гимне узников Воркутлага тех лет:

За полярным кругом,
В стороне глухой,
Черные, как у голь,
Ночи над землей.

За полярным кругом
Счастья, друг мой, нет,
Лютой снежной вьюгой
Замело мой след.

Там, где мало солнца,
Человек угрюм,
Души без оконца,
Черные, как трюм!

Волчий голос ветра
Не дает уснуть...
Хоть бы луч рассвета.
В эту мглу и жуть!

Не зови, не мучай,
Позабудь меня
Если будет случай,
Помяни любя...

Суд, состоявшийся здесь, на основании лживых доносов приговорил В.В. Янова за якобы контрреволюционную деятельность к расстрелу. Ему, в ожидании исполнения смертного приговора, пришлось сидеть в камере с остальными смертниками, среди которых были вологодские крестьяне, журналист, латыш, еврей, украинец. Некоторые из них умерли прямо в камере, кто – то даже сходил с ума.

«Все толстовское дело по обвинению членов коммуны … надуманное, ложное. Я виновным себя не признал, так как не сделал никакого преступления и не подписал протоколов обвинения…
Человек человеку брат. И с этим учением пойду в Вечность…
Прошу реабилитировать меня перед уходом в Вечность…» (Хрестоматия по истории России 1917-1940. Москва «Аспект – пресс» 1995 с. 59).

Дмитрий Егорович Моргачев (1892 – 1978) – крестьянин, организатор и руководитель толстовской коммуны, затем колхоза (1920 – 1936). Подвергался репрессиям в 1919, 1922, 1929, 1936 – 1946 гг.. Реабилитирован.

По сравнению с ними, Василию Васильевичу повезло. Он в тяжелом состоянии попадает в больницу, откуда его, в ввиду пошатнувшегося из – за потрясений рассудка переводят в психиатрическую клинику. Постепенно, идя на поправку, он начинает, занимается самообразованием. Его переводят фельдшером на шахту № 11, потом заведующим складом при аптеке – базе Воркуты. Репрессированный Иван Никифорович Сулимов в своей книге «Эхо прожитых лет, или воспоминания о Воркутлаге» вспоминает один эпизод произошедший с Яновым: «Как-то заведующий больницей из числа вольнонаемных помощников чекистов дал Василию Васильевичу и его напарнику команду вынести в морг труп человека, который еще дышал, о чем Янов и сказал начальнику. Тот снова повторил свою команду, к тому же добавил, что часы больного сочтены, и надо освободить койку вновь доставленному туберкулезному больному. Однако Янов опять отказался выполнить это распоряжение, назвав его негуманным, что, по моему мнению, было правильным: ведь нельзя же еще живого, хотя и обреченного на смерть человека отправлять в морг. После такого демонстративного отказа санитара выполнять указания начальника больницы последний рассвирепел и немедленно отстранил его от работы с предписанием отправить в изолятор на "исправление" (это наука для всех зэков: приказы начальства надо выполнять неукоснительно)» (Сулимов И. Н. Эхо прожитых лет, или Воспоминания о Воркутлаге. - Одесса : Астропринт, 1997 с.76).

Рецидивисты-уголовники интересовались, кто из политических арестантов может рассказывать сказки, были и целые "романы", а последние для них особенно по душе. Узнав, что Янов толстовец, они настойчиво уговаривали его "тиснуть" какой-нибудь из рассказов. Янов по своим убеждениям не мог отказать любому человеку в личной человеческой просьбе и высказывал согласие. Он начинал длинный пересказ произведений Л. Н. Толстого с таким воодушевлением, что быстро завоевывал у всех, особенно уголовников, большую симпатию. Он почти наизусть рассказал. "Воскресение", довольно подробно — "Войну и мир" и другие произведения. Узники-уголовники не только увлеченно слушали и просили продолжать рассказы, но и чистосердечно преподносили куски хлеба В. В. Янову за его стремление просветить зэков идеями великого гуманиста Льва Николаевича Толстого.

Его все же оправдывают, и он возвращается домой. Но родных не было в живых. Его мать умерла, а брат был расстрелян за отказ сотрудничать с фашистскими оккупантами. Сын брата погиб на фронте.

Янов возвращается в Воркуту, работает там, в мебельной мастерской, потом переезжает в Ялту где занимает должность столяра при санатории. Здесь он опять подвергается аресту и по приговору суда, за якобы критические высказывания в адрес советской власти, отправляется в ссылку в Красноярский край.

По железной дороге его привезли в Канск, откуда отправили в Тасеево. В Тасеево ссыльных распределили: часть ссыльных оставили следить за лесным хозяйством, а часть развезли по колхозам. Янова назначили пчеловодом. Пасека числилась в сорок семей, но фактически их было всего десять. За первый год Василий Васильевич поднял пасеку до двадцати пяти семей, но сам ходил голодный и в сильно изношенной одежде. Колхоз ничем помочь не мог, так как сам находился не лучшем положении. И тогда пройдя пешком двадцать километров до Тасеево, Янов просит о переводе в другую местность. Просьбу удовлетворяют, и уже на самодельном плоту Янов добирается до Машуковки. Здесь ему дали квартиру в бараке, сам он работает в лесу. Вскоре к нему приехала и поселилась с ним хозяйка ялтинской квартиры, у которой он жил в этом городе. Идти за ней до поселка Троицка пришлось Василию Васильевичу семьдесят километров. Обратно сплавлялись на плоту.

Вместе они построили себе дом: «зимой на саночках возили мы на себе лес и весь строительный материал. Елизавета Лаврентьевна (приехавшая ко мне женщина) была человек жизнерадостный… пела все время. Голос у нее был хороший, и за ее песни вся Машуковка ее знала и любила» - вспоминал В.В. Янов (Янов В. В. "Краткие Воспоминания О Пережитом" 1979 с. 85). Сам он управлялся на покосе, она вела хозяйство и огород, собирала разные ягоды в лесу. Елизавета Лаврентьевна не заводила ни с кем ссор, а ссорящихся примиряла своей жизнерадостностью. Очень любила животных – ее знали все брошенные хозяевами собаки.

В сентябре 1963 года она заблудилась в лесу и ее поиски тогда так ничего и не дали. Только летом следующего года рабочий из Никольска нашел ее останки на болоте. С этих пор, вплоть до своей смерти, Василий Васильевич жил один. От Елизаветы Лаврентьевны осталась ему корова, которая умерла у него естественной смертью, от старости.

В конце 1960 – х годов В.В. Янов написал свои воспоминания, отрывки из которых были здесь использованы. Воспоминания были отредактированы и хранились у толстовца Б.В. Мазурина. В 1979 году они были опубликованы в Париже, в историческом сборнике «Память».


п. Машуковка

Сохранилось несколько книг принадлежавших Василию Васильевичу. Автор этих книг, конечно, Л.Н. Толстой, человек, идеи которого о возможности и необходимости жить по любви и совести, перевернули всю жизнь обычного паренька.

Предстоит еще много сделать, чтобы больше узнать об В.В. Янове. Но главное уже сделано – мы вернули из прошлых десятилетий, воскресили в памяти многих, рассказали тем, кто не знал о поистине уникальном, как может показаться, странноватом и непростом, но, безусловно, достойном нашей памяти человеке.

Использованные материалы:

2. «Голоса Сибири» Выпуск шестой. 2006
3. Сулимов И. Н. Эхо прожитых лет, или Воспоминания о Воркутлаге. - Одесса : Астропринт, 1997
4. Ф. М. Путинцев. "Политическая роль и тактика сект" 1935
5. Янов В. В. "Краткие Воспоминания О Пережитом" 1979
6. Воспоминания Михалевой К.С. записанные 07. 09. 2008.
7. Воспоминания С.П. Михалева записанные 24. 05. 2008
8. Хрестоматия по истории России 1917-1940. Москва «Аспект – пресс» 1995


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»