Выполнила:
Федорова Ирина
МОУ «Новогородская СОШ №3»
8 класс,
Руководитель:
Лецрих Светлана Владимировна – учитель истории
I. Введение
II. Основная часть
1. Что такое война? (опрос)
2. Шугалей Тимофей Александрович(биография)
3. Анализ письма
III. Выводы
IV. Приложения
V. Список используемой литературы
« Эти письма эпохи войны
Что хранятся семейных архивах
На бумаге налёт желтизны
И протёрты до дыр на изгибах.
Эти письма эпохи войны
Не обычного требуют чтенья
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами их продолжение....»
63 года прошло с того дня, когда отгремели залпы самой ожесточенной в мире войны.
Нет на земле иланской такой деревни, села, откуда бы ни ушли на фронт, совсем еще молодые ребята. Наше село тоже не исключенье (Из с. Новогородка ушло 242 человека, 88 не вернулось – из данных архивов сельского Совета). Помнить о тех тяжелых временах нам помогают экспонаты, находящиеся в музеях.
Старинные безмены, самовары, книги, фронтовая пилотка – это далеко не полный перечень предметов, находящихся в нашем школьном музее.
Но мое внимание привлек небольшой экспонат – обыкновенное письмо, одно из тысячи тех, что посылали бойцы с фронта домой, родным.
Написано оно на тонкой серой бумаге. Для написания использовались перо и карандаш. Если сравнивать его с достоинствами современных писем, то, конечно сравнение будет не в пользу первого. Но для нас ценно письмо не бумагой и внешним видом, оно настоящий исторический источник времен Великой Отечественной войны.
Письма – самый важный и информативный источник изо всех источников личного происхождения для исследования ментальности. При этом именно субъективность письма оказывается не недостатком, а достоинством в ряду других источников личного происхождения
Что оно может поведать нам как музейный экспонат, как осколок тех далеких дней?
Таким образом, предметом исследования является фронтовое письмо.
Цель работы: Исследование фронтового письма
Задачи:
1. Выяснить мнение моего поколения: «Что такое Великая Отечественная война?»;
2. Узнать о жизни и судьбе автора письма;
3. Выяснить степень родства лиц, описываемых в письме;
4. Провести анализ фронтового письма
В работе мною использовались данные архивов музея Новогородской средней школы и архивный материал администрации сельского Совета с. Новгородка. Книга памяти Красноярского края и Интернет Ресурсы.
Война – это страшное явление, вспыхнувшее из-за жестокости, не человечности по отношению к другим людям, и даже «по глупости», ведь причины войн не стоят потерь людских жизней. Война выявляет качества людей: патриот или предатель, герой или трус, «победитель» или «побеждённый».
Что такое Великая Отечественная война в сознании моего поколения?
Этот и другие вопросы я решила задать не только себе, но и моим сверстникам, используя метод опроса. Я опрашивала учеников с 7-11 классы, независимо от того: юноша или девушка, отличник или неуспевающий в учебе. Всего я опросила 34 человека. На первый вопрос «Что такое война?», все без исключения ответили - «Война – жестокая борьба между людьми». На второй «Какие плюсы и минусы в войне»: «Плюсы войны – Россия доказала, что она непобедима»: так считает 33% (Большинство ребят не видят различая названия страны Советского периода (СССР) и современного (Россия)), «Плюсы отсутствуют» - 67%. «Минусы – гибель людей, искалеченные судьбы» - все 100%. На третий вопрос «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?», ответы респондентов говорили о том, что многие знают когда началась Отечественная война (80%), но некоторые путают с началом Второй Мировой (20%). Это говорит о том, что дети не до конца понимают разницу между Отечественной и Второй Мировой войной. Мнение респондентов говорит о том, что война – это действительно страшное явление, как для народа, так для и страны.
Причиной проведения опроса является просмотр Красноярских новостей, посвященный Дню Победы. Опрос, проведенный журналистами, показывал незнание молодого поколения основных аспектов Великой Отечественной войны. Это побудило меня к проведению подобного опроса моих сверстников.
Это письмо написано в 1944 году. Из материалов хранящихся в музее я узнала, что оно было отправлено нашим земляком Шугалей Тимофеем Александровичем. Поскольку жизнь этого документа связана с жизнью человека, считаю необходимым рассказать о Шугалее Тимофее Александровиче. Для этого я посетила его сестру Коноваленко (Шугалей) Надежду Тимофеевну и изучала данные школьного музея.
Шугалей Тимофей Александрович родился в марте 1925 года в с. Новогородка, Иланского района, Красноярского края. Он самый старший ребёнок в семье, состоящей из 8 детей. До войны работал конюхом в колхозе. «Помню, бывало, приходила к нему на работу, так он меня сажал на лошадь и держал, чтоб я не упала... Он был очень хорошим человеком, заботливым, помогал жителям села и за это был уважаем, никогда не откладывал работу». (Из воспоминаний младшей сестры Надежды )
На фронт Тимофей Александрович ушел в 1943 году, когда ему исполнилось 18 лет. Все воевавшее время писал письма домой, но, ни разу не приезжал.
Во время войны был ранен, лежал в госпитале и был убит третьего января 1945 года, на территории Латвии.
Письмо написано на тонкой серой бумаге. Изначально письмо писалось пером, но окончание письма - карандашом. По этому поводу можно сделать два предположения: первое – письмо писалось в разные дни, второе – недостаток чернил.
На письме стоит штамп Марые гос. П.П. 92205 Н. от 9.10.44, имеется и штамп получения 27.10.44.
Мне ценно содержание самого письма. С первых строк письма можно узнать автора и степень его родства к адресату. Кроме этого меня заинтересовал стиль письма. «Письмо от известного вашего сына Тимофея Александровича» (Фронтовое письмо // школьный музей)
Читая письмо, я ещё не знала, кому именно принадлежало оно. У меня было несколько «зацепок» – имена, упомянутые в письме и имя человека - автора данного письма. Чтобы как-то разобраться чьё письмо я решила составить схему. (см. приложение №1)
Входе работы, исследования, опросив местных жителей, я узнала, что в деревне живет родная сестра автора письма. Поговорив с сестрой, я сопоставила имена родственников и знакомых. Для того чтобы выяснить степень родства лиц, описываемых в письме, я составила генеалогическое древо. (см. приложение №2)
Сопоставив имеющиеся данные, оказалось, что действительно родственники, упомянутые в письме, являются близкими или далекими родственниками.
Тимофей беспокоился о своих родственниках, и зная что за него переживают, решает в начале письма сказать, что с ним всё в порядке. «Во первых строках моего письма я вам сообщаю о своей жизни. Как я живу? Я живу хорошо, пишите письма. Как ……. о своей жизни» (Фронтовое письмо // школьный музей)
«Тима очень любил и берег нас (своих братьев и сестер)». (Из воспоминаний младшей сестры Надежды)
И это действительно так, потому что большую часть письма он передавал приветы братьям и сестре, родителям и многим другим родственникам поименно.
Текста не много, но информация довольно интересная. Даже из этого маленького письма можно сделать вывод, как автор дорожит своими родственниками: «передаю свой красноречивый привет старшему брату Николаю, брату Петру, сестре Нади, дедушке, бабушке, дяде Севастьяну….,(имена родственников неразборчиво (Фодосья, Степа, Тани, Толя) отцу, всем родным» (Фронтовое письмо // школьный музей)
«В своем последнем письме он писал, что ранен, лежит в госпитале и возможно его отправят домой, но вместо дома отправили опять на фронт», (Фронтовое письмо // школьный музей) где 3 января 1945 года Тимофей Александрович и был убит. Он похоронен в районе хутора Минскути (х. Межскури), у дороги, могила №6. Латвия.(Книга памяти Красноярского края. Т.3. с. 566) Сестра Надежда подтвердила место захоронения Тимофея Александровича. Но так как, могила находится в другом государстве, родственники не смогли там побывать…
Анализ письма дает возможность прочувствовать эпоху, проникновения в сознание и подсознание людей, понимания духовного мира индивидуальности, личной человеческой судьбы.
Несмотря на тяжёлые фронтовые будни, солдаты в своих письмах, искренно, заботливо выражали чувства к родственникам, надеясь вернуться домой.
Все эти письма - трогательные документы незабываемого времени, в них - дыхание войны, подвиг и величие ее участников, слова ободрения, напутствия ожидающих их дома.
Своей работай, я хотела заинтересовать моих сверстников к тем далёким, тяжёлым, страшным, героическим страницам нашей истории.
Цель и задачи работы реализованы.
Входе работы я провела опрос сверстников, который подтвердил моё мнение о Великой Отечественной войне. Проведя анализ фронтового письма, я нашла родственников автора письма, побеседовав с сестрой Тимофея Александровича, узнала его судьбу, сопоставила степень родства лиц, описываемых в письме.
Не счесть бумажных треугольников, которые в течение почти четырех лет каждый день разлетались по нашей земле стаями белых птиц. Разумеется, их не поймаешь сейчас и не соберешь. Но то, что сохранилось, следует использовать, донести людям. Именно по этому, увидев фронтовое письмо, я выбрала эту тему.
Письма, письма... С фронта и на фронт. На фронт и с фронта. Маленькие рассказы о большом, тяжелом времени.
Письма, как голоса. Давно уже нет в живых многих их авторов, а письма живут, говорят с нами, рассказывают.
Голоса из трудного и героического прошлого, уходящего от нас все дальше и дальше, а голоса звучат, не умолкают.
Письма с фронта, вызывают большой интерес как источники изучения военной истории.
Поэтому встаёт задача выявлять и использовать военные письма для изучения Летописи Великой Отечественной войны. Некоторые семьи до сих пор их хранят никуда не отдают, потому что так и не смогли расстаться с дорогой семейной реликвией.
Надо бережно хранить их, т.к. сохранились в ограниченным количестве.
В письмах с фронта много интересной информации о чувствах и переживаниях бойцов, об их любви к Родине, о чувстве непримиримой к врагам фашистам.
Письма дают возможность правильно понять и оценить характер человека, а также вызывают желание узнать о дальнейшей судьбе автора писем и его родных и близких.
Эти письма действительно требуют необычного чтения. Читая эти письма, чувствуешь особенно и неповторимость военного времени, чувствуешь как ждали этой дорогой Победы, как верили в неё.
Приложение №1
Имена, упомянутые в письме Шугалей Тимофея Александровича
Приложение №2
Генеалогическое древо семьи Шугалей
Приложение №3
Шугалей Тимофей Александрович 1935 год. Фотография переснята со старой, в 1947
году.
Приложение№4
Фронтовое письмо
1. Архивный материал музея Новогородской средней школы
2. Архивный материал администрации сельского Совета с. Новгородка
3. Книга памяти Красноярского края, т 3. Красноярск 1995
4. Интернет Ресурсы
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»