РАБОТА НА X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»
Краеведческая исследовательская работа.
Управление образования
администрации Богучанского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ангарская средняя общеобразовательная школа № 5.
Автор: Фризен Татьяна
11 класс, школа № 5
Руководитель: Рожкова Надежда Даниловна, учитель математики высшей квалификационной категории, классный руководитель, руководитель волонтерского отряда «Доброе сердце».
п. Ангарский, 2008 год.
• Вступление
• Глава 1. Украинская Греко-Католическая Церковь
• Глава 2. Жизнь Блаженного отца Петра Вергуна.
Апостольский Визитатор
Сослан навечно.
Обретение мощей.
• Заключение
• Список приложений
• Список использованных источников
Наш поселок находится на правом берегу Ангары. (Приложение 1). С одной стороны - сопки, покрытые тайгой, с другой – Ангара. В распутицу сюда добраться сложно. Идеальное место для ссылки. Благодаря именно ссыльным возник наш поселок.
В прошлом году под руководством своего классного руководителя Н.Д. Рожковой вместе с одноклассниками мы работали над проектом «Колокола памяти». Работа предстояла сложная. Архивы сгорели во время пожара. Информацию собирали по крохам. Осталось несколько человек ссыльных, которые своими воспоминаниями очень нам помогли. В сельсовете мы также нашли полезную информацию.
Один из разделов проекта, над которым я работала, был посвящён жертвам политических репрессий. До участия в этом проекте я не задумывалась о том, что отрывочные знания о жизни моих предков как-то соотносятся с жизнью страны в целом. Мои знания ограничивались лишь просмотром фильмов, чтением книг, статей. Лишь начав собирать дополнительный материал к знакомой теме, я обнаружила, сколь много «живой истории» так долго лежало у меня «перед носом», и я даже не догадывалась о ее существовании. Это и фотографии, и архивные справки, и, конечно, память родственников и односельчан, которая порою кажется бездонной. С интересом я начала «закрашивать» белые пятна в собственных познаниях, собирая сведения у односельчан, которые помнят тех, кто был сослан в наш посёлок, а также у живых очевидцев. В результате удалось восстановить фамилии более 100 человек. О 40 были собраны довольно подробные сведения.
По результатам исследования написали книгу «Колокола Памяти», которую передали в сельскую библиотеку. Во время бесед с ссыльными часто всплывало имя Петра Вергуна. Кто-то называл его профессором, кто – то священником. Утверждали, что он похоронен на нашем кладбище. Мы действительно разыскали его могилу. Его история очень меня заинтересовала, и я продолжила сборы материала о нём. Кто он был на самом деле? Чем он занимался? Почему его сослали? Почему даже через 50 лет после смерти его помнят? В работе над этими вопросами мне помогли воспоминания ссыльных, интернет–ресурсы, а также мой руководитель – Рожкова Н.Д.
Украинская Греко-Католическая Церковь была основана в 988 г. князем Владимиром.
Именование «греко-католики» возникло позже, в 1774 году с тем, чтобы отличать украинскую церковную структуру, использовавшую греческий (византийский) обряд, от латинской и армянской.
После присоединения Украины к Московскому княжеству православную католическую Киевскую Церковь стали притеснять в пользу Московской Церкви, постепенно вытесняя на западные земли. Но самый тяжелый удар пришелся на Киевскую Церковь в 1946 году, когда по указанию Сталина НКВД инициировало ее насильное присоединение к Московскому патриархату, который никогда не был «материнским» по отношению к Киевской митрополии.
В период Польского и Австрийского господства на Западной Украине с XVII по XX век Украинская Греко-Католическая Церковь пользовалась большим авторитетом среди украинцев. Поэтому сразу же после советской оккупации, Сталин незамедлительно начал кампанию по уничтожению Церкви. 11 Апреля 1945 года был арестован митрополит Иосиф Слепой и остальные иерархи. Большинство епископов впоследствии погибли в ссылке.
После неудачной попытки заставить епископов силой отречься от единства с Римом, советская власть, под страхом смерти, собрала 216 священников: 9-10 марта 1946 года в Соборе Святого Юра (духовное сердце Западной Украины) состоялся так называемый "Львовский Синод". Была отменена уния Брестского Собора, на котором Украинская Греко-Католическая Церковь официально вступила в церковное единство с Апостольским Престолом. Церковь силком присоединили к Российской Православной Церкви.
Были арестованы и сосланы в каторжные лагеря сотни священников, монахов, монахинь и верных мирян, нередко вместе со своими женами и детьми. В период между 1946 и 1989 годами Украинская Греко-Католическая Церковь являлась самой многочисленной официально запрещенной Церковью в мире. В то же время она стала самой большой структурой общественной оппозиции советской системе в СССР. Несмотря на жестокие гонения, благодаря тщательно отработанной системе секретных семинарий, монастырей, приходов и молодежных групп, Церковь продолжала жить подпольно до тех пор, пока не стала легализованной 1 декабря 1989 года.
15 июня 1945 г. советская контрразведка схватила в Берлине апостольского визитатора католиков украинцев в Германии о. Петра Вергуна, которого доставили в Киевскую тюрьму. Его, как и других заключенных епископов, постоянно и жестоко допрашивали.
Позже Иосиф (Слепой) вспоминал: «Меня выводили на следствие днем и ночью так, что я буквально падал с ног, и меня вынуждены были поддерживать, ведя к следственному судье. Раз где-то, возвращаясь в 7 часов утра следствия, видел я епископа Григория Хомышина, который сгорбленный, наклонившись, шел куда-то к умывальнику. Мое следствие вел Горюн, в последствие начальник КГБ в Львове, человек ужасно грубый и беспардонный... Спустя несколько дней, когда я уже был до края измучен допросами, меня привели к нескольким полковникам и начали терроризировать, предлагали поставить подпись, чтоб я отрекся от Папы, а за то дадут мне Киевскую митрополию... Но я решительно отказался. Начались дальнейшие наступления, но это, ни к чему не привело, потому что я уже терял сознание от бессилия». (1)
«Нация будет тем сильней, чем больше будет имеет людей сильного, чистого
характера»
(Из I Пастырского послания бл.о. Петра Вергуна, Берлин, 08.06.1940г.)
Отец Петр Вергун родился 18 ноября 1890 года в г. Городок на Львовщине, в семье Ивана Вергуна и Пелагии из дома Русин. Среднее образование получил во время І Мировой войны в Перемышле.
С началом Первой мировой войны был мобилизован и, будучи солдатом австрийской армии, встретился с войной на итальянском фронте. После падения Австро-Венгерской империи приехал на Украину и вступил в ряды Украинской Галицкой армии. На фронте попал в польский плен, из которого ему удалось бежать в Чехословакию.
В 1927 году о. Петр окончил Пражскую Духовную семинарию. Своему обучению в ней он обязан Митрополиту Андрею Шептицкому. Именно благодаря поддержке митрополита он имел возможность обучаться в семинарии.
Параллельно с богословским образованием отец получил ступень доктора философии в Украинском Свободном Университете. Имел честь обучаться в университете, профессорская Коллегия которого состояла из выдающихся ученых, лишенных своих кафедр и права преподавать в вузах на Украине оккупационными режимами. Среди них были Д. Антонович, Л. Билецкий, И. Горбачевский, С. Днистрянский, Д. Дорошенко, О. Колесса, С. Рудницкий, В. Старосольский, С. Смаль-Стоцкий, О. Яковлев.
30 Октября 1927 года Митрополит Андрей Шептицкий рукоположил Петра Вергуна в священники в соборе св. Юра в Львове. После рукоположения он получил назначение на пастырское служение для украинцев католиков в Германии, с резиденцией в Берлине. (Приложение 2)
Пастырство в Германии было чрезвычайно трудным. Немецкие власти создавали разнообразные сложности в организации украинцев-католиков в церковные общины. Правительство часто запрещало богослужения для украинских работников (остарбайтеров), не давало разрешения на пастырский труд. Священников, назначенных о. Петром настоятелями приходов и миссионерами, забирали на допросы и под домашний арест.
В таких чрезвычайно сложных обстоятельств, о. Петр проявил немалое усердие в священническом служении. Вместе со священниками, трудившимися в Германии, он заботился о благе душ доверенной им паствы. Украинцы, работавшие в Германии, видели его запал в несении Евангелии и искреннее стремление помочь каждому нуждающемуся. В его труде не было отдыха, и днем, и ночью, он всегда был готов оказать пастырскую помощь, неоднократно рискуя своей жизнью.
В немецкой столице о. д-р П. Вергун, кроме пастырства, занимался также и научной работой. Он был назначен ассистентом кафедры церковной истории в Берлинском университете.
В 1937 году Папа Пий ХІІ вознес его к достоинству прелата, а 23 ноября 1940 года назначил Апостольским Визитатором украинцев греко-католиков в Германии с правами Администратора. Как Администратор и Апостольский Визитатор, о. Петр Вергун был добрым отцом и товарищем подчиненных ему священников, и в то же время требовательным к самому себе. Заботясь о будущих священнических призваниях, он финансировал обучение молодых семинаристов в университетах Праги, Падерборна и Граци.
29 Апреля 1945 года, в Вербное Воскресенье, была отслужена последняя Литургия для нескольких верующих в Берлине перед тем, как 2 мая Красная армия захватила столицу Германии. Большинство украинцев покинули город и перебрались на Запад Германии. Советские военные следили за каждым украинцем, оставшимся в Берлине.
Нахождение советских войск в Берлине не мешало отцу Петру перенести свою резиденцию в Мюнхен, однако он этого не сделал, желая до конца разделить судьбу своих прихожан, осознавая, насколько они нуждаются в его духовной поддержке. Для него важным было оставаться в Берлине до момента, пока из него не уедет последний верующий Греко-Католической Церкви. „Пока хотя бы один украинец будет находиться в Берлине, я буду тут”, - говорил о. Вергун своему близкому приятелю Ивану Мирчуку.
9 Мая 1945 г. отца Петра Вергуна впервые арестовали, однако после длительных допросов отпустили. На протяжении мая-июня 1945 г. НКВД неоднократно вызывало его на допросы. 21 июня 1945 года работники НКВД, тщательно обыскав его жилье, арестовали отца Петра и вывезли в Советский Союз. После тяжелых и изнурительных допросов, летом 1946 года, военный трибунал, состоявший из трех судей и двух секретарей, на Киевском судебном процессе осудил его на 8 лет заключения. Суд происходил при закрытых дверях. Наказание о. Петр отбывал в Сибири в тюрьмах ГУЛага.
22 июня 1952 года отец Петр Вергун был освобожден с каторжных работ и находился в ссылке. В 1952 году его привезли в поселок Ангарский Богучанского района Красноярского края. В 1954 году отец перенес операцию желудка, после которой был сильно истощен. Один из каторжников, находившийся с отцом до декабря 1954 года, так писал о нем: „Меня все время поражала его нравственная сила. Несмотря на все недуги, невыносимое одиночество, он всегда был чрезвычайно приветлив и вежлив, и на его лице никогда не было видно печали. Он каждого приветствовал с улыбкой на лице…”
Несмотря на то, что отец Петр отбыл срок наказания и был освобожден из заключения, его неоднократно вызывали на ночные допросы, ужасно его изнуряющие. Однако никакие испытания не смогли заставить о. Петра перейти на русское православие. Условия его жизни были ужасающими, а он вдохновлял, помогал выживать, созидал Церковь в душах людей.
7 Февраля 1957 года в 19 часов 30 минут в одиночестве среди снегов и сибирских морозов, в длительных страданиях и мучениях, упокоился заключенный большевицких концлагерей и мученик за Церковь Христову о. Петр Вергун. Похоронен он был в поселке Ангарский на новом кладбище. До сих пор немецкое католическое духовенство гордится им, ибо истину о единстве Христовой Церкви отец Петр засвидетельствовал мученичеством. (Интернет - ресурсы 2)
Листаю страницы семейного альбома. 3 фотографии, сделанных моим отцом 50 лет назад в Ангарском. Смотрит на нас живой о. Петр…
Ангарский… Затерянный в бескрайных просторах Сибири небольшой поселок, ограниченный с одной стороны вековой тайгой, а с другой отрезанный от всего света рекой Ангарой. Ангарский – это место вечного покоя о. Петра Вергуна, это место моего рождения…
Моему отцу, Ивану Хандону – художнику, после 10 лет Воркутинских лагерей назначено было доживать здесь свой век. Отец попал в поселок Ангарский с первыми этапами. Он вспоминал: «…на Енисее нас посадили на баржу и отправили до Стрелки, а затем по Ангаре до поселка Ангарского, куда нас сослали навечно». Жили сначала в землянках, работали на лесоповале. Для «строек века» нужен был лес. Ссыльные, среди которых были украинцы, эстонцы, литовцы, латыши, немцы и даже китайцы, все прибывали и прибывали.
В 1952 году, пишет отец, «сюда попал и профессор, епископ-отец Петр Вергун. Отец Вергун жил в нашем доме, который мы сами построили. Жило нас четверо…В этом деревянном, построенном друзьями доме, прошли последние годы жизни о. Петра.
Среднего роста, с военной выправкой, с седой бородкой, священник сразу привлек к себе братьев по несчастью. Из-за толстых стекол очков смотрели на них добрые, проникновенные глаза. Тяжело больной (туберкулез, язва желудка), он каждого, кто к нему приходил, мог поддержать, найти такие слова, что помогут, дадут надежду. (Приложение 3)
С моим отцом о. Петр сразу сблизился. Земляки, они имели много общего. На одной фотографии, датированной 1953 годом, о. Петр написал: «Прекрасному и дорогому другу Ивану Хандону на вечную память о совместно прожитых, лучших минутах в годы сибирской ссылки». О. Петр рассказывал отцу о своей родине, о жизни украинской диаспоры в Берлине, о работе Визитатуры. Отец вспоминает: «Когда Хрущев в 1956 году разрешил репрессированным ездить в отпуск, о. Петр просил заехать в Мотыгино и передать письмо их Преосвященству отцу Митрополиту Слипому».
Отцу Петру не давали покоя. Постоянные вызовы на допросы, особенно ночью, совсем подорвали его здоровье. После таких ночей отец с мамой часто возвращали его буквально с того света. (Приложение 4). Но о. Петр никогда не жаловался, а всегда встречал своих соседей ласковой улыбкой. В маленькой комнате отправлял Службу Божью, исповедовал, причащал, крестил. В условиях постоянного надзора и изоляции, украинцы Ангарского, собранные о. Петром, совершали церковные обряды, при возможности отмечали религиозные праздники.
За благословлением к о. Петру приходили не только украинцы. Друзья отца – литовец Буткус с семьей, молдаванин Бартюже стали и друзьями о. Вергуна.
О. Петр предчувствовал свою смерть. На одной из фотографий он написал: «Моим любимым соседям с просьбой когда-нибудь помянуть незлым, тихим словом…».
В письме родным он написал: «Все прошу Всевышнего – не дай, Господи, на чужбине умереть, только на родной земле. Пока человек живет, дышит, он надеется. И я имею надежду. А там – воля Божья…»
7 февраля 1957 года, после тяжелой болезни, о. Петра не стало. Отец с друзьями обрядили его в одежду священника. На могиле поставили сначала березовый крест, а потом памятник...
Просматриваю фотографии, которые, как дорогую реликвию, берег отец и передал мне со словами: «Помни про о. Петра! Береги эти фотографии, прейдет час, когда они потребуются…». И такой час пришел. (Интернет - ресурсы 4)
Евфросиния Дмитриевна родилась 12 августа 1924 года в Львовской области в селе Волчья Гора, которое находится в 2-х километрах от польской границы. До 1939 года ее родина принадлежала Польше. В составе России они были всего два года, когда началась война. Ей в это время было неполных 17 лет. Что пришлось пережить ей во время войны и после рассказывает она сама.
«22 июня 1941 года рано утром мы с братом выгоняли коров в поле. Вдруг недалеко разорвался снаряд и рядом с нами упали корова и женщина. Нам стало страшно. В нашей деревне уже шел бой. Мы выбежали на речку и там просидели до темноты. Ночью убежали в чужую деревню, через которую уже прошел фронт, и прожили там неделю. Мы с братом, которому было 13 лет, ничего не знали, что случилось с нашими родными: мамой, отцом, дедушкой, сестрой и братьями.
Через неделю, когда фронт немного отодвинулся, вернулись домой. Там уже были немцы. Постепенно собралась вся наша семья. Наши родные, так же, как и мы скрывались в разных деревнях. Во время боя половина деревни выгорела, очень много было убитых: и русских и немцев. Жители хоронили их в течение недели.
Фронт прошел, мы остались в тылу. Через некоторое время жителей стали вывозить в Германию на работу. Я попала в Австрию. Меня увезли зимой 1941 года, а вернулась я через 2 года - зимой 1943 года. Летом 1944 года вернулись русские. В августе мне исполнилось 19 лет.
Осенью меня арестовали. Целый год держали в Львовской тюрьме. Осенью 1945 года судили заочно и дали 4 года лагерей, а затем пожизненную ссылку в Сибирь. С 1945 года по 1949 год я находилась в Кизеллаге, в Пермской области на Северном Урале. Там строилась Камская ГЭС. Нас вывезли в зону затопления на лесоповал. Норма была – 3 кубометра на человека. Пилили вручную лучковой пилой. Дерево надо было спилить, разделать его на бревна по 4,5 или 3,5 метра, а потом каждое бревно распилить вдоль на три части. В лагере на лесоповале я отработала 4 года.
В ноябре 1949 года меня отправили по этапу в ссылку. Когда я спросила, на сколько меня ссылают, мне сказали: навечно. Почти 2 месяца провела я в товарняке и на пересыльных пунктах. 31 декабря 1949 года наш этап прибыл в Красноярск, а 1 января 1950 года мы были в Канске. Из Канска в Богучаны мы 400 км. шли пешком 2 недели. Этап состоял из украинцев и русских. В Богучанах его расформировали по поселкам. Нас, человек 20, отправили в Ангарский. С этим этапом пришли Белец Мефодий, его будущая жена Антонюк Нина, мой будущий муж Бондаренко Данил, Гвоздецкий Андрей, Король Николай, Осмоловский Володя, Терлибавка Иван, Дубняк Николай, Мешковец Афанасий, Матковская Полина с шестимесячной дочкой Олей. В поселке в то время проживало человек 30-40 переселенцев. Наш этап был первый, летом прибыл второй. Постепенно ссылка росла, этапы прибывали один за другим. Среди ссыльных были: русские, украинцы, немцы, литовцы, латыши, эстонцы, молдаване, поляки, белорусы, евреи.
Жили в бараках, работали в лесу. Платили за две недели 50 рублей, которых не хватало. В лагере в этом отношении было сытнее. Здесь мы были брошены на произвол судьбы: выживай, как можешь. Каждый месяц надо было отмечаться в комендатуре, этот дом сохранился до сих пор. В 1953 году, после смерти Сталина, нам выдали паспорта. В 1956 году мы получили право выезда из ссылки. Многие стали уезжать. С нашего первого этапа в живых осталось двое, остальные уже умерли. Реабилитировали меня в 1995 году.
Я помню отца Петра. Он был очень болен, почти никуда не выходил из дома. Его постоянно вызывали в комендатуру на допросы. До самой смерти он не имел права покинуть поселок.
Умер он в феврале 1957 года в самые морозы. Хоронили его все жители поселка».
Отбывая ссылку, о. Петр жил надеждою, что ему удастся выехать в Германию. Из Сибири он писал своим друзьям священникам письма. В них он выражал надежду, что Бог позволит ему закончить свой путь в стенах монастыря. «Наибольшая моя отрада в том, что я могу молиться. Никто мне это не запретит. Я чувствую, что голова моя уже клонится до вечного покоя. А я хотел бы так сильно закончить свою жизнь в монастыре».
После четырех недель тяжелой болезни Бог позвал о. Вергуна не в тихие монастырские стены, а в небесные хоромы. Ссыльные, что долгие годы в о. Петре находили своего лучшего друга и отца, заботились о нем до последних минут его жизни. Когда положение больного ухудшилось, они добились, чтобы его положили в больницу, но это уже не помогло. До последних минут своей жизни о. Петр Вергун молился о тех, кому еще предстояло долгие годы провести в Сибири.
7 Февраля 1957 года среди снегов и сибирских морозов, после длительных мучений, упокоился мученик за Церковь Христову о. Петр Вергун.
Сразу после смерти друзья одели его в священские одежды. В течение трех дней сотни людей приходило к гробу мученика, чтобы проститься.
10 февраля 1957 года о. Петра похоронили в замерзшей сибирской земле без священника. Сами верующие над свежей могилой прочитали «Вечную память».
Истину о единстве Христовой Церкви отец Петр засвидетельствовал мученичеством.
Сегодня, осмысливая жизнь и деятельность блаженного, мы должны подумать,
насколько наша вера наполнена жертвенностью и готовностью отдать свою жизнь за
Христову Церковь, за веру, которую мы приняли.
Также спросим себя – наша сегодняшняя жизнь похожа на жизнь блаженного?
Насколько мы ответственно относимся к своим обязанностям, как это делал отец Петр, что имея власть, не злоупотреблял ею, а с любовью относился ко всем, кто нуждался в помощи и опеке.
Пусть Бог даст нам той любви и преданности вере, чтобы вместе с блаженным Петром славить Бога в вечности. (Интернет - ресурсы 3.)
Двадцатый век справедливо считают эпохой мучеников. Святейший Отец Иоанн Павел ІІ назвал современную историю Церкви „историей жертв и мученичества”. Именно в ХХ веке христианство пережило самые страшные преследования за всю историю своего существования.
Среди большого числа мучеников, провозглашенных Папой Иоанном Павлом ІІ во время пребывания в Украине в июне 2001 года (приложение 6), золотыми литерами вписано имя блаженного священномученика Петра Вергуна, Апостольского Визитатора украинцев-католиков в Германии. (Интернет - ресурсы 5)
Преосвященный владыка Юлиан Гбур, Епарх Стрыйский, с целью перенесения мощей Блаженного, умершего 7 февраля 1957 года в ссылке в поселке Ангарский Красноярского края (Россия), назначил о. Тараса Пошивака, Канцлера Стрыйской епархии, ответственным за подготовку перенесения мощей на Украину.
Специальная делегация УГКЦ перевезла мощи блаженного отца Петра Вергуна из Сибири в Украину. Предлагаем Вашему вниманию разговор об этом с отцом Тарасом Пошиваком, канцлером Стрыйской епархии УГКЦ.
Корреспондент: Отче, расскажите, пожалуйста, с чего началась перевозка мощей блаженного о. Петра Вергуна в Украину?
Отец Тарас: О перенесении мощей блаженного о. Петра Вергуна неоднократно говорили, на это надеялись обитатели г. Городка, где он родился. Но длительное время за это никто не брался, все ограничивалось разговорами. Чтоб начать процесс, владыка Юлиян Гбур обратился к Главе УГКЦ Любомиру Кардиналу Гузару с просьбой благословить это дело.
Следующим этапом нашего труда было обращение к Преосвященному владыке Кириллу Климовичу, Ординарию Иркутской диецезии св. Йосифа РКЦ, чтоб он позволил на этой территории найти мощи блаженного: тело о. Петра Вергуна было похоронено в поселке Ангарском Богучанского района Красноярского края. Владыка Климович с радостью отозвался на нашу просьбу и назначил для помощи нам отца Антония Бадуру, который является деканом Красноярского края. Одновременно мы обратились в Конгрегацию по делам святых, чтоб они позволили нам провести перезахоронение. Из Конгрегации мы получили разрешение вместе с инструкцией, которая детально регламентировала все наши действия.
Корр.: Какие трудности возникли, когда Вы готовили перевозку мощей?
О. Т.: В прошлом году владыка Юлиян назначил меня ответственным за перевозку. В первую очередь, я установил связь с о. Антонием Бадурой, чтобы выяснить, сохранилась ли могила блаженного и в каком она состоянии. Когда уже были готовы все документы, мы столкнулись со следующей проблемой: я вообще не знал той местности, разве что имел административные данные, что это поселок Богучанского района Красноярского края. Мы не знали, где конкретно находится могила о. Петра, то есть нам недоставало живой информации. Тогда я попробовал отыскать тех людей, которые еще могли помнить о. Петра Вергуна. По совету о. Ореста Фредини, я обратился к госпоже Наталии Немировской, работнице Сихивской районной администрации города Львова, члена общественного фонда возвращения украинцев на Родину “Источник”. Ее отец Иван Хандон тоже был в ссылке в п. Ангарском. Оказалось, что о. Петр жил в их доме, и он за ним присматривал. Кроме этого, Иван Хандон сделал исторические фотографии на похоронах блаженного. Эта встреча была настоящим открытием, потому что дала нам ту информацию, которой так недоставало. Поэтому логично, что вместе с нами поехала и госпожа Наталия, которая родилась в Ангарском.
Корр.: Расскажите немного о самом переезде, о Вашем пребывании в Сибири.
О. Т.: Перед самой поездкой мы еще несколько раз встречались, обсуждали планы, решали, как именно нам добираться. Сначала мы хотели ехать автомобилем, но впоследствии увидели, что это нереально. Такая поездка забрала бы у нас много сил и времени, потому, я считаю, хорошо, что мы от этого варианта отказались. Следовательно, 14 июля мы отправились в Киев, а оттуда – самолетом в Красноярск. В Красноярске нас встретил помощник о. Антония Бадуры, о. Евгений Спирка. Мы поселились в монастыре оо. Кларетинив. Благодаря их гостеприимству у нас не было проблем с бытом в России.
Уже на следующий день мы решили ехать в поселок Ангарский. Но нам сказали, что прямого соединения нет, а добираться следует поездом до ст. Карабула, а оттуда – автомобилем к самим Богучанам. Поездом мы ехали в течении полусуток, а в это время о. Евгений позвонил в Богучаны и там нас встретила единственная в селе римо-католичка. Мы поселились в местной гостинице, поехали в Ангарский. До поселка из Богучан – 22 километра. Сначала нужно было доехать до реки Ангары, переправиться через нее, а затем еще 8 км. ехать к Ангарскому.
Корр.: С чего начался Ваш труд на месте?
О. Т.: Уже, когда мы были на берегу Ангары, ожидая паром, услышали неприятную новость. Оказалось, что старое кладбище уничтожили. Нас эта весть шокировала. Но впоследствии выяснилось, что могила о. Петра сохранилась, потому что его похоронили на новом кладбище, одним из первых. Не тратя попусту время, мы сели в машину и поехали на кладбище. Пошли искать могилу и, действительно, вскоре нашли ее по тем описаниям, фотографиям, которые оставил отец п. Натали Немировской. А он был очень предусмотрителен, потому что обгородил могилу сплошным забором с вырезанными столбцами, по которым можно было узнать могилу блаженного. Там стоял достаточно тяжелый памятник. Когда мы уже начали раскопки, было очень трудно сдвинуть его с места.
Конечно, могила была в плохом состоянии, потому что за ней почти никто не присматривал. Когда-то кто-то посадил там цветы, но когда мы пришли, то застали лишь куст шиповника. Он целиком разросся по могиле, и это, мне кажется, тоже помогло ее спасти. Кроме того, Иван Хандон сделал большую таблицу с надписью “Здесь отдыхает с. п. прелат др. отец Вергун Петр 1890-1957 год” (правда, от надписи мало что осталось). Следовательно, по всем известным нам признакам, мы нашли могилу блаженного. (Приложение 7.)
Корр.: Расскажите, пожалуйста, о Вашем пребывании в тех краях?
О. Т.: Это были достаточно тяжелые дни. Почему? Во-первых, совсем другой часовой пояс, во-вторых, ощутимая разница в климате. Наше лето и лето в Красноярском крае – это две разных вещи. Температура воздуха постоянно переходила за 30 градусов выше от нуля. К тому же очень много мошкары. От нее невозможно защититься, она лезет везде и кусает. Все средства от комаров, какие мы имели, спасали максимум на полчаса. Потому работать было трудно.
Корр.: Как происходили сами раскопки и перевозки мощей?
О. Т.: Скажу лишь, что в тот день погода была не слишком благоприятна, то солнце, то дождь, а мы должны были тщательным образом проверить вплоть до последней песчинки те останки, которые брали из земли. Мы трижды проверяли саму яму, ничего ли там не осталось. Почва там песчаная, легко осыпается, потому мы должны были быть осторожными, чтоб песок опять не засыпал яму. После раскопок мы поставили памятник на место, ведь, невзирая на перенесение мощей, это место все равно останется для нас памятным.
Когда мы уже сели на паром, возвращаясь в Богучаны, почувствовали значительное облегчение. Вспоминаю, мы плывем Ангарой, небо такое темное, медленно садится солнце, а мы переговариваемся между собой: “Все, наконец, о. Петр покидает место своей ссылки!”
В Богучанах мы сразу запечатали цинковый гроб государственными печатями, чтоб спокойно минуть таможню. Конечно, перед тем как выехать, мы попрощались с теми людьми, которые так много нам помогли, и поблагодарили их. После этого выехали из Богучан в Красноярск. После Богучан несколько километров заасфальтированной дороги, а дальше, может 200-300 км., - сплошное бездорожье. Такое бездорожье, что наши легковые авто днищем задевали камни. В Красноярск мы приехали поздно ночью, а мощи блаженного поставили в каплице оо. Кларетинив.
Перелет назад был намного тяжелее, чем в Красноярск. Сначала мы летели транзитным самолетом в Самару, там была пересадка, и мы очень волновались перед таможенным осмотром за мощи блаженного. Хотя мы имели все нужные документы, однако в Самаре перед отлетом в Киев еще раз интересовались у таможенников, случайно не нужно еще чего-то, потому что уже сталкивались с подобной бюрократией. В одном зале мы прошли 5 таможенных осмотров. Когда уже прибыли в Киев, там нас встретили представители Стрыйской епархии, мы вместе привезли мощи блаженного в Стрый. Все участники делегации помолились круг мощей, благодаря Бога за успешное завершение нашей миссии. Мы сразу начали готовиться к надлежащему чествованию мощей, как это предусмотрено инструкцией, которую мы получили из Рима.
Корр.: А как планируют отметить память блаженного на его родине?
О. Т.: Отец Петр родился в Городке. Еще до перевозки его мощей там проходили конференции, посвященные памяти блаженного.
К провозглашению о. Петра блаженным местные люди отнеслись с радостью. Поэтому 29 августа часть мощей мы торжественно передадим в Городок, где их будут хранить в храме Благовещения Пречистой Девы Марии. Владыка Петр Крик, Апостольский визитатор украинцев Германии, тоже попросил какую-то часть мощей, ведь блаженный о. Петр Вергун вплоть до своего ареста служил греко-католикам этого края. Так же хотели бы получить часть римо-католические епископы Германии. Конечно, немного мощей останется в храме Успения Пресвятой Богородицы Стрыйской епархии. Мы надеемся, что приедут все епископы Киево-Галицкой Митрополии УГКЦ, Апостольский визитатор для греко-католиков Германии владыка Петр Крик, римо-католические епископы и священники. Без помощи Римо-католической Церкви в России нам бы было очень трудно перевезти мощи блаженного, поэтому в Красноярск мы тоже отправим какую-то часть мощей.
В нашем храме планируем сделать боковой престол, где будут мощи блаженного. Катехитичная комиссия готовит специальную конференцию, посвященную памяти о. Петра. Из тех видеоматериалов, которые есть у нас, можно сделать фильм. Поскольку есть очень много документальных свидетельств об о. Петра, уместной была бы работа над обстоятельной монографией, тем более, что есть люди, которые помнят отца. Авторитет о. Петра в Ангарском настолько большой, что его еще и до сих пор вспоминают. Я там встретил мужчину, который в Ангарский приехал уже после смерти о. Петра, но знает, что на их кладбище похоронен священник, которого все называли “профессором”. Начатый труд нам следует довести до конца. Нужно подкопить все материалы, издать красивую книжку, чтоб все, кто интересуется нашей историей, прочитав эту книгу, поняли, что о. Петр был не только мучеником за веру, а еще и чрезвычайно добрым и искренним человеком.
Влодко ХИЦЯК. (Интернет - ресурсы 4)
“Все прошу Всевышнего: “Не дай, Господи, на чужбине умереть, только на родной земле”. Пока человек живет, дышит, то надежду имеет. Имею и я надежду…” (Из письма блаженного отца Петра Вергуна к семье в г. Городок)
Той надежде блаженного о. Петра Вергуна, к сожалению, не суждено было осуществиться. И должно было минуть почти 50 лет, чтоб его останки смогли вернуться на родную землю. Именно в этом году стараниями и на средства владыки Юлияна Гбура, Епарха Стрыйского УГКЦ, была снаряжена экспедиция, которая должна была найти и перевезти тленные останки блаженного.
В экспедиции, которая происходила на протяжении 14-26 июля, приняли участие:
Поехав в Россию, мы знали, где и когда был похоронен о. Петр, мы имели фотографии похорон и могилы, которые сделал мой отец 50 лет тому назад, имели поручение семьи на право перевозки, но не знали, сохранилась ли могила и в каком она состоянии. К тому же, огромную ответственность налагало на нас то, что мы должны были перевозить блаженного, поэтому должны были придерживаться и государственного законодательства, и церковного. Мы не знали, удастся ли сразу найти могилу. Но в случае успеха все нужные документы должны были быть подготовлены на месте, и это тем более осложняло и без того непростые условия (огромное расстояние, изменение часовых поясов, климат).
У каждого члена экспедиции были определенные обязанности: о. Тарас Пошивак должен был заботиться о том, чтоб все наши действия отвечали церковному законодательству, я – о соответствии государственному законодательству, о. Петр Пириг был оператором и отвечал за фото- и видеосъемки.
Все члены экспедиции понимали, какая большая ответственность лежит на каждом из нас: сроки были минимальны, а выполнить мы должны были историческую миссию.
Сам Господь и блаженный о. Петр заботились о нас, мы постоянно чувствовали эту поддержку. Большой помощью нам было и то, что в Богучанах и п. Ангарском до сих пор живет добрая память о моих родителях – Иване и Лесе Хандонах. Отцовы друзья – Мария Пивчук, ее сыновья Ярослав и Богдан, Виктория Буткус, Мария Лопадчак, ее сын Богдан – помогали нам, и эта помощь является бесценной.
Именно отец и его друзья – побратимы из Ангарского и Богучан (семьи Пивчуков, Буткусов, Лысюков, Дудичев, Бардюже, Лопадчака), которые при жизни блаженного с любовью относились к старому священнику, согревали его теплом своих сердец. Это они со всеми возможными почестями его похоронили, – начали подготовку к поездке-возвращению, которая растянулась на 50 лет. (Приложение 8.)
Очень нам помогли и римо-католики г. Красноярска – декан Красноярского корная о. Бадура и о. Спирка.
Эта экспедиция завершила многолетний труд многих людей, которые с любовью к Богу, своей Церкви, с большим уважением к теперь блаженному о. Петру Вергуну приближали это время, и которых, без сомнения, послал Господь выполнить последнюю волю блаженного и миссию возвращения на Украину наших духовных сокровищ.
Выражаю искреннюю благодарность владыке Юлияну Гбуру, семье отца Петра Вергуна и всем добрым людям, которых посылал нам Господь, за их помощь и поддержку, за понимание и доброту. (Интернет - ресурсы 4)
2004 год.
26 июля 2004 года, после двухлетних приготовлений и нелегкой поездки в Сибирь, мощи Блаженного Священномученика Петра Вергуна прибыли в Украину.
23 августа 2004 года, в канун 13 годовщины Независимости Украины, мощи были торжественно перенесены в Кафедральный храм Успения Пресвятой Богородицы г. Стрый. (Приложение 9.)
29 августа 2004 года часть мощей была перенесена в Городок, где родился блаженный, в храм Благовещения Пречистой Девы Марии, а 14 октября 2004 года другая часть перенесена в Германию, где блаженный иерей Петр нес пастырское служение.
Престол, в который вложены мощи, изготовлен львовским мастером-резчиком Юрием Мироновичем. Позолоту престола делала Олеся Левус. Все пожертвования на изготовление и отделку престола взяли на себя прихожане Кафедрального храма под опекой свящ. Мирона Грынышина, и.о. Администратора Кафедрального храма Успения Пресвятой Богородицы г. Стрый.
14 октября 2004 года в Германию была передана часть мощей бл. Петра. Они положены в Кафедральном храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Мюнхен, Германия. (Приложение 10.)
Программа
торжества почтения мощей Блаженного Священномученика Петра Вергуна в Стрые 23-29
августа 2004 года и в Городке 29 августа 2004 года
29 Августа 2004 года состоится торжественное почтение мощей Блаженного Петра в Кафедральном храме Успения Пресвятой Богородицы города Стрый (ул. Успенская, 18) и в храме Благовещения Пречистой Девы Марии в Городке (ул. Коцюбинского, 5), где о. Петр Вергун родился.
Понедельник, 23 августа 2004 года
17 00 – перенесение мощей из часовни Канцелярии Епархиального Управления Стрыйской епархии в Кафедральный храм Успения Пресвятой Богородицы г. Стрый.
18 00 – Акафист к Блаженному Священномученику Петру Вергуну.
Воскресенье, 29 августа 2004 года
09.00 – Акафист к Блаженному Священномученику Петру Вергуну в Кафедральном храме Успения Пресвятой Богородицы г. Стрый.
09.50 – выход из Кафедрального храма. Процессия к памятнику Будителей (площадь Независимости).
10.15 – выезд автоколонны из Стрыя в Городок.
11.30 – встреча мощей на границе города Городок (со стороны с. Черляны).
11.50 – процессия улицами города Городок к храму Благовещения Пречистой Девы Марии.
12.30 – Архиерейская Литургия. Литургию возглавит Блаженнейший Патриарх Кардинал Любомир Гузар. (Интернет - ресурсы 4)
Мощи Блаженного Священномученика Петра Вергуна будут находиться в Кафедральном храме Успения Пресвятой Богородицы г. Стрый с 23 по 29 августа 2004 года.
Премьера фильма состоялась в воскресенье, 13 февраля 2004 года в Народном Доме г. Стрый. В фильме отображены краткие фрагменты обретения и перенесения мощей священномученика Петра Вергуна с Сибири в Украину. Автор сценария – свящ. Тарас Пошивак – непосредственный участник поездки в Сибирь, ответственный за перевоз мощей блаженного свящмч. Петра в Украину. Фильм снят Стрыйской телекомпанией „Волны Стрыя”.
В Народном Доме г. Стрый состоялась Торжественная Академия „Блаженные, преследуемые за правду”.
Как отметил Владыка Юлиан, в начале Торжественной Академии, было трудно поверить в то, что мощи блаженного свящмч. Петра удастся перевезти в Украину. Поэтому документальный фильм является не только отображением событий, произошедших в определенном времени и месте, но является доказательством Божьего благословения в процессе перенесения мощей и ответом на прижизненное желание свящмч. Петра быть похороненным в Украине.
Владыка также объяснил отличия между значением слов блаженный и святой. Блаженный является святым местного значения. Для его окончательного прославления необходимо чудо. После провозглашения святым, этот человек будет занесен в литургический календарь и почитаться всеми сообществами Католической Церкви.
Документальный фильм о свящмч. Петре длился более часа. Автор сценария пытался отобразить в нем добродетели пастырского служения блаженного в условиях нацистской Германии и далекой Сибири. В обоих случаях подчеркивались героизм свящмч. Петра и солидарность со всеми, кто его окружал, любовь, верность, первенство совести и прощения. Благодаря этому жизнь Блаженного не только наполнила содержанием красивые и истинные страницы истории Церкви, но и стала неотъемлемым сокровищем всего человечества.
Пресс-служба Стрыйской епархии. (Интернет - ресурсы 5)
Стрыйская епархия УГКЦ издала Молебен к Блаженному Петру Вергуну. Издание приурочено к годовщине перенесения мощей блаженного Петра из Сибири в Украину. Автором Молебна является молодой богослов, свящ. Назар Заторский, секретарь Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ.
По словам Преосвященного Владыки Юлиана Гбура, Епарха Стрыйского УГКЦ, этот Молебен является очередным шагом к углублению почитания блаженного Петра среди верных Греко-Католической Церкви в Украине и за рубежом.
„После провозглашения свящ. Петра блаженным Католической Церкви наступил важный этап приготовления к провозглашению его святым. При посредничестве молитвы к священномученику Петру Вергуну верующие могут просить у Господа необходимые дары и чуда, которые в дальнейшем помогут начать процесс канонизации этого Блаженного”, – отметил Владыка Юлиан.
Молебен к Блаженному Петру Вергуну будет передан также в Германию. В этой стране наши верующие находятся на попечении Архипастыря Преосвященного Владыки Петра Крыка, Апостольского Экзарха украинцев-католиков Германии и Скандинавии. (Интернет- ресурсы 3)
Берлин, 2007г.
11 февраля 2007 года в Берлине по случаю 50-летия смерти блаженного Петра Вергуна была проведена совместная Служба Божья украинской греко-католической общины св. Миколая и берлинской Римо-католической общины святой Родины.
Богослужение состоялось в храме, в котором Петр Вергун служил как Апостольский Визитатор. Службу отправили Апостольский Экзарх, владыка Петр Крик, Архиепископ Берлина кардинал Георг Штерцинський. В мероприятии приняли участие священники, представители религиозных общин обеих церквей, сотрудники Посольства Украины в Германии.
Кроме пасторства, отец Петр Вергун проводил среди немецкой общины украинцев большую патриотическую работу, способствовал решению социальных проблем членов религиозной общины.
Во время визита в немецкой столице в мае 2006 г. Глава Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Любомир Гузар передал Архиепископу Берлина Г. Штерцинському мощи блаженного отца Петра Вергуна.
Мюнхен, 2007г.
В Мюнхене завершились торжества посвященные годовщине смерти Блаженного Петра Вергуна. Божественную Литургию, которую сослужили Владыки: Петр Крик, Михаил Гринчишин и Ярослав Пририз, возглавил Владыка Вроцлавско-Гданский Владимир (Ющак). (Приложение 11)
Новосибирск, 2007г.
В августе 2007 года Епарх Стрыйский подарил Новосибирскому Кафедральному собору икону блаженного Петра (Вергуна). (Приложение 12.) (интернет-ресурсы 5)
Мое исследование подошло к концу. Завершена трудная, большая, но интересная работа. Что же удалось сделать? Что нового мы обнаружили? К каким выводам пришли, работая над темой?
Страшно. Какое страшное и трагическое было время. И в то же время, какие удивительные люди прошли через войну, тюрьму, лагерь, ссылку и остались людьми.
Очень трудно было разговаривать с ними о том времени даже полвека спустя. Страх еще держится в их душах.
30 октября 2008 года мы в школе провели День Памяти жертв политических репрессий. Показали все материалы, которые нам удалось обнаружить. Надо было видеть глаза, слезы бывших ссыльных. Мы рассказали о блаженном о. Петре. Какое удивление было, что они жили рядом с таким человеком.
Летом мы восстановили памятник о. Петру. (Приложение 13). Это для нас историческое место.
Книга Памяти, которую мы передали в библиотеку, пользуется большим спросом. Людям интересно прошлое нашего поселка, значит, наша работа не была напрасной.
Кто же такой о. Петр Вергун? Мученик за Церковь Христову.
Взаимоотношения церкви и власти всегда носили напряженный характер. В случае о. Петра это усугубилось тем, что он принадлежал к греко-католической церкви. До самой смерти его пытались склонить к православию. Он остался верен своему вероисповедованию.
Измученный, больной, преследуемый, он находил в себе силы вести за собой и не терять веру в Бога своих земляков. Какой чистый, святой человек.
Спустя 50 лет его помнят в Германии, на Украине. Обидно, что в нашем поселке о нем мало знают. Но наша работа и направлена на то, чтобы восстановить память об о. Петре.
Невольно сравниваю нашу сегодняшнюю жизнь с прошлым. Да, в материальном плане мы живем лучше. Да и свободы у нас много. Но духовность тех, кто прошел через все страдания, была гораздо богаче, чем у нашего поколения.
Приложение 1. Поселок Ангарский и Ангара. Художник Юрий Коноплин.
Приложение 2. Отец Вергун в Германии.
Приложение 3. Отец Вергун с художником
Иваном
Хандоном. п. Ангарский.
Приложение 4. Здание бывшей комендатуры, где допрашивали Блаженного.
Приложение 5.Зубач Евфросиния Дмитриевна.
Приложение 6. Визит Папы Иоанна Павла ІІ на Украину в июне 2001 года.
Приложение 7. Могила Блаженного. п. Ангарский.
1957 год
Зима 2007 года
Лето 2008 года
Приложение 8. Иван Хандон, Петр Пивчук, Николай Зварич.
Лысюк Ярослав
Пивчук
Мария
Приложение 9. Стрыйская епархия готовится к почтению
блаженного священномученика Петра Вергуна
Приложение 10. Престол с мощами Блаженного.
Приложение 11. Мюнхен. Торжества, посвященные 50 годовщине смерти Блаженного
Петра Вергуна.
Приложение 12. Епарх Стрыйский подарил Новосибирском Кафедральному собору икону
блаженного Петра (Вергуна)
Приложение 13. Памятник Отцу Петру после реставрации. Лето 2008 года.
Интернет-ресурсы:
1. HTTPS://old.ugcc.org.ua/rus/ugcc_history/martyrs/
2. HTTPS://www.katolik.ru/
3. HTTPS://www.mfa.gov.ua/
4. .HTTPS://stryi.com.ua/
5. .HTTPS://www.ugcc-in-russia.narod.ru/.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»