Министерство образования Российской Федерации
Управление образования Минусинского района, Красноярского края
МОУ Шошинская СОШ №13
Выполнила: Харатян Алина,
ученица 8 класса МОУ Шошинская СОШ №13,
Руководитель : Мужайло Татьяна Ивановна , учитель истории и
обществознания МОУ Шошинская СОШ № 13
Шошино, 2008 г
Актуальность работы:
В настоящее время события первой половины XIX века уходят все дальше. Громадные
и глубокие преобразования последних 10-15 лет превратили современную Россию в
антипод СССР и Российской империи. Патриотическое воспитание, столь актуальное
сегодня, невозможно строить без взгляда на прошлое, без связи его с
современностью. Если мы хотим, чтобы российское общество умело и хотело защищать
и ценить условия политической свободы, важно, чтобы еще на школьной скамье
молодежь получала ясный ответ на вопрос, что представляет общество, где
нарушаются права людей и как живется этим людям в этом обществе, чтобы такое
больше никогда не повторилось. Молодежи очень трудно разобраться в том, что
тогда происходило. Понять суть событий, связанных с репрессиями, переселением и
депортацией, а также причины их породившие, без ярких доказательных примеров
невозможно. Именно поэтому встречи с живыми свидетелями тех событий очень ценны.
Люди, пережившие годы репрессий, депортации и войны, знают цену жизни , могут
убедительно на своем примере доказать, что за жизнь надо бороться во что бы то
ни стало.
Цель работы:
1. Показать одну из страшных страниц истории страны на основе имеющейся
литературы, архивных материалов и также на примере судьбы простой сельской
учительницы, пережившей тяготы депортации;
2. Познакомиться самой и познакомить других с судьбой женщины, скромно живущей
рядом с нами, которая для нашего поколения является легендой, и о которой мы
ничего почти не знаем.
Задачи работы:
1. Кратко охарактеризовать период депортации в СССР;
2.Описать события, пережитые семьей депортированных немцев, конкретно семьей
Фертих в период переселения;
3. Показать путь, который был пройден Екатериной Генриховной до становления ее
как учителя;
4. Оценить ее вклад в жизнь нашего села и жизнь людей села.
Содержание работы:
1. Введение.
Из истории репрессий и депортации в СССР.
О депортации немцев в Минусинский район.
2. Основная часть.
2.1 События, связанные с переездом в Сибирь (по воспоминаниям Филатовой Е.Г.)
2.2 Трудности жизни в с. Кочергино (по воспоминаниям Филатовой Е.Г.)
2.3 Годы учебы в школе и в институте (по воспоминаниям Филатовой Е.Г.)
2.4 Семья Филатовой Е.Г.
3. Выводы.
3.1. Судьба Филатовой Е.Г.в судьбе моего села.
1 сентября 1939 г. - началась вторая мировая война, «которой суждено будет войти в историю как самому кровавому гуманитарному катаклизму за время существования человеческой цивилизации» (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР, стр. 150).
Это было начало суровых испытаний, которые выпали на долю тех, кого сталинский режим причислил к «заклятым врагам советской власти, преисполненным ненависти к советскому строю».
С начала 1940 г. развернулись депортации в глубь СССР сотен тысяч жителей
западных областей Украины и Белоруссии. Первыми, в феврале, на Восток
отправились эшелоны с более чем 140 тыс. спецпереселенцев из числа «осадников»,
коими называли земледельцев-колонистов, получивших наделы от польского
правительства за участие в войне 1919-1920 гг. против советской России. За ними,
в апреле, в соответствии с постановлением Политбюро от 2 марта, последовали 61
тыс. административно высылаемых членов семей репрессированных польских
«офицеров, полицейских, жандармов, тюремщиков, помещиков, фабрикантов, крупных
чиновников и участников контрреволюционных повстанческих организаций». Третий
поток депортируемых, пришедшийся на конец июня – начало июля, составили жители
Украины и Белоруссии с польских территорий, оккупированных немцами.
Нападение нацистской Германии на Советский Союз в значительной мере
способствовало возрождению в обществе истинных морально-этических ценностей.
Нависшая над страной смертельная опасность, когда решался вопрос не только о
существовании независимого государства, но и физического выживания миллионов
людей, пробуждала в людях готовность во что бы то ни стало отстоять свободу
родной земли. Удивляют противоречия, которые отличали политику сталинского
руководства в годы войны. С одной стороны, принимались жизненно важные меры по
противодействию агрессорам, мобилизации экономики. Из тюрем и лагерей
освобождались не только некоторые репрессированные ранее военачальники, видные
конструкторы и крупные организаторы производства военной техники, но и сотни
тысяч осужденных по указу от 26 июня 1940 г. Это позволило существенно укрепить
как фронт, так и тыл. Право защищать отечество с оружием в руках, было
предоставлено и спецпереселенцам из числа раскулаченных в начале 1930-хгг. Вот
как вспоминал впоследствии то время житель Смоленской области А.Волчок: «Ужасная
война перед лицом тяжких и грозных испытаний всех как будто уравняла. И у
власти, и у ее изгоев, явилась одна общая цель – выжить, выстоять». Но с другой
стороны, даже в условиях страшной войны тоталитарный режим по отношению к
собственному народу продолжал практику жестоких преследований так называемых
внутренних врагов из числа ни в чем не повинных людей. Трудно не согласиться с
русским философом и мыслителем И.А.Ильиным, который писал, что «во время войны
террор НКВД, как всегда во время опасности, усиливался вдвое» (История
политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР, стр. 157-159).
Поскольку с конца 1941 года стало очевидно, что война с СССР затягивается, а
экономика Третьего рейха нуждалась в дополнительных 2,6 млн. пар рабочих рук,
нацистское руководство приняло решение о трудовом использовании советских
военнопленных. Наряду с этим в нацистской экономике стал широко применяться
труд гражданских лиц, вывезенных в рейх в основном насильственным путем с
оккупированных советских территорий. «Эшелоны с депортируемыми советскими
мирными жителями двигались во время войны не только на Запад, но и на Восток,
так в советском тылу проводилась практика насильственного выселения по
национальному признаку в отдаленные регионы страны. Первой сослали большую часть
населения автономной республики немцев Поволжья. В указе Президиума Верховного
Совета СССР от 28 августа 1941 года эта акция мотивировалась явно надуманными
«данными» о том, что «среди немецкого населения, проживающего в районах
Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по
сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных
немцами Поволжья. Выселение немцев происходило не только из автономной
Поволжской республики, которая вскоре была ликвидирована, но и из
Сталинградской, Саратовской и других областей европейской части СССР. К началу
1942г. насильственной депортации подвергалось в общей сложности около 1,1 млн.
немцев. При этом пострадали и военнослужащие немецкого происхождения, которые
отзывались из Вооруженных сил и переводились в трудовую армию, где пребывали
фактически на положении заключенных.» (История политических репрессий и
сопротивления несвободе в СССР, стр. 160)
По данным архива г.Минусинска, согласно Ф. 275 опись 1 и № 483, были депортированы немцы и Минусинский район, в такие села как с. Тигрицкое, с. Лугавское, с. Быстрая, с. Тесь и с. Шошино. В Шошино приехали такие семьи как Фаллер, Вольф, Бауэр, Гендель и др. В общей сложности в села района прибыло более 2475 человек переселенцев и депортированных (Архив города Минусинска: Ф. 275 опись 1 и № 483)
Моя работа посвящена человеку, депортированному в с. Кочергино Курагинского района, но прожившему большую жизнь в моем любимом селе Шошино. Это Филатова Екатерина Генриховна – учитель математики со стажем работы в 46 лет. Работа написана со слов этой удивительной женщины.
В селе Баур Саратовской области Каменского района в семье
Фертих Генриха Иогановича и Анны Карловны ( они на снимках внизу)
18 декабря 1935 года родилась девочка Катя, первый ребенок. Беда пришла в дом, когда Катерина была еще дошкольницей. «По рассказам матери и отца была дана неделя (может и меньше или немного больше) на все сборы. Дома появились переписчики имущества. Они отдельно записали в одном документе – скот, в другом – имущество». Родители Екатерины Генриховны долго хранили эти документы, но у нее сейчас их нет. «Итак, за короткий срок все переписано и сдано, а с собой разрешалось брать минимум: это был сундук, в который положили печную плиту, несколько чашек, ложек и кое-какую одежонку.» « И продукты, не знаю какие, но четко помню, - говорит Филатова, - как мама напекла несколько снисок сушек, что, даже приехав еще в Кочергино, хотели повесить на гвоздик, одна сушка поломалась и кусочек ее упал в углу под пол. Я долго еще искала его, но не могла найти».
Филатовой Екатерине Генриховне 18 декабря этого года исполнится 73 года. Я смотрю на ее белую, как снег, голову и понимаю, что седина эта не только от возраста, но и от пережитого. А она с какой-то грустью продолжает рассказ дальше. «Помню, что со всем скарбом нас вывезли на побережье Волги. Весь берег был заставлен сундуками, меж них сновали родители и ребятня. Я была девочкой шаловливой, так я затерялась среди этих сундуков и кто-то меня привел к родителям. Еще помню как по Волге плыли большие белые пароходы (суда). Даже сейчас как будто все это перед глазами. Как нас переправляли на левый берег Волги и как грузили в вагоны, коровники, как их называли – не помню. Помню только, что эти сундуки стояли плотно друг к другу, да еще и сверху, и мы все ходили и бегали по ним».
Женщина смотрит в окно, улыбается и продолжает… «В дороге поезд, естественно, останавливался. И вот на одной из станций бабушка Анна – мать отца вышла со мной. Поезд уже тронулся, а нас нет. Шум, крик. Кто-то подхватил и начал подсаживать в вагон. Помню протянутые мамины руки, которые подхватили меня и также пихнули в вагон бабушку. Но уже после меня никуда не отпускали, и не выводили».
Семья Фертих была направлена на место жительство в с. Кочергино Курагинского района. По словам Екатерины Генриховны, «привезли нас в с. Кочергино, селили по несколько семей в одном доме. Приехав в Сибирь у нас не было продуктов, поэтому первое, на что пошли родители – это стали перекапывать огороды, чтобы набрать картофель, оставшийся после копки (это называлось «щтопельн»). Помогали жителям копать, носить картофель. В более позднее время родители вязанками с острова носили дрова, вытрясали обмялья и носили домой эту солому. Этим и отапливались. Долгими зимними вечерами, ночами наши родители сидели и вязали шали, пуловеры, шарфы, носки: все, что заказывали жители, и все это за продукты питания – картофель, капусту, свеклу. Помню, с мамой принесли одной жительнице связанную шаль, она заплатила ведром мороженой свеклы. Это и тогда мою детскую душу сильно ранило, и вспоминать сейчас без содрогания, я это не могу. Платой была и мороженая тыква. Еще труднее семье стало, когда отца вместе с другими мужчинами-немцами забрали в труд армию. Отбывали они ее в г. Кирове.
«Помню как бабушка – мать отца, целую ночь простояла на коленях в углу и молилась за жизнь своих пятерых сыновей. Последние двое (Карл и Яков) легли костьми в труд армии. Молитвы бабушки помогли, трех сыновей она встретила живыми». «Весной 1942 года наши мамы ничего не сажали, думая, что нас отправят обратно на Родину, но этого не получилось, поэтому так же - рукоделием и наемным трудом сводили концы с концами. В течение 1942 года часть немцев увезли в другие места, и бабушка с семьей была отправлена в г. Туруханск. Летом 1943 года немощным, едва передвигавшимся на своих больных ногах, без зубов (была цинга) вернулся отец из труд армии. Перед депортацией отец успел выучиться на тракториста- комбайнера. Отцу предложили работать на комбайне. Работал он на «Сталинце» - это огромная машина, которую таскал за собой маленький колесный трактор. Относился отец к работе очень добросовестно, у него не было выходных ни в ясную погоду, ни в дождливую. Он мог, по малейшему изменению стука своей машины, знать о поломке. Был отец всегда в передовиках. В хорошую погоду он убирал по 20-25 га хлеба. Отношение сельчан к отцу, да и ко всем его братьям было доброе, звали их только по имени и отчеству. Отец любил шутить, может это и привлекало к нему людей. Женщины работали на разных работах, а когда колхозы стали заниматься табаководством, были заняты на этом производстве и еще в колхозном саду».
Не смотря на то, что немцы жили в Поволжье, они сохраняли традиции, обычаи и, главное, говорили между собой на немецком языке. Екатерина Генриховна вспоминает, раскладывая бережно ею хранимые фотографии: «Я выходила во двор и подолгу стояла около забора. Когда ребята шли из школы с. Шошино, они долго стояли по ту сторону забора, о чем-то говорили со мной, но я не могла им отвечать. Когда я научилась говорить по-русски, не помню.
В 1-й класс я пошла, уже говоря по-русски, с 8-ми лет. Учебников не было и купить было не на что, но училась я хорошо, помню, как меня хвалил учитель Чешуин, а имя и отчество его я не помню. Закончила 4 класса в с. Кочергино, 5, 6, 7 классы училась в с. Шошино. Ходили зимой и летом пешком. После окончания 7-ми классов было желание поступить с подругой в мед. училище в Минусинске, но я не могла выезжать из села без сопровождающего. Когда дали сопровождающего, приехали в г. Минусинск в мед. училище, было уже поздно. Экзамены приемные уже прошли. Приехав домой, я пошла в п. Курагино, проучилась 8-й, 9-й, 10-й классы. В школе я была и пионеркой и комсомолкой. Все относились ко мне уважительно, правда кто не знал, что я немка, это умалчивалось, чтобы не дай бог, о нас не подумали и не наговорили чего». Даже долгие годы отчество ее было простое и понятное – Андреевна. Так и сейчас ее зовут все жители села.
«Потом я поступила в Абаканский пед.институт на факультет математики и физики. Но перед поездкой в институт мне не хотели давать справку с места жительства. Только по настоянию Коханского Ивана Григорьевича, он оказался в данный момент и в данное время в конторе, справку мне дали. Я поступила в институт, пройдя конкурс в 4 человека на место». Все немцы, депортированные в Сибирь, находились под строгим контролем комендатуры. На члена семьи заполнялась справка (копия справки в приложении 1). Из воспоминаний Филатовой Е.Г.: «Отцу поручили ежемесячно давать отчеты о проживании немцев на территории села, но приходилось это делать мне. Давали образец, и вот я писала: - за такой-то промежуток времени (число, месяц) никто из проживающих немцев не выезжал за границы села Кочергино.» Отец ставил потом свою роспись». Очень трудными были для этих людей военные годы. Им приходилось, и колоски собирать и мерзлую картошку есть, спасали щавель и другие съедобные растения, которые собирали ребятишки.
После окончания института Екатерина Фертих приехала в с. Шошино на практику, где и встретила любовь своей жизни Филатова Алексея Михайловича, который преподавал в Шошинской школе историю. Влюбились они друг в друга с первого взгляда и, не долго думая, решили пожениться. 10 августа 1960 года – после свадьбы поехали в Каратузкий район, в с. Верхний Кужебар, где Алексей Михайлович был назначен директором школы, а Екатерина Генриховна – учителем математики и классным руководителем. Там родилась старшая дочь – Наталья. В 1962 году переехали в с. Шошино, где и родилась вторая дочь – Людмила. Дочери продолжили дело родителей: Наталья Алексеевна – директор Пригорской школы подарила бабушке на 50-летие внука Андрея, который сейчас учится в Московском институте нефти и газа. Собирается в дальнейшем поступать в аспирантуру. Людмила Алексеевна работает в детском саду г. Абакана. Она в день рождения дедушки подарила внука – Илью, который тоже сейчас учится в Московском институте нефти и газа. Кроме дочерей они, с Алексеем Михайловичем, воспитали племянника Игоря, оставшегося в 8 лет без родителей. Он окончил Красноярское речное училище. Сейчас, женат на учительнице начальных классов.
За долгие годы жизни в Сибири депортированных немцев, молодые все выросли, парни поженились на русских девушках, а девчонки вышли замуж за русских парней. Из всех детей-немцев только Екатерина единственная сумела получить профессию. Она сама считает, что это заслуга ее родителей, особенно отца, которого она очень любила. Реабилитирована была Екатерина Генриховна в 1991 году (копия справки прилагается в приложении 1).
Екатерина Генриховна проработала учителем с 15 августа 1960 года по 30 августа 2006 год - 46 лет. За свою работу в школе получила много грамот от управления образования, а также грамоты от профкома колхоза за помощь в уборке урожая. В 1978 году награждена почетной грамотой Краевого управления образования, в 1984 году – грамотой Министерства просвещения РСФСР. А 15 мая 2006 года получила звание «Почетный гражданин Минусинского района»
После нашего разговора я попросила Екатерину Генриховну записать все, что она рассказывала. Через несколько дней, она отдала мне тетрадь по алгебре 11 класса, где в самом начале решено очень много примеров и задач. Я сначала ничего не поняла, пока в середине тетради не нашла ее рассказ о своей жизни, из которого для своей работы я взяла только частицу. Я показала эту тетрадь своей учительнице, руководителю моей работы, Татьяне Ивановне и она сказала, что это удивительный бесценный материал для музея и истории. (Эти материалы в приложении 2).
Меня так тронула судьба этой женщины, что я стала на многие события в своей жизни смотреть по - другому. Разве нам сейчас жить трудно? Рядом любимые родители, друзья, школа. Нам часто говорят о наших правах и эти права соблюдаются. Мне кажется, трудно было детям в годы детства Екатерины Генриховны, в годы войны и после нее. И не смотря на все трудности и невзгоды, дети этих лет не озлобились, не затаились, а наоборот любили жизнь и стремились в своей жизни найти достойное место и приносить пользу другим людям. Филатова Е.Г. стала не только очень хорошим учителем, дающим прочные знания ( в деревне считалось, если детей учит Филатова, то они будут хорошо знать математику, мы еще сейчас бегаем к ней на консультации), но добилась также уважения от окружающих людей. А скольким детям она помогла устроиться в жизни как классный руководитель!!! Когда в 2004 году наша школа отмечала 100-летний юбилей, то бывшие ученики, тоже уже не молодые люди, говорили слова благодарности школе и еще именно ей - Екатерине Генриховне, и несли ей цветы и подарки. Она всегда спокойная, рассудительная, не терпящая лжи, несправедливости, готовая в любой момент отстаивать свою точку зрения или защищать несправедливо обиженного человека. Очень работящая. Сама всегдаопрятная, да и в ее доме и на усадьбе до сих пор самый идеальный порядок в деревне. К ней приходят за советом, за помощью или просто за человеческим общением. Я считаю ее судьбу героической, так как все испытания, посланные ей судьбой, она перенесла с достоинством. Муж у нее умер, но с ней всегда ее дети и внуки, а так же коллеги и ее ученики, дети и внуки ее учеников. Она не забыта, с ней всегда рядом люди, готовые прийти на помощь. Наверное, в этом и заключается простое человеческое счастье.
1. Воспоминания Филатовой Е.Г.
2. Архив города Минусинска: Ф. 275 опись 1 и № 483
3. Книга для учителя «История политических репрессий и сопротивления несвободе в
СССР», издательство объединения «Мосгорархив», М. 2002 г.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»