МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Лесосибирска»
исследовательская работа
Автор работы:
ученица 9 «А» класса
Карпинская Анастасия
Руководитель работы:
учитель истории
Молкаева Татьяна Владимировна
г. Лесосибирск
2009
Данная работа посвящена изучению вклада замечательной женщины - нашей землячки - В.А. Баландиной в развитии образования, в выявлении её роли в исследовании и освоении природных богатств Сибири.
Умение увидеть конкретного человека в истории становится сегодня главной задачей исторического образования. Автор смогла таким образом организовать свое исследование, что оно переросло в реконструкцию психологического портрета определенной социальной группы - местной элиты небольшого провинциального городка позапрошлого века, внутри которой, благодаря напряженной интеллектуальной работе, рождались настоящие пассионарии - люди, способные зажечь и провести за собой других. Такой была наша героиня - В.А.Баландина.
Анастасия рассуждает о причинах этого явления, делает свои выводы, опираясь на документальный материал. Заслуги Веры Арсеньевны раскрыты как в области развития образования, так и в плане организации благотворительной деятельности. В исследовании сделана попытка вскрыть истинные мотивы меценатства.
Зрелый подход юной исследовательницы прослеживается в том, что автор не ограничивается перечислением заслуг этой замечательной женщины. Она пытается определить внутренний смысл и мотивы деятельности героини своей работы. Исследуя обширный документальный материал, Анастасия приходит к выводу, что в Енисейске сложились элементы гражданского общества. Автор ставит вопрос об истинном патриотизме, рассуждает об его проявлении в прошлом и в наши дни. Поэтому, несмотря на то, что работа посвящена героине прошлого, она актуальна и современна.
Учитель истории МОУ «СОШ №9 г.Лесосибирска»
Молкаева Т.В.
Тема моей работы – «Научно-просветительская деятельность В.А.Баландиной», находится на стыке различных наук: истории, социокультурной психологии, социологии и регионального краеведения. В центре исследования находится Личность. Я пытаюсь ее понять, определить ее внутреннюю позицию, мотивы ее деятельности. Каждый из нас живет и мыслит созвучно своему времени. Но есть личности, которые своим мироощущением поднимаются над всей человеческой массой. Они определяют время, задают обществу определенный вектор развития. По определению Л.Гумилева они и являются пассионариями, людьми, способными зажечь и повести за собой других. Вера Арсеньевна, несомненно, относится к их числу.
Актуальность исследования заключается в том, что описание жизненного пути знаменитых людей всегда привлекает внимание, особенно если в их числе оказывается женщина, которой сложнее в силу ее природы правильно определить свои приоритеты: семья, дети, работа, карьера. В чем предназначение женщины? Может ли быть она счастлива, добиваясь успеха и общественного признания? Попытка ответить на эти вопросы, возможно, привлечет внимание к моей работе.
Проблема исследования: в краеведческой литературе вопрос о вкладе В.А.Баландиной в научное и хозяйственное развитие Сибири нашел достаточно широкое освещение. Енисейский период жизни Веры Арсеньевны почти не известен. В своей работе я попыталась восполнить этот пробел.
Объект исследования: жизнь В.А.Баландиной в контексте социокультурного развития Сибири.
Предмет исследования: вклад В.А.Баландиной в социальную и культурную сферу Сибири.
Методы: изучение литературы, поиск и изучение документального материала, сопоставление, систематизация, текстологический анализ, реконструкция исторического портрета изучаемой личности.
В XIX веке роль женщины во всем мире была ограничена. Ни в одной стране женщины не обладали политическими правами, в том числе и в России. В первую очередь в женщине видели только мать, считали, что образованность портит её. В одной из газет того времени было написано, что девушки, «получив образование, позабудут своих родителей и не смогут рожать детей». Но всё же, передовые люди считали, что без образованных женщин общество не может развиваться дальше. Джон Милль, известный английский ученый, утверждал: «Я глубоко убежден, что нравственное развитие мужского пола легко может остановиться или пойти назад, если развитие женщин будет сильно отставать».
Моя работа посвящена жизни и деятельности Веры Арсеньевны Баландиной, замечательной женщине и нашей землячке, которая своим примером доказала, что роль женщины должна быть неизмеримо выше, чем та, на которую обрекла её природа.
Вызывает сожаление тот факт, что имя Веры Арсеньевны ничего не говорит моим сверстникам. Проведя опрос среди учеников и учителей нашей школы, я убедилась, что почти никто не знает о героине моей работы. Да и сама я узнала о Вере Арсеньевне всего два года назад, когда я была на экскурсии в Енисейском краеведческом музее. На одном из стендов я увидела фотографию молодой женщины с темными, зачесанными вверх волосами, высоким лбом и умными глазами за стеклами пенсне. Это была Баландина. Меня поразили контрасты в ее судьбе: крестьянская семья, Бестужевские курсы, Париж, Сорбонский университет и … Енисейск. Что значил небольшой провинциальный город в жизни молодой красавицы, обладавшей многомиллионным состоянием и блестящими способностями ученого-химика? Не было ли возвращение в Сибирь крушением ее жизненных планов? Экскурсовод не смогла ответить на эти вопросы, так как о жизни Веры Арсеньевны в Енисейске было известно не много. Я сама серьезно увлекаюсь химией, и мое представление о жизненном успехе и научной карьере, как и у большинства моих сверстников, связано с большим городом и возможностью работать рядом со знаменитыми учеными. Поэтому решение Веры Арсеньевны вернуться в Сибири из заграницы мне было не понятно. Это укрепило мое намерение узнать о жизни Баландиной как можно больше.
Так Енисейск стал местом моей работы. Я полюбила этот старинный город. В нем я невольно ощущала как время замедляло свой ход и переносило меня в далекое прошлое.
Большое впечатление на меня произвела библиотека музея. Там собрано громадное количество старинных книг. Таких авторов, я думаю, нет ни в красноярских, ни в московских коллекциях. С трепетом я перелистывала старинные фолианты, и передо мной открывался девятнадцатый век с его людьми, проблемами и трагедиями. В библиотеке я познакомилась с немногочисленной литературой, посвященной Вере Арсеньевне. Она состояла из публикаций сибирских краеведов. Самый большой вклад в изучении темы внес красноярский историк-любитель И.А.Лалетин. Его статьи в советское время публиковались в краевых газетах и журналах. (7,8). К сожалению, они очень похожи друг на друга, так как пересказывают один источник – «Воспоминания» В.А.Баландиной.(1) Заслуга Лалетина состоит в том, что он встретился с внуками Веры Арсеньевны, живущими в Москве, получил в дар рукописные дневники их бабушки, подготовил и опубликовал их. Важным источником информации сегодня стал Интернет. Я заметила, что из года в год количество статей о Вере Арсеньевне в Интернете растет, но их качество оставляет желать лучшего. Даже сайт Государственной научной библиотеки Красноярского края ничем не выделяется из их числа (4) Более информативный материал содержит сайт Черногорского краевого музея.(4) В Черногорске Баландину обоснованно считают основательницей города. Ежегодно, начиная с 2002 года, на базе музея проводятся научные конференции, посвященные Вере Арсеньевне. В 2008 году, в честь 100-летия города был открыт памятник этой великой женщине. Кроме того там я нашла информацию о жизни сына Веры Арсеньевны, А.А.Баландина, ученого-химика, в свое время заведовавшего кафедрой органического катализа в МГУ. Он лично был знаком с В.И.Вернадским, который вступился за Баландина, отстраненного от работы во время сталинских репрессий. Автор этого сайта дал такое определение Вере Арсеньевне: гениальный менеджер. Оно удивительно точно отражает смысл деятельности героини моей работы.(4)
Таком образом можно сделать вывод, что информация о В.А.Баландиной довольно обширна, но не раскрывает характер ее деятельности в городе Енисейске. Чтобы осветить енисейский период мне пришлось обратиться к документам 1890-1915 гг., которые хранятся в фондах Енисейского музея и Архива. Все имеющиеся источники можно разделить на две группы: работы, написанные самой Верой Арсеньевной, и материалы, дающие сведения о жизни енисейского общества в конце XIX века.
В первую очередь я изучила «Воспоминания» Веры Арсеньевны (1), статью, посвященную революции 1905 года «Енисейское общество и революция» (2) и публикацию «Возстановление истины»(3).
«Воспоминания» дают богатый материал о детстве Баландиной, о круге ее знакомств. Среди них были известные люди: писательница Е.И.Конради, В.И.Суриков, Д.И.Менделеев, Н.И.Вавилов, О.Ульянова, А.Ярилов, меценат Г.В.Юдин, М.С.Чернышевская, академики Зелинский и Обручев. Вера Арсеньевна с увлечение описывает то, как она занималась поиском каменного угля, проектировала железную дорогу, и как ей посчастливилось найти первый в Восточной Сибири алмаз. Автор с гордостью говорит о своих достижениях в области агрономии и разработки лекарств на основе растений. О енисейском периоде жизни Вера Арсеньевна почти не упоминает.
Статья «Енисейское общество и революция» раскрывает политические взгляды Баландиной. Она не революционерка, но и не сторонница монархии. Вера Арсеньевна пишет, что она сделала для смягчения социальной напряженности. Ею были созданы различные благотворительные общества. В этой деятельности молодая женщина видит свой гражданский долг и к этому призывает всех состоятельных людей.
Книга «Возстановление истины» дает нам сведения о характере деятельности Веры Арсеньевны в Хакасии. Круг ее интересов очень широк, вся ее научная работа имеет практическую направленность. Рассказывая о том, как она открывала первые в Сибири ясли, Баландина вспоминает Енисейск, Воскресную школу для девочек, свою работу в Енисейской женской гимназии.
Отслеживать то, как развивается мысль автора, как она комментирует те или иные события своей жизни, было очень интересно. Я как будто бы встретилась с Верой Арсеньевной наяву. Как человек она стала мне более понятна и близка. Жаль только, что эти источники не дают достаточных сведений о научной и просветительской деятельности Баландиной в Енисейске. Поэтому я в большей степени пользовалась публицистической литературой 1870-1890гг. Это газеты «Сибирский вестник», «Енисей», «Сибирская газета», «Голос Сибири», «Восточное обозрение», «Енисейско-Губернские ведомости», «Восточная Сибирь» и др. Также я работала с документами, носящими официальный характер («Отчеты о приходах и расходах Енисейской городской Управы», отчеты различных обществ). К сожалению, перечисленные газеты полностью не сохранились. Время, плохое качество бумаги и наводнение, случившееся в Енисейске в 1937 году - все это привело к частичной утрате источников. Сейчас в Енисейском архиве сохранились лишь фрагменты данных изданий, но их состояние вызывает тревогу. В основном я работала с фондом №6, посвященном золотопромышленности. В ходе изучения архивных материалов я собрала сведения об организации общественной жизни города. Особенно интересным мне показалось то, что жители Енисейска ставили любительские спектакли, а вырученные средства шли на покупку лекарств для бедных людей. Из газетных заметок я узнала, как работала Воскресная школа для девочек, действовало Общество попечения начального образования, какие лекции читались в Краеведческом музее. За всеми этими делами стояла Вера Арсеньевна. Деятельность Баландиной предстала более мотивированной и обусловленной обстоятельствами реальной жизни города. В этом я вижу значение своей работы, свой вклад в изучение жизни Веры Арсеньевны Баландиной.
После завершения работы все же приходится признать, что мне не удалось достаточно ясно определить линию жизни нашей героини. Вероятно, это связано с тем, что Вера Арсеньевна не очень любила писать о себе, а кое-какие факты из своей биографии ей приходилось скрывать. Советская власть не очень одобрительно относилась к ее прошлому. Не будем забывать, что она сама была «из купчих», а с замужеством вошла в семью одного из крупнейших золотопромышленников Сибири Баландиных.
По поводу решения другой задачи - выявления факторов, определивших становление характера и жизненных целей В.А. Баландиной - я должна заметить, что поиск ответа оказался наиболее интересным для меня. Известно, что характер формируется в детстве. Большое значение имеют условия жизни и влияние родителей. Вероятно, простота семейного уклада, доверительные отношения детей с отцом, слаженная работа всех членов большой трудолюбивой семьи наложили отпечаток на характере моей героини. Вера родилась в Сибири, в селе Новоселово в зажиточной крестьянской семье Емельяновых, позднее ставшей купеческой. В своих воспоминаниях она пишет, как с отцом на плотах и барках сплавляла хлеб в Енисейск, помогая ему в торговых делах. Деловитость, расчетливость, практичность, стойкость - эти качества приобрела наша героиня с тех лет, когда она не хуже мужчины управляла лодкой, бойко вела расчеты за овес и пшеницу.
На формирование жизненных целей Баландиной большое влияние оказало общение и работа с самыми известными людьми того времени. Вера Арсеньевна, окончив Красноярскую женскую гимназию с золотой медалью, поступила на Высшие Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге. Мало кто из сибирячек получил такое образование. Благодаря своим природным способностям и целеустремленности, она замечательно училась. Учителя предсказывали ей карьеру ученого, но Вера Арсеньевна, с ее неуемной жаждой к знаниям, считала, что она должна продолжить обучение.
Несмотря на то, что наша героиня в Санкт-Петербурге вышла замуж за своего земляка Алексея Александровича Баландина, выпускника Санкт-Петербургского университета, Баландина оставляет молодого мужа и отправляется в Париж, где слушает лекции в Сорбонне, работает в клинике у знаменитого Пастера, изучает химию, живопись и литературу. Вера была одаренной и разносторонней девушкой, она буквально разрывалась между изучением науки и искусства. Очень большое влияние в этот период на нее оказала известная русская писательница Е.И.Конради. Молодая сибирячка искренне восхищалась умом и талантом этой женщины и даже в чем-то старалась подражать ей. Позднее она потратила немало сил и средств на издание ее произведений в России.
Возможно, в Париже Вера Арсеньевна поняла, что не будет ученым-теоретиком, и решила, что ее место в Сибири, а жизнь она посвятит родному краю. Нам, живущим в XXI веке, такие порывы души трудно понять, но молодая девушка искренне верила в свое предназначение.
Самое главное в жизни любой женщины - семья: есть поддержка - она расцветает, нет её - вряд ли женщина может себя проявить в чем-либо. Вера Арсеньевна - не исключение. По одним источникам её муж, Александр Алексеевич Баландин, сын крупного енисейского капиталиста-золотопромышленника, не интересовался ни делами отца, ни жены, т.к. «кроме микроскопа и науки, ничего не хотел знать». Из других документов следует, что Александр Алексеевич был не менее яркой личностью, чем его жена. Он являлся крупным акционером Красноярского золотоносного прииска «Драга». Это не помешало ему получить ученую степень кандидата естественных наук и проявить себя на поприще развития народного образования в родном городе. Вместе с женой он занимался благотворительной деятельностью.
Для Веры Арсеньевны также была важна поддержка свекра, тогдашнего городского головы Енисейска и самого богатого его жителя - Алексей Софроновича Баландина.
Сначала он в ней увидел волевую и энергичную женщину, которая могла быть продолжательницей дела, а когда она не проявила интерес к золотоносным приискам, он нисколько на нее не обиделся, а даже гордился своей ученой невесткой. Поэтому значительную часть средства для своей благотворительной деятельности она получала от него. Таким образом, мы видим, что семья полностью поддерживала Баландину в её начинаниях.
Но все же самое большое значение, я думаю, на неё оказал интеллектуальный фон, сложившийся в Енисейске в конце XIX века.
Что представлял собой этот городок, в котором появилась молодая семья Баландиных? Енисейск к тому времени перестал быть центром экономического развития Сибири. Транссибирская магистраль, пройдя мимо бывшего уездного центра, выдвинула на первое место Красноярск, отведя Енисейску роль небольшого провинциального города. Но насколько в нем была богата интеллектуальная жизнь! Изучая газеты того времени, я с удовольствием окунулась в самую гущу событий, которые происходили с моими земляками. Мне показалось интересным, как в городе отмечались христианские праздники. Газета «Сибирский вестник» за 1885г. пишет о том, что во время Великого поста часть прихожан (приводится список) заменила обычай посещения родных и близких внесением денег на благотворительные цели. В этом списке вся енисейская элита, причем, многие не называют своих имен, не выпячивая свои добрые дела. Они скрываются под словом «Некто» («Некто» внес 3 рубля.) (6, д.№48 лист 5). Скорее всего, это связано с уверенностью, что истинная благотворительность не терпит суеты и славословия.
В этой же газете напечатаны объявления о публичных лекциях, которые прочитают А.И. Кытманов (о жизни растений) и В.А. Баландина (о золоте и его происхождении). Эти лекции проводились бесплатно, но отмечалось, что при входе «с благодарностью принимаются пожертвования»(6, д. №47, лист 28). Удивительно, что такие серьёзные темы привлекали енисейцев, и они не только посещали эти лекции, но и жертвовали средства на развитие образования. Интеллигенция также организовывала спектакли с благотворительными целями. В газете «Енисей» за 1896г было написано о том, что давалась постановка по пьесе Гоголя «Ревизор». Автор заметки с огорчением сообщал, что художественные способности артистов-любителей оставляли желать лучшего, поэтому людей пришло мало и денег было собрано недостаточно. В связи с этим поднимался вопрос: «Каким же образом восполнить недостающие средства на покупку лекарств?» ( Спектакли ставились с целью помощи больнице) (6, д. №47, лист 18).
Проблема обеспечения людей лекарством и медицинской помощью не решена до сих пор. Но насколько различны подходы в решении этих вопросов в прошлом и в наши дни... Общество не ждало, когда государство решит эту задачу. Оно самоорганизуется таким образом, чтобы приступить к реализации самых насущных проблем, не дожидаясь помощи свыше. В этом и состоит суть гражданского общества, элементы которого мы обнаружили в Енисейске в конце XIX века.
В этом городе прошла самая значимая часть жизни Веры Арсеньевны. Тогда она была молодой и всю свою энергию отдавала делу развития образования. В своей деятельности на благо родного города она была не одинока, но все же, по-моему, она является наиболее 4 яркой звездой на фоне енисейской элиты. Она из тех пассионариев, которые двигают вперед развитие общества.
Изучая документы, я сделала интересные для себя наблюдения. В конце века меценаты не стремились выделиться и отличиться определённым вкладом в какое-либо доброе дело поодиночке, как это было раньше. Прежде, чем приступить к решению значимых для города проблем, они старались объединить свои усилия и капиталы, образуя при этом различные общества. Именно таким образом строились женская и мужская гимназии в Енисейске, возводились храмы, оказывалась помощь сирым и убогим. В этом подходе к решению общественных проблем я вновь вижу гражданскую зрелость енисейцев.
Вера Арсеньевна, конечно, много вкладывала собственных сил и средств на развитие образования. Но, думаю, что главная её роль заключалась в организации усилий всех жителей города в решении проблемы обучения девочек и женщин. При активном участии Баландиной было создано и действовало «Общество попечения о начальном образовании», при помощи которого открылись начальные школы, училища и первые в Восточной Сибири ясли. Молодая учительница с гордостью пишет, что в 1893 году по её инициативе была организована воскресная школа для девочек (6 д.№47 лист 18). А в «Сибирском вестнике» я нашла заметку о том, что 50 учениц из самых бедных семей проходят алфавит за 10 воскресений и помимо наук овладевают тонкостями кройки и шитья «(6, д.№47 лист 8)». В этой же газете я прочитала, что созданному Верой Арсеньевной «Обществу попечения о начальном образовании» присуждена серебряная медаль. Об этом событии было напечатано в Петербургских газетах, отклики дошли и до Парижа (6, д.№47, лист 28).
Она сама преподавала в женской гимназии, пользуясь большой любовью своих воспитанниц. Вера Арсеньевна старалась расширить кругозор своих земляков, поэтому она вложила большие средства на организацию в городе частной книжной торговли. Когда они с мужем получили небольшое наследство от отца, то потратили их на открытие народной читальни, назвав своё любимое детище его именем. Тем самым они отдали дань уважения его заслугам в области развития образования. (Все енисейцы знали, что первое в Восточной Сибири женское училище было открыто благодаря его стараниям). Эта читальня предоставляла всем жителям города в бесплатное пользование книги и периодические издания. В фондах архива я неоднократно встречала газеты с восторженными откликами жителей Енисейска об этом заведении. В газете «Енисей» за 1896г указывалось, что ежегодно в читальне выписывалось более 20 наименований газет и журналов на разных языках (6, д. №47, лист 29).
Вспоминая о том, как ей самой было трудно прижиться в столичном городе, Вера Арсеньевна проявляла большую заботу о девушках, которые решили продолжить образование в столице. В 1899г она переводит в Санкт-Петербург 2600 руб., чтобы от процентов с этого капитала ежегодно выплачивалась стипендия слушательницам этих курсов, но только «непременно уроженкам Сибири».
Таким образом, мы можем отметить, что Вера Арсеньевна Баландина как общественный деятель и просветитель сформировалась в условиях насыщенной интеллектуальной жизни города и сама оказала на неё огромное влияние, особенно в деле развития образования.
Но мы помним, что сама Вера Арсеньевна была увлечена химией и минералогией, поэтому все свое свободное время она отдает этим наукам. Молодая женщина досконально исследовала окрестности Енисейска. Наслушавшись легенд о лечебных свойствах Плотбищенского озера, она провела химический анализ этой воды и подтвердила ее целебные свойства. Результатом этих исследований явилась научная работа и начавшееся паломничество больных, которые жаждали излечения. В планах Веры Арсеньевны было строительство водолечебницы, но «как-то не дошли руки» - пишет она об этом с сожалением.
Она сама организует экспедицию по изучению природных богатств Сибири. В сапогах, брезентовой куртке и накомарнике Вера Арсеньевна каждое лето работает с геологами. Она с удовлетворением вспоминает, что ей посчастливилось в 1897г найти первый в Восточной Сибири алмаз на реке Мельничной. Позднее она активно занималась поиском каменного угля на юге Сибири, причем эти изыскания велись весьма целенаправленно. Баландина пишет, что, вспомнив лекции профессора А.В. Мушкетова, она попыталась логически рассудить, где может находиться каменный уголь. Затем, снарядив небольшую экспедицию, она действительно обнаружила мощные месторождения каменного угля в районе Черногорска, где и предполагала. Этот уголь оказался хорошим по качеству.
Но Вера Арсеньевна не из тех, кто, совершив открытие, мог бы спокойно почивать на лаврах. Она непременно пыталась каждое свое открытие использовать во благо страны и народа. И это не просто высокие слова. Она потратила много сил и средств на то, чтобы Черногорские копи были освоены. Мы знаем, что прежде, чем приступить к разработке того или иного месторождения, нужно создать инфраструктуру. Вера Арсеньевна это понимала, поэтому настояла на том, чтобы первоначально в Черногорске открыли больницу, школу и библиотеку. Затем она разработала проект железной дороги. Эта дорога должна была связать юг Сибири с Транссибирской магистралью. Баландина работала, не покладая рук. В воспоминаниях она пишет: «Организовала как технические, так и экономические исследования железнодорожной линии Сибирской магистрали от Ачинска до Минусинска на протяжении около 480 км. Организовала общество Минусинской железной дороги и нашла деньги на ее постройку через консилиум Петербургских банков (З6 млн. рублей)». В 1925г железная дорога Ачинск-Минусинск была достроена и начала функционировать. В этом большая заслуга нашей героини.
В своей деятельности Вера Арсеньевна оказалась солидарна с мнением издателя газеты «Восточное обозрение» И.М. Ядринцевым, который утверждал, что без развития частной инициативы и предпринимательства России никогда не выбраться из нужды и невежества. Уже в преклонные годы В.А.Баландина увлеклась агрономией. Это увлечение привело к большим практическим результатам. Она создала опытное поле-участок в селе Подсинем близ Абакана. Там она с помощниками выращивала лекарственные, технические и эфироносные растения, фруктовые деревья, а также проводила опыты. Перерабатывая лекарственные растения, Вера Арсеньевна получила особый препарат, аналог которого страна закупала за границей. Но бесхозяйственность работников станции привели к утрате рецепта и технологии. Разбирая бумаги, я прочитала о некоем судебном процессе, суть которого была в том, что главным виновником пропажи был признан сторож, продавший все достижения Баландиной самогонщикам, за что был приговорён к 6 месяцам тюрьмы. Три года она проработала на опытном участке и все время не прекращался поток крестьян, которые хотели получить семена и консультацию от Баландиной. Ее продукция демонстрировалась на выставках в Хакассии и в Новосибирске. Опытом работы Веры Арсеньевны заинтересовались многие специалисты.
Вера Арсеньевна была замечательным ученым. Её знали не только в России. Вера Арсеньевна состояла действительным членом немецкого химического общества в Берлине, действительным членом Русского физико-химического общества, Вольно-экономического общества, общества изучения Сибири в Петербурге, Московского сельскохозяйственного общества и многих других. За этим стояла очень трудная и напряженная работа.
Я заметила, что материал о советском периоде жизни Веры Арсеньевны очень скуден. Думаю, что это связано с тем отношением, которое испытывали люди «из бывших» со стороны власти. Моя героиня старалась не афишировать свое происхождение, но, тем не менее, особо бдительные граждане пытались разоблачить бывшую купчиху. Корреспондент одной из газет, узнав, что Баландина - бывшая капиталистка, написал заметку о том, что во главе опытного участка стоит человек не из народа. Пришлось Вере Арсеньевне объясняться: «Вы не открывайте Америки. Я не скрываюсь, не убежала за границу, как некоторые, а остаюсь на своей Родине и продолжаю служить родной Сибири, как служила ей и ранее. Меня здесь многие знают, я здесь своя. Мне доверяют, и я стараюсь приносить людям пользу и при Советской власти».(9)
Я долго размышляла о том, что помогло Вере Арсеньевне не только спастись при новой власти, но даже заслужить признание. Полагаю, что она отвела от себя удар тем, что еще в 1905г передала енисейскому Обществу попечения все свои школы и Народную читальню вместе с капиталом в 60 тыс. руб. Тем самым она спасла жизнь себе и детям.
Её дочь Вивея и сын Александр стали ещё одним достижением. Вера Арсеньевна воспитала их достойными людьми. Сын - академик А.А.Баландин прославил своими трудами не только родной Енисейск, но и всю нашу страну, обогатив мировую науку крупными научными исследованиями в области органической химии, к которым ученые на Западе придут через многие годы. Дочь, Вивея Александровна, закончила МГУ, продолжила дело матери.
Таким образом, перед нами развернулась жизнь замечательной женщины, ученого и общественного деятеля, Веры Арсеньевны Баландиной. Воплотила ли она свои замыслы в жизнь? Думаю, что да, воплотила. В подтверждении этого могу привести высказывание самой Баландиной: «Свою жизнь я считаю счастливой, хотя и тяжелою, она у меня - полная содержания, смысла, борьбы, совесть моя чиста перед всеми...»(1.С20). Поэтому ответить на вопрос, каковы мотивы деятельности героини моей работы, мне оказалось несложно. Как ни высокопарно это звучит, но я объясняю это проявлением истинного патриотизма. Думаю, что патриотизм - это не просто слова о любви к Родине, а чувство долга и желание сделать что-то полезное для неё.
Вера Арсеньевна Баландина - уникальное явление в сибирской истории. Это наша гордость и слава. Пожалуй, мы не сможем назвать ни одной подобной женщины, которая бы внесла такой огромный вклад в развитие просвещения и народного хозяйства Сибири. Она -сибирячка, она - патриот родного края. Мы, её земляки, должны больше знать об этой замечательной женщине.
Но возникает вопрос: насколько современна моя героиня? Насколько её понимание смысла жизни близко моему поколению? Общество имеет таких героев, каких оно заслуживает. Какое время - такие герои. На страницах газет и на глянцевых обложках журналов, в мерцании кадров телевизора я вижу одни и те же лица. Вот Мария Шарапова, известная теннисистка. Телевидение с особым пристрастием обсуждает её доходы и решает вопрос, честь какой страны она будет защищать на следующем турнире. Самая популярная на телеэкране девушка - Ксения Собчак, и опять мы видим кадры с её тусовками, женихами и т.п. Молодые красавицы стали героинями новых телевизионных проектов. Понятно, чтобы прославиться, стать знаменитой, вовсе не нужны глубокие знания, напряженная работа, забота о благе государства. СМИ навязчиво формируют образ героини нашего времени: богатой, расчетливой, модной хищницы. Неужели это действительно героини нашего времени?
Вокруг себя я тоже вижу разных девушек. Есть те, которые с удовольствием пускаются по течению жизни, надеясь на счастливый случай или деньги своих родителей. Но есть и те, которые не принимают навязанные идеалы, осознанно учатся, пытаются поступить в институт и получить достойную профессию. Таким девушкам сложно найти понимание среди сверстников, им часто приходится скрывать свои чувства и взгляды. Поэтому женщины, похожие на Веру Арсеньевну, даже если и есть в нашем обществе, остаются незамеченными и невостребованными. Это несправедливо по отношению к ним и, думаю, само государство и общество много теряют от этого. Значит, необходимо менять общественные установки и идеалы. Я уверена, что именно с таких людей, как Вера Арсеньевна Баландина, начнётся возрождение новой России.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Приходится признать, что биографию В.А. Баландиной в полном объеме мне не удалось восстановить. Связанно это с тем, что в нашем распоряжении были исторические источники, носящие локальный характер.
Исследование вопроса о факторах, оказавших влияние на формирование личности героини моей работы, стало самым интересным для меня. К числу наиболее существенных факторов я отношу окружение Веры Арсеньевны. Знакомство с самыми выдающимися людьми своего времени, участие в общественной жизни, постоянная работа над собой привели к тому, что уже к 25-ти годам Вера Арсеньевна имела твердую жизненную позицию, знала, чем она будет заниматься в этой жизни и чем она будет полезна своему народу. Такая целеустремленность привела к поразительным результатам.
В своей работе я доказала, что Вера Арсеньевна Баландина является самым выдающейся женщиной в истории Сибири XX века. Она была ученым-универсалом: химия, биология, агрономия, минералогия, фармакология находились в сфере ее интересов. Ее научная деятельность носила ярко выраженную практическую направленность. Вера Арсеньевна была просветителем и общественным деятелем, она сделала очень многое в развитии женского образования, в распространении научных знаний. В.А. Баландина проявила себя как талантливый организатор, которой доступно было решение задач любой сложности: от строительства школы до возведения нового города. Гениальный менеджер - эти слова наиболее точно характеризуют суть ее деятельность.
По поводу рассуждения о том, может ли Вера Арсеньевна стать идеалом для молодого поколения… В этом вопросе я прихожу к отрицательному ответу. Люди, подобные Вере Арсеньевне не востребованы в настоящее время. Но я уверена, что они будут определять лицо будущей России.
1. Баландина В.А.. Воспоминания.// «Енисей».-1989. -№1
2. Баландина В.А. «Енисейское общество и революция». Енисейск.-1906
3. Баландина В.А. «Возстановление истины».Енисейск -1918
4. Баландина В.А.// Электронные текстовые данные
HTTPS://region.krasu.ru/people/balandina. 26.14.2004.
www.chem.msu.su/rus/journals/chemlife/1997/balandin.html
www.priroda.ru/news/detail.php?ID=6961
www.rhlider.ru/executive-power/departaments/other-executive-agencies/archive
ru.wikipedia.org/wiki
www.kraslib.ru/index.html?page=6&text=00001871(2006)&year=2006&m
www.stimex-trade.ru/Company/partner/zinich/mon_balandina.php
www.stimex-trade.ru/Company/partner/zinich/mon_balandina.php
5. Игнатьева Т.В. Эмансипация семейств.// «Енисейская правда». - 1996. №26- С.2
6. Енисейский Архив Фонд №6 «Информация о развитии золотопромышленности
Енисейской губернии»., оп. 1, д. №№ 46-48
7. Лалетин И.А. Преданная Сибири. // газета «Хакасия». - 1994. - №47. - С.З
8. Лалетин И.А. Родом из Сибири …//газета «Енисейская правда».-1986.- №154. –
С.4
9. Русаков Э.И. Красноярский материк. «ГРОТЕСК». - Красноярск, 1999. – С.14
Серьезной литературы, посвященной жизни и деятельности В.А.Баландиной мы не нашли. Есть работы местных краеведов, которые упоминают о Вере Арсеньевне в связи с описанием жизни Енисейского общества конца 19 века или при описании купеческих родов. В Интернете на сайтах мы нашли сведения о работе Баландиной за границей и о ее деятельности в Хакасии.
«Списывать» особенно было неоткуда. Трудно было по отдельным фрагментам выстроить линию жизни Веры Арсеньевны. Не совсем понятно нам оказалась Баландина, как женщина. Почему только выйдя замуж по большой любви, она уезжает заграницу? Также мне хотелось бы понять, что чувствовала Вера Арсеньевна после приезда из Парижа в Енисейск, что значил Енисейск для нее. Об этом она даже не пишет в своих дневниках.
Вера Арсеньевна была женщиной очень непохожей на моих современниц, даже очень известных, посвятивших свою жизнь науке, политике или искусству. Наши женщины всегда говорят, что для них семья на первом месте. А когда занималась семьей Вера Арсеньевна, я не понимаю. Но тем не менее ее дети выросли достойными людьми, ее сын стал ученым, известным в своих кругах. Как и мою героиню, меня привлекают естественные науки. Мне также хочется добиться успеха и в науке, и в семье, как того добилась Вера Арсеньевна Баландина.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»