Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Развитие благотворительности в городе Енисейске во второй половине ХIХ в.


Министерство образования Российской Федерации.
МОУ «Средняя образовательная школа № 9, г. Лесосибирск»

Исследовательская работа.

Автор работы:
Ученик 9 «Б» класса
Климков Евгений Дмитриевич

Руководитель работы:
Учитель истории:
Молкаева Татьяна Владимировна

Г. Лесосибирск 2008г.

Содержание.
I. Введение. Енисейск город – памятник
II. Основная часть. Развитие благотворительности в г. Енисейске
1) Как складывалось купеческие капиталы
2) Мотивы благотворительности
3) Енисейские купцы – золотопромышленники
4) Сферы приложения капитала енисейских благотворителей
А) церковь
Б) просвещение
В) медицина
III. Элементы гражданского общества в г. Енисейске

Введение.

Актуальность: Сейчас модно быть спонсором. Не все видят разницу между спонсорством и благотворительностью.

Проблема: В настоящее время существует много спонсоров.
Но в это же время в России существует огромное количество бедных людей и еще больше - нерешенных общественных проблем. Способны ли спонсоры (другой вопрос – хотят ли они?) решить проблему с бедностью и помочь обществу?

Цель: Выяснить, каким образом енисейские купцы в конце XIX в. способствовали развитию города.

Объект исследования: енисейское общество в конце XIX в.
Предмет исследования: действия енисейских купцов, направленные на развитие благотворительности.

Задачи: 1) Определить мотивы благотворительности.
2) Выявить круг наиболее известных благотворителей.
3) Описать сферу приложения купеческих капиталов.
4) Определить степень сформированности общественной инициативы в
Енисейске.

Методы: Исследование, анализ архивного материала, изучение музейных экспонатов, изучение исторических архитектурных памятников в г. Енисейске, моделирование исторической ситуации.

Источники: Газеты и журналы, которые издавались в Енисейске и енисейском регионе в к. XIX в. – н. XX в., музейные экспонаты в разделе «Золотопромышленность»

Гипотеза: В Енисейске в конце XIX в. сформировались элементы гражданского общества благодаря развитию благотворительности.

Развитие благотворительности в г. Енисейске.

Испокон веков человека, прежде всего, судят по его поступкам и добрым делам. Именно поэтому мы решили посвятить нашу работу теме благотворительности. Целью нашей работы является попытка ответить на следующие вопросы: каковы исторические корни данной деятельности? Кто, когда и по каким причинам занимался благотворительностью? Какое значение имела эта деятельность для развития общества и самих благотворителей? Имеет ли место истинная благотворительность в нашей жизни?

Когда мы были на экскурсии в музее г. Енисейска, который расположен в 50-ти километрах от нашего города, то обратили внимание на то, что там очень много старинных особняков. В одном расположена аптека, в других школа, магазины, музей. Город имеет такой вид, как будто мы перенеслись на 100 – 200 лет назад (если убрать машины и столбы). Татьяна Владимировна, наш учитель истории, объяснила, что Енисейск является городом – памятником и находится под покровительством ЮНЕСКО, он является достоянием нашего государства. Особую роль в развитии Енисейска сыграли купцы. Енисейск в XIX в. был самым крупным торговым центром Восточной Сибири. Купцы разбогатели на транзитной торговле. Из Китая привозили чай, шелк, табак, а в обмен получали товары из Европы и Сибири: железо, пушнину, посуду и др. Первые купеческие фамилии сколотили свои капиталы с помощью природной смекалки, хитрости, расчетливости, граничившей с жестокостью.

В музее Енисейска в одной из витрин, посвященной развитию золотопромышленности, мы увидели текст песни приисковых рабочих.

Песня приисковых рабочих.

Много денег нам сулили,
Только мало получали,
Вычет одолел.

Щи хлебали с тухлым мясом,
Припивали кислым квасом
И мутной водой.

Зачастую хлеба корка
В горле стынет, как распорка,
Что не проглотить!

Приисковые порядки
Для одних хозяев сладки,
А для нас горьки.

Купцы мало заботились о моральной стороне своего дела. А вот их дети, получив хорошее образование в столичных городах, тратили часть отцовских капиталов на добрые дела.

Что заставляло их заниматься благотворительностью? Вероятно, образование делает людей не только более умными, но и более гуманными. Понимая ценность образования, они хотели сделать его достоянием своих земляков. Кроме того, благотворительность ценилась в обществе и поддерживалось государством. Чины, льготы по платежам за принадлежность к определенной гильдии, звание «Почетный гражданин города», получаемые за общественную работу, открывали новые возможности для расширения контактов, размещения выгодных заказов от казны. И в этом, на наш взгляд, нет ничего зазорного. Всякое общественное деяние должно иметь свою цену. Звание главы города обязывала человека поддерживать своими средствами благоустройство и культуру. Все главы г. Енисейска были исключительно из купеческого сословия. Об этом говорит следующий список:

Александр Александрович Кобычев – городской голова с 1846 по 1849 г.г.; с 1852 по 1855 г. г.
Никандр Федорович Дементьев – городской голова с 1861 по 1864 г. г.
Алексей Софронович Баландин – городской голова с 1858 по 1861 г. г ;с 1876 по 1880 г.
Павел Егорович Фунтусов – городской голова с 1872 по 1876 г. г.
Игнатий Петрович Кытманов – городской голова с 1822 по 1902 г г
Николай Никандрович Дементьев - городской голова с 1883 по 1888 г. г.
Василий Михайлович Харченко – городской голова с 1899 по 1902 г. г. (4,с.8)

Эти люди жертвовали большие деньги на общественные нужды. Поэтому объектом нашего исследования по вопросу благотворительности стало енисейское купечество.

Первоначально, исследуем эти два понятия: благотворительность и купечество.

Благотворительность - благое (хорошее) творение (деяние).Дело, направленное на благо других.

Купечество. В основе слова корень “купа”. Купа - деньги, купцы – это люди связанные с деньгами. Откуда были деньги? Сибирские купцы нажили свои капиталы на мелкой торговле. Востротины, Кытмановы, Харченко – это все знаменитые енисейские купцы. Сначала они торговали мехами, солью, рыбой, а затем открывали кабаки на Енисейском тракте. Больших денег при этом не нажили, но в XIX в. их капиталы помогли им заняться производством. Это был более доходный бизнес: кто начал “курить” вино, а кто подался в золотопромышленники или занялся добычей и переработкой железа. Железоделательное производство скоро стало нерентабельным, т.к. енисейское железо было мягким (сведения эти мы получили из музея). Добыча золота, которое открыли в губернии, принесло огромную славу Енисейску. Не все смогли разбогатеть, “золотая лихорадка” сгубила многих. Выжили самые решительные, жестокие, расчетливые. Семьи Кытмановых, Востротиных, Харченко были среди первых богатеев, которым повезло с золотодобычей. Организовывали артели из сезонных рабочих, перевозили их в тайгу, в труднейших условиях(гнус, холод, болота, трудности с доставкой продуктов).Так добывалось их богатство. Государство поощряло купечество, давая им ряд льгот и привилегий. Купцы освобождались от телесных наказаний. Они имели право на свободное передвижение, т.к. получали бессрочные паспорта. Купцы первой гильдии (свыше 50 тысяч рублей) имели возможность вести оптовую торговлю товарами по всей российской территории и за ее пределами, содержать фабрики, заводы и ремесленные заведения, брать повсеместно казенные подряды и поставки. Купцы 1 гильдии, состоящие в ней 12 лет подряд, могли получить звание коммерц – советника и мануфактур – советника и переходить в разряд Почетных потомственных граждан. В дальнейшем льготы и привилегии были расширены. Государство надеялось, что полученные капиталы будут потрачены не только на личные нужды, но и на благо всего общества. (5, стр. 386).Купечество оправдало эти надежды. Рассматривая вопрос о благотворительности, мы должны отметить, что эта деятельность была организованной. В Енисейске, как и в других городах, действовал Совет Попечителей, в который входили состоятельные купцы. Размеры пожертвований были различны: от пятидесяти копеек до сотен и тысяч рублей. (2, стр. 164).

Работая над этой темой, мы несколько раз приезжали в Енисейский архив. Это очень старое здание: неизвестно что старше: архивы или само сооружение. Там работают очень приветливые и заинтересованные в своей работе люди. Узнав, что мы приехали из Лесосибирска, они нам рассказали, как делать ссылки, бесплатно разрешили сделать несколько ксерокопий. Мы работали, в основном, с материалом по золотопромышленности. Там находились газеты – «Сибирский вестник», «Новости», «Енисейский вестник», «Сибирская газета». Они датировались к. XIX в. – н. XIX века. Мы прочитали материалы о производстве, о быте горожан, об их проблемах, о судебных тяжбах и о происшествиях. Хотя со времен написания этих статей прошло более 100 лет, нам показалось, что проблемы мало чем отличаются от наших. Но в отличие от наших дней горожане делали очень многое для общественной пользы. Нас интересовал вопрос о том, на какие нужды шли пожертвования купцов Енисейска. Мы выяснили, что первейшей сферой приложения пожертвований была церковь. Заботясь о благосостоянии многочисленных храмов и монастырей, горожане не скупились на их убранство. Изучая архивы, мы увидели, что из года в год список купцов – жертвователей, как правило, мало изменялся. Первогильдийские купцы Баландины, Востротины, Кытмановы возглавляли этот список. Пожертвования И.П. Кытманова, которые пошли на реставрацию старой Преображенкой церкви, были очень велики, доходили до 100 рублей в год.(2, стр. 164).

В одном из номеров газеты «Новости» за 1895г мы обнаружили список жертвователей на нужды храмов. Очень интересным оказался заголовок: - «Списки жертвователей на нужды храмов, которые заменили визиты пожертвованиями»

Т. к. списки появились перед Рождеством, мы рассуждали так: вероятно на больших религиозных праздниках существовал обычай обязательного посещения родных, близких, знакомых. Наверное, это отнимало много времени и сил, и не всем этот обычай нравился. Поэтому, внося деньги, люди выполняли свой долг перед обществом и экономили время.

Мы определили, что самые большие взносы в Енисейске шли на развитие образования. «Новости» за 1895г. напечатали список тех, кто совершил пожертвования на строительство женской гимназии.

В.С. Востротин – 5 рублей.
И. И. Гондовин – 5 рублей.
И. П. Кытманов – 5 рублей.
П. Е. Фунтусов – 3 рубля.
«Некто» - 1 рубль (4 лист 37)

Мы обратили внимание на то, что в списках пожертвований постоянно встречаются «Некто». Это благотворители, не назвавшие своего имени. Хранительница архива Мария Михайловна объяснила нам, что это связанно с религиозным убеждением в том, что благотворительностью нельзя хвалиться. Святое дело не терпит благодарности.

Развитие женского образования – одна из характерных особенностей Енисейска. Во всех крупных городах были мужские гимназии. Енисейск стал одним из первых городов Восточной Сибири, который решил проблему с обучением девушек. Сначала женская гимназия, основанная в 1872 году, располагалась в доме купцов Кытмановых. После отъезда директора данной гимназии, все обязанности перешли к Игнатию Петровичу Кытманову. Позднее купцы решили построить новое здание для гимназии. Был создан строительный комитет и все с энтузиазмом принялись за работу. Но со временем купцы потеряли интерес к этому делу. Кытманов вспоминал, что никто из строительного комитета даже не появлялся на строительной площадке, не говоря уже о материальной поддержке. Вскоре он сам заболел и тоже отказался от строительства. Тогда все гласные пришли к нему и попросили продолжить строительство, но при этом снова не пожертвовали из «щедрот своих». После выздоровления Игнатий Петрович вложил в строительство еще 20 тыс. рублей и достроил здание (1, лист 46 – 47).

Попечителями и жертвователями, женской гимназии были купцы Кытманов И. П., Харченко В. М., Фунтусов П. Е. Они помогали не только деньгами, но и заботились о том, чтобы там работали достойные и опытные преподаватели. Найти таковых в сибирской провинции было нелегко. Поэтому понятна радость Харченко В. М., когда «его стараниями для работы с девушками был приглашен опытный педагог, пользовавшийся всеобщим уважением – О. М. Маркс». Попечителя не смущало то, что этот преподаватель был из числа ссыльных. Это событие было настолько знаменательным, что о нем написала газета «Енисейский вестник»(1, лист 47)

В 1885 купец Фунтусов П. Е. пожертвовал гимназии каменный двухэтажный дом на Береговой улице. В этом здании также разместились богадельня и женское училище. Сибирская газета рассказывает, что до этого училище арендовало другой дом по очень высокой цене – 500 рублей в год, поэтому благородный поступок купца давал возможность сократить общественные расходы. С интересом мы прочитали заметку о проблеме, которая волновала горожан в связи с постройкой нового здания. Оказывается, что девушки должны были идти на занятия мимо кабака, который был расположен рядом с гимназией. Автор пишет, что «пьяные лица вызывают неприятные чувства и могут оказать дурное влияние на юных особ». (7, лист 46)

Большую роль в развитии образования Енисейска сыграла В.А. Баландина – известная просветительница и научный деятель. В свое время она обучалась в Санкт – Петербурге, стажировалась в Париже и Сорбонне, а затем вернулась в Енисейск. Она читала лекции по минералогии, преподавала в женской гимназии. В «Сибирском вестнике» за 1895г. мы прочитали: «3 марта В. А. Баландина прочтет лекцию о золоте и его происхождении в задании краеведческого музея». «17 марта А. И. Кытманов прочтет лекцию «О жизни растений», по окончанию лекции, чтение «с туманными картинками». Вход на лекцию бесплатный.

Пожертвования при входе принимаются с благодарностью».(6,лист 46)

Большой заслугой В. А. Баландиной считается создание народной читальни.

Ее открытие произошло 26 декабря 1895 года. Семья Баландиных дала на выписку газет и журналов 50 рублей, также пожертвования сделали другие купцы:

А.И. Кытманов – 25 рублей.
В.Н. Харченко – 25 рублей.
В. В. Востротин – 10 рублей.

Остальные члены, как сказано, дали « по мере сил, от пятидесяти копеек до пяти рублей». Было выписано 20 наименований газет и журналов, часть из них приходила из Парижа и Лондона (6, лист 10).

Это удивительно! В далеком сибирском городе люди читали газеты на иностранном языке, обсуждали новости всего мира, не чувствуя себя оторванными от цивилизации. В 1905г. Баландины передали читальню в фонд города, но заботу об ее попечении оставили за собой.(3,с.5)

Особая заслуга Веры Арсеньевны – открытие Воскресной школы для девочек.

В газете «Сибирский вестник» за 1896г мы нашли материал о деятельности этого общества.В нем отмечено, что Воскресная школа, созданная на средства и при активном участии Баландиной, «очень успешно функционирует: в школе обучается 50 учениц, где помимо прочих наук изучается кройка и шитье» Так же в этой газете написано, что обществу Попечения в 1895 году присуждается серебряная медаль «за устройство и содержание четырех ежедневных и одной Воскресной школы» (6, лист 8).

Еще одна знаменитая личность в истории Енисейска – А. И. Кытманов.

Основание краеведческого музея А. И. Кытмановым – одна из самых значительных страниц в культурной жизни города. Он был кандидатам естественных наук, золотопромышленником, автором Краткой летописи Енисейского уезда и Туруханского края. Материалы по истории, географии, флоре и фауне енисейского края были гордостью горожан на протяжении более сотни лет. В музей приглашались для работы виднейшие ученые России, поэтому коллекции составлены с полным знанием дела. Музей стал не только сокровищницей, хранившей множество экспонатов, - он стал культурным центром города. В музее регулярно читались научно – популярные лекции, ставились любительские спектакли. В газете «Новости» за 1895г. мы читаем:

Объявление.
В декабре от Совета Старейшин Енисейского Общественного собрания «сим» объявляется, что на предстоящих рождественских праздниках благотворительные вечера, распределяются следующим образом:
26 – любительский спектакль
27 – танцевальный вечер,
28 – вольный маскарад,
29 – детская «елка», по особой подписке,
30 – вольный маскарад,
31 – встреча Нового года и танцевальный вечер.

Эти благотворительные вечера не только помогали горожанам культурно проводить свой досуг, но и служили средством для сбора денег на нужды общества.

Следующее объявления показывает, насколько широк был круг вопросов, который интересовал горожан:

Объявление.

«В здании Енисейской мужской прогимназии в течении Великого поста «сего» 1896 года имеют место быть по воскресеньям Публичным лекциям по следующим программам:
18 февраля – «О кислороде и водороде»
25 Февраля – « О фотографии» (4, лист 25)

Еще одна сфера приложения купеческих материалов – медицина. Старший научный сотрудник енисейского музея Т. И. Игнатьева сказала, что мы нашли уникальный архивный материал, который до этого был никому неизвестен. Этот материал касается организации бесплатной медицинской помощи в Енисейске. Газета «Енисейский вестник» за 1886 написала о том, что многие бедные горожане не могут оплатить визит врача и покупку лекарств. Поэтому «все 6 врачей Енисейска, а также фельдшерицы госпожа Тонконогова и госпожа Кытманова будут проводить приемы в амбулатории для больных, беря за посещение 10 копеек. Лекарства при этом отпускаются бесплатно».(1,лист 51)

От куда брались бесплатные лекарства? Заметка дает ответ на этот вопрос – ставили спектакли силами местной интеллигенции, средства от них шли на покупку лекарств. (1, лист 51)

Особенно отличился в деле оказания помощи медицине С.В. Востротин. Им в период управления Енисейском была построена бесплатная лечебница для бедных и ночлежный дом (1, лист 51)

Необходимо отметить, что действовали благотворители не спонтанно. Для координации всей работы были созданы различные общества – «Общество попечения о начальном образовании, «Общество призрения», «Попечительский совет» и др.Это были организации, созданные по инициативе граждан на пользу общества. Сейчас много говорится о создании гражданского общества в современной России. Но по указу его не создавать, необходимо развивать частную инициативу. Несмотря на действия современных спонсоров, им в своей деятельности далеко до енисейских купцов. Благотворительность енисейцев была системной и постоянной, охватывала весь круг проблем, которые можно было решать с помощью денег. Средств, конечно, не хватало, но система существовала и была действенной. В этом мы видим элементы гражданского общества. Если мы хотим жить цивилизованно, то нам не надо строить что-то новое, нужно вспомнить то, что было хорошего у наших предков.

Литература:

1) «Енисейский вестник», 1875 – 1907 года, Енисейский архив, фонд 36, опись 1, дело № 47.
2) Зверев В. А. « История Сибири», II часть. «ИНФОРЛИО – пресс», 2001 год.
3) Махачен А. Е. « В поисках смысла», Москва «Олма – пресс»,2004 год.
4) «Новости», 1895 – 1897 года,
№ 104, №106, №107, №108, №110, фонд №6, опись 1, дело №47, листы 36 – 41.
5) Русаков Э. И. «Красноярский материк», «Гротекс», 1998 год.
6) «Сибирский вестник», 1896 год, фонд №6, опись 1, дело №44.
7) «Сибирская газета», 1885год, фонд №6, опись 1, дело №47, листы 45 – 46.

Как я писал работу.

Когда наша учительница истории Татьяна Владимировна предложила мне написать работу по истории, то я сначала не согласился. Какой из меня историк. Я учусь на «3», только по истории «4» и по физкультуре «5». Это потому, что мне на этих уроках интересно. Но Татьяна Владимировна сказала, что оценки в этом деле не главное. Нужно терпение, интерес и особое мышление. Терпения у меня мало, но я решил попробовать. Когда мы с историческим кружком съездили в Енисейский музей, то все выбрали себе темы для работы, по несколько человек на одну тему. Я начал работать еще с двумя парнями, но они потом не захотели. Много надо было тратить времени, и билет в Енисейск стоит 70 рублей. Мы еще несколько раз приезжали в музей и архив. Если кто-то находил материалы даже не по своей теме, все радовались, вместе читали и думали, где это все может пригодиться. Когда наработок набралось много, у меня в голове была каша. Тогда мы вместе с Татьяной Владимировной разложили весь материал по папкам, где были написаны различные дела купцов: постройка храмов, образование, помощь бедным. Потом я все записи стал раскладывать по этим папкам, и уже сам мог подобрать материал, который находил в архиве. Буду ли я еще заниматься историей, я не знаю. Родители говорят, чтобы я шел после 9 – го класса в училище. А я еще сам не решил. Если честно мне бы очень хотелось, чтобы мою работу где нибудь напечатали. А еще я хотел бы поехать в Москву, посмотреть на город и найти себе друзей из других мест. Наверное, там будут не только отличники но и обыкновенные ребята.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»