Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Любимые и нелюбимые дети Страны Советов. /Классовая борьба и советская молодежь/


Управление образования города Канска Красноярского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6

Номинация «Человек и власть»

Выполнила:
Кожепенько Екатерина Сергеевна
ученица 11 класса МОУ СОШ №6

Руководитель:
Акимова Татьяна Александровна,
учитель истории МОУ СОШ № 6

2008 год.

Содержание:

Введение.
I. Теория и практика классовой борьбы в СССР в 20-30 годы.
II. Любимые и нелюбимые дети Страны Советов.
2.1 Под руководством партии и комсомола.
2.2 Дети в сталинских лагерях.
2.3 Герои классовой войны и «враги народа» в школьной форме.
2.4 . В поисках правды и справедливости.
Заключение.
Литература.
Приложение.

Введение.

С каждым годом все дальше и дальше уходит от нас трагическое время, которое вошло в историю России как период культа личности Сталина. Однако оно продолжает напоминать о себе, так как продолжают жить участники и свидетели событий конца 20-х - начала 50-х годов. Рассказы этих людей о своём детстве и юности очень часто сильно отличаются. Для одних - это светлые воспоминания о пионерских и комсомольских праздниках. Для других – горечь утраты близких людей, страдания и страх. В учебнике истории я не нашла ответа, почему такая разница. Это заставило меня обратиться к другим книгам, документам периода массовых репрессий и воспоминаниям людей их переживших. Большое впечатление произвела на меня книга А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Именно она помогла мне разобраться в причинах, по которым разные люди дают такую разную оценку Советской истории. Для современной молодежи, я считаю, необходимо знать правду о культе личности, чтобы лучше понимать историю своей Родины, понимать своих бабушек и дедушек, на чью долю выпали страшные испытания. Эту же мысль, только более точно, высказал А.Солженицын при вручении ему Нобелевской премии: «Молчание не только мешает новым поколениям понимать целиком Историю своей Родины, но в конечном итоге может отразиться на развитии всей нации».

Цель моей работы;
Исследовать последствия классовой борьбы для молодого поколения Страны Советов.

Задачи:
1. Изучить и проанализировать информационные источники по данной проблеме
2. Собрать воспоминания о периоде культа личности
3. Приобрести опыт работы с архивными документами и первоисточниками
4. На основе изученных материалов сделать вывод

Объект исследования:
Молодое поколение Страны Советов в эпоху сталинизма.

Предмет исследования:
Последствия классовой борьбы для молодого поколения Страны Советов.

Гипотеза: Теория классовой борьбы, навязанная Сталиным советскому народу, оказала губительное влияние на судьбы и сознание молодёжи.

Использованы методы: аналитический, исследовательский, работа с первоисточниками и др.

I. Теория и практика классовой борьбы в СССР в 20-30 годы.

Тоталитарное государство – это хорошо организованная система с множеством функций. Одна из самых важных – уничтожение инакомыслия. В нём виделась главная опасность для системы. И не важно, в какой сфере жизни зарождалось особое мнение – на производстве, в культуре, в образовании. Отрицание официально принятой точки зрения, протест, отстаивание своих прав заканчивалось одинаково: репрессиями. В СССР репрессии против политических противников начались практически сразу после Октябрьской революции. Но особый размах они приобрели в конце 20-х - 30-е годы под лозунгами уничтожения «классового врага». Тогда в категории «врагов» оказались миллионы ни в чем не повинных людей, в том числе – дети.

Понятие «класс» в свое время дал В.И. Ленин в работе «Великий почин». Он писал, что «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовая борьба – это противостояние между антагонистическими классами в борьбе за политическую власть в классово-антагонистическом обществе. Она, по мнению Ленина, представляет собой закономерность и движущую силу развития классовых обществ. Согласно историческому материализму, классовая борьба протекает в трех формах: экономической, политической и идеологической.

Экономическая форма классовой борьбы заключается в борьбе эксплуатируемых за улучшение своего материального положения и условий труда.

Политическая борьба является разновидностью классовой борьбы, связанной с непосредственной борьбой классов за завоеванием политической власти. Она может протекать как в легальных (санкционированные митинги, шествия, пикеты, манифестации и пр.), так и в нелегальных (незаконная пропаганда, революционная деятельность, гражданские войны и прочие открытые классовые столкновения) формах.

Еще один вид классовой борьбы – идеологическую. Основная ее цель состоит в освоении классом передовой теории, пропаганде новых прогрессивных идей, научном обоснование лозунгов.

В период строительства социализма в СССР Сталин предложил пересмотреть отношение к теории классовой борьбы. Однако на рубеже 1920-1930-х годов среди товарищей по партии не все были согласны с его точкой зрения. Так, Бухарин считал, что «кулаку и кулацким организациям все равно некуда будет податься», и поэтому они сами собой начнут «врастать» в систему социалистических отношений. Из этой точки зрения автоматически вытекал и тезис о затухании классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Иную точку зрения представлял Сталин. В докладе «К итогам работ XIV конференции РКП (б)» в 1929 году Сталин указывал на то, что «уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления». А в Докладе на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года, сообщая об успехах в социалистическом строительстве, он заявлял открыто, что «чем больше будем продвигаться вперед, чем больше будем иметь успехов, тем больше будут озлобляться остатки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее будут они идти на более острые формы борьбы, тем больше они будут пакостить Советскому государству, тем больше они будут хвататься за самые отчаянные средства борьбы». Следовательно, предполагалось, что классовая борьба не закончится даже тогда, когда в СССР будет построен социализм.

Авторы книги «История России. 1917-2004 год» А.С.Барсенков и А.И.Вдовин считают развитием сталинской идеи «классовой борьбы» репрессии 30-х годов и выделяют в ней три волны.

Первая волна связана с проведением коллективизации и ускоренной индустриализацией. В этот период «ликвидировали как класс» кулаков и большинство середняков, отказавшихся вступить в колхоз. По разным оценкам в 1928-1931 года высылке подверглись от 250 тысяч до 1 миллиона крестьянских семей. Многие из раскулаченных отбывали наказание на ударных гигантских стройках, в том числе и на территории нашего края. В этот период также подверглось сильным гонениям духовенство. В 1929-1932 годы было закрыто 90% церквей. Священники высланы или расстреляны за антисоветскую деятельность. В числе «классовых врагов» оказались 500 тысяч мелких предпринимателей времен НЭПа. Решением советского суда их имущество конфисковывали, а самих, лишив гражданских прав, высылали из крупных городов или отправляли в ссылку. В 30-е годы появились первые, так называемые, «шараги» - спецлагеря для ученых из числа «буржуазной интеллигенции».

Вторая волна репрессий увлекла за собой, в основном, простых тружеников. Трудовая дисциплина в колхозах и на производстве ужесточилась до военной. В 1932-1933 голодные годы большое количество крестьян было арестовано и осуждено на значительные сроки по закону «о трех колосках» «за разбазаривание народного богатства».

Третья волна прошлась по остаткам старой творческой интеллигенции, военным, партийным и хозяйственным кадрам. Десятки тысяч невинных людей пошли в лагеря и на расстрел по прогремевшим на всю страну «делам» Тухачевского, Бухарина и Рыкова, Зиновьева и Каменева. По одному из них были расстреляны и наши земляки – бывшие руководители партизанской Тасеевской республики.

Самой применяемой в 30-е годы была 58-я статья Уголовного кодекса с многочисленными пунктами по контрреволюционной деятельности. Этот период начинается с приходом Н. Ежова, наркома внутренних дел в сентябре 1936 года. За два года до этого события Политбюро ВКП (б) утвердило новое положение об особом совещании при НКВД СССР. Этот внесудебный орган имел право выносить заочно приговор гражданам, подозреваемым в контрреволюционной деятельности (58 ст. УК), т.е. без суда и следствия. В 1936-1938 гг. совещание приговорило к смерти каждого десятого арестованного в тот период.

В Красноярске, по данным общества «Мемориал», эти цифры еще страшнее. В смутное время 1937-1938 гг. местный филиал Особого совещания вместе с тройками НКВД осудило 16350 жителей края. Из них 12603 расстреляно. Именно в это время НКВД рассылало в свои отделы рекомендации: «Патроны при расстрелах беречь, приговорённых добивать лопатой». В период «ежовщины» приговоры и аресты в Красноярском крае, как и по всей стране, проходили по определенным квотам. Так в начале 1938 года поступил приказ расстрелять 1500 человек и осудить 500. всё было выполнено в срок и отрапортовано о результатах начальству..

Четвёртая часть всех расстрелянных в Красноярском крае была уничтожена в моем родном городе Канске. Только в 1937 году было расстреляно 894 человека. В 1938 году – 2344. Расстрелы осуществлялись ночью рядом с аэродромом, на городском кладбище. Чтобы горожане не слышали выстрелов и криков, на аэродроме запускали на полную мощность двигатели самолетов.

II. Любимые и нелюбимые дети страны Советов.

2.1. Под влиянием культа личности Сталина выросло первое поколение страны Советов. Тоталитарное государство постаралось создать из него надежную опору своего существования.

Для большинства молодёжи 30-х годов идеалы коммунизма, авторитет партии и Сталина заменили все традиционные семейные и общечеловеческие ценности. Уничтожив старых большевиков, политическое руководство СССР подготовило им замену, способную к беспрекословному подчинению не из страха, а под влиянием высоких благородных идей борьбы за «светлое будущее» человечества. С этой целью ВКП (б) усилило своё влияние на деятельность массовых организаций – Пионерской организации имени В.И. Ленина и РКСМ. В 1925 году во все областные бюро ЦК, ЦК национальных компартий, крайкомом, обкомом и губкомом РКП (б) было направлено письмо ЦК РКП (б) « О роли и задачах партийных организаций в развёртывании детского коммунистического движения юных пионеров». Практическое руководство пионерской организацией передавалось комсомолу, который называли «резервом партии». 18-25 августа 1929 года в Москве прошёл I Всесоюзный слет пионеров, в работе которого приняли активное участие видные деятели коммунистической партии. 2 сентября в центральной печати было опубликовано постановление ЦК ВКП (б) «Об итогах пионерского слёта». В нём отмечалось, что «первый Всесоюзный слёт пионеров, состоявшийся в условиях обострения классовой борьбы за новые подрастающие кадры, показал огромную политическую активность и сознательность пионерской организации, активное участие детей в социалистическом строительстве и выполнение пятилетнего плана развития СССР…»

Первый Всесоюзный слет сыграл огромную политическую роль, превратившись из дела пионерской организации в дело всего рабочего класса». Авторитет комсомола и пионерской организации в советском обществе был высоким. Быть пионером, комсомольцем – значит участвовать в строительстве социализма наравне с коммунистами, с товарищем Сталиным. И молодёжь Советской страны старалась оправдать такое высокое доверие.

Пионеры участвовали в благоустройстве городов и сел, собирали металлолом, обучали неграмотных, изучали техническое творчество, собирали книги для детских домов, работали на полях и изучали военное дело. Много хороших, добрых дел ежедневно совершали мальчишки и девчонки с красным пионерским галстуком на груди. Лучшие из лучших поощрялись поездкой на отдых в знаменитый пионерский лагерь «Артек». На фотографиях тех лет запечатлены их счастливые и радостные лица. А на страницах старых книг сохранились веселые стихи о счастье жить в Советской стране. «Сколько себя помню, то есть с самого раннего детства, над кроватью, где мы с сестрой спали, всегда весел портрет Сталина. С этим Именем я засыпала, давая мысленное обещание быть достойной пионеркой, с этим Именем я просыпалась» - вспоминает о своем детстве Г. Манчук в статье «Год рождения – 1937» (КК, 1988). И казалось недоступной мечтой то, что мы видим на фотографии 1935 года – И.В.Сталин, которого обнимает таджикская пионерка Мамлакат Нахангова. Став участницей стахановского движения, она добилась высоких результатов на сборе хлопка. Ей был вручен орден Ленина, но еще большей наградой стала эта встреча с «великим Вождем всех народов».

Трогательная картина, если бы сегодня не было известно, что возможно именно в это время тысячи мальчиков и девочек плакали, расставаясь навсегда со своими отцами и матерями, которых увозили в неизвестность черные «маруси». Так называли машины, приезжавшие за арестованными в годы репрессий. Нередко вместе с родителями увозили и их детей.

2.2. Уголовная ответственность в годы репрессий начиналась по инициативе Сталина с 12 лет, вплоть до расстрела. «Уголовником» мог стать ребенок, подобравший на дороге горсть зерна …

Оказавшиеся под присмотром государства дети делились на категории:

1) лагерные дети (дети, рожденные в заключении);
2) кулацкие дети (крестьянские дети, которым во время насильственной коллективизации деревни удалось ускользнуть от высылки, но которые были позже пойманы, осуждены и направлены в лагеря);
3) дети врагов народа (те, чьи родители были арестованы по 58-й статье).

 В 1936—1938 годах дети старше 12 лет осуждались Особым совещанием по формулировке «член семьи изменника родины» и направлялись в лагеря, как правило, со сроками от 3 до 8 лет. В 1947—1949 годах детей «врагов народа» наказывали строже: 10—25 лет.

21 марта 1939 года Берия сообщал Молотову о том, что в "...исправительно-трудовых лагерях у заключенных матерей находятся 4500 детей ясельного возраста, которых предлагал изъять у матерей и впредь придерживаться подобной практики. Детям начали присваивать новые имена и фамилии". А по данным 1940 года в ГУЛАГе уже функционировали не менее 50 колоний для несовершеннолетних и 90 «домов младенца» (для детей рожденных в тюрьмах и лагерях). Также внутри колоний для взрослых создавались специальные детские зоны. Об одной из них рассказал красноярский историк М. Важнов в статье «Особый барак» (КК-1989г.). В Норильском лагере ГУЛАГа в 1939 году наравне с взрослыми отбывали срок более 100 несовершеннолетних заключенных, которые работали на строительстве металлургического комбината. Подтверждением этому являются два приказа «по норильскому строительству и ИТЛ НКВД» от 21 июля 1936 г. и 4 февраля 1940 г. Один из них — об условиях использовании «з/к малолеток» на общих работах, а второй — об изоляции «з/к малолеток» от взрослых. Таким образом, совместное проживание продолжалось четыре года. И можно только догадываться, как это отразилось на судьбах детей.

Кроме колоний, по всей России были детские дома. Туда устраивали всех детей, разлученных с родителями. Теоретически, отбыв срок, они имели право забрать своих сыновей и дочерей. На практике же матери часто не находили своих детей. Рассказ Г.Антоновой-Овсеенко, воспитанницы одного из подобных детских домов, воспроизводит А.Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ»: «В этот детдом присылали также трудновоспитуемых подростков, слабоумных и малолетних преступников. Мы ждали: вот исполнится 16 лет, дадут паспорта и пойдем в ремесленные училища. А оказалось — перевели в тюрьму…Я была ребенком, я имела право на детство. А так — кто я? Сирота, у которой отобрали живых родителей! Преступница, которая не совершала преступлений».

2.3. Однако уничтожение молодого поколения не входило в планы тоталитарной системы.

Чтобы разорвать навсегда связь детей с родителями – «врагами народа», издается постановление ВКП (б), содержание которого Сталин сформулировал очень коротко: «Сын за отца не отвечает». Нужно только публично отречься от арестованного родственника, сменить отцовскую фамилию – и снова все пути тебе открыты: учись, работай, носи пионерский галстук. Государство предлагало предать самых близких и добрых людей ради собственного благополучия, ради идеи.

Доносительство в период репрессий было распространенным явлением. Доносы писали на соседей, на начальство, из мести, из идейных соображений и т.д. В качестве образца поведения юного ленинца была широко распропагандирована история пионера Павлика Морозова. Трагическая смерть подростка сделала его героем и примером для подражания.

…Отец пионера Павла Морозова не поддерживал Советской Власти, но был грамотным, и за это сельчане избрали его секретарем сельского совета. Павел случайно узнал, что его отец за взятки помогал сосланным в их район «кулакам», выписывая им новые документы на бланках сельсовета. Павел поступил так, как положено пионеру: он сообщил в органы ГПУ о преступлении отца и выступил свидетелем на процессе. О поступке пионера написали в газетах, рассказали в кинохронике. Уверенный в своей правоте пионер, продолжал действовать. Увидев, как его дед, не вступивший в колхоз, прячет зерно, Павел также сообщил об этом факте секретарю партячейки. Зерно изъяли, а дед, который и без этого винил внука в семейных бедах, вместе с младшим сыном решают отомстить. И 3 сентября они нападают в лесу на Павла и убивают его. Погиб и случайно оказавшийся рядом его младший брат Тимофей. Так имя Павлика Морозова вошло в историю Советской страны. По его примеру тысячи пионеров – его сверстников, рискуя жизнью, включились в борьбу за создание колхозов. Они активно помогали коммунистам и комсомольцам, охраняя колхозный урожай, разъясняя односельчанам преимущества колхозов, смело, разоблачая врагов Советской власти. Смерть подростка потрясает, как потрясает и цинизм советской пропаганды, призывавшего детей поступать «как Павлик Морозов». А вот о его погибшем брате никто не вспоминал, т.к. он не был пионером.

То, что эта история была не единственной, что и спустя двадцать лет пример Павлика Морозова оказывал влияние на поступки юных граждан страны Советов, рассказал в своих воспоминаниях наш земляк Г. Капустинский, автор книги «Так было».

В начале 50-х годов прошлого века в школе №123 города Канска учился мальчик - Вениамин Известнов. Пионер-активист «всегда ходил в каких-то пионерских начальниках». При всяком удобном случае Вениамин призывал брать пример с Павлика Морозова, быть таким же принципиальным. Семья Известновых жила в зарельсовой стороне в частном доме. Отец Веньки, инвалид фронтовик, часто выпивал, а, выпив, « больше для порядка, порол сына ремнем». Вениамин решил отомстить отцу. В период уборочной к Известновым заехал дальний родственник, работавший шофером. Он привез машину краденого зерна. Ночью зерно ссыпали мешки. Вениамин помогал взрослым. А утром пришел к директору школы и в присутствии партийного секретаря школы рассказал, что у них дома хранится краденое зерно. Директор школы засомневался в правдивости рассказа, но партийный секретарь сразу позвонил «куда надо». Родителей арестовали, а «для Веньки наступили дни славы». Его имя гремело во всех школах, как героя-пионера, повторившего подвиг Павлика Морозова. Когда шумиха утихла, и интерес остыл к этой истории, про Веньку забыли. А между тем он остался в доме один. Все наиболее ценное из имущества конфисковали, родственники отвернулись. Он стал пропускать школу, хуже учиться, присоединился к сомнительной компании и, наконец, попал в колонию, затем в тюрьму. Ещё один « Павлик Морозов» оказался не нужным советской пропаганде, да и времена уже стали меняться…

Но даже в самый разгул репрессий были люди, которые выступали против несправедливых арестов и открыто защищали своих близких и друзей. Не стоит думать, что они были противниками Советской власти. Они просто пытались бороться за справедливость, защищая невинно осуждённых отцов и матерей. Выросшие в Советском Союзе, эти юноши и девушки искренне считали свою страну лучшей в мире, а репрессии – злой волей отдельных людей. Иметь подобные взгляды на советскую действительность было опасно: карательные органы не дремали. И не важно, в каком возрасте закрались в юную голову сомнения по поводу правильности курса партии. Итог был предсказуем: донос, суд, колония или зона… «Счастливому» детству и юности наступал конец.

В апреле 1938 году закончилось детство пятнадцатилетней школьницы Любы Рубцовой, ученицы 7 класса школы №4 города Канска, а точнее - ещё раньше - в день, когда её отца осудили «за контрреволюционную деятельность». Люба не могла смириться с такой несправедливостью. Ведь её отец, Григорий Рубцов, вступил в партию большевиков ещё в гражданскую войну, организовывал первые колхозы в Емельяновском районе. Затем семья жила в Красноярске, а в 1935 году Григория Рубцова перевели на работу в Канск, где и настигла его борьба с «троцкизмом».

Люба Рубцова всегда выделялась среди ровесников мечтательностью, неприятием несправедливости. Ее любимой книгой был «Овод» Э. Войнич. Аня Зинина боготворила подругу и во всём ей подражала. Арест отцов ещё больше сблизил девушек. Ведь когда ты дочь «врага народа», количество друзей резко сокращается. Люба Рубцова верила в силу печатного слова. Вместе с подругой она написала несколько писем в канскую городскую газету, осуждая несправедливые аресты и обвиняя в этом партийные и советские органы. Под письмами Люба и Аня ставили псевдонимы. Мать Любы много работала и не замечала, что происходит с дочерью. До тех пор, пока во время уборки квартиры под матрацем у Любы не обнаружила пачку рукописных листов, содержание которых было направлено против Сталина. Сегодня нам трудно представить и объяснить поведение Дарьи Дмитриевны, но, не дожидаясь прихода дочери, мать, забрав опасную находку, пошла прямо на улицу Краснопартизанскую, в местные органы НКВД. Не смотря на арест мужа Д.Д. Рубцова считала себя верным ленинцем и истинным коммунистом. В надежде, что её поручительства будет достаточно, чтобы несовершеннолетняя дочь не подвергалась строгому наказанию, мать, практически донесла на дочь. А может, она спешила сделать это, пока её саму не обвинили в соучастии? В 1938 году возможен был и такой вариант. Через несколько часов арестовали и Любу и Аню. Вскоре появилось в деле третье лицо – Николай Уфаев. Николая скоро выпустили, а девушки год провели в камере, прежде чем был вынесен приговор.

Почему так долго не было суда, объясняет выдержка из письма прокурора Любошевского «о контрреволюционной группе учеников в Канском районе», направленного в отдел Крайкома ВКП (б) с грифом» совершенно секретно»: «…В марте месяце 1938 года Рубцова и Зинина поставили перед собой задачу создать в городе Канске среди учащийся молодёжи фашистскую организацию, которая должна была вести борьбу с советским строем в целях свержения и установления в СССР фашизма. … Рубцова и Зинина преступили к изготовлению листовок резко выраженного контрреволюционного содержания, которые намеривались расклеить по городу Канску в ночь на 1 мая 1938 года. При обыске у них изъято 20 штук к.р. листовок и 180 штук заготовленных бланков формата.… Для изготовления и расклейки к.р. листовок Рубцова и Зинина завербовали ученика 6 класса Уфаева Н.Н. 1920 г.р».

За год дело Любы Рубцовой выросло до масштабов контрреволюционной фашистской организации с целью свержения Советской власти. Срок – 10 лет колонии и 5 лет ссылке для Любы, на три года меньше наказания для Ани Зининой. Любу определили в Абанскую сельхозколонию, т. е совхоз за колючей проволокой. Девушка не могла выносить лагерных порядков и совершает дерзкий побег. Двое суток на свободе – и полтора года к назначенному сроку. Далее зона, тяжкий труд на лесоповале, ссылка, туберкулёз, порок сердца. Только в 1955 году Любовь Рубцова вернулась в город своего детства. Она умерла в 44 года в Красноярске, успев издать три небольших сборника стихов, среди которых не было не одного о трагической судьбе самой поэтессы…

2.4. «Дело» о канской «фашистской организации» не было случайностью. Власть стремилась подавить даже малейшие признаки инакомыслия и несогласия с действиями коммунистической партии.

Сегодня известно немало фактов существования в СССР молодежных антисталинских групп, которые, несмотря на доносительство и террор, пытались понять и объяснить себе и другим происходящее в стране. Ведь в речах партийных руководителей, на страницах газет, в школе постоянно говорилось об успехах социалистического строительства, а в реальной жизни всё было по-другому: разоренные села, тяжелый и мало оплачиваемый труд рабочих, аресты невиновных, отсутствие самого необходимого в быту. Во всем Сталин обвинял «классовых врагов», которыми были уже переполнены все лагеря и тюрьмы.

Воспитанные на революционных традициях молодые люди видели причину всех бед в искажении ленинских идей и бесстрашно вступали в борьбу против беззакония, культа личности и всей системы.

В 1942 году местное отделение НКВД города Тара Омской области раскрыло «подпольную антисоветскую организацию». В неё входило несколько подростков, занимавшихся расклеиванием антисталинских листовок. Младшему исполнилось 15 лет. Всех осудили по 58 статье УК («Красноярский железнодорожник», 1992 г.)

В 1950 году студенты ленинградского механического техникума создали свою партию с программой и уставом, Организаторов расстреляли («Архипелаг ГУЛАГ», А.Солженицын).

А.Солженицын также рассказал подробно в своей знаменитой книге историю, произошедшую в городе Ленинск-Кузнецке, где пятеро комсомольских активистов из 10 класса накануне выборов в местные Советы в 1950 году написали и расклеили по городу листовки с текстом: « Слушай, рабочий! Разве мы живем сейчас той жизнью, за которую боролись и умирали наши деды, отцы и братья…». В листовке не было каких-либо призывов, кроме как: «Прочитай и подумай о своей жизни…». Накануне выпускного вечера ребят арестовали. Начались допросы, карцеры, ночные стояния и один вопрос; « Кто вами руководил?» Не могли поверить в органах, что советская молодежь, комсомольцы могут самостоятельно выступить против существующих порядков. От бессилия понять, что близятся другие времена, и приговор всем пятерым – расстрел.

Заключение.

Современному человеку трудно представить, как жили и работали в такое жуткое правовое время, в условиях классовой борьбы, самые обыкновенные люди: рабочие, крестьяне, интеллигенция. Как растили детей, о чём мечтали, как отдыхали. Но если вспомнить даже примерные числа жертв сталинских репрессий (некоторые историки считают, что они доходят до 20 млн.), то легко предположить, что не было в СССР семьи в той или иной степени не втянутой в эти страшные события. Лезвие классовой борьбы не только оборвало миллионы жизней, но и уничтожило, разделило огромное количество семей, лишило детей «врагов народа» права на счастливое детство, на любовь матерей и поддержку отцов, на право получить хорошее образование.

Сегодня юные узники сталинских лагерей и дети репрессированных давно уже дедушки и бабушки. И они не любят вспоминать о том, что пережили в детстве. В нашей школе работает учитель математики И.В.Горбарук (Большесольская). 16 июня 1941 года семья его отца (6 человек) была выслана из Латвии. К концу войны в живых осталось только двое младших сыновей. Остальные умерли в лагерях на Таймыре. Ирина Всеволодовна родилась в 1953 году. И как выяснилось, она почти ничего не знает о детстве и юности своего отца, так как в семье никогда о прошлом не вспоминали. Да и сама она, не смотря на прошедшие годы, старалась говорить о том немного, что знала, негромко и коротко. Наверное, это еще одно из последствий сталинских репрессий – страх и опасение за судьбу близких, переживаемые уже вторым поколением жертв культа личности.

В 1956 году на 20 съезде КПСС Н.С.Хрущев зачитал свой знаменитый доклад, из которого делегаты съезда узнали, что большинство репрессированных «врагов народа» - честные граждане. К сожалению, в докладе не было сведений о том, сколько тысяч детей и подростков за годы репрессий были расстреляны, прошли через лагеря, ссылки, умерли от голода и болезней вдали от родных мест. Только в 1991 году закон «О реабилитации жертв политических репрессий» признал, наконец, пострадавшими детей «оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам».

Изучив советские документы 20-30 годов, воспоминания участников трагических событий периода культа личности, современную историческую литературу, материалы в СМИ и на сайте общества «Мемориал», я пришла к следующим выводам:

1.Тоталитарная система оказывало большое влияние на судьбы и образ жизни советской молодёжи.
2. Используя теорию «классовой войны», сталинский режим разделил население СССР на «своих» и «чужих», поставив молодёжь перед нравственным выбором: следовать общепринятым человеческим ценностям или отказаться от них во имя товарища Сталина.
3. Несмотря на репрессии, в СССР со стороны молодёжи предпринимались попытки противостоять тоталитарной системе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной в начале работы, полностью подтвердилась:

Теория классовой борьбы, навязанная Сталиным советскому народу, оказала губительное влияние на судьбы и сознание молодёжи, сделав одних из них послушными марионетками режима, а других – невинными жертвами.

Моя работа, я считаю, имеет большое практическое значение. На уроках истории я рассказала своим одноклассникам о жизни их ровесников в 20-30 годы. Этот рассказ заставил их обратиться к истории своих семей. Также я выступила со своей работой в День памяти жертв политических репрессий. Исследование «Любимые и нелюбимые дети Страны Советов» напечатано в школьном сборнике лучших исследовательских работ, а также в сборнике городского краеведческого фестиваля «Сибириада».

Литература:

1. А.С. Барсенков, А.И.Вдовин, «История России 1917-2004 г.г.» , «Аспент-Пресс» , Москва 2005г.
2. А. Солженицын, «Нобелевская лекция», «Хронограф-90» (Ежегодник), Московский рабочий, 1991г.
3. А.Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ», (т.2) «Новый мир», Москва, 1990г.
4. « История России ХХ век» , энциклопедия для детей, том 5, ч.3, Москва, «Аванта +»1995 г.
5. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», 30 октября 1991
5. Сталин И.В. Cочинения. – Т. 12. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. grachev62.narod.ru/stalin/t12/t12_01.htm
6. Сталин И.В. Cочинения. – Т. 12. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1949. grachev62.narod.ru/stalin/t12/t12_01.htm
7. М. Важенов «Особыё барак», «Красноярский комсомолец», 17.01 1989г.
8. Г.Манчук, «Год рождения-1937», «Красноярский комсомолец», 20 декабря 1988г.
9. «Остров смерти» (воспоминания), «Сибирские огни», 1993г., № 5-6
10. В. Губарев, «Павлик Морозов», Москва, «Молодая гвардия», 1984г.
11. К. Карпухин, «… А гореть бесполезным огнём я устала», «Сегодняшняя газета», 03.11.2005г.
12. Исторический журнал « Карта» , ТОО «Сервис» , Рязань,1994г.
Е. Наумкина, «Штрих к портрету»
13. Г. Капустинский, «Так было. История без вырванных страниц» , Красноярск, 2005г.
14. memorial.krsk.ru
15. РОССИЯ. XX ВЕК ДОКУМЕНТЫ ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960, составители: А. И. Кокурин и Н.В. Петров, МОСКВА 2000.
16. СССР в семейных альбомах 30-50 г.г., www.rusproject.org.

Приложения:

1. Счастливое детство (фотографии 30-х г.г.)

2. Детство за колючей проволокой (фотографии 30-50-х г.г.)

3. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ДИРЕКТОРА КОМПОНИЙСКОГО ДЕТДОМА ЛИТВИНЕНКО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ДТК ВЦИК Н.А. СЕМАШКО (21/III 35 Г)
4. Решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/144 от 5 июля 1937 г.
5. Приказ НКВД 00486 1937 года на Административно-хозяйственное управление НКВД
6. Приказ Народного Комиссара Внутренних дел СССР № 1113 «С объявлением положения и вещдовольствии несовершеннолетних 3/К 3/К, содержащихся в трудколониях НКВД».
7. Справка о количестве невывезенных из Литвы членов семей бандитов и бандпособников за 1948 год.

Приложение №1.


 Сталин и Жданов на стадионе «Динамо» (1939 г.)


И.В.Сталин и таджикская пионерка-стахановка
Мамлакат Нахангова (1935 г.)


Орловская область, дом отдыха "Богдановский (1935 г.)


Игра "Пионерская Скамеечка".(1937 г.)


1939 год. Хакасия. Село


Сельские школьники ( 1936 г.)

Приложение №2


Дети «врагов народа» на зоне.


Их будущее…


Люба Рубцова. 1936 год.


В этом здании по ул. Краснопартизанской
г. Канск. в г. Канске в 30-е годы находилось ОГПУ.


1930 год. Семья поволжских немцев Вибе перед ссылкой в Архангельскую область
 (10 детей). К 1938 году из большой семьи в живых остался только 1 человек.

Приложение №3.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ДИРЕКТОРА КОМПОНИЙСКОГО ДЕТДОМА ЛИТВИНЕНКО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ДТК ВЦИК Н.А. СЕМАШКО

21/III 35 г. Секретно Гор. Москва

Председателю деткомиссии ВЦИК тов. Семашко
Народному комиссару просвещения тов. Бубнову
Копии: Председателю комисии КОЗЦИКа тов. Исаеву
Народному комиссару просвещения КОЗЦИК тов. <фамилия не вписана>
Председателю Караганд. облисполкома тов. Искараеву…

В Компонийском д/доме Карагандинского района на 20/III—35 г. находится 856 чел. детей труд. переселенцев и часть вольных Карагандинского р-на. Из них:

Пол   По возрасту По национальности
М Д от 4 до 8 л. от 8 до 12 л. от 12 до 14л. от 14 до 16л. от 16 и выше Русских Козаков Украинцев Прочих
429 427 125ч. 318ч. 189ч. 221ч. 12ч. 708ч. 22ч. 76ч. 50ч.

Все выше указанные дети размещены в 20 дерновых по существу земляных стандартных домах вместимости по кубатуре 25 чел., по 45—50 и более человек в каждом. Все без исключения дома оборудованы явно неудовлетворительно в зимний период 1934—35 гг. все потолки промерзали благодаря тонкой их крыши не было 2-х рам нет деревянных полов и потолков система их приспособления для детей не удовлетворительна, плохо сложены печи в зимний период не обогревают полностью комнаты, благодаря чему в домах постоянно грязь холод антисанитарное состояние. При д/доме нет хорошей кухни, столовой. Прачечной и нет совершенно ванн, клуба, школы, овощехранилища, нет мастерских которые довали бы детям трудовые навыки, совершенно отсутствует своя материально-хозяйственная база мы имеем всего 5 лошадей которые далеко не обеспечивают нашу работу.

Дети не обеспечены полностью бельем одеждой и обувью а также постельной принадлежностью по веще довольствию мы имеем следующее количество:

№№ п/п Наименование предметов Единица измерен. Наличие на 20/III 35 г. % обеспеченности
1 Польт теплых Штук. 697 79
2 -"- осенних -"- - 0
3 Ботинок и сапог пар 653 25
4 Валеных сапог -"- 235 33
5 Костюмов пионерских Штук 450 76
6 Рубашек верхних -"- 1036 73
7 Брюк -"- -"- 931 67
8 Платьев -"- 1105 78
9 Блузок -"- 20 -
10 Юбочек -"- 22 -
11 Кальсон нат. -"- 50 14
12 Рубах -"- -"- 302 24
13 Полотенец -"- 148 15
14 Шапок зимних -"- 663 87
15 Фуражек летних -"- 13 9
16 Одеял зимних Штук 521 60
17 -"- летних -"- - 0
18 Простыней -"- 294 23
19 Подушек -"- 521 60
20 Наволочек -"- 848 50
21 Матрасов -"- 672 77

Несвоевременное финансирования д/д в результате чего мы имеем запас продуктов питания только на 10 дней и совершенно отсутствует в данное время топливо…

Приложение №4.

Решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/144 от 5 июля 1937 г.

1. Принять предложение Наркомвнудела о заключении в лагеря на 5-8 лет всех жен осужденных изменников родины членов право-троцкистской шпионско-диверсионной организации, согласно представленному списку.

2. Предложить Наркомвнуделу организовать для этого специальные лагеря в Нарымском крае и Тургайском районе Казахстана.

3. Установить впредь порядок, по которому все жены изобличенных изменников родины право-троцкистских шпионов подлежат заключению в лагеря не менее, как на 5-8 лет.

4. Всех оставшихся после осуждения детей-сирот до 15-летнего возраста взять на государственное обеспечение, что же касается детей старше 15-летнего возраста, о них решать вопрос индивидуально.

5. Предложить Наркомвнуделу разместить детей в существующей сети детских домов и закрытых интернатах наркомпросов республик.

Все дети подлежат размещению в городах вне Москвы, Ленинграда, Киева, Тифлиса, Минска, приморских городов, приграничных городов.

СЕКРЕТАРЬ ЦК

Приложение №5.

Приказом НКВД 00486 1937 года на Административно-хозяйственное управление НКВД было возложено особое задание по изъятию детей врагов народа и определению этих детей в детские учреждения или передаче родственникам на опеку.

С 15 августа 1937 года по настоящее время Административно-хозяйственным управлением проделана следующая работа:

Всего по Союзу изъято детей -------------25 342 чел.

из них:

а) Направлено в детдома Наркомпроса и местные ясли --.22 427 чел.
из них г. Москвы ------------------....1909 чел.

б) Передано на опеку и возвращено матерям.-------..2915 чел….

Приложение №6.

Приказ Народного Комиссара Внутренних дел СССР № 1113 «С объявлением положения и вещдовольствии несовершеннолетних 3/К 3/К, содержащихся в трудколониях НКВД»

7 декабря 1940 г. г. Москва
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Народного Комиссара
Внутренних Дел Союза ССР ЧЕРНЫШОВ

ПОЛОЖЕНИЕ

о питании и вешдовольствии для несовершеннолетних заключенных, содержащихся в колониях НКВД для несовершеннолетних

А. Общие положения

1. Всем несовершеннолетним заключенным, содержащимся в колониях НКВД, питание и вещдовольствие выдается бесплатно в соответствии с установленными для них нормами.

2. Отпуск несовершеннолетним заключенным всех видов положенного им довольствия производится административно-хозяйственной частью, куда ежедневно представляются надлежаще оформленные и подписанные начальником колонии необходимые для этой цели документы.

3. Осуществлению контроля за оформлением первичных документов, являющихся основанием для выдачи продовольствия и вешдовольствия, а также за правильным применением действующих норм, — возлагается на руководителей финансового аппарата и административно-хозяйственной части колонии.

4. Довольствие вольнонаемного состава трудколонии из одного котла с несовершеннолетними заключенными, а равно расходование продовольствия и вещдовольствия, отпускаемого для несовершеннолетних заключенных, — на другие цели — категорически запрещается…

НОРМА № 6
довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, для несовершеннолетних (от 16 до 17 лет включительно) (на 1 человека в день в граммах)

Наименование продуктов Количество
  Общий паек Для вырабатывающих производств, задание
Хлеб ржаной 600 900
Мука пшеничная 85% 10 10
Крупа разная 100 113
Мясо 50 50
Рыба 150 150
Растительное масло 20 20
Жиры животные 7 10
Макароны 7
Сахар 25 33
Чай суррогатный 2 2
Картофель и овощи 500 700
Томат-пюре 7 7
Перец стручковый 0,13 0,2
Лавровый лист 0,2 0,2
Соль 20 20

Примечание:

1. Общий паек выдается всем несовершеннолетним.
2. Несовершеннолетние заключенные, вырабатывающие производственные нормы от 80% и выше установленных для них норм, получают паек для вырабатывающих производственные задания.

________________________________________

Вещевое довольствие

Несовершеннолетним заключенным полагается вещдовольствие по следующим нормам:

Табель № 1 (на 1 человека)

№ п/п Наименование Единица измерения Норма Срок носки
1. Костюм хл. бумажн. шт. 1 1 год
2. Нательное белье пар 2 1 год
3. Пальто зимнее шт. 1 2 года
4. Ботинки пар 1 1 год
5. Чулки-носки пар 3 1 год
6. Трусики пар 2 1 год
7. Тапочки пар 1 1 год
8. Шапка зимняя шт. 1 2 года
9. Головной убор летний шт. 1 2 года
10. Ремень шт. 1 2 года
11. Носовые платки шт. 3 1 год
12. Варежки пар 1 1 год
  Вешдовольствие    
1. Наволочки тюфячные шт.. 1 4 года
2. Простыни шт. 2 2 года
3. Наволочки верхние шт. 2 2 года
4. Наволочки нижние шт. 1 4 года
5. Полотенца шт. 2 1 год
6. Подушки шт. 1 5 лет
7. Одеяло шт. 1 З года

….Примечание: несовершеннолетний, направляемый по окончании срока к родным и в детдома, вешдовольствием не снабжается.

ГАРФ. Ф.9401. ОП. la. Д. 78. Лл. 202-210. Заверенная копия. Машинопись

Приложение №7

Справка о количестве невывезенных из Литвы членов семей бандитов и бандпособников за 1948 год

По сообщению УО МГБ указанных семей учтено:

ВСЕГО 8679 чел
Из них:
Мужчин 2955
Женщин 3625
Детей 2099

По их же данным из числа учтенных подлежит выселению:

ВСЕГО: 7184 чел
из них:
Мужчин 2690
Женщин 3072
Детей 1482


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»