Агентство образования администрации Красноярского края
Управление образования администрации Канского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Браженская средняя общеобразовательная школа»
Выполнил:
Кольцов Павел
ученик 9 класса
Россия, Красноярский край, Канский район, село Бражное
Научный руководитель:
Т. А. Рахманова
2009
1. ОГЛАВЛЕНИЕ
2. ВВЕДЕНИЕ
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
3.2 ФАКТЫ
3.3 РАССКАЗ О ЧЕЛОВЕКЕ ИНТЕРЕСНОЙ СУДЬБЫ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. ЛИТЕРАТУРА
6. ПРИЛОЖЕНИЕ
«Тюрьма есть ремесло окаянное, а для скорбного дела потребны люди твёрдые», - писал Петр 1. Эти слова взволновали меня до глубины души.
Изучая на уроках истории тему репрессий в нашем обществе, я невольно задумался, насколько прозаичен был Петр 1. Сколько невинных людей погибло в застенках ГУЛАГа и других тюрьмах. А кто же были эти люди? Да действительно, эти люди были умными, твёрдыми в своих убеждениях, сильными духом. Поэтому, я решил более глубоко изучить эту тему на примере одного из жителей нашего села, который не за что был осуждён и отбыл в лагере в холодном Магадане 10 лет.
В ходе индустриализации и коллективизации в Советском Союзе начала формироваться административно-командная система. Развиваясь сначала в экономике, она в скором времени затронула все сферы жизни советского общества.
Одной из причин, её порождавших, являлось развитие однопартийной системы и постоянное стремление верхушки ВКП(б) к максимальным властным полномочиям. При этом всячески ограничивалась власть Советов, которые по первоначальному плану строительства социализма в СССР должны были стать основным механизмом государственного управления.
Нетерпимость, враждебность и подозрительность были сильно развиты в обществе и структурах власти. Это обосновывалось теорией обострения классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму.
В промышленной сфере игнорировались все объективные экономические законы. Полностью была ликвидирована самостоятельность предприятий. Потеряла своё значение кооперация, которая была подменена тотальным огосударствлением. Государство изымало все «излишки» у производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это не способствовало заинтересованности рабочих и служащих в труде, в повышении его производительности.
Важнейшая черта командно-административной системы состояла в том, что государство взяло на себя не только свойственные ему функции, но и функции гражданского общества. В результате игнорировались законодательные нормы, принятые в цивилизованных государствах, в частности принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Последствия административно-командной системы в СССР были неоднозначны. С одной стороны, в области экономики были сделаны крупные шаги, способствующие повышению материального благосостояния граждан СССР. Но с другой стороны, именно командно-административная система породила грубые просчёты в экономике, массовые репрессии.
Равноправие всех граждан перед властью и законом на самом деле стало красивой ширмой, за которой всё общество строго делилось на слои и категории, где каждому заранее было определено его место. Провозглашённые Конституцией 1936 года права и свободы трудящихся в любое время могли быть попраны. Процесс проведения столь жёсткой антизаконной политики, увлечение чрезвычайными методами руководство объясняло наличием в стране «вредителей», явных и скрытых «врагов народа».
Благодаря массированной пропаганде большинство народа было попросту оболванено, веря в мудрое руководство партии и «лично товарища Сталина». Массовое сознание советских людей формировалось с помощью праздничной агитации, слётов, фестивалей, громких кампаний. Так, 1935 год был объявлен годом «поворота к человеку»: самым ценным капиталом страны провозглашались люди; лозунг «кадры решают всё» стал главным в социальной политике. Даже спортивные праздники и соревнования не обходились без государственных флагов, портретов политических лидеров страны, различных лозунгов и агитационных плакатов.
Это была парадная, показная сторона жизни. Большинство же рабочих и членов их семей жили в коммунальных квартирах, жилая площадь на каждого человека была намного меньше самой низкой черты санитарной нормы.
Условия жизни и работы были близки к казарменным. Именно в 30-е годы были введены паспортная система, трудовые книжки на предприятиях. Сурово каралось опоздание, даже малейшее нарушение трудовой дисциплины. Существовавшая до 1935 года карточная система распределения продуктов по месту работы фактически обрекала большинство населения страны на крепостную зависимость от предприятий.
30-е годы вошли в историю нашей страны как самые трагические. Именно в эти годы развернулись массовые репрессии, которым подверглись миллионы граждан, объявленных «врагами народа». Автоматически теряли всякие права и члены их семей, которые находились под пристальным вниманием органов ОГПУ – НКВД. По всей стране были созданы лагеря, где содержались заключённые по политическим мотивам. Люди осуждались по вымышленным обвинениям, а также по ложным доносам. Роль суда заменяли так называемые тройки, создававшиеся на местах и состоявшие из представителей исполнительной, партийной власти и органов НКВД. Эти внесудебные органы имели большие полномочия, вплоть до вынесения смертного приговора.
На противоположном полюсе общества находилась так называемая номенклатура – работники государственных и партийных учреждений. Формально, будучи равноправными гражданами общества, они фактически имели огромные преимущества перед всеми остальными. В условиях ограниченных средств они пользовались многими материальными льготами. Как правило, этот слой общества был представлен определённым типом чиновника – человека беспринципного, трусливого, с ограниченным кругозором. Всякое проявление самостоятельности и инициативы в госучреждении пресекалось. Однако тот же чиновник по отношению к рядовым гражданам обладал почти неограниченной властью.
Убийство в 1934 году Сергея Мироновича Кирова, лидера ленинградских большевиков, развязало руки Сталину, стало предлогом для развёртывания по всей стране «большого террора».
В водоворот репрессий попали самые известные активисты большевистской гвардии, многие хозяйственники, деятели науки и культуры, крестьяне, не пожелавшие мириться с коллективизацией, и другие. «Врагом народа» мог быть объявлен любой, кого репрессивные органы (НКВД) заподозрят в нелояльности к утверждающему режиму.
С 1929 по 1953 гг. в СССР было репрессировано (посажено в тюрьму, сослано, расстреляно) около 50 миллионов человек.
В период ежовщины (1937-1938гг.) пострадало 10 миллионов человек (по другим сведениям, 5-7 миллионов). Из них почти один миллион человек были приговорены к расстрелу.
Число репрессированных в годы войны по разным оценкам может составлять от 10 до 12 миллионов. После войны (1946-1953гг.) число арестованных по политическим мотивам может быть не менее 5,5-6,5 миллионов человек (по другим сведениям от 1 до 1,5 миллионов).
Огромным ударом по авторитету страны, по обороноспособности стали репрессии против чуть ли не всего командного состава Красной Армии.
Из публикации газеты «Селяночка» за 5 ноября 2008 года, стало известно, что «в Управлении социальной защиты населения администрации Канского района состоит на учёте 157 граждан, попавших во времена лихолетья под репрессии. Из них двое – пострадавшие от политических репрессий и 155 – реабилитированные».
Я хочу рассказать об одном человеке, который на себе испытал, что такое быть «врагом народа».
Это – Николай Александрович Удалых (Удалов). Родился он в год Октябрьской революции, в 1917 году.
Со слов дочери Зои Николаевны Мурашко:
До 1938 года жил в г. Кяхта.
В 1938 году был осуждён (по статье 58-I «а», 58-II УК РСФСР) на 10 лет. Срок отбывал в г. Магадане.
Заключённых держали голодом, жили они и спали в палатках, несмотря на холод, утром волосы примерзали к земле.
Николай Александрович ростом невысокий, шустрый, вёрткий бегал к «законникам», которые его подкармливали - так и выжил.
А умирали там каждый день.
Даже по прошествии многих лет, Николай Александрович, всё держал в тайне. Фамилий никаких не называл. Это могло отразиться на семье Николая Александровича. Боялись всего.
Брат Н. А. Удалова жил в Канске, поэтому он приехал в деревню Бражное в 1948 году.
В 1949 году познакомился с Черных Валентиной Григорьевной во второй бригаде колхоза «Заветы Ильича», там и жили. У них было 6 детей: Толя – 1949 года рождения, Вера – 1953 года рождения, Зоя – 1951 года рождения, Коля – 1955 года рождения, Оля – 1959 года рождения, Андрей – 1963 года рождения.
В 1953 году Николай Александрович был сослан в ссылку, в посёлок Межово Б- Муртинского района. Валил лес.
В ссылке пробыл два года, после смерти Сталина был реабилитирован.
С 1954 по 1960 –й год жил в с. Большая Уря, работал трактористом.
С 1960 года жил в с. Бражное. До самой пенсии работал мотористом в Центральных ремонтных мастерских совхоза «Завета Ильича».
По натуре Николай Александрович был человек незлобивый, добрый, спокойный, на мать слово «врёшь» не сказал.
Образование – 4 класса, но много читал. Внуку в 10 классе алгебру решал. Проявлял большой интерес к событиям как внутри страны, так и за рубежом.
После получения удостоверения о реабилитации, Николай Александрович был поставлен на учет во Всесоюзной организации помощи жертвам политических репрессий в городе Москве и два раза в год получал материальную помощь от этой организации.
Последние годы своей жизни провел в городе Канске, живя тихо и незаметно в однокомнатной квартире.
После кончины похоронен в селе Бражном.
Наше государство - «жёсткое государство» и «сильное государство» - эти термины не синонимы. «Жёсткое» - это со стороны власти. «Сильное» - это со стороны народа, потому что русский народ был всегда сильным и в эпоху Петра 1, и в эпоху революций, и в эпоху сталинизма, и в Брежневскою эпоху.
В Сталинском репрессивном аппарате было полно «дыр», образуемых человеческой глупостью, некомпетентностью, ленью и разгильдяйством. А общая причина – обманчивое ощущение абсолютной безответственности и безнаказанности.
Вот в этой жёсткой и циничной государственной игре оказался мой герой – Удалов Николай Александрович, который потерял веру в порядочность руководителей, но остался человеком, гражданином, уважаемым сельчанином, отцом и никогда не вспомнившим, что ему пришлось вынести на своих хрупких плечах беззаконие власти.
1. Учебный справочник школьника.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000.- 1664 с.
2. Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История
Отечества. Английский язык/ Под общ. ред. О. Л. Соболевой.- М.: АСТ – ПРЕСС,
2003.- 768 с.
3. Жертвы политических репрессий // Селяночка.- 2008. – 5 ноября.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»