Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История моей семьи


Агентство образования администрации Красноярского края
Управление образования администрации Канского района
МОУ «Браженская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа:

Выполнила: Коростелева Полина
Ученица 9 класса

Руководитель: Рахманова
Татьяна Аркадьевна

С.Бражное
2009 год

План.

I. Введение.
II. Основная часть.
III. Генеалогическое древо.
1.История немецкой республики.
А. Республика немцев Поволжья.
Б. Немецкие школы.
В. Переселение немцев.
Г. Проверка на благонадежность.
2. История моей семьи.
IV. Заключение.

Введение.

В наше бешеное время когда человек и человечество теряет свое лицо, в погоне за удовольствиями, преуспеванием и наживой. Когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения; когда наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущает неповторимости собственной жизни.

Сейчас трудно остановиться и рассудить. Куда идет страна и человечество. Но вспомнить уроки истории нужно.

Каждый человек - участник истории, его не могли не коснуться ни война, ни Гулаг, ни другие формы гонения.

Я решила написать исследовательскую работу про свои корни по маминой линии, так как мне интересна тема переселения немцев Поволжья и я хочу побольше узнать о своих корнях.

РЕСПУБЛИКА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ
(полн. Автономная Советская Социалистическая
Республика Немцев Поволжья),
образована 19.12.1924 в составе РСФСР.
28,8 тыс. км2.
Население 605 тыс. человек (1939).
Столица — Энгельс.
28.8.1941 автономия немцев ликвидирована,
население насильственно выселено.

Первые немцы переехали в Россию в начале 17 века. Уезжая из Германии, они спаслись от преследования за религиозные убеждения и из-за нежелания участвовать в шедшей тогда войне между Пруссией и Францией. В 1764 году немцев пригласила Императрица Екатерина II специальным манифестом на пустые и полупустые земли и обещала им разные льготы. Первые переселенцы обосновались на Нижней Волге. За короткое время там возникло более ста колоний: люди, жившие там, занимались земледелием, развивали свою культуру

В 19 веке переселение продолжалось: это уже Украина, Крым, Бессарабия.

После революции 1917 года была образована "трудовая коммуна Области немцев Поволжья", административным центром стал город Покровск, в 1931 году переименованный в Энгельс. С 1924 года область стала называться республикой. В 1941 году в состав республики входили следующие кантоны (округа): Бальцерский, Гнадефлюрский, Зельманский, Золотовский, Каменский, Кукусский, Лизандергейский, Гмелинский, Франкский и т.д. – всего 22.

В 1924 году она стала Автономной Советской Социалистической Республикой немцев Поволжья (АССРНП) которая к середине 30-х годов стала образцовой.

История началась так же, как и история большинства других немцев поселения на Волге еще во времена царствования Екатерины II. Раздольная волжская земля. Просторы. Взгляд беспомощно скользит по горизонту, пытаясь найти опору.

Неурожайный 1920 год вызвал голод, унесший сотни тысяч человеческих душ в Поволжье, а голод 1933 года дал не меньший результат по смертности. Тысячи людей пухли, умирали, были даже случаи каннибализма. Два катастрофических тяжелых года 20-ых и 30-ых годов явились результатом экономического краха страны после разорительной гражданской войны, а так же после разорительного эксперимента сплошной коллективизации на основе "борьбы" с кулачеством.

В стране еще шла гражданская война, заводы и фабрики разрушены, населению не доставало промышленных товаров, продуктов питания, но исполком трудовой Коммуны Области немцев Поволжья приступил к ликвидации неграмотности:

1 пункт. … не позднее 10 ноября начинать учебный год;
2 пункт. …все, достигшие возраста от 14 до30 лет обязаны явиться в школу для ликвидации неграмотности. Кстати сказать, школы были на немецком языке.

Не посещающих школу ждало наказание:
1. исключение из профсоюза;
2. привлечение к трудовым повинностям;
3. лишение прав помола;
4. передача дела в суд.

"Школы разрушены: дров нет, учителей мало, учебных пособий нет, выдали по 5 карандашей и по 2 пера на 300-400 учеников" (из отчета Ровненского района в селе Шталь/Степном). Дети приходили в школу зимой в брезентовых туфлях. Кстати, об обуви: было принято постановление об открытии в каждом уезде мебельной мастерской с целью выпуска деревянной обуви, для обеспечения ею всех учащихся. В некоторых школах ввели уроки корзинного плетения и переплетное дело, с целью заработка.

Было принято решение выращивать сады для нужд школ, но сад, как известно, начинает плодоносить лишь на 6-7-ой год, поэтому находились люди, которые сдавали свои сады в аренду школам. Так в условиях гражданской войны и разрухи немецкая интеллигенция проявила заботу о детях, пыталась накормить, одеть и обуть.

С началом Великой Отечественной войны советское руководство попыталось использовать республику немцев Поволжья и ее немецкое население в качестве инструмента давления на "братьев по классу" в Германии и "солдат ее оккупационной армии". Приволжские немцы были втянуты в мощную контрпропогандистскую кампанию в качестве "витрины социализма". Правда, она, в силу ряда причин, не давала результатов.

Неудачи на фронте, приближение германских войск, а также сообщения об "антисоветских" высказываниях отдельных граждан немецкой республики предрешили ее судьбу. Советское руководство приняло решение о ликвидации республики и переселение ее граждан немецкой национальности в восточные районы страны. Вот так и оказались в далекой Сибири немцы из деревень: Куттер, Блюменфельд, Визенмиллер Саратовской области – 46 393 человека (11 385 семей). Всего было выслано 376 717 человек, которые на 158 эшелонах были вывезены с берегов Волги, 75 тысяч из них оказались в Красноярском крае!

В 1941 году вышел Указ Президиума Верховного совета СССР (приведен ниже) в котором указывалась причина переселения немцев Поволжья.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года.
По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.
О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев Поволжья никто из немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти.
В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами, в Республике немцев Поволжья или в прилегающих районах и случится кровопролитие. Советское Правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья.
Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах.
Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности. В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселяемых немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. Калинин.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. Горкин.

А, поскольку, во время переселения немцев сроки их высылки не были определены, в 1948 году вышел ещё один Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому устанавливалось, что переселение проведено навечно, без возврата их к прежним местам жительства. За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения виноватые подлежали привлечению к уголовной ответственности.

В газете "Neuees Leben" – "Новая жизнь" была напечатана серия "Хроника важнейших событий в истории Поволжской автономии с 1918 по 1941 годы". Статьи Аркадия Германа, кандидата исторических наук.

В хронике 1939 года в декабре, газеты Поволжья напечатают приветствие Сталину на 60-летие: "Мы уверяем Вас, наш мудрый вождь, учитель, что большевики республики непреклонно следуют вашим указаниям, все наши силы положим на будущее благосостояние нашей Родины и верные Вашему завету превратим Поволжье в образцовую Республику Советского Союза". Из хроники этого года видно, что немцы Поволжья честно работают на благо своей Автономии, разве тогда думали немцы, что их обвинят в предательстве и сошлют в холодную Сибирь?

Мою историю начнем с моего прапрадеда по маминой линии. Гейнрих Гейнрихович Рерих родился в селе Визенмиллер (в переводе – Луговое) Саратовской области в простой крестьянской семье. Окончил 4 класса церковно-приходской школы, но его знаниям мог позавидовать каждый. В 1913 году женился на Екатерине Карловне, в девичестве ее фамилия тоже была Рерих. Жили хорошо, построили крепкий дом.


1953 год. Семейство Рерих в центре Гейнрих Гейнрихович с внуком Юрием, справа от него жена – Екатерина Карловна.

Гейнрих Гейнрихович был отличный плотник. На подворье велась разная живность, в саду росли яблоки, на огороде арбузы. Пятеро детей появились один за другим: Старшая Эмма в 1918 году, Мария 1920г., Александр 1923г., Андрей 1925г. (на сегодняшний день он единственный оставшийся в живых и проживает в городе Краснодаре), Федор 1927г.

Настал 1941 год, Генрих Генрихович с семьей отправился в Сибирь. И поселились в деревне Федосово Балахтинского района. Старшие Эмма, Мария, и младший сын Федор попали в труд армию. Они занимались заготовкой леса.

Старший сын их дочери Марии, Владимир был постоянно с дедушкой и помогал ему. Трудно было. Войну пережили. Все остались живы.

Сибирь стала всем родным домом, дети Гейнриха Гейнриховича, где бы не работали, везде славились своими знаниями, умениями и мастерством и всегда были на передовой.

Александр - мой прадедушка окончил школу М.Т.С. – стал трактористом.

Моя прапрабабушка Марфа Васильевна Зыкова родилась в большой крестьянской семье, ее родители держали много скота, трудились с утра до вечера, а богатства не нажили. Когда Марфе было 10 лет, умерла ее мать. И отец, имея 7 детей, женился вновь, поэтому в 17 лет Марфа Васильевна убежала из дома и вышла замуж. Муж был однофамилец и поэтому, она так и осталась Зыковой. Но через несколько лет ее муж скончался. Она вырастила одна троих детей Василия, Полину, Михаила. Жили они в деревне Еловка Балахтинского района, затем перебрались в Балахту. Все дети стремились к грамоте и поэтому все получили образование. Старший Василий уехал и работал на стройках Урала, жил в городе Свердловске.

Младший Михаил всю трудовую жизнь был бухгалтером (сегодня он проживает в поселке Балахта). За всю свою жизнь большого богатства он не нажил, машину купить себе не смог, но зато у него был верный друг велосипед, и даже сейчас, в свои 83 года, он ловко ездит на велосипеде. И он до сих пор ведет здоровый образ жизни. В годы Великой Отечественной войны был на фронте, прошел от Сталинграда до Берлина. Вернулся с боевыми наградами.

Дочь Полина любила детей и поэтому с 16 лет пошла работать в школу, и заочно закончила учительскую школу. Большую часть своей жизни моя прабабушка Полина Ивановна – проработала в деревне Федосово.

Здесь она встретилась с Рерихом Александром Гейнриховичем, они полюбили друг друга, несмотря на все предрассудки из-за национальности жениха, они поженились. Полина Ивановна осталась на своей фамилии, т.е. Зыкова. Александр Генрихович работал на тракторе, имел много правительственных наград и медалей. Полина Ивановна, как говорят, дневала и ночевала в школе.

Из рассказов мамы я знаю, что бабушка, уже будучи на пенсии, учила своих внуков. Устраивала у себя дома уроки по технике чтения, учила их чистописанию, обсуждала с ними прочитанные книги. Это было доброй традицией по воскресеньям к бабушке Полине, на внеклассные занятия. А ещё она любила рассказывать им про своих бывших учеников, кто кем стал, какими они были в детстве и рассказывала разные истории из их школьной жизни.

Она была Учителем с "большой буквы"! За что по прошествии многих лет ее не забывали ученики.


1951 год, Рерих Александр Гейнрихович и его супруга
Зыкова Полина Ивановна.


На фото - коллектив учителей Федосовской школы. Слева, в белой блузке, моя прабабушка - Зыкова Полина Ивановна. (1954 год).

Александр Гейнрихович и Полина Ивановна прожили вместе 44 года, были счастливы, в семье у них родилось четверо детей:

Валерий (1950 год), Анатолий (1951 год), Тамара (1955 год) Владимир (1959 год).

Валерий Александрович (мой дедушка) родился 13 января 1950, после окончания 8 классов, он закончил курсы шоферов при военкомате и стал первоклассным шофером, а еще, у своего отца он обучился токарному делу и, не имея специального образования, стал токарем высшего разряда. В 1967 году он познакомился с моей бабушкой Реутовой Галиной Дмитриевной. В 1968 году Валерий ушел в армию, а когда вернулся они с Галиной сыграли свадьбу, это был 1971 год.


1968 год, проводы в армию моего деда, Рериха Валерия Александровича. Он справа в светлой кепке правой рукой обнимает свою маму, Полину Ивановну, а левой - свою подругу, будущую жену Галину.

В 1972 году, 2 сентября, родилась моя мама – Рерих Наташа, а в 1974 году, 7 ноября, у них родился сын Александр. Детей своих они воспитывали так же, как было принято в их семьях: уважать старших, ценить чужой труд и стремиться быть лучшими в любых своих делах.

Моя бабушка – медицинский работник, всю жизнь проработала рентгенлаборантом, она ветеран труда, имеет много грамот и медаль. Сейчас ей 62 года, работает в УСЗН п. Балахта мед. работником; Дедушка работал большую часть своей жизни водителем, 4 года токарем в Малотумнинском совхозе, славился на весь район, как "Мастер на все руки", а всё свое свободное время проводил на охоте, добывал пушного зверя и дичь, они с бабушкой сами шили меховые шапки. Последние 10 лет своей жизни он увлекался пчеловодством, изучил много литературы на эту тему, сам мастерил ульи, качал мед и всех угощал. Он держал пасеку не для продажи меда, а для собственного удовольствия. Очень любил этим заниматься. К сожалению, в марте 2004 года его не стало – не перенёс 4-й инфаркт.

Моя мама, Наталья Валериевна, в 1989 году окончила Балахтинскую среднюю школу и поступила в Красноярский Сельскохозяйственный институт (ныне Аграрный Университет) на экономический факультет.

Там познакомилась со своим будущим мужем, Олегом – он учился на механическом факультете того же института. А точнее, познакомились летом 1990 года в студенческом отряде КСХИ - "Нептун", под г.Туруханском, куда на каникулах поехали подзаработать: мама - поваром, папа – водителем грузовой машины (готовили травяные брикеты для животноводства).

В 1991 году они уже вдвоём поехали в этот же отряд зарабатывать себе на свадьбу. Заработали. И сыграли её 29 ноября 1991 года.

В 1992 году папа заканчивает институт, а мама только 3-тий курс, она берет академический отпуск, и едет за мужем в с.Бражное на постоянное место жительства. В апреле 1993 года появилась я – Коростелева Полина.

В 1994 году мама переводится на заочное отделение и заканчивает уже Аграрный университет в 1997 году, работая бухгалтером в Канской Госсортстанции в с.Бражное.

В июле 1998 года в нашей семье появилась моя сестренка Анечка.


Январь 2008 год. Мои папа и мама.
Коростелев Олег Арнольдович и
Коростелева (Рерих) Наталья Валериевна.


Сентябрь 2008 год. Моя сестрёнка – Анечка!


Сентябрь 2008. А это я –
Коростелева Полина Олеговна.

Заключение.

Составив и изучив Генеалогическое древо своей семьи, я прониклась гордостью и уважением за своих предков. Они сумели преодолеть все невзгоды, которые рушились на них. Они сумели сохранить облик человека с большой буквы. В их сердцах не осталось зла и ненависти. Может быть поэтому каждый из них нашли свое место в современном обществе, сохранив традиции своих предков. Они для меня – авторитет, герои, которые являются для меня примеров.

Литература.

1. Семейный архив.
2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Газета «Советское приангарье» от 11 июля 1989.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»