Управление образования администрации Октябрьского района г. Красноярска
Средняя общеобразовательная школа № 138
с углубленным изучением отдельных предметов
Историко-краеведческое сочинение
ученицы 9 А класса
Манюковой Анастасии Константиновны
Научный руководитель
учитель истории школы №138
Ненина Римма Федоровна
Красноярск 2008 г.
Эта работа, подготовленная к 135-летию со дня рождения выдающегося ученого в области горного дела Александра Александровича Скочинского (1874-1960), чей путь в науку начинался в Красноярске, рассказывает о жизни и деятельности сына ссыльного поляка, начиная с его детских лет до последних дней жизни.
В процессе работы автору удалось познакомиться с большим количеством архивных документов, ранее не известных, с письмами родственников А. Скочинского и людей, знавших его лично. В работе прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе о нем: детство в Якутском селении Олёкме, учеба в Красноярской гимназии, что позволяет восполнить еще одну страницу исторического краеведения.
Выражаю признательность моему научному руководителю Нениной Римме Федоровне, прежде всего за то, что она привела мне интерес к этой работе. Она помогала мне на всех этапах исследовательской работы, подбирала литературу, и благодаря этому я получила некоторые навыки работы с книжными источниками. Она помогла собрать все данные в одно целое и оформить работу. И, конечно же, всегда я могла получить от Риммы Федоровны мудрый и ценный совет.
Введение
Часть первая. Как все начиналось
Часть вторая. Человек родился
Часть третья. Выбор пути. Горный инженер и ученый
Заключение
Литература
Приложение 1. Основные даты жизни и деятельности А.А.
Скочинского
Приложение 2. Аттестат, диплом, метрическая выпись А.А.
Скочинского
Приложение 3. Словарь научных терминов
Приложение 4. Список лауреатов школьной премии А.А.
Скочинского
Приложение 5. Указатель имен, встречающихся в работе
Приложение 6. Фотографии и видеоматериалы (в электронном виде),
наглядно показывающие результат деятельности музея имени А.А.
Скочинского
У каждого века свои отметины, свои добрые лица. Именно с ними мы связываем не только технический прогресс, но и Созидание, Труд, Творчество, Ответственность, Мечту, Доброту, Любовь… – все, что делает человека Человеком.
Прошел 20-й век. Это был век прекрасных людей и великих открытий. Сотни ученых посвятили свою жизнь науке и совершили такие открытия, без которых невозможно представить сегодняшнюю жизнь. Одним из таких людей был Александр Александрович Скочинский.
Об Александре Александровиче Скочинском написано много, но давно: в 60-е-70-е годы XX века. Новые работы о научной деятельности Скочинского появились в 2000-х годах (Рубан А.Д. Проблемы ускорения научно-технического прогресса в отрасли горного производства. Люберцы, 2003. Ушаков К.З. Кафедра аэрологии и охраны труда. М., 2000). Это многочисленные научные издания, монографии, статьи, очерки, принадлежавшие перу его коллег-ученых, учеников и последователей. Наиболее известные авторы – Мельников Н.М., «Горные инженеры – выдающиеся люди горной науки и техники» (М., 1969), Лидин Г.Д. «Александр Александрович Скочинский» (М., 1969) и т. д. Но несмотря на обилие литературы о нем, вся она односторонняя. В этих книгах личность Скочинского затрагивается вскользь, упоминаются лишь некоторые сухие факты. Из них нельзя проследить жизнь Скочинского, понять какой выдающейся он был личностью. Прочитав их, мы можем узнать лишь о научных открытиях, совершенных им. Перед нами же стояла задача не только познакомиться с научными открытиями А.А. Скочинского, а заглянуть в душу столь выдающегося человека. Ведь помимо этого Скочинский был образованнейшим, интеллигентным педагогом, любящим мужем, прекрасным отцом и просто замечательной личностью, достойной большого внимания. В краеведческой литературе имя Скочинского не упоминается вовсе. Нет его и в Енисейской энциклопедии. Исключением явилась статья Петра Мешалкина в газете «Красноярский рабочий» в 1974 году. Но с тех пор прошло 34 года.
Публикации в местной прессе появились в 2000-х годах и связаны исключительно с созданием в школе №138 музея Скочинского. Первой была статья Александры Нениной «Польский дворянин сибирского происхождения», опубликованная в 2000г. в газете «Вечерний Красноярск», позднее появилась статья «От альфы» этой же журналистки в печатных изданиях польской культурно-национальной автономии, написанные по материалам Государственного архива Красноярского края. Именно из этих работ мы впервые узнали о том, что жизнь А.А. Скочинского тесно связана с судьбой другого известного красноярца – Н.А. Шепетковского. В 2003-2007 годах появилось уже множество публикаций в краевой печати о Скочинском (газеты «Наш край», «Новый Енисей», «Городские новости», «Красноярская газета»), явившиеся откликом на работу, проводимую вокруг этого имени школьным музеем. Наконец, вышла в свет книга Брониславы Зубкус «Моя семья в истории Красноярска…», в которой автор, используя некоторые материалы школьного музея, пишет и об академике Скочинском. В 2002 году написала научную работу ученица нашей школы Герасименко Ольга, под названием «Академик Александр Александрович Скочинский: жизнь и деятельность. (Новые страницы исторического краеведения)». Она первая наиболее подробно написала о жизни и деятельности Скочинского, изучив все материалы, которые были найдены.
За шесть лет появились новые документы и новые сведения о жизни и деятельности А. Скочинского, создан музей его имени.
Целью моей работы является попытка создать на основе накопленного материала об А. Скочинском целостный образ человека, посвятившего свою жизнь служению родине. Актуальность этой темы не подлежит сомнению. Доброе лицо XX века, являющееся примером и идеалом Гражданина и Человека.
Для достижения поставленной цели было необходимо решать следующие задачи:
Систематизировать все накопленные мною сведения и распределить их по периодам жизни ученого мне помогли выписки и заметки с указанием нужных страниц изученного мною текста, с помощью которых устанавливала новые факты, осмысляла и распределяла их по временным периодам. Это главный способ, которым я пользовалась в процессе работы над исследованием.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и приложения. В первой главе рассказывается о том, как шло изучение жизни А. Скочинского, названы имена тех, кто начинал эту работу, в последующих главах последовательно раскрывается жизненный путь человека и ученого. В заключении делается вывод, определяется практическое значение работы, намечаются дальнейшие перспективы исследования.
21 марта 2005 года после шести лет сбора материала о Скочинском в школе открылся музей, посвященный его имени. В 1996 году под руководством Нениной Р.Ф. было организовано историческое общество «Клио», объединявшее всех тех, кто по-настоящему интересовался историей родной страны и края. Члены «Клио» собирали интересный материал, готовили доклады, выступали на научных конференциях. Исследование биографии Скочинского началось в 1999 году с исследования Ольгой Тауль вопроса об истории мужской губернской гимназии. Именно она обратила внимание, работая с документами государственного архива Красноярского края, на фамилию Скочинский, который имел лучшие, чем многие другие оценки по всем гимназическим предметам. «Пролить свет» на личность Скочинского помогла Инна Алексеевна Половникова, кандидат геолого-минералогических наук из Санкт-Петербурга, правнучатая племянница известного библиофила Геннадия Юдина, снабдив школьных исследователей некоторыми московскими адресами, среди которых были имена Анатолия Дмитриевича Рубана, директора Национального центра Горного дела им. академика Скочинского и Константина Константиновича Кузнецова, ученого в области горного дела и племянника А. Скочинского. Завязалась переписка, были присланы документы.
Поиск «следов» Скочинского привел нас к знакомству с удивительным человеком, живущим и работающем в Красноярске – Наилем Хайбулловичем Загировым, доктором технических наук из Красноярской академии цветных металлов и золота, первым ее ректором. Он был лично знаком со Скочинским, встречался с ним в течение длительного времени. Наиль Хайбуллович рассказал нам много об академике Скочинском.
Сбор материалов об А. Скочинском привел к исследованию Герасименко Ольги, уже упомянутому мною.
Музейные экспонаты, документы и исследования не ограничиваются одним Александром Александровичем. Наша задача – показать эпоху многопланово: вспомнить другие имена, дела и события, так или иначе связанные с именем Скочинского. Большое значение имело еще одно исследование, принадлежащее выпускнице 2003 года Князевой Елене и, посвященное крестьянскому философу Тимофею Бондареву.
Музей имени Александра Александровича Скочинского стал гордостью нашей школы. В начале 2007-2008 уч. года музей прошел аттестацию при Детском юношеском краевом центре туризма, получил статус музея и вошел в число пяти тысяч школьных музеев России. С 2001 года в школе учреждена премия имени Александра Скочинского, которую ежегодно присуждают лучшим ученикам школы за успехи в научном поиске и большую общественную работу (см. приложение 4). За большую работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащегося историко-краеведческий музей имени А.А. Скочинского был занесен в золотую книгу Красноярска за 2007 год.
За время существования музея у нас появились свои традиции и инициативы.(см. приложение 6) Музей стал не только местом выставки экспонатов, но и местом, соединяющим поколения, учеников и учителей, деятелей искусства и науки.
Ежегодно в нашем музее проходят рождественские посиделки. Вечером, за чашкой чая собираются самые разные люди: ученики и учителя, певцы и музыканты, поэты и писатели, и просто хорошие друзья. Этот вечер проходит с песнями, танцами, стихами и интересными историями.
В день пожилого человека мы приглашаем людей со всей Ветлужанки, и они всегда приходят к нам с удовольствием. Для них мы устраиваем небольшой концерт, и после него чаепитие. Для пенсионеров, которые уже редко бывают на подобных мероприятиях, поход в музей становится настоящим праздником.
Также, в музее регулярно проходит беседа с интересным человеком. А это ученые, поэты, писатели, музыканты, и даже студенты университетов. Они рассказывают о своей жизни, о любимом деле, и просто различные истории.
В прошлом году у нас впервые прошла музейная ночь. Так как это был первый наш опыт, то ночь длилась всего до 12 часов, но в этом году мы хотим сделать ее длиннее. Музейная ночь понравилась всем. Был организован великолепный танцпол, с профессиональными танцорами. Учителя и родители организовали самые разные станции, которые удивили всех пришедших гостей.
И конечно же, каждый год, в день рождения музея проходит большое театрализованное представление. Темы выбираются связанные с историей Красноярска и с А.А. Скочинским. В представлении задействованы учителя, ученики и родители. Всегда получается настолько интересно и грандиозно, что гости просто в восторге от увиденного.
Александр Александрович Скочинский родился 13 июля 1874г. в селе Олёкма, в семье польско-литовских дворян. Дед Скочинского, Медард Феликсович, и отец, Александр Медардович, приняли активное участие в восстании 1863 года против царской власти. Восстание было разбито, и деда сослали на каторжные работы в Усолье Иркутской губернии, а отца на вечное поселение в Якутскую область, селение Олёкма. Оно расположено на левом берегу реки Лены, в 12 км от впадения в нее реки Олёкмы. Это село служило местом ссылок противников самодержавия.
В Олекме Александр Медардович и познакомился со своей будущей женой, с мамой Александра – Костюкевич Людвигой Казимировной. В семье Скочинских было шестеро детей: две дочери - Евгения и Христиана, и четыре сына - Анатолий, Лев, Александр и Степан. Шура Скочинский был очень резв и непослушен. Например, тонул в реке, глотал медный пятак и даже катался верхом на домашних свиньях! Став постарше, Александр проявил недюжинный интерес к учебе. Свое начальное образование Шура получил в семье. Семья уделяла большое внимание воспитанию детей. Долгими зимними вечерами все собирались в столовой и каждый со своим занятием. Велись беседы, родители интересовались делами детей, делились воспоминаниями о далекой родине. Польские традиции в семье чтили. Дети впитывали в себя две культуры одновременно: польскую и русскую. В дом заходили такие же ссыльные поляки, какими были Скочинские. Среди них были представители разных профессий, в том числе и инженеры. Именно от них услышал маленький Саша рассказы об Олекминском плоскогорье и чудесном камне – чароите, который там добывался. Не тогда ли впечатлительный мальчик впервые решил посвятить свою жизнь горному производству? Все надежды мать возлагала на тихого и послушного Анатолия. Больно уж старший сын был неугомонным! Пытливого мальчика интересовали не только игры, он быстрее всех схватывал основы грамматики и математики, знал интересные сведения из географии и истории, декламировал стихи Адама Мицкевича. Детям надо было учиться дальше, рамки семьи были для этого тесны.
Однажды Сашу разбудил стук швейной машинки. Мама что-то шила, аккуратно складывая вещи стопкой. Это могло означать, что семья собирается в гости. Но на этот раз мамины приготовления имели совершенно неожиданный поворот: Скочинские готовились в дальнюю дорогу.
Переезд к центру Сибири был решен. Власти не возражали, Скочинские пользовались у них хорошей репутацией. Прощай, Олёкма, ставшая для детей Скочинских родиной.
Семья перебралась в село Абаканское (ныне город Краснотуранск). Сашины родители очень хотели, чтоб их дети учились в гимназии, а так как в Абаканском гимназии не было, то Александр Медардович добился разрешения на переезд в Красноярск. К поступлению в гимназию Сашу готовили политические ссыльные: Миролюбов, Клеменц, Вивтошевская, Мейзер и другие. Больше всего Саша запомнил Клеменца Дмитрия Александровича. Это был удивительный человек – ученый, публицист, археолог, этнограф, прекрасно знающий историю Сибири. Он не только преподавал Саше математику, географию и историю, он был для детей Скочинских живой энциклопедией: знал свойства камней и минералов, язык и быт народов Сибири, изучал древности, позднее, в 1901 году напишет книгу «Древности Минусинского музея». Дмитрий Александрович отличался удивительной добротой, интеллигентностью, мягкостью, твердостью убеждений.
Итак, семья Скочинских переехала в Красноярск. Александр, Анатолий и Павел поступили в гимназию. При поступлении Сашины оценки были одними из самых высоких и его взяли сразу во второй класс. В архиве сохранилась запись в «Книге на записку поступающих учеников» (1) на странице 41 за 1886 год, 7 августа:
«№ 20 Скочинский Александр;
Родился – 14 декабря 1874 года;
Звание – сын дворянина
вероисповедование – Римско-католическое
Где до этого обучался- дома;
В какой класс желает поступить – во II класс;
Русский язык – 4
Латинский язык – 4
Арифметика – 5.
В это время Саше было 12 лет. (см. приложение 2)
Красноярская мужская классическая гимназия была открыта в 1868 году, и стала первым учебным заведением, которое давало возможность получить среднее образование и поступить в высшее учебное заведение. Обучение было рассчитано на семь лет. В то время, в классических гимназиях большое внимание уделялось гуманитарным наукам. Поэтому, главными предметами были русский язык с церковнославянским, отечественная, естественная и всемирная истории, французский и немецкий языки. По уровню образования она входила в число 10-ти лучших в России.
Педагогическая мысль того времени неуклонно повторяла: «Школа должна доставить Отечеству людей здоровых духом и телом.» Классные сочинения в гимназии затрагивали самые разнообразные темы: «Влияние бедности и богатства на нравственность», «Может ли одно просвещение сделать человека счастливым», «Заслуги Пушкина в деле усовершенствования литературного языка». Разбор литературных произведений, работа над сочинениями рассуждениями не только развивали ум, но и формировали личность. Чувство прекрасного прививались на уроках пения, музыки, немецкого и французского языка, также гимназисты обучались игре на духовых инструментах.
В гимназии была очень строгая дисциплина. За непослушание и плохие успехи были наказания. Гимназистам запрещалось курение, посещение ресторанов, бильярдных и т.д. Считалось безнравственным ношение длинных волос, усов, бороды и излишних украшений.
Хотя порядки в гимназии были очень строгие, Саша учился лучше многих. Вместе со Скочинским в гимназии учились люди, которые в дальнейшем прославят не только Сибирь, но и всю Россию. А это: Дмитрий Каратанов – художник, Леонид Чернышев – архитектор, именно он построил здание краеведческого музея, Петр Красиков – большевик и соратник Ленина, Леонид Юдин – сын библиофила Геннадия Юдина. Когда выдавались свободные часы, друзья вместе ходили за город и посещали столбы. Мне кажется, что смотря на величавые скалы, Саша воспылал любовью к камням и к горному делу, что существенно оказало влияние на выбор его профессии. Сидя у ночного костра, они любили помечтать о будущем, вели разговоры о выборе профессии, много говорили о нравственности, и конечно, о любви.
В то время многие гимназисты вели дневники, куда заносили свои впечатления, выставляли себе оценки за поведение в разных жизненных ситуациях. Неизвестно, вел ли такой дневник Саша Скочинский, но можно себе представить, что молодой амбициозный юноша часто задумывался о том, чего он сможет добиться и какую пользу принесет стране. Он хотел вывести Россию на новый уровень в горном деле, совершить важные открытия, что он и сделал в будущем.
В жизни Александра была и еще одна привязанность. Рядом со Скочинскими жила семья статского советника и городского головы Николая Александровича Шепетковского. На одном из вечеров, Саша познакомился с его дочкой, Марией. Маша была очень славной девушкой, доброй, образованной и скромной. Она училась в женской гимназии. Молодые люди нравились друг другу, и их связывала чистая, искренняя дружба.
Шло время, Саша оканчивает гимназию с золотой медалью (см. приложение 2). Пришла пора выбора дальнейшего жизненного пути, и Александр, конечно же, выбирает науку. В то же время забрал документы и его брат Анатолий по причине хронической неуспеваемости. Настало время прощаться с Марией, и молодые люди обещают быть верными друг другу и сохранить свою любовь. Красноярский период жизни Скочинского оказал большое влияние на формирование его личности. И кто знает, что бы случилось, если бы белокурый мальчик в свое время не приехал в наш город и никогда не увидел величественных и одиноких скал…
Так шло формирование личности Саши Скочинского. С одной стороны – понимание и заботы семьи, с другой – учеба в гимназии и яркие колоритные образы революционных народников. Может быть, именно в эту пору сложился у Саши характер ученого – революционера в науке, первопроходца, берущего на себя всю полноту ответственности? Несомненно, что искра не службы, но служения делу зародилась именно в детские и гимназические годы. Саша учился в гимназии, стремясь не просто получить знания из разных областей наук, но и имея горячее желание посвятить свою жизнь людям, также, как это сделал Клеменц Дмитрий Александрович.
Пребывание Александра в Красноярске завершается. По окончании гимназии он едет в Петербург и поступает на физико-математический факультет. Проучившись там с отличием два года, он понимает, что это не его профессия, к тому же Александр испытывал материальные трудности, а в горном институте была более высокая стипендия. Поэтому он переходит в горный институт, который с введением Устава 1886 года стал пользоваться особой известностью среди высших технических заведений. Этому благоприятствовала, с одной стороны, многосторонность знаний, которые можно было приобрести в институте, с другой – высокий уровень преподавания, который обеспечивал подготовку не только узких специалистов по горному и горнозаводскому делу, но и в смежных отраслях знаний.
Александр проходил обучение на кафедре горного и майкшердерского искусства, где в то время работал Н.Д. Коцовский – один из основоположников рудничной аэрологии. Это направление в науке в дальнейшем было блестяще развито А.А. Скочинским.
Александр – студент штудирует труды всех известных ученых горного дела. Восхищается произведением М.В. Ломоносова «О вольном движении воздуха в рудниках примечённом» (1745), где были изложены первые систематические сведения о рудничной аэрологии.
С этого времени именно рудничная аэрология становится предметом изысканий молодого ученого.
Итак, Скочинский переходит в горный институт, где серьезно относится ко всем занятиям, в том числе совершенствуя знания иностранных языков, что во многом помогло ему в дальнейшей работе. Он хорошо владел немецким, английским и французскими языками. Александр работает над переводами научных статей по горному делу. А вокруг бурлит жизнь. Россия в вихре революционных потрясений. Проходят демонстрации и стачки, образуются партии и политические кружки. В центре событий, конечно, Петербург. В горном институте студенты собираются на собрания и спорят о будущем России, кипят политические страсти. Некоторое время Александр увлечен этими спорами и даже вступает в кружок Лутугина-Баумана. Но скоро понимает, что политика, отнимающая уйму времени и сил – не его призвание, его стихия – наука. В нем зреет убеждение, что служить родине он может именно на этом поприще и тем самым совершенствовать страну. С этого времени занятия наукой поглощают его без остатка.
В 1900 году Александр Александрович окончил институт с отличием (см. приложение 2), и его имя было занесено на золотую доску почета, что являлось тогда высшим отличием для выдающихся по успехам студентов, оканчивавших этот институт. В это же время он женился на девушке, которая была любовью всей его жизни – Марии Шепетковской.
После окончания института одаренный молодой инженер был оставлен при институте для подготовки к профессорской деятельности. И в это время, начался, пожалуй, самый важный и длительный период в жизни Александра Александровича. В это время среди технической общественности бытовало стойкое понятие «горное искусство». Скочинский же всю жизнь отдал развитию другого, более соответствующего XX веку понятию «горная наука».
Итак, Александр закончил учебу. В начале 20-го века наша страна остро нуждается в молодых преуспевающих ученых, которые готовы посвятить себя науке. Именно поэтому Скочинского отправляют в командировки для изучения шахт.
1901-1902 годы Александр Александрович провел в зарубежных командировках. За это время он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Австро-Венгрии, посетил угольные, рудные и соляные шахты и высшие школы в Германии, Бельгии и Франции. И тут можно подметить очень важную черту Александра Скочинского: он был не только теоретиком, но и опытным практиком. Кабинетным ученым он быть не хотел, и поэтому он не один раз спускался в шахты. Интенсивность его труда поистине удивительна. Распорядок его дня был жестким, каждая минута учтена, часто недостающее время выкраивал за счет сна, но утром неизменно представал бодрым и энергичным. Он любил строчки из стихотворения А. Блока: «И вечный бой. Покой нам только снится!» Александр Скочинский становится основателем отечественной школы по рудничной аэрологии. Главные проблемы, которые волнуют Александра Александровича – повышение эффективности дегазации шахт, совершенствование методов расчета шахтных вентиляционных сетей. Накоплены опыт и знания в горном производстве.
В 1903 году Александр Александрович начал свою педагогическую деятельность. Он вел занятия со студентами пятого курса по дипломному проектированию. В Петербургском горном институте он создал лабораторию рудничной вентиляции и горноспасательного дела.
Первый фундаментальный труд по вентиляции рудников появился в 1904 году, был написан молодым горным инженером Александром Александровичем Скочинским и назывался «Рудничный воздух и основной закон движения его по выработкам». В это время Скочинскому было только 29 лет, а он уже получил звание профессора! До 1917 года был профессором в том же институте по кафедре горного искусства, поддерживая одновременно научно-техническую связь с горной промышленностью и работая преимущественно, по вопросам безопасности горных работ.
С 1907 года А.А. Скочинский становится консультантом крупного углепромышленника в Александровск - Грушевском районе (ныне Шахтинском), где была спроектирована и построена крупная шахта (позже шахта им. Артема). Осенью 1917 года Александр Александрович был командирован Горным департаментом в составе комиссии Донбасса для выяснения добычной способности и перспектив добычи в этом бассейне на ближайшие пять лет.
Начавшаяся гражданская война отрезала Скочинского от Петрограда, тогда Донской политехнический институт предложил ему профессуру в этом институте. Александр Александрович пробыл в этой должности с 1917 по 1920 г. Во время гражданской войны у Скочинского умерли жена и дочь. Его женой была Маша Шепетковская, на которой он женился после окончания горного института. Она была его единственная любовь. Александр очень тяжело пережил эту потерю. Чтобы забыть о своем горе, он не дает себе отдыха, предпринимает длительную поездку с целью изучения работы шахт.
Александр Скочинский посетил все крупные угольные бассейны нашей страны. В результате исследований Донецкого, Кузнецкого, Карагандинского, Печорского бассейнов, месторождений Урала и Дальнего Востока – была определена метаноемкость углей и функции давления газа, температура, зональности стадий метаморфизма. Проведены эксперименты, сотни опытов, все показания подлежали сравнению с настоящим положением дел в шахтах и рудниках. Покоя не давали итоги труда забойщиков. Как внедрить научные разработки в жизнь и этим облегчить жизнь тысяч шахтеров? Этот вопрос был главным и решающим для профессора и горняка А. Скочинского. И снова командировки за рубеж: а что у них?
Вот тогда-то, сопоставив увиденное с тем, что было наработано им и его коллегами в опытах, была выведена так называемая «величина альфа». (21, с. 131; 18) В развитии советской угольной промышленности большую роль играл правильный расчет вентиляции шахт, без чего подземная добыча угля также невозможна как жизнь человека без кровообращения. По инициативе А.А. Скочинского в выработках влияние трения стало определяться посредством показателя
α = βγ / g
где β- безразмерный коэффициент трения, γ- плотность воздуха, g-ускорение силы тяжести. Упрощенные расчеты параметров вентиляционной струи сыграли выдающуюся роль в восстановлении и развитии угольных бассейнов России.
Позднее, в 1929 году Скочинский создал специальное бюро исследований по рудничной вентиляции, которое называлось «Бюро альфа». Сюда сходились все результаты исследований по безопасности труда шахтеров, по недопущению взрывов газа и угля в шахтах.
Именно тогда любимым выражением Александра Александровича стало: «Дайте мне хотя бы альфочку!»
В 1920 году Скочинский вновь вернулся к профессуре. Помимо этого он работал членом коллегии Горного Совета ВСНХ РСФСР, а затем был назначен Председателем научно-технического совета сначала горной, а в последствии горнорудной промышленности ВСНХ РСФСР, и был таковым до 1930 года.
«А.А. Скочинский всю жизнь отдал развитию горной науки со своим кругом технических, физико-химических и геологических дисциплин, своей информатикой, своими методами познания, своей системой алгоритмов. При этом Александр Скочинский отдавал себе отчет, что горная наука, как и любая другая отрасль знания, например, медицина, переходит от чисто эмпирических обобщений к построению логических теорий и затем к решению практических задач.» (21, с. 130)
Таков был научный багаж, привезенный профессором А.А. Скочинским в Московский горный институт в 1930 году, куда его пригласили организовать кафедру вентиляции, такова была основа прогрессивных идей в области рудничной аэрологии, которую кафедра вентиляции МГИ распространила по горным школам и шахтам Советского Союза.
Академик А.А. Скочинский никогда не замыкался в своем теоретическом кабинете, разделял труды и радости огромного коллектива шахтеров-угольщиков, безопасному труду которых он отдал свое благородное сердце.
Однажды, ученый и инженер В.В. Ходот обратился к А.А. Скочинскому с жалобой на производственников, которые обращаются к их ученым собратьям по поводу любой шахтной аварии. – Работаем как пожарные, по первому вызову!
Александр Александрович нахмурился.
– Вам нужно не жаловаться, а гордиться тем, что к Вам, научному звездочету, обращаются за помощью действительные труженики горного дела.(21, с. 131)
А.А. Скочинский был энциклопедически образованным инженером и круг его научно-технических интересов был необычайно велик; он соответствовал сложным проблемам подземной эксплуатации угольных месторождений.
Но вернемся к истории Скочинского после того, как он перешел в МГИ.
В МГИ под руководством Александра Александровича были проведены работы по изучению газовыделений в угольных шахтах и обширные исследования вентиляции тупиковых забоев и камер. Эти работы позволили создать методы расчета, применяющиеся и поныне, и заложили основы нового научного направления в шахтной аэрологии – газовой динамике.
При участии Скочинского велось проектирование, реконструкции и строительство наиболее крупных горнодобывающих предприятий, например: угольных шахт «Западная капитальная», «Мушкетовская», «Соликамская». Кроме того, он принимал участие в строительстве Московского метрополитена.
Мир катился ко второй мировой войне. Государство ставит задачу быстрейшего развития промышленности. Страна нуждалась в экстренных разработках полезных ископаемых. Настала необходимость открыть Национальный центр горного дела, где будут сосредоточены новейшие планы, прогнозы и открытия, который стал бы не только научным центром всесоюзного масштаба, но и практически руководил горной инженерией. Задача, поставленная государством, совпала с мнением и инициативой действительного члена академии наук СССР, председателем группы горного дела Александра Скочинского.
В 1935 году Скочинский едет на международный конгресс по горному делу, металлургии и прикладной геологии, который состоялся в Париже. Внимательно послушал своих коллег-ученых, в который раз сопоставив состояние мировой горной науки с российской и вернулся с твердым убеждением открытия научного горного центра в самом ближайшем времени.
В 1938 году Национальный центр горного дела или научно-исследовательский институт был открыт в Люберцах под Москвой. Скочинский был его бессменным директором с 1938 по 1960 год. Центр стал настоящим мозговым горным трестом страны: новые учебники и монографии, журналы и статьи, десятки научных открытий, множество диссертаций и благодаря этому тысячи спасенных жизней – вот лишь небольшой перечень того, чем занимался этот Центр. Даже война не остановила развитие института, хотя многие его сотрудники ушли на фронт. В условиях войны Скочинский бесконечно ездит по всей стране: Свердловск-Новосибирск-Кемерово-Алма-Ата, снова Свердловск, Москва и в обратном порядке. Без его хлопот и организаторской работы невозможно представить создание промышленного центра страны на время войны на востоке.
В 1943 году Скочинский был награжден медалью «За оборону Москвы» за участие в постройке специальных объектов, имеющих оборонное значение.
Наука по-прежнему была с ним рядом. Война еще шла, а Александр Александрович думал о том, что научная база должна быть создана в Сибири.
В 1943А. Скочинскому поручили, как члену президиума АН СССР организовать Западно-Сибирский филиал академии наук. Филиал создан в Новосибирске. А. Скочинский становится председателем этого филиала. За короткое время филиал вырос в могучий комплекс институтов. А. Скочинский мечтает об основании в Красноярске, как центре добывающей промышленности, высшего учебного заведения, которое занималось бы подготовкой горняков. Такой вуз откроется в Красноярске, но уже после войны, в 1957 году, первым ректором которого станет Наиль Хайбуллович Загиров, прибывший в Красноярск из национально центра горного дела. Горный же институт, существующий в рамках сегодняшнего университета цветных металлов и золота, открылся в конце 90-х годов прошлого века. Таким образом, можно считать, что мечта Александра Скочинского осуществилась.
После войны страна залечивала раны, у Скочинского дел опять много: он в Донбассе, руководит восстановлением шахт и рудников. Науку не оставляет, его первостепенная задача – создание и внедрение в угольную промышленность приборов для контроля рудничной атмосферы. И это не все заботы, ведь еще были лекции, симпозиумы и конференции.
В 1954 году Скочинскому 80 лет, но по-прежнему покой ему даже не снится.
Область научных интересов Скочинского была чрезвычайно широка. В поле его деятельности попали практически все основные направления горного дела:
1. Рудничная аэродинамика. Теоретические положения, на основе которых
развивалась рудничная аэродинамика, были сформулированы Скочинским в работе
«Рудничный воздух и основной закон движения его по выработкам».
2. Рудничная газодинамика. Под руководством Скочинского был изучен ряд свойств
этой горной породы.
3. Управление газовыделением.
4. Рудничная термодинамика. Исследования проведенные Скочинским привели к
созданию научных положений, позволяющих решать задачи, связанные с
кондиционированием атмосферы.
5. Борьба с силикозом. В этой области Скочинский выступал не только как ученый,
но и как государственный деятель. Он
своевременно разрабатывал вопросы о мерах борьбы с силикозом. Но главным научным
направлением, которым в течение всей своей жизни занимался Скочинский – проблема
обеспечения безопасности трудящихся в шахтах. По широте экспериментальных работ
и глубине исследований проблемы внезапных выбросов Скочинский, под руководством
которого совершались эти работы, не имеет себе равных в мире.
Благодаря трудам Скочинского российская горнодобывающая промышленность смогла ускорить свой темп развития, стать ведущей отраслью промышленности страны и крупнейшим экспортером мира.
Сам Александр Александрович оценивал свой труд как: «Служба науки на охрану жизни и здоровья шахтеров».
Выдающиеся научные достижения Скочинского постоянно были связаны с работой в высшей школе. В последние годы своей жизни, работая в системе Академии наук, он одновременно продолжал работать в Московском горном институте заведующим кафедрой рудничной вентиляции и техники безопасности.
Александр Александрович стремился передать свои знания молодому поколению, воспитать будущих профессоров. При этом он был требовательным. Из рассказа Наиля Хайбуловича Загирова:
«Один интересный случай произошел на заседании ученого совета. Это было в году, наверное, в 1952-м. защищал докторскую диссертацию один из бывших тогда министров. Выступает он с докладом, рассказывает про новую машину для погрузки угля. И все время он говорит «мы» - мы создали, мы исследовали и т. д. Доклад закончился, и Александр Александрович спрашивает: «Простите, вот в докладе вы все время говорите «мы» – а кто это «мы»? Вы не могли бы расшифровать?» Тот тут же быстро отвечает: «мы – это я!» Я считаю, что это выражение его и погубило – ученый совет проголосовал против присуждения ему ученой степени. Ведь в этой работе были заняты сотни людей. Александр Александрович таким простым вопросом посадил его, можно сказать, в лужу». (6)
Скочинский создал обширную школу отечественных ученых, работающих в области рудничной атмосферы, аэродинамики и термодинамики. Многие его ученики стали профессорами и продолжателями дела Скочинского. Наиболее известными учениками, внесшими огромный вклад в отечественную науку являются: В.Б. Комаров – профессор, доктор технических наук, В.И. Воронин – доктор технических наук, А.М. Ксенофонтова – профессор, Г.Д. Лидин – доктор технических наук, автор прекрасной книги под названием А.А. Скочинский, и Н.В. Мельников – написал книгу, посвященную деятелям горной науки, в которой главную роль занимает деятельность Скочинского, под названием «Выдающийся деятели горной науки и техники. Скочинский А.А.».
Скочинский внес неоценимый вклад в развитие горного дела, физики и химии. Он был признан одним из ведущих ученых своего времени. По сей день в институтах существует премия Скочинского. Ее удостоены только те студенты, которые учатся на отлично и участвуют в развитии горного дела.
Именем Скочинского названы улицы в шахтерском городе подмосковного угольного бассейна Климовске, на его родине в городе Олёкме. Имя Скочинского носит созданный им крупнейший Институт Горного дела в Москве. Имя Скочинского носит наш историко-краеведческий школьный музей.
Родина по достоинству оценила своего сына. Награжден государственными премиями СССР (1950, 1951) пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
Александр Александрович прошел большой жизненный путь ученого, патриота и просто удивительного человека. Александр Александрович говорил, что никогда не нужно себя жалеть, и тогда можно добиться многого. Он не переносил протекционизма и считал, что человек должен достигать поставленных целей собственным трудом.
У Александра Александровича был обширный круг знакомых, и он всегда был рад приходу гостей. У него были хорошие отношения со студентами, со специалистами и руководителями горных отраслей промышленности, особенно угольной. Александр Скочинский был высокообразованным, благородным интеллигентом, гуманным и очень доброжелательным, но и принципиальным человеком.
Скочинский никогда не увлекался спиртными напитками, отдавая предпочтение шампанскому и хорошим винам. В командировки обязательно брал водку или коньяк (для «дезинфекции») и угощал соседей во время совместной еды. Он не любил длинных речей и тостов, даже на больших сборищах и юбилеях. Любимым у него был тост: «Без лишних слов – за горняков!».
6 октября 1960 года на 87 году жизни скончался Александр Александрович Скочинский. Он прожил долгую и счастливую жизнь, 60 лет отдать любимому делу – удел немногих.
В книге Ушакова приводится рассказ Константина Константиновича Кузнецова – племянника А.А. Скочинского:
«Незадолго до его кончины дядя Шура мне сказал, что когда он умрет, на памятнике может быть не написано, что он был Героем Соцтруда, академиком, заслуженным деятелем науки и прочее, но чтобы там было обязательно написано, что он был Горным инженером. Я это его завещание выполнил.
Каждый, бывая на Новодевичьем кладбище на его могиле, может в этом убедиться. Итак, За горняков!» (21, с. 132)
Вся жизнь и деятельность А. Скочинского убеждают в том, что человек не должен находиться во власти судьбы, ссылаясь на беспокойное время, силу обстоятельств или воздействие окружающей среды; человек сам в ответе за себя, судьба человека в его руках. Таким был Александр Александрович. «В поте лица своего добывай хлеб свой» - эту великую библейскую заповедь с лихвой выполнил Александр Скочинский, хотя мучеников себя не считал и не чувствовал, Труженик же был великий.
Подведем некоторые итоги. Меньше всего хотелось написать обыкновенную биографию ученого, с простым перечислением событий его жизни, хотя и это важно. Главный смысл своей работы я видела в том, чтобы показать живой образ удивительного человека, «Героя» своего времени. Разрозненные сведения о нем, факты его научной деятельности я попыталась выстроить в логический ряд, чтобы получилось целостностное представление. На мой взгляд, мне это удалось. Любой человек – это целый космос, целый мир. А личность Скочинского настолько удивительна и значительна, что требует дальнейшего изучения. Чтобы представить человека наиболее полно, нужно знать его связи, мысли, родовые корни.
Трудность продолжения поиска состоит в том, что архивные материалы о деятельности А.А. Скочинского находятся в С-Петербурге и Москве. Следовательно, нужны материальные средства для осуществления поездки. С учетом этого обстоятельства перспективы дальнейшей работы представляются мне в следующей последовательности:
Ученый горного дела академик А.А. Скочинский много сделал для своей страны. Он знал о горном деле все. Об этом красноречиво свидетельствуют написанные им монографии. Он разработал основной метод исследования рудничной аэрологии – теоретический анализ в сочетании с экспериментальным изучением и натуральными наблюдениями. Для него не было мелочей. Его волновало и интересовало все: и быт рабочих-шахтеров, и состояние их здоровья, и проблемы безопасности в шахтах.
Из рассказа Наиля Хайбуловича Загирова:
«Однажды я «подслушал», что Скочинский со своим коллегой обсуждали как ведут себя забойщики в шахте. «Помните, еще до революции, когда лава вдруг начинала оседать, один забойщик подставлял плечо, а другой, а другой в это время мальчика подсаживал, чтобы он в это время поддерживал кровлю. Ну я думаю: «Ох, какие академики! Сейчас же это правилами запрещено! Если лава опускается – надо бежать первым делом, а не плечо подставлять! Завалить может запросто, запрещены такие приемы! А они осуждали, что теперь, так, как раньше не делают…»
Оседает лава? Подставь плечо! Не этот ли главный урок оставил нам в назидание Александр Скочинский. Дело не только в угле, шахтах, производстве, хотя и в них тоже. Но в первую очередь все же самая главная ценность на земле – это сам человек со своими мечтами и надеждами, страстями и страданиями. Что же главное в человеке? Академик А.А. Скочинский утверждает: человек должен жить и созидать для других, отдавать себя общему делу и общей радости. И если кому-то трудно, и где-то оседает лава черствости и равнодушия, корысти или зависти, поспеши на помощь тому, кто нуждается в спасении и защите. Подставь плечо.
Пожалуй, это самый главный урок нравственности и служения отечеству, главная, непроходящая альфочка Скочинского, неизменная величина, мерило человеческой совести.
Какие разные имена подарил нам XX век! Какие разные судьбы и разные истории жизни. Но одна из лучших страниц XX века написана его добрыми лицами, и среди них, замечательный ученый и прекрасный человек, наш земляк – Александр Александрович Скочинский.
1.ГАКК, ф. 348, оп. 1, д.14 – Книга на записку поступающих учеников на 49л.
2. ГАКК, ф. 348, оп.1, д.29 – Ведомость об успехах и поведении учеников за
1883-84 уч. год на 144 л.
3. Письма К.К. Кузнецова (архив школьного музея)
4. Письма И.А. Половниковой (архив школьного музея)
5. Письма А.Д. Рубана (архив школьного музея)
6. Рассказ Н.Х. Загирова (архив школьного музея)
7. Зубкус Б.П. Моя семья в истории Красноярска, Сибири и России. Красноярск,
2002
8. Лалетина Н.Е. Яблочный спас. Из истории садов Красноярья. Красноярск, 1995
9. Лидин Г.Д. Александр Александрович Скочинский 1874-1960. М, 1969
10. Мельников Н.В. Горные инженеры. М., 1970
11. Мельников Н.В. Выдающиеся деятели горной науки. 1965
12. Мешалкин П., Лалетин И. Академик из села Абаканское. //Красноярский рабочий,
1974
13. Ненина А.М. От Альфы //Поляки на Енисее. Красноярск, 2003.
14. Рубан А.Д. Проблемы ускорения научно-технического прогресса в отраслях
горного производства. Люберцы, 2003.
15. Скочинский А.А. Краткий конспект цикла лекций о взрывах газа (метана) и пыли
в угольных шахтах. М., 1940
16. Скочинский А.А. Оздоровление шахтной атмосферы и улучшение условий в шахтах.
Изд-во Ак. Наук СССР, 1956
17. Скочинский А.А. Рудничная атмосфера. М.-Л.-Новосибирск, 1993
18. Скочинский А.А. , Комаров В.Б. Рудничная вентиляция. М.-Л., 1951.
19. Скочинский А.А., Огиевский В.М. Рудничные пожары. М., 1954
20. Тауль О.Л. Красноярская мужская гимназия и гимназисты. //Енисейская
провинция. Красноярск, 2004
21. Ушаков К.З. Кафедра аэрологии и охраны труда. М., 2000
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.А. СКОЧИНСКОГО
Александр Александрович Скочинский родился 13 июля 1874 г. в селе Олекма
Якутской губернии.
1893 г. — окончил Красноярскую гимназию.
1893г. — поступил на физико-математический факультет С. -Петербургского
университета.
1895 г. — перевелся в С. -Петербургский горный институт.
1900 г. — окончил С. -Петербургский горный институт с отличием.
1900-1902 гг. - инженер в распоряжении директора Горного института.
1901—1902 гг. — командирован в европейские страны (Германию, Бельгию, Францию,
Австро-Венгрию) ; посетил угольные, рудные и соляные шахты и высшие школы в
Германии, Бельгии и Франции.
1902-1906 гг. - ассистент, а затем преподаватель Горного института по кафедре
горного искусства.
1902-1917 гг. — ученый секретарь и член Комиссии по борьбе со взрывами газов и
угольной пыли в угольных шахтах России.
1904 г. — обследовал 14 рудников Домбровского бассейна (Польша) для выяснения
состояния проветривания копей и степени опасности их в отношении гремучего газа
и пыли.
1905 г. — защитил диссертацию “Рудничный воздух и основной закон движения его по
рудничным выработкам” ; утвержден в звании адъюнкт-профессора.
1906—1917 гг. — профессор Горного института по кафедре горного искусства;
1908—1915 гг. — экстраординарный профессор; 1915 — 1917 гг. — ординарный
профессор.
1908 г. — член Международного конгресса (Франкфурт-на-Майне, Германия) по
вопросам, касающимся подачи первой помощи и спасения при несчастных случаях.
Работа рудничной секции конгресса была посвящена вопросам постановки
спасательного дела при горных работах (в частности, при взрывах и пожарах) .
1913 г. — почетный председатель рудничной секции Международного конгресса (Вена,
Австро-Венгрия) по вопросам, касающимся подачи первой помощи и спасения при
несчастных случаях.
1917 г. — командирован горным департаментом в составе специальной комиссии в
Донбасс для выяснения добычной способности и перспективы добычи в этом бассейне
на ближайшие 3—5 лет.
1917—1920 гг. — ординарный профессор Донского политехнического института
(Новочеркасск) .
1920 г. — уполномоченный Горного совета ВСНХ РСФСР при Промбюро Юго-Востока
(Ростов-на-Дону) .
1921 г. —член коллегии Горного совета ВСНХ РСФСР (Москва) .
1921—1930 гг. —председатель Научно-технического совета Главного управления
горной промышленности (затем горнорудной промышленности) ВСНХ РСФСР и СССР.
1922 г. — командирован в Германию для ознакомления с рудниками и заводами.
1924—1925 гг. — командирован в США и Англию для ознакомления с разработкой
тонких пластов угля.
1927-1928 гг. - командирован в Германию и США для ознакомления с рудниками и
заводами.
1930—1960 гг. — профессор Московского горного института и заведующий
лабораторией рудничной вентиляции (1930—1952 гг.) ; руководство аспирантами
лаборатории (1952—1960 гг.) .
1931—1937 гг. — член и эксперт правительственной комиссии по подземой
газификации ископаемых углей, 1932 г. — создание при Главугле комиссии по
изучению горного давления, объединившей работы всех научных организаций и
коллективов в этой области, 1934 г. — утвержден в ученой степени доктора
технических наук; присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники.
1935 г. — избран действительным членом Академии наук СССР, заместителем
академика-секретаря Отделения технических наук АН СССР и председателем группы
горного дела.
1935 г. — командирован на Международный конгресс по горному делу, металлургии и
прикладной геологии (Париж) .
1938—1960 гг. — директор Института горного дела Академии наук СССР.
1939 г. — награжден орденом Трудового Красного Знамени за долголетнюю работу по
воспитанию технических кадров для промышленности в связи с 25-летием со дня
создания Горной академии (Московского горного института) .
1941—1943 гг. — член и заместитель председателя Комиссии АН СССР по мобилизации
ресурсов Урала, Сибири и Казахстана на нужды обороны.
1943 г. —награжден медалью “За оборону Москвы” за участие в постройке
специальных объектов, имеющих оборонное значение.
1943 г. — организация Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР.
1943 г. — награжден орденом Ленина за образцовое выполнение задания
правительства по увеличению добычи угля.
1943 г. — награжден Президиумом Верховного Совета Казахской ССР Почетной
грамотой за особые заслуги в деле выявления и освоения природных ресурсов
Казахстана.
1944 г. — награжден орденом Ленина за выдающуюся многолетнюю деятельность в
области горной промышленности и крупные заслуги в деле подготовки
научно-технических кадров в связи с 70-летием со дня рождения.
1944 г. — избран председателем Президиума Западно-Сибирского филиала Академии
наук СССР.
1945 г. — награжден орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в
развитии науки и техники п связи с 220-летием Академии наук СССР.
1946 г. — награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.” .
1947 г. —награжден медалью “За восстановление шахт Донбасса” .
1948 г. —награжден орденом Ленина за безупречную и долголетнюю деятельность в
угольной промышленности.
1949 г. — награжден орденом Ленина за выдающиеся заслуги в области развития
теории разработки угольных и рудных месторождений в связи с 75-летием со дня
рождения и 50-летием инженерной, научной, педагогической деятельности.
1950 г. — удостоен Государственной премии первой степени за создание и внедрение
в угольную промышленность приборов для контроля рудничной атмосферы.
1951 г. — удостоен Государственной премии первой степени за учебник “Рудничная
вентиляция” .
1954 г. — присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена
Ленина и Золотой медали “Серп и Молот” за большие заслуги в области развития
горной промышленности и подготовки научно-технических кадров и в связи с
80-летием со дня рождения.
1957 г. — награжден почетным знаком “Шахтерская слава” первой степени.
1960 г. — скончался 6 октября на 87-м году жизни. Похоронен в Москве, на
Новодевичьем кладбище
Документы Александра Скочинского.
1. Аттестат зрелости мужской классической гимназии
2. Диплом об окончании Горного института
3.Метрическая выпись
Словарь научных терминов
Рудничная атмосфера – атмосферный воздух, засасываемый или нагнетаемый
вентиляторами в подземные горные выработки и испытывающий при движении по ним
некоторые изменения в составе, а также в температуре и влажности.
Рудничная аэрология – научная дисциплина, изучающая свойства рудничной
атмосферы, законы движения рудничного воздуха, перенос газообразных примесей,
пыли и тепла в горных выработках и в прилегающем к выработкам массиве горных
пород.
Дегазация шахт – мероприятия по отсосу, сбору и выводу из подземных горных выработок на поверхность рудничного газа или газо-воздушной смеси. Вывод газа из шахты производится по проложенным в горных выработках трубопроводам или по буровым скважинам, соединяющим выработки с поверхностью.
Горные выработки – искусственные сооружения, образуемые в земной коре в результате горных работ. Различают два вида: разведочные (для поисков и разведки полезных ископаемых) и эксплуатационные (для разработки месторождения)
Проветривание шахты – создание в подземных выработках шахт нормальных атмосферных условий; исключает вредное воздействие на человека содержащихся в рудничной атмосфере ядовитых газов, высоких и низких температур, а также предотвращает образование опасных скоплений вредных газов.
Горная наука – совокупность знаний о природных условиях залегания месторождений полезных ископаемых и физических явлениях, происходящих в толще горных пород в связи с проведением горных выработок, о способах добычи и обогащения твёрдых полезных ископаемых, а также организации производства, обеспечивающей безопасную и экономичную разработку месторождений.
Горная промышленность – комплекс отраслей производства по разведке месторождений полезных ископаемых, их добыче из недр земли и первичной обработке - обогащению.
Горноспасательное дело – служба по спасению людей, предотвращению и ликвидации аварий в шахтах и рудниках. Наиболее опасные аварии - взрывы рудничного газа (метана), каменноугольной или колчеданной пыли; подземные пожары; внезапные выбросы рудничного газа и угля; горные удары; прорывы в горные выработки плывунов, подземных вод.
Взрывные работы – работы при помощи взрывчатых веществ. Наиболее важно применение их в горноделии, например, при разработке каменоломен, шахт, при прокладке пути (уничтожение скал, проводка туннелей и пр.) Для этой цели больше всего употребляют динамит.
Горное давление – понятие, объединяющее совокупность силовых полей (напряжённых состояний), формирующихся в земных недрах вследствие естественных и производственных воздействий.
Геофизическая разведка – исследование земных недр физическими методами. Геофизическая разведка проводится прежде всего при поисках нефти и газа, рудных полезных ископаемых и подземных вод
Маркшейдерия – отрасль горной науки и техники, предметом которой является изучение на основе натурных измерений и последующих геометрических построений структуры месторождения, формы и размеров тел полезного ископаемого в недрах, размещения в них полезных и вредных (для технологии переработки) компонентов, свойств вмещающих пород, пространственного расположения выработок, процессов деформации пород и земной поверхности в связи с горными работами, а также отражение динамики производственного процесса горного предприятия.
Список лауреатов школьной премии имени А. Скочинского:
1) Кукавская Галина. Награждена в 2001 году за отличную учебу и успехи в научном
поиске по обществознанию.
2) Князева Елена. Награждена в 2003 году за отличную учебу и успехи в
научно-исследовательской работе по краеведению.
3) Герасименко Ольга. Награждена в 2001 и 2002 годах за отличную учебу,
спортивные достижения и успехи в научно-исследовательской работе по краеведению.
4) Астриков Дмитрий. Награжден в 2006 году за отличную учебу и успехи в
научно-исследовательской работе по биофизике.
5) Максимихина Екатерина. Награждена в 2006 году за активную работу в качестве
председателя совета старшеклассников.
6) Коновалов Вадим. Награжден в 2006 году за научно-исследовательскую работу по
биофизике.
7) Сибгатулин Ренат. Награжден в 2007 году за отличную учебу, активную
исследовательскую работу и успехи в научно-исследовательской работе по физике.
8) Найман Николай. Награжден в 2006 году за успехи в научном исследовании по
биофизике.
9) Горчаковский Александр. Награжден в 2006 году за успехи в научном
исследовании по биофизике.
10) Манюкова Анастасия. Награждена в 2007 году за успехи в научном исследовании
по краеведению, большую работу в школьном музее и отличную учебу.
11) Ускова Татьяна. Награждена в 2007 году за создание школьной серии «Жизнь
замечательных учителей», большую работу в школьном музее и отличную учебу.
Указатель имен
Бауман В.И.(с. 15) – профессор петербургского горного института конца XIX – начала XX века, был одним из самых популярных среди студенчества революционно настроенных профессоров.
Герасименоко О. (с. 5) – выпускница школы №138. В 2002 году написала работу, где изложила все ранее известные факты об А.А. Скочинском.
Загиров Н.Х. (с. 7, с. 19, с. 21) – первый ректор института цветных металлов и золота. Был лично знаком с А.А. Скочинским, сообщил нам ценные сведения о его жизни.
Зубкус Б. (с. 5) – член красноярского отделения историко-краеведческого общества, автор книги: «Моя семья в истории Красноярска, Сибири, и России».
Каратанов Д. ( с.12) – красноярский художник, учился в мужской классической гимназии вместе с А.А. Скочинским.
Клеменц Д.А. ( с. 11) – русский этнограф, революционер-народник, в 1881 г. был выслан в Сибирь.
Красиков П. (с.12) – политический деятель, учился в мужской классической гимназии вместе с А.А. Скочинским.
Кузнецов К.К.(с. 7) – племянник А.А. Скочинского.
Лутугин Л.И. – профессор петербургского горного института конца XIX – начала XX века, один из прогрессивных деятелей буржуазной интеллигенции.
Мельников Н.В. (с. 4) – ученый, кандидат, доктор технических наук, член-корреспондент, академик, член Президиума АН СССР. Педагог – профессор Академии угольной промышленности и Московского горного института.
Мешалкин П.(с.4) –красноярский историк-краевед, автор многих научных статей о выдающихся красноярских ученых.
Ненина А. (с. 4) – корреспондент газеты «Солидарность».
Половникова И.А. (с. 7) – кандидат геолого-минералогических наук из Санкт-Петербурга, правнучатая племянница красноярского библиофила Г.В. Юдина, автор его жизнеописания.
Рубан А.Д. (с. 4, с. 7) – директор института горного дела имени А.А. Скочинского.
Тауль О. (с.7) – выпускница школы №138. В 2000 году начала изучение мужской классической гимназии, обратила внимание на имя А.А. Скочинского, что и привело к изучению его биографии.
Ушаков К.З. (с. 4) – ученый-горняк.
Чернышев Л. (с.12) – красноярский архитектор, художник, учился в мужской классической гимназии вместе с А.А. Скочинским.
Шепетковская М.Н. (с. 13, с. 15) – жена А.А. Скочинского.
Шепетковский Н.А. (с.12) - дважды городской голова г. Красноярск в 1898-1901 и 1902-1905 г.
Юдин Г.В. (с.7) – красноярский библиофил, купец и промышленник.
Юдин Л. (с.12) – сын Геннадия Юдина, учился в мужской классической гимназии вместе с А.А.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»