Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Настоящий мужчина


X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ - XX ВЕК»

Тема: История моего деда на фоне российской истории ХХ века.
«Настоящий мужчина»

Выполнила:  Патюкова Дарья
ученица 11 класса
МОУ СОШ № 47
с.Озерное Енисейского р-на

Научный руководитель:
учитель истории
МОУ СОШ № 47
Горбач Светлана Петровна

2009 год.

Настоящий мужчина…

Совсем недавно я начала поиск материалов, относящихся к истории моей семьи. Несмотря на то, что интерес к собственной родословной возник у меня совершенно случайно, сам процесс поиска и найденные материалы, подтвердившие устные семейные рассказы, полностью захватили меня. Я была под очень сильным впечатлением, даже не могла думать о чем-то другом. Ведь до этого я привыкла узнавать о жизни людей только из «сухих» книжных статей, а тут судьба реально существующих людей, людей являющихся моими предками, их воспоминания. Мне стало интересно распутать клубки судеб и событий, найти ответы на вопросы: а как жили мои деды? О чем говорили, что их интересовало? Как оценивали происходящее? Какой у них был быт? Ведь эта информация поможет мне в подробностях узнать о том времени, о людях той эпохи, об их характерах.

Работая в библиотеках и архивах, собирая по крупицам интересующий меня материал, я все более и более утверждалась в правильности выбора, сделанного мной. Вскоре я уже конкретно определилась с выбором темы: буду писать о судьбе своего дедушки - Патюкова Александра Петровича.

Да, история одного человека, одной семьи - интересны и сами по себе, но они не существуют в отрыве от истории города, области, страны в которой живет этот человек, и поэтому мой дедушка как никто другой заслуживает внимания.

3 января 1939г. в деревне Подгорной, в русской крестьянской семье Патюковых Анастасии Захаровны и Петра Ивановича появился на свет желанный сынишка Сашенька. Рос мальчишка крепким, озорным работящим парнем, как и подобает крестьянскому роду. Он во всем помогал своей матери, ведь она с утра до вечера была в колхозе, а отца в то время уже не было. Так случилось, что в 1941г. ушел Петр Иванович на фронт, а уже в 1942 году семья получила на него похоронку, и малолетнему Саше без отца пришлось быстро взрослеть.

Мне стало интересно, чем жила страна в эти грозные годы Великой Отечественной войны и, посетив наш Енисейский архив, я изучила материалы нашей местной газеты «Енисейская правда». Просматривая старые, пожелтевшие страницы я увидела образ моей страны, моего города, где я родилась и выросла. Через строки о повышении производительности труда, о бдительности в тылу, чрез указы и тексты выступлений передо мной вырисовывалась картина напряженного труда всей страны во имя победы. И хотя официальные новости не часто совпадали с реальностью, все же даже сквозь призму сталинского режима видна сила и мощь нашего народа - труженика. В газете от 23 июня 1941 года опубликован текст радиовыступления заместителя председателя СНК союза СССР и народного комиссара иностранных дел тов. В.М.Молотова 22 июня 1941года. В этой же газете читаю о митингах, главный лозунг которых: «Врагу не бывать на советской земле!». Митинги проводились на предприятиях и учреждениях города, а также в колхозах и сельхозартелях. Газета пишет что «трудящиеся возмущенны,… дышали гневом и ненавистью к фашистским оккупантам» и обязались перевыполнить план всех хозяйственных работ и готовы выступить на защиту родины. На нападение Гитлера жители города обещают «ответим еще большим сплочением вокруг партии и правительства и любимого вождя, будем бдительны». Из газеты за 26.06.41 я узнала, что в 1940 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР об укрепление дисциплины, в котором говориться о введении 8-часового рабочего дня и семидневной рабочей недели. Именно в военное время этот указ приобретает особое значение. Лозунг: «Крепить дисциплину!» становиться важнейшем лозунгом в военное время в тылу. В целом в газетах 1941 года звучат призывы о повышении производительности труда, о добровольном призыве в Красную Армию, об овладении военной наукой, о посещении сборных и агитационных пунктов, на которых проводится политическая работа. Например, в газете за 25.07.1941 напечатано: «В средней школе № 2 организован сборный пункт, на нем идет политическая работа: читки, беседы, рассказы о войне, имеются книги, журналы, шахматы, во дворе волейбольная площадка, работает звуковая передвижка, будет демонстрироваться фильм «Чкалов».

Через прессу я поняла, что основной задачей моего города и района в военное время была своевременная поставка государству хлеба и других продуктов сельского хозяйства, но государство требовало не только выполнения обязательств, но и досрочное их выполнение, а также выполнение плана сверх нормы. И чем выше был процент перевыполнения, тем выше ценился колхоз, предприятие или отдельный человек. Об этом много различных статей и заметок на протяжении всех лет войны. Люди, которые значительно перевыполняли норму, назывались стахановцы. Вот, интересный, на мой взгляд, пример из газеты за 2.07.1941г. «На лесопильном заводе строительный мастер тов. Пригодин И. С. проявил социалистическую сознательность и пришел на работу в выходной день в 7 часов утра. Работая весь день, трудясь на благо нашего Отечества, в трудное для страны время, он за свой выходной день выполнил норму на 704%. Товарищ Пригодин настоящий советский стахановец». В последующих номерах тов. Пригожин подробно рассказал о том, как он выполнил норму на такой высокий процент. Меня просто поразила эта цифра! Невольно приходит мысль о фальсификации фактов. И таких примеров в прессе большое количество. С удивлением я узнала из прессы о том, что были такие должности как агитаторы. Эти люди должны были вести разъяснительную работу о партии, планах правительства, агитировать на воскресники, субботники которых проводилось большое количество, причем, бесплатно или в фонд обороны перечислялась заработная плата или стоимость трудодня за этот день. Субботники и воскресники проводились по уборке зерна, разгрузке угля, очищения улиц, прополке картофеля и т.п. Просто поражаешься энтузиазму людей и их работоспособности!

Интересным и необычным для меня явился факт постоянных займов и сборов у людей денежных средств в пользу государства. В годы войны оно организовывало сбор денег в фонд обороны страны через займы «Третей пятилетки», «Военный займ» и т. п. Сбор денег на оборонные нужды, на строительство танковой колонны «Енисейский комсомолец», на подарки бойцам и т.п. например в газете от 21.09.1941: «…сдают облигации учащиеся школы № 3. Лебедев В. и Пономарева М. на сумму 500 рублей, Патюкова К. на 375 рублей, Романькова, Мордвинова и Русакова вместе на сумму 400 рублей». В газете от 2.02.1942 «…работники леспродторга сдали валенки, теплое белье, носки, телогрейки на сумму1.050 рублей..». В газете от 23.03.1944г. «..на строительство танковой колонны работники лесозавода сдали 22 тыс. рублей, Шадринский колхоз – 1 тыс. рублей, Баженовсий колхоз – 2 тыс. рублей, старушка Баженова Пелагея Макаровна 320 рублей» и таких примеров огромное количество.

Нашему государству на протяжении многолетней истории никогда не хватало денег для нужд страны. Из большого количества газет военного времени я поняла, что государство потребительски относилось к своему народу, методы внеэкономического принуждения широко применялись и считались нормой в то время. Интересной мне показалась информация о премировании лучших работников предприятий и колхозов. Читаем «Енисейскую правду» от 23.08.1944 года. «За высокую производительность труда и перевыполнения плана сельхозработ наградить ценной премией:

Мордвинову Т.М. – шелковым платьем;
Чуруксаеву А.И. – шерстяной юбкой;
Максимова П.М. – рубашкой и отрезом на брюки;
Баженову А., Игнатьеву М. и Миронову Ф. – продуктами на сумму 150 рублей».

Мне показался интересным и образ И.В.Сталина, который формировала пресса: «он друг Ленина, он великий, он проходил испытания в Нарыме, мерз в Туруханских снегах, сделал страну могучей, озарил страну Конституцией, он ведет нас к славе, к победе, Сталин – кормчий, маршал, учитель, отец, его имя лепечет ребенок, повторяет в окопах боец». Образ Сталина мифологизирован при жизни официальной прессой, ему пишут письма, стихи посвящают ему победы на фронте и работают на его благо в тылу. Мне это показалось странным и даже смешным. Сегодня мы знаем, что период пребывания И.В.Сталина у власти принес стране много испытаний, подавление личности, притеснения, репрессии как отдельных граждан, так и целых народов. Тяжелое, неоднозначное время. Мой дедушка рассказывал (а ему рассказывал его родной дядя), что у них в деревне один крестьянин был осужден на десять лет поселения и отправлен в Ванавару за то, что он спел частушку такого интимного содержания:

Под телегу я не лягу,
И колхознику не дам!
Все у них распределено
И любовь по трудодням!

Ему самому, этому крестьянину, объяснили причину ссылки так: подрыв колхозного строя. Теперь мы, современные школьники, знакомы с тоталитарным режимом периода власти Сталина и мне не хотелось бы жить в такие времена, когда человеческая жизнь его чаянья, мечты, планы не имели значения, когда государство полностью подавляло личность, на мой взгляд, это страшно.

В такое время рос и взрослел мой дедушка. Все дела по дому он взял на себя: свиней да кур накормить, корову подоить, с огородом управится. Даже хлеб неугомонный Саша стряпал сам, чтобы было, что мамочке покушать, работая в колхозной бригаде. В Подгорной была начальная школа, Саша проучился в ней 4 года. Чтобы продолжить обучение, надо было ходить в соседнюю деревню в неполную среднюю школу. Транспорта тогда не было и Саша Патюков со сверстниками в мороз и в стужу, в дождь и в слякоть ежедневно проделывали путь туда и обратно двенадцать километров, от Подгорной до Чалбышева. Дедушка помнит, что пять лет подряд ходил в школу в вельветовой куртке темно коричневого цвета на молнии и в брюках.

Достойно Саша выдержал школьные экзаменационные испытания. Из газет того времени я узнала, что в сороковые годы школьники должны были сдавать немало экзаменов. Закончив семь классов ученики сдавали экзамены по следующим предметам: алгебра(устно) русский(письменно), литература (устно), геометрия (устно), Конституция СССР(устно), физика (устно), зоология (устно),география(устно), военные предметы(устно). В нашем районе в конце сороковых начале пятидесятых годов действовало шесть неполных средних школ (в одной из которых и учился мой дед), пять начальных и три средних школы в городе Енисейске. Изучая прессу в архиве, я обратила внимание на то, что систематично в газете «Енисейская правда» печатаются статьи и заметки о состоянии городского и районного образования, а именно: о совещаниях и конференциях учителей, о качестве образования, о идейно-нравственном самообразовании педагогов. Изучая газеты, я увидела перед собой картину и общественной жизни школьников: это активное участие в художественной самодеятельности, различные концерты для трудящихся Енисейска в программе которых были танцы, песни о Сталине, чтение стихов Пушкина, произведений Гоголя, Горького. Школьники участвовали в спартакиадах, соревнованиях, которые организовывались управлением образования. Надо отметить, что жизнь школьников была разнообразна и наполнена идеями партии.

Получив аттестат о неполном среднем образовании, Саша Патюков стал задумываться: что же делать дальше? Казалось бы, надо остаться в колхозе и помогать семье, которая трудно жила в ту пору. Но что такое семь классов, когда впереди целая жизнь? И на семейном совете решили, что способному мальчику надо продолжать свое образование. И Сашу отправляют в г. Енисейск к сродному брату Патюкову Семен Семеновичу. Там он оканчивает среднюю школу № 45.

В школьные годы мой дед становится комсомольцем. Прежде чем вступить в комсомол, нужно было пройти отбор. В комсомольцы брали не всех, а особо активных учеников-старшеклассников, которые учились на хорошо и отлично и могли стать примером для других учеников. Сначала нужно было написать заявление «…Прошу принять меня в члены ВЛКСМ(Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи)..», затем прийти на комиссию в школе а потом в районном комитете комсомола. Комиссия при райисполкоме задавала различные вопросы «по истории ВЛКСМ, о знании Устава ВЛКСМ, о знание всех членов политбюро и занимаемые ими должности, знание международная обстановка в мире, политика партии, задачи государства, и что ты лично сделал хорошего в своей жизни и почему ты хочешь быть комсомольцем». По воспоминаниям дедушки вопросы задавались всегда почти одни и те же, а отвечали чаще так: «…хочу быть примером для других, быть помощником партии…». Надо сказать, что дедушка вспоминает это время с ореолом романтизма «мы верили в то, что делали, любили свою страну и старались быть ей полезными», вспоминает дед. Беседуя с ним, я поняла, что то, что делал мой дедушка не было формализмом, думаю нельзя обвинять людей за то, что они верили в страну, в коммунистическую партию, верили в справедливость советского строя. Мой дед, как и миллионы граждан были рождены в советское время и были воспитаны на положительных примерах своего времени и той идеологии, которая господствовала в СССР. Я думаю, что комсомол это не так уж плохо. Да был формализм, дедушка вспоминал «в комитет комсомола школы и института собирали протоколы из всех комсомольских ячеек (ячейка более трех членов комсомола в класс, группе) и проверялась работа комсорга класса или группы по протоколам, чем больше протоколов, тем лучше работала комсомольская ячейка. В некоторых классах, группах комсорги, не проводя классных собраний, были на хорошем счету, так как видна работа по документам, которые зачастую были простой отпиской», но были дела, которыми гордилась советская молодежь.

Возвращаюсь к процедуре принятия в комсомол. Если ты хорошо учился, не нарушал дисциплину, был активен в школьных общественных делах, то тебя, вспоминает дед, могли принять сразу. Если комиссия сомневалась, то тебе ставилась задача на исправление своих недостатков: повысить успеваемость, стать активистом и участвовать в делах пионерской и комсомольской организации. Самым популярным занятием, где можно было проявить себя это сбор металлолома и макулатуры. Тот класс, который собирал наибольшее количество, получал передовой вымпел социалистического соревнования.

Тот, кого принимали в комсомол, носил значок с изображением портрета В.И.Ленина в профиль на фоне темно-бардового знамени и ему выдавался комсомольский билет, в котором было занесено имя и фамилия комсомольца, фотография и место где ставилась отметка об уплате членских взносов. Дед не раз был участником комсомольских стройотрядов. Он вспоминает, что с особым размахом и торжествами отмечали праздники, посвященные дню рождения В.И.Ленина, дню рождения комсомола, 7 ноября годовщину Великой Октябрьской социалистической революции и 1 мая международный день трудящихся всего мира и конечно 9 мая. На 7 ноября и 1 мая были огромные демонстрации с флагами, цветами, плакатами. И хотя демонстрации носили общественно-политический характер, но чувство сплоченности и единения чувствовали многие люди Советского Союза в эти дни. На марш по центральной улице выходили все школы города или поселка, работники и рабочие всех организаций и заводов, демонстрируя свои достижения. Несли портреты руководителей государства, знамена советских республик, лозунги были такие: «Да здравствует КПСС!», «Да здравствует советская молодежь, комсомол..» и т.п. После демонстраций люди собирались на застолья, отмечая с друзьями и близкими эти праздники.

В 1954 году Александр Петрович поступает в Енисейский педагогический (учительский) институт, на физико-математический факультет. Александр Петрович – и в институте активный участник общественной жизни. Он был членом комитета комсомола, а на пятом курсе - кандидатом в члены КПСС. Это была дорога уже в большую жизнь. Вступив в партию и получив партбилет, мой дедушка получил путевку в жизнь. Стать коммунистом не только почетно, но и выгодно. Если ты коммунист, то возможности для карьерного роста были гораздо выше. И вообще для того, чтобы быть руководителем, нужно было быть коммунистом. Такой вот своеобразный дресс-код советского времени.

Вспоминая вторую половину 50-х годов, дедушка рассказывал о том, что помнил о кукурузной компании Н.С.Хрущева. В паре километров перед въездом в наш город расположена воинская часть в конце пятидесятых годов эта достаточно большая территория была засажена кукурузой. Дедушка вспоминает, что городская ребятня часто носилась на этом поле и даже однажды знакомые мальчишки семи-восьми лет заблудились в ней и долго не могли выйти до тех пор, пока не сориентировались по солнцу. Следовательно, можно подтвердить исторический факт хрущевского времени о попытке разводить кукурузу в Сибири в конце 50-х годов. Дедушка говорил, что «в народе Н.С.Хрущева так и называли «кукурузник».
В 1960г. школам Красноярского края катастрофически не хватает учителей. И вот, пять студентов, и среди них Александр Петрович направлены в школы края. Патюков А.П. был направлен в г. Ногинск в конце ноября. Но, из за плохой погоды, самолеты не имели возможности перевозить пассажиров, его перераспределили в Эвенкию, в районный центр Ванавару. Там Патюков и начал работать учителем физики и математики. В начале 60-х годов эта территория носила название Эвенкийского национального округа. Поселок Ванавара находится в 355 км к северу от города Енисейска. По воспоминаниям моего деда поселок расположен в живописном месте на крутом, скалистом берегу Подкаменной Тунгуски в устье небольшой таежной речки Ванаварки. В древние времена, здесь находилось эвенкийское стойбище. Позже, в конце XIX века, когда Эвенкию стали активно осваивать русские предприниматели - скупщики пушнины, была организована фактория, в которой постоянно проживало несколько русских семей и некоторое количество оседлых эвенков. Затем, в поисках богатых рыбой и дичью мест, потянулись переселенцы с Ангары. В 1908 году в районе Ванавары место Тунгусской катастрофы. В 20-е годы, в фактории была организована заготконтора, построен клуб и магазин. Через Ванавару проходили все экспедиции, направляющиеся в район Тунгусской катастрофы. На центральной площади стоял, по воспоминаниям деда, деревянный столб с надписью «АСТРОПУНКТ. ВАНАВАРА 1929 г.», поставленный геодезическим отрядом экспедиции Л.Кулика. Этот период своей жизни в Эвенкии дед вспоминает с ореолом романтизма. Особенно с любовью рассказывает о том, что в изобилии собирал голубику, чернику, багульник, клюкву, а на склонах сопок бруснику. Александр Петрович обладал и незаурядными организаторскими способностями, и вскоре стал завучем производственного обучения и был избран председателем профкома. Кроме того, он активно участвовал в спектаклях, проводимых в школе. Дед помнит, что ставили пьесу А.Чехова «Вишневый сад». Работая учителем, дедушка рассказывал о том, что много проводилось конкурсов патриотической направленности. Учителя никогда не заставляли ребят участвовать в мероприятиях. Школьники сами были настолько активны, что желающих было всегда предостаточно. Интересен тот факт, что грамоты и благодарственные письма, которыми награждали учеников, да и взрослых работников и не продавались как сейчас в магазине доступные всем и каждому. Грамоты имели если не материальную, то большую моральную ценность. Полученные за учебные и трудовые успехи они очень ценились и хранились как семейные ценности и реликвии.

Дед говорил, что в Ванаварской школе было много русских учеников, их было гораздо больше, чем детей коренных народов – эвенков и кито. Детей националов (их и так еще называли) привозили в интернат из факторий. Дети коренного населения не хотели учиться в интернате, вертолет который летал в фактории брал на борт представителей власти и образования и они забирали ребятишек и везли на учебу в Ванавару. Но дети эвенков не хотели учиться и завидев вертолет, подлетающий к фактории убегали в тундру.

Итак, руководство районного образования, заметив организаторские способности у молодого специалиста, предлагают ему новую работу. Так Патюков А.П. становится директором Байкитской средней школы. Там он работает в течение 5 лет. Но родная енисейская земля манила Патюкова, звала к себе. И он добивается перевода в Маковскую восьмилетнюю школу, где директорствует целых восемь лет. Там он знакомится со многими интересными людьми. Вот как о нем вспоминает А.М.Бондаренко: «Молодому энергичному директору Маковской восьмилетней школы до всего было дело. Да он и успевал везде. А забот было немало. Ведь мало того, что школа удалена от районного центра почти на сотню километров летом бездорожьем при ней еще был большой интернат, собирающий детишек из всех дальних деревень Богом и людьми забытого таежного края. Сюда везли дете,й из самой что ни на есть глухомани, устраивали, заботились о них на протяжении всего учебного года. Был даже такой случай. Однажды зимним вечером Александр Петрович с проверкой обходил интернат, и обнаружил, что несколько человек отсутствует. Никого будить не стал, взял всю ответственность на себя. Несколько часов он блуждал по лесу, пока не вышел на охотничью избушку, и именно там обнаружил пропавших ребят. Александр Петрович очень устал, хотелось спать, но он боялся, что если он уснет, то дети снова сбегут. Тогда он снял с них валенки и положил себе под голову. Утром он отвел детей в интернат. Благодаря ему, все обошлось». Кроме того, дедушка был бессменным депутатом сельского совета, исполняя зачастую обязанности председателя, и был во главе партийной организации. Вопросы, которые приходилось решать деду, были связаны с образованием и медициной, коммунальным обслуживанием. Нередко, как секретарю парткома ему приходилось помогать людям и в личных, семейных делах. Однажды был такой смешной случай. Немолодая супружеская пара поссорилась, в порыве гнева муж разбил об пол пару тарелок. Жена, не долго думая, завернула осколки в платок и на следующий день пришла в партком с жалобой на недостойное поведение своего мужа, который был коммунистом. В доказательство такого неподобающего поведения она предоставила доказательства – осколки битых тарелок. Конфликт в семье был улажен и мир восстановлен.

Нельзя обойти вниманием еще одно важное событие в жизни моего дедушки. Вернемся немного назад, в Ванавару. Именно там, встречает он женщину, с косой до пояса, и с необычным именем Тая Филимонова. Работала она учителем русского языка и литературы. С тех пор они не расставались. Таисия Архиповна везде сопровождала своего спутника. Вот что вспоминает А.М.Бондаренко: «Александр Петрович и Таисия Архиповна очень помогали мне. Первые свои неказистые и корявые и в общем-то бессмысленные стихоплетения я приносил в их дом. Таисия Архиповна вела в школе русский язык и литературу. Она смотрела на мои чудачества серьезно, с полной ответственностью давала полезные советы. И благодаря поддержке четы Патюковых в местной газете появились первые мои публикации, которые впоследствии изменили всю мою жизнь». Александру Петровичу и в школе и сельсовете и в колхозе - до всего было дело. Ему верили люди. Двери его дома не закрывались. И на все просьбы своих земляков он живо откликался, решая самые насущные жизненные проблемы. Всегда уравновешенный и тактичный Александр Петрович сыскал поистине большое уважение односельчан. А еще Патюков был всегда заводилой народных гуляний, душа компании. Его неиссякаемый юмор бодрил людей, побуждая к хорошему настроению и общению их. До сих пор односельчане часто вспоминают исполнение песни «Ёкарье…». Как рассказывал сам дедушка, очень часто собирались у них дома. «Бывало даже придешь домой, - говорил он,- а там друзья сидят за столом, стол накрыт и сразу настроение поднимается».

Однажды председатель исполкома пригласили его на должность заведующего управлением образования. Предложение было принято, он приехал, устроился на работу, занял кабинет. Проработал он ровно неделю, а потом таинственно исчез. Никто не понимал: где Патюков? А потом оказалось - он в Маковском, так сильно он любил это село.

С 1977г. дедушка становится председателем исполкома Новокаргинского сельсовета депутатов трудящихся, а с 20 января 1982 года исполняющим обязанности финансового отдела райисполкома. Это был ключевой отдел. И от него во многом зависела вся деятельность любого уровня власти.

Конечно, на первых порах в новой должности пришлось нелегко. Впрочем, и за это трудное дело он взялся с жаром, познавая азы финансового управления. Два раза он ездил на курсы в Ленинград сначала на два месяца, затем через семь лет еще на полтора. Были сомнения и ошибки, но и с этим недугом Патюков А.П. с честью справился. Благодаря самодисциплине, ответственности за порученное дело, он стал специалистом в финансовом деле, зарекомендовавший себя как в районе, так и в крае только с положительной стороны.

Одним из ярких воспоминаний конца 1980-х годов стала политика перестройки, которую возглавил М.С.Горбачев. Одной из внутриполитических реформ стала антиалкогольная компания. Дед вспоминает: «Водка, пиво и вино стали исчезать из магазинов, появились огромные очереди. Алкоголь продавали с двух часов дня, но его очень быстро раскупали. Дефицит алкоголя привел к процветанию подпольного бизнеса, самогоноварения. Именно в эти годы начинает появляться поддельная продукция. Чтобы бороться с самогоноварением ограничили в магазинах продажу сахара. Стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы, чтобы в день регистрации молодожены по традиции могли выпить бокал шампанского, в магазин нужно было предъявить справку из ЗАГСа после чего можно было его купить. Государство в лице алкоголя потеряло огромное количество прибыли, а народ стал еще больше пить и наносить вред своему здоровью».

Чтобы картина этого времени была еще более ясной, я расспросила об этом периоде мою учительницу по истории Горбач С.П. Она рассказывала, что «закончив в 1988 году педагогическое училище, я устроилась работать учителем в школу № 2. Именно в те годы был подписан указ о продаже спиртного лицам не менее 21 года. На предприятиях и организациях в учебных коллективах шла агитация для вступления в общество трезвости, когда я училась на третьем курсе педучилища, я вступила в это общество и у меня был голубой билет и круглый значок золотистого цвета с голубой каемкой по краю. Но в обществе к такой акции относились с юмором и всерьез не воспринимали такое начинание. Когда я устроилась работать, была введена талонная система на продукты питания. Ежемесячно на работе выдавались талоны на: муку -1кг, сахар -1кг, макароны -1кг, водки – 1бутылка (так как мне было еще 19 лет, то талон на водку мне не выдавали), 2 пачки сигарет, порошок стиральный -1 пачка, хозяйственного мыла 2 куска. В магазинах невозможно было ничего купить. Я помню магазин «Ткани» в котором продавали только белый ситец по справкам о том, что у тебя в семье кто-либо умер, в том случае выдавали несколько метров белой ткани». Особенно яркое впечатление произвела на Светлану Петровну поездка в Ленинград в 1989году. «Приехав впервые в такой огромный город и сняв квартиру по 5 рублей в сутки, я была поражена тем, что постоянно, а особенно в выходные дни, люди собирались на центральной улице, Невском проспекте на площадях около соборов и устраивали политические, религиозные, исторические дискуссии. Можно было часами ходить от группы к группе и слушать о чем говорят люди, к чему призывают население и т.п. Для меня это было так необычно и запомнилось на всю жизнь. Это воочию передо мной была политика гласности. Живя на квартире с женщиной лет 35, я запомнила один случай. Однажды придя в квартир, у она принесла книгу бирюзового цвета в мягком переплете и прижав ее к груди стала говорить о том, что наконец-то она купила стихи О.Мандельштама. Ее радости не было придела. Позже она постоянно говорила и восхищалась тем, что столько информации, столько необъяснимых событий и все время повторяла фразу: «Это не надолго, не может быть, чтобы это продолжалось длительное время, скоро, скоро все это прикроют, надо хоть книг заранее покупать!». Меня поразили ленинградские магазины с огромными шоколадными витринами и очередь в авиакассу. Чтобы улететь домой в Красноярск мне пришлось простоять с 7 утра на улице в страшной толпе народа, мне казалось, что меня раздавят, а когда авиакассы были открыты, люди толпой ринулись в двери, бегом, толкая и роняя друг друга, занимая места возле окошечек касс. И еще я постоянно ела эскимо, потому что у нас мороженное не продавали или продавали очень редко, а я очень любила сладкое».

С ностальгией и печалью вспоминает мой дедушка период, когда наше государство было единым Советским Союзом и он как и многие его ровесники, а особенно люди более старшего поколения с болью восприняли распад СССР в 1991 году. При проведении референдума мой дед голосовал против распада Союза, но его мнение, как и мнение огромной страны, было проигнорировано политическим руководством. «Указ о распаде СССР молодежь того времени воспринимала менее болезненно в отличие от старшего поколения. Начался расцвет воинствующего национализма, начались межнациональные военные конфликты, разделы территорий. Люди из одной семьи оказались на территории разных государств. Все эти события, осложнили устоявшиеся отношения людей, перевернули их жизнь больше в худшую, чем в лучшую сторону».

Да было трудно, но дед сумел выстоять и в нелегкие перестроечные 90-е годы. Уж ему-то доставалось тогда больше всех. Безденежье укрепляло в сердцах людей страх за будущее. Безысходность и паника царили всюду. Двери руководителя райфинотдела не закрывались от недовольных посетителей.

Одним из наиболее запоминающихся фактов 1995-1998 гг. были забастовки педагогов школ. Дедушка вспоминает людей доведенных до отчаянья, матерей которым не на что было кормить своих детей. Люди в порыве отчаянья и бессильной злобы обвиняли власти в отсутствии денег, а, следовательно, средств к существованию. Учителя устраивали пикеты у здания районной администрации, брали большие алюминиевые кастрюли и бросив туда алюминиевые ложки и гремели ими. Администрация района старалась организовать бартер продуктов. В школы по взаимозачетам возили хлеб, мясо и другие продукты. Иногда по такому зачету можно было купить мебель и другие товары. Взаимозачетами погашались коммунальные задолжности, плата за детские сады и другие услуги, если это было возможно. Но Александр Петрович даже в такой сложной ситуации старался помочь каждому. Чтобы получить хоть какие-то деньги люди ходили на прием специальной комиссии, где убеждали ее в важности испрашиваемых средств. Для одних, срочно нуждающихся в деньгах, он все же находил финансовую поддержку, для других - действовало его утешительное слово. Но стоило это ему немало терпения и сил. Общему делу помогал и его природный юмор, такт и огромное терпение и человеколюбие. Вот что говорила секретарь Патюкова, Г.С.Хирная: «Люди шли и шли… Все были ужасно недовольны положением в стране.. В кабинет к Александру Петровичу все заходили с претензиями, с недовольными лицами, а выходили совершенно другими людьми! У всех появлялась надежда, всем он пытался помочь… Наверное все помнят его крылатую фразу: «Денег никогда нет, но они всегда есть»…

Мой дедушка многие годы работал с людьми, видел их боль и счастье, радости и трудности. Он вспомнил случай голодовки учителя литературы из школы, где я сейчас учусь. Саранов А.Ф. устав от безденежья в порыве отчаянья он объявил голодовку и в течении недели ничего не ел находясь в школьном спортзале. Этот факт поразил и самих учителей, и администрацию района, и жителей села. Администрация Енисейского района изыскала средства для материальной поддержки учителя и его семьи. Наш район был дотационной территорией и администрация, даже желая зачастую, ничем не могла помочь людям. Тем не мене даже в такое трудное время на Патюкова А.П. можно было рассчитывать. Ну, вот кто даст свою машину, чтобы отвезти детей в больницу или на утренник? Патюков. К нему очень часто обращались главы других сел, и здесь он всем пытался помочь. К нему постоянно шли люди, где бы он ни работал, и находили поддержку и понимание. Множество грамот он получил, но самые запоминающиеся и дорогие сердцу моего деда следующие: в 1966г. - «Почетная грамота министерства образования за большой вклад в развитие образования в Эвенкийском национальном округе» и «Благодарность губернатора Красноярского края в честь 200-летия финансовой системы». Еще один факт нельзя обойти вниманием. В июне 2003г. в городе Минусинске, или «Сибирской Италии» как его называют, состоялась финансовая спартакиада. Патюков Александр Петрович занял первое место по стрельбе и был награжден почетной грамотой. Вся его трудовая деятельность прошла на благо Енисейского района, земляков своих. Он здесь родился и живет. Здесь же в родном селе Подгорное покоится его мать Анастасия Захаровна. Здесь его дети и внуки. У моего дедушки двое детей: дочь Татьяна и сын Валерий, а также четыре внучки и одна правнучка. Для нас, для детей и внуков он является примером. На все праздники мы собираемся в доме нашего горячо любимого главы семьи. Я всегда обращаюсь к нему за советом, так как считаю его мудрейшим человеком. Он как никто другой понимает меня. Это человек, который живет сердцем и горжусь, что являюсь его внучкой. Как рассказывала моя мама, невестка Александра Петровича, с самого первого дня ее приняли в доме Патюковых. «Когда я пришла в дом Александра Петровича и Таисии Архиповны, - рассказывает она, - я сразу поняла как мне повезло со свекром и свекровью. Очень теплая и добрая атмосфера царила в их доме. Вскоре я поняла, что чтобы не случилось, меня всегда здесь поймут и поддержат. В любой день, в любое время суток я могла обратиться за помощью и знала - мне не откажут».

Недавно у моего дедушки был юбилей, ему исполнилось 70 лет. Поздравить его пришли не только родные и близкие, а также руководство Енисейского района, бывшие сослуживцы, друзья. Было сказано много добрых слов, вечер прошел в теплой дружеской обстановке. Это стихотворение в честь моего деда написал наш Енисейский писатель А.Бондаренко.

«И все же в жизни есть мне чем гордиться -
За то, что честно прожиты года.
Я в молодости мог с дороги сбиться,
Но были мне опорою друзья.
Тебя, Петрович, знаю лет так сорок,
С тобою шли тернистою тропой.
И в пору юности ты был мне очень дорог
И в зрелости нас жизнь свела с тобой.
Директор школы, председатель исполкома,
Начфин большого региона много лет.
Муж любящий, отец большого дома.
Ты людям нес добро, тепло и свет.
Я рад с тобою быть как прежде рядом,
И мудрые слова внимать твои.
И мысли понимать твои по взгляду,
И помыслы раскрыть тебе свои.
Желаю много счастья в твоем доме,
Семьи, друзей надежное плечо.
И знаю я, что жизнь тебя не сломит,
Людей ты любишь слишком горячо…»

Я надеюсь, следующий юбилей пройдет в том же кругу. Несмотря на уже не молодой возраст он продолжает активно заниматься спортом, каждый день проходит на лыжах по несколько километров, его поддержка, помощь нам не иссякает, а наоборот с каждым годом все увеличивается. И в завершении можно сказать только одно: Александр Петрович - прекрасный семьянин, завидный дед, отменный работник, человек с большой буквы, НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА….

Литература.

1. Газеты «Енисейская правда» периода 1941-1944 годов.
2. Устные свидетельства Патюкова А.П, Горбач С.П., Хирной Г.С., Бондаренко А.М.
3. Газеты «Енисейская правда» 1995, 1998, 2003, 2009г.
4. «Почетная книга жителей Енисейского района».
5. Загладин Н.В., Козленко С.И.История Отечества ХХ века.учебник для 11 класса М.:ООО «ТИД «Русское слово»- РС, 2006


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»