Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ Человек в истории, Россия XX век.
Работу выполнила: Шабалина
Нина Александровна уч-ся 8 кл.
МОУ Благовещенской СОШ
Красноярский край
Ирбейский район
с. Благовещенка
Руководитель: Кох Валентина Александровна, педагог дополнительного образования.
1. Введение
2. Основная часть (детство, годы жизни)
3. Заключение
4. Используемые источники
5. Приложение
Моя работа рассказывает о таежном селе Благовещенка Красноярского края, в котором проходило зарождение комсомольской организации, показаны этапы жизни первого комсомольского секретаря, его нелёгкий трудовой и боевой путь. В работу вошли воспоминания родственников и жителей села, архивные документы школьного музея. Видеофильм, созданный краеведами школы, в котором отражены видеосюжеты, связанные с историей села. В работе прослеживается мысль о неправильной политической линии в работе молодёжных организаций.
Роль руководителя
Роль руководителя заключалась в оказании помощи при выборе темы, систематизации
материала, оформлении работы. Организации связи с координатором общества
«Мемориал»
« История предков всегда любопытна для тех, кто достоин, иметь Отечество».
Н.М. Карамзин
Много городов, сёл и деревень на карте России, но наше село с. Благовещенка, особенное, так как название оно получило от православного праздника Благовещенье, который отмечают 7 апреля по новому стилю.
Наше село Благовещенка расположено в Ирбейском районе, Красноярского края. Красноярский край занимает центр Азиатской части нашей страны, Ирбейский район расположен в Восточной части Красноярского края. Административным центром является село Ирбейское. Его площадь составляет 10921 кв. км. Численность населения 21582 чел. В составе района 17 сельских советов, 49 сельских поселений. Одним из его поселений есть наше. Благовещенский сельский Совет, в своем составе имеет 6 поселений: Благовещенка, Агул, Васильевка, Ильино-Посадское, Минушка, Новомариновка. Численность хозяйств на 2002 год в следующем составе: Благовещенка-108, Агул- 100, Васильевка-29, Ильино-Посадское- 37, Минушка- 40, Новомариновка- 35. Это были данные на 2002 год. Но на 2009 год в нашу администрацию вернулось село Стрелка, ранее оно входило в состав Мельничного сельского Совета.
Если сравнить численность населения нашего села в 1917 году, то мы видим, что в Благовещенке было 439 душ, а данные на 2006 год (из администрации Благовещенского сельсовета), состав нашего села 326 человек. Из них взрослого населения 233 человека. Можно сделать выводы, что население убывает. Также нет на территории нашей администрации многих сёл и деревенек, образовавшихся в XX веке. Немного о истории села я представляю в фильме .Этот фильм создали краеведы школы.
Сейчас многих стал занимать вопрос прошлого, но когда начинаешь искать источники, то сожалеешь, что поздно спохватился. Так произошло и в моей ситуации.
Мы живем в большой и великой стране Россия. Меня, как гражданина, волнует судьба моей родины.
Занимаясь краеведением, я наткнулась на такую же фамилию, как и моя. И когда я спросила у нашего руководителя, то она мне сказала, что его зовут Шабалин Василий Петрович. Мне стало интересно, я начала поисково-исследовательскую работу. Оказалось, что Василий Петрович мой родственник. Но мои родители его тоже не знали. Но его хорошо знала моя бабушка, Шабалина Ксения Ивановна. Бабушка умерла, и мне горько думать, что поздно я занялась сбором информации о своём родственнике.
« Если б нам не помогала память
Не гасило прошлое вдали,
Все, пройдя, что пережито нами,
Мы бы жить, наверно, не смогли…»
(Лев Ошанин)
А судьба моего двоюродного прадедушки была очень интересной и тяжелой.
Немного о его детстве:
По воспоминаниям бывшего жителя с. Благовещенка, Сасина Сергея Павловича: «Шабалин Василий Петрович был записан по имени Лука. А когда он уже пошел учиться, стал совершеннолетним, сменил имя на Василия».
Детство у него было трудное. Отец погиб в годы гражданской войны, у матери было пять детей, четыре брата и сестра, в возрасте от одного года до пятнадцати лет. В деревне Саломатке не было школы. У него было большое желание учиться, и он в возрасте одиннадцати лет ушел из дома, в деревню Романовку к тете, где жил и учился в начальной школе, затем уехал в Хаеринскую коммуну Канского района, там летом работал на разных полевых работах, а зимой учился в семилетней ШКМ (школа колхозной молодежи). Параллельно окончил тракторные курсы и летом 1932 года работал в Канском зерносовхозе трактористом и учетчиком полевой бригады. Затем из этой школы был направлен в Канский педагогический техникум. Где учился всего полгода, не выдержал голода и холода. В январе 1933года возвратился в деревню Саломатку.
Конечно, в Благовещенке осталось очень мало людей, которые хоть что-то про него знали, но тем не менее. У нас в музее сохранилось письмо, которое Василий Петрович писал в комсомольскую организацию Наталье Владимировне Рачук, этому письму больше тридцати лет. Шабалин В. П. был первый комсомолец.
Он родился в 1918 г. в деревне Саломатке. В апреле – мае 1933 года из деревни Саломатка был переселен, в составе 37 семей, в село Благовещенку по той причине, что в Саломатку в то время было сослано 300 семей раскулаченных украинцев Забайкальских бурят. Так как в Благовещенке не было колхоза и коллективизации единоличных крестьян, которые под воздействием служителей церковного культа, их пособников из числа зажиточных крестьян, раскулаченных, не хотели вступать в колхоз. Переселение колхоза из Саломатки явилось организующим началом коллективизации Благовещенских единоличных крестьянских семей. В результате активной коллективизации в колхозе вскоре было уже 96 семей. Председателем колхоза был Иван Андреевич, бригадиром Шлевков Иван Петрович и Косолапов Федор Степанович, зав. хозяйством занимался Ярчак Василий, а Василий Петрович был счетоводом колхоза. Ему в ту пору было 17 лет, 7 классов образования – тогда считалось неполное среднее образование. Счетоводом колхоза ему привелось стать без специальной счетной – бухгалтерской подготовки по той – простой причине. Что грамотнее его в колхозе ни кого не было. В декабре 1933 г., перед отчетным годом, будучи на совещании счетоводом колхозов, его пригласили на беседу с секретарем райком комсомола, который просил его, провести работу среди Благовещенской молодежи по вопросу вовлечения в комсомол.
Как пишет в книге - « Мы сурового времени дети » И.А. Долгачёв г. Канск 2003г. «Канская типография». «Двадцатые годы! Нет, не забыть мне их до самой смерти. Комсомолу я во многом обязан. Комсомол вывел меня, крестьянского парня, на широкую дорогу». Так и моего прадедушку комсомол вывел в люди, так говорят старые жители села. В 1934 г. была создана, оформлена и поставлена в райкоме ВЛКСМ Благовещенская первичная комсомольская организация, которая работала под руководством Ирбейского ВЛКСМ, под наставлением коммуниста Г.Иващенко База для создания комсомольской организации была большая. В Благовещенке насчитывалось около 800 девушек и более 40 парней комсомольского возраста, однако под влиянием церкви, попа и религиозно ведущих родителей молодежи всячески отпихивались и отказывались выступать в комсомоле.
Список кандидатов в чл. ВЛКСМ.
1 Шабалин Василий Петрович – счетовод колхоза.
2 Червяков Алексей Андреевич – рядовой колхозник.
3 Лебедев (Шабалин) Пантелемон Дмитриевич – зам.
4 Быстров Павел? – секретарь сельсовета.
5 Рачук (или Ярчак) Антон? – рядовой колхозник.
6 Ярчак Петр ? -
7 Терешков Петр Тимофеевич -
8 Хлиманенко – рядовой колхозник.
9 Ховрус ? - колхозник.
10 Ванеева Анастасия Терентьевна - колхозник.
11 Толстоброва Феня
Затем вошли в состав комсомольской организации учитель школы Жандоров Николай, его товарищ по школе тоже учитель и учительница, которую прислали для ликвидации неграмотности Коростелёва Вера. Все трое прибыли из района, будучи уже членами ВЛКСМ. Кроме того, были позднее приняты в организацию Шабалин Николай, Василия Петровича младший брат Иван (по прозвищу Иван – бог) жил он вверху села за школой, маленького роста, белоголовый блондин и кажется Ярчак – парень высокого роста жил с матерью на другом конце села.(воспоминания Василия П.Петровича). Благовещенская комсомольская организация работала под руководительством Ирбейского ВЛКСМ, под наставлением коммунистов Г. Иващенко – председатель сельсовета, позднее Иващенко жил и работал в Ирбее. Бывший председатель колхоза Червяков И. А. жил в поселке Чечеул Канского района. Он, правда, стоял в стороне от комсомольской работы, он был по горло занят колхозными делами и своей семьей, у него было несколько детей. Да и не удивительно, по всей малограмотности сам нуждался в идейном и политическом воспитании.
Василию Петровичу конечно, как секретарю приходилось больше других комсомольцев участвовать в организации и провидении мероприятий.
Чем они занимались? В частности:
1. Читали среди комсомольцев, разъясняли им статьи воспитательного характера по вопросам текущей политики и международного положения, опубликованные в периодической печати.
2. Проводили беседы по атеизму, направленные против попа и церкви, когда себя скомпрометировали, принимали участия в подготовке материала для отдачи его под суд, участвовали в закрытии церкви вместе с коммунистами, сельсоветским активом, сняли кресты с церкви, вывезли иконы и книги в склад школы. Сасин Сергей Павлович 1923 года рождения, вспоминает:
« Когда Василий Петрович был комсомольским секретарем, по указанию райкома они сбрасывали купола с Благовещенской церкви, а они, молодёжь помогала.
Это была трудная миссия. Многие старые люди не одобряли эту затею.
Я думаю, что Василий Петрович был преданным комсомольцем, и он выполнял указание райкома. В помещении церкви силами комсомольцев произвели тщательную уборку, написали лозунги, плакаты и повесели вместо икон, церковь назвали клубом, в помещении которого проводили молодежные вечера с играми, танцами, вместо вечеринок ранее проводимых в частных домах колхозников. И иногда показывали кинофильмы.
3. По согласию с председателем с/совета Иващенко и директором Клыченко проводили беседы с неграмотной молодежью и взрослым населением, желающих учиться и ликвидировать свою неграмотность. Составляли списки и передавали в школу, затребовали учителя по ликбезу, и была направлена в Благовещенку, вышеупомянутая комсомолка Вера Коростелева.
4. Назначали и несли дежурство по сельсовету, и выполняли отдельные поручения, вместе с дежурством, оповещали населения для участия в мероприятиях.
5. Давали поручения отдельным комсомольцам, проводить индивидуальные беседы с несоюзной молодежью и в семьях по вопросам атеизма, ликвидации неграмотности, призывали к выступлению в колхоз и соблюдению дисциплину.
6. Выделяли комсомольцев в помощь киномеханику для подготовки помещения школы (или клуба), для продажи билетов, демонстрации фильма. Правда фильмы привозили нечасто, в лучшем случае один – два раза в месяц, а то и реже.
7. Организовывали и сами комсомольцы в основном, участвовали в самодеятельности: ставили маленькие пьесы, декламировали рассказы и стихотворения, пели сатирические частушки, пропагандировали положительные примеры из колхозной жизни, критические рассказы, в которых показывали недостатки колхозной жизни и отдельных работников, допускающих нарушение дисциплины и особенно употребляющих спиртное (самогон).
Потом стали выдвигаться другие не маловажные задачи, которые должны решать комсомольцы.
- Повышать идейно – политический уровень комсомольцев, повышать теоретические знания по Ленинской теории; систематически быть в курсе событий текущей внутренней и международной политики – это главный вопрос работы комсомола;
- Комсомольцы должны показывать пример на работе, в учебе и поведении в обществе, в быту;
- Вести борьбу против курения и алкоголизма, за сохранения здоровья, за овладение практически специальностью. И много других немаловажных вопросов, которые должны быть поставлены на повестку дня, исходя из местной практической жизни, и точного соблюдения, и выполнения положений комсомольского устава, который должен быть настольным пособием каждого комсомольца. Следует отметить, что подавляющие большинство комсомольцев принимало активное участие в проводимых мероприятиях и охотно с огоньком выполняли все поручения, за небольшим исключением. Однако не союзная молодежь проявляла пассивность, особенно тогда, когда мероприятия проводились в помещении бывшей церкви (в клубе). Конечно это в какой – то степени отрицательно сказывалось на активности некоторых, отдельных не устойчивых комсомольцев. В плясках и танцах все были активны, если они (пляски) проходили в домах колхозников или летом на улице.
Василию Петровичу, конечно, приходилось нелегко и непросто в тех условиях активировать работу, но он без зазнайства и без хвальбы старался добросовестно выполнять служебный долг и комсомольские поручения в доле секретаря.
В связи с тем, что комсомольская организация была молодая, а комсомольцы не опытные, не все получалось, как хотелось бы, но в основном комсомольская организация в целом решала успешно поставленные перед ней РК ВЛКСМ задачи.
Василий Петрович работал и мечтал продолжить образование, с этой целью, с разрешения правления колхоза подготовил себе замену в лице Терешкова Петра Тимофеевича, который принял дела колхозной конторы и работал он, как потом говорили до ухода на фронт. Дела комсомольской организации сдал своему заместителю Червякову А. А. после сдачи всех дел и обязанностей, в июне 1935 г. уехал из Благовещенки в город Ленинград по вызову индустриального института, для повышения образования, однако так сложились обстоятельства, что мне пришлось покинуть Ленинград. На обратном пути заехал в г. Киев навестить тетю с дядей, да там и остался, работал бухгалтером, одновременно учился на вечернем рабфаке педагогического института, откуда в октябре 1936 года был призван на действительную службу в советскую Армию, где послужил непрерывно 25 лет. Из них участвовал в финской войне и на фронтах ВОВ: в битве за Москву, в Ленинградской блокаде, где был ранен и контужен. Лечение, проходил в Московском военном госпитале. После был на западном и белорусском фронтах, откуда его направили на учебу. Окончил подготовительный курс в объеме 10 классов для подготовки в военную академию. Затем сдал экзамен экстерном за военное училище, окончил вечерний университет и военную академию имени М. В. Фрунзе. После учебы продолжал службу на западе, и в 1961 г. уволился из Армии в запас, на пенсию. Будучи инженером, в центральном аппарате Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной подготовки и последние пять лет заместителем директора книжного издательства, указанного комитета. Потом он был на пенсии, занимался внуком, ему тогда было 6 лет, он ходил на центральный стадион им. Ленина играть в футбол на коньках и плавал в водном бассейне. У Василия Петровича было много наград 3 боевых ордена (красного знамени, две красной звезды) и 18 медалей в т. ч. «За боевые заслуги», «За доблестный труд», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «Ветеран Вооруженных сил», «Ветеран труда» и другие юбилейные и памятные медали.
По воспоминаниям племянницы Василия Петровича, Головатенко Людмилы Ивановны: «Дядя жил в Москве, а когда умер, семья переехала в Израиль; жена и сын, внук. Когда они уезжали им не дали возможности увезти с собой награды Василия Петровича, они остались в России у родственников». Проживала в нашем селе Клепцова Анастасия Прокопьевна, она тоже является родственнице Василия Петровича и она нам поведала, что корни рода Шабалиных идут «из Рассеи», из Вятской губернии.
Ещё новый факт я недавно узнала, что у Василия Петровича есть в нашем районе родная дочь Аня. По сложившимся обстоятельствам он её не растил. Возможно, она сможет в дальнейшем встретиться со своим братом, который живёт в Израиле.
В своей работе я рассказала про Шабалина Василия Петровича, о человеке который был первый комсомолец. Конечно, информации очень мало, так как людей уже почти не осталось, и спросить об этом человеке не у кого. Практически все сведенья, я взяла из письма, которое Василий Петрович сам же и написал. Воспоминания родных, ветеранов села. Но думаю, даже эти сведения имеют огромную ценность и помогут установить жизненные события, происходившие в нашей таёжной глубинке. Кроме этого факты указанные Василием Петровичем, раскрывают деятельность комсомольской организации с. Благовещенка. В работе затронуты многие фамилии земляков и это может послужить для других краеведов подсобным материалом. Ведь мы знаем, что по крупинке собранный материал имеет определённую ценность. Ведь история России складывается из истории каждого её гражданина.
1.Архивные данные школьного музея МОУ Благовещенской сош, письмо
В.П. Шабалина
2. Книга И.А. Долгачева «Мы сурового времени дети» г. Канск «Канская
типография», 2003год
3. Воспоминания Сасина С.П. 1923года рождения
4.Воспоминания Клепцовой А.П. 1927 года
5 Воспоминания Головатенко Л.И.
6. Книга В.Я. Обермана «О моих земляках и немного о себе»,Красноярск «Офсет»,
2000г.
1.Фотография Шабалина В.П
2. Диск фильм «Моё село Благовещенка».
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»