Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История моей семьи


Автор работы:
Утенкова Алена 14 лет

Научный руководитель:
Зубова Светлана Сергеевна-
Педагог дополнительного
образования высшей категории

с. Туруханск
Красноярского края
2008 год

Содержание

1. Введение
2. Память- категория настоящего
3. Заключение

“Сходны судьбой
поколения людей
с поколениями листьев...”
говорили древние

Введение:

Родословная, или, как говорили раньше, родословие (родова) – это череда родителей и детей, где о каждом приводятся основные сведения. Другими словами, родословная- это перечень поколений людей одного рода с указаниями о каждом из них того, что его отличает.

В истории нашей страны было время, когда люди скрывали свое происхождение, уничтожали документы, боясь, что в их роду обнаружатся попы, дворяне, промышленники, военные- белогвардейцы. Отказывались от корней. Строилось государство безродных людей. И эта безродность душила человека.

История нашей страны показала, что всеобщего счастья не существует. Но возможно счастье и благоденствие отдельного человека, отдельной семьи.

Цель работы: Узнать свою родословную.

Задача: 1.проанализировать семейный архив.
2.поговорить с членами семьи.
3.узнать, что общего было у моих родственников с другими семьями.
4.узнать, что объединяет членов моего рода.

Методы:
1. устный опрос
2. работа с документами из семейного архива.

Память-категория настоящего.

Я знаю свою родословную, начиная от прадедушки и прабабушки. Моя прабабушка (приложение 1) Матрена Ивановна Карлина (Юринская) родилась примерно в 1896 году в с. Матусово Балейского района Читинской области. Ее отец (мой прапрадедушка) мещанин Иван Юринский был сельским старостой (теперь аналогичная должность называется глава села). В семье Ивана Юринского родилось пятеро детей: Яков, Фёдор, Зинаида, Надежда, Матрена. Прабабушка была православного вероисповедания. Для женщин в те времена образование было не обязательно, но прабабушка была грамотной, как и прадедушка. Они оба окончили сельскую церковно-приходскую школу. С прабабушки началась традиция грамотных, образованных женщин в нашем роду.

После замужества прабабушка Матрена Ивановна сначала стала домохозяйкой. Ее муж-Петр Прокопьевич Карлин, сын зажиточного крестьянина Прокопия Карлина. У прадедушки было два брата Гавриил и Сергей. Родители бабушки жили и воспитывали детей по законам Домостроя. Это значит, что жена и дети беспрекословно подчинялись главе семьи, а младшие - старшим. Было принято, чтобы дети жили рядом с родителями, это помогало в ведении общего хозяйства: свои работники, доход больше. Чаще всего жили одним домом: к дому родителей делались пристройки, дом имел общее крыльцо. Все помогали друг другу. Когда все уходили на работу, малолетних детей оставляли под присмотром старших детей или стариков. Все важные решения принимал самый старший в родове. Для хозяйки дома день начинался в три часа утра. Каждой современной хозяйке это сейчас покажется кошмаром. А прабабушка топила печь, готовила еду, убирала в доме, во дворе. Для каждого члена семьи имелся свой строго расписанный порядок дня. Даже у детей, не говоря уже о взрослых, были свои обязанности, которые нужно было неукоснительно выполнять. Все слова главы семьи (отца или деда) не обсуждались. Женщинам запрещалось ходить с непокрытой головой, детей наказывали-ставили на горох (это было очень больно). Это был типичный семейный уклад. Как мы видим, он значительно отличается от современного уклада.

Мой прадедушка Петр Прокопьевич был очень строгим, придирчивым к мелочам. Прабабушка никогда не перечила мужу, хотя характер тоже имела строгий и властный. Моя бабушка унаследовала этот характер. За любовь к порядку и аккуратность прадедушку в селе прозвали Бароном, а прабабушку - Барошихой. А бабушку и ее сестер называли «барошихины девки». В селе было принято, оказывается, давать уличные прозвища за особенности характера, внешности и поведения. Чаще всего это никого не обижало, а было привычным. Сейчас дают прозвища только по измененным фамилиям или имени, часто это похоже на кличку и нередко звучит оскорбительно.

Семья прабабушки и прадедушки была многодетной - это тоже типично для того времени. Считалось, что чем больше детей, тем крепче родовые корни. Родители передавали семейные традиции старшим детям, а те учили младших. В семье прабабушки родилось 7 детей Иван(1922 г.р.), Мария(1924 г.р.), Агрипина (1927 г.р.), Анна (1929 г.р.), Валентина (1934 г.р.), Сусанья, в семье её называли Люсей (1936 г.р.) и Варвара - моя бабушка, которая родилась ноября 1941 года. В свидетельстве о рождении бабушки стоит подпись её дяди, Якова Ивановича Юринского, моего двоюродного прадедушки (приложение 12). С ним связан один интересный исторический факт. До революции Яков Юринский состоял на службе в царских казачьих войсках. После октябрьской революции он перешёл на сторону « белых», в то время как другой его брат Фёдор воевал на стороне «зелёных» (партизанил). «Зелёные» воевали против «красных» и «белых», они хотели иметь свою землю, своё хозяйство, работать сами на себя. После Гражданской войны, по ошибке, брат Якова отсидел за него 6 лет.

В самом начале Великой Отечественной войны мой прадедушка Петр Прокопьевич был призван на службу в Красную армию, но потом был освобожден от службы по болезни, и всю войну проработал председателем колхоза «Путь к коммунизму» в с. Матусово. Прабабушка и старшие сёстры бабушки тоже работали в колхозе. А одна из сестёр бабушки, Мария, некоторое время работала на шахте. Женщины во время войны заменяли, ушедших на фронт мужчин. Семьи бабушкиных сестёр и брата тоже, в основном, были многодетными. Мария за воспитание 17 детей (трое умерли в младенчестве) была награждена медалью «Мать героиня». У остальных было по четверо-шестеро детей. У моей бабушки тоже четверо детей.

Все дети Карлиных были крещёными. Имена давались в соответствии со святцами (в день какого святого родился). Это не совсем типично для того времени, ведь велась борьба с религией. Может быть, сказалось то, что семья жила в Забайкалье, где порядки были помягче.

Моя бабушка Шубина (Карлина) Варвара Петровна, по сравнению со своими сёстрами, позже других вышла замуж - в 27 лет. Мария вышла замуж в 14 лет, Агриппина и Валентина – в 19 лет, Сусанья (Люся)- в 18 лет, Анна - в 21 год. Брат Иван прошёл всю войну, дошёл до Берлина, награждён орденами и медалями, не получил ни одного ранения. У него был очень хороший подчерк, он работал писарем в военкомате.

Отец бабушки умер перед Днём Победы, его хоронили 9 мая 1945 года. Моя бабушка окончила школу-семилетку ( её сестры и брат имели 4 класса образования). Когда она училась в начальных классах, умер Сталин. Тогда все плакали, а бабушка написала стихи, посвящённые ему. А я слышала о Сталине, как о человеке жестоком. Мама бабушки в те годы сильно болела. Дальше продолжать учебу бабушка не смогла, надо было помогать по дому и работать в колхозе. После смерти матери моя бабушка решила уехать из колхоза, чтобы получить профессию. Тогда в кинопрокате по всей стране шёл фильм с участием Любови Орловой «Светлый путь». Главная героиня, простая домработница, стала известной ткачихой. Такие передовые люди тогда ставились в пример. Моя бабушка тоже решила стать ткачихой, для неё это означало новую, интересную жизнь. Она думала, что многие так живут. Но уехать из колхоза было непросто, потому что все члены её семьи и она сама были колхозниками. Паспорта в те годы колхозникам не выдавались. Бабушка сравнивает колхозников тех лет с крепостными. Уехать из колхоза, поменять место жительства можно было только с разрешения Правления колхоза. А оно отпускало на учёбу или по надобности колхоза, например, на какие-нибудь курсы счетоводов, бухгалтеров или по вызову. В 1060 году бабушка уехала по вызову в город Канск Красноярского края. На руках у неё имелось только свидетельство о рождении и комсомольский билет. Сначала ей выдали временный паспорт на два месяца, а затем – постоянный. В Канске бабушка жила по июль 1962 года. Сначала она работала на ткацкой фабрике зарядчицей, затем сдала «техминимум» (приложение 2) и стала работать ткачихой. Она пыталась совмещать работу с учебой, но была уволена, об этом написано в трудовой книжке (приложение 6)

Потом бабушка поступила в Канское техническое училище номер 4, закончила его и получила специальность «киномеханик звукового кино второй категории» (приложение 2). В её свидетельстве об окончании училища я обратила внимание на то, что вместе со специальными предметами изучался предмет «История КПСС». Оказывается, это было обязательным в любом учебном заведении (этот предмет изучала ещё и моя мама). Во время учёбы студентов отправляли в ближайшие колхозы и совхозы оказывать посильную помощь (трудовые десанты). Это было обязательным. Бабушка ездила вместе со всеми (приложение 7).

В те годы профессия киномеханика была очень востребованной и даже престижной, особенно для женщин. В одном из писем, адресованных бабушке, дефицитность работников культуры шутя приравнивается к «резиновым сапожкам на каблуках и болоньевому пальто» (приложение 8). Хотя в то время такое сравнение не было преувеличением. После окончания училища бабушка была направлена в г. Красноярск, для работы в кинотеатре «Космос». Но дирекция Краевой кинофикации решила направить бабушку как молодого специалиста в Эвенкийский автономный округ. В те годы это была огромная территория с редкими населёнными пунктами, которые назывались фактории. Климат очень суровый, основное средство передвижения - олени. С 1963 года по 1971 год моя бабушка работала в Илимпийском районе Эвенкии киномехаником сначала в Тутончанах , затем в Чиринде в Красном чуме (так назывался на Севере клуб) в должности заведующей клуба, а затем была переведена в Учами на ту же должность. (приложение 5). Там она вышла замуж за моего дедушку Владимира Геннадьевича Шубина, который работал на буровой бурильщиком. Через некоторое время бабушке по семейным обстоятельствам пришлось переезжать снова в Тутончаны. Там бабушка первое время работала инструктором Красного чума. При Советской власти проблемой было жилье. Представителей «дефицитных профессий» жильем обычно обеспечивали, но не всегда. (приложение 9)

26 марта 1969 года в семье Шубиных родилась дочь Алёна. Уже через два месяца бабушка вышла на работу ( зав. Красным чумом). Оказывается, в то время молодые мамы почти сразу после родов выходили на работу. Вскоре у дедушки появилась возможность окончить курсы буровых мастеров. Бабушка переехала вслед за мужем в центр Туруханского района с. Туруханск. Первое время бабушка работала маляром, так как не смогла устроиться по специальности. Затем она перешла работать на склад Туруханской нефтегазоразведочной экспедиции. В 1971 году 25 марта родилась моя мама, Татьяна Владимировна Шубина. В 1973 году бабушка родила сына Владимира (28.08.1973 г.р.). В 1980 году родилась дочь Арина (29.09.1980 г.р.).

Моя бабушка всегда была очень активной. В молодости она была членом добровольной народной дружины (следила за порядком на улицах), избиралась делегатом комсомольских конференций, первого окружного съезда работников культуры, позднее депутатом Туруханского сельского Совета, была ударником коммунистического труда, ей присвоено звание «Ветеран труда ПГО Енисейнефтегазгеология», «Ветеран труда», неоднократно награждена грамотами (приложение 4).

Просматривая семейный архив (фотографии, документы), я обратила внимание на то, что даже на поздравительных открытках присутствует разного рода политическая символика того времени: изображения кремля, Ленина, красной звезды, серпа и молота, красного флага, и т д. (приложение 10) В наше время поздравительные открытки – это, чаще всего, просто яркие, красочные картинки, не несущие политического содержания. На некоторых открытках имеющихся в свободной продаже встречаются надписи с откровенными призывами выпить, закурить и т.д. В советские времена призывы были совсем другие (к труду, к дружбе народов, к миру во всём мире). Открытки стоили дешево, но их часто не хватало. Раньше все друг друга поздравляли. Когда подписывали открытки, часто обращались «товарищ». И праздники были другие. Вся страна отмечала Всемирный день трудящихся (1 мая), День Великой Октябрьской революции (7 октября). Это были всенародные праздники. Бабушка и мама рассказывали, как они ходили на демонстрации. Мама вспоминает, что это было очень волнительно. Для них - это был праздник. У меня лично слово «демонстрация» ассоциируется только с негативом. В наше время демонстрации устраиваются чаще всего в знак протеста. Да и многие праздники теперь называются по-другому. К примеру, День Советской армии и военно-морского флота переименован в День защитника Отечества. А праздники, которые когда-то отмечались не официально (но повсеместно) сейчас признаны государственными, например, Рождество Христово. С рождеством нас поздравляют с экранов телевизоров, со страниц газет, об этом снимаются фильмы. Изменилась жизнь, изменились праздники, изменились отношения между людьми. Бабушка считает, что в дни её молодости люди были добрее, искреннее, больше доверяли друг другу и жили, по её словам, веселее, хотя имели гораздо меньше (не было такого комфорта, возможностей, выбора). Но, при всём этом, бабушка говорит, что она не может жаловаться на судьбу. На своём жизненном пути она повстречала много хороших, достойных людей разных профессий и национальностей. Работая в Эвенкии, она познакомилась с начинающим тогда поэтом Алитетом Немтушкиным и писателем Жоресом Трошевым ( они собирали фольклор)

У неё даже была книга « Смерть шаманки» с автографом Жореса Трошева, но бабушка дала её кому –то почитать и книга, к сожалению, была утеряна. Кто знает, как сложилась бы бабушкина жизнь, если бы она не уехала на учёбу в город и не приехала работать в наши северные края. Она начала самостоятельную жизнь вдали о родных. Север закалил её характер, многое дал и многому научил.

Рассматривая документы бабушки, я обнаружила, также, что исчезли многие приметы её времени. Например, в советские времена все обязаны были вступать в какие-то общественные организации. Одни организации нужно было поддерживать материально, т.е. платить членские взносы, например, в ДОСААФ, в деятельности других нужно было участвовать, например, в спортивных обществах и в комсомоле (приложение 4). При вступлении в общественную организацию платили вступительный взнос, получали удостоверение и значок.

Дочери моей бабушки - Алена, Татьяна и Арина имеют высшее образование (закончили Восточно - Сибирскую Академию культуры и искусств» в г. Улан-Удэ ( Бурятия) по разным специальностям т. Алёна – руководитель хорового коллектива, моя мама- режиссёр массовых праздников и театрализованных представлений, а т. Арина – преподаватель народного пения и руководитель фольклорного коллектива. Все сёстры работают в культуре. Обе мои тёти преподают в детской музыкальной школе и по совместительству работают в районном Доме культуры. У нас вся семья, включая бабушку, поющая. Все три дочери бабушки окончили музыкальную школу по классу «фортепиано». Моя тётя, Алёна Владимировна Власова (Шубина) более 10 лет руководит детским вокальным ансамблем «Радость», которому присвоено звание «образцовый» и который известен у нас в районе и в крае. А вторая тётя, Арина Владимировна Ержанова (Шубина) стала победительницей и обладательницей гран-при на краевом конкурсе молодых исполнителей и представляла наш Красноярский край на престижном фестивале в г. Москве (имеет звание Лауреата фестиваля). Во время студенчества т. Арина пела в профессиональном ансамбле, а сейчас руководит вокальным ансамблем «Берегиня» (РДК). Моя мама с детства пишет стихи и песни, играет на гитаре, является участником многих районных конкурсов гитарной песни, она - хороший сценарист, играет в театре. Моя бабушка в молодости тоже писала стихи и участвовала в художественной самодеятельности. Сын бабушки, Владимир, окончил школу ДОСААФ, по специальности водитель. У моей бабушки семеро внуков (Екатерина и Никита, Алёна и Мария, Алия и Айжан, Всеволод). Одна из любимых поговорок нашей бабушки «Мир не без добрых людей», она часто говорит « Будет и на нашей улице праздник!». Наша семья многонациональна. У одной моей тёти муж – казах, а у другой наполовину – бурят, наполовину- украинец. Бабушка говорит: «Лишь бы человек хороший был!». Во мне ( со стороны матери и отца) течёт кровь сибирских казаков и забайкальских старообрядцев.

Родословное древо показывает всех членов нашей семьи. (приложение11)

Заключение

Составляя историю своей семьи, я увидела себя во времени, установила глубокие неожиданные связи. Родословная моей семьи обнаружила необычайную пестроту жизни, в которой главной ценностью выступает человек. В случае моей семьи главной объединяющей силой является бабушка. Благодаря ей, у наших родителей высшее образование; благодаря ей, все выбрали полем своей профессиональной деятельности культуру.

Я поняла, что любой род выполняет некую миссию. Именно он облегчает сложнейшую человеческую задачу – понять себя, помогает выбрать свой путь, свою профессию. Знание истории своей семьи помогает выявить генетическое предназначение. У членов нашей семьи генетически заложена предрасположенность к творческим видам деятельности, где можно проявить свою индивидуальность.

Практически всем, что есть в нас хорошего или плохого, мы обязаны своим родителям и взрослым, которые нас окружают. Ведь даже способом поведения, отношению к детям, отношению к семье или к обязанностям в ней, отношению к мужчинам и женщинам, умению ссориться и мириться мы учимся у своих близких.

На генеалогическом древе семьи чёрные и жёлтые листья-погибшие и умершие. Но зеленеют молодые побеги. Восстанавливается тончайшая основа нашей семьи, когда предки и потомки заставляют человека жить по совести и чести.

Нам, потомкам надо чаще ощущать на себе взгляд предков, идущий словно бы от земли, где они обрели единое и вечное пристанище. Этот взгляд в минуту выбора поможет нам быть твёрже.

Приложение 1


Слева направо:
1.Анастасия Ивановна Юринская - Чупрова
2.Матрёна Ивановна Юринская - Карлина (прабабушка)
3.Племянница прабабушки по линии мужа, Карлина Петра Прокопьевича.
(В руках ширинки - платочки обязательные для женщин)
19 июня 1936 г.
День солнечного затмения.

Приложение 2


Третья слева: Карлина Варвара Петровна
г. Канск 1964 год

Приложение 3

Работа в Эвенкии

Приложение 7


Карлина Варвара Петровна (вторая слева) - студентка училища

Приложение 10


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»